Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией и методы их коррекции - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с речевыми нарушениями. Анализ состава детей, нуждающихся в логопедической коррекции, показывает тенденцию увеличения роста осложненной речевой патологии.
Изучение детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, О.А. Токарева и др.) позволило установить этиологию и клинические проявления данной речевой патологии.
Исследования особенностей развития речи детей при данном речевом расстройстве выявили, что, помимо нарушений звуковой стороны речи, у них часто наблюдаются и искажения структуры слова (Р.И. Мартынова, И.И. Панченко). При этом нарушение звукослоговой структуры слова, затрудняющее овладение уст¬ной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения ре¬бёнком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям в его коррекции в школе. Эффективность же коррекционно-развивающего процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала.
Изучение содержания коррекционной работы по развитию речи в условиях специального дошкольного учреждения показывает, что в процессе коррекции логопеды и воспитатели в большинстве своем ориентируются на методические рекомендации по коррекции ОНР, не учитывающие клинические причины и закономерности формирования звуковой и слоговой структуры слова у детей при дизартрии. Между тем при стертой дизартрии отмечаются трудности усвоения звукового состава слова в связи с двигательными нарушениями соответствующих артикуляционных движений, обусловленными парезами и параличами органов артикуляции. Поэтому изучение закономерностей формирования звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией, а также разработка научных и методических рекомендаций по коррекции данных расстройств является актуальной задачей современной логопедии. Данное исследование необходимо для более эффективного преодоления стертой дизартрии и включения в логопедическую работу новых разделов коррекции с учетом специфики процесса усвоения звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение и уточнение особенностей диагностики и технологии формирования звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – звуковая и слоговая структура слова у детей со стертой дизартрией.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – нарушение звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией при ОНР III уровня.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить особенности нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией и теоретически обосновать и разработать систему коррекционного обучения по формированию структуры слова у данной категории детей.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) Проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии, рассмотреть формирование звукослоговой структуры слова у детей в норме и с речевой патологией.
2) Разработать методику констатирующего эксперимента.
3) Выявить особенности нарушений структуры слова у детей, имеющих стертую дизартрию.
4) Определить механизмы нарушения звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией.
5) Теоретически обосновать и разработать методику коррекционной работы по формированию звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что его результаты позволяют:
1) уточнить научные представления об особенностях и механизмах нарушений звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией;
2) разработать и обосновать направления и содержание коррекционного воздействия по формированию структуры слова у детей со стертой дизартрией.