21.10.2010 14678

Становление и развитие социальной психологии Великобритании второй половины XIX - первой половины ХХ вв. (М.В. Аринина)

На правах рукописи

 

Аринина Марина Владимировна

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВВ.

 

19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

 

Санкт-Петербург 2009

 

Работа выполнена на кафедре психологии Волжского государственного инженерно-педагогического университета

 

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Минькова Елена Сергеевна

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Якунин Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор, Семенов Валентин Евгеньевич

Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

Защита состоится «___» ________ 2009 г. в ______ часов на заседании совета Д 212.232.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г.Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6, факультет психологии, а.227

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9.

 

Ученый секретарь диссертационного совета Е.С. Старченкова

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность и постановка проблемы исследования. На современном этапе развития отечественной психологической науки историко-психологические исследования имеют особое значение. Как отмечает В.А.Кольцова, «парадигмальные преобразования всех сторон жизни современного российского общества создают принципиально новую ситуацию для развития психологической науки». (В.А.Кольцова, 2008, с.5) Этим объясняется теоретическая значимость и статус таких исследований.

Обращение к истории социальной психологии Великобритании и научному творчеству первых ее представителей актуально по следующим причинам. Во-первых, социальная психология является одной из наиболее активно развивающихся и востребованных отраслей психологического знания в настоящее время. Она стала источником формирования таких современных отраслей психологии, как психология рекламы, психология управления, организационная психология, политическая психология и др. Психологи Великобритании внесли значимый вклад в развитие данной науки, а проблемы, затронутые первыми британскими социальными психологами, активно разрабатываются в современной науке. В связи с процессами глобализации вновь возрос интерес к психологии больших групп и межнационального взаимодействия. Идеи В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса заложили основы современных социально-психологических теорий, в частности теорий Г.Тэджфела и Р.Харре, на которые опираются как зарубежные, так и отечественные специалисты. Тем не менее, история становления социальной психологии остается еще не достаточно изученной. А многие работы британских авторов, стоявших у истоков данной отрасли знания, в том числе и ее новых направлений, остались практически незамеченными.

Во-вторых, как отмечает В.А.Якунин (1998), для российской психологии на современном этапе важным является восполнение пробелов в информации о зарубежной, в частности, европейской психологии, переосмысление деформированных представлений о ней. Чтобы понять логику развития не только социальной психологии, но и других отраслей, и получить возможность прогнозировать их дальнейшее развитие, необходимо восстановить и проанализировать истоки их становления.

Степень изученности проблемы. В современной отечественной научной литературе можно найти упоминание имени В.Мак-Даугалла в связи с кратким описанием его теории социальных инстинктов (Г.М.Андреева (2001), Е.С.Кузьмин (1979), Л.Г.Почебут (2007), А.Л.Свенцицкий (2009), М.Г.Ярошевский (1997)). Г.Уоллес кратко упоминается лишь в связи с проблемами изучения творческого мышления и политической психологии (А.Г.Аллахвердян (1998), В.И.Жуков (1997), Б.И.Краснов (1997), Г.Ю.Мошкова (1998), Л.В.Семенюк (2007), А.В.Юревич (1998), М.Г.Ярошевский (1998)). Периодизация западной социальной психологии представлена в работах Г.М.Андреевой (1998), Е.С.Кузьмина (1979), П.Н.Шихирева (1985).

Во многих британских и американских учебниках по социальной психологии (Lindzey (1954), K.G.Shaver (1981), M.Sherif (1956), C.W.Sherif (1956), W.Sprott (1960)), а также в учебниках по истории психологии (G.S.Brett (1962), J.C.Flugel (1935), N.S.Rose(1985)) можно найти только краткое упоминание теории инстинктов социального поведения В.Мак-Даугалла. Среди зарубежных авторов в первую очередь следует указать Л.Херншоу (L.Hearnshaw,1964), который в учебнике по истории психологии Великобритании посвятил раздел развитию социальной психологии и дал краткий обзор и оценку работ В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса, а также их биографические данные. Л.Херншоу назвал Г.Уоллеса первым социальным психологом Великобритании. К настоящему времени в британской научной литературе можно выделить три работы, посвященные наследию Г.Уоллеса. Это книга профессора истории М.Дж.Вайнера (M.J.Wiener, 1971), книга профессора политологии Т.Кволтера (T.Qualter, 1980) и диссертация Г.С.Хопкатта (G.S.Hopcutt, 1958). Следует также отметить статью М.Бивира, где он дал анализ идей Г.Уоллеса (M.Bevir, 1997). В этих работах так или иначе рассматривались психологические идеи Г.Уоллеса, однако все они написаны не психологами, а преимущественно политологами, и соответственно, акцент сделан на политических идеях Г.Уоллеса.

В последнее время в Великобритании снова появился интерес к научному наследию В.Мак-Даугалла, чей вклад в психологическую науку переосмысливается с позиций нашего времени. Краткая оценка его идей дана в работах Г.Джаода (G.Jahoda, 2007), М.Томпсона (M. Thompson, 2006).

Анализ отечественных и зарубежных работ по истории психологии показывает, что изучению истории становления и развития социальной психологии в Великобритании, в том числе проблеме ее периодизации, уделяется мало внимания. В.Мак-Даугалл и Г.Уоллес были выдающимися фигурами в научной и общественной мысли своего времени, однако систематического анализа социально-психологических работ указанных авторов в литературе по истории психологии нет. На русский язык переведена только работа В.Мак-Даугалла «Введение в социальную психологию» (1908), работы Г.Уоллеса на русский язык переведены не были.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность истории социальной психологии Великобритании определили тему исследования.

Проблема исследования состоит в выявлении и анализе истоков становления социальной психологии Великобритании.

Объектом исследования является история социальной психологии Великобритании как отрасли научного знания.

Предметом исследования является процесс зарождения и становления социальной психологии Великобритании второй половины ХIХ – первой половины ХХ века на примере научного творчества В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса.

Цель исследования: проследить логику становления и развития социальной психологии Великобритании второй половины ХIХ – первой половины ХХ вв. в контексте развития мировой социально-психологической мысли.

Основными задачами исследования являются:

1. Разработать периодизацию развития социальной психологии Великобритании и рассмотреть предпосылки становления социальной психологии Великобритании во второй половине ХIХ века.

2. Провести сравнительный анализ социально-психологических идей В. Мак-Даугалла и Г.Уоллеса и определить их научный вклад в мировую психологическую науку.

3. Проследить соотношение социально-психологических идей В.Мак-Даугалла, Г.Уоллеса и российских и зарубежных психологов первой половины ХХ века.

Выбор хронологических рамок определен периодом со второй половины XIX века по первую половину ХХ века, поскольку именно в данное время, согласно научным источникам, происходило зарождение и становление социальной психологии Великобритании.

Методологическую основу исследования составили: проблемологический подход, задачей которого является характеристика динамики развития психологического знания через выявление изменений проблематики в разные исторические периоды в зависимости от внешних, личностных и внутренних факторов детерминации науки; принцип многомерного описания истории психологии, позволяющий «раскрыть исторические связи отечественной и зарубежной психологии в разные исторические периоды»; контекстный подход, с помощью которого рассмотриваются особенности развития социальной психологии в определенный исторический период; принцип контрастирующих пар, в основе которого лежит противопоставление точек зрения двух научных школ или двух ученых; географический подход, предполагающий изучение особенностей развития психологии в конкретной стране; отраслевой подход, при котором исследуется история развития отдельной отрасли психологии; акмеологический подход, в соответствии с которым осуществляется анализ творчества крупнейшего мыслителя эпохи, представляющего собой вершину в развитии научной школы, что позволяет понять характерные для нее тенденции. Благодаря системно-структурному подходу персональное научное творчество может быть рассмотрено в качестве целостной системы, состоящей из единства структурных и функциональных элементов. Исследование строилось на следующих принципах: принцип детерминизма, принцип системности, принцип единства логического и исторического, принцип объективности историко-психологического исследования, принцип конструктивно-позитивного анализа, принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, принцип единства прошлого, настоящего и будущего, принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания.

В качестве методов исследования в работе применялись: историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учетом существующей социально-исторической обстановки; сравнительно-исторический метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей; биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого; метод систематизации психологических идей исследуемого автора; метод анализа категориально-понятийного аппарата, который предполагает выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того же ученого.

Основные источники исследования: научные работы В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса, биографические и автобиографический публикации указанных авторов, труды отечественных и зарубежных психологов современников В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса, архивные материалы Лондонской Школы Экономики и Политических наук, г. Лондон (London School of Economics and Political Science), работы современных отечественных и зарубежных авторов по социальной психологии и истории психологии.

Научная новизна состоит в следующем:

- впервые была разработана периодизации развития социальной психологии Великобритании, раскрыты предпосылки становления данного направления психологической науки;

- раскрыты и проанализированы социально-психологические идеи Г. Уоллеса о психологии группы, нации и организационной психологии и идеи В. Мак-Даугалла о психологии группы, что до настоящего времени не было объектом историко-психологического исследования;

- впервые дана сравнительная характеристика социально-психологического творчества В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса, определен вклад этих ученых в мировую психологическую мысль;

- раскрыто соотношение идей первых социальных психологов Великобритании В. Мак-Даугалла и Г. Уоллеса и отечественных психологов первой половины ХХ века.

Теоретическая значимость исследования. Исследование раскрывает логику развития социальной психологии Великобритании, этапы ее становления. В нем впервые подробно и систематически представлены идеи В. Мак-Даугалла и Г. Уоллеса, которые легли в основу как современных британских социально-психологических теорий, являющихся частью единого западноевропейского социально-психологического направления, так и американской социальной психологии. Введение в научный обиход новых данных о развитии социальной психологии Великобритании позволяет обновить и расширить область историографии и истории социальной психологии, дает возможность переоценки деформированных представлений о развитии зарубежной психологической мысли. Результаты исследования могут использоваться как в образовательном процессе, так и в историографических исследованиях. Диссертационная работа может представлять интерес для исследователей истории зарубежной и отечественной социальной психологии, а также для исследователей, занимающихся психологией личности, историей организационной и политической психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, истории социальной психологии, психологии личности, организационной психологии на факультетах психологии университетов, педагогических вузов; в спецкурсах по истории зарубежной и отечественной психологии, они найдут применение в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий по истории психологии.

Результаты исследования могут быть использованы в современных исследованиях в области психологии группы и психологии нации, поскольку идеи первых социальных психологов Великобритании В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса дали толчок для изучения данной проблематики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование качественного критерия, а именно, характера доминировавших идей и применение определенных методов исследования, позволяет выделить 4 этапа в развитии социальной психологии Великобритании: середина XIX века – 1920-е годы - зарождение и становление; 1920-1940-е годы - стагнация; 1940-1970-е годы - возрождение и институционализация; 1970-н.в.- окончательное становление.

Основой для становления социальной психологии в Великобритании послужили британская социальная философия, социология, социальная антропология, а также теория эволюции.

2. В.Мак-Даугалл и Г.Уоллес были первыми социальными психологами Великобритании и внесли значимый вклад в становление и развитие социальной психологии как самостоятельной отрасли психологии. Они одними из первых в истории психологии определили предмет, цели и задачи социальной психологии, ее место в ряду других наук, представили социально-психологическую классификацию групп, разработали психологию больших групп.

3. В конце XIX – начале ХХ вв. британская и отечественная социальная психология развивались во взаимодействии друг с другом. Начиная с 1930-х годов, психологическое наследие британских социальных психологов было подвергнуто жесткой идеологической критике и в дальнейшем стало запрещенным. Социально-психологические идеи В.Мак-Даугалла были наиболее близки идеям В.М.Бехтерева, а взгляды Г.Уоллеса близки воззрениям А.К.Гастева и П.М.Керженцева. Теории первых британских социальных психологов оказали значительное влияние на концепции Р.Кэттела, У.Липпмана, Г.Олпорта, Р.Харре.

Достоверность и обоснованность выдвигаемых положений определяется адекватностью применяемых методов предмету исследования, репрезентативностью источниковедческой базы, реализацией методологических принципов историко-психологического исследования.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры психологии ГОУ ВПО ВГИПУ, на заседании Саратовского регионального отделения Российского психологического общества (г. Саратов). Основные положения исследования были изложены автором на конференциях: «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (С.-Петербург, 2007); «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань, 2007); Международном Конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2008), «Ананьевские чтения-2008» (С.-Петербург, 2008), международных и всероссийских научно-практических конференциях (Н. Новгород, 2005, 2006, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 3 таблиц, списка литературы и источников, включающего 220 наименований, приложений. Диссертационное исследование изложено на 195 страницах.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность и постановка проблемы исследования, степень изученности проблемы, определяются его цель и задачи, объект и предмет, положения, выносимые на защиту, методологические основы и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указываются основные источники исследования.

В первой главе «Основные этапы и предпосылки становления социальной психологии в Великобритании» представлена периодизация развития социальной психологии в Великобритании, раскрыта роль философии, социологии, британской социальной антропологии и теории эволюции Ч.Дарвина в зарождении социальной психологии Великобритании.

В качестве основания для выделения периодов социальной психологии Великобритании использовался качественный критерий, а именно, характер доминирующих идей и применение определенных методов исследования. В соответствии с этим, были выделены следующие этапы:

1 этап. Середина ХIХ века – 1920-е годы. Зарождение и становление социальной психологии в качестве отдельной научной дисциплины. В работах В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса были сформулированы предмет, объект, цели и задачи социальной психологии, определено ее место среди других наук. В целом на данном этапе акцент делался на иррациональных основах социального поведения человека, в большей мере на теории инстинкта. Использовались преимущественно методы анализа различных источников, методы изучения этнографического материала, интроспективный метод. Теоретические работы носили умозрительный характер.

2 этап. 1920-е – 1940-е годы. Стагнация. Критика теории инстинкта. Доминировала социальная антропология и функциональный подход к социальным проблемам общества. Социально-психологические проблемы рассматривались в рамках других наук (социология, антропология, детская психология). Отсутствовала четкая методологическая база.

3 этап. 1940-е – 1970-е годы. Возрождение и институционализация. Появилась социально-психологическая секция в Британском психологическом обществе, а также первые журналы, посвященные социальной психологии. Возобновился интерес к социально-психологическим проблемам, во многом как результат второй мировой войны. Велико влияние американской социальной психологии. Использовались экспериментальные методы. Главным и единственно верным методом считался лабораторный эксперимент.

4 этап. 1970-е годы – настоящее время. Окончательное становление. Происходит смена американской парадигмы «объяснения» на западноевропейскую парадигму «понимания». Социальная психология Великобритании развивается в рамках единого европейского социально-психологического подхода, который противопоставляется американскому, внимание исследователей переносится с индивида на общество, социо-культурные аспекты. Разрабатывается теория социальной идентичности (Г. Теджфел, Дж. Тернер), этогеническая теория (Р.Харре). Как и в других странах Западной Европы, в Великобритании происходит критическое переосмысление экспериментального метода, и в частности лабораторного эксперимента, как единственно достоверного. Осуществляется поиск дополнительных, специфически социально-психологических методов исследования (Н.Армистед, М.Арджайл, Дж.Браун, Д.Миксон, Дж.Тернер, Г.Тэджфел, Р.Харре).

 

Британская философия оказала большое влияние не только на научные круги, но и на политическую жизнь страны в XIX веке, и, главным образом, была представлена работами И.Бэнтама и Дж.Ст.Милля. Поскольку эта философия отличалась индивидуалистической направленностью, психология, социология и формировавшаяся на их основе социальная психология развивались в Великобритании довольно медленно. Большую роль в становлении социально-психологической мысли Великобритании оказали идеи британских социальных философов.

Во второй половине XIX века мыслители пытались выделить какой-то один универсальный фактор, объясняющий социальное поведение человека: привычка, подражание, инстинкт, внушение, коллективное сознание. Основными идеями, объясняющими социальное поведение человека, выраженными в британской научной и философской мысли XIX века, были идеи социальных инстинктов, симпатия и подражание.

Идея социальных, или общественных инстинктов, зародившаяся еще в XVIII веке в британской социальной философии (Ф.Хатчесон, А.Фергюсон, Д.Стюарт и др.) нашла свое развитие в работах Ч.Дарвина, который перенес их на биологическую основу. Под общественными инстинктами социальные философы понимали неосознанные силы, обусловливающие цели и в целом социальное поведение человека, а также его потребность в обществе себе подобных. Идея симпатии, как и социальных инстинктов, зародилась в философии. Одним из первых ее сторонников в Великобритании были Д.Юм и А.Смит. Позже ее разрабатывали А.Бэн и Г.Спенсер. В теории Ч.Дарвина симпатия также занимала одно из центральных мест, однако первостепенное положение отдавалось социальным инстинктам. Симпатия представлялась, по Ч. Дарвину, как один из инстинктов и как главный элемент социального инстинкта, определяющего общественный характер человеческой природы. Идея о подражании наиболее ярко представлена в классической работе Вольтера Бэджота «Физика и политика» (1869). Этот труд явился одним из первых примеров психологического анализа общества. Как отмечал Г.Олпорт, современная социальная психология в объяснении социального поведения опирается на три основных принципа: симпатии (аффективный), подражания (волевой) и внушения (когнитивный) (Lindzey, G. Handbook of social psychology, 1954).

В отличие от других стран, в Великобритании идеи социализма и социологии не были популярными и влиятельными. Все же, благодаря работам английских социалистов и социологов изучение взаимоотношений человека и общества отошло от индивидуалистских представлений. Социалисты Т.Пейн и В.Годвин, Р.Оуэн указали на значительную роль общества в развитии человека. В работах Г.Спенсера большое внимание уделялось изучению зависимости особенностей общества от особенностей людей его составляющих. Большой научный интерес представляют исследования Г.Спенсера церемоний и обрядов (1898). Дж.Г.Льюис, как и О.Конт, считал психику человека продуктом общества. Он подчеркивал важность изучения как биологической, так и социальной составляющих человеческой психики. Интересен вклад социолога П.Геддеса (1854-1932), чей эклектичный подход к исследованию общества включал в себя часть предмета социальной психологии, в частности, идея «психобиосиса» (воздействие эмоций, представлений и воображения на жизнь человека и его поступки) и «биопсихосиса» (воздействие биологического и среды на психику человека).

Значительно повлияли на дальнейший ход развития социально-психологической мысли Великобритании идеи Ч.Дарвина и открытия социальных антропологов. Понимая человека как социальное животное, Ч.Дарвин считал общественный инстинкт центральным в поведении человека, и инстинкт этот рассматривался в рамках теории эволюции как полезный для выживания вида. Ч.Дарвин представлял общественный инстинкт как наследственную силу, он также констатировал наличие целей. Положения теории эволюции многие ученые (Г.Спенсер, П.Геддес, В.Бэджот, Дж.Г.Льюис и др.) пытались применить к анализу общества и социальных феноменов. Позже представление об инстинктах в социальном поведении человека было наиболее ярко сформулировано в одной из первых работ по социальной психологии, В.Мак-Даугалла, а также в работах Г.Уоллеса. Кроме того, большое влияние на развитие социальной психологии имело исследование Ч.Дарвина о способах выражения эмоций у человека.

Существенным оказался вклад британских социальных антропологов, главным образом, Б.Тейлора и Дж.Фрейзера. Именно эта наука получила бурное развитие в Великобритании конца ХIХ века и предоставила огромное количество фактического материала о социальном поведении человека.

Во второй главе «Проблемы социальной психологии в работах В. Мак-Даугалла и Г.Уоллеса» раскрыты социально-психологические воззрения указанных ученых и определен их вклад в становление социальной психологии как отдельной отрасли психологической науки.

Теоретические основы социальной психологии В.Мак-Даугалл (1871-1938) изложил в книге «Введение в социальную психологию» (1908). Ученый считал социальные инстинкты основной и единственной движущей силой поведения человека в обществе. Кроме того, он представил гормическую теорию деятельности, которая подразумевала, что всякие действия живых существ, и человека в том числе, обусловлены стремлением к какой-либо цели. По мнению В.Мак-Даугалла, психология должна быть основой всех социальных наук и объяснять особенности мотивации поведения человека в обществе.

Теория инстинкта стала доминирующей в течение десятилетия после выхода книги В.Мак-Даугалла в 1908 году. Однако с 1920-х годов данная теория подверглась критике в ученых кругах, и, по сути, затормозила развитие социальной психологии в Великобритании. Тем не менее, эта теория явилась одним из важных этапов в развитии социальной психологии. Идеи В.Мак-Даугалла открыли пути изучения психологии с динамической точки зрения, заложили основы психологии мотивации, психологии личности.

О предмете и задачах социальной психологии В.Мак-Даугалл писал в работе «Групповой разум» (1920). Социальной психологией ученый называл любую психологию, которая признает взаимосвязь и взаимовлияние индивида и общества. Он определил цели психологии групп, которая, по его мнению, является частью социальной психологии, и указывал на необходимость раскрыть понимание индивидуальной психической деятельности через включенность человека в социальную жизнь как часть группы. Психология группы, считал В.Мак-Даугалл, состоит из двух частей. Первая часть должна раскрывать общие принципы психологии группы, а вторая применять эти принципы к изучению конкретных видов групп. Ученый также писал об отношении социальной психологии к социологии. Рассматривая методы социально-психологического исследования, В.Мак-Даугалл отмечал, что интроспекцию необходимо дополнять более точными, экспериментальными методами.

В работе «Групповой разум» (1920) ученый рассмотрел общие принципы психологии групп, а также, одним из первых предложил классификацию социальных групп, и описал их с социально-психологической точки зрения. В качестве критерия классификации использовался уровень организованности. Ученый выделял психологию толпы, психологию высокоорганизованных групп, психологию наций. Он рассмотрел такие понятия, как «групповой дух», «групповая воля», «национальный характер», а также затронул проблему лидерства в группе. В объяснении особенностей поведения человека в толпе В.Мак-Даугалл был сторонником теории подражания. Несмотря на излишне биологизаторские взгляды В.Мак-Даугалла на детерминацию социального поведения, многие его идеи имеют ценность для современной социальной психологии.

Грэхем Уоллес (1858-1932) был британским социальным и политическим психологом, общественным деятелем и педагогом. В работе «Великое общество» (1914) Г.Уоллес определил предмет и задачи данной науки. По мнению Г.Уоллеса, предметом социальной психологии должно быть изучение поведения больших групп и тех механизмов, которые влияют на социальное поведение человека, а именно, диспозиции, или предрасположенности. Он также отмечал необходимость разграничить область изучения общей психологии, социальной психологии от области изучения физиологии и анатомии. Однако ученый подчеркивал важность междисциплинарного взаимодействия для более качественного социально-психологического исследования.

Основными проблемами социальной психологии, которые разрабатывал Г.Уоллес, являются: детерминация социального поведения человека; психология групп, усовершенствование совместной интеллектуальной деятельности в группе, психология нации и межнационального взаимодействия, психология толпы; проблема приспособления человека к социальной среде урбанистического индустриального общества, и связанная с этим проблема организации труда. Основными понятиями социальной психологии Г. Уоллеса были инстинкт (импульс), диспозиция, социальное наследие, «великое общество», социальная среда, стимул-реакция, приспособление. Трактовка одного из центральных понятий теории Г.Уоллеса, «социального наследия», подобна пониманию «общественной наследственности» у Дж.М.Болдуина (1861-1934), на которой основана социально-психологическая концепция американского ученого. У него - это опыт, накопленный обществом, предыдущими поколениями, влияющий на формирование социального поведения человека. Однако взгляды Дж.М.Болдуина были более биологизаторскими. Представления Г.Уоллеса о социальном поведении человека отличались комплексностью и многомерностью. Его позицию можно охарактеризовать как стремление к золотой середине в решении вопроса соотношения биологического и социального, инстинктивного и интеллектуального в человеке.

Для современной психологии представляют интерес взгляды Г.Уоллеса на психологию больших групп и межнационального взаимодействия. Г.Уоллес, используя количественный критерий, выделял понятия «группа» и «нация». Их можно соотнести с современными понятиями «малая» и «большая группа». Ученый считал, что количество людей влияет на характер взаимодействия между ними. Соответственно, он исследовал «групповое взаимодействие» и «национальное взаимодействие». Г.Уоллес делал акцент на изучении поведения людей в опосредованном контакте. Он полагал, что с развитием цивилизации более актуальной стала проблема взаимодействия не отдельной толпы, а целого города, страны, а также взаимодействие между разными странами. В этом случае количество людей значительно возрастает. Проблема опосредованного взаимодействия людей в мире была новым явлением для того времени, и Г. Уоллес был одним из первых, кто указал на необходимость изучения именно этой проблемы, в чем его заслуга. В условиях глобализации современного общества данные проблемы актуальны и в наши дни.

Г.Уоллес также стоял у истоков организационной психологии. В исследовании проблемы психологии организации Г.Уоллес считал главной единицей социально-психологического анализа «счастье работника». В связи с этим, он отмечал следующие факторы: самоуважение работника и осознание его социальной значимости; оценка человека по лучшим результатам его работы, важность признания личного вклада служащего и его ответственность за выполненную работу; необходимость объединения людей в группы со средним количеством 25 человек.

Несмотря на некоторые недостатки теоретических построений, взгляды Г.Уоллеса были во многом новаторскими, в частности, его интерес к психологии нации и межнационального взаимодействия, гуманистический подход к проблеме работы человека в организации.

В третьей главе «Взаимодействие и развитие проблем британской социальной психологии в мировой психологии» дана сравнительная характеристика научных воззрений В.Мак-Даугалла, Г.Уоллеса и отечественных психологов рассматриваемого периода, а также, раскрыто влияние идей первых социальных психологов Великобритании на развитие современной социальной психологии.

Российские специалисты начала ХХ века были хорошо знакомы с теорией социальных инстинктов В.Мак-Даугалла. Что касается других его работ, в частности «Групповой разум» (1920), то они не были переведены на русский язык и были малоизвестны в России. В «Педагогическом сборнике» в 1917 году, через год после издания книги В.Мак-Даугалла «Введение в социальную психологию» на русском языке в 1916 году, вышла критическая статья П.Ф.Каптерева. Автор отметил важность идей, изложенных в рассматриваемой работе для объяснения проблем поведения человека и для обучения. В целом, критика П.Ф.Каптерева сводилась лишь к некоторым несоответствиям в теории В.Мак-Даугалла, не затрагивая основания социально-психологических представлений британского психолога, а именно теории инстинктов как единственного объяснения поведения человека. Критику именно этого аспекта можно найти в работах В.М.Бехтерева, а позже, в критической статье А.Р.Лурия.

В.М.Бехтерев в книге «Коллективная рефлексология», не отрицая существования социального инстинкта, писал о несостоятельности теории инстинктов социального поведения В.Мак-Даугалла. Однако В.М.Бехтерев разделял взгляды В.Мак-Даугалла на причины объединения людей в группы. Проведенный нами анализ представлений двух ученых о проблеме психологии группы показал, что они имели много общего, и по ряду вопросов независимо друг от друга ученые пришли к схожим выводам. Сходство и расхождение идей В.М.Бехтерева и В.Мак-Даугалла представлены в таблице 2.

 

Ссылки на теорию В.Мак-Даугалла можно найти и в работах С.Л.Рубинштейна, в частности, в книге «Основы общей психологии» (1940). Краткую характеристику психологического наследия В.Мак-Даугалла С.Л.Рубинштейн дал в главе «История развития западной психологии», а также критически рассмотрел его теорию социальных инстинктов связи с анализом проблемы эмоций. А.Р.Лурия в 1930 году в статье «Кризис буржуазной психологии» выступил с резкой идеологической критикой теории В.Мак-Даугалла и западной психологии в целом.

Психологическое наследие Г.Уоллеса было гораздо менее известно в нашей стране, чем теория В.Мак-Даугалла. Идеи Г.Уоллеса, изложенные в его книге «Природа человека в политике» (1908), были освещены и положительно оценены в критической статье С.Рапопорта «Политическая психология» в 1909 году в «Вестнике Европы». Но ни одна работа Г.Уоллеса не была переведена на русский язык, и он известен в России больше как политический психолог. Взгляды британского ученого, касающиеся проблем социальной психологии организации, были близки идеям основателей отечественной психологии труда, А.Гастева и П.М.Керженцева. Их подход отличался вниманием к субъекту труда, гуманистической направленностью.

Идеи В.Мак-Даугалла нашли развитие в современной социально-психологической теории - этогенике Р.Харре, а также в теориях личности Р.Кэттела и Г.Олпорта. Выделенные В.Мак-Даугаллом три компонента инстинкта, аффективный, познавательный и конативный, прочно вошли в теорию социальных установок, изучение аттитьюдов. Важной заслугой В.Мак-Даугалла также была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным и для современной социальной психологии. Сегодня разрабатывается такое направление, как социальное разделение эмоций. Представления В.Мак-Даугалла о высокоорганизованной группе во многом созвучны представлениям А.В.Брушлинского и его научной школы о коллективном (групповом) субъекте. В современной социальной психологии развиваются следующие представления британского ученого об условиях формирования и существования группы: представление о группе как о едином целом, длительность существования группы, ее организация, волевые характеристики, наличие обычаев и традиций группы, необходимость межгруппового взаимодействия, представления о самосознании группы, аффективных составляющих психологии группы.

Наиболее существенно воззрения Г.Уоллеса повлияли на концепцию американского публициста и политического мыслителя У.Липпмана, который занимался анализом механизмов восприятия информации и способов формирования общественного мнения. В современной российской психологии Г.Уоллес упоминается в связи с исследованием психологии мышления и политической психологии.

Центральными проблемами социальной психологии Г.Уоллеса были соотношение биологического и социального, а также понятие диспозиции. Понятие диспозиции в современной науке используется как в социальной, так и в других направлениях психологии. Кроме того, Г.Уоллес одним из первых поставил вопрос об особенностях и способах усовершенствования группового принятия решений, что сегодня рассматривается в рамках групповой динамики. В своих работах Г.Уоллес исследовал проблему взаимоотношения человека и социальной среды в понятиях, близких тому, что в современной психологии называют механизмом идентификации-обособления.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, констатируется факт достижения цели, подтверждения выдвинутых положений и реализации задач. Намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Выявлено, что научной основой для становления социальной психологии в Великобритании послужили британская социальная философия, социология, социальная антропология, теория эволюции.

С использованием многомерного подхода и качественного критерия выделено 4 этапа в развитии социальной психологии Великобритании: 1.Середина XIX века– 1920-е годы. Зарождение и становление как отдельной научной дисциплины; 2.1920-е – 1940-е годы. Стагнация; 3.1940-е- 1970-е годы. Возрождение, институционализация; 4.1970-е годы - настоящее время. Окончательное становление.

2. В научный обиход введены следующие данные о становлении социальной психологии Великобритании. В.Мак-Даугалл и Г.Уоллес были первыми социальными психологами Великобритании и внесли значительный вклад в развитие британской и мировой социальной психологии. В работах этих авторов были сформулированы предмет, цели и задачи социальной психологии, представлена социально-психологическая классификация групп, дана социально-психологическая характеристика толпы, нации, межнационального взаимодействия. В.Мак-Даугалл одним из первых представил группу как единое целое, близко подошел к пониманию группы как субъекта психической деятельности. Заслугой Г.Уоллеса является разработка понятия диспозиции, а также, включение удовлетворенности жизнью работника в проблематику социальной психологии, акцент на социальной сущности работников.

Психологические воззрения В.Мак-Даугалла и Г.Уоллеса оказали значительное влияние на развитие мировой психологической мысли, в частности на разработку социально-психологических теорий, теорий личности и теории мотивации (особенно в работах Р. Кэттела, Г. Олпорта, Р.Харре), становление политической (У.Липпман) и организационной психологии. Проведенный анализ показал, что социальная психология Великобритании отличалась индивидуалистической направленностью, больше опиралась на психологические и антропологические основы, нежели на социологические, как, например, российская, французская социальная психология. Социальная психология в Великобритании изначально развивалась преимущественно как теоретическая наука, в отличие от американской.

3. Обнаружено, что в России В. Мак-Даугалл был известен преимущественно как автор теории социальных инстинктов, а Г. Уоллес как один из первых политических психологов. Ссылки на рассматриваемых авторов есть в работах В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, А. Р. Лурии, С. Рапопорта, С.Л. Рубинштейна. Установлено, что наиболее близкими идеям В.Макдаугалла о психологии группы были воззрения В.М.Бехтерева, а научные воззрения Г.Уоллеса о психологии организации были близки взглядам А.К.Гастева и П.М.Керженцева.

Выявлено, что в начале ХХ века имело место научное взаимодействие между британскими и российскими психологами, и последние не перенимали слепо иностранные теории, имели свои собственные взгляды на рассматриваемые научные вопросы. Однако с 1930-х годов западная психология, и особенно социальная психология, поверглась резкой критике в нашей стране по причине идеологической направленности отечественной науки данного периода. Поэтому в теориях первых британских социальных психологов рассматривались лишь отрицательные черты, конструктивные же идеи не были замечены. Особенно резкой критике были подвергнута теория социальных инстинктов В.Мак-Даугалла. В результате чего большая часть психологического наследия первых социальных психологов Великобритании оказалась закрытой для отечественной психологии. Сегодня особенно остро стоит вопрос о восстановлении истинной картины развития психологической мысли прошлого.

Идеи первых социальных психологов Великобритании имели большое значение для дальнейшего становления мировой психологии и не должны быть забыты. Настоящее диссертационное исследование восполняет этот пробел в истории психологии.

 

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

Статьи по теме диссертации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Аринина М.В. Вклад Г.Уолласа в развитие социальной психологии // Вестник университета (Государственный Университет Управления), 2008, №7 (45). – С.16-18 (0,4 п.л.)

2. Аринина М.В. Социально-психологическое наследие Г. Уоллеса (к 150-летию со дня рождения) // Вопросы психологии, 2008, №5 (октябрь). – С.141-149 (1,1 п.л.)

Публикации по теме диссертации в других изданиях:

3. Аринина М.В. Философские истоки социальной психологии Великобритании.// Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов. Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (20 декабря 2005г.) - Н. Новгород: ВГИПУ, 2005. - С.93-95 (0,2 п.л.)

4. Аринина М.В. Теория характера в социальной психологии В. Макдаугалла // Высокие технологии в педагогическом процессе, VII Международная научно-методическая конференция преподавателей вузов, ученых и специалистов (26-27 апреля, 2006г.) – Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. Том 2. - С.169-171 (0,2 п.л.)

5. Аринина М.В. Социально-психологические идеи Вольтера Баджота // Теоретические и прикладные проблемы развития личности: Труды II Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (15 декабря 2006 г.) Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. – С.69-72 (0,25 п.л.)

6. Аринина М.В. Вклад В. Макдаугалла в развитие социальной психологии личности. // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы международной научной конференции: В 2-х т. Т.2. Педагогика и психология / Отв.ред. Е.Н.Горохова, А.А. Романов; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. Рязань, 2007. - С.331-333 (0,2 п.л.)

7. Аринина М.В. Предпосылки становления социальной психологии в Великобритании во второй половине XIX века. // Инновации в системе непрерывного профессионального образования: Материалы VIII Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (27,28 марта 2007г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.2. – С.227-228 (0,2 п.л.)

8. Аринина М.В. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории психологии. // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых, 14 апреля 2007.- Н.Новгород: НФ УРАО, 2007. – Т.1. - 0,2 п.л.

9. Аринина М.В. Проблемы социальной психологии в работах В. Макдаугалла и Г. Уолласа. // Наука и молодежь Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов (24 мая 2007). Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – Т.2. - С.203-204 (0,2 п.л.)

10. Аринина М.В. Проблемы социальной психологии группы в работах В. Макдаугалла // Образовательные стратегии и практика научной подготовки кадров: современный взгляд: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (25 ноября 2007 г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. - С.18-19 (0,2 п.л.)

11. Аринина М.В. С.Л.Рубинштейн о психологическом наследии В. Макдаугалла // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2008. – С.28-29 (0,2 п.л.)

12. Аринина М.В. Счастливый работник как основа организационной психологии Г. Уолласа.// Психология XXI столетия. Т.1/ Под ред. Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2008. - С.58-60 (0,2 п.л.)

13. Аринина М.В. Проблемы психологии организации в трудах Г. Уолласа //Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008» / Под редакцией Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталёвой. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. – С.90-92 (0,2 п.л.)