15.11.2011 5029

Учебная познавательная деятельность как основа мотивации к процессу обучения

 

Говоря о структурах психологических механизмов операционального мышления (усвоения) и об управлении процессами их формирования и развития нельзя не принимать во внимание, как показано выше, и необходимость мотивации поведения обучаемых (мотивации их учебно-познавательной деятельности). В этой связи покажем ряд важных для практики педагогики положений, лежащих в основе психологии мотивации.

Курт Левин отмечает, что любое поведение побуждается напряжением, движется силами, направляется валентностью и адресуется к цели.

Под напряжением он понимает сознательную установку, желание совершить некоторый поступок. Они (установка и желание) держатся до тех пор, пока поступок не будет совершен, обеспечивая так называемый «толкающий» эффект. Совершенный поступок разряжает напряжение. При этом важно, что напряжение может разряжаться как с помощью объектов, деятельность с которыми обеспечивает индивиду напрямую достижение желаемой цели, так и с замещающими объектами, которые как-то иначе позволяют ему достичь ту же цель (субституция). Напряжение, которое возникает в индивиде, всегда основано на потребностях, которые представляют собой или некие биологические требования организма (генуинные потребности), или психические образования типа намерения, желания (квази-потребности). Потребности как бы создают «тянущий» эффект, который проявляется в двух основных видах - валентности и силе.

Под валентностью К. Левин понимает восприятие индивидом необходимости реализации некоторой активности. Это восприятие обуславливается оценкой субъектом объекта, которая связана со степенью возможности удовлетворения потребности (желания).

Сила - это (по К. Левину) наличие реальной связи между объектом и субъектом, обеспечивающей активность индивида, направляемую валентностью.

Таким образом, выстраивается вполне определенная схема мотивационного процесса. Если существуют потребности, возникают силы (силовое поле), обеспечивающие напряжение (активность индивида), характеризуемое валентностью. Само же напряжение является тем состоянием, которое помогает индивиду изменить себя, чтобы быть в равновесии с окружающей действительностью (помогает индивиду достичь желаемого). Кстати, с таким представлением о понятии «напряжение» хорошо, на наш взгляд, согласуются понятия гомеостатического равновесия и энергической разрядки потребностей.

Динамика показанного общего механизма мотивации рассмотрена рядом отечественных психологов.

По С.Л. Рубинштейн, «мотивация - это субъективная детерминация поведения человека миром, опосредованная процессом его отображения». Из этого определения следует, что индивид преломляет действительность через свой внутренний мир, отражая ее через мотивацию. В связи с этим можно говорить о том, что мотивационное отражение действительности определяет избирательность человеческой деятельности. Сама же избирательность (по С.Л. Рубинштейну - ее содержательная сторона) зависит от того, какие именно побуждения индивиду необходимо реализовывать, и от того, что им для этого отобрано.

Таким образом, можно констатировать, что субъективный смысл любого осознанного поступка индивида - это результат соотнесения себя с действительностью, определения своего отношения к действительности. Или иначе, «...осознанный поступок - это всегда результат субъективного соединения внутреннего побуждения и специфики окружающей внешней среды». С.Л. Рубинштейн считает, что если поступок человека не соотнесен им с последствиями, то такой поступок нельзя считать осознанным. В этом случае большую роль играют внутренние побуждения, у которых нет смысловой связи с возможными результатами поступка.

Продолжая и развивая идею о смысловой связи внутренних побуждений с возможными результатами поступка, А.Н. Леонтьев считает мотивацию отражением действительности через смысл, через определенные связи и отношения субъекта к объекту. Он говорит о том, что в самом побуждении всегда фиксируются два полюса - «наличное» и «желаемое». Через отношение объекта к ним и возникает отражение смысла данного объекта в мотивационной сфере. Иными словами, объект включается в энергетическое поле мотивации (в мотивационную напряженность) через смысл, который этот объект имеет для субъекта. Таким образом, деятельность (поступок) как бы отталкивается от реального (объекта) и от идеального, желаемого (цель, достижение результата).

А. Н. Леонтьев полагает, что включение смысла в напряженную структуру создает значимость, которая увеличивает напряженность, и определяет затраты энергии индивидом. Он указывает на то, что мотивация включает два момента, иногда противоречащие друг другу. Это, во-первых, стимуляция процессом деятельности, и, во-вторых, стимуляция результатом деятельности. При этом чем сильнее стимуляция процессом деятельности, тем больше вероятность отражения желаемого; чем сильнее стимуляция результатом деятельности, тем больше вероятность отражения необходимости. Иными словами, речь идет о том, что долженствование проявится сильнее у тех людей, деятельность которых лучше стимулируется желаемым конечным результатом. Стимуляция же процессом деятельности мотивирует людей, которые хуже преодолевают барьеры в деятельности и ориентированы на получение удовольствия. В целом (по А.Н. Леонтьеву), усиление целенаправленного поведения человека и переход через необходимость связаны с четкой актуализацией желаемого результата деятельности и с некоторыми оптимальными уровнями Я-интеграции и Я-контроля.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что через процесс мотивации реализуется механизм соотнесения индивидом внешних и внутренних факторов, лежащих в основе поведения. Результат этого соотнесения и определяет возникновение, направление и способы реализации деятельности. Мало того, в процессе мотивации отражаются не только имеющиеся ситуативные возможности, но и будущие (цели и средства). Сама же деятельность как реакция на мотивацию имеет в качестве энергетических и ориентационных начал в каждый данный момент времени не только потребности, но и определенные мотивы, которые являются, в основном, причинами ее возникновения и условиями ее реализации. «Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане - мы называем мотивом деятельности».

Эта цитата из работы А.Н. Леонтьева подчеркивает то обстоятельство, что отношение, которое складывается между целенаправленной деятельностью и действием, отражается в сознании как отношение между мотивами и целью (именно потому одно и то же действие, обусловленное различными мотивами, может быть элементом нескольких видов деятельности в зависимости от того, чем эта деятельность является для личности).

Здесь имеет смысл отметить, что А.Н. Леонтьев, подчеркивая, как и другие психологи, побуждающую, направляющую функцию мотива, добавляет при этом мотиву еще одну функцию - смыслообразования, которая еще более придает целенаправленной деятельности личностный характер.

Как показал наш анализ работ отечественных психологов, в большинстве из них, анализирующих динамический аспект мотивации вообще, и мотивацию учения в частности, авторы придерживаются точки зрения А.Н. Леонтьева. У всех просматривается его подход к сущности человека, природе психики и ее детерминированности; все авторы приходят к единой мысли о том, что деятельность человека обуславливается системой побуждающих мотивов.

По связи мотивов с содержанием и особенностями выполняемой деятельности психологи выделяют различные группы мотивов:

- смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы;

- внутренние и внешние мотивы;

- мотивы, порождаемые самой деятельностью, и мотивы социальные, порождаемые всеми обстоятельствами жизни и связанные с основной направленностью личности.

Наиболее общей закономерностью, отражающей регулирующую роль мотивов, считают зависимость результатов деятельности и психических процессов от характера и специфики мотивов. К механизмам, определяющим эту зависимость, различные психологи подходят по-разному. Одни таким механизмом считают «насыщение» - снижение работоспособности при изменении отношения к деятельности. Другие - «стремление к успеху» и «избегание неудачи», связанные с ожидаемой субъектом оценкой деятельности и определяющие процессы выбора и постановки целей (цель может ставиться легкая - это гарантирует успех, или трудная, что оправдывает неудачу). При этом отмечают, что поставленная цель может вообще не соответствовать действительным возможностям субъекта. Тогда может получиться так, что- либо возможности не раскроются полностью, либо они окажутся недостаточными для достижения поставленной цели.

Если же результат отдельных действий окажется более значимым, чем побуждающий их мотив, то в этом случае может произойти «сдвиг мотива на цель», возникновение новых мотивов, связанных с ходом развития самой деятельности, включающихся в ее структуру и изменяющих ее.

Таким образом, можно считать, что функциональная значимость мотивов в структуре деятельности определяется через ее активизацию - изменение динамики, напряженности и через ее организацию - изменение процессов постановки целей, соотношения действий, их значений. Другими словами, мотивы играют определяющую роль в мотивационной сфере и в деятельности человека. В связи с этим в рамках некоторых конкретных психологических исследований много внимания уделяется природе и сущности мотивов, выявлению их структуры. Наряду с этим психологи устанавливают корреляцию некоторых черт личности с определенными характеристиками процессов учебной деятельности, роль личностных факторов в избирательных оценках и отборе прошлого опыта, роль различного рода позиций личности как фактора, способствующего раскрытию возможностей человека в учебной деятельности, и, наконец, роль и место познавательного интереса в мотивационной сфере учения.

Ряд результатов упомянутых исследований и выводов, которые следуют из анализа психологической сущности механизма мотивации и ее динамического аспекта, свидетельствуют о том, что мотивы, принципиально, можно формировать и актуализировать в ходе обучения. Вот главные из аргументов в пользу этого утверждения:

- поскольку мотив - это «операционализированная» потребность, а потребности могут развиваться не только путем создания новых объектов (например, путем предъявления все более интересной информации), но также и через обучение действиям, то, видимо, возможно осуществлять параллельно с обучением подготовку (настройку) субъекта (обучающегося) к их реализации;

- условия, в которых осуществляется учебная деятельность, сами могут являться мотивообразующими факторами. Например, условия, которые повышают вероятность актуализации потребности в информации и вероятность ее удовлетворения, можно считать факторами, повышающими мотивационный потенциал учения.

Эти наши выводы согласуются с мнением П.Я. Гальперина, которым даже введены понятия «операционная сторона активности» обучаемых и «мотивационная сторона их активности». Он даже особо выделил в качестве компонентов мотивационной активности мотивы учения, которые подразделил на три класса:

- внешние (поощрения, наказания);

- соревновательные (успех в сравнении с другими или с самим собой);

- внутренние (благодаря которым учение становится деятельностью в полном смысле этого слова).

Показанная нами психологическая сущность мотивации убеждает в том, что она является неотъемлемой частью психологических механизмов усвоения, способствующей возникновению, направлению и интенсификации учебной познавательной деятельности.

 

АВТОР: Ключенко Е.В.