15.10.2010 13362

Психологическая диагностика нарушений формирования самооценки у учащихся с детским церебральным параличом (М.В. Вагина)

 

На правах рукописи

 

Вагина Марина Викторовна

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Специальность 19.00.10 - коррекционная психология

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

 

Санкт-Петербург 2009

 

Работа выполнена на кафедре специальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

 

Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Шипицына Людмила Михайловна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Мамайчук Ирина Ивановна, заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат психологических наук, доцент, Михаленкова Ида Антоновна.

 

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

 

Защита диссертации состоится 25 февраля 2009 года в часов на заседании совета Д 212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034 г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, факультет психологии, ауд. 227.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9.

 

Автореферат разослан «_______» января 2009г.

 

 Ученый секретарь диссертационного совета д. психол.н., проф. В. Д. Балин

 

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы. Анализ сложного процесса саморегуляции поведения - одна из важнейших задач разных наук о ребенке. Подобно активности, саморегуляция может быть различной степени сложности. В качестве необходимого механизма саморегуляция включает в себя особый психологический аппарат - аппарат самооценки.

Теоретическими и экспериментальными исследованиями зависимости познавательной деятельности ребенка от такого важнейшего личностного компонента как самооценка на протяжении многих лет занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, 1935, 1955, Б. Г. Ананьев, 1948, Л. И. Божович, 1976, И. С. Кон, 1978, 1983, С. Я. Рубинштейн, 1970, Д. Б. Эльконин, 1960, С. Р. Пантилеев, 1988, 1991, Б. Д. Парыгин 1971, А. Р. Лурия, 1969, Ж. И. Шиф, 1972.

В самооценке представлены такие параметры психической деятельности личности, как ее притязания (Т. Дембо и L. Festinger, 1944) и стремление к развитию, как отношение субъекта к самому себе, своим обязанностям, возможностям, результатам деятельности, занимаемой социальной позиции и т.д. Самооценка органично включена в общий процесс самопознания, который самым непосредственным образом затрагивает интересы личности, ее мотивационную сферу.

Самооценка и связанные с ней оценочные способности формируются и развиваются в течение жизни. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей и, как следствие, отклонения в характере самооценки. Возрастными особенностями формирования самооценки занимались М. И. Лисина, 1977, 1983, А. И. Липкина, 1968, 1977, R. Zazzo, 1982, A. Gesell, 1947, А. Л. Венгер, 1968, И. И. Чеснокова, 1977, А. М. Прихожан, 1984, Е. А. Серебрякова, 1955, М. С. Неймарк, 1961, 1972.

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к детям, имеющим нарушения психического и физического развития. Изучение психолого-педагогических особенностей детей с проблемами различного рода представлен достаточно обширно в исследовательских работах Б. В. Зейгарник, 1981, Е. И. Кириченко, 1971, М. В. Ипполитовой, 1993, Э. С. Калижнюк, 1982, 1987, К. А. Семеновой, 1972, 1979, Е. М. Мастюковой, 1985, 1992, И. И. Мамайчук, 1984, 2000, Л. М.Шипицыной, 1995, 2004 и др. Наименее изученными среди детей с ограниченными возможностями здоровья является контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и, в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП). Количество таких детей имеет тенденцию к возрастанию, что обуславливает необходимость более детального изучения психического развития этих детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации нарушений в их развитии. Особенно слабо изучены проблемы развития личности ребенка с ДЦП, его эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная и коммуникативная сферы.

Эти аспекты очень важны для социализации и интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Их успешность зависит от психофизического статуса ребенка, его активности и самостоятельности, умения прибегать к помощи окружающих людей в необходимых случаях, что, в свою очередь, определяется состоянием его самооценки и личностной тревожности.

Все вышесказанное определяет актуальность исследования, посвященного изучению проблемы формирования самооценки и влиянию на этот процесс личностной тревожности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования - выявление причин нарушения формирования самооценки учащихся с детским церебральным параличом в зависимости от возраста и формы заболевания.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности психофизического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в зависимости от этиопатогенетических факторов и социальных условий.

2. Изучить развитие разных уровней тревожности детей младшего и старшего школьного возраста с ДЦП.

3. Исследовать различные критерии развития самооценки детей младшего и старшего возраста с ДЦП.

4. Исследовать различия в структуре взаимосвязей личностных компонентов у младших и старших школьников ДЦП и здоровых учащихся.

5. Провести сравнительное исследование особенностей формирования тревожности и самооценки у учащихся с ДЦП в зависимости от возраста.

6. Определить зависимость уровня самооценки и тревожности от формы заболевания ДЦП у учащихся младших и старших классов.

7. Разработать методические рекомендации по коррекции самооценки детей и подростков с ДЦП.

Предметом исследования являются психологические свойства личности - самооценка и тревожность, а также особенности формирования их у детей и подростков с ДЦП.

Объект исследования - учащиеся специальной (коррекционной) школы VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования.

Биологические факторы, связанные с физическими недостатками при детском церебральном параличе оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Немаловажную роль играют и социальные факторы, которые опосредованы образом жизни ребенка, особенностями семейного и школьного воспитания. Осознание детьми с церебральным параличом своей физической неполноценности, часто неадекватное отношение к ним окружающих, негативно влияют на личностное развитие. Следствием этого является то, что у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата чаще, чем у их здоровых сверстников обнаруживается неадекватная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности.

Методы исследования

В работе были использованы следующие методы: биографический метод; наблюдение - для выявления особенностей испытуемых; беседы - для установления доверительных отношений и формирования позитивного отношения к эксперименту, а также комплекс психодиагностических методик. Для оценки достоверности результатов использовали методы математической статистики, для некоторых применялся пакет программ статистической обработки данных «STATISTICA 6.0».

Положения, выносимые на защиту:

1. У учащихся с детским церебральным параличом нарушается развитие личности, что в зависимости от формы ДЦП выражается в неадекватности самооценки и повышенном уровне тревожности.

2. У детей и подростков с ДЦП по сравнению со здоровыми сверстниками, структура личностных компонентов отличается большей дисгармоничностью, обусловленной дизонтогенезом и влиянием социальных факторов.

3. У учащихся с ДЦП в младшем школьном возрасте доминирует пониженный уровень всех видов тревожности, а в старшем школьном возрасте, наоборот, отмечается тенденция повышения тревожности.

4. Существуют различия в особенностях самооценки и тревожности у учащихся с ДЦП всех возрастных групп в зависимости от формы заболевания, что связано, видимо, с различием патогенетических механизмов заболевания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Новизной работы является выявление у учащихся с ДЦП таких поведенческие проявления как нерешительность, расторможенность и агрессия, уровень которых у их здоровых сверстников значительно ниже. Эти поведенческие особенности влияют на развитие самооценки учащихся с ДЦП, которая с возрастом становится более адекватной, несмотря на повышение уровня тревожности. Впервые получены экспериментальные факты, свидетельствующие об отчетливых различиях самооценки ребенка в зависимости от формы ДЦП. Отмечено, что в младшем школьном возрасте наиболее адекватно оценивают себя учащиеся с ДЦП в форме спастической диплегии, а в старшем - учащиеся с гемипаретической формой ДЦП, что вероятно связано с неоднозначными возможностями компенсации мозговых структур мозга в процессе психолого-педагогической реабилитации.

В работе впервые показано влияние болезни на развитие самооценки у детей младшего и старшего школьного возраста с ДЦП. Установлен заниженный уровень тревожности в младшем школьном возрасте, и завышенный в старшем, что отражается на особенностях самооценки у учащихся с церебральным параличом.

Впервые получены экспериментальные факты, которые позволяют объяснить научно-методические особенности психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП в разном возрасте, и на этой основе избирательно подойти к составлению более эффективных программ психокоррекционного воздействия в процессе обучения и воспитания таких детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для психокоррекции нарушений личностного развития детей и подростков с ДЦП. Эти рекомендации используются для планирования и организации психокоррекционной работы и процесса сопровождения детей и подростков с церебральным параличом в центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Красносельского района СПБ и специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №9 (IV вида) Калининского района Санкт-Петербурга. Апробированный психодиагностический комплекс применяется в работе педагогов-психологов специальных (коррекционных) учреждений VI вида Санкт-Петербурга. Материалы диссертации использованы в лекционных и практических курсах профессиональной подготовки специальных (коррекционных) психологов и педагогов в педагогических ВУЗах.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, в докладах на конференциях, в том числе: на международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов в Санкт-Петербурге «Психология XXI века» (2001), научно-практической конференции «Ананьевкие чтения - 2006», на районном методическом объединении психологов Калининского района Санкт-Петербурга, на педсоветах в специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №9 (IV вида) Калининского района Санкт-Петербурга.

Основные результаты исследования отражены в 4 публикациях автора.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 208 страницах, содержит 25 рисунков, 9 таблиц, 7 приложений. Библиография насчитывает 239 наименований.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цель, задачи, объект и предмет, гипотеза и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Современные представления о роли самооценки в развитии личности детей с детским церебральным параличом» рассматривается понятие самооценки, описываются возрастные особенности формирования самооценки при нормальном и при патологическом развитии личности, вследствие двигательного нарушения, а также рассматриваются особенности психического развития детей с детским церебральным параличом.

Излагаются основные представления о самооценке. Рассматривается история изучения самооценки. Отмечаются первые попытки психологического изучения самооценки У. Джемсом, 1961, раскрытые в работах К. Левина, 1944 и его школы. Раскрывается концепции «социального сравнивания» L. Festinger, 1944. Особенности самооценки описываются в различных ответвлениях фрейдизма и неофрейдизма (A. Freud, 1946).

Анализируются работы отечественных психологов П. П. Блонского, 1997, М. Я. Басова, 2007, Л. С. Выготского, 2005, Д. Н. Узнадзе, 1961. Отмечается, что вопросы онтогенеза самооценки, её структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Л. И. Божович, 1976, И. С. Кона, 1983, М.И. Лисиной, 1980, 1983, А.И. Липкиной, 1984, 1986, Э. Эриксона, 1996, К. Роджерса, 1998 и других психологов.

Отмечается, что разработке методов диагностики самооценки, а также выявлению особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития субъекта занимались А. Р. Лурия, 1969, Б. В. Зейгарник, 1980, С. Я. Рубинштейн, 1970, Ж. И. Шиф, 1972 и др.

Описываются аспекты, составляющие целостную Я-концепцию, а именно процесс получения знаний о себе и процесс самоотношения. Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие психологи как У. Джемс, 1961, К. Роджерс, 1998, Дж. Мид, 1994, Э. Эриксон, 1996, Р. Бернс, 1986, В. В. Столин, 1983 и многие другие.

Рассматриваются возрастные особенности формирования самооценки. Анализируются подходы в отечественной и в зарубежной психологии к пониманию возраста, в котором у ребенка происходит формирование образа себя и отношения к себе (R. Zazzo , 1948, Н. Н. Авдеева, 1980, И. И. Раку, 1990, М. И. Лисина, 1977, 1980, С. Ю. Мещерякова, 1975, А. И. Силвестру, 1976, Ч. Х. Кули, 1994, М. Мид, 1988).

Представлена хронологическая последовательность формирования адекватной самооценки у ребенка (Л. С. Выготский, 1935, Е. А. Серебрякова, 1955, Б. Г. Ананьев, 1948-1960, И. Н. Бронникова, 1965, Р. Б. Стеркина, 1983, И. И. Чеснокова, 1977, В. А. Крутецкий, Р. Бернс, 1986, В. Ф. Сафин, 1990).

Подробно описывается определение ДЦП. Большинство авторов придерживаются определения, согласно которому детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых и послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. Описываются экзогенные и эндогенные причины ДЦП (М. Б. Цукер, 1986, К. А. Семенова, 1968, 1979, Л. О. Бадалян, 1973, 1994) и причины возникновения заболевания (М. Н. Мусабекова, 1955, В. И. Бодяжина, 1963, Л. С. Персианинов, 1963, 1967, Д. С. Футер, 1965, М. Н. Никитина, 1979, К. А. Семенова, 1968, 1979, И. И. Мамайчук, 1972, 2000).

Рассматриваются формы детского церебрального паралича. Описано более 20 классификаций ДЦП. Наиболее распространенной в специальной психологии является классификация К. А.Семеновой, Е. М. Мастюковой и М. Я. Смуглина (1972) согласно которой выделяют 5 форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая, атонически-астатическая и гемипаретическая форма ДЦП.

В работах разных авторов выделяют три степени тяжести заболевания: легкая, средняя и тяжелая степень спастического паралича (К. А. Семенова, 1999, Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова, 1993).

Далее излагаются исследования, посвященные особенностям психического развития детей с ДЦП. Отмечается, что двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, что, в свою очередь, препятствует развитию познавательной деятельности (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, 1985, Е. И. Кириченко, 1965, 1983, М. В. Ипполитова, 1989, Э. С. Калижнюк, 1982, 1987, Л. А. Данилова, 1969, И. И. Мамайчук, 1984, 2000, М. Б. Эйдинова, 1959).

Рассматриваются особенности патологического формирования личности ребенка с ДЦП (Э. С. Калижнюк, Ю. С. Шевченко , 1985, Е. И. Кириченко, 1983, И. И. Мамайчук, Г. В. Пятакова, 1990, Е. М. Мастюкова), трудности социальной адаптации, что влияет на поведенческие реакции ребенка и выражаются в застенчивости, неумении постоять за себя, стремлении незаметными, с выраженным чувством неполноценности (М. В. Ипполитова, 1985).

Отмечаются интеллектуальные нарушения при ДЦП (И. Ф. Марковская, 1993, Е. И. Кириченко, 1983 и М. Н. Никитина, 1979), а также специфическая задержка психического развития по типу психического инфантилизма (Т. А. Власова, 1985, М. С. Певзнер, 1973, Г. Е. Сухарева, 1974, С. С. Мнухин, 1968 и др.).

В исследованиях И. И. Мамайчук, Г. В. Пятаковой, (1984, 1990), Н. М. Сараевой, 1980, О. Л. Романовой (1982) выделены такие личностные характеристики детей с ДЦП как нестабильность нервно-психических процессов, высокий уровень реактивной и личностной тревожности, завышенная самооценка, неустойчивость к фрустрации.

Решение ряда теоретических вопросов, прикладных задач и практика социальной адаптации детей с физическими недостатками требуют изучения психологических механизмов формирования особенностей личности и особенно самооценки, так как она напрямую влияет на развитие личности. Однако до настоящего времени проблема психологического изучения личности этого контингента детей остается малоразработанной, изучение самооценки детей с физическими недостатками и ДЦП приобретает все большую актуальность.

Во второй главе «Объект и методы исследования» представлена характеристика групп детей, участвующих в исследовании и методов исследования.

Исследования состояло из четырех этапов: сбор биографических данных, диагностическое исследование, сравнительное исследование и разработка направлений коррекционной работы.

Было обследовано 111 школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Эксперимент проводился в Санкт-Петербурге на базе специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №9 (IV вида) Калининского района Санкт-Петербурга, общеобразовательной школы №93 Калининского района и школы-центра «Бобренок».

Младшую экспериментальную группу составили 23 учащихся 1-2 классов в возрасте 7 - 9 лет. В соответствии с данными медицинских карт были выделены четыре подгруппы в соответствии с основным диагнозом. У 61% детей из младшей экспериментальной группы был диагноз ДЦП в форме спастической диплегии, у 26% - гемипаретическая форма ДЦП, у 4% -гиперкинетическая форма и у 9% - атонически-астатическая форма ДЦП.

По этиологии в данной выборке были выявлены следующие группы: родовая травма являлась причиной ДЦП у 35% учеников, заболевания, перенесенные матерью во время беременности - у 48% детей, неизвестный фактор болезни - у 17% детей.

Анализ состава семей обследуемых детей младшей экспериментальной группы показал, что часть детей воспитывалась в семьях, некоторые в детском доме при школе-интернате. При этом полная семья была у 43% детей, неполная (семья с одним родителем) - у 43% детей, 4% учеников воспитывались бабушкой. Также в младшую группу вошли 9% учеников, которые воспитывались в группе детского дома.

Старшую экспериментальную группу составили 47 учащихся 8-11 классов в возрасте 14-18 лет. Из них двадцать 49% учеников с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, 19% учащихся с гиперкинетической формой ДЦП, 15% учеников с гемипаретической формой ДЦП. В четвертую подгруппу вошли 17% учащихся с атонически-астатической формой ДЦП.

По этиологии заболевания: родовая травма являлась причиной ДЦП у 26% детей, заболевания перенесенные матерью во время беременности - у 62% детей, неизвестный фактор болезни - у 13% детей. Полная семья была у 43% детей. 47% учеников воспитывались в неполной семье (семье с одним родителем). Бабушкой воспитывались 4% детей. Без попечения родителей были 6% детей.

Уровень интеллектуального развития детей младшей и старшей экспериментальной группы располагался в диапазоне нормы.

Контрольную группу составил 41 ребенок. Она также была разделена на две подгруппы в соответствии с возрастом. Старшая контрольная группа состояла из 21 ученика 8 - 9 классов 14 - 15 лет. Младшую контрольную группу составили 20 учеников 1 - 3 классов 7 - 9 лет.

Далее дается общая характеристика методов исследования. Подробно рассмотрены психодиагностические методики, которые использовались при обследовании детей и подростков: тест школьной тревожности Б. Н. Филлипса, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (Костина Л. М., 2002), методика «Несуществующее животное» М. Друкаревича (Костина Л. М., 2002), методика Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации Т. И. Габриял с некоторыми изменениями в параметрах (Габриял Т. М., 1972, Рубинштейн С. Я., 1970), Шкала самооценки реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (Ханин Ю. Л., 1976), Шкала самооценки школьной тревожности А. М. Прихожан (Прихожан А. М., 1984, Костина Л. М., 2002), методика определения уровня самооценки личности (В. Качалова) (Коломинский Я. Л., 1998, Мнацаканян Л. И., 1991), методика «Личностный дифференциал» (Мнацаканян Л. И., 1991).

Для определения статистической достоверности различий при сопоставлении двух распределений использовали критерий р* Фишера в сочетании с критерием Колмогорова-Смирнова. Также проводился факторный анализ с использованием пакета статистических программ STATISTIKA 6.0.

В третьей главе «Сравнительное исследование самооценки здоровых учащихся и учащихся с ДЦП» представлены результаты изучения особенностей самооценки и тревожности у учащихся с ДЦП младшего школьного и подросткового возраста по сравнению с их здоровыми сверстниками, а также данные по изучению факторной структуры личностных особенностей учащихся с церебральным параличом.

По результатам метода наблюдения установлен ряд поведенческих особенностей у детей с ДЦП, отличных от нормально развивающихся сверстников. Так учащиеся младшего школьного возраста с ДЦП проявили себя нерешительными (35%), избегающими совместной деятельности, а также старающимися скрыть свою неуверенность за демонстративным поведением (43%), нецеленаправленной расторможенностью (35%) и агрессией (43%).

При изучении школьной тревожности с помощью «Теста школьной тревожности» Б. Н. Филлипса в младшей экспериментальной группе у детей с ДЦП выявлено значительное снижение уровней тревожности, по сравнению со здоровыми сверстниками. По факторам фрустрации потребности в достижении успеха, переживанию социального стресса и проблемам и страхам в отношениях с учителями отмечалась достоверность значимости различий при p<0,01.

По методике «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен» определено одинаковое влияние внутрисемейной ситуации на учащихся младшего школьного возраста с ДЦП и здоровых сверстников. По-видимому, отсутствие различий может быть следствием того, что социальный фактор имеет большее влияние, чем биологический у детей данной возрастной категории.

При исследовании личности учащегося младшего школьного возраста посредством проективного метода «Несуществующее животное» установлено, что по основным показателям у младших школьников с ДЦП фактор самооценки имеет адекватный (p<0,05) или заниженный уровень (p<0,01).

Учащиеся обеих групп отличаются достаточно высоким уровнем тревожности и уверенности в себе, что позволяет говорить, что возрастной признак (младший школьный возраст) превалирует над патологическим (наличие ДЦП).

При применении методики Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн наибольшее количество значимых различий было выделено при анализе самооценки по пяти уровням: очень заниженная, заниженная, адекватная, завышенная и очень завышенная (Табл. 1)

Значительное завышение самооценки в группе учащихся младшего школьного возраста выявлено по шкалам смелости (p<0,05) и ума (p<0,01), тогда как оценки здоровых детей более адекватны, расхождения между оценками учителей-экспертов и учащихся оказались минимальными. Менее значимые различия выявлены по таким шкалам как счастье и доброта (p<0,05), где также зафиксировано переоценивание себя учениками с ДЦП.

У подростков с ДЦП при изучении по методике «Шкала самооценки реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина» выявлено, что у подростков обеих групп вызывает особую тревогу как общение с близкими людьми (родители, родственники), так и с одноклассниками и учителями. Также у учащихся с ДЦП наблюдаются повышенные уровни реактивной (21%) и личностной тревожности (36%).

Подростки с ДЦП имеют завышенный уровень школьной тревожности (методика «Шкала самооценки школьной тревожности А. М. Прихожан»). Особенно это значимо при изучении личностной и ситуативной тревожности, где отмечается наличие достоверно высоких показателей (p<0,05). Такая ситуация имеет отрицательное влияние на формирование личности больного ребенка, а именно развитие адекватной оценки себя, что приводит к затруднениям в общении со сверстниками, взрослыми, школьной неуспеваемости из-за сложности оценки своего положения в обществе.

При изучении самооценки у учащихся с ДЦП старшего подросткового возраста по методике Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн выявлено, что подростки с ДЦП значительно чаще имеют неадекватный уровень самооценки по различным шкалам. А именно завышенный уровень по шкале здоровья (p<0,01), и заниженный уровень по шкалам ума, счастья и доброты (p<0,05). Это частично подтверждается единичными исследованиями других авторов (О. В. Воробьева, 1987, О. Л. Романова, 1982). Однако при более подробном рассмотрении результатов наблюдается ещё более сложная картина самооценки у учащихся с ДЦП, по сравнению с их здоровыми сверстниками. Кроме того, это подтверждается значительным занижением самооценки по таким шкалам как ум и счастье, по этим же шкалам наблюдается значительное завышение себя больными подростками.

Установлено, что в целом самооценка в группе учащихся с ДЦП по методике «Самооценка личности» имеет тенденцию к занижению по положительному множеству (p<0,05) и к завышению по отрицательному множеству. Учащиеся с ДЦП, по сравнению со здоровыми сверстниками, не видят у себя отрицательных качеств, что может быть связано с псевдокомпенсацией.

Существуют значимые различия при изучении воли с помощью методики «Личностный дифференциал» у здоровых детей и у детей с ДЦП, при этом у больных учащихся выявлен повышенный уровень воли (p<0,05). Полученные результаты могут говорить о положительных предпосылках развития личности подростков с ДЦП. По фактору активности у учащихся с ДЦП также были обнаружен повышенный уровень, нежели у их здоровых сверстников (p<0,05). При таких количественных показателях, скорее всего, нельзя говорить о тенденции высокого волевого фактора в данной группе, но можно предполагать положительные предпосылки развития таких личностных качеств как активность и воля у учащихся с ДЦП, что в какой-то степени может служить еще одним доказательством наличия у таких больных сверхкомпенсации, но уже в более старшем возрасте.

Результаты факторного анализа исследования структуры взаимосвязей личностных компонентов у младших и старших школьников больных ДЦП и здоровых учащихся показал, что есть определенные совпадения в обеих возрастных группах, то есть практически одинаковые показатели, попавшие в один фактор. Этим можно объяснить сходство в развитии личности детей школьного возраста как здоровых, так и больных ДЦП. Разница проявляется в том, что у детей с ДЦП неадекватность в оценках себя влияет на поведение, чего у здоровых детей не наблюдается. Также большую роль играет социальное окружение, тогда как на здоровых детей очень сильное влияние оказывает ситуация в семье.

Наличие различий в структуре личностных компонентов у испытуемых старшего школьного возраста с ДЦП и их здоровых сверстников проявляется как в содержании факторов, так и в их количественном соотношении (Табл. 2).

В обеих возрастных группах обнаружена разница в количестве факторов. В группах здоровых испытуемых факторов оказалось больше. Однако из содержания факторной структуры можно заметить, что у больных детей и подростков она сложнее, чем у здоровых. Об этом можно судить по разнообразию вошедших в факторы показателей.

Также по результатам анализа можно особо подчеркнуть значимость окружения для больных испытуемых. Как уже отмечалось выше, у учащихся младшей группы с ДЦП большую роль в развитии личности ребенка играет социальное окружение, такое же положение можно заметить в старшей группе. При наличии факторов с одинаковым названием и одинаковым содержанием, выделяются факторы со значительным весом проявлений нарушения поведения. Это может говорить о том, что неадекватная самооценка и тревожность тесно связаны с нарушениями поведения, которые, в свою очередь, приводят к трудностям в установлении социальных контактов и социальной адаптации в целом.

Далее в главе рассматриваются различия особенностей тревожности и самооценки у учащихся с ДЦП в зависимости от возраста.

Обнаружено, что в младшем школьном возрасте у учащихся с ДЦП уровень тревожности, связанной со школой (по методике «Тест школьной тревожности Б. Н. Филлипса»), неадекватен, и имеет тенденцию в сторону понижения. С возрастом, в процессе формирования личности происходит значительное повышение уровня тревожности. У учащихся старшего школьного возраста отмечается значительно повышенный уровень этого фактора (по методике «Шкала самооценки школьной тревожности А. М. Прихожан»).

По результатам исследования формирования самооценки у детей, больных ДЦП, можно заключить, что с возрастом самооценка становится более адекватной (методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн). Известно, что процесс формирования личности благоприятно влияет на развитие адекватного отношения к себе. Такое положение подтверждается результатами исследования личности детей и подростков с ДЦП.

Четвертая глава «Сравнительное исследование зависимости особенностей самооценки и тревожности от формы заболевания у учащихся с ДЦП».

У детей с диагнозом ДЦП в форме спастической диплегии по всем представленным методикам было выявлено минимальное количество различий по сравнению со здоровыми сверстниками, за исключением фактора общей тревожности в школе, который характеризовался заниженным уровнем (p<0,05).

В группе детей с гемипаретической формой ДЦП отмечалось снижение тревожности, особенно по факторам переживания социального стресса, общей тревожности в школе, фрустрации потребности в достижении успеха, проблемы и страхи в отношении с учителями (по методике «Тест школьной тревожности Б. Н. Филлипса») (p<0,05). Также заниженный уровень тревожности у детей с гемипаретической формой по сравнению со здоровыми сверстниками и детьми с другими формами заболевания определялся по методике «Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.».

Самооценка у младших школьников с гемипаретической формой ДЦП характеризовалась значительной переоценкой себя по факторам смелости, счастья и ума (методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн). По методике «Несуществующее животное» дети с данной патологией, в основном, оценивали себя адекватно, либо завышали свою самооценку. При этом большая часть группы показала низкий уровень тревожности и вследствие этого пониженный уровень агрессии (p^0,01), что связано, видимо, с обучением письму детей с ДЦП с особенностями двигательных реакций рук.

У учащихся старшего школьного возраста с церебральным параличом в форме спастической диплегии выявлено повышение самооценки, особенно по таким шкалам как здоровье и ум (p^0,05) (по методике Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн), а также по отрицательному множеству методики «Методика определения уровня самооценки личности». В данной группе подростков был зафиксирован пониженный уровень межличностной и ситуативной тревожности. Положительным моментом можно считать выявление значительных отличий в показателях активности и воли, так как высокие значения по этим шкалам могут влиять на формирование адекватного отношения с социальным окружением. Пониженный уровень тревожности и завышение самооценки, особенно по шкале здоровья, можно объяснить наибольшей сохранностью двигательной активности учащихся с данной формой заболевания. Все подростки передвигаются самостоятельно без использования каких-либо технических средств. Это обстоятельство может вызвать ощущение более благоприятного состояния здоровья учащихся со спастической диплегией по сравнению с учащимися с гемипаретической и гиперкинетической формами ДЦП.

Так у учащихся с гемипаретической формой церебрального паралича был выявлен завышенный уровень тревожности при изучении школьной тревожности. При изучении самооценки при сравнении со здоровыми сверстниками и учащимися из других экспериментальных групп значительных различий выявлено не было. Более значимые нарушения выявлены у учащихся с гиперкинетической формой ДЦП, у них преобладал повышенный уровень личностной, реактивной и школьной тревожности. При изучении самооценки у этих учащихся выявлено занижение самооценки, в частности общей самооценки (по положительному и отрицательному множествам методики «Методика определения уровня самооценки личности»).

По результатам исследования предлагаются методические рекомендации для психокоррекции самооценки учащихся с ДЦП в зависимости от возраста детей и формы заболевания.

Выводы:

1. На особенности психофизического развития учащихся с церебральным параличом существенное влияние оказывают этиологические факторы (родовая травма, заболевания, перенесенные матерью во время беременности) и социальные условия (проживание в неполной семье, детском доме, недостаток социальных контактов).

2. Учащиеся с церебральным параличом проявляют большую расторможенность, демонстративность и агрессию в общении, чем их здоровые сверстники, что является неблагоприятным условием развития личности и социальной адаптации детей и подростков с ДЦП.

3. У младших школьников с ДЦП наблюдается общая тенденция повышения тревожности, связанная в большей степени с влиянием социальных факторов. На этом фоне избирательно сниженный уровень школьной тревожности, особенно в ситуациях проверки знаний и общении с учителями, вероятно, связан с обучением в условиях школы-интерната и малочисленностью социальных контактов в окружающей среде.

4. Осознание дефекта и физическая неполноценность в старшем подростковом возрасте при ДЦП приводят к завышенному уровню тревожности при общении с близкими людьми, одноклассниками и учителями.

5. У школьников с ДЦП вне зависимости от возраста отмечается нестабильность самооценки, проявляющаяся как в завышении, так и в занижении её показателей, особенно по таким эмоционально значимым шкалам как ум, смелость, счастье, что негативно влияет на формирование личности ребенка.

6. С возрастом у детей с ДЦП, воспитывающихся в школе-интернате, нарушения в структуре личностных особенностей проявляются нарушением поведения и приводят к трудностям в установлении социальных контактов и социальной дезадаптации в целом. Однако самооценка с возрастом становится более адекватной, несмотря на повышение уровня личностной тревожности, что может быть связано с психолого-педагогической коррекцией детей с ДЦП в процессе обучения.

7. Изучение особенностей самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста с ДЦП в форме спастической диплегии не выявляет значимых различий по сравнению со здоровыми детьми. Между тем при гемипаретической форме ДЦП у детей в младшем школьном возрасте имеет место более низкий уровень общей и школьной тревожности на фоне значительного повышения уровня самооценки.

8. При разных формах ДЦП имеются специфические особенности в формировании самооценки и тревожности учащихся, что при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП выражается в адекватной самооценке, а при гиперкинетической форме - в повышенном уровне личностной, реактивной и школьной тревожности на фоне сниженного уровня самооценки.

9. Различия в изменениях показателей самооценки и тревожности при разных формах ДЦП свидетельствуют о неоднозначном влиянии биологического фактора (поражения разных структур мозга) на развитие личности детей с церебральным параличом в онтогенезе, а также на формирование компенсаторных возможностей мозга и влиянии психолого-педагогической коррекции, способствующих их наиболее эффективной социально-психологической реабилитации и адаптации.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

  1. Вагина М.В. Самооценка учащихся с детским церебральным параличом // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. № 34 (74): Аспирантские тетради. Ч. II. (Педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб., 2008, с.68 - 73.
  2. Вагина М.В. Особенности формирования самооценки у детей с ДЦП // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - СПб., 2008, Вып. 1, Т. 9, с.19 - 22.
  3. Вагина М.В. Особенности самооценки учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. - Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. Материалы научно-практической конференции. - СПб. ИСПиП, 2001, с.23 - 27.
  4. Вагина М.В. Самооценка учащихся с ДЦП. - Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» \ Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 2001, с.97 - 98.