27.08.2010 6990

Формирование звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Интерес специалистов к общему недоразвитию речи (ОНР) вызван широкой распространённостью данной категории детей, разнообразием проявлений нарушенного речевого развития и различными подходами к диагностике данного нарушения.

Проблема обучения и воспитания детей с ОНР освещалась в исследованиях многих авторов (Р.Е. Левиной, Р.А. Беловой-Давид, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и других). В своих работах они указывали на сложность и разнообразие этиологии и картины нарушений речи у данной категории детей.

Дети с ОНР отстают в развитии как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них оказывается нарушенным восприятие тонких оттенков речи, речевых звуков, зачастую они не различают смысл отдельных слов. Кроме того, многие авторы (Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Н. Ефименкова, Н.А. Чевелева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) отмечают у детей с ОНР нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, снижение речевой активности. Это, в свою очередь, приводит к нарушению формирования языкового анализа и синтеза, а, следовательно, в будущем и к нарушениям письменной речи, что затрудняет в последующем усвоение родного языка.

Искажения звукослогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (А.K. Маркова, Р.Е. Левина, Л.Б. Есечко, Т.А. Титова, Г.Г. Голубева, Г.В. Бабина, и др.).

Нарушение звукослоговой структуры слова, затрудняющее овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью, достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения ребёнком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям в его коррекции в школе. Эффективность же коррекционно-развивающего процесса зависит, прежде всего, от своевременного его начала.

Из вышесказанного следует, что вопрос усвоения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР является чрезвычайно значимым и актуальным. Кроме того, выявление специфических механизмов и симптоматики искажений звукослоговой структуры слова будет способствовать более точной дифференциальной диагностике и, следовательно, более эффективной коррекции речевых расстройств.

Основной целью исследования явилась разработка оптимальных методов и средств коррекции нарушений звукослоговой структуры слова в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ОНР.

Объект исследования – нарушения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – процесс формирования звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Целью исследования является выявление и коррекция нарушений восприятия и воспроизведения слов различной звукослоговой структуры дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1) Проанализировать теоретические подходы к решению проблемы нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР с целью определения научно-теоретических основ экспериментального исследования.

2) Определить содержание методики исследования восприятия и воспроизведения слов различного звукослогового состава и провести констатирующий эксперимент.

3) Провести сравнительный анализ состояния звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием для выявления у них общих и специфических закономерностей нарушения.

4) Разработать и провести коррекционно-логопедическую работу, направленную на преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР и проверить ее эффективность.

Методы исследования: В процессе исследования используются следующие методы (по классификации Б.Г.Ананьева):

1. Организационные: комплексный, сравнительный.

2. Эмпирические: изучение медико-педагогической документации; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

3. Количественные: количественный анализ экспериментальных данных.

4. Интерпретационные: метод логического анализа.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: в получении дополнительных данных о характере затруднений при воспроизведении слов различной звукослоговой структуры у детей с ОНР; в экспериментальной проверке методики коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР на основе выявленных специфических особенностей данного речевого нарушения.

Практическая значимость исследования состоит: в подборе методического материала, позволяющего наиболее точно определить наличие нарушений звукослоговой структуры слова; в разработке критериев оценки данного нарушения; в выявлении характера и степени выраженности этих нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи; в разработке наиболее эффективных приемов коррекционной работы с детьми с ОНР в зависимости от полученных в исследовании данных. Результаты исследования могут быть использованы в работе логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: учитывая разнообразие речевых расстройств у детей с общим недоразвитием речи, можно предположить, что успешное преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у данной категории дошкольников возможно, если: определены специфические особенности данных нарушений; создана и используется комплексная методика коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, основанная на подборе не только логопедического, но и лингвистического материала.