26.10.2010 9029

Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе (И.Ю. Дьяченко)

 

На правах рукописи 

 

Дьяченко Ирина Юрьевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УМЕНИЙ МУЗИЦИРОВАТЬ НА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

 

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка; уровень профессионального образования)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Тагильцева Наталия Григорьевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Беляев Сергей Егорович, кандидат педагогических наук, доцент Фролова Наталья Александровна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

 

Защита состоится 19 июня 2009г. в 14 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

 

 Ученый секретарь диссертационного совета Матвеева Л.В.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. В Государственном образовательном стандарте по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» указывается, что одной из главных типовых задач профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов является формирование общей культуры учащихся, одной из составляющей которой является музыкальная и художественная культура (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен владеть разными видами профессиональной деятельности, среди которых особое место занимает деятельность по художественному и музыкальному воспитанию детей. Однако таких дисциплин, которые ориентируют выпускника на это, всего две: «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» и «Теория и методика музыкального воспитания».

Значимость подготовки будущего учителя начальных классов к осуществлению деятельности по художественному и музыкальному воспитанию детей определяется тем, что почти в каждый предмет начальной школы, а также в различные формы воспитательной работы учащихся включается искусство и те или иные виды художественной деятельности детей. Поэтому учитель начальных классов имеет возможность систематически осуществлять художественное и музыкальное воспитание младших школьников, положительно воздействуя на их эмоции, мотивы поведения и интересы. Реализация этого воздействия невозможна без комплексной теоретической, методической и практической музыкальной подготовки учителей начальных классов. Однако в настоящее время в большинстве российских педагогических вузов музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей в основном сводится к информативному способу освоения теории и методики музыкального воспитания и не предполагает практического обучения.

Анализируя содержание музыкальной подготовки учителей начальных классов в отечественных педагогических вузах, можно отметить то, что она осуществляется в основном на дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания». В некоторых педагогических вузах в содержание музыкально-педагогической подготовки включаются курсы по выбору. Но они, как правило, нацелены на углубление теоретической и методической подготовки студентов. Практическая подготовка, которой еще недавно уделялось внимание в педагогических вузах и в педагогических колледжах, на сегодняшний день в них почти не осуществляется. Все это приводит к тому, что будущий учитель начальных классов ориентирован только на организацию такого вида музыкальной деятельности детей, как восприятие музыки. Между тем, в профессиональной работе учителю начальных классов приходится сталкиваться с проблемой разучивания с детьми песен для утренников и праздников, подбора аккомпанемента для небольших танцевальных номеров, «озвучивания» различных литературных и поэтических произведений, что требует не только умения организации процесса восприятия музыки, но и ее исполнения. В связи с этим введение в содержание музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов такой формы, как элементарное музицирование, когда они учатся исполнять музыку на элементарных музыкальных инструментах, совмещать ее исполнение с движением и с поэтическим словом, является актуальным. Актуальность данного введения обосновывается и необходимостью повышения уровня музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов в целом, так как приобретение знаний в области теории музыки, методики музыкального воспитания будет осуществляться во взаимосвязи с их практической исполнительской деятельностью − музицированием.

Проблема музыкальной подготовки учителей начальных классов, рассматривается в работах различных авторов. Так, В.И. Адищев раскрывает исторический аспект данной проблемы. Направления музыкальной подготовки учителей начальных классов обосновывают в диссертационных исследованиях Т.А. Казаринова, Л.П. Новикова и др. В диссертации В.Г. Лысенко доказывается необходимость обучения учителей начальных классов музыкально-просветительской деятельности. Т.Ф. Рязанова, И.П. Сергеева, Е.В. Потменская и др. в кандидатских диссертациях исследуют пути формирования у будущих учителей начальных классов музыкальной культуры. Анализ данных работ позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на освещение авторами различных аспектов указанной проблемы, в них не раскрываются вопросы, связанные с формированием практических исполнительских умений или умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

Для нашего исследования актуальными являются работы, В.Ю. Арестовой, где исполнительские умения игры на инструменте рассматриваются в рамках подготовки учителя начальных классов к системно-ролевой деятельности в музыкальном воспитании школьников; работы, раскрывающие методы и приемы обучения музицированию на инструменте (фортепиано) студентов, не имеющих музыкальной подготовки в педагогическом вузе (М.М. Перельштейн), а также методические работы, указывающие на необходимость активизации исполнительских умений учителей начальных классов (умений исполнять несложные музыкальные произведения на том или ином инструменте) для воспитания их музыкальной культуры (Е.И. Банникова, Е.Н. Котышева, Г.В. Овакимова и др.).

Анализ работ зарубежных авторов (А. де Арисменди, Н. Берцхайм, Ж. Э. Далькроз, Ф. Карлгрен, З. Кодай) показал, что музыкальная практика необходима не только в обучении музыкантов, но и всех тех специалистов, чья профессиональная деятельность связана с воспитанием детей. Авторами подчеркивается необходимость использования именно элементарного музицирования, когда игра на них сочетается со словом и движением. Эта же идея декларируется в работах и отечественных авторов (Л.А. Баренбойма, О.В. Леонтьевой, Т.Э. Тютюнниковой и др.), которые рассматривают особенности музыкально-педагогической деятельности Карла Орфа, Пьера ван Хауве, Золтана Кодая. Определяя необходимость такой музыкально-педагогической подготовки у будущих учителей начальных классов, которая бы включала формирование умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, совмещая музицирование с движением и словом, авторы этих работ не исследуют возможности ее осуществления в педагогическом вузе.

К. Орф и последователи его идей: Н. Берцхайм, Б. Глате, В. Келлер, Г. Кетман, Г. Регнер − считали, что элементарное музицирование является определенным видом музыкальной любительской деятельности, которая не требует длительного обучения и осуществляется в творческой импровизации, включающей музыку, движение и слово. Такой музыкант-любитель может исполнить ритмический аккомпанемент песни, ее мелодию, озвучить небольшое стихотворение или текст попевки, включить в процесс музыкального исполнения танцевальные движения. Всеми этими умениями необходимо обладать и учителю начальных классов, который осуществляет художественное и музыкальное воспитание младших школьников, предрасположенных ко многим видам музыкальной и художественной деятельности и имеющим желание в них активно участвовать.

Таким образом, анализ работ названных авторов позволяет выделить следующие противоречия:

− между требованиями Государственного образовательного стандарта к осуществлению музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и недостаточной реализацией этого требования, в связи с отсутствием ее практической, исполнительской составляющей;

− между теоретической и практической разработанностью вопросов обучения музицированию на элементарных музыкальных инструментах в профессиональном образовании учителей начальных классов за рубежом и неразработанностью этих вопросов в отечественном педагогическом образовании учителей этой же специальности;

− между возможностью использования музицирования на элементарных музыкальных инструментах для эффективной профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и отсутствием методики, способствующей реализации этой возможности.

Противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия и методы формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе.

На основе сложившихся противоречий и выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность методики формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе.

Объект исследования – процесс музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в вузе.

Предмет исследования – методика формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у студентов – будущих учителей начальных классов.

Гипотеза исследования – музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в высшем учебном заведении будет более эффективна, если:

− эта подготовка будет основываться на комплексе теоретических, методических знаний и практических умений, к которым относятся умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах;

− разработать методику формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, включающую условия, определенные этапы, методы, упражнения, а также визуальные и аудиальные средства обучения, реализуемые последовательно на каждом этапе;

− процесс формирования умений музицировать будет осуществляться не только в обучении студентов на определенных дисциплинах, но и во внеучебной (творческие лаборатории, конкурсы, презентации) и профессиональной (создание музыкальных фрагментов и апробация их в период прохождения педагогической практики) деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы для формулировки рабочего определения понятия «музицирование».

2. Определить основные умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов.

3. Выявить этапы, методы, упражнения и средства формирования у студентов − будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

4. Определить педагогические условия формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

5. Проверить путем опытно-поисковой работы эффективность разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); основные положения теории и методики организации педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, Г.М. Цыпин); основы формирования личности учителя в системе педагогического образования (О.А. Абдуллина, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Б.Т. Лихачев и др.); теория и методика формирования умений (Ю.К. Бабанский, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер и др.); теория развития общих и специальных музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская, Г.М. Цыпин); идея об общности музыкальной и речевой интонации (Б.В. Асафьев); историко-теоретические основы музыкального обучения и воспитания (В.И. Адищев, О.А. Апраксина, Е.В. Николаева); теория и методика музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Баренбойм, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский); теория об элементарном музицировании как способе развития творческих способностей детей (К. Орф, З. Кодай, Г. Кетман, Л.А. Баренбойм, Л.В. Виноградов, Т.Э. Тютюнникова, Л.В. Школяр и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение, обобщение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование; анализ базовых понятий исследования; эмпирические – педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, творческие задания, опытно-поисковая работа.

Исследование проводилось в 2003−2009 г. и включало три этапа.

На первом этапе работы (2003–2006 гг.) изучались теоретические основы проблемы, анализировалась литература по теме исследования. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, спланирован и проведен констатирующий эксперимент. Осуществлялось наблюдение за студентами, проводились беседы с учителями начальных классов общеобразовательных школ, анкетирование студентов.

На втором этапе (2006–2008гг.) было разработано содержание методики формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах; проводилась опытно-поисковая работа со студентами, анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс в педагогическом вузе.

На третьем этапе (2008−2009гг.) обобщались, анализировались и систематизировались результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялось литературное оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определен комплекс умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на этих инструментах с движением и умение объединять при музицировании на инструментах слово и музыку.

2. Разработана методика формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, в соответствии с которой работа со студентами осуществляется в три этапа и включает в себя репродуктивные и продуктивные методы; упражнения на ритмический аккомпанемент, инструментальное сопровождение, взаимодействие музыки, движения и слова; аудиовизуальные средства: записи различных занятий по музицированию.

3. Определены педагогические условия методики формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов в вузе: это организация практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»; приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализация теоретических знаний о музицировании в практической деятельности в период прохождения студентами педагогической практики; создание студентами собственных элементарных музыкальных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, конкурсах, на презентациях.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

− дано рабочее определение понятия «музицирование» как любительской формы коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей длительной специальной музыкальной подготовки;

− сформулировано определение умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов − это комплекс знаний о возможностях элементарных музыкальных инструментов, воплощенный в таких действиях, как: игра на этих музыкальных инструментах, игра в сочетании со словом и движением, способствующая созданию индивидуального и (или) коллективного творческого продукта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система упражнений, нацеленная на формирование у студентов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах, разработаны творческие задания, анкеты, позволяющие исследовать уровень сформированности умений музицировать на этих инструментах у студентов, в процессе профессионального образования в педагогическом вузе; систематизирован аудио- и видеоматериал, содержащий фрагменты занятий по музицированию с детьми, проводимых как студентами, так и педагогами-музыкантами, обоснованы критерии и показатели сформированности умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались в рамках международных (Екатеринбург, 2007, 2009; Тюмень, 2009) всероссийских (Тюмень, 2002, 2003) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в опубликованных сборниках научных статей (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Екатеринбург-Пермь). Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры музыкального образования Тюменского государственного университета, кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета.

Внедрение результатов исследования проводилось в процессе педагогической деятельности автора на базе Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета и на базе Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музицирование является любительской формой коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей длительной специальной музыкальной подготовки.

2. Основными умениями музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов являются: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на инструментах с движением и умение объединять при музицировании слово и музыку.

3. Формирование у студентов педагогического вуза умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в соответствии с разработанной методикой состоит из трех этапов (информационно-репродуктивный, информационно-продуктивный, импровизационно-творческий), реализуется при помощи методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наблюдение, ролевая игра, импровизация, метод проектов, метод коллективного обучения, метод моделирования художественно-творческого процесса), упражнений (звуковысотные, ритмические, двигательные, игровые), различных форм (лекции, практические занятия, творческие лаборатории; индивидуальная, парная, групповая, коллективная; презентации, конкурсы), а также средств (аудио-, видеозаписи занятий по музицированию).

4. Педагогическими условиями формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах являются: организация практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания», приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализация теоретических знаний о музицировании в практической деятельности студентов, в период прохождения педагогической практики; создание студентами собственных музыкальных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, конкурсах, на презентациях.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются опорой на научную методологию; адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету; привлечением обширного фактического материала и его анализом; достигнутыми положительными результатами в опытно-поисковой работе.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещена степень научной разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, гипотеза исследования. Описаны этапы и методы исследования, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов» рассмотрены различные трактовки и сформулировано рабочее определение понятия «музицирование»; дано определение умения музицировать на элементарных музыкальных инструментах у будущих учителей начальных классов; определен комплекс таких умений; выделены педагогические условия формирования умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах (далее ЭМИ) у будущих учителей начальных классов в вузе.

Музицирование является формой музыкальной деятельности человека, которая развивалась на протяжении многих тысячелетий: от органичной составляющей его жизни, через принадлежность этой формы к содержанию светского образования, до принятия ее как определенной педагогической стратегии музыкального образования. Музицирование можно отнести к феномену, который на современном этапе развития музыкального образования может быть представлен как: занятие музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятие музыкой на непрофессиональном, любительском уровне (для «себя»); практическая музыкальная деятельность; самовыражение с помощью звуков и движений; музыкальная деятельность, концентрирующая разнообразные виды музыкальной деятельности. О музицировании говорили и педагоги, занимающиеся решением проблем подготовки пианистов, подчеркивая его значение в воспитании просвещенных любителей-музыкантов (И.А. Анисимова, Т.Л. Беркман, В.А. Коваленко, Ю.В. Козырев, А.Л. Маклыгин, Е.В. Мейлих, Г.К. Овакимова, М.М. Перельштейн). Они считали, что музицирование включает чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, импровизацию и т. п. В работах В.А. Коваленко, Г.К. Овакимовой, М.М. Перельштейна и др. музицирование рассматривается как основа начального музыкального воспитания взрослых, начинающих обучаться игре на фортепиано. Музицирование как особый вид музыкальной деятельности, в котором задействованы все психические свойства личности, рассматривается В.П. Анисимовым. О свободном музицировании, в основе которого лежит звукотворчество ребенка, говорит А.Л. Маклыгин. Определение музицирования как творческого акта самовыражения человека встречается в работах Т.Э. Тютюнниковой. О воздействии музицирования на развитие творческой активности его участников указывали Л.Г. Арчажникова, Е.Н. Михеева, Е.В. Суханова, В.И. Шарабуров и др. Т.Л. Беркман, Л.В. Виноградовым, Н.В. Голубевой, Ю.В. Козыревым, Т.Э. Тютюнниковой и др. подчеркивается любительский характер музицирования, в процесс которого может включиться каждый, желающий в нем поучаствовать, даже если он и не имеет специальной музыкальной подготовки. Анализ различных трактовок понятия «музицирование», раскрытых авторами во многих работах, позволил сформулировать рабочее определение данного понятия. Музицирование является любительской формой коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей специальной музыкальной подготовки.

В начале XX века в зарубежной педагогике появляется идея элементарного музицирования. Композитор, педагог-музыкант Карл Орф вводит в процесс музицирования органичную взаимосвязь музыки, движения и слова, которая составила фундаментальный принцип его педагогической концепции. В ней К. Орф опирался на положение о том, что музыка имеет генетические связи с движением и речью человека. С педагогической точки зрения именно это синкретическое единство речи и пения, музыки и движения, музыки и слова является близким к природе ребенка, поэтому многие виды детского творчества базируются на этом синтезе. Взаимосвязь музыки, слова и движения в элементарном музицировании помогает детям понять музыку, ощутить ее более полно, «пропустить» ее через слух, зрение, мышечные ощущения.

Характеризуя сущность музицирования, авторы (К. Орф, Н.А. Бергер, Л.В. Виноградов, А.Л. Маклыгин, Т.Э. Тютюнникова, В.И. Шарабуров и др.) выделяют два основных вида: 1) репродуктивное (исполнительское)музицирование − индивидуальное или коллективное исполнение сочиненной и записанной музыки, завершенного «продукта» авторского творчества, которое осуществляется на основе уже созданной, имеющейся композиции, предполагающей ее интерпретацию (лат. interpretaion – разъяснение, истолкование); 2) продуктивное (творческое)музицирование − индивидуальное или коллективное исполнение музыки, созданной в процессе самостоятельного творческого самовыражения, путем реализации собственного субъективного состояния посредством элементарной импровизации (лат. improvisus – неожиданный, внезапный). Способами такой импровизации являются: продуцирование музыкальных идей (создание, «пересочинение» музыки), вариационность (видоизменение, преобразование музыки), комбинирование (сочетание слова, музыки, движения).

Введение элементарного музицирования в процесс музыкального воспитания, считал К. Орф, нацелено на развитие общей музыкальности человека. Единственным условием его осуществления, полагал К. Орф и его единомышленники (Г. Кетман, В. Келлер, З. Кодай, П. Ван Хауве и др.), является желание человека творить музыку. Специфические особенности элементарного музицирования: отсутствие необходимости длительной специальной музыкальной подготовки, его любительский характер, коллективные и индивидуальные формы осуществления и т.д. − позволяют использовать элементарное музицирование в музыкальном воспитании и детей, и взрослых (Э. Бальчитис, Л.В. Виноградов, В.А. Жилин, Т.Э. Тютюнникова).

Музицирование, в том числе и элементарное, активно вводится в процесс профессионального образования учителей начальных классов за рубежом (Германия, Япония, Венгрия и др.), так как их дальнейшая деятельность является полифункциональной. Такие учителя проводят уроки не только по общеобразовательным дисциплинам, но и ведут музыку, физкультуру, изобразительное искусство, ритмику. Поэтому-то при поступлении на педагогические факультеты университетов у абитуриентов проверяются их музыкальные способности, а в процесс их профессиональной подготовки включаются музыкальные дисциплины. В российском образовании будущих учителей начальных классов может быть использован зарубежный опыт, однако для успешной реализации данного опыта необходимо выявление, а затем и формирование определенных умений музицировать у будущих учителей начальных классов. Поскольку музицирование связано с исполнением музыки (отдельно мелодии, ритмического аккомпанемента или в соединении со словом и движением), то в нашем исследовании умения музицировать рассматриваются как практические, хотя перед их формированием учитывалась необходимость освоения студентами некоторых теоретических знаний.

Проведенный анализ результатов педагогических и психологических исследований (Ю.К. Бабанский, М.В. Гамезо, И.А. Зимняя, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А.В. Петровский, Л.М. Фридман, Т.И. Шамова), в которых рассматривается определение понятия «умение», показал, что оно используется в трех разных по смыслу значениях, характеризующих разные уровни их развития. Это: 1) умение как знание в действии, являющиеся первым этапом формирования навыка – простейшего умения; 2) умение как способ деятельности человека, сложное, устойчивое образование, сплав системы знаний и навыков; 3) умение как психическое свойство личности, внутренняя возможность наиболее успешного выполнения деятельности, способности личности.

Принятое нами за основу положение о том, что умение есть знание, воплощенное в действии, (Ю.К. Бабанский, Е.Н. Кабанова-Мелер, И.Я. Лернер и др.), объясняется необходимостью практической реализации теоретических знаний, которые получают студенты в процессе музыкально-педагогической подготовки. Также выявив, что общим, объединяющим элементом умений является действие, мы сформулировали следующее определение понятия «умения музицировать у будущих учителей начальных классов». Это комплекс знаний о возможностях ЭМИ, воплощенный в таких действиях, как: игра на этих инструментах, игра в сочетании со словом и движением, способствующая созданию индивидуального и (или) коллективного творческого продукта. На основе сформулированного рабочего определения был определен комплекс умений музицировать на ЭМИ у будущих учителей начальных классов: умение играть на элементарных музыкальных инструментах; умение совмещать игру на элементарных музыкальных инструментах с движением; умение объединять при музицировании слово и музыку.

Умения музицировать могут быть сформированы при определенной совокупности мер учебно-воспитательного процесса в системе работы вуза, которые определяются как педагогические условия (Н.В. Геращенко, Н.М. Яковлева и др.). К этим педагогическим условиям мы относим: организацию практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»; приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализацию теоретических знаний о музицировании в практической деятельности, в период прохождения студентами педагогической практики; создание студентами собственных музыкальных элементарных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, на конкурсах, презентациях.

Для реализации теоретической, практической и методической подготовки студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» необходимо было разработать методику, которая включает определенные этапы, методы, упражнения, формы и средства обучения.

Во второй главе «Организационно-содержательные основы формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах» дается описание организации, хода и результатов опытно-поисковой работы, включающей три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.

Опытно-поисковая работа осуществлялась в Тюменском государственном университете. В ней принимали участие 172 студента специальности «Педагогика и методика начального образования». В опытно-поисковую группу вошли 54 студента этого учебного заведения, контрольную группу составили 48 студентов Уральского государственного педагогического университета. Констатирующий этап проводился в 2006 г., формирующий − в 2007−2008 гг., итоговый этап – в 2008−2009гг.

Основными методами констатирующего этапа опытно-поисковой работы были: анкетирование, наблюдение, творческие задания. В анкету вошли вопросы, которые позволили выявить знания студентов о возможностях ЭМИ. Творческие задания применялись для определения уровня сформированности умений музицировать. В процессе диагностирования использовались: творческие задания (Т.Э. Тютюнникова), образовательно-игровой материал (Е.И. Юдина).

Выделенный нами в первой главе исследования комплекс умений музицировать на ЭМИ у будущих учителей начальных классов: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на инструментах с движением и умение объединять при музицировании слово и музыку – явился основанием для определения таких критериев их сформированности, как: 1) воплощение знаний о музыкальных возможностях элементарных музыкальных инструментов в исполнении музыкальных фрагментов; 2) отражение музыки в движении; 3) «озвучивание» текстов стихов, потешек и детских игр.

Воплощение знаний о возможностях ЭМИ в исполнение музыкальных фрагментов − критерий, который конкретизируется в следующих показателях: 1) знания о различных способах звукоизвлечения на звуковысотных элементарных инструментах (глиссандо, поступенное, скачкообразное движение вверх-вниз; осторожное тремолирование, широкие скачки, акцентирование долей) и использование этих способов для исполнения музыкальных фрагментов; 2) знание о способах исполнения на ритмических инструментах метрического пульса, ритмического остинато и использование этих способов для исполнения музыкальных фрагментов.

Отражение музыки в движении − критерий, который конкретизируется в следующих показателях: 1) отражение в движении темпа, ритма, динамики, эмоционально-смысловой интонации воспринятого музыкального фрагмента; 2) исполнение музыкального фрагмента, по воплощенной в движении той или иной теме.

«Озвучивание» текстов стихов, потешек и детских игр − критерий, который конкретизируется в следующих показателях: 1) ритмическое «озвучивание» ритма строки стихотворения или потешки после ее окончания в паузе; 2) тембровое «озвучивание» стихотворения или потешки разными элементарными инструментами.

Сформированность у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ оценивалась по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень. Студент знает и использует разнообразные способы игры на звуковысотных инструментах, свободно применяет их во время исполнения музыкальных фрагментов. Знает и исполняет на ритмических инструментах метрический пульс, ритмическое остинато (критерий 1). В движении под музыку передает темп, ритм, динамику музыкального фрагмента, создает яркий образ, адекватный музыке; в музыкальном фрагменте, сочиненном по воплощенной в движении определенной теме, адекватно отражает образ, используя тот же темп, динамику, ритм, что и в двигательном аналоге (критерий 2). Студент выразительно читает текст стиха или потешки, после окончания стихотворных строк, в паузах, импровизирует ритм; для озвучивания текста выбирает ритмические и мелодические инструменты, звучание которых соответствует его содержанию (критерий 3).

Средний уровень. Студент знает несколько способов звукоизвлечения на звуковысотных инструментах, использует только поступенное и скачкообразное движение вверх-вниз, не применяет другие приемы исполнения; исполняет безошибочно на ритмических инструментах метрическую пульсацию, но не умеет исполнять ритмическое остинато (1). В движении под музыку передает темповые, ритмические, динамические, образные особенности музыкального фрагмента; в музыкальном фрагменте, сочиненном по воплощенной в движении теме, использует тот же темп, динамику, что и в двигательном аналоге, но не может передать ритмический рисунок (2). Студент читает выразительно стихотворение, после каждой строки, в паузе, только повторяет ритм стиха, пытаясь лишь немного варьировать его; для «озвучивания» текста выбирает несколько инструментов, испытывает затруднение при соотнесении тембра инструмента смыслу стиха, потешки или игры, по причине незнания некоторых инструментов (3).

Низкий уровень. Студент знает и использует на звуковысотных инструментах только поступенное движение вверх-вниз; сбивается при исполнении метрической пульсации на ритмических инструментах, не исполняет ритмическое остинато (1). В движении под музыку передает темповые и динамические ее особенности, не пытаясь воплотить образ; в музыкальном фрагменте, сочиненном по воплощенной в движении теме, использует только одно средство музыкальной выразительности, как правило, темп, отчего образ является нераскрытым (2). Студент читает выразительно стихотворение, после каждой стихотворной строки повторяет только ритм стиха, но иногда это делает с ошибками; для озвучивания текста выбирает преимущественно ритмические инструменты, воплощая только ритм текста стиха, потешки (3).

Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали, что у большинства студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», отмечался преимущественно низкий уровень сформированности умений музицировать на ЭМИ. Лишь несколько человек, как в опытно-поисковой, так и в контрольной группе, продемонстрировали высокий уровень. Это были студенты, которые окончили музыкальную школу или имели опыт музицирования, приобретенный на занятиях в кружках. В процессе опроса студентов выяснилось, что большинство из них не имели опыта музицирования в прошлом, а некоторые даже не получили общего музыкального образования ввиду отсутствия предмета «Музыка» в общеобразовательной школе (в основном это были сельские школы). Полученные в ходе диагностических заданий результаты явились основанием для разработки методики формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ. Процесс формирования умений музицировать регулировался принципами: связь теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, полихудожественности.

Реализация методики включает соблюдение педагогических условий, рассмотренных в первой главе диссертационного исследования. Теоретические основы музицирования как определенной формы музыкальной деятельности рассматривались и в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания», в дидактические единицы которой были включены такие вопросы, как: основные виды музыкальной деятельности младших школьников; музыкальное воспитание во внеклассное время; формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга; основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. В рамках спецкурса по выбору «Практикум по элементарному музицированию» студентами приобретались методические знания и практические умения. Знания, приобретенные студентами в процессе освоения дисциплины и курса по выбору, реализовывались во время прохождения ими педагогической практики, а также в рамках внеучебной деятельности студентов – на презентациях, праздниках, конкурсах.

Методика формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ состояла из трех этапов: информационно-репродуктивного, информационно-продуктивного, импровизационно-творческого. На каждом этапе использовались соответствующие им методы. Формами организации деятельности являлись: лекции, практические занятия, творческие лаборатории, индивидуальное консультирование, групповой анализ.

Целью информационно-репродуктивного этапа явилось формирование у студентов знаний о музицировании и целесообразности его применения в учебно-воспитательном процессе младших школьников. Основное содержание этого этапа – сформировать у студентов знания о возможностях ЭМИ и методом репродукции сформировать умение исполнять музыкальные фрагменты на этих инструментах. Студенты получали знания о безвысотных ударных инструментах (коробочка, рубель, трещотка, бубен, пандейра, маракасы, треугольник, барабан и др.) и звуковысотных инструментах (ксилофоны, металлофоны и глокеншпили − колокольчики); о способах исполнения на этих инструментах. На этом этапе студенты в основном копировали музыкальные фрагменты, которые предлагались преподавателем и сочинялись студентами, которые имели навыки музицирования, приобретенные в музыкальных школах. Студентам предлагались упражнения на освоение ритмического, мелодического аккомпанемента, упражнения на создание двигательного аналога прослушанного музыкального фрагмента, подбор аккомпанемента предложенному варианту движения и задания на самостоятельное сочинение небольших попевок и аккомпанемента к детским играм. Применялись методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наблюдения. Средствами обучения явились: видеозаписи уроков музыки, внеклассных занятий, проведенные студентами, будущими учителями музыки и опытными педагогами-музыкантами из разных стран мира.

Целью информационно-продуктивного этапа явилось формирование у студентов умений музицировать на ЭМИ посредством продуктивной музыкально-практической деятельности. Основное содержание этапа − дальнейшее совершенствование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ. На данном этапе студенты продолжали осваивать способы и приемы игры на ЭМИ, с которыми познакомились в ходе информационно-репродуктивного этапа, закрепляли знания о возможностях этих инструментов, реализуя эти знания в самостоятельной практической деятельности. На этом этапе использовались музыкально-ритмические, звуковысотные упражнения, с элементами импровизации и сочинения. Студенты самостоятельно сочиняли музыкальные фрагменты на предложенные им темы и создавали двигательные аналоги воспринятого музыкального образа. Также применялись упражнения, включающие работу со словом и стихами, что предполагало тембральное «озвучивание» текста с помощью звуковысотных и ритмических инструментов. Все это осуществлялось в индивидуальных и в коллективных формах деятельности. На данном этапе методики применялись: ролевая игра, импровизация, метод коллективной учебной работы. Средства обучения: упражнения, с отсутствующими фрагментами графических и нотных записей, которые студенты сочиняли самостоятельно; аудиальный материал: различные варианты исполнения проработанных музыкальных фрагментов, выполненные наиболее подготовленными студентами; видеозаписи занятий музицирования с детьми (Л.В. Виноградов), видеозаписи занятий по «озвучиванию» младшими школьниками детских стихотворений (Н.Г. Тагильцева).

Целью импровизационно-творческого этапа явилось формирование у студентов умений музицировать в самостоятельной творческой деятельности. Основное содержание этапа – сформировать у студентов творческое отношение к музицированию при составлении тех или иных музыкальных композиций. На данном этапе студенты, помимо копирования и создания некоторых импровизационных фрагментов, разрабатывали и представляли собственные варианты «озвучивания» стихов, двигательных аналогов музыкальных фрагментов, детских игр. В работу включался литературный материал для «озвучивания». Его находили сами студенты. Использовались жанры детского фольклора (потешки, прибаутки), игры, загадки. Применялись методы: импровизация, метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр), метод проектов. Творческие результаты музицирования представлялись студентами на презентациях, конкурсах, включались в творческие состязания между группами. Средства обучения: упражнения на импровизацию в процессе работы со стихами, игровые упражнения; видеозаписи выступлений студентов на конкурсах; видеозаписи уроков музыки, которые проводят студенты с использованием элементов музицирования.

После реализации разработанной методики в опытно-поисковой и контрольной группе студентов проводилось итоговое диагностирование. Основными методами исследования, как и на констатирующем этапе, были: анкетирование, наблюдение, творческие задания (более усложненные). Результаты констатирующего и итогового этапов отражены в таблице.

Результаты констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы

Итоговый этап показал, что из 54 студентов, принявших участие в опытно-поисковой работе, 82 % повысили исходный уровень сформированности умения играть на ЭМИ, из них 56 % с низкого до среднего, 26 % со среднего до высокого, а 18 % остались на прежнем уровне. Исходный уровень сформированности умения совмещать игру на ЭМИ с движением повысили 86 % студентов, из них 58 % с низкого до высокого уровня, 28 % со среднего до высокого уровня, 14 % остались на прежнем уровне. Умение объединять при музицировании слово и музыку повысили 87 % , из них 63 % с низкого до среднего уровня, 24 % со среднего до высокого уровня, 13 % остались на прежнем уровне.

Сопоставление результатов констатирующего и итогового этапов показало положительную динамику формирования умений музицировать на ЭМИ, у студентов, вошедших в опытно-поисковую группу. Результаты контрольной группы оказались несколько ниже результатов опытно-поисковой группы. Объем знаний о возможностях ЭМИ, который продемонстрировали студенты контрольной группы во время констатирующего этапа, не увеличился. При игре на инструментах студенты использовали только некоторые инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, ложки) из числа предложенных. Затруднялись при выполнении заданий связанных с движением под музыку. Не выполняли предложенные упражнения до конца.

Большинство студентов опытно-поисковой группы ко времени завершения формирующего этапа приблизились к уровню игры на ЭМИ тех студентов, которые ранее занимались в музыкальных школах или имели любительский опыт музицирования. В процессе занятий элементарным музицированием у студентов наблюдалась эмоциональность, отсутствие зажатости при выполнении заданий на включение движения под музыку, в воплощении музыкального образа на различных инструментах. Большая часть студентов научилась в процессе музицирования не только исполнять и сочинять музыкальные фрагменты, но и составлять танцевальные импровизации под музыку, такие, как, «Жуки и бабочки», «Танец осенних листьев», «Феи и гномы» и др. Почти все студенты, участвовавшие в опытно-поисковой работе, демонстрировали умение ритмического сопровождения произведений, сочиненных композиторами, таких, как «Полька» М.И. Глинки, «Дед Мороз» Р. Шумана, «Марш» С. Прокофьева, «Марш» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Клоуны», Д.Б. Кабалевского. Во время прохождения педагогической практики студенты использовали музыкальные фрагменты собственного сочинения в качестве музыкальных минуток, зарядок на уроках и переменах между ними. Приобретенные умения музицировать способствовали созданию студентами музыкальных творческих продуктов, которые использовались на общешкольных и классных праздниках, в театральных постановках, а также в озвучивании рассказов и стихов, которые изучались детьми на предметах «Риторика» и «Внеклассное чтение». Освоенный студентами материал по элементарному музицированию на курсе по выбору «Практикум по элементарному музицированию» активно апробировался ими для составления сценариев театральных представлений. Для усиления звукоизобразительных моментов спектакля «озвучивались» оркестром, состоящим из различных инструментов (треугольник, клавесы, румба, маракас, барабан, металлофон, ксилофон, колокольчик), темы персонажей, их эмоциональные состояния и чувства, а также некоторые явления природы и т.д. Такими спектаклями, поставленными студентами с использованием ЭМИ, были: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Репка». Студенты самостоятельно разрабатывали и внеклассные занятия для младших школьников: «Посвящение в первоклассники», «Мы слушаем осень», «Морозкины забавы», «Весенние голоса», «Весновкин прибаутничек», «Потешные посиделки», «Праздник азбуки», в которых использовались элементы музицирования. Студенты совместно с детьми «озвучивали» темы героев, подбирали ритмический аккомпанемент к песням, исполняли несложные мелодии на металлофоне для музыкального вступления к таким занятиям.

Включение элементарного музицирования в процесс подготовки будущих учителей начальных классов позволял им глубже осваивать теоретический и методический материал, о чем свидетельствуют результаты сдачи студентами экзамена по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания». Анализ ответов студентов, участвовавших в опытно-поисковой работе, показал, что они обладают более глубокими знаниями в теории и методике музыкального воспитания младших школьников, чем те студенты, которые в ней не участвовали.

Теоретическое изучение проблемы, опытно-поисковая работа подтвердили выдвинутую гипотезу диссертационного исследования и позволили в заключении исследования сделать следующие выводы:

1. «Музицирование» − это форма любительской коллективной и (или) индивидуальной музыкальной деятельности, которая стимулируется внутренней потребностью человека общаться с музыкой, проявляемой в творческом самовыражении и не требующей от исполнителей длительной специальной музыкальной подготовки.

2. Умения музицировать на ЭМИ у будущих учителей начальных классов − это комплекс знаний о возможностях ЭМИ, воплощенный в таких действиях, как: игра на этих музыкальных инструментах, игра в сочетании со словом и движением, способствующая созданию индивидуального и (или) коллективного творческого продукта.

3. Процесс формирования умений музицировать на ЭМИ у будущих учителей начальных классов регулируется принципами: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, полихудожественности. Использование данных принципов способствует эффективному формированию у студентов комплекса умений музицировать на ЭМИ: умение играть на элементарных музыкальных инструментах, умение совмещать игру на инструментах с движением, умение объединять при музицировании слово и музыку.

4. Методика формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ в условиях вуза включает три этапа (информационно-репродуктивный, информационно-продуктивный, импровизационно-творческий) и является успешной при использовании репродуктивных и продуктивных методов, ряда упражнений (от простых ритмических упражнений до усложненных для составления ритмического, инструментального сопровождения к другим произведениям, литературным сюжетам), различных форм обучения и воспитания (лекции, практические занятия, творческие лаборатории, презентации, конкурсы), и использования педагогических средств (аудио, видеозаписи занятий по музицированию).

5. Педагогическими условиями формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ являются: организация практических занятий по элементарному музицированию в рамках дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»; приобретение студентами знаний и умений элементарного музицирования на дисциплине по выбору «Практикум по элементарному музицированию»; реализация теоретических знаний о музицировании в практической деятельности студентов, в период прохождения педагогической практики; создание студентами собственных музыкальных композиций и последующая их демонстрация в творческих лабораториях, конкурсах, презентациях.

6. Сравнение результатов констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы позволяют сделать вывод о положительной динамике формирования у будущих учителей начальных классов умений музицировать на ЭМИ и отсутствии данных результатов в контрольной группе студентов, что подтверждает правомерность выдвинутых положений гипотезы исследования и эффективности разработанной методики реализации данного процесса.

7. Анализ проблемы музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов позволяет говорить о необходимости коррекции данной подготовки и необходимости включения в нее практических занятий по музицированию, что в комплексе с теоретическими и методическими знаниями сделает эту подготовку более эффективной.

Дальнейшее исследование по данной проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: формирование умений музицировать у будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже; включение в обоснованный комплекс умений музицировать других умений, связанных с использованием музыкальных инструментов, как, например, блок-флейта, обоснование линий преемственности в формировании умений музицировать на разных этапах обучения: школа−колледж−вуз.

 

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

 

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК Мо иН РФ:

1. Дьяченко, И.Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 36 (77): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб., 2008. – 0,5 п.л.

2. Дьяченко, И.Ю. Умение музицировать как профессиональное качество учителей начальных классов [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 102: научный журнал. – СПб., 2009. − 0,3 п.л.

Работы, опубликованные в других изданиях:

3. Дьяченко, И.Ю. К вопросу о вальдорфской педагогике [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Культура: музыка и театр: материалы всерос. науч.-метод. конф., Тюмень, 2002. – 0,2 п. л .

4. Дьяченко, И.Ю. Художественное общение на уроке музыки [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Культура и социум: материалы всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 2003. – 0,2 п.л.

5. Дьяченко, И.Ю. Через музыку – к здоровью [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация школьников. − Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 0,3 п. л.

6. Дьяченко, И.Ю. Формы музицирования в музыкальном воспитании: история и современность [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-14 февр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т, 2007. – 0,5 п. л.

7. Дьяченко, И.Ю. Элементарное музицирование в музыкальной подготовке будущих учителей начальных классов [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Художественное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы: межвуз. сб. науч. трудов. − 2 вып./ Урал. гос. пед. ун-т. − Екатеринбург, 2008. – 0,7 п. л.

8. Дьяченко, И.Ю. Из истории музицирования в Древней Руси [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Проблемы музыкального и художественного образования детей и юношества: сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 0,2 п. л.

9. Дьяченко, И.Ю. Содержательные аспекты музицирования [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; Перм. гос. ин-т искусств и культуры; отв. ред. К.П. Матвеева, Л.А. Кузьмина. – Екатеринбург; Пермь, 2009. – 0,4 п. л.

10. Дьяченко, И.Ю. Включение элементарного музицирования в профессиональную подготовку учителей начальных классов как инновационная практика [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. − Тюмень, 16-17 марта 2009 г. / Тюм. гос. ун-т, часть II. – 0,3 п. л.

11. Дьяченко, И.Ю. Слово, музыка, движение – основа музыкальной подготовки учителей начальных классов [Текст] / И.Ю. Дьяченко // Художественно-педагогическое образование в XXI веке: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 15-16 апр. 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 0, 2 п. л.