21.10.2010 9912

Подготовка будущих педагогов-психологов к применению информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности (С.Ю. Парфенов)

 

На правах рукописи

 

Парфенов Сергей Юрьевич

 

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень профессионального образования)

 

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

 

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Стариченко Борис Евгеньевич

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Сыманюк Эльвира Эвальдовна, кандидат педагогических наук, доцент Прокубовская Алла Олеговна

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

 

Защита состоится «25» сентября 2009 года в 17.00 на заседании диссертационного совета Д 212.283.04 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9 а, ауд. I.

 

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета.

 

Учёный секретарь диссертационного совета Игошев Б.М.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Актуальность исследования. В связи с социальной значимостью службы практической психологии образования представляется важным совершенствование применяемых ею методов и средств на современной технической основе. В нормативных документах Министерства образования и науки РФ выделяется несколько направлений работы этой службы – психопрофилактическое, консультативное, коррекционное. Все перечисленные направления в качестве обязательного компонента включают в себя психодиагностическую деятельность. Вместе с тем, анализ должностных инструкций и действующих нормативов, а также результаты проведённого изучения мнения практикующих педагогов-психологов и преподавателей дисциплин «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Психодиагностика» и «Математические основы психологии» специальности 050706 – «Педагогика и психология» из нескольких вузов позволяют заключить, что специалисты не имеют достаточного времени для отслеживания психического состояния всех субъектов образовательного процесса. Диагностика носит эпизодичный и выборочный характер. Чаще всего она проводится в случае уже заметных и устойчивых отклонений, требующих значительной коррекции. Это связано, в первую очередь, с тем, что организация психодиагностического обследования большого количества испытуемых подразумевает проведение значительного количества первичных измерений, которые требуют больших временных затрат на математическую обработку, что представляется затруднительным без комплексного применения методов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Необходимость и важность применения ИКТ в психодиагностической деятельности отмечалась в работах многих учёных. Ю.М. Забродин обосновал необходимость автоматизации психодиагностических экспериментов. А.Б. Леонова выделила возможности, которые предоставляют ИКТ психологу практически на каждом этапе психодиагностического обследования. В.А. Дюк и К.Р. Червинская использовали технологии создания банков данных об испытуемых, экспертных систем психодиагностического назначения и баз знаний на основе технологий искусственного интеллекта. А.Г. Шмелёв применял компьютерные игры для психодиагностического обследования испытуемых. В приведённых выше исследованиях показано, что комплексное применение ИКТ в психодиагностической деятельности может существенно расширить охват и оперативность диагностики, ускорить постановку заключения и, тем самым, перевести работу службы практической психологии в системе образования на качественно иной уровень.

Поскольку применение ИКТ возможно на каждом отдельном этапе психодиагностической деятельности, в работе Р.В. Овчаровой вполне закономерно ставится вопрос о необходимости комплексного использования современных технологических методов и средств в психодиагностической деятельности педагогов-психологов. К осуществлению именно такого подхода к применению ИКТ должен быть готов современный педагог-психолог.

В нашем исследовании проведён анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности 050706 – «Педагогика и психология» и изучение литературных источников, используемых в процессе подготовки будущих педагогов-психологов. В результате выявлено, что содержание дисциплин, связанных с информационно-технологической подготовкой, не ориентировано на решение конкретных психодиагностических задач, а при изучении дисциплин, связанных с психодиагностической подготовкой, не предусмотрено использование возможностей ИКТ. Таким образом, выпускники оказываются слабо подготовленными к применению современных средств психодиагностической деятельности, которая является одной из важнейших составляющих в работе педагогов-психологов.

Анализ современных требований к информационно-технологической подготовке педагогов-психологов, а также изучение литературы по направлению исследования позволили выявить следующие противоречия:

на социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в эффективной организации психодиагностической деятельности педагогов-психологов и недостаточным применением методов и средств ИКТ для её реализации;

на научно-педагогическом уровне: между необходимостью обучения будущих педагогов-психологов применению ИКТ в психодиагностической деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ построения соответствующей подготовки;

на научно-методическом уровне: между возможностью подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности в процессе изучения информационно-технологических дисциплин и отсутствием соответствующей методики.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему: как обучить будущих педагогов-психологов применению ИКТ в психодиагностической деятельности в процессе изучения дисциплин информационно-технологической подготовки? Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования – «Подготовка будущих педагогов-психологов к применению информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности».

Объект исследования – процесс информационно-технологической подготовки будущих педагогов-психологов.

Предмет исследования – процесс подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

Целью исследования является научное обоснование и разработка методической системы, реализация которой обеспечит формирование готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

Под готовностью будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности в исследовании будем понимать сформированность у будущих специалистов совокупности знаний и умений, необходимых для применения ИКТ на различных этапах психодиагностической деятельности.

Для достижения поставленной цели исследования мы руководствовались следующей гипотезой: в процессе изучения дисциплин информационно-технологической подготовки будет сформирована готовность будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, если:

– в структуре информационно-технологической подготовки выделить взаимосвязанные этапы: инструментально-технологический, на котором должно осуществляться формирование у студентов знаний и умений, необходимых для применения уже существующих средств ИКТ в психодиагностике; практико-ориентированный, на котором должно осуществляться формирование знаний и умений, необходимых для самостоятельной разработки и модификации средств ИКТ в психодиагностике; этап самоопределения, на котором будет развиваться и проявляться умение будущего специалиста осуществлять рефлексию в рассматриваемой области;

– для выделенных этапов подготовки установить их соответствие с этапами психодиагностической деятельности и используемыми средствами и методами ИКТ, на основании которого разработать структурно-функциональную модель информационно-технологической подготовки;

– на основе предложенной модели построить методическую систему подготовки, как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (целевого, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного) и предусмотреть в содержании оценочно-результативного компонента выполнение практико-ориентированного проекта, предполагающего комплексную реализацию на основе ИКТ всех этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов.

В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической, научно-методической и технической литературы по теме исследования с целью выявления структуры и методов психодиагностической деятельности, а также возможностей применения для их реализации средств и методов ИКТ.

2. Установить соответствие этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов с этапами подготовки и используемыми средствами и методами ИКТ.

3. Разработать структурно-функциональную модель подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности с выделением этапов подготовки и обозначением целей, содержания, методов обучения и контроля для каждого этапа.

4. На основе предложенной структурно-функциональной модели разработать содержание компонентов методической системы для каждого этапа подготовки.

5. Обосновать выделение показателей и критериев, отражающих результативность методической системы подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, и осуществить опытно-поисковую работу по проверке этой результативности.

Методологическую основу исследования составляют работы в области:

– методологии педагогических исследований (В.В. Краевский, В.С. Леднев, Д.И. Фельдштейн);

– системного подхода к педагогическому проектированию (И.В. Блауберг, А.Г. Кузнецова, А.М. Сидоркин).

Теоретическую основу исследования составили работы в области:

– теории содержания образования и процесса обучения (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский);

– теории методических систем (В.М. Монахов, А.М. Пышкало);

– психологической диагностики (А.Ф. Ануфриев, Л.Ф. Бурлачук, Ю.3. Гильбух);

– организации работы педагогов-психологов (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова);

– применения методов математической статистики в психологии (О.Ю. Ермолаев, Е.В. Сидоренко);

– методики обучения дисциплинам, связанным с информационно-технологической подготовкой в педвузе (М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос);

– организации педагогических исследований и статистической обработки их результатов (Л.М. Кустов, Б.Е. Стариченко).

Методы исследования: изучение и анализ философской, научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ ГОС ВПО, программ, учебных пособий и методических материалов; педагогическое проектирование и моделирование; наблюдение за деятельностью студентов в процессе изучения ИКТ; анкетирование; методы педагогических измерений и диагностики, адекватные задачам исследования (поэлементный и пооперационный анализ, тестирование); метод экспертных оценок; методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– в отличие от предыдущих работ, посвящённых вопросам информационно-технологической подготовки специалистов службы практической психологии образования, в которых содержание и методы обучения рассматривались вне связи с предстоящей психодиагностической деятельностью, в настоящем исследовании поставлена и решена задача формирования готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в одном из важнейших видов их профессиональной деятельности – психологической диагностике;

– в процессе подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности обоснована необходимость выделения трёх взаимосвязанных этапов: инструментально-технологического, на котором осуществляется формирование у студентов знаний и умений, необходимых для применения готовых средств ИКТ в психодиагностике; практико-ориентированного, на котором осуществляется формирование знаний и умений, необходимых для самостоятельной разработки и модификации средств ИКТ в психодиагностике; этапа самоопределения, на котором развивается и проявляется умение будущего специалиста осуществлять рефлексию в рассматриваемой области;

– построена методическая система, представляющая совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (целевого, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного), с включением в содержание оценочно-результативного компонента выполнения практико-ориентированного проекта, предполагающего комплексную реализацию на основе ИКТ всех этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов.

Теоретическая значимость исследования:

1. Определено понятие «готовность будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности», под которым понимается сформированность у будущих специалистов совокупности знаний и умений, необходимых для применения ИКТ на различных этапах психодиагностической деятельности.

2. Для выделенных этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов установлено соответствие с этапами подготовки и используемыми средствами и методами ИКТ, представленное в виде матрицы, на основании которой разработана структурно-функциональная модель информационно-технологической подготовки.

3. Предложен комплекс принципов проектирования содержания подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, обусловленных её сущностью: интегративности, дополнительности, комплексности и практической обусловленности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в образовательную практику преподавания дисциплин, связанных с информационно-технологической подготовкой будущих педагогов-психологов в вузах, а также в программы дополнительного профессионального образования могут быть включены следующие полученные в ходе диссертационного исследования результаты:

– программа и содержание курса «ИКТ в психодиагностической деятельности педагогов-психологов» для студентов, обучающихся по специальности 050706 – «Педагогика и психология»;

– методические рекомендации для преподавателей, осуществляющих информационно-технологическую подготовку будущих педагогов-психологов;

– методическое пособие «Разработка компьютерных психологических и педагогических тестов».

Достоверность результатов, полученных в исследовании, и обоснованность сформулированных на их основе выводов обеспечиваются опорой на основополагающие теоретические положения в области педагогики и методики обучения информатике, логической непротиворечивостью теоретических построений работы, выбором взаимодополняющих методов педагогического исследования и математических методов обработки его результатов, адекватных поставленным задачам, подтверждением гипотезы исследования в ходе опытно-поисковой работы, воспроизводимостью основных результатов работы, признанием учёными и практиками образования базовых идей и результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-поисковой работы на факультете коррекционной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» в 2004-2009 гг.; общий охват обучаемых, участвовавших в опытно-поисковой работе, составил 136 студентов, кроме того, в исследовании приняли участие 44 педагога-психолога Курганской области и 30 преподавателей психологии из различных вузов России (ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет курортного дела и туризма», филиал НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Сургуте).

На базе факультета информатики ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» были организованы и проведены курсы повышения квалификации «Компьютерное сопровождение работы школьного психолога» (с использованием дистанционной технологии обучения) для работников психологических служб образовательных учреждений Курганской области, в которых приняли участие 19 специалистов.

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих международных научных конференциях: «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики» (г. Екатеринбург, 2006 г.), «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики» (г. Екатеринбург, 2007 г.), на всероссийских и региональных конференциях: «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2005 г.), «Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя информатики, математики и физики» (г. Шадринск, 2006 г), «Наука и инновации XXI века» (г. Сургут, 2007 г.), «Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя информатики, математики и физики» (г. Шадринск, 2007 г.), «VI Знаменские чтения» (г. Сургут, 2007 г.), «Повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области прикладной информатики» (г. Шадринск, 2008 г.).

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2009 гг. в три этапа.

На первом этапе (2004-2005 гг.) был проведён анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить специфику подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

На втором этапе (2005-2006 гг.) была разработана структурно-функциональная модель подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, предложена методическая система и начата её апробация в учебном процессе. По результатам апробации производилась корректировка содержания компонентов методической системы. На данном этапе были подготовлены материалы для проведения предварительного, текущего, тематического и итогового контроля.

На третьем этапе (2006-2009 гг.) была проведена экспериментальная проверка результативности разработанной методической системы подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, были обобщены результаты работы и сформулированы выводы исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие направлений психодиагностической деятельности обусловливает новые требования к подготовке будущих педагогов-психологов. Специалисты должны уметь применять, создавать и модернизировать средства ИКТ для решения задач психодиагностики. В связи с этим возникает необходимость организации целенаправленной подготовки студентов, обучающихся по специальности 050706 – «Педагогика и психология», целью которой является формирование готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в одном из важнейших видов их профессиональной деятельности – психологической диагностике.

2. Обучение будущих педагогов-психологов применению, созданию и модернизации средств ИКТ в психодиагностической деятельности необходимо организовать в процессе их информационно-технологической подготовки, проведении комплексной психолого-педагогической практики и организации учебного исследования при выполнении выпускной квалификационной работы.

3. Подготовку будущих педагогов-психологов к применению, созданию и модернизации средств ИКТ целесообразно осуществлять в три взаимосвязанных этапа:

– инструментально-технологического, на котором должно обеспечиваться формирование у студентов знаний и умений, необходимых для применения уже существующих средств ИКТ в психодиагностике;

– практико-ориентированного, на котором должно осуществляться формирование знаний и умений, необходимых для самостоятельной разработки и модификации средств ИКТ в психодиагностике во время выполнения практико-ориентированного проекта, предполагающего комплексную реализацию на основе ИКТ всех этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов;

– этапа самоопределения, на котором должно обеспечиваться развитие и проявление умения будущего специалиста осуществлять рефлексию в рассматриваемой области во время комплексной психолого-педагогической практики и организации учебного исследования в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.

4. Установленное соответствие этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов с этапами подготовки и используемыми средствами и методами ИКТ, представленное в виде матрицы, позволяет определить содержание обучения на каждом этапе и построить структурно-функциональную модель подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, в которой на каждом выделенном этапе обозначаются цели, содержание, методы обучения и контроля.

5. Информационно-технологическая подготовка будущих педагогов-психологов, реализованная с применением методической системы, которая построена на основании предложенной структурно-функциональной модели, обеспечивает формирование у них готовности к использованию ИКТ в психодиагностической деятельности.

Структура и объём диссертации: исследование (178 стр.) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений (2). Кроме текстовых материалов в диссертацию включены таблицы (19) и рисунки (3).

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Во введении обосновывается актуальность, определяются цель, объект и предмет, формулируются задачи исследования, его методологические и психолого-педагогические основы, раскрываются методы и этапы работы, его научная новизна, теоретическая, практическая значимость и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Информационно-технологическая подготовка будущих педагогов-психологов к психодиагностической деятельности» приводится теоретическое обоснование необходимости целенаправленной подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, произведён терминологический анализ и представлена структурно-функциональная модель подготовки.

В связи с социальной значимостью службы практической психологии образования представляется важным совершенствование применяемых ею методов и средств на современной технической основе. В нормативных документах Министерства образования и науки РФ выделяется несколько направлений работы этой службы – психопрофилактическое, консультативное, коррекционное. Все перечисленные направления в качестве обязательного компонента включают в себя психодиагностическую деятельность. Вместе с тем, практика функционирования службы свидетельствует о том, что специалисты не имеют достаточного времени для отслеживания психического состояния всех субъектов образовательного процесса – диагностика носит эпизодичный и выборочный характер. Это связано, в первую очередь, с тем, что организация психодиагностического обследования большого количества испытуемых порождает необходимость проведения значительного количества первичных измерений, что представляется невозможным без комплексного применения средств и методов ИКТ. В то же время, учебный план специальности 050706 – «Педагогика и психология» не предусматривает необходимую информационно-технологическую подготовку будущих педагогов-психологов для решения задач психодиагностики.

Психодиагностическая деятельность педагогов-психологов представляет собой совокупность действий, связанных с выявлением индивидуальных психофизических особенностей субъектов образовательного процесса, с целью определения и прогнозирования причин возможных девиаций, а также выработки методов коррекции, адекватных сложившейся ситуации.

Развитие идей, изложенных в работах Л.Ф. Бурлачука, позволило выделить следующие этапы психодиагностической деятельности педагогов-психологов: предварительный, в процессе выполнения которого осуществляется подбор адекватной поставленным целям психодиагностической методики и определяются условия её применимости; этап сбора и накопления психодиагностической информации; этап обработки психодиагностической информации; этап постановки психологического заключения и представления результатов психодиагностики.

Реализация целей и задач психодиагностики требует поиска адекватных им средств и методов. В работах В.В. Александрова, Н.И. Алёшкина, Л.И. Вассермана, В.А. Дюка, Ю.М. Забродина, А.Б. Леоновой, Г.Я. Лившица, Р.В. Овчаровой, К.Р. Червинской, А.Г. Шмелёва подчёркивается, что ИКТ обладают значительным потенциалом в профессиональной деятельности специалистов-психологов. Это касается, прежде всего, проективных методик и методов, в которых осуществляется специфическое компьютерное представление стимульной информации. Проведённый библиографический анализ позволил выделить возможности, которые может предоставить применение ИКТ на каждом этапе психодиагностической деятельности педагогов-психологов.

1. На подготовительном этапе с помощью сети Интернет или справочно-информационных систем возможно осуществление выбора адекватной психодиагностической методики и определение условий её применимости.

2. На этапе сбора и накопления психодиагностической информации наиболее эффективно могут использоваться технологии компьютерного тестирования или анкетирования для сбора и баз данных для накопления, поиска и извлечения психодиагностической информации.

3. На этапе обработки психодиагностической информации педагоги-психологи могут использовать параметрические и непараметрические методы математической статистики, реализованные в специализированных программных статистических комплексах, и технологии электронных таблиц.

4. На этапе постановки психологического заключения и представления результатов психодиагностики возможно применение экспертных систем, электронных презентаций, мультимедийных систем, средств публикации материалов в компьютерных сетях.

Таким образом, ИКТ могут выступать в качестве необходимого условия эффективной реализации всех этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов. Под применением ИКТ в психодиагностической деятельности педагогов-психологов будем понимать использование совокупности интерактивных программных реализаций существующих психодиагностических методов, методов обработки результатов измерений, справочно-информационных систем и средств визуализации данных психодиагностических обследований.

Вместе с тем, анализ ГОС ВПО специальности 050706 – «Педагогика и психология» позволяет сделать следующие заключения:

– недостаточный объём учебных часов, отводимых на изучение дисциплины «Математика и информатика» в цикле естественнонаучных дисциплин не позволяет освоить ИКТ, которые должны применяться на всех этапах психодиагностической деятельности педагогов-психологов;

– при изучении дисциплины «Математические основы психологии» не требуется обращение к компьютерной реализации методов статистической обработки результатов психодиагностических обследований;

– в курсе «Аудиовизуальные технологии обучения» при рассмотрении психофизиологических основ восприятия аудиовизуальной информации человеком, дидактических принципов построения информационных образовательных ресурсов (в том числе компьютерных тестов) изучаемый материал содержательно не связывается с психодиагностической деятельностью педагогов-психологов;

– в процессе изучения дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки («Психодиагностика» и «Методология и методы психолого-педагогических исследований») рассматриваются вопросы, связанные с организацией психодиагностической деятельности педагогов-психологов, без их реализации средствами ИКТ;

– в процессе изучения дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» компьютерный контроль рассматривается только в качестве метода педагогических измерений, вопросы его применения в психодиагностике не затрагиваются.

Вышеизложенное позволяет заключить, что существующая подготовка будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности не носит целостного, системного характера, позволяющего сформировать у будущего специалиста готовность применять полученные знания и умения на практике. Это, в свою очередь, обусловливает объективную необходимость создания эффективно действующей системы соответствующей подготовки.

На основании идей, изложенных в работах А.Я. Журкиной и С.Н. Чистяковой, посвящённых изучению профессиональной готовности, нами определено понятие готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, под которым понимается сформированность у будущих специалистов совокупности знаний и умений, необходимых для применения ИКТ на всех этапах психодиагностической деятельности. Готовность студентов подразумевает наличие у них способности к использованию на практике следующих ИКТ:

– стандартных средств обработки информации;

– локальных и глобальных сетей;

– сбора психодиагностической информации;

– накопления и хранения психодиагностической информации;

– математической обработки психодиагностической информации;

– представления результатов психодиагностики.

Целью подготовки будущих педагогов-психологов является формирование у них готовности к применению ИКТ в психодиагностической деятельности; её результатом – сформированность рассматриваемой готовности.

С учётом необходимости использования ИКТ на каждом из приведённых выше этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов общая цель была конкретизирована до уровня частных. Анализ частных целей подтвердил справедливость предположения о целесообразности выделения в процессе рассматриваемой подготовки будущих педагогов-психологов трёх этапов, взаимосвязанных с точки зрения целей и результатов обучения:

– инструментально-технологического, на котором должно осуществляться формирование у студентов знаний и умений, необходимых для применения уже существующих средств ИКТ в психодиагностике;

– практико-ориентированного, на котором должно обеспечиваться формирование знаний и умений, необходимых для самостоятельной разработки и модификации средств ИКТ в психодиагностике;

– этапа самоопределения, на котором будет развиваться и проявляться умение будущего специалиста осуществлять рефлексию в рассматриваемой области.

Для определения содержания информационно-технологической подготовки будущих педагогов-психологов необходимо установить соответствие между этапами психодиагностической деятельности, выделенными ранее с этапами подготовки, средствами и методами ИКТ, используемыми в психодиагностике. Целесообразным представлением такого соответствия является табличная форма (матрица соответствия) (см. табл. 1).

 

Поскольку технологическая составляющая готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности формируется при изучении дисциплин информационно-технологической подготовки, а содержательная – при изучении дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, то обучение будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности целесообразно реализовать на основе системного подхода. В связи с этим возникает необходимость построения методической системы подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

На основе сопоставления и обобщения определений, сформулированных в работах Ю.К. Бабанского, В.М. Монахова, О.Б. Перфиловой и А.М. Пышкало, под методической системой подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности мы понимаем совокупность пяти взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного.

Формирование структуры этапов подготовки осуществлялось в соответствии с приведёнными выше компонентами методической системы. Совокупность всех компонентов каждого из выделенных этапов позволила построить структурно-функциональную модель подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, представленную на рисунке 1. На основании предложенной структурно-функциональной модели было определено содержание всех этапов подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

Во второй главе «Формирование готовности будущих педагогов-психологов к применению информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности» приводится описание содержания и способов реализации этапов подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, показателей и критериев, на основании которых можно сделать заключение о результативности разработанной методической системы.

Формирование готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности на инструментально-технологическом этапе базируется на знаниях и умениях, сформированных при изучении содержания предшествующих дисциплин. Для обеспечения преемственности на рассматриваемом этапе потребовалось путём анализа рабочих программ дисциплин ГОС ВПО и литературных источников выявить градации степени достижения частных целей подготовки и соотнести их с одним из трёх уровней сформированности знаний и умений:

- базовым, достигнув которого студент может применять средства ИКТ по предложенному образцу;

- технологическим, достигнув которого студент может самостоятельно применять уже готовые средства ИКТ;

- практическим, достигнув которого студент может не только применять существующие средства ИКТ в психодиагностической деятельности, но и разрабатывать их самостоятельно.

Такое соотнесение позволило для каждой частной цели установить тот уровень, начиная с которого следовало продолжать обучение на инструментально-технологическом этапе подготовки.

Проведённый анализ показал, что изучение дисциплин ГОС ВПО не может обеспечить достижения технологического уровня подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности. Была обоснована необходимость введения в систему подготовки интегрирующего курса «ИКТ в психодиагностической деятельности педагогов-психологов». При этом содержание интегрирующего курса должно определяться на основании принципов, обусловленных содержанием будущей профессиональной деятельности:

– интегративности, который состоит в необходимости объединения в единое целое разрозненного содержания дисциплин, обеспечивающих подготовку будущих педагогов-психологов к реализации психодиагностической деятельности средствами и методами ИКТ;

– дополнительности, который состоит в необходимости дополнения содержания ГОС ВПО учебными материалами, отобранными для формирования знаний и умений у студентов, необходимых для применения ИКТ в психодиагностической деятельности педагогов-психологов;

– комплексности, который состоит в обеспечении связи отобранного учебного материала с другими дисциплинами ГОС ВПО для формирования необходимого уровня подготовки будущих педагогов-психологов;

– практической обусловленности, который состоит в том, что отбор содержания подготовки обусловливается потребностями психодиагностической деятельности педагогов-психологов;

Таким образом, под интегрирующим курсом понимается дисциплина, целью которой является формирование у будущих педагогов-психологов знаний и умений, необходимых для применения ИКТ в психодиагностической деятельности, путём дополнения содержания подготовки материалами, отобранными в соответствии с принципами интегративности, дополнительности, комплексности и практической обусловленности, которые не изучались ранее в дисциплинах ГОС ВПО.

Показателями, свидетельствующими о результативности инструментально-технологического этапа подготовки, являются индивидуальная и средняя по группе доли выполнения студентами теста и лабораторных работ по проверке сформированности теоретических знаний и практических умений, а результатом – сформированность у студентов умения применять готовые средства ИКТ в психодиагностической деятельности.

Целью практико-ориентированного этапа подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности является формирование у студентов умения разрабатывать собственные комплексные средства ИКТ, применяемые на всех этапах психодиагностической деятельности.

На этом этапе методика подготовки студентов строится с использованием метода индивидуального проектирования, поскольку именно такая форма в наибольшей степени адекватна характеру будущей профессиональной деятельности педагогов-психологов. В качестве конкретного инструмента был предложен комплексный практико-ориентированный проект, предполагающий комплексную реализацию на основе ИКТ всех этапов психодиагностической деятельности педагогов-психологов.

Итоговый проект оценивается в соответствии с разработанными критериями тремя независимыми экспертами – ведущими преподавателями дисциплин информационно-технологической и психодиагностической составляющих подготовки будущих педагогов-психологов.

Показателями, свидетельствующими о результативности практико-ориентированного этапа подготовки, являются индивидуальная и средняя по группе доли выполнения студентами элементов комплексных практико-ориентированных проектов, а результатом – сформированность у будущих специалистов умения создавать комплексные средства ИКТ на всех этапах психодиагностической деятельности педагогов-психологов.

Особенность этапа самоопределения заключается в том, что его реализация осуществляется в процессе прохождения студентами комплексной психолого-педагогической практики, а также при выполнении и защите выпускной квалификационной работы (ВКР). Функция этапа состоит в развитии и проверке сформированности готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности. С этой целью производится анализ отчётной документации по комплексной психолого-педагогической практике и анализ содержания ВКР студентов. Задача анализа – выявление степени реального использования будущими специалистами возможностей ИКТ для решения задач психодиагностической деятельности педагогов-психологов.

По окончании изучения содержания интегрирующего курса студенты отвечают на вопросы анкеты, назначение которой состоит в выявлении сформированности умения осуществлять рефлексию в области применения ИКТ в психодиагностической деятельности педагогов-психологов. В качестве критерия, свидетельствующего о сформированности проверяемого умения, употребляется факт осознания будущими педагогами-психологами необходимости применения ИКТ в психодиагностической деятельности и положительная самооценка возможностей в области их самостоятельного использования.

Отсутствие статистически значимых различий (в среднем по группе) между данными, полученными в результате проведённого анкетирования (самооценка), и данными, полученными при анализе содержания ВКР и отчётной документации по комплексной психолого-педагогической практике, может служить показателем сформированности готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

Поскольку программа изучения интегрирующего курса не изменялась в течение всего времени проведения исследования, имелась возможность сопоставления результатов разных лет (и групп) обучения для проверки устойчивости и воспроизводимости результатов формирования готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности. Нами зафиксировано отсутствие статистически достоверных различий значений измеряемых показателей, полученных в учебных группах на протяжении трёх лет реализации разработанной методической системы.

Третья глава «Организация опытно-поисковой работы и её результаты» посвящена описанию этапов проведения опытно-поисковой работы, результатам исследования и их обсуждению.

Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы (2004-2005 гг.) было проанализировано состояние информационно-технологической подготовки будущих педагогов-психологов; выявлены проблемы, связанные с применением и созданием средств ИКТ в психодиагностической деятельности; определён исходный уровень знаний и умений студентов, обучающихся по специальности 050706 – «Педагогика и психология».

В ходе анкетирования практикующих педагогов-психологов и преподавателей дисциплин «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Психодиагностика» и «Математические основы психологии» (44 педагога-психолога Курганской области и 30 преподавателей психологии из различных вузов России) было установлено, что только 27% из них используют средства ИКТ для решения задач психодиагностики, при этом ни один респондент не использует их в комплексе на каждом этапе психодиагностической деятельности. На вопрос «Считаете ли Вы, что необходима целенаправленная подготовка будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности?» положительно ответили 100% респондентов.

Результат анализа полученных данных позволяет сделать вывод о необходимости разработки целенаправленной подготовки будущих педагогов-психологов, которая обеспечит формирование у них готовности к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

На поисковом этапе опытно-поисковой работы (2005-2006 гг.) была разработана структурно-функциональная модель подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности, предложена методическая система и начата её апробация в учебном процессе. В ходе проведения данного этапа были разработаны программа и содержание дисциплины по выбору студента «ИКТ в психодиагностической деятельности педагогов-психологов».

Для подтверждения гипотезы исследования проведён третий этап педагогического эксперимента – формирующий (2006-2009 гг.).

Оценка уровня усвоения теоретических знаний проводилась посредством компьютерного тестирования с последующим использованием метода модифицированного поэлементного анализа и сопоставлением полученных данных с показателем 0,7 в модели полного усвоения знаний В.П. Беспалько (табл. 2).

Основываясь на данных, представленных в табл. 2, можно заключить, что в течение трёх лет проведения эксперимента уровень усвоения был близок к критериальному значению или превышал его, что свидетельствует о достаточно высокой результативности методической системы подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

Вторым свидетельством результативности являлось оценивание комплексных практико-ориентированных проектов, которое так же производилось по методу модифицированного поэлементного анализа. Проверка согласованности экспертных оценок осуществлялась посредством метода t-критерия Стьюдента. Усреднённые оценки экспертов по каждому проверяемому элементу проектов приведены в табл. 3.

Сопоставление данных табл. 3 с 0,7-критерием В.П. Беспалько в модели полного усвоения знаний свидетельствует о достаточном уровне сформированности практических умений.

Отсутствие статистически значимых различий между данными анкетирования студентов (самооценка) и данными, полученными при анализе содержания их ВКР и отчётной документации по комплексной психолого-педагогической практике, проверялось посредством метода t-критерия Стьюдента. Усреднённые по группам оценки, которые далее обрабатывались с помощью этого метода, приведены в табл. 4.

Сопоставление данных табл. 4 выявило соотношение значений tэксп < tкрит, это служит доказательством того, что будущие специалисты не только получили необходимые знания и умения в области использования ИКТ в психодиагностике, но и могут применять их на практике. Полученные результаты свидетельствуют о сформированности готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

 

Отсутствие статистически значимых различий значений данных из табл. 2-4 для различных лет обучения (и различных групп), доказанное с помощью метода t-критерия Стьюдента, свидетельствует об устойчивом воспроизведении результатов в течение всего времени проведения исследования.

Таким образом, приведённые результаты опытно-поисковой работы позволяют заключить, что реализация предложенной методической системы обеспечивает формирование готовности будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В процессе исследования полностью подтвердилась исходная гипотеза, решены поставленные задачи и получены следующие результаты:

1. Современные требования к профессиональной деятельности педагогов-психологов при решении практических задач психодиагностики обусловливают необходимость формирования готовности специалистов к применению ИКТ, которое осуществляется в процессе их информационно-технологической подготовки.

2. Готовность будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности трактуется в работе как сформированность у будущих специалистов совокупности знаний и умений, необходимых для применения ИКТ на различных этапах психодиагностической деятельности.

3. Выделение в процессе подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности инструментально-технологического, практико-ориентированного этапов и этапа самоопределения позволяет определить содержание подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности.

5. Проектирование содержания подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности должно осуществляться на основе принципов, обусловленных содержанием будущей профессии: интегративности, дополнительности, комплексности и практической обусловленности.

6. Теоретическим основанием разработки методической системы подготовки является структурно-функциональная модель, в которой для каждого этапа подготовки указаны цели, содержание, методы обучения и методы контроля.

7. Результативность разработанной методической системы подготовки будущих педагогов-психологов к применению ИКТ в психодиагностической деятельности подтверждается комплексом взаимодополняющих критериев. Результаты исследования достоверны и воспроизводимы.

 

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:

Работы, опубликованные в ведущих научных изданиях и журналах, включённых в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Парфенов, С. Ю. Система подготовки будущих психологов к применению информационно-коммуникационных технологий в диагностической деятельности / С. Ю. Парфенов, Б. Е. Стариченко // Образование и наука : Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 3(15). – С. 58-65 (авторских 50 %).

Работы, опубликованные в других изданиях

  1. Парфенов, С. Ю. Проблема подготовки кадров в области разработки компьютерных систем тестирования достижений учащихся / С. Ю. Парфенов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы IV всерос. науч.-практ. конф. , Челябинск, 14 ноября 2005 г. – Челябинск : изд-во ГУ «Образование», 2005. – С. 185-187.
  2. Парфенов, С. Ю. Место компьютерных систем разработки тестовых заданий в подготовке педагогов-психологов / С. Ю. Парфенов // Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя информатики, математики и физики : материалы регион. науч.-практ. конф. , Шадринск, 30-31 марта 2006 г. – Шадринск : изд-во ПО «Исеть», 2006. – С. 59-61.
  3. Парфенов, С. Ю. О подготовке будущих педагогов-психологов к применению информационных технологий в диагностико-аналитической деятельности / С. Ю. Парфенов // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики : материалы междунар. науч.-практ. конф. , Екатеринбург, 3-4 апреля 2006 г. / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – Ч.2. – С. 106-110.
  4. Парфенов, С. Ю. Возможности применения технологии баз данных в практической деятельности педагогов-психологов / С. Ю. Парфенов // Наука и инновации XXI века : материалы VII окр. конф. молодых учёных , Сургут, 23-24 ноября 2006 г. : в 3. т. / Сургутский гос. ун-т. – Сургут, 2007. – Т. 2. – С. 143-144.
  5. Парфенов, С. Ю. Особенности формирования содержания блока «Представление результатов психодиагностических исследований» дисциплины «ИТ в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» / С. Ю. Парфенов // Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя информатики, математики и физики : материалы регион. науч.-практ. конф. , Шадринск, 29 марта 2007 г. – Шадринск : изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2007. – С. 61-62.
  6. Парфенов, С. Ю. Особенности формирования содержания блока «Базы данных» дисциплины «ИТ в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» / С. Ю. Парфенов // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики : материалы. междунар. науч.-практ. конф. , Екатеринбург, 2 апреля 2007 г. / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – Ч.2. – С. 130-133.
  7. Парфенов, С. Ю. Особенности и принципы формирования содержания блока «Компьютерное тестирование» дисциплины «ИТ в диагностико-аналитической деятельности педагогов-психологов» / С. Ю. Парфенов // Сборник науч. материалов окр. науч.-практ. конф. «VI Знаменские чтения» , Сургут, 24 марта 2007 г. / Сургутский гос. пед. ун-т. – Сургут, 2007. – Ч.1. – С. 214-217.
  8. Парфенов, С. Ю. О проведении семинара «Организация компьютерного тестирования» / С. Ю. Парфенов // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании : межвуз. сб. науч. статей / Шадринский гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2007. – С. 91-95.
  9. Парфенов, С. Ю. Об организации и проведении курсов повышения квалификации «Компьютерное сопровождение работы школьного психолога» (дистанционная форма обучения) / С. Ю. Парфенов // Повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области прикладной информатики : материалы всерос. науч.-практ. конф. , Шадринск, 17 апреля 2008 г. / Шадринский гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2008. – С. 125-128.
  10. Парфенов, С. Ю. Применение аппаратно-программных средств в психологических исследованиях (в 1970-е годы) / С. Ю. Парфенов // Наука и инновации XXI века : материалы VIII окр. конф. молодых учёных , Сургут, 22-23 ноября 2007 г. : в 2 т. / Сургутский гос. ун-т. – Сургут, 2008. – Т. 2. – С. 192-193.
  11. Парфенов, С. Ю. О необходимости внедрения интегрирующего курса в структуру информационно-технологической подготовки будущих педагогов-психологов / С. Ю. Парфенов // Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании : межвуз. сб. науч. работ / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 93-94.
  12. Парфенов, С. Ю. Разработка компьютерных психологических и педагогических тестов. Учебно-методическое пособие для студентов вузов / С. Ю. Парфенов – Шадринск : изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2009. – 74 с.

 

Подписано в печать 24.08.09. Формат 60´84 1/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 2873

Отдел множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26