27.08.2010 5529

Нарушения звукопроизношения у дошкольников с заиканием и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Речь является более поздним и наиболее сложным образованием цен¬тральной нервной системы и поэтому она скорее других функций подверга¬ется нарушениям и заболеваниям в период своего становления, то есть в раннем детском возрасте. Правильное развитие речи имеет большое значение для формирования личности ребенка.

Проблема заикания в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: врачей, физиологов, психологов, логопедов. Это связано с той огромной ролью, которую играет правильная речь для полно¬ценного развития человека, а заикание же нарушает возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно преодолеть его обычно вызывают раз¬личные отрицательные эмоциональные состояния: чувство неполноценности, страх речи и т.д.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судо¬рожным состоянием мышц речевого аппарата. Это одно из самых тяжелых и распространенных нарушений речи. Оно затра¬гивает не только речевую функцию, но и психологическую, физиологическую, социаль¬ную сферы личности.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с заиканием /Волкова Г.А., Левина Р.Е., Хватцев М.Е., Рay Е.Ф., Абелева И.Ю., Синицына Н.Ф., Белякова Л.И., Дьякова Е.А., Чевелева Н.А., Богомолова А.И., Меньшикова С.В., Миссуловин Л.Я., Одинцова Т.С., Парамонова Л. Г., Поварова И.А., Селиверстов В.И. и др./, отмечают сложность и разнообразие картины фонетико-фонематических нарушений у данной категории детей. Для них характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения над мономорфными. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. Речевой дефект определяется как фонетико-фонематический. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с заиканием именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Объектом исследования является устная речь заикающихся дошкольников.

Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Целью исследования является выявление нарушений звукопроизношения у заикающихся дошкольников и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе по преодолению нарушений фонетической стороны речи у детей данной категории.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

1) проанализировать специальную психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) экспериментально изучить состояние звукопроизношения у заикающихся дошкольников;

3) разработать программу логопедического воздействия, направленного на развитие и коррекцию нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, страдающих заиканием.

Методы исследования: изучение и анализ литературы; наблюдение; организационные; биографические; эмпирические; обрабатывающие и интерпретационные.

Проблема исследования заключается в подборе оптимальных средств логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников, страдающих заиканием, с учетом специфических механизмов нарушения речи у данной категории детей.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что его результаты позволят углубить знания о речевой симптоматике заикания.

Практическая значимость исследования определяется целенаправленным исследованием состояния звукопроизношения у заикающихся дошкольников, выявлением характерных дефектов произношения звуков в различных фонетических позициях у детей данной категории, а также определением задач, последовательности, специфики и содержания логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей с заиканием.