27.08.2010 5344

Коррекционно-логопедическая работа по формированию внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Внимание - это психическое свойство личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту восприятия. Внимание тесно связано с мышлением и речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо изучение особенностей внимания детей.

Внимание, как считает В.В. Богословский /1981/, занимает особое место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процес¬сов как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия. А.А. Люблинская /1971/ подчеркивала, что внимание - не специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой психический процесс и совершенствуется в раз¬личных видах деятельности ребенка, правильно организованной взрослыми.

Об активном внимании как средстве познания окружающей действительности пишут Н.Ф. Добрынин /1958, 1975/, П.Я. Гальперин /1958, 2000/, Ф.Н. Гоноболин /1972/, А.Н. Леонтьев /1981/, К.К. Платонов /1972/, Л.С. Выготский /1966, 1976/ и др.

При выявлении нарушений внимания каждого ребенка, психолог, педагог, логопед сможет по¬ставить определенные задачи воспитания внимания и коррекции нарушений внимания каждого ребенка.

Общее недоразвитие речи в последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Интерес к этой проблеме обусловлен недостаточной разрешенностью неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции психического развития детей с речевой патологией. Проблема обучения и воспитания детей с ОНР разрабатывалась отечественными учеными Р.Е. Левиной /1968/, Р.А. Беловой-Давид /1972/, О.Н. Усановой /1982/ Л.Н. Ефименковой /1985/, Е.Ф. Соботович /1989/, А.П. Вороновой /1994/, Н.В. Серебряковой /1997/, Т.Б. Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой /1999/ и другими. Все они указывают, что в самом протекании, функционировании внимания у детей с общим недоразвитием речи имеет место ряд особенностей, таких как трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность внимания.

Проблема внимания детей с ОНР рассматривалась в специальной литературе, но она разработана сравнительно мало, а современных экспериментальных исследований внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи нет. Именно поэтому теоретическое и практическое изучение внимания дошкольников с ОНР, и в дальнейшем пути коррекции внимания у данной категории детей определили актуальность и стали темой настоящего исследования.

Объект исследования: неречевые функции у дошкольников с нарушением речи.

Предмет исследования: состояние, особенности и уровень сформированности произвольного зрительного и слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования отражает поиск наиболее эффективных путей и методов коррекции внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной целью исследования является выявление особенностей и коррекция произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и определение научно-теоретических предпосылок методики констатирующего эксперимента.

2) Разработка методики диагностики внимания у детей дошкольного возраста.

3) Исследование особенностей внимания у дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием.

4) Сравнительный анализ особенностей и уровня сформированности зрительного и слухового внимания у детей с общим недоразвитием речи и их сверстников с правильной речью.

5) Разработка и проведение коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление нарушений внимания у детей с ОНР и определение ее эффективности.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

– теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме);

– праксиметрические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение необходимой документации);

– эмпирические (наблюдение);

– диагностические (беседа, тестирование, анализ результатов деятельности);

– практико-экспериментальные (постановка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов);

– количественные и интерпретационные (количественный и качественный анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования).