14.10.2010 11551

Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста (Н.Ш. Тюрина)

 

На правах рукописи

 

Тюрина Надия Шамильевна

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АБИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Специальность 13.00.03. - коррекционная педагогика

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Москва – 2008

 

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Департамента образования города Москвы на кафедре специальной педагогики и научно-методического обеспечения подготовки кадров для системы специального образования

 

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Лидия Ивановна

 

Официальные оппоненты: доктор биологических наук, профессор Заслуженный деятель науки РФ Шипицына Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор Гаврилушкина Ольга Петровна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

 

Защита состоится «31» октября 2008 года в «16» часов на заседании диссертационного совета Д.850.007.05 ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» по адресу: Москва, ул. Панферова, д.8 к.2.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского педагогического университета по адресу: 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д.4. Автореферат Разослан «30» сентября 2008г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета М.Н. Русецкая

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Изменение государственного и общественного отношения к институту семьи детерминирует процесс научного исследования различных аспектов ее функционирования. Приоритетным направлением психолого-педагогических исследований является изучение проблем помощи семье в реализации ее репродуктивной и воспитательной функций. Особую актуальность такая помощь приобретает на ранних этапах жизни человека, когда складываются основы и механизмы его социального функционирования.

Важность младенческого и раннего периода в формировании личности ребенка, роль социального окружения, влияние опыта отношений с близкими людьми отмечается в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях (Д.Винникотт, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, Р.ЖМухамедрахимов и др.). Авторы подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка (В.И.Брутман, Г.Г.Филлипова и др.).

Особое положение занимают семьи, имеющие ребенка с нарушениями психофизического развития. Исследователи различных научных дисциплин: специальной педагогики (М.М.Либлинг, Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, Л.М.1Штицына, Н.Д.Шматко и др.), специальной психологии (Т.Г. Богданова, Р.Ж.Мухамедрахимов, М.М.Семаго, В.В.Ткачева и др.), социальной педагогики и социальной работы (Л.И.Аксенова, Е.Р.Смирнова-Ярская), медицины (Б.А.Воскресенский, В.А.Вишневский, Г.Г.Гузеев, Р.А.Даирова, А.И.Захаров и др.) констатируют возникновение в такой семье изменений на социальном, психологическом, соматическом уровнях. Многоаспектный анализ литературы показал, что психофизическое нарушение ребенка приводит к изменениям всей семейной системы.

Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического развития, указывает на необходимость включения ребенка и семьи в программы помощи уже на ранних этапах его жизни. В современной педагогической науке ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет признана эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений развития (Л.И.Аксенова, Е.В.Кожевникова, В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев, Р.Ж.Мухамедрахимов, Е.А.Стребелева и др.). Основной целью реализации программ ранней комплексной помощи является абилитация младенца и ребенка раннего возраста.

Абилитация - современный термин, используемый в медицине, психологии, специальной и социальной педагогике. С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. Irabuis - быть способным к чему-либо, приспособленность) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития ребенка. Исследователи констатируют, что важной задачей процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста является содействие формированию компетентности родителей (E.Bjorck-Akesson, М^игаШкс, K.Sarimski, H.Weis. и др).

Компетентность - широко используемое понятие, обозначающее в первую очередь результат профессиональной подготовки специалиста, включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие (И.А.Зимняя, Дж. Равен, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). В последние годы в педагогике и психологии возрос интерес к исследованию феномена компетентного родительства (Е.П.Арнаутова, Г.А.Голицин, Т.С.Леви, А.Д.Кошелева и др.). В них также подчеркивается интегративная природа изучаемого свойства личности, объединяющая разум, чувства и действия родителя.

Психолого-педагогическое исследование феномена компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития, находит отражение в работах зарубежных авторов (H.Bode, S.Gavidia-Payne, K.Ziemen, G.Theunissen и др.). Несмотря на то, что компетентность данной категории родителей не является предметом целенаправленного изучения, отечественными исследователями в области специальной педагогики и психологии подчеркивается значимость максимально раннего включения родителей в процесс комплексной помощи ребенку (В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев и др). Значительное количество отечественных психолого-педагогических исследований также посвящено вопросам помощи особой семье, нормализации психологического состояния ее членов, обучению родителей приемам взаимодействия с ребенком (С.Б.Лазуренко, Г.В.Мишина, О.И.Пальмов, О.Б.Половинкина, В.В.Ткачева и др.). Таким образом, современной специальной педагогикой и психологией накоплен большой опыт изучения комплекса проблем семьи и родителей, имеющих ребенка с нарушениями психофизического развития и путей их решения. Однако проблема исследования феномена абилитационной компетентности родителей, выявления социально-педагогических условий ее формирования нуждается в дальнейшей разработке.

Актуальность настоящего исследования феномена абилитационной компетентности родителей определяется также наметившейся позитивной тенденцией на повышение уровня воспитательной деятельности семьи. Родители, имеющие детей с нарушениями психофизического развития, стремятся к активному участию в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста. Это свидетельствует о необходимости изменения стиля взаимодействия с родителями, признания в них равноправных партнеров, ориентированных на достижение единой со специалистами цели - социализации ребенка.

Таким образом, актуальность заявленной проблемы исследования обусловлена противоречиями между:

- увеличивающимся числом обращений исследователей и практиков к понятию компетентность родителей и отсутствием четкой дефиниции «абилитационная компетентность родителей»;

- необходимостью формирования абилитационной компетентности родителей и теоретической неразработанностью содержания и условий ее реализации;

- принятыми гуманистическими личностно-ориентированными стратегиями образования и сохранением в социально-педагогической практике традиционных, директивных подходов к организации процесса взаимодействия специалистов и родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития.

Проблема исследования определяется необходимостью выявления социально-педагогических условий формирования компетентности родителей, в которых семья выступает активным субъектом процесса абилитации ребенка младенческого и раннего возраста.

Определение противоречий и проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».

Цель исследования - выявление и научное обоснование социально-педагогических условий формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Объект исследования - абилитационная компетентность родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Предмет исследования - социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное формирование абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста возможно, если будут реализованы следующие социально-педагогические условия:

– раннее включение и активизация участия родителей в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста;

– совместная деятельность родителей и междисциплинарной команды специалистов в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста;

– обеспечение интерактивного взаимодействия участников процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Изучить теоретико-методологические основы феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

2. Определить содержание понятия «абилитационная компетентность родителей», имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

3. Выявить и экспериментально апробировать социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

4. Исследовать взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей.

5. Разработать и экспериментально апробировать «Интерактивную программу формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи антропологического (Ф.Больнов, Л.Фейербах и др.), феноменологического (Э.Гуссерль, М.Мерло-Понти), экзистенциального (Л.Бинсвангер, М.Бубер, Э.Левинавас), синергетического (В.П.Казначеев, С.П.Курдюмов, Н.Н.Моисеев, И.Пригожин, Г.Хакен), диалогического (М.М. Бахтин, П.Флоренский, Г.Г.Шпет), системного (А.А.Богданов, Э.Г.Юдин), личностно-ориентированного (Е.Б.Бондаревская, И.А.Колесникова, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин), средового (В.А.Петровский, М.М.Скаткин, В.И.Слободчиков и др), деятельностного (Л.С.Выготский А.НЛеонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн), компетентностного подходов (В.А.Болотов, Дж.Равен, И.А.Зимняя, А.В.Хуторский); положения радикального конструктивизма (П.Ватцлавик, У.Матуран, Г.Рот и др.), интегрированная теория раннего развития (М.Айнсворт, Дж.Боулби, М.И.Лисина, Р.Ж.Мухамедрахимов и др.); концепции социокультурного развития ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Лубовский и др.); положения гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы с учетом объекта и предмета исследования использовались следующие методы исследования:

– теоретический анализ философской, общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

– качественный и количественный анализ полученных данных с применением методов описательной и математической статистики (критерий Вилкоксона, Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена).

Основные этапы исследования: Первый этап (2000-2001г.) был посвящен изучению и анализу философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволяющий определить цель, объект, предмет и задачи исследования; сформулировать предварительную гипотезу. Второй этап (2001-2002) предусматривал первоначальное обследование пар мать-ребенок для выявления состава участников экспериментального исследования; подбор диагностического инструментария констатирующего этапа эксперимента; выявление уровня развития детей; изучение уровня абилитационной компетентности родителей; уточнение структуры потребностей данной категории родителей.

На базе ДОУ комбинированного вида №1678 Центрального Административного округа города Москвы проведен констатирующий эксперимент, обобщены его результаты, обоснована и разработана «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».

На третьем этапе (2002-2007 г.) социально-педагогические условия апробировались в процессе реализации «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей», осуществлялся анализ полученных результатов, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

– определена сущностная характеристика понятия абилитационной компетентности родителей как интегративного свойства личности, выражающегося в совокупности эмоционально-ценностных, социальных, коммуникативных и педагогических компетенций;

– выявлен и обоснован комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

– предложено программно-методическое обеспечение процесса формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Теоретическая значимость исследования:

– расширены современные представления об абилитационных возможностях родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

– обосновано понятие абилитационной компетентности родителей, как интегративного свойства личности;

– определен компонентный состав абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

– выявлены критерии оценки абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

– доказана взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

– экспериментально доказана эффективность применения комплекса социально-педагогических условий формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

Практическое значение исследования. Разработаны и экспериментально апробированы:

– инструментарий диагностики абилитационной компетентности родителей, включающий критерии и методику «Междисциплинарная оценка абилитационной компетентности родителей»; -- социально-педагогические условия, определяющие эффективность формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста;

– содержание интерактивных занятий по формированию абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста, которое может быть использовано в работе с данной категорией населения в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного и компенсирующего вида, в службах ранней помощи, в группах «Особый ребенок», психолого-медико-социальных центрах сопровождения и реабилитации, родительских клубах, а так же при подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов статистической обработки результатов и верифицируемостью экспериментальных данных в абилитационной практике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение и формирование абилитационной компетентности родителей необходимо осуществлять на основе междисциплинарного подхода, интегрирующего знания других областей наук, прежде всего философии, психологии, социологии и медицины.

2. Абилитационная компетентность родителей - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в социальной, педагогической, коммуникативной и эмоционально-ценностной областях.

3. Разработанная методика «Междисциплинарная оценка абилитационной компетентности родителей» позволяет выявить три уровня ее сформированности: интуитивный, социально-нормативный, креативный.

4. Выявлена взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей. Ценностно-эмоциональный, социальный, коммуникативный и педагогический компоненты положительно связаны с основными областями развития: коммуникативными и социальными навыками, предметной деятельностью, навыками самообслуживания, активной и пассивной речью, позволяющих ребенку овладевать социальным опытом и достигать максимально возможной степени независимости и автономии.

5. Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей складываются из: раннего включения и активизации участия родителей в процессе абилитации младенца и ребенка и раннего возраста; совместной деятельности родителей и междисциплинарной команды специалистов в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста; обеспечении интерактивного взаимодействия участников процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

6. «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста» позволяет качественно повысить эффективность процесса абилитации ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста» апробировалась и внедрена в практику работы Городской Экспериментальной Площадки в рамках программы «Столичное образование-4». Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях ученого совета факультета специальной педагогики МГПУ в 2007 и 2008 гг. Материалы исследования докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Образование и семья: проблемы сопровождения» (СПб, 2008г.), Международной научно-практической конференции "Молодых ученых" (СПб, 2008), на III и IV Международном Конгрессе "Мир семьи" (2005, 2008гг.). Межвузовской научно-практической конференции «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в условиях столичного мегаполиса» (Москва, 2006).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основной текст диссертации изложен на страницах. Список использованной литературы включает 143 наименования. Работа содержит 21 диаграмму, 7 таблиц, 5 приложений. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, задачи, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста» представлены методологические основания анализа феномена абилитационной компетентности родителей, рассматриваются исследования изучаемого свойства личности и пути его формирования, в том числе в условиях воспитания ребенка с нарушениями психофизического развития, определяется понятие абилитационная компетентность родителей, выявляются социально-педагогические условия ее формирования.

В соответствии с принятыми в современной науке уровнями методологического знания конструирование основ изучаемого феномена было реализовано на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях.

Важная роль в анализе исследуемого феномена и социально-педагогических условий его формирования принадлежит философскому уровню методологии знания. Философия «...позволяет интегрировать научные знания, и отражает наиболее общие закономерности специальной педагогики и специального образования как феноменов современной цивилизации.» (Назарова Н.М.). Философский уровень методологии исследования феномена компетентности родителей составляют положения антропологического, феноменологического, экзистенциального, синергетического, диалогического подходов. Концептуальной идеей, которых является гуманизм, как система мировоззрения, исходящая из признания абсолютного достоинства человеческого естества, его уникальности, и безусловной ценности.

На общенаучном уровне методологии основой исследования является системный подход -связующее звено между философией и конкретно-научной методологией, раскрывающий целостность педагогической системы.

Конкретно-научный уровень теоретико-методологических основ понимания феномена компетентности родителей представлен совокупностью научных подходов к реализации социально-педагогических условий обеспечивающих формирование компетентности родителей: личностно-ориентированный, средовой, деятельностный, компетентностный. В главе раскрывается современный компетентностный подход, в том числе к изучению эффективного родительского поведения.

Феномен компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста, представляет собой сложное явление, различные аспекты которого выступают объектом исследования многих научных дисциплин. Прежде всего, это психология, социология и педагогика. Интеграция знаний данных областей наук на основе междисциплинарных методологических оснований в социально-педагогическом исследовании позволила выявить целостную картину данного феномена, определить содержание и условия деятельности по его формированию.

На основе работ В.М.Бехтерева, И.П.Кащенко, С.С.Корсакова, И.В.Маляревского, Л.А.Рубинович, И.Ф.Рюля, А.М.Шерешевского проведен ретроспективный анализ медицинских исследований.

Поскольку в отечественных системе специального образования второй половины ХХ века помощь семье ребенка с нарушениями психофизического развития является приоритетом ученых и практиков в области психологии был проведен анализ психологических исследований (Т.Г.Богданова, Р.Ж.Мухамедрахимов, М.М.Семаго, В.В.Ткачева и др.). Несмотря на разность методологических подходов, авторами подчеркивается влияние семейного окружения на гармоничное развитие ребенка на протяжении всего детства, предлагаются пути нормализации психического состояния каждого члена семьи, а так же их внутрисемейного взаимодействия.

Роль семьи в воспитании детей с нарушениями психофизического развития, рассматривалась в работах по специальной педагогике второй половины ХХ и начала XXI века, среди них особое значение имеют исследования М.В.Ипполитовой, А.А.Катаевой, С.Б.Лазуренко, К.С.Лебединской, Э.И.Леонгард В.И.Лубовского, Е.М.Мастюковой, Г.А.Мишиной, Е.И.Морозовой, О.Б.Половинкиной, Л.И.Солнцевой, Е.А.Стребелевой, С.М.Хорош, Л.М.Шипицыной, С.Г.Шевченко и др.

Кроме медицинских, психологических, педагогических исследований различные аспекты помощи семье, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями в развитии, находят свое отражение в исследованиях по социальной педагогике и социальной работе (Л.И.Аксенова, М.А.Галагузова, Е.В.Кулагина, Л.В.Мардахаев, Е.Р.Смирнова-Ярская, Т.И.Черняева и др.).

В целом следует отметить, что, несмотря на многообразие аспектов изучения нетипичной семьи в различных научных дисциплинах, семья и родители признаются главной воспитательной силой подрастающего поколения. Особенно на этапе раннего детства, когда закладываются социальные, когнитивные и эмоциональные основы функционирования личности в социуме. Этот же период в случае рождения ребенка с нарушениями психофизического развития признается наиболее тяжелым, стрессовым для родителей. Предотвращение социальных, психологических и соматических изменений семейной системы оказывается возможным путем всестороннего повышения родительской компетентности в специально созданных педагогических условиях.

В зарубежной литературе к вопросу компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития, исследователи обращаются достаточно часто (М.П.Краузе, М.Селигман, Г.Фюр, О.Шпек, В.ОагИрр, K.Ziemen, K.Sarimski, S.Steiner, G.Theunissen, H.Weis и др.). В исследованиях подчеркивается многоплановость изучаемой проблемы, признается важность понимания компетентности родителей не только ? как способности к воспитанию и обучению нетипичного ребенка. По мнению немецкого исследователя в области ранней помощи K.Ziemen, компетентность родителей - это возможность решать многочисленные противоречия, которые возникают в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Автор выделяет эмоциональную, познавательную и социальную компетентность данной категории родителей.

Необходимо подчеркнуть, что анализ отечественных и западных исследований по проблемам абилитации ребенка показывает, что подход, ориентированный на проблемы и трудности этих семей, не является исчерпывающим. Имеются семьи и родители, которые справляются с кризисными ситуациями, связанными с рождением нетипичного ребенка. Так изучение возможностей преодоления стрессовых ситуаций в зарубежной литературе находит отражение в концепции салютогенеза (Salutogenez)* израильского ученого Аарона Антоновски. В ходе изучения специальной литературы выявлено, что концепция салютогенеза, а так же широко применяемый в западной системе социальной помощи процесс предоставления полномочий (empowerment) способствовали постепенной переориентации взглядов профессионального сообщества на проблемы семей и родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития. Зарубежные и отечественные авторы указывают на смену дефекториентированной модели помощи подходом, ориентированным на «силы и ресурсы, а так же компетентность заинтересованного лица». В данном исследовании заинтересованным лицом является родитель, имеющий ребенка с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

В работе представлено современное направление поддержки данной категории населения -система комплексной помощи, направленная на абилитацию младенца и ребенка раннего возраста. Реализация программ абилитации носит семейно-центрированный характер и ориентирована на * Salutogenez- комплекс факторов, способствующих преодолению стрессовых состояний.

стимуляцию потенциальных возможностей ребенка. Участие родителей в процессе абилитации ребенка определяет его эффективность, так как реализуется преемственность деятельности специалистов в условиях образовательного учреждения с занятиями родителей в условиях семьи. Кроме этого, нормализуется психоэмоциональное состояние членов семьи, предотвращая негативные изменения семейной системы, что является фактором профилактики социального сиротства.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования позволяет предположить, что компетентность родителей, имеющих детей с нарушениями в психофизическом развитии должна представлять собой систему ценностей, знаний и навыков, помогающих им участвовать в процессе абилитации ребенка младенческого и раннего возраста. Аксиологические компетенции абилитационной компетентности родителей представляют собой систему мировоззрения родителей, их ценностные и мотивационные ориентации. Когнитивные компетенции включают практико-ориентированные знания из различных областей науки, способствующие выполнению задач процесса абилитации ребенка младенческого и раннего возраста. Праксиологические компетенции предполагают разнообразные умения и навыки, сформированные под влиянием когнитивной составляющей. Эти значимые составляющие компетентности родителей выражают готовность родителей к активному участию в процессе абилитации ребенка младенческого или раннего возраста.

Сущностная характеристика понятия компетентности родителей, имеющих детей с психофизическими нарушениями, включает совокупность аксиологических, когнитивных, праксиологических компетенций по следующим структурным компонентам: эмоционально-ценностный, социальный, коммуникативный, педагогический.

Большое значение для осуществления исследования имело определение понятия абилитационная компетентность родителей. В нашем исследовании мы опирались на имеющиеся в педагогической науке подходы к определению компетентности как интегративного свойства личности. Поэтому, абилитационная компетентность родителей - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в социальной, коммуникативной, педагогической и эмоционально-ценностной областях. В структуре каждого компонента абилитационной компетентности родителей были выделены компетенции, которые позволяют эффективно участвовать в процессе абилитации ребенка. Выделенные компетенции являются критериями оценки уровня абилитационной компетентности родителей.

На основании анализа литературы, опыта практической деятельности в программах ранней комплексной помощи были выделены социально-педагогические условия, повышающие эффективность процесса формирования абилитационной компетентности родителей. Выявленные социально-педагогические условия способствуют активизации личностных ресурсов родителей, их социально-психологической адаптации в социуме.

Во второй главе «Исследование состояния абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста на констатирующем этапе экспериментальной деятельности» определены основные направления исследования, описано его содержание и методы, представлен анализ полученных результатов констатирующего эксперимента.

Констатирующий этап был организован на базе ГЭП, действующей в ДОУ г. Москвы (№«1678, 2022, 1948, 492). Экспериментальная деятельность в ДОУ предполагала апробацию психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями психофизического развития на протяжении дошкольного детства. Сопровождение ребенка и его семьи осуществлялось междисциплинарной командой специалистов. В междисциплинарную команду специалистов были включены: учитель-дефектолог (специальный педагог), логопед, психолог, социальный педагог.

Деятельность команды специалистов предполагала решение следующих задач: совместная оценка уровня развития ребенка; оценка уровня абилитационной компетентности родителей; разработка и реализация Индивидуальной Программы развития ребенка; психолого-педагогическая деятельность по формированию абилитационной компетентности родителей.

Констатирующему этапу предшествовал поисковый этап экспериментального исследования. Основная цель поискового этапа - выявление критериев включения детско-родительских пар в экспериментальную деятельность. В ходе поискового этапа были изучены 112 пар мать-ребенок в возрасте от рождения до 4 лет. Для последующего этапа констатирующего эксперимента были отобраны 63 пары мать-ребенок с нарушениями с нарушениями психофизического развития в возрасте от 18 до 36 месяцев. Критериями включения пары в экспериментальную группу явились: возраст детей; нарушение психофизического развития; согласие родителей. Выделенные 63 пары мать-ребенок были разделены на 2 подгруппы по времени включения в процесс абилитации:

1. С момента обнаружения нарушения психофизического развития (до 18 месяцев). Далее обозначается ЭГ1. Из них в ЭГ1 вошли 27 пар мать - ребенок в возрасте от 18 месяцев до 36 месяцев. Участники этой группы занимались со специальным педагогом в условиях семьи с момента обнаружения нарушения психофизического развития в течение 9-18 месяцев. По достижении ребенком 18 месяцев дети посещали группу кратковременного пребывания «Особый ребенок».

2. С момента поступления в группу «Особый ребенок» (после 18 месяцев). Далее обозначается

ЭГ2. В ЭГ2 вошли 36 пар мать-ребенок в возрасте от 18 до 36 месяцев. Участники этой группы не имели предыдущего опыта психолого-педагогической помощи, и получали помощь медицинского сектора услуг.

На констатирующем этапе экспериментального исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи:

1) провести комплексную диагностику уровня развития детей экспериментальной группы, выявить значимые различия между выделенными подгруппами детей;

2) выявить уровень абилитационной компетентности родителей;

3) исследовать взаимосвязь компонентов абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей.

Таким образом, задачи констатирующего этапа исследования определили два основных направления его реализации. В первой части исследования было необходимо выявить уровень развития детей экспериментальной группы. С этой целью применялся следующий метод: -комплексная оценка уровня развития ребенка.

Для реализации комплексной оценки уровня развития ребенка была разработана «Программа ранней комплексной оценки уровня развития детей от рождения до 3-х лет» прошедшая государственную сертификацию и получившая авторское свидетельство №5288. Структура «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет» состоит из Ш блоков: социальный, медицинский, психолого-педагогический. Социальный блок представлен в форме «Социального паспорта семьи» выявляющего: структуру и состав семьи, бытовые и материальные условия проживания семьи, возраст родителей, уровень образования и профессиональную деятельность.

Медицинский блок представлен в форме таблицы, обобщающей заключения врачей-специалистов, выявляющих ведущее и сопутствующие заболевания ребенка, а так же проводимые медицинские мероприятия.

Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц, позволяющих оценить актуальный уровень развития ребенка по основным областям: слуховое восприятие, зрительное восприятие, общая моторика, движения руки, предметная деятельность, речь активная и пассивная, самообслуживание, коммуникативные навыки, социальные навыки.

Для реализации задачи психолого-педагогической оценки уровня развития ребенка проводилось наблюдение за ребенком в различных ситуациях взаимодействия с предметным и социальным миром. Кроме этого, организовывались специальные педагогические ситуации, в которых было возможно оценить сформированность умений и навыков.

Во второй части исследования выявлялся уровень абилитационной компетентности родителей экспериментальной группы, исследовалась взаимосвязь между компонентами абилитационной компетентностью родителей и областями развития детей.

Для реализации поставленной в работе задачи были выбраны методы, отражающие современные представления о феномене родительства, его реализации на начальных этапах взаимодействия матери и ребенка. С этой целью применялся инструментарий диагностики, включающий следующие методы: наблюдение; анкетирование; беседа; корреляционный анализ, а также электронный вариант методики «Междисциплинарная оценка абилитационной компетентности родителей» и «Опросник выявления готовности матери к активному участию в процессе абилитации ребенка».

1. Наблюдение. Цель: выявление типов реагирования матери на эмоциональные сигналы ребенка. Критерием оценки явились реакции матери: адекватная реакция, усиление эмоций ребенка; игнорирование эмоций ребенка; осуждение эмоций ребенка.

2. Анкетирование. Цель: выявление особенностей эмоционально-ценностного компонента абилитационной компетентности родителей.

В разработанной анкете сформулированы вопросы по 6 оцениваемым факторам: актуальное эмоциональное состояние матери и адаптация ее к ситуации нетипичного родительства; уровень информированности матери об инфраструктуре помощи; степень социальной поддержки семьи; отношения с сиблингами; отношение к материнству (представления, ценности, приоритеты:); социальное положение ребенка. Матери из каждой детско-родительской пары ЭГ отвечали на вопросы анкеты дома. Заполненные матерями анкеты: предъявлялись для изучения каждому специалисту междисциплинарной команды, и подвергались количественному и качественному анализу методом описательной статистики.

3. Беседа. Цель: уточнение полученной в результате анкетирования информации.

Беседа проводилась каждым специалистом команды в соответствии с профессиональной ориентацией. Психолог делал акцент на прояснение вопросов, касающихся эмоционально-ценностного отношения матери к родительству, ее эмоционального состоянии. Специальный педагог ориентировался на выявление готовности матери к сотрудничеству, ее способности к педагогическому взаимодействию с ребенком. Социальный педагог был ориентирован на уточнение круга вопросов, связанных с социальным положением семьи.

На основе применения методов наблюдения, анкетирования и беседы команда специалистов проводила междисциплинарную оценку уровня абилитационной компетентности родителей.

4. «Междисциплинарная оценка абилитационной компетентности родителей». Цель: выявить уровень абилитационной компетентности родителей.

За основу разработанной методики оценки абилитационной компетентности родителей были взяты: Parenting Sense of Competence Scale (Johnston & Mash); метод обобщения независимый: характеристик (ККПлатонов), методика экспертных оценок. Для выгавления уровня абилитационной компетентности родителей были разработаны следующие критерии: Ценностно-эмоциональный компонент: осознание собственного отношения к проблеме нетипичности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте; способность к рефлексии родительского опыта; удовлетворенность собственной родительской эффективностью; способность к конструктивному преодолению стрессового состояния; знание разнообразных подходов к проблеме нетипичности.

Социальный компонент: осведомленность об инфраструктуре помощи; знание нормативно-правовой базы, обеспечивающей права детей - инвалидов, их семей; готовность к собственной социальной активности; осознание гражданской роли; готовность к активности и самореализации вне семейного контекста.

Коммуникативный компонент: способность к активному и открытому общению с ребенком и членами социума; позитивный характер взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация); гибкое реагирование на различные коммуникативные ситуации; способность к сотрудничеству.

Педагогический компонент: умение оценивать уровень развития ребенка; умение ставить и решать задачи в актуальных областях развития ребенка; владение методами и приемами реализации педагогических задач; умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка; умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка. Выделенные критерии оценивались каждым специалистом по бальной шкале. 5. «Опросник выявления готовности матери к активному участию в процессе абилитации ребенка». Цель: выявление уровня готовности к активному участию в процессе абилитации.

При разработке опросника мы опирались на исследования немецких специалистов в области ранней помощи (S.Steiner). «Опросник выявления готовности матери к активному участию в процессе абилитации ребенка» позволял выявить материнские потребности и мотивы ее участия в программе абилитации младенца и ребенка раннего возраста, и тем самым прогнозировать готовность матери к активному участию в программе абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

Критерии оценки: значимость и удовлетворенность потребностей в общении, в услугах и информации.

В процессе Реализации инструментария диагностики были выявлены следующие результаты:, родителей позволила получить следующие результаты.

Медицинский блок. Дети экспериментальной группы имели стойкую неврологическую симптоматику, сопутствующие соматические заболевания. Среди них дети с генетической патологией 31 человек (синдром Дауна - 28 чел., синдром Кляйнфельтера - 1 чел., Корнелии Де Ланге - 1чел., Прадера- Вилля - 1чел.), с недифференцированными задержками психофизического развития 14 человек, с органическим поражением ЦНС 18 человек. Кроме ведущих нарушений дети имели сопутствующие заболевания: 36% детей - судорожный синдром или симптоматическая эпилепсия, 18% детей - гипертензионно - гидроцефальный синдром, 78% детей.- задержка темпов психомоторного развития. У 83% детей выявлены особенности двигательного статуса, характерные для имеющихся или формирующихся нарушений. Так, дети с синдром Дауна имели выраженную гипотонию, повышенную эластичность связочного аппарата, которые в значительной мере определяли двигательный статус этих детей. Для детей с органическим поражением ЦНС и недифференцированными задержками психофизического развития были характерны нарушения мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония), повышение сухожильных рефлексов, задержка формирования постуральных позотонических рефлексов. Дети экспериментальной группы имели ряд сопутствующих соматических заболеваний, отягощающих психофизическое развитие: 68% детей имели нарушения зрения (катаракта, амблиопия, косоглазие, нистагм, частичная атрофия зрительного нерва, миопия), 18% детей имели патологию верхних дыхательный путей (хронический отит, тугоухость средней степени, искривление носовой перегородки, стридор), 36% детей - врожденный порок сердца, 14% детей - гипотиреоз.

Социальный блок. Выявлено наличие благоприятных семейных условий жизни и развития ребенка, достаточный образовательный уровень родителей.

Психолого-педагогический блок. У детей экспериментальной группы имеет место несовпадение паспортного (биологического) возраста с актуальным уровнем психомоторного развития. Необходимо подчеркнуть, что уровень развития детей ЭГ1 выше уровня развития детей ЭГ2. Статистически значимые различия между детьми, имеющими предыдущий опыт занятий в условиях семьи (ЭГ1) и детьми не имеющими опыта ранней педагогической помощи отмечаются в зрительном восприятии (иэ=2,4), предметной деятельности (иэ=2,1), пассивной речи (Цэ=2,0), коммуникативных (Цэ=5,3) и социальных навыках (иэ=6,1). Достоверность различий экспериментальных подгрупп по статистическому критерию Манна-Уитни равна 95%. Количественные данные показывают, что максимальные отличия в сравниваемых подгруппах детей отмечаются в областях коммуникативного и социального развития.

Анализ результатов второй части экспериментального исследования, посвященной исследованию состояния абилитационной компетентности родителей, позволил выделить три уровня изучаемого свойства личности, определить его состояние у матерей-участников экспериментального исследования, выявить взаимосвязь компонентов абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей.

1. Интуитивный уровень абилитационной компетентности родителей.

Для родителей интуитивного уровня абилитационной компетентности характерно неумение выделить, определить и сформулировать свои жизненные приоритеты, ценности и установки. Слабо развиты рефлексивные способности. Не сформирована потребность в установлении с ребенком положительного эмоционального общения, проявляющаяся непониманием и невниманием к сигналам и потребностям ребенка. Тип реагирования на эмоциональное состояние ребенка не устойчивый, преимущественно проявление усиления реакций ребенка. Знания психологии детей раннего возраста и организации взаимодействия с ними сформированы благодаря включению так называемой интуитивной родительской дидактики. Ориентированность родителей в структуре нарушения ребенка, инфраструктуре помощи зафиксирована на уровне констатации факта.

Из общего числа ЭГ1 данному уровню абилитационной компетентности соответствуют 44,4 % матерей (12 человек), ЭГ2 - 51,2% (18 человек) матерей.

2. Социально-нормативный уровень абилитационной компетентности родителей. Родители данного уровня осознают и формулируют свои жизненные приоритеты, ценности и установки. Родительство для них является естественной функцией семейной пары. Основными ориентирами воспитания нетипичного ребенка является соответствие стандартам («Я хочу, чтобы он пошел в обыгшую детский сад или школу»). Однако, требования предъявляемые к ребенку не учитывают его возможности и особенности. Общение с ребенком носит субъект-объектный характер. Тип реагирования на эмоциональное состояние ребенка носит характер осуждения или игнорирования. Родители владеют информацией об инфраструктуре помощи, прикладывают усилия к поиску путей решения проблем ребенка.

Из общего числа ЭГ1 данному уровню абилитационной компетентности соответствуют 26,4% матерей (7 человек), ЭГ2 - 33,7% (13человек) матерей.

3. Креативный уровень абилитационной компетентности родителей. Родители данного уровня характеризуются выраженной степенью принятия ребенка, без опоры на общественный стереотип восприятия «нетшшчности». Родители отличаются высокой самооценкой, осознанием степени своей ответственности и активности в жизни ребенка, а так же в своей жизни. Родители адекватно оценивают развитие ребенка, правильно выбирают приоритеты на каждом этапе его жизни. Тип реагирования на эмоциональные состояния ребенка носит адекватный характер, родители умеют подстраиваться под состояние ребенка, поддерживая положительный психический тонус. Семьи участвуют в деятельности общественных организаций, выходят на контакт со СМИ. Родители проявляют высокую степень личной социальной включенности. Такая степень социальной активности создает самые благоприятные условия для развития ребенка, так как является примером компетентного социального поведения.

Из общего числа ЭГ1 данному уровню абилитационной компетентности соответствуют 26, 6% матерей (8 человек), ЭГ2 - 11,3% (5человек) матерей.

Количественная оценка компонентов абилитационной компетентности у родителей экспериментальной группы выявила следующее: у матерей ЭГ1 в структуре абилитационной компетентности преобладают компетенции педагогического и коммуникативного компонентов, у матерей ЭГ2 наиболее сформированными оказываются компетенции социального и педагогического компонентов. Однако, различия по социальному компоненту не достигают статистической значимости. Достоверность различий экспериментальных подгрупп по коммуникативному и педагогическому компонентам абилитационной компетентности родителей (иэ=4,2; иэ=2,9) равна 95% (статистический критерий Манна -Уитни).

Опрос родителей, направленный на выявление уровня готовности матери к активному участию в процессе абилитации ребенка выявил, что у 24 % матерей сформирован высокий уровень готовности. Значимой и неудовлетворенной является потребность в общении со специалистами по проблемам ребенка (53%), с другими родителями (28%), в получении психолого-педагогической информации, а так же интерес к философскому осмыслению проблем нетипичности. Основной целью включения ребенка и его семьи в процесс абилитации для родителей данной группы является социализация и адаптация ребенка.

Средний уровень готовности к активному участию в процессе абилитации ребенка продемонстрировали 31% матерей. Основные потребности родителей данной группы сосредоточены на получении медицинских и педагогических услуг, значимой и неудовлетворенной является потребность в общении со специалистами и другими членами семьи.

Низкий уровень готовности к активному участию в процессе абилитации ребенка продемонстрировали 45% матерей. Основные потребности данной категории участников экспериментального исследования сосредоточены на получении услуг в помощи по уходу за ребенком, ведению домашнего хозяйства. Стоит отметить потребность данной группы родителей в информации, касающейся вопросов развития детей, и клинических основ психофизических нарушений.

При сравнительном анализе результатов диагностического исследования уровня развития детей экспериментальной группы и компонентов абилитационной компетентности родителей были получены данные, которые указывают на имеющиеся связи в исследуемых параметрах (коэффициент корреляции Спирмена). Коммуникативный компонент абилитационной компетентности родителей положительно связан с коммуникативными навыками ребенка (r=0,53, р<0,01). Социальный компонент положительно связан с социальным развитием (r=0,36, р<0,05). Коммуникативный компонент положительно связан с навыками самообслуживания (r=0,34, р<0,05). Педагогический компонент отрицательно связан со слуховым восприятием (r=-0,34, р<0,05) и положительно - с предметной деятельностью (r=0,33, р<0,05).

Вероятно, выявленные положительные корреляции между компонентами абилитационной компетентности родителей и формированием отдельных областей развития детей, свидетельствуют о том, что коммуникативный, педагогический и социальные компоненты абилитационной компетентности родителей являются детерминантами развития навыков коммуникации и социального поведения, выступают в качестве модели поведения в социальном и предметном окружении. Выявленные отрицательные корреляции, возможно, объясняются не умением родителей определять оптимальный уровень стимуляции ребенка.

Третья глава «Формирование абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста, в специально организованных социально-педагогических условиях» представляет формирующий

эксперимент, где в специально созданных социально-педагогических условиях была реализована «Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».

Данная программа использовалась в качестве методического обеспечения экспериментальной работы в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок». В эксперименте приняли участие 63 пары мать-ребенок, принимавшие участие на констатирующем этапе исследования и специалисты, участвующие в процессе абилитации детей.

1. ЭГ1 - 27 пар мать - ребенок.

2. ЭГ2 - 36 пар мать - ребенок.

Теоретические основания «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста» позволяют рассматривать процесс формирования абилитационной компетентности родителей как единство трех групп компетенций: аксиологические (ценностнные) - когнитивные (знания) - праксиологические (навыки).

«Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей», включала 2 взаимосвязанных блока: мотивационный блок, конструктивный блок. Системный подход позволил выделить в каждом блоке «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей» взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные компоненты программы: целевой, организационный, содержательный, результативно - диагностический (схема 1).

Целевой компонент «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей» предполагает осознание родителями-участниками экспериментальной деятельности значимости своего участия в процессе абилитации ребенка, целью которого является его социализация, максимально возможная независимость и автономия. Достижение поставленной цели возможно при условии реализации выдвинутых задач:

1. Формирование ценностного отношения к своему родительскому опыту.

2. Просвещение родителей в вопросах, связанных с нетипичным развитием детей.

3. Профилактика возникновения семейного неблагополучия.

4. Формирование у родителей навыков взаимодействия с ребенком, организации развивающей среды в семье, оценки уровня развития ребенка, прогнозирования дальнейшего направления развития.

В содержательный компонент каждого блока Программы включен материал, направленный на формирование аксиологической, когнитивной и праксиологической составляющих абилитационной компетентности родителей.

В организационном компоненте «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», учтены основные формы реализации каждого блока.

Результативно-диагностический компонент помогает разработать содержание «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», с учетом конкретных результатов полученных в ходе констатирующего эксперимента, наметить планируемые результаты, подтвердить выдвинутую в исследовании гипотезу.

Интерактивная программа формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста

В качестве главного критерия оценки и показателя результативности деятельности выступали изменения в уровне развития детей, и в уровне абилитационной компетентности родителей экспериментальной группы.

Мотивационный блок включал серию интерактивных занятий группы специалиста с группой родителей, направленных на создание условий для формирования мотивационной основы включения родителей в процесс абилитации младенца и ребенка раннего возраста. Концептуальной идеей данного этапа являлась - этика безусловной ценности жизни. Цель и задачи серии занятий мотивационного блока определили основные темы, для обсуждения с родителями, методы организации групповой работы.

Занятия мотивационного блока обеспечили активизацию интереса родителей к философскому осмыслению проблемы нетипичности. Помогли осознать им значимость и ценность их родительского опыта, необходимость собственных изменений в восприятии той жизненной ситуации, в которой они оказались. Работа обеспечила понимание родителями важности комплексной абилитационной помощи для достижения ребенком максимально возможной степени независимости и автономии, их роли в данном процессе.

Конструктивный блок предполагал формирование компетенций социального, педагогического и коммуникативного компонентов абилитационной компетентности родителей. На данном этапе работа была представлена тремя циклами интерактивных занятий «Мы и социум», «Основы эффективного общения», «Я - педагог своего ребенка».

Цикл интерактивных занятий «Мы и социум» предполагал обсуждение с родителями следующей тематики: инфраструктура помощи детям и семье; правовая поддержка семьи, имеющей ребенка с инвалидностью; технические средства реабилитации; оформление статуса ребенка-инвалида и порядок получения Индивидуальной Программы реабилитации инвалида; санаторно-курортное лечение детей; общественные и благотворительные организации помощи детям и семьям; организация досуга.

Цикл занятий «Основы эффективного общения» предполагал формирование у родителей коммуникативных компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с ребенком. Работа была направлена на расширение знаний родителей об основах эффективного межличностного общения, в том числе с детьми раннего возраста; налаживание и поддержание положительного стиля взаимодействия в диаде мать и дитя; формирование навыков эффективного социального взаимодействия. Проводились занятия, включающие структурные элементы, в виде специально подобранных упражнений и педагогических ситуаций, способствующих росту коммуникативных компетенций родителей.

Цикл интерактивных занятий «Я - педагог своего ребенка». Совместное пребывание ребенка и матери в группе «Особый ребенок» ДОУ создает наилучшие условия для формирования компетенций педагогического компонента абилитационной компетентности родителей. Так как развивающие занятия с ребенком организуются при активном участии семьи, специального педагога и воспитателя процесс приобретает интерактивный характер.

Участие родителей в педагогическом процессе на правах «котерапевта» (Удо Б.Брак), позволяло осуществлять преемственность в занятиях специалистов в ДОУ с занятиями родителей в условиях семьи. Поскольку на этапе констатирующего эксперимента выявлена высокая степень заинтересованности родителей в педагогических знаниях в содержание конструктивного блока был включен теоретический материал, проводились практико-ориентированные интерактивные занятия в виде дискуссий, ролевых игр, анализа и решения педагогических ситуаций, способствующих повышению педагогической наблюдательности и креативности родителей. Результативно-диагностический компонент конструктивного блока «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих ребенка младенческого и раннего возраста с нарушениями психофизического развития» вывил рост позитивных изменений в уровне абилитационной компетентности родителей: нормализацию эмоционального состояния родителей; формирование стремления к безусловному и безоценочному принятию ребенка; формирование готовности к активному участию в процессе абилитации ребенка; изменение характера взаимодействия с ним; применение информации, опыта ее осмысления во взаимодействии с ребенком, использование педагогических знаний при решении задач ИПР ребенка.

Для подтверждения полученных результатов и гипотезы исследования был организован контрольный эксперимент, в который бытла включена контрольная группа (КГ). Ее составили 26 пар мать-ребенок, имеющий нарушения психофизического развития 36-48 месяцев, не принимавшие участия в формирующем эксперименте, и не получавшие раннюю стимуляцию развития.

Данные результатов диагностического исследования уровня развития детей ЭГ1 до и после формирующего этапа экспериментальной работы показывают увеличение количественных показателей. Наиболее существенное повышение уровня развития детей отмечено в социальном развитии (p<0,01), коммуникативных навыпсах (p<0,01), предметной деятельности (p<0,01), пассивной речи (p<0,05), навыпсах самообслуживания (p<0,05), общей моторике (p<0,05). У детей ЭГ1 уровень развития составил 16 месяцев, что на 6,7 месяцев превышает данный параметр на констатирующем этапе.

Сравнительные данные результатов диагностического исследования уровня развития детей ЭГ2 до и после формирующего этапа экспериментальной работы так же показывают увеличение количественных показателей. Наиболее существенное повышение уровня развития детей отмечено в социальном развитии (p<0,01), коммуникативных навыках (p<0,01), предметной деятельности (p<0,01), зрительном восприятии (p<0,01), пассивной речи (p<0,05), навыках самообслуживания (p<0,05), слуховом восприятии (p<0,01). У детей ЭГ2 уровень развития составил 15,3 месяцев, что так же на 6,7 месяцев превышает данный показатель на констатирующем этапе исследования. Сравнительная характеристика динамики уровня развития детей ЭГ1 и ЭГ2 представлена в таблице 2.

Контрольное исследование уровня развития детей КГ указывает на положительную динамику в формировании основных областей развития: зрительное восприятие (p<0,05), пассивная речь (p<0,05), навыки самообслуживания (p<0,05), слуховое восприятие (p<0,01), общая моторика (p<0,01), движения руки (p<0,05)y детей КГ уровень развития составил 20,3 месяцев, что на 3,7 месяцев превышает уровень развития детей, выявленный на констатирующем этапе эксперимента (Диаграмма3).

Сравнительная характеристика уровня развития детей

Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностического исследования уровня развития детей на контрольном этапе эксперимента позволяет сделать следующий вывод: значительные положительные изменения произошли в уровне развития детей экспериментальной группы (ЭГ), достигнув изменения в 6,7 месяцев. Следует подчеркнуть, что максимальные изменения в уровне развития детей произошли в группе, имеющей предыдущий опыт стимуляции развития в условиях семьи, с активным участием родителей в этом процессе. В КГ уровень развития детей так же повысился, однако изменения достигли лишь 3,7 месяцев. Кроме этого, в ходе контрольного эксперимента выявились качественные отличия в областях развития между детьми экспериментальных и контрольной групп. У детей экспериментальной группы максимальные изменения произошли в тех областях развития, которые позволяют ребенку адаптироваться к условиям жизненной среды, усваивая эталоны социально компетентного поведения. Для ребенка, имеющего нарушения психофизического развития овладение основными социальными, коммуникативными навыками является залогом успешности его последующей социализации и интеграции в сообществе сверстников.

Повторное исследование уровня абилитационной компетентности родителей показало наличие позитивных изменений в уровне абилитационной компетентности родителей экспериментальной группы. В ЭГ1 значимые изменения отмечены в педагогическом (p<0,01), коммуникативном (p<0,05), ценностно - эмоциональном компонентах (p<0,05). В ЭГ2 отмечены значимые изменения по педагогическому (p<0,01) компоненту. тенденция к значимости изменений по ценностно-эмоциональному (p<0,01) компоненту. У матерей КГ статистически значимых изменений компонентов абилитационной компетентности.

Повторное исследование уровня абилитационной компетентности родителей

Данные таблицы показывают, что значительно возросло количество родителей креативного и социально-нормативного уровня, количество родителей интуитивного уровня абилитационной компетентности снизилось.

Повторная оценка уровня готовности матери к активному участию в процессе абилитации ребенка выявила следующее: низкий уровень готовности демонстрировали 24,6% матерей; средний уровень готовности- 28,2% матерей, высокий уровень готовности- 47,2 % матерей.

Повторный корреляционный анализ подтвердил наличие статистически значимых связей между исследуемыми параметрами: социальный компонент положительно связан с коммуникативными навыками (r=0,42, p<0,05); коммуникативный компонент положительно связан с пассивной речью (r=0,41, p<0,05) и навыками самообслуживания (r=0,39, p<0,05); педагогический компонент положительно связан с коммуникативными навыками (r=0,58, p<0,01); ценностно-эмоциональный компонент положительно связан с предметной деятельностью детей (r=0,47 p<0,05), и активной речью (r=0,36 p<0,05); коммуникативный компонент положительно связан с активной речью (r=0,65 p<0,01).

На основании проведенной сравнительной оценки результатов диагностики сделан вывод о том, что максимальные изменения в уровне абилитационной компетентности родителей произошли в ЭГ1. Участники данной экспериментальной группы, были включены в процесс абилитации ребенка с момента выявления нарушения психофизического развития. Это подтверждает положение гипотезы об эффективности максимально раннего включения ребенка и его семьи в абилитационный процесс. Однако, в ЭГ2 так же имеются позитивные изменения уровня абилитационной компетентности родителей. Созданные социально-педагогические условия способствовали повышению уровня абилитационной компетентности родителей, изменению стиля взаимодействия с ребенком.

В заключение диссертационного исследования сформулированы основные выводы:

1. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы выявил необходимость применения подхода, интегрирующего знания смежных областей наук. Это позволило определить теоретико- методологические основы феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях методологии.

2. Теоретический анализ оснований феномена компетентности родителей позволил сформулировать и раскрыть понятие - абилитационная компетентность родителей, имеющих детей со сложной структурой нарушения психофизического развития младенческого и раннего возраста. Абилитационная компетентность родителей - это интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности эмоционально-ценностных, социальных, педагогических, коммуникативных компетенций.

3. Исследование состояния абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития, позволило выявить три уровня абилитационной компетентности родителей: интуитивный, социально-нормативный, креативный.

4. Процесс формирования абилитационной компетентности родителей эффективен, если соблюдаются социально - педагогические условия: раннее включение и активизация участия родителей в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста; совместная деятельность родителей и междисциплинарной команды специалистов в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста; обеспечение интерактивного взаимодействия участников процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

6. Компоненты абилитационной компетентности родителей связаны с отдельными областями развития детей. Ценностно-эмоциональный, социальный, коммуникативный и педагогический компоненты положительно связаны с областями развития, позволяющими ребенку овладевать социальным опытом и достигать максимально возможной степени независимости и автономии: коммуникативными и социальными навыками, предметной деятельностью, навыками самообслуживания, активной и пассивной речью.

7. Разработанное программно-методическое обеспечение процесса формирования абилитационной компетентности родителей успешно внедрено в практику деятельности ДОУ реализующих инновационный подход к сопровождению детей с нарушениями в развитии и их семей. Предполагаем, что использование «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей» возможно так же в условиях деятельности служб ранней помощи, лекотек, групп «Особый ребенок».

8. Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает все аспекты такой сложной и многогранной проблемы, как формирование абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста. Перспективными, на наш взгляд, являются исследования проблемы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с ранним детским аутизмом, церебральным параличом и другими нарушениями развития. Кроме того, необходима разработка практико-ориентированных учебных курсов для студентов педагогических ВУЗОВ, специалистов образовательных учреждений, направленных на подготовку к участию в семейно-центрированных программах абилитации ребенка.

 

Публикации по теме диссертации

 

– В реферируемых журналах, утвержденных Президиумом ВАК МО и науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:

  1. Тюрина Н.Ш. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет/ Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. //Дефектология. -2002.-№5.- С. 3-27.
  2. Тюрина Н.Ш. «Семейно-центрированная программа помощи молодым родителям»/сборник материалов «Молодежь и будущее России»// ИНИОН РАН, 2003.

– В других изданиях:

  1. Тюрина Н.Ш. Формирование абилитационной компетентности родителей в условияхраннего комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности /Тюрина Н.Ш.//«Образование и семья: проблемы сопровождения» Тезисы IV Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008.
  2.  Тюрина Н.Ш. Гуманистические основания процесса формирования компетентности родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности /Тюрина Н.Ш.//Тезисы международной научно-практической конференции "Молодых ученых". Санкт-Петербург, 2008.
  3. Тюрина Н.Ш. Интеграция общественного и семейного воспитания как результат деятельности специального педагога / Тюрина Н.Ш.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Интегрированное обучение детей, подростков и юношества с проблемами развития в системе образования». Тюмень, 2007.
  4. Тюрина Н.Ш. Формирование компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. //Детский сад от А до Я.- 2007-№2.-С. 122-129.
  5. Тюрина Н.Ш. Формирование социальной компетентности родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. //Практическая психология и логопедия .-№2(19).-2006.-С.70-74.
  6. Тюрина Н.Ш. Формирование педагогической компетентности семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. /Тюрина Н.Ш.//Материалы Третьего международного Конгресса «Мир семьи». Москва, 2005.