07.11.2011 35195

Ценности в смысловой сфере личности

 

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения личности. В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, 1975, СЛ. Рубинштейн, 1976), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев, 1998), в третьих, личность исследуется в связи с общением (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, 1984, 1989) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев, 1968, 1980), «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн, 1976), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев, 1975), «доминирующие отношения» (В.Н.Мясищев, 1998). По мнению Б.Ф.Ломова (1984), направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» (Б.Ф.Ломов, 1989, с.311).

Д.А.Леонтьев (1993) выделяет в личности ее, так сказать, внешнюю оболочку (характер, способности, роли), внутренний мир (личностные смыслы, ценности, потребности, отношения, конструкты), ядерные структуры (экзистенциальный уровень - свобода, ответственность, духовность). При этом ценности трактуются как высшая инстанция в личности.

Исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности, по мнению Б.Г.Ананьева (1968), является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.

С.Л. Рубинштейн также писал, что «ценности -...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» (С.Л.Рубинштейн, 1976, с.369). По мнению А.Г.Здравомыслова (1986), ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром.

Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект-объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П.Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни» (цит.по: Б.Г.Ананьев, 1968, с. 146). В.П.Тугаринов условно делит ценности на три категории: материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями; общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость; духовные ценности -образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности - составляет ее ценностные ориентации.

О.Г.Дробиницкий (1967) выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются «знаками», опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде «значения» предметов, получивших социальную санкцию.

А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич (1992) под предметными ценностями понимают «любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут» (А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич, 1992, с.З). Они выделяют две категории ценностей: сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.); фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности.

Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, «кодирует» это содержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам. В.Н.Мясищев (1998) предложил трактовку субъективных ценностей как осуществленного в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение.

В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н.Леонтьева (1975), понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой. По мнению же Г.Н.Выжлецова (1996), субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущности ценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются. Однако, в данной трактовке ценности приобретают надындивидуальный характер, где теряется понятие личность.

Б.С.Алишев (2005) определяет ценности личности как один из основных элементов содержания психики, характеризующий содержание взаимодействий в системе «субъект-объект» и влияющий на отношение и поведение людей к другим и самим себе. Ценности отражаются в сознании в форме ценностных представлений и ценностных ориентации, и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Они занимают определенное место в отношениях людей, принимающих эти ценности в качестве предельных оснований своих мыслей и действий, а также являются той «аксиоматической» основой, на которой выстраивается сама рациональность субъекта. Как отмечает Е.А.Климов, ценности не существуют вне отношения «субъект-объект», их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта. «Ценность -это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде» (Е.А.Климов, 1993, с.133).

Основываясь на концепции А.Н.Леонтьева, В.Ф.Сержантов (1990) делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами -значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф.Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные. По мнению В.Ф.Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения; имеют для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, «... т.е. их социально опосредованные функционально-праксеологические определения» (В.Ф.Сержантов, 1990, е. 176).

На двойственный характер ценностей указывает и Ю.А.Шерковин (1982). Ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Поскольку природа опыта социальна и одновременно индивидуальна, ценности также приобретают двойственный характер. «Они социальны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки и усвоенные типы поведения» (Ю.А.Шерковин, 1982, с. 138). По мнению Ю.А.Шерковина, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.

М.И.Бобнева (1978) отмечает, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства.

С позиций концепции В.А.Ядова (1979), рассматривающего диспозиции личности как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентации, как продукт воздействия общих социальных условий, можно предложить в качестве основания группировки ценностей определенные состояния модальности диспозиций (активированные, «дремлющие», относящиеся к центральным потребностям и к «периферийным»). Основная идея лежащая в основе концепции В.А.Ядова заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, то есть можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. В.А.Ядов выделяет четыре уровня диспозиций: первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, которые проявляются в поведенческом акте; второй уровень более сложные диспозиции, социальные фиксированные установки, имеющие сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный, и поведенческий компонент), проявляющиеся на уровне поступка; базовые социальные установки, фиксирующие общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности; высший уровень диспозиций - система ценностных ориентации личности, регулирующих поведение и деятельность. Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности.

Субъективная система ценностей индивида состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей. Как считает Б.И.Додонов (1978), необходимо, чтобы субъект «запроектировал» определенную ценность в своем сознании (или подсознании), чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Ценности дают важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в «программе жизненной деятельности человека» и «программе потребностей». И.Н.Истомин (1979) рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление,

существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентации, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Поэтому состояние нужды состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией. Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности. С точки зрения В.Б.Ольшанского: «Ценности являются своеобразными маятниками, помогающими заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для; его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации». «Субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точкой зрения» (цит. по И.С.Кону, 1984). Н.Ф.Наумова (1988) выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя границы действия, т.е. не только направляют, но и регулируют эти действия. А.И.Донцов (1974), Ю.М.Жуков (1976) отмечают, что ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Б.Г.Ананьев (1968, 1977, 1980) рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер. Б.С.Круглов (1983) отмечает, что ценностные ориентации не только определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, но и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения; осуществляют психическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде (М.И.Бобнева, 1978). -

В Пермской психологической школе под руководством Б.А.Вяткина ценности изучаются А.А.Волочковым (2004, 2005) и Н.А.Кириловой (2000). А.А.Волочковым введено понятие типа ценностной направленности личности - преобладающего для данного возраста, времени, местности ценностного вектора. Тип ценностной направленности личности диалектичен, противоречив: с одной стороны в нем выражена социальная типичность, с другой - усредненность индивидуальных выборов ценностных предпочтений. За типом ценностной направленности стоит индивидуальная смыслопорождающая, смыслообразующая активность (А.А.Волочков, 2005). В ходе проведенного исследования на выборке студентов, было выявлено три типа ценностной направленности: на экзистенциальный эскапизм, связанный с избеганием активной жизни и решения экзистенциальных проблем, с диффузией идентичности; на ценности самоактуализации и самореализацию, высокую активность во всех жизненных сферах (активная самореализация); на творчество и познание в ущерб самореализации. А.А.Волочковым было также отмечено, что интенсивность и качество смыслообразующей и смыслопорождающей активности по мере взросления снижаются. Н.А.Кириловой (2000), в ходе диссертационного исследования было доказано, что ценностные ориентации являются звеном, опосредствующим взаимосвязи между различными иерархическими уровнями интегральной индивидуальности. Было выявлено, что в структуре интегральной индивидуальности представителей различных типов ценностных ориентации отмечается ярко выраженное своеобразие в содержательности симптомокомплексов, характеризующих структуру интегральной индивидуальности, в характере связей между разными уровнями, в согласованности разноуровневых индивидуальных свойств интегральной индивидуальности представителей различных типов. Таким образом, было доказано, что формирующиеся типы ценностных ориентации способствуют установлению специфичных связей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, что свидетельствует о системообразующей функции ценностных ориентации в обеспечении целостного единства интегральной индивидуальности.

В многочисленных, часто противоречащих друг другу, подходах к рассмотрению понятия «ценность» Д.А.Леонтьев (1996) выделяет несколько оппозиций. Первая - понимание ценности как атрибута абстрактного ценного - идеала, трансцендентного человеку (И.А.Джидарьян, 2001, М.К.Мамардашвили, 2000, С.Л.Рубинштейн, 2003). В данной философской интерпретации слово «ценность» оказывается синонимом таких понятий, как смысл и значимость каких-либо аспектов мира для человека. Как замечает Л.Н.Столович (2004), в данном понимании ценностей утверждается недопустимость смешивать ценность с предметом, объектом, который представляется как ценный. Здесь ценности понимаются исключительно как «конечные цели существования человека такие, как равенство, свобода, спасение». Другой полюс данной оппозиции - это понимание ценности как атрибута конкретного объекта или явления. Существует множество определений ценности в рамках этой общей установки - от личностно осмысленной социальной нормы (М.И.Бобнева, 1978, M.Rokeach, 1968) до осознанных и принятых человеком наиболее общих, генерализованных смыслов его жизни (Б.Ф.Братусь, 2002). Вторая оппозиция в понимании ценности, на которую указывают Д.А.Леонтьев (1996), это рассмотрение ценности как сугубо индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта, как отождествление ценности с субъективной значимостью (И.А.Джидарьян, 2001, С.Л.Рубинштейн, 2003), понимание ценности как сущности, задаваемой исключительно индивидуальным творящим сознанием субъекта, его ответственным личностным выбором (Ж.П.Сартр, 1989). Противоположная точка зрения включает в себя понимание ценности одновременно и как надындивидуальной реальности, как первичного аффективно-смыслового образования, и как индивидуально-психологического образования, субъективно-психологических коррелятов надындивидуальных ценностей, которые описываются такими понятиями, как мотив, потребность, интерес, ценностная ориентация или субъективная ценность, однако они рассматриваются как вторичные по отношению к объективной надындивидуальной ценности (Т.М.Буякас, О.Г.Зевина, 1997, М.И.Бобнева, 1978, В.М.Бызова, 1998, А.А.Волочков, 2004, 2005, Н.М.Лебедева, 2000, Д.А.Леонтьев, 1996, M.Rokeach, 1968, S.H.Schwartz, 2001, 2002). Таким образом, можно говорить о существовании ценностей как индивидуальных, так и как надындивидуальных (культурных). Еще одна оппозиция указанная Д.А.Леонтьевым - понимание индивидуальных ценностей, с одной стороны, как механизма социального контроля, как реально действующих внутренних регуляторов поведения, вне зависимости от их отражения в сознании (В.А.Бодров, Г.В.Ложкин, А.Н.Плющ, 2001, Ю.А.Гаюрова, 2002, M.Rokeach, 1968): «ценности как устойчивые убеждения в правильности (социальной предпочтительности) специфичных форм поведения» (M.Rokeach, 1968), «ценности как конвенциональные (построенные на общественном договоре) отношения к определенным аспектам жизни» (А.А.Волочков, 2004), а с другой - как мотивирующих структур личности, определяющих направленность личности, как сознательных убеждений субъекта о ценном (А.Г.Асмолов, 2002, В.М.Бызова, 1998, Ф.Е.Василюк, 1984, А.А.Волочков, Е.Г.Ермоленко, 2004, Р.А.Зобов, В.Н.Келасьев, А.Н.Шаров, 1999, Д.А.Леонтьев, 1996, S.H.Schwartz, 2001).

Неоднозначным в психологии является не только рассмотрение понятия «ценность», также неоднозначным остается понимание психологической природы ценностей. Все многообразие подходов к данной проблеме можно объединить в три направления. Первое из них - трактовка ценностей в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление или убеждение (M.Rokeach, 1969; А.А.Ручка, 1976; В.Брожик, 1982). Так понимаемые ценности не имеют самостоятельной побудительной силы, черпая ее из каких-то иных источников. Данная трактовка ценностей отождествляет социальную, и в том числе ценностную регуляцию с внешними требованиями, более или менее рефлексируемыми индивидом, и противостоящим его внутренним эгоцентрическим побуждениям, если последние вообще принимаются в расчет. Другая трактовка рассматривает индивидуальные ценности как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов. В таком понимании им приписывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится эффект ценностной регуляции (E.Sprangler, 1913; C.W.Morris, 1956). В терминах социальных установок ценностная ориентация представляет собой структурное образование относительно социальной действительности и выражает «...направленность личности на определенные социальные нормы и ценности». Вторая трактовка более продуктивна, но вместе с тем она унаследовала от изучения социальных установок проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями (А.И.Донцов, 1974; О.И.Зотова, М.И.Бобнева, 1975; В.Брожик, 1982; М.Б.Кунявский и др.,1985). Расхождения между декларируемыми ценностными ориентациями сознания и реально побуждающими деятельность человека ценностями Д.А.Леонтьев объясняет рядом факторов. Во-первых, вследствие недостаточно устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей и недостаточно развитой рефлексии реальная роль и значимость тех или иных ценностей может плохо осознаваться. Во-вторых, значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться в случае запуска механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. Процесс превращения социальной ценности в личностную происходит не просто через признание индивидом неких ценностей как необходимых, а именно через включение в коллективную деятельность, направленную на реализацию данной ценности (Д.А.Леонтьев, 1996), овладение ценностью через освоение (Г.Л.Будинайте, Т.В.Корнилова, 1993, В.П.Зинченко, 2002). Третий подход сближает ценности с понятиями потребности и мотива, подчеркивая их реальную побудительную силу (Ю.М.Жуков, 1976; Г.Г.Дилигенский, 1977; Б.И.Додонов, 1978; Ю.А.Шерковин, 1982; Ф.Е.Василюк, 1984, Морогин В.Г., 1999). В.Г.Морогиным введено понятие ценностно-потребностная сфера личности; построена теоретическая модель ее формирования, и выдвинуты методологические принципы ее экспериментального исследования. На основе этих принципов - тахистоскопического предъявления цветовых стимулов, субъективной оценки продолжительности цветовых экспозиций и попарного сопоставления неопределенно сформулированных ценностей - разработаны методы исследования ценностно-потребностной сферы личности. Создана «Автоматизированная система психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности».

Ю.А.Шерковин отмечает, что ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру. О.И.Генисаретский (1985), приводя мысль А.Н.Леонтьева о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет эти «узлы» с ценностными образованиями, задающими основу личности. Более того, ряд авторов прямо указывает на смысловую природу ценностей (Ю.М.Жуков, 1976; Б.С.Братусь, 1981; 1985; В.П.Зинченко, 1998; О.А.Тихомандрицкая, Е.М.Дубовская, 1999).

: Б.С.Братусь (1994) указывает, что личностные ценности есть осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Ф.Е.Василюк (1984) признает, что на определенном этапе ценности приобретают форму емыслообразующих мотивов. В.П.Иванов (1986) отмечает, что иерархия ценностей представляет собой смысловой ряд, строящийся в границах деятельности субъекта. Д.А.Леонтьев (2003) относит ценности к смысловым структурам подобно тому, как Б.С.Братусь (1994) и Е.З.Басина (1986) понимают их как разновидности смыслового образования. Г.Л.Будинайте и Т.В.Корнилова (1993) оперируют понятием личностные ценности, которые они понимают как смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации моральных решений и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, «но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я» (Г.Л.Будинайте, 1993, с. 100).

Смысловая сфера личности, как подчеркивается многими авторами (Е.Ю.Артьемьева, 1999, Б.С.Братусь, 2002, Д.А.Леонтьев, 2003), является иерархичным образованием. Б.С.Братусь, понимая смысловую сферу личности как высший уровень в структуре психики, отвечающий «за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношение к другим людям и себе», рассматривает данную сферу как особую психологическую иерархическую систему общих смысловых образований, «смысловую вертикаль» от прагматических, ситуационных смыслов до трансцендентных смыслов отношения человека к конечным вопросам и смыслам жизни (Б.С.Братусь, 2002).

Особо остановимся на концепции личностных смыслов Д.А.Леонтьева (2003). Д.А.Леонтьев, выстраивая системную концепцию смысловой реальности, также определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых структур и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Один и тот же жизненный смысл, преломляясь в структуре личности, может принимать различные превращенные формы и выступать в разном обличьи, но в целостной системе смысловой регуляции жизнедеятельности личности все они взаимосвязаны. Смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, т.е. инобытием некоторой реальности во внутреннем мире человека. В смысловой сфере Д.А.Леонтьев различает шесть функционально различных разновидностей смысловых структур. Эти структуры относятся к трем уровням организации: уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл, смысловая установка), уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт), и, наконец, высшему уровню, к которому относится одна смысловая структура - личностные ценности, которые являются неизменным и устойчивым источником смыслообразования. При всем различии характера и функциональных проявлений перечисленных структур они теснейшим образом связаны между собой. Следует отметить, что половина из перечисленных личностных структур не может быть отнесена к структуре личности из-за того, что личностный смысл, смысловая установка и мотив, не являются устойчивыми, инвариантными образованиями. Они складываются и функционируют лишь в пределах конкретной отдельно взятой деятельности. В отличие от них смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности, обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером. Другое различие между смысловыми структурами связано с плоскостью их функционирования. Установки и диспозиции функционируют в плоскости предметно-практической и психической деятельности. Личностные смыслы и смысловые конструкты в плоскости сознания, образа мира субъекта. Мотивы и ценности связаны с сознанием и процессами деятельности (Д.А.Леонтьев, 2003). Как отмечает Д.А.Леонтьев, глубина смысла обусловлена ориентацией на ценности, согласующиеся с индивидуальностью конкретной личности, а ключ к личностному смыслу заложен в структуре ценностных иерархий каждого индивида. Рассмотрение ценностей именно как смысловых образований наиболее полно отражает сложность их содержания и функционирования как элементов когнитивной структуры личности и как элементов ее мотивационно-потребностной сферы.

При рассмотрении вопроса о соотношении между собой понятий ценность и смысл, Д.А.Леонтьев в качестве объяснения использует двухуровневую модель мотивации, предложенную Е.Ю.Пятаевой (1983). Она различает два уровня мотивационных образований. К одному уровню относятся конкретно-ситуативные мотивационные образования, релевантные единичной деятельности. Мотивационные образования другого уровня являются внеситуативными, устойчивыми и обобщенными. Они побуждают деятельность не непосредственно, а участвуя в порождении конкретно-ситуативных мотивов. Первый вид влияний устойчивых мотивационных структур на возникновение и функционирование конкретно-ситуативных мотивов - это ситуативная конкретизация первых во вторых. Второй - это «смещение» конкретной деятельности в соответствии с некоторыми устойчивыми внеситуативными принципами поведения. Критерием позволяющим отнести эти личностные тенденции к классу устойчивых мотивационных структур, выступает то, что они проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, то есть «мотивообразования» конкретной деятельности, и отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике. То же, по сути разделение представлено в трехуровневой схеме структуры мотивации А.Г.Асмолова (1990), различающего источники мотивации, детерминанты направленности деятельности в конкретной ситуации, и регуляторы протекания деятельности. Первые два уровня практически совпадают с выделенными Е.Ю.Пятаевой. По своему функциональному месту в структуре мотивации личностные ценности относятся к классу описанных Е.Ю.Пятаевой устойчивых мотивационных образований или источников мотивации по А.Г.Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Дополнительным аргументом, подкрепляющим это положение, служит то обстоятельство, что целый ряд авторов независимо друг от друга предложили различать два класса ценностей -ценности-цели жизнедеятельности или терминальные ценности, с одной стороны, и ценности-принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности, с другой стороны (M.Rokeach, 1972 Ю.М.Жуков, 1976), функции которых совпадают с двумя описанными Е.Ю.Пятаевой формами влияния устойчивых мотивационных образований на конкретно-ситуативные.

Таким образом, можно сделать вывод, что ценности личности являются устойчивыми мотивационными образованиями и ведущими источниками значимых для человека жизненных смыслов.

Мы попытались рассмотреть согласованность - континуум от рассогласования до согласования социальных и культурных ценностей в процессе приобщения к иной социокультурной среде на основе концепции личностных смыслов Д.А.Леонтьева, в которой ведущая роль как источника смыслообразования принадлежит личностной ценности и с позиций концепции метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец (2000).

Д.А.Леонтьев (2003) предложил концепцию трех форм существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие личность к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Как отмечает Д.А.Леонтьев, эти три формы существования переходят одна в другую: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов. То есть, процесс развития каждой личности характеризуется усвоением ценностей социальных общностей и их трансформацией в личностные ценности. Этот процесс, как отмечает Д.А.Леонтьев, можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах.

Во-первых, как движение от ценностей социальных групп к личностным ценностям (от социального внешнего к социальному внутреннему). Это движение традиционно обозначается понятием интериоризации

Интериоризация и социализация применительно к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса, рассматриваемого, соответственно, в аспекте трансформации самих ценностей и трансформации структуры индивидуальной мотивации. Как указывает Леонтьев Д.А., это движение через границу внешнего/внутреннего в первом случае и через границу биологического/социального во втором.

Таким образом, личностные ценности, выступающие как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности, являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей.

На концепцию становления личностных ценностей накладывается концепция метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец (1999,2000). В силу принципа двойственности качественной определенности, этническая индивидуальность в концепции метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец, рассматривается как полисистемное образование, имеющее этнокультурную (этнотипическую) и этноин диви дуальную формы, объектный и субъектный способ существования. С одной стороны, приобщаясь и идентифицируясь с этническим миром, индивидуальность приобретает этническое содержание, наполняется этничностью, становясь ЭТНО-индивидуальностью. В функциональном плане ЭТНО-индивидуальность отражает усвоение индивидуальностью этнических значений мира (социальных ценностей по Д.А.Леонтьеву) посредством внешних источников детерминации, обретая объектный способ существования в этническом мире. С другой, она привносит в этнический мир свое имманентное качество, своеобразное и особенное, неповторимое индивидуальное, выступая в качестве этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. В функциональном плане этно-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ отражает трансляцию индивидуальностью этнических смыслов (личностных ценностей по Д.А.Леонтьеву) объектам мира посредством внутренних источников детерминации, обретая субъектный способ существования в этническом мире. В пространстве метаиндивидуального мира обретает свою актуализацию ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. В качестве источников как внешней, так и внутренней детерминации выступают метаиндивидуальные свойства (объект-субъектные этнические значения и смыслы). Стало быть, ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ формируется в интегральное целое, во-первых, посредством внешней детерминации этническими значениями объектов мира (то есть, посредством социальных ценностей по Д.А.Леонтьеву), в результате которой образуются этнотипические свойства, во-вторых, посредством внутренней детерминации этническими смыслами (личностными ценностями по Д.А.Леонтьеву), опосредующая роль которых приводит к формированию этноиндивидуальных свойств. ЭТНИЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ в структурном плане можно рассматривать как единство этнотипических и этноиндивидуальных свойств, внешне и внутренне обусловленных активностей, а также субъективируемых ею этнических значений (социальных ценностей) и объективируемых ею этнических смыслов (личностных ценностей).

Таким образом, путем наложения друг на друга двух данных конструктов - концепции личностных смыслов Д.А.Леонтьева и концепции метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец, можно представить согласованность социальных и культурных ценностей - континуум от рассогласования до согласования ценностей как результат приобщения к иной социокультурной среде.

Вхождение в свою социокультурную среду начинается с усвоения социальных и культурных ценностей (в концепции Д.А.Леонтьева) или этнических значений (в концепции В.Ю.Хотинец). Результатом этого усвоения является трансформация социальных и культурных ценностей в личностные ценности (в концепции Д.А.Леонтьева) или этнические смыслы (в концепции В.Ю.Хотинец). Приобретение знаний происходит в ходе социального научения, в процессе усвоения и приобщения индивида к социальному опыту, традиционным образцам поведения, нормам, способам жизнедеятельности народа. В результате этого процесса, определенные формы поведения и жизненные цели становятся предпочтительными для индивида в данной социокультурной среде, наделяются им смыслом и приобретают.для не-го-непосредственную ценность. Приобщение к иной социокультурной среде (с иными социальными ценностями и иными этническими значениями) приводит к тому, что индивид во взаимодействии с миром начинает дифференцировать объекты культурного мира с учетом ранее сложившейся системы личностных ценностей (в концепции Д.А.Леонтьева - внутренних носителей социальной регуляции, укорененных в структуре личности), или с позиций своей этнической индивидуальности (в концепции В.Ю.Хотинец - единства этнотипических и этноиндивидуальных свойств, субъективируемых этнических значений и объективируемых этнических смыслов).

В процессе вхождения индивида в иное социокультурное поле, происходит освоение новых культурных смыслов, необходимых для восстановления нарушенного смыслового соответствия сознания и бытия индивида (А.Г.Асмолов, 2002, Ф.Е.Василюк, 1984, Д.А.Леонтьев, 1999, В.Франки, 1990). Однако освоение новых культурных смыслов может привести к глубоким ценностно-смысловым рассогласованиям, как результат столкновения противоречивых смыслов - смыслов личности и смыслов новой социокультурной среды.

 

АВТОР: Сунцова Я.С.