26.08.2010 5006

Профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников – проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Интерес к проблемам раннего выявления и предупреждения специфических нарушений письма (дисграфии) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Грамматический строй речи является важнейшим условием функции речи, как средства коммуникации. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Построение грамматически правильно оформленного речевого высказывания - это кульминационный процесс формирования речи.

Для формирования грамматического строя речи наиболее благоприятен дошкольный возраст. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. А основой для усвоения грамматического строя речи является познание отношений, связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

При этом нарушения грамматического строя речи, недоразвитие морфологических и синтаксических обобщений у детей проявляются не только в устной речи, но и на этапе усвоения письменной речи, что проявляется в аграмматизмах на письме и ведет к появлению аграмматической дисграфии.

Следует отметить, что при разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме вопрос логопедической работы с детьми, посещающими массовый детский сад и имеющими незначительные речевые отклонения, оказался в настоящее время мало исследованным. В педагогической практике ДОУ прямой перенос методических подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с незначительными речевыми отклонениями оказывается неэффективным. Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосылки к последующей полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин дискомфорта, неуверенности в себе и, как следствие, отставания в учебной деятельности, в том числе и появлении дисграфии.

В целом, учитывая то, что овладение закономерностями грамматического строя речи является одним из важнейших условий как речевого развития, так и осуществления учебной деятельности, очень важно своевременно установить характер трудностей, которые возникают у детей дошкольного возраста при овладении грамматическим строем речи, а также своевременно провести необходимую логокоррекционную работу по устранению данных нарушений.

Объект исследования: нарушения формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: профилактика аграмматической дисграфии у дошкольников.

Целью исследования является изучение особенностей грамматического строя речи детей, посещающих массовый детский сад, и на этой основе разработка и экспериментальная проверка рекомендаций по логопедической работе, направленной на профилактику аграмматической дисграфии у дошкольников.

Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

1) теоретический анализ специальной психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования;

2) определение научно-теоретических предпосылок и разработка методики констатирующего эксперимента;

3) определение характера отклонений в формировании морфологической и синтаксической подсистем языка и уровня сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников;

4) разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленной на преодоление нарушений морфологической и синтаксической систем языка у детей;

5) выявление эффективности проведенной логопедической работы по профилактике аграмматической дисграфии.

Для успешной реализации поставленных задач в исследовании используются следующие методы: организационные (сравнительный и комплексный); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); обрабатывающие и интерпретационные (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).

Проблема исследования: определение эффективных методов и приемов по коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у дошкольников; выработка и практическая апробация методических рекомендаций по развитию морфологической и синтаксической системы языка у детей с учетом выявленной симптоматики и механизмов.

Гипотеза исследования: Процесс логопедической работы, направленный на профилактику аграмматической дисграфии, с детьми, имеющими незначительные отклонения в речевом развитии, может быть успешным, если:

– будет выявлен уровень и особенности грамматического строя у дошкольников массового детского сада;

– будет определен и реализован комплекс педагогических условий, обеспечивающий развитие грамматического строя речи как важнейшего компонента речевого развития детей.