17.11.2010 9308

Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования (Е.В. Михеева)

 

На правах рукописи

 

Михеева Елена Владимировна

 

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования (педагогические науки)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург - 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Моисеева Людмила Владимировна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Коломийченко Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор Гончарова Елена Владимировна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

 

Ученый секретарь диссертационного совета Лазарева О.Н.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Современное общество представлено различными субкультурами, постоянно взаимодействующими друг с другом. Каждая субкультура является носителем части культуры, в том числе и экологической, которая передается новым поколениям в виде социального и духовного опыта взаимодействия с природой. Будущее России связывается с детьми, их способностью сохранять культурные традиции в целом и экологические природоохранные традиции в частности. Становление экологической субкультуры подрастающего поколения позволит успешно решать чрезвычайно сложные и многогранные экологические проблемы современного мира.

В связи с этим возрастает интерес к проблеме становления экологической субкультуры детей, которая выступает «хранилищем» традиционной экологической культуры и отражает социально-экологические перемены в современном обществе. Знание специфических особенностей становления экологической субкультуры современных детей позволяет максимально эффективно решать задачи личностной социализации, развития и самореализации каждого ребенка в быстроменяющихся социально-культурных условиях современной жизни. Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обуславливают изменение требований к экологической культуре со стороны общества, переход от культивирования знаний, умений и навыков в ней к личностной компетентности в различных сферах бытия. Однако до сих пор многие проблемы детской субкультуры остаются неисследованными, в том числе и проблема становления экологической субкультуры детей.

Поэтому актуальным становится поиск эффективного педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования. Становление экологической субкультуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой и друг с другом призвано обеспечить преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятие экологических проблем как личностно значимых для всех и для каждого ребенка в отдельности.

В науке имеется определенный набор знаний, содержащий предпосылки решения проблемы становления экологической субкультуры детей:

– вопросы дошкольного экологического образования раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Е.В. Гончаровой, Н.Н. Кондратьевой, А.Н. Кочергина, Д.Н. Кавтарадзе, Н.Д. Никандрова, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Хайдуровой, В.А. Ясвина и др.;

– субкультурные различия общества наиболее активно исследуются в рамках таких научных областей, как философия, этнография и социология (В.Н. Добровольский, П.М. Дуров, Л.Г. Ионин, С.И. Левикова, Д.С.Лихачев, К.Б. Соколов, Н.Н. Слюсаревский, Н.А. Хренов, Т.Б.Щепанская и др.).;

– проблема субкультурных различий также находит свое отражение в социальной психологии и педагогике в рамках исследования коллективного и группового взаимодействия, психологии больших и малых социальных групп, групповой социализации и социализации личности под влиянием группы (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.В. Мудрик, Т.Г. Стефаненко и др.).;

– проблема изучения детской субкультуры затрагивалась в работах как зарубежных авторов (М. Мид, Й. Хейзинг и др.), так и отечественных ученых (Г.С. Виноградов, О.И. Капица, И.С. Кон, Е.А. Покровский);

– смысл и значение детства и детской субкультуры как социально-исторического явления рассматривают А. Баркан, М.Д. Дональдсон, В.Т. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.;

– исследованию детских субкультур посвящены работы: В.В. Абраменковой – по развитию отношений ребенка в детской субкультуре, М.А. Козловской – о детской субкультуре как способе освоения мира дошкольниками, Е.Ю. Копейкиной – о субкультуре детства как едином социокультурном хронотопе, Е.Е. Сапоговой – о построении индивидуальной мифологии, самопроектировании и субкультуре личности, Е.О.Смирнова, Р.Е. Радева – о психологических особенностях компьютерных игр, как нового контекста детской субкультуры, М.В. Осориной – по психологии детской субкультуры, В.А. Зебзеевой – о субкультуре детства как источнике экологического развития детей и др.

Таким образом, психолого-педагогическими исследованиями создан определенный фундамент для разработки теории и категориального аппарата описания экологической субкультуры детей, качественной и количественной диагностики, способов коррекции ее проявлений.

Анализ литературы и практики дошкольного образования позволил нам обозначить противоречия между:

– потребностью общества в поиске эффективных способов экологического образования подрастающего поколения и невостребованностью потенциала экологической субкультуры как способа экологического развития детей;

– разработанностью теоретических основ экологического образования детей дошкольного возраста и отсутствием теоретического обоснования процесса становления экологической субкультуры детей, описанием содержания, структуры, функций экологической субкультуры детей и этапов ее становления;

– необходимостью целостного социально-личностного развития дошкольников в системе дошкольного образования и отсутствием целостного подхода к становлению экологической субкультуры детей;

– потребностью экологического образования в новых формах и методах работы с детьми дошкольного возраста и неразработанностью педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей.

Проблема исследования заключается в выявлении педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, обеспечивающего эффективное экологическое развитие личности ребенка в системе дошкольного образования. Решение данной проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

Объект исследования –детская субкультура.

Предмет исследования – педагогическое сопровождение процесса становления экологической субкультуры детей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования будет проходить эффективно если:

– экологическая субкультура детей будет рассматриваться как совокупность «образа мира» и «образа жизни», где «образ мира» – внутреннее «ядро» субкультуры, формирующееся в сознании представителей детской субкультуры под влиянием экологического образования и включающее нравственные ценности, представления, экологический идеал, способ мышления и оценки действительности, а также эмоциональные переживания, а «образ жизни» –внешняя сторона, которая формируется под воздействием обыденной культуры, представленной «сетью» взаимопереплетающихся субкультур, и проявляется в играх, речи, поведении и «вещной среде»;

– процесс становления экологической субкультуры детей будет рассматриваться как постепенное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательная смена этапов экологического развития детского сообщества и количественное и качественное расширение содержания экологической субкультуры детей;

– будет осуществляться педагогическое сопровождение процесса становления экологической субкультуры детей, включающее организацию ценностно-экологических практик, использование педагогического инструментария для изучения становления экологической субкультуры детей, повышение экологической культуры педагогов и родителей;

– для реализации обозначенного педагогического сопровождения будет разработана программа «Практики ценностной экологии», методические рекомендации для воспитателей по организации педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей, спецкурс для подготовки воспитателей «Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей»;

– в процессе организации ценнностно-экологических практик в специально организованных и нерегламентируемых видах деятельности дети будут включаться в решение проблемных экологических ситуаций развития с целью приобретения экологического опыта взаимодействия с природой и его реализации. В результате дети овладевают способами действий, культурно-экологическими нормами взаимодействия с природой;

– будет отслеживаться степень проявления экологической составляющей субкультуры детей в разных видах самостоятельной деятельности, влияние субкультуры детей на формирование экологических предпочтений и ценностей каждого ее представителя, степень предпочтения детским сообществом эколого-ориентированной деятельности и способ построения группового взаимодействия с природными объектами.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

2. Уточнить содержание понятия «экологическая субкультура детей», дать определение понятию «процесс становления экологической субкультуры детей».

3. Определить этапы становления экологической субкультуры детей и дать их характеристику.

4. Теоретически обосновать и разработать модель становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

5. Подобрать и систематизировать педагогический инструментарий для изучения процесса становления экологической субкультуры детей.

6. Разработать программу педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей «Практики ценностной экологии», спецкурс для подготовки воспитателей «Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей», методические рекомендации для воспитателей по организации педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей.

Методологической и теоретической основой исследования являются идеи: экологического образования (А.А. Вербицкий, С.Д. Дерябо, Н.Н. Моисеев, Н.А. Рыжова), целостного индивидуального и группового восприятия окружающей действительности (Г.М. Андреев, Е.А. Климов, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов), анализа детства с позиций культурологии (А.В. Дахин, В.П. Кожевников, Е.Ю. Копейкина, В.А. Кутырев и др.), становления детской субкультуры и развития ребенка в ней (В.В. Абраменкова, В.А. Зебзеева, М.А. Козловская, М.В. Осорина, Е.Е. Сапогова и др.); теории: деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн), становления субъектности ребенка (А.В. Ильин, С.П. Козырева, Н.Б. Крылова, Л.П. Стрелкова), искусства как средства обмена общечеловеческими ценностями (М.С. Каган, Р.М. Чумичева); концепции: экологического воспитания (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, С.Н. Николаева, И.Т. Суравегина), культурно-исторического развития личности (Л.С. Выготский); положения о сущности и функциях педагогической диагностики в экологическом образовании (Л.В. Моисеева).

Мы применяли общенаучные методы системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов при исследовании процесса становления экологической субкультуры детей.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью детей и анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, метод проблемных ситуаций, количественный и качественный анализ полученных данных, методы математической обработки и графическая обработка результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 98 педагогов, 110 детей, 36 родителей.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2001-2004) – организационно-подготовительном – изучались и анализировались философские, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники. Определялись методологические и теоретические основы исследования; формулировались проблема, цель, задачи исследования; подбирался диагностический инструментарий для изучения процесса становления экологической субкультуры детей в условиях дошкольного образования; проводился констатирующий эксперимент по определению уровней становления экологической субкультуры детей. Основными методами в этот период были: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседы, математическая обработка фактического материала.

На втором этапе (2004-2007) – содержательно-технологическом – разрабатывалась программа «Практики ценностной экологии», осуществлялось педагогическое сопровождение экологического развития детей в детской субкультуре, организовывались ценностно-экологические практики с детьми, работа с педагогами по повышению их компетентности в вопросах становления экологической субкультуры детей и взаимодействия с семьями воспитанников, изучался процесс становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

На третьем этапе (2007-2009) – итогово-диагностическом – осуществлялся анализ и теоретическое обоснование данных опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей, уточнялись отдельные теоретические положения. На этом этапе обобщались результаты эксперимента и оформлялись материалы диссертационного исследования. Разрабатывались методические рекомендации по педагогическому сопровождению процесса становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «экологическая субкультура детей» как совокупность «образа мира» и «образа жизни», где «образ мира» – внутреннее «ядро» субкультуры, формирующееся в сознании представителей детской субкультуры под влиянием экологического образования и включающее нравственные ценности, представления, экологический идеал, способ мышления и оценки действительности, а также эмоциональные переживания, а «образ жизни» – внешняя сторона, которая формируется под воздействием обыденной культуры, представленной «сетью» взаимопереплетающихся субкультур, и проявляется в играх, речи, поведении и «вещной среде»; определены ее структурно-содержательные и структурно-функциональные характеристики, потенциал для экологического развития представителей детского сообщества.

2. Уточнено понятие «процесс становления экологической субкультуры детей», которое рассматривается как постепенное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательная смена этапов экологического развития детского сообщества, количественное и качественное расширение содержания экологической субкультуры детей;

3. Теоретически обоснован процесс поэтапного становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, где первым этапом является этап первичного самостоятельного взаимодействия детского сообщества с природой, на котором возникает стремление детского сообщества к самоутверждению, к самостоятельному взаимодействию с природой. Это этап обогащения эмоционального опыта детей, развития интереса к окружающему природному миру. На втором этапе – этапе содержательного наполнения экологической субкультуры детей – формируются оригинальные культурные единицы, отражающие отношение детей к природе. На завершающем этапе обогащения и расширения эколого-субкультурных практик происходит интеграция детского сообщества в общество с сохранением групповой идентичности этого сообщества, собственной экологической картины мира.

4. Создана модель процесса становления экологической субкультуры детей, включающая этапы становления экологической субкультуры детей, уровни экологического развития представителей детской субкультуры на каждом из этапов и особенности педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, отражающая качественные изменения в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов.

5. Выделены показатели и уровни становления экологической субкультуры детей, включающие разнообразие эколого-ориентированных практик, с помощью которых организуется жизнь детского сообщества; набор эколого –ориентированных норм, стандартов поведения, на которых строится жизнь детей в детском сообществе; овладение навыками, умениями, способами осуществления эколого-ориентированной деятельности; экологически целесообразный образ жизни, внешние поведенческие образцы личного экологического опыта; ориентация на экологические ценности.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных представлений о культурно-педагогических аспектах становления экологической субкультуры детей и ее потенциале в экологическом развитии личности каждого воспитанника. Выделены компоненты экологической субкультуры детей (ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный, коммуникативно-поведенческий). Обоснованы подходы к разработке педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, основанного на организации ценностно-экологических практик, постоянном отслеживании результата, взаимодействии ДОУ с семьей. Раскрыта логика и внутренняя динамика процесса становления экологической субкультуры детей, выраженная в поэтапном развитии эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательной смене этапов экологического развития детского сообщества и количественном и качественном расширении содержания экологической субкультуры детей.

Разработаны количественные и качественные критерии оценки уровней становления экологической субкультуры детей, которые могут быть использованы для определения эффективности образовательного процесса в ДОУ в целом и эффективности экологического развития детей в частности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что возможен перенос осмысленного в диссертации теоретико-практического опыта становления экологической субкультуры детей в практику работы ДОУ. Разработано содержание педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, описан комплекс ценностно-экологических практик согласно выделенным компонентам экологической субкультуры детей. Содержательное наполнение программы педагогического сопровождения отличается доступностью и воспроизводимостью в любом ДОУ. Разработанная программа педагогического сопровождения «Практики ценностной экологии» ориентирована на возрастные особенности детей, не связана с конкретным типом образовательного учреждения и может быть реализована при становлении экологической субкультуры детей в разных организационных формах дошкольного образования. Подобран и систематизирован педагогический инструментарий для изучения процесса становления экологической субкультуры детей, предложены критерии, показатели и уровни становления экологической субкультуры детей и экологического развития ребенка в детской субкультуре.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных опытно-экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования его результатами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая субкультура детей выступает как элемент общечеловеческого культурно-экологического поля, с одной стороны, и как элемент детской субкультуры, с другой. Экологическая субкультура детей создает зону вариативного экологического развития детей. Она представлена совокупностью разнообразных форм эколого-ориентированной активности, связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках конкретной экологической культуры, отличается независимостью во взаимодействии с природой, наличием возможности для проявления детской инициативы в выполнении задач по сохранению и сбережению природной среды. Экологическая субкультура детей представляет собой совокупность «образа мира» и «образа жизни», где «образ мира» – внутреннее «ядро», формирующееся в сознании представителей детской субкультуры под влиянием экологического образования и включающее нравственные ценности, представления, экологический идеал, способ мышления и оценку действительности, а также эмоциональные переживания, а «образ жизни» – внешняя сторона, которая формируется под воздействием обыденной культуры, представленной «сетью» взаимопереплетающихся субкультур, и проявляется в играх, речи, поведении и «вещной среде».

2. Содержательно экологическая субкультура детей представлена ценностно-смысловым, эмоционально-оценочным и коммуникативно-поведенческим компонентами, каждый из которых имеет устойчивое «ядро» и изменяющуюся «периферию», предопределяющую процесс становления субкультуры. «Ядро» экологической субкультуры детей определяется институционально-заданными нормами, правилами, статусно-ролевыми требованиями, а также традициями, формирующимися внутри общей экологической культуры, передающимися из поколения в поколение, закрепляющимися в коллективной исторической памяти и группы, и общества в виде стереотипов. «Периферия» экологической субкультуры детей складывается под воздействием современной массовой культуры общества, средств массовой информации, а также субкультурных образований, в которые включен или с которыми взаимодействует ребенок (возрастная; городская, сельская; детская, юношеская и т.д.), помимо экологической субкультуры детей.

3. Процесс становления экологической субкультуры детей рассматривается как постепенное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательная смена этапов экологического развития детского сообщества:

– этап первичного самостоятельного взаимодействия детского сообщества с природой;

– этап содержательного наполнения экологической субкультуры детей;

– этап обогащения и расширения эколого-субкультурных практик.

Динамика становления экологической субкультуры детей характеризуется качественными изменениями в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов. Уровень экологического развития детей повышается с переходом детской группы на более высокую стадию детской субкультуры.

4. Модель становления экологической субкультуры детей включает этапы становления экологической субкультуры детей, качественные изменения в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов, уровни экологического развития представителей детской субкультуры на каждом из этапов.

5. Педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей включает организацию ценностно-экологических практик, использование педагогического инструментария для изучения становления экологической субкультуры детей, повышение экологической культуры педагогов и родителей и позволяет контролировать и корректировать данный процесс, обеспечивает реальную дифференциацию воспитывающих воздействий на основе данных об индивидуальном уровне экологического развития каждого ребенка.

Апробация и внедрение результатов. Апробация исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ № 59, 190 г. Оренбурга и в ДОУ № 83 г. Орска. Теоретические положения, результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры естествознания и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета, кафедры педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета. Основные положения исследования докладывались автором во время выступлений на научно-практических конференциях Екатеринбург, 2007; Оренбург, 2008, 2009; Москва-Челябинск, 2008; Тобольск, 2008; Воронеж, 2009; Майкоп, 2009.

Материалы исследования включены в спецкурс лекций для слушателей повышения квалификации ИПК и ППРО ОГПУ, учебно-методические пособия для воспитателей ДОУ, в монографию «Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития», в методические рекомендации по педагогическому сопровождению процесса становления экологической субкультуры детей.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Текст иллюстрируют 13 рисунков и 11 таблиц. Работа содержит 17 приложений. Объем работы составляет 213 страниц. Список литературы включает 191 источник.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования и раскрывается его проблема, цель, объект и предмет; сформулированы гипотеза и задачи исследования; характеризуются методологические основы, этапы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; описывается апробация и внедрение результатов изыскания, излагаются основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В главе первой «Теоретические основы становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования» раскрываются научные подходы и степень разработанности изучаемой проблемы в философской, психолого-педагогической, культурологической литературе, определяется основополагающее понятие исследования; осуществляется содержательный, структурный, функциональный анализ экологической субкультуры детей, характеризуются этапы ее становления, раскрывается значимость детской субкультуры в экологическом развитии ребенка, обосновывается педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей. Особое внимание в диссертации уделяется анализу понятий: «субкультура», «детская субкультура», «экологическая субкультура детей», «экологическое развитие ребенка в детской субкультуре», «процесс становления экологической субкультуры детей».

Анализ литературы: культурологической (Е.Ю. Копейкина, В.А. Кутырев, Е.М. Лысенко), психологической (В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Е.Е. Сапогова), педагогической (Л.И. Духова, В.А. Зебзеева, М.А. Козловская, Г.П. Сикорская, Р.М. Чумичева) показал, что экологическая субкультура детей рассматривается как ментальное содержание частных социокультурных воздействий семьи, группы сверстников, гендерных групп и др., опосредующих на протяжении онтогенеза экологическое развитие субъекта, позволяющих ему осмысливать свое бытие в терминах индивидуальной мифологии и индивидуально-экологической культуры.

Изучая природу и содержание понятия «экологическая субкультура», мы обращались к различным методологическим подходам: системно-целостному (В.Г.Афанасьев, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков), личностно-деятельностностному (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), культурологическому (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкой, О.С Газман, В.П. Зинченко, М.С. Каган, А.Ф. Лосев), что позволило рассмотреть данное явление в комплексе его проявлений и взаимосвязи составляющих компонентов. В контексте нашего исследования в основе становления экологической субкультуры детей лежит единство всех подходов, позволяющее сделать вывод о том, что становление экологической субкультуры детей является процессом постепенного развития эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательной сменой этапов экологического развития детского сообщества и количественного и качественного расширения содержания экологической субкультуры детей. При этом экологическая субкультура детей постоянно трансформируется, обогащается новым содержанием под влиянием той культуры, в которой живет и развивается ребенок. В качестве основных структурных элементов экологической субкультуры детей как социально-культурного и культурно-исторического явления мы выделяем ядро и периферию.

Будучи конструирующим элементом субкультуры, «ядро» связано с коллективной памятью и историей группы, обусловливает ее консенсус и гомогенность, оно стабильно и сопротивляется изменениям» (Л.И. Духова). Это «ядро» может быть рассмотрено как культурно и исторически сложившийся стереотип взаимодействия человека с природой, который включает в себя все структурные компоненты экологической субкультуры детей, выделенные нами: ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный и коммуникативно-поведенческий. Стереотипы формируются и существуют как на уровне экологических представлений и ценностей, так и на уровне эколого-ориентированных способов общения и поведения.

Периферия достаточно динамична, что обусловливает сохранность ядра и является этапом современности, на котором происходит, во-первых, адаптация, приспособление экологических стереотипов к новым социально-культурным условиям; во-вторых, частичная трансформация этих стереотипов под влиянием тенденций развития общества; в-третьих, наполнение экологической субкультуры детей новыми культуроопределяющими представлениями, нормами, ценностями.

В исследовании показано, что наиболее полное отражение структуры и содержания экологической субкультуры детей обеспечивают выделенные нами компоненты: ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный, коммуникативно-поведенческий. Ценностно-смысловой компонент характеризуется наличием представлений ребенка об окружающем природном мире и отношением ребенка к себе и окружающим, соответствует зоне ближайшего развития ребенка, образуется под воздействием целенаправленного обучения детей, в условиях реализации определенной системы природоведческих знаний в деятельности детей. Стартовые возможности детей обогащаются, что обеспечивает продвижение в зону вариативного развития.

Эмоционально-оценочный компонент отражает насыщенность детской эколого-ориентированной деятельности эмоциональными реакциями, познавательным интересом к явлениям и объектам природы и самостоятельностью, соответствует актуальному развитию ребенка, образуется у каждого полноценного в психическом плане ребенка, независимо от какого-либо специального воспитательно-образовательного воздействия и системы знаний, составляющей содержание его образования. Данный компонент создает возможность стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром в детской субкультуре.

Коммуникативно-поведенческий компонент характеризуется отражением в деятельности ребенка представлений об окружающем природном мире, обогащенных новыми знаниями и личностным опытом, соответствует перспективному развитию ребенка, формирование которого возможно не только при развивающем взаимодействии взрослого с детьми, но и в процессе усвоения системы знаний о человеке, обществе и природе, составляющей целостный образ мира, в собственной деятельности детей.

В структуре экологической субкультуры детей мы выделяем внутреннюю и внешнюю стороны, обозначенные нами как «образ мира» и «образ жизни». Такое разделение целостного явления проводится нами на уровне теоретического осмысления с целью анализа и практического исследования содержания экологической субкультуры детей (Д.Б. Даненова, Л.И. Духова, Э.А. Орлова, В.А. Ядов).

Экологическая субкультура детей как единство «образа жизни» и «образа мира» формируется в практической деятельности детей. Образ мира, значимый для группы, возникает в результате коммуникации между детьми, когда детская группа фиксирует некоторые черты реальности и игнорирует другие. Это создает общее видение реальности, присущее данной группе, которое может не совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы» (Г.М.Андреева). В образе жизни в культурно значимых признаках дети фиксируют свою групповую принадлежность и личностную специфику (Э.А.Орлова).

Сопоставительный анализ социального воспитания и теории и практики экологического образования дошкольников (В.В. Абраменкова, Д.А. Адам, В.М. Ворошилова, Н.Ф. Голованова, В.Н. Димова, Н.Б. Крылова, Л.Л. Редько, Н.Е. Черноиванова, Р.М. Чумичева) позволил нам выделить и обосновать основные функции экологической субкультуры детей, по-разному проявляющиеся на уровне общества, детского сообщества и на уровне индивида: сохранение и трансляция социально-экологического опыта, приобретение социального статуса среди сверстников, формирование самооценки, самоактуализации и самосовершенствования, обособляющая и посреднически-диалоговая функции.

Анализ факторов становления экологической субкультуры детей («историчность» (Л.И. Духова) существования детской эколого-ориентированной деятельности, институциональную заданность эколого-ориентированной деятельности детей, специфичность функции, выполняемой детьми в обществе, а также тесная взаимосвязь экологической субкультуры детей и базовой культуры общества) позволил определить механизмы становления экологической субкультуры детей: институциональный, институционально-стилизованный и механизм подражания.

Тенденции развития общества и общественных отношений постоянно вносят свои дополнительные коррективы в процесс становления экологической субкультуры детей, обнаруживая новые противоречия, новые факторы влияния на этот процесс, а следовательно, трансформируя саму субкультуру и изменяя механизм ее становления. На становление экологической субкультуры детей влияют: сложная социальная дифференциация детского сообщества, социальная нестабильность общества, «заорганизованность» жизнедеятельности детей взрослыми, а также высокая степень влияния на экологическое развитие детей средств массовой информации. Поэтому экологическая субкультура детей начинает претерпевать трансформацию под влиянием обыденной культуры, которая представлена целым спектром, «сетью» взаимопереплетающихся субкультур» (Л.И. Духова). Роль этих субкультур может меняться в зависимости от социокультурных перемен в обществе и условий жизни того или иного детского сообщества. Возникают разные субкультурные образования внутри экологической субкультуры детей (экологическая субкультура городских или сельских детей, экологическая субкультура мальчиков и девочек и т.п.), что способствует дальнейшей субкультурной дифференциации.

Как первый этап мы выделили первичное самостоятельное взаимодействие детского сообщества с природой. Начало данного этапа приходится на возраст до 3-х лет. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я-природное», когда усваивается ценность, смысл экологической ситуации.

Второй этап – содержательного наполнения экологической субкультуры детей – приходится примерно на возраст с 3 до 6 лет, когда ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых и сверстников в природе.

Третьим, завершающим этапом является интеграция детского сообщества в общество с сохранением групповой идентичности, собственной экологической картины мира. Этот этап приходится на возраст 6-7 лет, именно в этом возрасте происходит обогащение и расширение эколого-субкультурных практик детей, когда значительно усиливается позиция собственного «Я», соотнесенная с экологическим идеалом, усиливаются мотивы собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение ребенок сопоставляет с экологическим идеалом и выстраивает его таким образом, чтобы поведение поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Завершением теоретического анализа исследуемой проблемы стала разработка модели процесса становления экологической субкультуры детей (рис. 1), включающей субкультурные проявления на каждом из этапов и особенности педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей.

Становление экологической субкультуры детей обеспечивается педагогическим сопровождением (рис. 2), при котором педагог «пронизывает» экологическим содержанием виды детской деятельности, чаще всего организуемые детьми самостоятельно (игры, изобразительное творчество, двигательная активность и т.п.) и смещает акценты с охранительных и природосозидающих тенденций в дошкольном образовании на формирование экологического идеала и стремление ему соответствовать, умение противостоять примерам антиэкологического поведения окружающих.

Во второй главе «Экспериментальная работа по изучению влияния педагогического сопровождения на процесс становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования» раскрывается ход экспериментальной работы, проводится качественный и количественный анализ результатов исследования, определяются критерии и уровни, характеризующие эффективность педагогического процесса.

Теоретический анализ научной литературы и результатов опытно-экспериментальной работы выявил идею понимания становления экологической субкультуры детей как поэтапного процесса и позволил определить оптимальное педагогическое сопровождение каждого этапа, его направленность на развитие содержательных характеристик компонентов исследуемого феномена.

Становление экологической субкультуры детей осуществлялось в контексте реализации содержательного обеспечения, представленного программой педагогического сопровождения «Практики ценностной экологии». Данная программа дополняет содержание имеющихся программ экологического образования детей, не меняя их основных целей и учитывая требования обязательного минимума знаний по предмету, направлена на творческую переработку и адаптацию их содержания к таким особенностям детских коллективов, как детская субкультура, экологическая субкультура детей.

Содержание эксперимента предполагало интеграцию в воспитательно-образовательный процесс ценностно-экологических практик, разделенных на блоки «Культура познания», «Культура деятельности», «Культура духовного опыта», «Культура творчества».

Становлению ценностно-смыслового компонента способствовали практики, которые содействовали самоподготовке детей к усвоению опыта человечества по отношению к природе, приобретению экологического опыта в условиях организованного обучения.

Становлению эмоционально-оценочного компонента способствуетосвоение народного опыта взаимодействия человека с природой, приобщение к национальной культуре и природоохранным традициям.

Становлению коммуникативно-поведенческого компонента способствует накопление личного экологического опыта в окружающем ребенка пространстве детства, приемы, формы экологически целесообразного поведения, выражение своего «Я-природное» через различные виды деятельности, а также творческое переосмысление полученного опыта в своем сознании.

Для изучения уровня экологического развития детей использовались методики В.А. Зебзеевой, И.Э. Куликовской, Т.Д. Марцинковской, Л.В. Моисеевой, И.В. Цветковой, Н.Е. Черноивановой, с учетом которых мы разработали диагностические карты, позволяющие определить уровень экологического развития представителей детской субкультуры и соотнести его с определенным этапом становления экологической субкультуры детей

Нами были определены критерии и уровни (критический, ориентировочный, допустимый, продвинутый, оптимальный) экологического развития детей в детской субкультуре, которые мы выделили, опираясь на структурные компоненты экологической субкультуры детей. Каждый критерий мы соотнесли с предполагаемой ценностно-экологической практикой:

Ценностно-смысловой компонент (блок «Культура познания»)

1. Набор эколого-ориентированных норм, стандартов поведения, на которых строится жизнь детей в детском сообществе.

2. Наличие своей экологической культурной среды.

3. Ориентированность ребенка на экологические субкультурные ценности. Эмоционально-оценочный компонент (блок «Культура духовного опыта»)

1. Навыки, способы осуществления эколого-ориентированной деятельности.

2. Ориентированность детей на экологические культурные и духовные ценности.

Коммуникативно-поведенческий компонент (блок «Культура деятельности и экологического творчества»)

1. Разнообразие эколого-ориентированных практик детского сообщества.

2. Экологически целесообразный образ жизни, внешние поведенческие образцы личного экологического опыта.

3. Характерные способы времяпровождения.

Результативность опытно-экспериментальной работы определялась посредством сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными на этапе контрольного эксперимента (таблица 1).

Как видно из таблицы, ко второму замеру в экспериментальной группе дети, относящиеся к критическому и ориентировочному уровням экологического развития отсутствуют, уменьшилось на 7,5% число детей на допустимом уровне. Больше половины детей экспериментальной группы заняли продвинутый уровень, а четверть группы – оптимальный, притом что на этапе констатирующего эксперимента эти позиции отсутствовали. В контрольной группе число детей на критическом уровне сохранилось с небольшими изменениями (уменьшилось на 6,6%), однако при этом слегка снизился процент детей на ориентировочном уровне (на 16,7%). На 6,6% возросло число детей на допустимом уровне и 13,3% детей вышли на продвинутый уровень. И лишь один ребенок контрольной группы поднялся до оптимального уровня.

Использовавшийся для сравнения результатов χ² – критерий подтвердил, что произошедшие позитивные изменения в экспериментальной группе статистически значимы (χ² – критерий равен 80 при уровне значимости 0,001, что не превышает допустимую ошибку в 0,1%). В контрольной группе диагностическая картина на начало и конец работы практически не изменилась, и, хотя наблюдалась положительная тенденция, статистически она не значима.

Данные результаты позволили нам определить, на каком этапе становления экологической субкультуры находились группы в начале и в конце экспериментальной работы (таблица 2, рис. 3).

Из таблицы видно, что в начале экспериментальной работы большая часть детей и экспериментальной (77,5%), и контрольной (83,3%) групп находились на первом этапе становления экологической субкультуры – этапе первичного самостоятельного взаимодействия с природой, который характеризуется низким уровнем экологического развития детей. Организация педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей в ходе формирующего эксперимента способствовала тому, что в экспериментальной группе значительная часть детей (85%) вышла на третий этап становления экологической субкультуры, что свидетельствует о высоком уровне экологического развития детей.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей, что подтверждается положительными результатами сформированности основных показателей исследуемого феномена у дошкольников на начало и конец экспериментальной работы.


Рис. 3. Динамика становления экологической субкультуры детей под влиянием педагогического сопровождения

 

Таким образом, в ходе исследования были решены его основные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что позволило сделать обобщающие выводы:

1. Теоретический анализ литературы: анализ идей детства с позиций педагогики, психологии и культурологии, исследований в рамках теории детской субкультуры – позволил нам выдвинуть предположение о том, что на границах пересечения традиционной экологической культуры и субкультуры детей формируется специфическое образование – экологическая субкультура детей, которая способствует экологическому развитию каждого представителя детского сообщества и трансформируется в экологическую культуру личности.

2. В качестве основных структурных компонентов экологической субкультуры детей нами выделены ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный и коммуникативно-поведенческий компоненты. Мы считаем, что экологическая субкультура детей может быть описана и охарактеризована посредством специфических ценностей и социальных представлений, значимых для большинства представителей детского сообщества; посредством типичных эмоционально-оценочных реакций на те или иные экологические факты, поступки, действия; а также посредством типичных способов общения и поведения, специфических атрибутов и символов, реализуемых прежде всего в ситуациях, не регламентированных взрослым, в ситуациях повседневной жизни ребенка. Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, отражал тенденцию к существенным изменениям в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере детей, позволяющим успешно преодолевать экологические противоречия на этапе становления экологической субкультуры детей. Основным результатом проведенной нами работы является повышение рефлексивной позиции детского сообщества по отношению к природе и к себе как к природному существу.

3. Нами было выявлено, что динамика становления экологической субкультуры детей обусловлена влиянием различных социально-педагогических факторов, доминирование которых на том или ином этапе предопределяет особенности взаимодействия и противоречий между экологическим идеалом и реальной экологической культурой ребенка. На первом этапе – этапе первичного самостоятельного взаимодействия детского сообщества с природой – формируются устойчивые предпосылки для дальнейшего становления экологической субкультуры детей. Основным механизмом в данном случае является институциональный механизм, который действует под влиянием прежде всего педагогических факторов: экологизированной образовательной среды ДОУ и традиционной экологической культуры, бытующей в обществе.

На последующих этапах происходят наиболее значимые изменения в «образе мира» и «образе жизни» коллективного субъекта экологической субкультуры детей. Основными противоречиями здесь являются противоречия между экологическим идеалом и существующей реальностью, которые обнаруживаются в рассогласовании между «образом мира» и «образом жизни» современного ребенка. Доминирующими факторами, оказывающими влияние на становление экологической субкультуры детей, являются социальные факторы: сложная социальная дифференциация детского сообщества, социальная нестабильность общества, «заорганизованность» жизнедеятельности детей взрослыми, а также высокая степень влияния на экологическое развитие детей средств массовой информации. Основным механизмом на данном этапе является механизм подражания, благодаря которому происходит экологическое развитие ребенка в экологической субкультуре детей.

4. Модель становления экологической субкультуры детей включает этапы становления экологической субкультуры детей, качественные изменения в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов, уровни экологического развития представителей детской субкультуры на каждом из этапов и отражает такую тенденцию: уровень экологического развития детей повышается с переходом детской группы на более высокую стадию детской субкультуры.

5. В соответствии с ведущими тенденциями становления экологической субкультуры детей, а также с учетом содержательных характеристик детской субкультуры нами были выделены основные принципы и педагогическое сопровождение, которое позволило организовать и провести опытно-экспериментальную работу, направленную на актуализацию эколого-субкультурных особенностей у детей и перевода их в доминанту позитивного начала. Данная работа была обозначена нами как программа педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования «Практики ценностной экологии». Нами экспериментально подтверждена гипотеза о том, что эффективность становления экологической субкультуры детей существенно повышается при обеспечении педагогического сопровождения данного процесса, которое включает в себя организацию ценностно-экологических практик, систематизацию педагогического инструментария изучения экологической субкультуры детей, повышение общей и собственной экологической культуры педагогов и родителей.

Результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпывающую полноту решения обозначенной проблемы, однако являются конкретным шагом в ее педагогическом осмыслении и разрешении выявленных противоречий. Дальнейшие перспективы предполагают более широкое изучение вопросов становления экологической субкультуры детей на разных возрастных этапах, включение теории и технологии организации педагогического сопровождения такого становления в процесс профессиональной подготовки педагогов периода детства для реализации принципов экологического образования детей.

 

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК МОиН РФ:

  1. Михеева, Е.В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. - № 6 (40). – С. 147-150 (0,36 п.л.)
  2. Михеева, Е.В. Эколого-субкультурные практики Детства [Текст] / Е.В. Михеева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №3. - С. 139-145 (3,6 п.л.)

Работы, опубликованные в других изданиях:

  1. Михеева, Е.В. Экологическая субкультура детства : проблемы становления и развития [Текст] : монография [Текст] / Е.В. Михеева, Л.В. Моисеева, В.А. Зебзеева ; Изд-во ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2009. - 306 с. (17,5 п.л./ авт. 7 п.л.).
  2. Михеева, Е.В. Актуальные проблемы становления экологической субкультуры [Текст] / Е.В. Михеева // Инновационные технологии в педагогике и на производстве : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов, Екатеринбург, 24 апреля 2007г. / отв. ред. Н.К. Чапаев ; Российский гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - С.135-140 (0,35 п.л.).
  3. Михеева, Е.В. Ребенок в экологической субкультуре [Текст] /Е.В. Михеева //Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте – 2007. тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Одесса, 5 мая 2007г. – Одесса : Черноморье, 2007. Том 10. Педагогика, психология и социология. - С.40-45 (0,31 п.л.).
  4. Михеева, Е.В. Национальная культура как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Михеева // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития – 2007. тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Одесса, 16 октября 2007г. – Одесса : Черноморье, 2007. Том 10. Педагогика, психология и социология. - С.3-7 (0,3 п.л.).
  5. Михеева, Е.В. Родителям об экологической субкультуре детей [Текст] /Е.В. Михеева // Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования : материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Оренбург, 8-9 апреля 2008г. / ред. колл. Н.К. Зотова [и др.]. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. - С. 346-353 (0,64 п.л.).
  6. Михеева, Е.В. Гендерный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Михеева // Современные проблемы науки и образования //
  7. Михеева, Е.В. Эколого-ориентированное музыкальное движение в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Михеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2007/2008 учебный год. – М. : ИД «Первое сентября» ; ООО «чистые пруды», 2008. - Книга 2. Диск 3. – 640 с. (0,3 п.л.).
  8. Михеева, Е.В. Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей : программа спецкурса [Текст] / Е.В. Михеева // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы IX всероссийской науч.-практ. конф. : в 7 ч. / Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работ. образ. ; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования ; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М. ; Челябинск: изд-во «Образование», 2008. - С. 123-129 (0,44 п.л.).
  9. Михеева, Е.В. Некоторые особенности экологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Михеева // Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: сб. ст. региональной науч.-практ. конф., Тобольск, 25-26 апреля 2008г. – Тобольск : Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, 2008. - С. 102-105 (0,2 п.л.).
  10. Михеева, Е.В. Педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей [Текст] / Е.В. Михеева // Педагогика и жизнь : международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. – Воронеж : ВГПУ, 2008. - Выпуск 8. - С. 252-260 (0,6 п.л.).
  11. Михеева, Е.В. Первые шаги в страну Здоровья: методическое пособие / Е.В. Михеева. – Волгоград : Учитель, 2009. - 180с. (7,5 п.л.).
  12. Михеева, Е.В. Сюжетно-ролевая игра в экологическом развитии детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Михеева // Наука. Образование. Молодежь : материалы VI всероссийской науч. конф. молодых ученых, Майкоп, 5-6 февраля 2009г. - Майкоп: изд-во АГУ, 2009. - В 2 томах. Т I. - С. 141-144 (0,2 п.л.).
  13. Михеева, Е.В. Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей [Текст] / Е.В. Михеева // Оренбургский государственный педагогический университет : история и современность : материалы XXX преподавательской науч.-практ. конф., Оренбург, 24 апреля 2009г.– Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. - Том 3. – С. 172-176 (0, 17 п.л.).