25.11.2011 6326

Сохранение и укрепление здоровья как проблема «отношения»

Общеизвестным является факт, что на 40-50% здоровье человека зависит от его образа жизни, т. е. от поведения. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья - это, прежде всего, проблема изменения поведения человека, то есть проблема психологическая. По мнению 10.И. Мельника, «... здоровье не объяснить только с точки зрения психологических факторов, но, как показывает практика, сохранение и поддержание здоровья зависит, в конечном итоге, от психологии человека, его специфической активности в решении данной проблемы». Проблема сохранения и укрепления здоровья принадлежит как каждой отдельно взятой личности, так и обществу в целом. Совокупное рассмотрение индивидуального и общественного аспектов позволяют ответить на вопросы о том, от чего зависит выбор каждым человеком тех или иных способов поведения в области здоровья и какими силами общества может осуществляться решение проблемы здоровья? Над изучением индивидуального аспекта работали M.IO. Кондратьев и С.Д. Дерябо. Они задают вопрос: «Что нужно для того, чтобы человек вел себя тем или иным образом?» и приходят к выводу, что он должен, во-первых, знать, как это делать, во-вторых, хотеть это делать и, в-третьих, уметь это делать. Сначала считалось, что информации о последствиях для здоровья определенного стиля поведения будет достаточно, чтобы изменить поведение в желательную сторону. Однако вскоре стало очевидно, что социальные и политические характеристики среды, в которой живет принимающий решения по поводу своего здоровья человек, влияют на эти решения очень сильно. По мнению Э. Чарлтона, это привело к появлению нового направления - содействия в становлении здорового образа жизни. Одновременно было разработано несколько моделей, работающих в указанном направлении. Остановимся подробнее на некоторых из них. Медицинская модель. Рассматриваемая модель часто именуется профилактической. Она полностью построена на информировании и является чисто когнитивной, санитарно-просветительской, ее иногда называют моделью ЗОП (знание, отношение, поведение). Она предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Однако хотелось бы напомнить, что после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли, и поведение становится прежним. Таким образом, санпросвет сориентирован на спонтанные мотивы в отношении здоровья, возникающие под действием эффекта новизны и чрезвычайно быстро исчезающие при утрате последнего. Наиболее же важной формой мотивации, по утверждению ряда зарубежных авторов, является внутренняя мотивация, вовлекающая человека в деятельность вследствие ее самоценности. Образовательная модель. Она исходит из того, что решение, относительно выбора того или иного поведения, принимается на основании имеющейся информации, но нужно еще и умение принимать решения. В этом отношении образовательная модель пошла по стопам медицинской: одним из основных стал следующий принцип: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично каждым человеком. Поэтому акцент был сделан на обучении навыкам, необходимым для принятия решения. В основу программы был положен ряд стадий принятия решения, демонстрировавшихся в специфических областях, таких, как курение и применение наркотиков. Радикально-политическая модель. Она основана на теории научения. Считается, что первыми, кто осуществляет новшество, являются его инициаторы. Это обычно образованные люди, предприимчивые и часто хорошо обеспеченные. За ними следуют те, кто принимает новшество первыми; это, как правило, люди, обладающие теми же характеристиками, но несколько менее инициативные. Затем новшество принимается большинством, и, наконец, остается группа отстающих. Это обычно наименее обеспеченные люди. Дети, принадлежащие к каждой из групп, в очень сильной степени подвергаются ее воздействию: молодежь усваивает ролевые модели родителей и сверстников и таким образом копирует их поведение, реализуя тенденцию к поведению, которое одобряется группой. Современный анализ исходов антитабачных программ показывает, что программы, учитывающие социальные аспекты, наиболее эффективно отодвигают сроки начала курения к более позднему возрасту. Этот успех является, несомненно, следствием применения методов, вытекающих из теории социального научения. В американской психологии был разработан ряд моделей здорового поведения: 1. Модель параллельного ответа (X. Левенталь, 1970 г.). Согласно данной модели, человек меняет поведение на основе страха и опасения. Страх порождает эмоциональный ответ на угрозу, а возникающая опасность вызывает деятельность по устранению угрозы. 2. Модель веры в здоровье (Д. Хочбаум, И. Розенсток). Здоровое поведение основано на степени ощущения личной угрозы здоровью и понимании того, что некоторые действия снимут угрозу. 3. Модель личного контроля (А. Бандура). Здоровое поведение зависит от ощущаемой угрозы здоровью, от доступности, желательности и эффективности данного стиля поведения, от ощущения своей эффективности. 4. Модель охраняющей мотивации (Р. Роджерс, 1984). Здоровое поведение есть сочетание наличия реальной угрозы, ощущения личной уязвимости к угрозе, способности ей противодействовать, веры в эффективность действий. По нашему мнению, приведенные модели американских специалистов в большей мере сориентированы на выявление природы здорового поведения, чем на построение путей выхода из сложившейся ситуации. Поэтому в дальнейшем мы ведем речь лишь о моделях, описанных Э. Чарлтоном. Рассмотрение указанных моделей позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на общеизвестность факта влияния на здоровый образ жизни социально-политической среды, и первая и вторая, и в меньшей мере третья модели основаны преимущественно на передаче знаний, а, следовательно, используют информационный подход. Только знания - недостаточный аргумент в пользу отказа от давних привычек. Одно из доказательств справедливости приведенного тезиса уже было рассмотрено выше, когда речь шла о бездейственности информации потерявшей эффект новизны. Необходимо также обратить внимание на следующее. Во-первых, результат неправильного образа жизни (это может быть болезнь или даже сокращение жизни) сильно отсрочен во времени. Болезненные нарушения в организме человека незаметно накапливаются в течение жизни. Как утверждает О.Л. Трещева, в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека. Хотя в последнее время можно говорить об ускорении реализации обратных связей, что вызвано как меняющейся экологической обстановкой и социально-экономической ситуацией многих стран, так и кризисом духовного развития человечества. В связи с отсроченностью результата во времени, многие виды действий по охране и укреплению здоровья блокируются, так как считается, что человек может обойтись и без них. Во-вторых, чаще всего неправильный образ жизни напрямую связан с сомнительным удовольствием, и отказываться от этого удовольствия нужно уже тогда, когда видимых причин для отказа еще нет. В данном случае речь идет о сознательной регуляции действий, которая требует привлечения дополнительных ресурсов внимания и дополнительной мобилизации. Ряд авторов указывают на то, что «цена» такой регуляции высока. В своей книге «Личность и значимость побуждений» В.Г. Асеев приводит мнение Н.М. Амосова, согласно которому человек «...все время планирует будущие действия и рассчитывает, оправдает ли затраты усилий приятность будущей «платы», пока ее заслужишь». В-третьих, в зависимости от возраста, люди в разной степени готовы изменить свое поведение. Переход к здоровому образу жизни нередко наблюдается в пенсионном возрасте, когда человек ощущает реальную связь между поведением и состоянием здоровья. Хотя, безусловно, необходимо отметить присутствие индивидуальных различий среди людей равновозрастной группы в готовности изменить поведение. Интересно, «что глухонемые подростки более бережно относятся к своему здоровью, а среди тинейджеров-инвалидов практически нет пьющих. Эти ребята знают, как трудно жить, будучи больным». Как пишет П.П. Блонский: «Никогда так ярко не вспоминается былое счастье, как несчастье». В-четвертых, статистика связывает «неправильный» образ жизни с его последствиями, приводя данные, не связанные с конкретными людьми, а вокруг множество знакомых, длительное время обладающих той же привычкой, которых обещаемые последствия не коснулись. В-пятых, предъявляемая информация в лучшем случае превращается в знания. Как справедливо утверждает К.Э. Изард, то, что мы воспринимаем, а тем более запоминаем и принимаем на веру - крошечная доля проходящего через наши сенсорные органы потока информации об окружающем мире. «Поток сознания - это ни в коем случае не беспорядочный или случайный процесс. Ребенок с момента рождения воспринимает окружающий мир избирательно». Даже, если информация превращается в знания, то знания в чистом виде представляют собой информацию, оторванную от жизни, поэтому и не востребованную. Таким образом, по нашему мнению, утрата эффекта новизны получаемой информации, медленная реализация обратных связей в природе, прямая связь неправильного образа жизни с удовольствием, возрастные различия в готовности изменить свое поведение и, наконец, отсутствие связи между предъявляемой информацией и реальными потребностями человека позволяют доказательно утверждать, что один только знания - недостаточный аргумент в пользу отказа от давних привычек. Информация, которая может быть использована человеком при построении собственной деятельности - это уже другая категория, именуемая представлением. Лишь то, что непосредственно связано с жизнью, может изменить представления человека. В таком случае возникает имеющая реальное место ситуация, при которой попытка решить проблему здоровья на уровне школы превращается в переоценку учебного материала, придание ему практической направленности. С другой стороны, даже работая над формированием представления, нельзя заставить человека не просто приобретать знания и умения, но и следовать им в жизни, то есть изменить поведение. Информация о явлении жизни, которое не касается человека лично, может совсем не вызывать интереса, а может быть услышана, но не изменит поведения. Только если обсуждаемое явление непосредственно связано с потребностями человека, возникает субъективное отношение к данному явлению, как «субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира». Именно субъективное отношение определяет желание поступать тем или иным образом, использовать полученные знания в жизни. Человек должен не просто хотеть приобретать «знания» и «умения» о здоровье и здоровом образе жизни, но и хотеть применять их в жизни. Поэтому, рассуждая о необходимости изменить поведение человека, необходимо вести речь о развитии «нужного» обществу отношения к здоровью. Исходя из сказанного, очевидно, что применяемый в настоящее время информационный подход не способен решить проблему сохранения и укрепления здоровья. Поэтому ряд авторов Санкт-Петербурга предлагает использование не чисто информационного, а информационно-потребностного подхода в обучении, разработанного на основе теории потребностей П.В. Симонова. По мысли П.В. Симонова, в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая (доминирующая), которая выступает «ядром» его личности, т.е. самой существенной личностной чертой человека. Поступки любого человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Индивидуальная неповторимая композиция и внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяет его личность. Отсюда следует, что воспитание должно быть связано, прежде всего, с удовлетворением потребностей человека, актуализирующихся в данный возрастной период развития. Сущность концепции, разработанной авторами из Санкт-Петербурга под руководством Г.К. Зайцева, состояла в создании такой рефлексивной среды, которая обеспечит возможность познания своих особенностей и свободного творческого поиска решения проблем. Разработанная программа развития «правильного» отношения к здоровью включает самостоятельный блок, предназначенный для детей подросткового возраста. В лучшем случае в имеющейся сегодня в нашей стране системе образования можно обнаружить ориентацию на работу по развитию представлений (зачастую сводимых просто к «знаниям»), а также по формированию стратегий и технологий взаимодействия (сводимых к умениям и навыкам), что называют «обучением». А вот работу по развитию субъективного отношения назвали даже специальным словом «воспитание», продекларировали его важность и незаметно отодвинули в сторону. Таким образом, необходимо утвердить важность работы по развитию одновременно представлений, стратегий и технологий здорового образа жизни и нужного обществу отношения к здоровью. В подструктуру стратегий и технологий взаимодействия, которая не была освящена ранее, по мнению М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, входят все имеющиеся у данного человека стратегии и технологии взаимодействия с объектами и явлениями, относящимися к определенной сфере. Именно эта подструктура определяет умение осуществлять ту или иную деятельность. Различение технологий и стратегий имеет важное педагогическое значение. В данном случае под технологией понимается совокупность методов, приемов, необходимых для выполнения определенной деятельности. Стратегия представляет собой систему действий по достижению результата В результате освоения технологий различных деятельностей человек приобретает так называемую технологическую вооруженность, которая выступает необходимым, но недостаточным условием для успешного выполнения деятельности. В сфере здоровья и здорового образа жизни существует такое большое количество технологий, что в рамках школьного обучения невозможно мало-мальски серьезное освоение всех необходимых. В то же время количество по-настоящему значимых стратегий ограничено. Информация, поступающая к человеку, вступая во взаимодействие с каждой из трех указанных выше подструктур, влияющих на поведение, приводит либо к состоянию консонанса, либо к состоянию диссонанса. Когда человек получает информацию, противоречащую имеющимся у него представлениям, наступает так называемый когнитивный диссонанс, переживаемый как состояние дискомфорта, от которого человек немедленно стремится избавиться, поскольку когнитивная система не может быть дисгармоничной. В этом случае по возможности человек старается сохранить без изменений имеющуюся систему представлений, поскольку его когнитивная система достаточно устойчива к внешним воздействиям. Данная тенденция имеет две причины. Во-первых, изменение существующей системы требует дополнительных усилий, оно «ресурсо-затратно». У человека есть выполняющая очень важную функцию в процессе эволюции потребность в экономии энергии, известная в быту под именем «лень». Во-вторых, при серьезном нарушении стройности когнитивной системы человек теряет способность ориентироваться в мире и выполнять какую-либо деятельность. Основным механизмом, дающим человеку возможность сохранить без изменений подструктуру представлений, является обесценивание значения для себя поступающей информации, которая противоречит имеющейся когнитивной системе. Также как и в случае с представлениями, подструктура субъективных отношений и подструктура стратегий и технологий стремятся быть устойчивыми и внутренне непротиворечивыми, то есть остаться неизменными под действием поступающей информации. Стратегии и технологии поведения являются способом внешней реализации имеющихся у личности представлений и субъективных отношений, средством удовлетворения ее потребностей и достижения целей. Это значит, что человек будет восприимчив к попыткам изменить существующую у него подсистему стратегий и технологий поведения только в двух случаях: 1. Он ощущает, что имеющихся у него в наличии стратегий и технологий недостаточно для удовлетворения каких-то потребностей, для достижения каких-то целей, и нужны дополнительные. 2. Он ощущает, что имеющиеся у него стратегии и технологии неэффективны для удовлетворения потребностей, для достижения каких-то целей. Для того чтобы такая работа была эффективной, необходимо знать, какие у конкретного человека существуют потребности, для реализации которых он еще не имеет соответствующих стратегий и технологий поведения - иными словами, нужно знать, какие потребности еще не «снабжены» стратегиями и технологиями поведения. Таким образом, потребности являются одним из условий, влияющих на восприимчивость человека к поступающей информации, а, следовательно, на эффективность процесса развития «нужного» обществу отношения к здоровью. Необходимо также отметить, что для обучения каждой стратегии и технологии есть свой сензитивный период. Подводя итоги сказанного можно отметить следующее: 1. Поведение человека определяется тремя подструктурами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и технологий, отношений. 2. Внимание, уделяемое развитию представлений, формированию стратегий и технологий в области здоровья следует признать недостаточным, развитию субъективного отношения - практически отсутствующим. 3. Приобретаемые знания, представления, умения и навыки не способны на длительное время изменить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены соответствующим отношением. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья это проблема развития «нужного» обществу отношения к здоровью. 4. Одним из условий, влияющих на эффективность процесса развития «нужного» обществу отношения к здоровью, выступают потребности личности. Поиск ответа на вопрос: «Какими силами общества может осуществляться решение проблемы здоровья, понимаемой как проблемы «отношения» следует начинать с определения понятия «Общество». Общество в данном случае выступает как организованная группа взаимодействующих между собой людей. Можно выделить пять общественных институтов напрямую связанных с проблемой здоровья, тех институтов, которые реально способны повлиять на изменение отношения к здоровью: государство, здравоохранение, СМИ, семья, школа. На наш взгляд, однозначно можно утверждать важность и взаимообусловленность ролей каждого из них. Согласно мнению ряда отечественных ученых, состояние личности имеет сложную диалектическую связь с социально-экономическими преобразованиями в обществе. Совершенно очевидно, что государство, создавая законы и претворяя их в жизнь, является основным регулятором жизни общества, без его участия не может произойти глобальных перемен в отношении к здоровью. Здравоохранение обеспечивает заботу о здоровье граждан, организуя просветительскую, профилактическую работу и осуществляя оказание непосредственной помощи в случае ухудшения здоровья. СМИ осуществляют просветительскую работу, отражают события, происходящие в государстве, связанные с политикой государства по отношению к здоровью, оказывают существенное влияние на общественное мнение. Согласно данным российско-финского исследования, посвященного изучению влияния на здоровье различных факторов, у россиян семейные традиции и школьное воспитание занимают последние места в перечне изучаемых факторов. Поэтому на роли семьи и школы следует остановиться подробнее. Роль семьи в формировании здоровья не ограничивается наследственностью. Обладая определенной системой отношений, семья как структура, с которой начинается социализация ребенка, играет решающую роль в неосознанном усвоении им ценностей, норм и традиций. По мнению И.М. Воронцова, детский возраст - это последовательность критических периодов развития, в ходе которых возможны как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утрата основных свойств здоровья. Ядро личности закладывается до 5-7 лет. В это время, прежде всего, семья влияет на ребенка. Общеизвестно, что дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают значительные трудности в социализации. Еще более проблемно указанный процесс протекает у бездомных детей, которых по официальным данным в 1997 году в России насчитывалось около 4 млн., однако, более вероятной является цифра, превышающая 7 млн.. Громадное значение в закладке фундамента здоровья человека, формирования ядра его личности, развития его как субъекта деятельности имеет период его младенчества, преддошкольного и дошкольного детства. В течение рассматриваемого промежутка времени в психике ребенка происходит закладка образа себя. «И каким оказывается этот образ - в потенции активного созидателя, агрессивного разрушителя или трусливого приспособленца, - это будет определяться тем, как будут воспитывать ребенка взрослые и, прежде всего, его родители». Поведение человека в сфере здоровья, которое в значительной степени формируется в семье, безусловно, коррелирует с такими объективными, по отношению к здоровью, показателями, как социально-экономический статус и образовательный уровень его родителей. Особенно важен уровень образования матери, который считается одним из самых надежных факторов прогнозирования здоровья детей. Сочетание оптимальных для здоровья ребенка условий в семье, полученное в итоге одного из исследований под руководством Г.Л. Апанасенко таково: родители - служащие с высшим образованием, без вредных привычек, хорошо материально-обеспеченные, проживающие в отдельном жилище с хорошими санитарно-гигиеническими условиями; хорошие взаимоотношения в семье; питание в семье умеренное, но разнообразное; ребенок обязательно получает мясо, фрукты, овощи, молочные продукты и, особенно, рыбу не реже, чем 3 раза в неделю; проводит не более 30 минут в день перед телевизором и около 3 часов в день на свежем воздухе; регулярно занимается физической зарядкой или спорта и придерживается режима дня. И.В. Журавлева описывает эксперимент, в котором экспертам-родителям было предложено оценить значимость основных факторов, формирующих здоровье ребенка (подростка). Был получен ответ, что основы здоровья закладываются в семье, но, прежде всего условия жизни в семье являются определяющими для формирования отношения к здоровью. Условия эти весьма различны и зависят от ряда причин: материального благосостояния, семьи, внимания, уделяемого детям родителями, соблюдения детьми режима дня, учебной нагрузки, отсутствия семейных традиций и поддержки государства. Подводя итог проведенных исследований, автор отмечает, что роль семьи в формировании здоровья определяется тем, что человек получает в наследство некоторый «капитал» здоровья от своих родителей (и косвенно - родственников других поколений), что этот «капитал» здоровья изменяется под влиянием материальных условий семьи (жилье, питание, величина дохода и пр.) и деятельности родителей по формированию здоровья (поддержание определенных традиций, обучение навыкам заботы о здоровье и сохранение элементов санитарно-гигиенической культуры). Вот мнения экспертов-учителей и экспертов-врачей, приведенные автором, по поводу современного состояния школы. Эксперты-врачи характеризуют школу как кризисное учреждение для здоровья детей. Эксперты-учителя объясняют, что «бедные и больные учителя не могут воспитать подростков здоровыми и богатыми». Тем не менее, нельзя недооценивать ту роль, которую в сохранении здоровья ребенка играет школа. 70% времени ребенка связано со школой. Школа была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения граждан. К тому же в школу ребенок приходит в восприимчивом к обучению и воспитанию возрасте, а длительность его пребывания там вполне достаточна для развития у него мотивов здорового образа жизни, отношения к здоровью. Как указывают некоторые отечественные ученые, в России в образовательной системе сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения провоцирует снижение уровня здоровья, развитие хронических заболеваний, интеллектуальной депрессии учащихся и преподавателей. По мнению З.И. Тюмасевой, образование в России является не природо-сообразным и здоровьезатратным. Ф.Ф. Эрисман еще в начале 20 века зафиксировал существование «школьных болезней»: близорукости, нарушений нервной системы, искривления позвоночника. Частые изменения образовательных стратегий и технологий проводятся без соответствующего физиологического, гигиенического анализа, что, в конечном счете, приводит к прогрессированию заболеваний. С учетом сложившейся ситуации необходима экспертная оценка образовательного процесса [26], педагогических новаций, учитывающая психофизиологические особенности учащихся, индивидуальные особенности учителя и даже региональную специфику уровня морфо-физиологического развития детей. На фоне экологического, социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизиологического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации не успешности усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. По мнению Т.В. Ахутиной, трудности обучения вызываются недостаточным развитием отдельных психических функций или их компонентов. На сегодняшний день нейропсихологическое исследование позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, т.е. сильные и слабые компоненты высших психических функций. Поэтому основная стратегия развивающего обучения должна заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе совместной деятельности обучаемого и обучающего. Идущий от Л.С. Выготского принцип работы в зоне ближайшего развития дополнится в данном случае принципом учета слабого звена. Однако следует отметить, что причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе часто носят не объективный, а субъективный характер, т.е. связаны с неправильными действиями учителей при решении задач охраны здоровья учащихся или с их бездействием. На сегодняшний день проанализированы вопросы о роли учителя в решении указанной проблемы, о состоянии здоровья учителей, об особенностях условий и психологического содержания труда учителя, намечены пути выхода из сложившейся ситуации. Однако указанные теоретические достижения в должной мере не используются в практике. На наш взгляд, это связано с целым рядом объективных (особенности профессии) и субъективных (нежелание) трудностей. Работа учителя предъявляет повышенные требования к перцептивной, когнитивной, интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферам. Затраты времени на профессиональную деятельность намного превышают нормативно допустимые. Поэтому профессия учителя относится к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств. Подобная логика прослеживается в исследованиях Т.С. Паниной и Л.П. Вашлаевой. Уже давно известно, что высокая психофизиологическая напряженность деятельности выступает как мощный фактор развития профессионального стресса. Он возникает в результате несоответствия требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов работающего человека. Это создает угрозу не только для успешности деятельности, но и для здоровья и самочувствия. Определенный момент как реакция на хронические и интерперсональные факторы на работе может происходить «сгорание», определяемое эффектами: цинизм, истощение, неэффективность. В таком случае вполне резонно замечание, «что бедные и больные учителя не могут воспитать подростков здоровыми и богатыми». Снижение уровня продуктивности деятельности вследствие профессионального стресса приводит к изменению восприятия учителя, его фиксации на внешнем рисунке поступка ученика без проникновения в истинные цели и мотивы. В таком случае процесс преподавания заключается в объективном изложении фактов, в то время как «хороший» учитель должен рассматривать процесс преподавания еще и как субъективный процесс ведения учеников к вершинам их творческих возможностей. Снижение продуктивности педагогической деятельности в целом, по нашему мнению, подразумевает ту же тенденцию в решении учителем проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Продуктивность педагогической деятельности рассматривается здесь в рамках акмеологического подхода, заложенного в работах Б.Г. Ананьева. Интерес для данной работы представляют психологические продукты деятельности учителя, под которым понимаются новообразования в личности учащегося. Согласно результатам Г.И. Палеева психологическая готовность к восприятию валеологических знаний у педагогов зависит от стажа работы: наиболее восприимчивы педагоги со стажем работы от 11 до 20 лет и более 30 лет, так как они испытывают существенные негативные изменения функционального состояния. Однако именно в силу этого обстоятельства педагоги с таким стажем профессиональной деятельности в наименьшей мере готовы выступать в качестве проводников валеологических знаний. Указанные выводы сделаны на основе оценки состояния физического здоровья учителей по Г.Л. Апанасенко, изучения уровня напряжения регуляторных систем по P.M. Баевскому и функционального состояния по опроснику семи бальной самооценки состояния. Только в случае, если сам учитель выступает примером того, что он говорит, можно рассчитывать на положительный результат. Г. Берне приходит к выводу, что позитивная «Я-концепция» учителя способствует развитию позитивной «Я-концепции» ученика. У позитивно себя воспринимающего учителя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Такой учитель стремится к самореализации. Реальная ситуация отличается от желаемой. Исследования Л.М. Митиной показали, что у учителей наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточение усилий на защите своего «Я», предъявление повышенных требований к окружающим. А как известно, подражание - один из самых доступных и действенных способов обучения. Согласно заключению ряда авторов, в разрешении противоречия между интуитивным пониманием ценности здоровья и реальным отношением к нему, роль учителя может быть определяющей. С точки зрения психологического подхода, проблема сохранения и укрепления здоровья - это проблема развития «нужного» обществу отношения личности к собственному здоровью. Важным звеном развития «нужного» обществу отношения личности к собственному здоровью выступает не только школа в целом как социальный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длительного промежутка времени, но и каждый конкретно взятый учитель как проводник «нужного» обществу отношения к здоровью. АВТОР: Белинская Т.В.