17.11.2011 3014

Исторический аспект проблемы влияния факторов школьной среды на здоровье школьников

 

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения возникла с момента организации систематического обучения детей и имеет многовековую историю. В конце XVIII века И.И. Бецкой, основоположник и руководитель закрытых детских учреждений, отмечая неблагополучие со здоровьем своих воспитанников, видел в этом порочность системы обучения, которая не учитывала элементарных правил гигиены и физического воспитания детей.

Начиная с середины XIX века ряд врачей, физиологов и педагогов в России посвящают свои работы изучению состояния здоровья школьников, разработке рекомендаций по его сохранению и укреплению. С этого времени начинает накапливаться большой фактический материал, включающий результаты не только наблюдений, но и специальных экспериментальных исследований. Его анализ позволяет выделить два традиционных подхода к решению данной проблемы.

Представители одного из них видели основную причину в ухудшении здоровья школьников в несоблюдении гигиенических требований к условиям обучения. Так Ф.Ф. Эрисман, изучая состояние остроты зрения у учащихся школ и констатируя его ухудшение с каждым последующим годом обучения, главную причину этого видел в плохой освещенности. Этого мнения придерживались Е.М. Белостоцкая. А.Г. Цейтлинн, Т.К. Торопова, указывая на возрастание случаев нарушений осанки у школьников от младших к старшим классам, связывали это с низким уровнем освещенности учебных помещений и несоответствием парт росту учащихся.

Представители другого традиционного подхода главной причиной в ухудшении здоровья школьников считали несоблюдение гигиенических требований к режиму обучения, в частности, в большом объеме учебной нагрузки. Еще в 1882 г. В.Г. Нестеров отмечал прогрессивное нарастание нервных расстройств от младших к старшим классам в 3-9 раз, связывая это с чрезмерным обременением учащихся учебной работой. Н.И. Быстрое также считал, что существовавшие учебные программы не соответствовали «условиям детской природы и основам гигиены». В исследованиях М.В. Антроповой (1969), посвященных изучению работоспособности учащихся и поиску средств ее повышения, значительная роль в предупреждении умственного утомления отводится приведению в соответствие учебной нагрузки и возрастных психофизиологических возможностей учащихся. Подобные рекомендации содержатся и в работах СМ. Громбаха, М.М. Безруких и др.

В связи с многочисленными фактами негативного влияния школы на здоровье детей многими передовыми общественными деятелями России высказывалась идея необходимости осуществления коренной реформы в учебно-воспитательном деле с целью оздоровления подрастающего поколения. В начале XX века В.И. Формаковский писал: «Мы продолжаем наблюдать пергаментные физиономии и согбенные станы учащихся юношей... Такое положение дела приводит к мысли, что применяемыми до сих пор частичными мерами нельзя достигнуть улучшения положения дела в целом. Полное оздоровление школы может произойти только после полной реорганизации ее во всех отношениях, исключающей все факторы, отрицательно влияющие на здоровье учащихся».

С первых лет Советской власти охране здоровья школьников в процессе обучения была придана государственная значимость. При Комиссариате по просвещению начал работать руководимый В.М. Бонч-Бруевичем школьно-гигиенический отдел. В это же время открывается ряд воспитательно-оздоровительных учреждений: детские оздоровительные трудовые колонии, лесные школы, школы для детей с дефектами развития.

В начале тридцатых годов было введено всеобщее обязательное начальное обучение детей. В этой связи принято специальное постановление, направленное на охрану здоровья школьников и регламентирующее продолжительность учебных занятий, перемен, каникул.

После Великой Отечественной войны в нашей стране были возобновлены и интенсифицированы исследования по изучению состояния здоровья школьников, в частности, сектором школьной гигиены НИИ возрастной физиологии и физического воспитания АПН СССР, руководимым М.В. Антроповой. Проведенные исследования свидетельствовали о том, что учебная нагрузка, обусловленная действующим учебным планом и программами, в силу несоответствия силам и возможностям даже здоровых детей и подростков, способствует возникновению стойких отклонений в состоянии здоровья (развитию близорукости, нарушений осанки, повышению артериального давления, различным невротическим состояниям).

В этой связи особую актуальность приобрело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (ноябрь 1966 г.). В нем обращалось особое внимание на необходимость преодоления перегрузки учащихся учебными занятиями, посредством перехода на новые учебные планы и программы, регламентирующие количество обязательных учебных часов.

Однако перевод школы на новые учебные планы, который бы завершен к 1971 году, не улучшил положение дел со здоровьем школьников в той степени, как это ожидалось. В медицинской и педагогической литературе продолжали появляться сведения о неблагоприятном влиянии учебных занятий и по новым учебным планам на состояние здоровья учащихся (В.И. Агарков, Э. Гринене, В.М. Зубкова, Г.М. Сапожникова).

В 1984 г. было принято очередное постановление «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором предписывалось устранение чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся. В этой связи предполагался более ранний срок начала систематического обучения детей в школе - с 6-летнего возраста - с целью продления обучения в начальном звене с 3 до 4 лет.

Как показало время, переход детей на более ранний срок обучения, напротив, усугубил проблему сохранения их здоровья. В педагогической и медицинской литературе появился ряд тревожных сообщений, указывающих на неблагополучие физического и психического здоровья школьников. Более раннее начало систематического обучения детей в школе способствовало увеличению числа отклонений в состоянии и развитии ведущих органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, органов зрения, опорно-двигательного аппарата).

В 1992 году выходит в свет Закон Российской Федерации об образовании. Впервые были узаконены образовательные стандарты, в рамках которых стало возможным обучение по индивидуальным планам, введение дополнительных образовательных услуг, новых форм обучения и т.д. Как показывает анализ публикаций, появившихся в педагогической и медицинской литературе, все эти нововведения в очередной раз привели к отрицательной динамике в состоянии здоровья школьников (М.В. Антропова, В.Н. Безгодов, В.И. Макарова, М.И. Чубирко). В 1995 г. состоялась Коллегия Министерства образования Российской Федерации, посвященная здоровью школьников, где было констатировано крайне неблагополучное его состояние.

В 1997 г. в нашей стране предпринята новая попытка реформирования общеобразовательной школы, которая началась опять-таки с регламентирования учебной нагрузки и ужесточения санитарных правил и гигиенических требований к условиям обучения школьников с целью сохранения их здоровья.

Таким образом, среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья школьников, ведущая роль традиционно отводилась, с одной стороны, несоблюдению физиолого-гигиенических требований к условиям обучения (Е.М. Белостоцкая, И.И, Бецкой, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф. Эрисман, В.И. Формаковский и др.), с другой стороны - большому объему учебной нагрузки (М.В. Антропова, Н.И. Быстрое, А.В. Беляев, СМ. Тромбах, В.М. Зубкова, В.Г. Нестеров, Ф.К. Телятник, А.А. Сычев и др.).

Неоднократно принимаемые меры по реформированию общеобразовательной и специальной школы в плане регламентации учебной нагрузки и требований неукоснительного соблюдения гигиенических норм и правил (начало 30-х годов; 1966; 1984; 1992; 1997 г.г.) не привели к улучшению здоровья школьников.

В 2000 году Министерствами образования и здравоохранения России, президентами РАО, РАМН утверждена Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений, разработанная группой авторов под руководством Касаткина В.Н. при финансовой поддержке Института Открытое Общество Фонда Сороса. Апробация программы проходит в ряде школ Ивановской области, Республики Татарстан, г. Москвы.

 

АВТОР: Кабаева В.М.