18.11.2010 13421

Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам (О.С. Изюрова)

 

На правах рукописи

 

Изюрова Ольга Сергеевна

 

ВОКАЛЬНЫЙ ЭСТРАДНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К СВЕРСТНИКАМ

 

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка; уровень дополнительного образования)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Тагильцева Наталия Григорьевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Федорович Елена Наримановна, кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт»

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены важнейшие воспитательные задачи, среди которых – развитие у будущих российских граждан духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, коммуникабельности и толерантности. Задача развития толерантности молодого поколения вытекает из необходимости освоения им общечеловеческих ценностей, формирования уважения к человеческому достоинству, проявления терпимости к иным культурам, мыслям и мнениям других людей, их духовным ценностям.

Значимость проблемы развития толерантности подтверждается в ряде документов, наиболее важными из которых являются «Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребенка», Закон Российской Федерации «Об образовании» и пр. В них указывается на то, что развитие толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса, а также на всех его уровнях.

Развитие толерантного отношения у воспитанников детского дома – проблема, которая является в настоящее время актуальной. Сеть детских домов, несмотря на активные действия государственных структур, органов образования, не уменьшается. Это говорит о том, что количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается значительным. Учреждения, занимающиеся воспитанием детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день получают значительную помощь от государства, в результате чего для детей в них создаются условия, приближенные к тем, в которых находятся дети, воспитывающиеся в семьях.

Однако жизнь детей в условиях детского дома имеет свои особенности. Они не имеют своего собственного «жизненного пространства» (Э.К. Бекова, Н.П. Иванова, М.А. Ковальчук и др.), не получают опыта доверительного общения с близким родным человеком, часто чувствуют свою ущербность, отчего проявляют повышенную раздражительность и агрессию по отношению к окружающим. Все эти негативные моменты приводят к интолерантным отношениям подростков детского дома друг к другу (О.В. Бережная, В.А. Постоева, И.Ю. Рассохина, Л.Н. Филиппова и др.)

В научной и методической литературе описываются различные способы развития толерантного отношения человека к окружающим людям. Так Д.В. Аксенов, Э. Берн, В.А. Борисова, В.А. Гордеева, О.А. Драганова, Л.Н. Логунова, И.П. Ягодкина и др. считали, что для развития толерантности наилучшим средством являются различные психологические игры. Е.М. Аджиева, О.А. Барабанова, В.А. Лабунская, Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Д. Марцимковская, Т.П. Скрипкина, Т.Г. Стефаненко, О.Г. Фатхи, С.Д. Щеколдина и др. описывают разного рода тренинги, направленные на развитие толерантности. М.С. Мириманова, Л.К. Сидорова, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, И.А. Шумакова использовали для достижения той же цели различные праздничные мероприятия.

Одним из средств развития толерантности является искусство. Психологи и педагоги (С.И. Бекина, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, Е.Н. Соковнина, К. Роджерс, Н. Роджерс, С.Г. Якобсон и др.) рассматривали влияние искусства на развитие у человека способности к сопереживанию, сочувствию, рефлексии, эмпатии, т.е. на развитие тех способностей, без которых невозможно развитие толерантных отношений между людьми.

Развитие этих отношений у детей средствами искусства рассматривалось в ряде диссертационных исследований. О.А. Бурлак раскрыла основные направления деятельности учителя музыки, обеспечивающие формирование культурной толерантности младших школьников. О.А. Овсянникова занималась изучением вопроса формирования толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства в условиях дошкольных образовательных учреждений. О.Ф. Рыбакина формировала толерантное отношение к сверстникам у младших школьников в процессе художественно-эстетической деятельности на уроках музыки. Э.А. Герасимова рассматривала проблему развития этнической толерантности подростков в системе дополнительного образовании, рекомендуя использовать образцы национального музыкального искусства. Но никто из авторов не обращался к проблеме развития толерантного отношения подростков средствами музыкального искусства эстрады.

Известно, что подростки из всего многообразия музыкального искусства чаще предпочитают именно современную эстрадную музыку. На основе своих предпочтений и интересов к эстраде подростки способны объединяться в группы (О.Я. Клипп, М.М. Муратов, Е.Л. Рыбакова и др.), которые возникают не только при прослушивании подростками эстрадной музыки, но и при ее исполнении. В этом плане не являются исключением и подростки-воспитанники детских домов. Включение подростков в процесс такой музыкальной деятельности, как музицирование в вокальном эстрадном ансамбле, способствует удовлетворению их потребностей и интересов, а в случае целенаправленного знакомства с лучшими образцами эстрадной музыки и формированию их музыкальной культуры. Совместное музицирование, которое осуществляется в форме вокального эстрадного ансамбля, помогает развивать умение работать в коллективе, способность понимать творческие проекты, выдвигаемые сверстниками, сопереживать их неудачам и радоваться их достижениям, т.е. формировать толерантное отношение друг к другу.

Проблеме изучения различных аспектов эстрадного искусства в целом и музыкального искусства эстрады в частности посвящен ряд диссертационных исследований. Эстрада как феномен современной массовой культуры рассматривалась в диссертационных исследованиях М.М. Муратова, Е.Л. Рыбаковой, Т.И. Тетеревковой. В.Г. Кузнецовым исследовались направления развития эстрадно-джазового образования в России. И.А. Богданов, Л.Н. Михайлов изучали вопросы создания эстрадного номера. Особенности обучения музыкальному искусству эстрады в высших профессиональных заведениях раскрыты в работах О.Я. Клиппа, И.В. Сахновой, Ю.Н. Черенкова. Проблема формирования творческой самостоятельности подростков в учреждениях дополнительного образования средствами эстрадного пения была рассмотрена в диссертационном исследовании Д.В. Харичевой. Однако ни в одной из работ не были освещены вопросы развития толерантного отношения у участников вокального эстрадного ансамбля, хотя музыкальная деятельность детей по созданию эстрадного вокального номера обладает такими чертами, которые характерны для коллективного творческого дела (И.П. Иванов). В коллективном творческом деле личность подростков обогащается социально ценным опытом, что способствует развитию у них толерантного отношения друг к другу.

Анализ официальных документов, диссертационных исследований, научных статей, посвященных вопросам развития толерантного отношения у детей, воспитывающихся в детском доме, а также анализ практической деятельности по воспитанию детей в вокальных эстрадных ансамблях позволил сделать вывод, что проблема развития толерантного отношения к сверстникам у подростков, воспитывающихся в детских домах, является нерешенной в аспекте участия их в вокальном эстрадном ансамбле.

Все выше изложенное позволило выделить противоречия:

- между социальным заказом на развитие у детей толерантного отношения к окружающим, отраженным в многочисленных нормативных документах, и недостаточной его реализацией в системе дополнительного музыкального образования;

- между теоретической разработанностью проблемы развития толерантного отношения у подростков в психологии и общей педагогике и малой разработанностью этой проблемы в области педагогики музыкального образования;

- между возможностью использования такой формы дополнительного музыкального образования подростков, воспитывающихся в детском доме, как вокальный эстрадный ансамбль, для развития их толерантного отношения к сверстникам и отсутствием разработанной методики, реализующей эту возможность.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в определении и опытно-поисковой проверке методики развития толерантного отношения подростков, воспитывающихся в детском доме, к сверстникам на занятиях вокального эстрадного ансамбля.

Актуальность проблемы, выявленные противоречия определили тему исследования: «Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам».

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем эффективность такой формы развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам, как вокальный эстрадный ансамбль.

Объект исследования – процесс развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам.

Предмет исследования: методика развития толерантного отношения у подростков-воспитанников детского дома к сверстникам в такой форме музыкального воспитания как вокальный эстрадный ансамбль.

Гипотеза исследования. Развитие толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам будет эффективно, если:

- вокальный эстрадный ансамбль будет представлять собой определенную воспитательную форму, в которой будет организовано творческое взаимодействие подростков-воспитанников детского дома друг с другом, свободное высказывание ими идей и мнений, как основы создания творческого продукта – концертного эстрадного номера;

- структура занятия вокального эстрадного ансамбля будет включать работу по формированию вокальных навыков и навыков исполнения концертных эстрадных номеров, творческое обсуждение и проектирование эстрадного номера, зрительное и аудиальное восприятие примеров ансамбля в качестве различных видов взаимодействия в жизни и искусстве;

- приоритетным направлением работы вокального эстрадного ансамбля будет являться репетиционная деятельность, в процессе которой формируются эмоционально-волевые установки подростков-воспитанников детского дома на принятие друг друга, а просмотр материалов о существовании ансамбля в жизни и в различных видах искусства (от «легких» до «серьезных» академических жанров) будет способствовать развитию их общей культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать философскую, психолого-педагогическую литературу по проблемам толерантности с целью уточнения рабочего определения понятия «толерантное отношение подростков-воспитанников детского дома друг к другу».

2) Проверить эффективность такой формы музыкального воспитания, как вокальный эстрадный ансамбль для развития толерантного отношения у подростков-воспитанников детского дома к сверстникам.

3) Разработать структуру занятия вокального эстрадного ансамбля, способствующую развитию музыкальной и общей культуры, толерантного отношения подростков друг к другу.

4) Обосновать этапы, методы и приемы развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам в процессе занятий в вокальном эстрадном ансамбле.

5) В процессе опытно-поисковой работы проверить эффективность методики развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам на занятиях вокального эстрадного ансамбля.

Методологической базой исследования являются: принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.), культуросообразности (А.В. Дистервег, Дж. Локк, В.Т. Кудрявцев, И.Г. Песталоцци, И.В. Слободчиков и др.), деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория гуманистической направленности искусства (Г. Гегель, И. Кант, Н.Г. Чернышевский), положения о необходимости применения музыкального искусства для духовного развития подрастающего поколения (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.), идея о развитии музыкальной культуры как части общей культуры ребенка (Л.А. Баренбойм, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр, В.А. Школяр и др.), идеи о формировании вокальных навыков у детей (В.В. Емельянов, Л. Макроут, С. Риггс и др.).

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

теоретические: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация педагогического опыта, синтез, классификация, абстрагирование; моделирование педагогических объектов;

эмпирические: педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогической диагностики – беседа, анкетирование, опрос; опытно-поисковая работа.

База проведения опытно-поисковой работы – Государственное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский детский дом №6», Государственное образовательное учреждение Свердловской области «Березовская школа-интернат». В опытно-поисковой работе принимали участие 92 воспитанника детских домов подросткового возраста.

Исследование проводилась с 2006 по 2009 гг. и включало три этапа.

На первом, теоретико-поисковом этапе исследования (2006-2007 гг.), осуществлялось понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования в процессе изучения и анализа литературы, определялась проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза, выделялись критерии, показатели и уровни развития толерантности у воспитанников детских домов к сверстникам.

На втором, поисковом этапе (2007-2008 гг.), велась разработка диагностического инструментария, направленного на выявление компонентов толерантности у подростков-воспитанников детского дома к сверстникам, уточнялся и корректировался инструментарий отслеживания текущих результатов, проводились констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования, осуществлялась его апробация и внедрение методики.

В ходе третьего, завершающего этапа (2008-2009 гг.), производился анализ, обработка, обобщение и интерпретация полученных в результате проведения исследования данных, формулировались выводы, осуществлялось оформление результатов опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования:

1. Определено, что вокальный эстрадный ансамбль в условиях детского дома является эффективной формой развития толерантного отношения воспитанников к сверстникам, т.к. творческая деятельность в вокальном эстрадном ансамбле основывается на взаимном уважении, общих интересах его участников, связанных с совместным исполнением современной эстрадной музыки, на сотрудничестве, что приводит к созданию концертного эстрадного номера.

2. Разработана структура занятия вокального эстрадного ансамбля у подростков-воспитанников детского дома, включающая три взаимосвязанных компонента: вокальная подготовка, в процессе которой происходит формирование вокальных навыков, навыков эстрадного вокального исполнения; творческое обсуждение и проектирование концертного эстрадного номера, во время которых развивается рефлексивная активность детей, формируется умение сотрудничества, развивается способность к эмпатии; просмотр и обсуждение видеоряда об ансамбле в различных видах искусства: архитектуре, живописи, академическом музыкальном искусстве, а также в моде, благодаря чему формируется общая и музыкальная культура подростков.

3. Разработана методика развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам в вокальном эстрадном ансамбле, включающая три основных этапа: начальный – развитие рефлексивной активности участников ансамбля (методы: репродукция, словесного объяснения, наблюдения, упражнений; приемы: «чтения жестов», «от внешнего к внутреннему»; формы: репетиция ансамбля под руководством педагога, репетиции малых групп ансамбля, хит-парады детской песни); развивающий – развитие навыков сотрудничества и солидарности (методы: имитационное моделирование, воспитывающие ситуации, мозговой штурм; приемы: «малое окно», «большое окно», ситуация выбора; формы: самостоятельные репетиции ансамбля, коллективные творческие задания, коллективное планирование концертного номера, конкурсы, праздники); итоговый – развитие сочувствия и сопереживания к сверстникам (методы: ролевая игра, психопластика; приемы: воображаемое интервью, ожившая картина, драматизация; формы: репетиции ансамбля, проводимые под руководством лидера ансамбля, музыкальные гостиные, конкурсы детской эстрадной песни).

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в уточнении рабочего определения «толерантное отношение подростков-воспитанников детского дома друг к другу» как эмоционально-волевой установки подростков на принятие и уважение мнения сверстников, сотрудничество и сопереживание друг другу;

- в формулировке рабочего определения «вокальный эстрадный ансамбль», который является единым творческим коллективом лиц, включенных в процесс творческого сотрудничества для исполнения вокальной эстрадной музыки разных направлений: поп, поп-рок, джаз и др. под собственный аккомпанемент (ВИА) или под заранее записанную фонограмму;

- в обосновании возможности развития общей (в том числе развитие толерантного отношения к сверстникам, формирование представлений об ансамбле в искусстве, в моде) и музыкальной (в том числе освоение элементов «легкой» и «серьезной» музыки) культуры воспитанников детского дома в вокальном эстрадном ансамбле.

Практическая значимость исследования заключается в создании репертуарного плана занятий подросткового вокального эстрадного ансамбля, соответствующего этапам методики и их основным целям; в создании видеоряда, иллюстрирующего формы существования ансамбля в различных видах искусства; в написании минусовых фонограмм для исполнения песен и объединении их в тематические сборники; в создании записей концертных выступлений вокального эстрадного ансамбля подростков-воспитанников детского дома.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы диссертационного исследования апробированы в рамках международных (Екатеринбург, Липецк, Ярославль), всероссийских (Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь), региональной (Екатеринбург) конференций, в процессе выступлений на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, на педагогических советах и семинарах, проводимых в детских домах, являющихся базовыми для проведения исследования, а также нашли отражение в журналах и сборниках научных статей (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург).

Внедрение результатов исследования обеспечивалось в процессе проведения диссертантом занятий детского эстрадного вокального ансамбля в детских домах г. Екатеринбурга и г. Березовского.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов определяется исходными теоретическими положениями, использованием достижений психолого-педагогических наук, применением совокупности различных теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям и задачам исследования и адекватных специфике исследуемого объекта; положительными результатами опытно-поисковой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вокальный эстрадный ансамбль в детском доме является формой музыкального воспитания, способствующей развитию музыкальной и общей культуры воспитанников детского дома, включающей толерантное отношение к сверстникам: эмоционально-волевую установку на принятие и уважение мнения сверстников, сотрудничество и сопереживание друг другу.

2. Структура занятия вокального эстрадного ансамбля у подростков-воспитанников детского дома включает в себя три основных взаимосвязанных компонента: вокальную подготовку, в процессе которой происходит формирование вокальных навыков (точное интонирование, пение на опоре, экономное расходование дыхания, артикуляция, звукообразование, резонирование, ансамбль), навыков работы с микрофоном (атака звука в зависимости от характера произведения и качества микрофона), исполнение под фонограмму (ритмическая организация песни, стиль произведения, корректировка манеры пения в зависимости от стиля фонограммы); творческое обсуждение и проектирование концертного эстрадного номера, во время которых развивается рефлексивная активность детей, формируется умение сотрудничества, развивается способность к эмпатии; просмотр и обсуждение видеоряда, благодаря чему формируется представление о формах существования ансамбля в различных видах искусства: архитектуре, живописи, академическом музыкальном искусстве и в моде.

3. Методика развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам средствами вокального эстрадного ансамбля включает в себя три основных этапа: начальный – развитие рефлексивной активности участников ансамбля (методы: репродукция, словесного объяснения, наблюдения, упражнений; приемы: «чтения жестов», «от внешнего к внутреннему»; формы: репетиция ансамбля под руководством педагога, репетиции малых групп ансамбля, хит-парады детской песни); развивающий – развитие навыков сотрудничества и солидарности (методы: имитационное моделирование, воспитывающие ситуации, мозговой штурм; приемы: «малое окно», «большое окно», ситуация выбора; формы: самостоятельные репетиции ансамбля, коллективные творческие задания, коллективное планирование концертного номера, конкурсы, праздники); итоговый – развитие сочувствия и сопереживания к сверстникам (методы: ролевая игра, психопластика; приемы: воображаемое интервью, ожившая картина, драматизация; формы: репетиции ансамбля, проводимые под руководством лидера ансамбля, музыкальные гостиные, конкурсы детской эстрадной песни).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель, объект, предмет, формулируются задачи и гипотеза исследования; рассматриваются этапы и методы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость; предоставляется информация об апробировании и внедрении результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития толерантного отношения к сверстникам у подростков в детском доме на занятиях вокального эстрадного ансамбля» представлен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, рассмотрены понятия «толерантность», «толерантное отношение подростков-воспитанников детского дома друг к другу», «вокальный эстрадный ансамбль». Определена основная цель такой формы музыкального воспитания подростков в детском доме, как вокальный эстрадный ансамбль, – воспитание музыкальной культуры, части общей культуры подростков, включающей культуру межличностных взаимоотношений.

«Толерантность» в переводе с латинского на русский язык означает «терпение». Но русское слово «терпение» означает пассивное ожидание окончания воздействия, а «толерантность», как отмечает ряд авторов (Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Р.Р. Валитова, Д.В. Колесов и др.), напротив, связана с активной диалогической деятельностью человека. Эта деятельность направлена на понимание и принятие отличий в поведении, манере общения, особенностей других людей, а также на корректировку собственного отношения к ним.

В работах ряда авторов определяются те или иные особенности толерантности людей. В.М. Мчедлов объясняет их наличие уровнем развития культуры общества в целом. Толерантность рассматривается авторами как процесс осмысления ценностей поведенческих норм, характерных для субъектов общества (Дж. Гластер, Д.Ф. Грин, П. Снидерм, Ф. Тетлок, М. Хаут и др.). В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич, Г.В. Безюлева, Р.Р. Валитова, У. Лара, Г.М. Шемалова под толерантностью имеют в виду личностное качество, позволяющее человеку терпимо относиться к представителям другой культуры, национальности и пр.

Анализ различных работ философов, педагогов, психологов позволил определить, что толерантность является качеством личности, основанным на внутренней позиции уважения свободы другого человека, признании его универсальных прав, формируемым в активной диалогической деятельности.

Толерантность рассматривается авторами в связи с отношением человека к происходящему событию или к другому человеку (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, Д.В. Колесов и др.). Под «отношением» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, являющаяся результатом взаимодействия человека со средой (С.Ю. Головин), сравнительно устойчивая оценка, связанная с каким-либо объектом или идеей (Дж. Боуэн, Ф. Котлер, Дж. Мейкенз), эмоционально-волевая установка личности на что-либо и выражение ее позиции (Г.В. Осипов). Опираясь на работы В.В. Бойко, Д.В. Колесова, Г.В. Осипова, мы сформулировали рабочее определение понятия «толерантное отношение»: это эмоционально-волевая установка личности, направленная не только на уважение другого человека и принятие его отличительных качеств, но на выражение активной позиции относительно его образа мысли и причин поведения.

Проблема развития толерантного отношения стоит особо остро, когда речь идет о детях, которые воспитываются в детских домах и которые переживают подростковый возраст. Для многих из них характерна задержка психического развития, слабость сознательной регуляции поведения, неадекватное проявление защитных механизмов, частые вспышки агрессии, низкая степень рефлексивной активности (Л. Грибанова, И.Ф. Дементьева, М.И. Лисина и др.). Эмоциональная и материнская депривации обусловливают высокий уровень тревожности таких детей, наличие у них страхов, эмоциональной нестабильности. У подростков, воспитанников детского дома, часто проявляется так называемый «аффект неадекватности» (Л.И. Божович). Постоянно находясь в среде детей, имеющих схожие проблемы, подростки-воспитанники детских домов не хотят или не могут понять того, что их сверстники испытывают те же самые чувства и сталкиваются с теми же проблемами – они редко проявляют сочувствие и сопереживание к сверстникам.

Анализ исследований по проблеме толерантности, воспитания подростков в условиях детских домов и развития этих детей позволил сформулировать рабочее определение понятия «толерантное отношение подростков-воспитанников детского дома друг к другу»: это эмоционально-волевая установка подростков на принятие и уважение мнения сверстников, сотрудничество и сопереживание друг другу.

Исследования интересов современных подростков (Л.К. Бубенникова, И.С. Кон, В.Г. Кузнецов и др.) показывают, что больше всего их привлекает современная музыка и, в частности, современная эстрадная музыка. Не являются исключением и дети, воспитывающиеся в детских домах. Они, как и сверстники, воспитывающиеся в семьях, готовы слушать эстрадную музыку и принимать участие в ее исполнении.

Детский эстрадный вокал – относительно новое, самостоятельное направление в музыкальной деятельности, которое пользуется большой популярностью как у педагогов, так и у детей. Одной из часто используемых форм музицирования в русле эстрадного музыкального направления является детский вокальный эстрадный ансамбль.

В музыке ансамблем называют несколько исполнителей, являющихся единым художественным коллективом, реализующих общую цель – создание художественного продукта, а также слаженное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами. В значении «совместное творческое дело», слово «ансамбль» употребляется, когда говорят о театральном ансамбле, инструментальном ансамбле, ансамбле вокальном. Об ансамбле говорят и в изобразительном искусстве: это совокупность, гармоничное единство художественных компонентов, а также сочетание нескольких произведений изобразительного искусства. Понятие «ансамбль» употребляют и в социологии: это «ансамбль отношений» (В.А. Кутырев, В.Н. Мясищев).

Любое воплощение ансамбля исполнителей основывается на общности единомышленников, которые относятся друг к другу толерантно. Если подобное отношение между участниками ансамбля пропадает, то это, как правило, приводит к распаду творческого коллектива. Яркой иллюстрацией вышесказанного могут послужить истории существования и распада таких популярных групп как «The Beatles», «Fatum», «Песняры», «Наутилус Помпилиус» и пр.

Работы авторов об особенностях эстрадного музыкального жанра (И.А. Богданов, А.Д. Жарков, Л.М. Кадцын, С.С. Клитин и др.) а также музыкального ансамбля (Р.Г. Лаптев, Е.П. Лукьянова, С.Г. Чайкин и др.), позволили сформулировать определение понятия «вокальный эстрадный ансамбль»: это единый творческий коллектив лиц, включенных в процесс творческого сотрудничества для исполнения вокальной эстрадной музыки разных направлений: поп, поп-рок, джаз и др. под собственный аккомпанемент (ВИА) или под заранее записанную фонограмму.

Несмотря на растущий интерес к этому направлению музыкального творчества и накопившийся опыт педагогов-практиков, теоретические исследования и методические разработки, посвященные обучению эстрадному вокалу, пока редки, хотя некоторые авторы касаются проблемы обучения детей эстрадному вокалу на индивидуальных занятиях (В.В. Емельянов, Л. Маркуорт, С. Риггс и др.), рассматривают те или иные аспекты развития детского вокального эстрадного ансамбля (В.В. Гордитская, О.Н. Наговицына, Л.Л. Пилипенко, Л.Н. Пичугина, С.Э. Яицкая и др.).

Анализ программ по дисциплинам «Вокальный ансамбль» и «Вокальный эстрадный ансамбль» (В.К. Герасимова, И.А. Трифонова, О.А. Трубач, Н.М. Усатюк и др.) показал, что авторы обращаются к проблеме обучения детей пению, что эти программы нацелены на формирование и развитие вокальных навыков юных певцов, а также навыков совместного исполнения вокальных произведений. Но никто из авторов не рассматривает возможности такой формы коллективного музицирования как вокальный эстрадный ансамбль, активизирующий процесс социализации подростков и, тем более, подростков, воспитывающихся в детском доме.

Между тем подростковый вокальный эстрадный ансамбль является формой совместной музыкальной деятельности воспитанников детского дома, включающей репетиционные занятия, подготовку и концертное исполнение современной вокальной эстрадной музыки. Результатом деятельности такого творческого коллектива выступает концертный эстрадный номер, который также является своего рода объединением или «ансамблем» таких его неизменных составляющих, как пение, танцевальные движения и пантомимика, костюмы, декорации, освещение и т.д. Только объединенные в единое целое, эти составляющие способствуют появлению концертного номера. В свою очередь данное объединение невозможно без толерантного отношения участников ансамбля друг к другу.

При организации занятий подросткового вокального эстрадного ансамбля используются такие методы и формы работы, которые также применяются в процессе организации коллективного творческого дела (И.П. Иванов, А.С. Макаренко). Это поэтапное планирование, подготовка к проведению работы, непосредственное осуществление творческого дела и коллективный анализ проведенного мероприятия. Метод «имитационного моделирования» (И.П. Иванов), используемый в коллективном творческом деле, может быть с успехом использован и на занятиях вокального эстрадного ансамбля. Во время репетиции участники коллектива меняются местами. Те подростки, кто исполнял сольные партии в песнях, встают на подтанцовку, а участники из группы подтанцовки переходят в вокальную группу. Этот же метод используется при вхождении в роль героев вокального произведения, исполняемого детьми. На занятиях вокального эстрадного ансамбля можно использовать такой метод коллективного творческого дела, как «воспитывающая ситуация», когда подростки знакомятся с точкой зрения своих сверстников, учатся принимать чужой взгляд или отстаивать свой взгляд на сложившуюся ситуацию. На занятиях вокального эстрадного ансамбля также может быть использован метод мозгового штурма, который позволяет сформировать у участвующих в коллективном творческом деле детей умение концентрироваться на решении поставленной задачи – проектирование концертного номера, а также работать сообща при нахождении направлений реализации проекта.

Основной смысл коллективного творческого дела (И.П. Иванов, А.С. Макаренко) заключается в том, чтобы в работу по его созданию с интересом и желанием могли включаться все его члены, чтобы они получили возможность взаимодействовать друг с другом. При этом высказанные предложения конструктивно обсуждаются, а затем либо принимаются, либо отвергаются участниками данного коллектива. Основное направление коллективного творческого дела – проявление уважения, оказание заботы и помощи тем, кто находится рядом в одном коллективе, – может быть взято за основу такой формы музыкального воспитания подростков в детском доме, как вокальный эстрадный ансамбль.

Вокальный эстрадный ансамбль развивает музыкальную культуру подростков. Это развитие может осуществляться в процессе освоения ими вокальных навыков, навыков работы с микрофоном, пения в ансамбле, а также в процессе ознакомления детей с примерами сначала «легкой», а затем и «серьезной» академической музыки. Общая культура подростков в вокальном эстрадном ансамбле может развиваться в процессе ознакомления с различными формами ансамбля в архитектуре, изобразительном искусстве, театре, и в моде. Воспитание общей культуры детей в вокальном эстрадном ансамбле, конечно, должно предполагать и развитие толерантного отношения участников ансамбля друг к другу, так как толерантность является элементом культуры общения.

Обозначенная цель – воспитание музыкальной культуры как части общей культуры подростков определила необходимость разработки структуры занятия вокального эстрадного ансамбля, а также методики развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам на занятиях вокального эстрадного ансамбля.

Во второй главе «Практика развития толерантного отношения к сверстникам у подростков-воспитанников детского дома на занятиях вокального эстрадного ансамбля» определены цель, задачи и методы опытно-поисковой работы, выделены критерии, показатели и уровни развития толерантности воспитанников детского дома, определена структура занятия вокального эстрадного ансамбля, описана методика развития толерантности подростков-воспитанников детского дома на занятиях вокального эстрадного ансамбля, представлен анализ констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы, отражены ее результаты.

В опытно-поисковой работе принимали участие 92 подростка, воспитывающиеся в детских домах. В контрольную группу вошли 45 воспитанников ГОУ СО «Екатеринбургский детский дом №6» и 47 воспитанников ГОУ СО «Березовская школа-интернат». Перед проведением констатирующего этапа опытно-поисковой работы мы выявили с помощью анкетирования специфику взаимоотношений данных воспитанников, их музыкальные предпочтения и наличие знаний о музыке. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что большинство воспитанников детских домов часто нетерпимо относятся к своим сверстникам. Они склонны к конфликтам, нередко ведут себя дерзко и агрессивно. Общение подростков-воспитанников детских домов со взрослыми – воспитателями и педагогами – сводится либо к заигрыванию с целью получения одобрения, похвалы и награды со стороны взрослых, либо связано с непосредственным выполнением подростками поручений воспитателей (отношения, строящиеся по принципу руководитель-подчиненный). Эти отношения, как правило, окрашены либо нейтрально, либо имеют негативный оттенок и сопровождаются эмоциональными всплесками в поведении подростков и нередко приводят к конфликтам.

Анализ музыкальных предпочтений и знаний детей о музыке показал невысокий уровень музыкальной культуры подростков-воспитанников детских домов. Он оказался значительно ниже уровня музыкальной культуры их сверстников, воспитывающихся в семьях (та же анкета с вопросами, направленными на выявление уровня музыкальной культуры подростков и их музыкальных предпочтений и интересов, была проведена с учащимся общеобразовательных школ №122 и №183 г. Екатеринбурга). Изучение данных, полученных в результате проведенного анкетирования, показало, что воспитанники детских домов, в отличие от обычных школьников того же возраста, в целом негативно относятся к классической музыке и часто не способны аргументировать свою позицию. Они мало знакомы с творчеством композиторов-классиков, плохо разбираются в направлениях современной музыки, предпочитая слушать то, что сейчас является модным, звучит по радио и на музыкальных каналах телевидения, но не всегда отвечает требованиям развития высокой нравственности и культуры слушателей.

Для проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы нами были разработаны критерии, показатели и уровни развитости толерантности воспитанников детского дома. Опираясь на работы Г.В. Безюлевой, В.В. Бойко, С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова, Г.М. Шемаловой и др. мы выделили следующие критерии: степень рефлексивной активности (способность сознания подростка сосредоточиться на самом себе), сотрудничество и солидарность в решении общих проблем (стремление участников ансамбля к согласованной, слаженной, совместной деятельности, готовность поддержать и оказать помощь) и степень развития способности к эмпатии (способность подростков к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний).

Критерию «степень рефлексивной активности» соответствуют два показателя: 1) у подростка-воспитанника детского дома наблюдается адекватная самооценка; 2) подросток-воспитанник детского дома способен охарактеризовать свое настроение и причины его возникновения, определяет эмоциональное состояние своего собеседника и окружающих людей по их мимике и жестам.

Критерию «сотрудничество и солидарность в решении общих проблем» соответствуют показатели: 1) уровень конфликтности подростка, воспитывающегося в детском доме, проявляющийся на занятиях в ансамбле; 2) степень развития коммуникативных навыков подростков.

С критерием «способность к эмпатии» соотнесены следующие показатели: 1) подросток-воспитанник детского дома способен к проявлению гибкости в оценке эмоционального состояния; 2) проявляет уважение к другим людям.

Развитие толерантности воспитанников детского дома оценивалось с учетом трех уровней – высокого, среднего и низкого.

Высокий уровень. Подросток-воспитанник детского дома способен к адекватной оценке происходящих событий и своего поведения, на замечания в свой адрес реагирует спокойно. Он умеет оценивать собственное эмоциональное состояние и определять причины его изменения, легко определяет и чувствует настроение участников коллектива. На занятиях ансамбля редко вступает в конфликты и старается успокоить остальных участников коллектива, если назревает конфликтная ситуация. С другими воспитанниками детского дома он общается доброжелательно, имеет навыки ведения диалога. В процессе проведения репетиций способен быстро приспосабливаться к изменениям в настроении исполняемых песен и быстро вживается в образ героя песни во время инсценировки. На предварительном обсуждении планируемого концертного эстрадного номера предлагает свои идеи, но при этом уважительно относится к мнению своих сверстников.

Средний уровень. Воспитанник детского дома способен к ситуативной адекватной оценке своего поведения и эмоционального состояния, на замечания реагирует в зависимости от расположения духа. Настроение окружающих людей он способен определить, если сам находится в спокойном эмоциональном состоянии. Может вступать в конфликты со сверстниками. У подростка в ансамбле есть друзья, но есть и такие дети, с кем он находится не в дружеских отношениях, а поэтому старается с ними не общаться. Подросток способен периодически проявлять эмоциональную гибкость. Во время исполнения песни он не всегда справляется с передачей настроения ее героя, а также образного строя произведения. Подросток может выслушать точку зрения другого человека, но не всегда адекватно оценивает сказанное, хотя и признает право собеседника на существование его собственного мнения.

Низкий уровень. Подросток-воспитанник детского дома не способен к адекватной оценке собственного поведения, на замечания реагирует бурно, временами даже агрессивно. После эмоциональных всплесков не способен проанализировать причины своего поведения. Плохо определяет выражение эмоций собеседников на основе их мимики и жестов. Уровень конфликтности у подростка очень высок, он всегда участвует в ссорах и часто бывает их инициатором. Коммуникативные навыки развиты недостаточно, он постоянно меняет круг общения, часто ссорится со своими приятелями. Во время инсценировки песен подросток не желает передавать настроение героя песни. Участвует в обсуждении предстоящего номера, но всегда настаивает на своей идее, отвергая все прочие, активно критикует других участников ансамбля, а критику в свой адрес воспринимает негативно.

Методами проведения диагностики явились: беседа, тестирование, метод анонимного анкетирования. В качестве методик диагностирования использовались: тесты «Насколько Вы терпимы» О.И. Тушкановой, «Насколько Вы толерантны» А.М. Байбаков, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Нравитесь ли вы людям» А.М. Байбаков, «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» А.М. Байбаков, «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко, «Диагностика состояния агрессии у подростков» А. Басса и А. Дарки, «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса.

Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали, что вновь созданный коллектив имел все признаки интолерантного: его участники относились друг к другу безразлично, они не прислушивались к мнению других, временами переходили даже на личностные оскорбления, каждый участник ансамбля хотел быть солистом, у подростков отмечалось нежелание работать вместе, во время репетиции ребята могли негативно высказываться об исполнении своих товарищей и даже пародировать их. При обсуждении планируемого концертного номера подростки-воспитанники детского дома плохо контролировали свое поведение и эмоции, у них не получалось работать сообща – высказывать свои мысли по поводу сценического воплощения образа и содержания песни и уважительно относиться к высказываниям своих сверстников. Они не желали характеризовать эмоциональное состояние героев исполняемых песен.

Перед разработкой методики развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам на занятиях вокального эстрадного ансамбля следовало определить структуру занятия, которая бы позволяла реализовать данную цель. Для воспитания музыкальной культуры подростков-воспитанников детского дома у них необходимо было формировать вокальные навыки, а также знакомить их с различными примерами воплощения ансамбля сначала в «легкой», а затем и в «серьезной» академической музыке. Развитие общей культуры на занятиях ансамбля обеспечивалось в процессе восприятия участниками коллектива ансамбля в различных видах искусства: архитектуре, живописи, театре, а также ансамбля в моде. Общая культура развивалась и в процессе формирования толерантного отношения к сверстникам в ходе проектирования концертного номера. Принимая во внимание вышеуказанное, разработали следующую структуру занятия: вокальная подготовка, заключающаяся в формировании навыков, необходимых для исполнения эстрадного песенного репертуара; творческое обсуждение и проектирование концертного эстрадного номера, благодаря чему в основном и происходит развитие толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к своим сверстникам, участвующим в ансамбле; просмотр и обсуждение видеоряда различных ансамблей, что оказывает положительное влияние на развитие музыкальной и общей культуры подростков.

Методика включает три этапа, на каждом из которых ставилась приоритетная задача в развитии толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам. На первом, начальном этапе реализации методики, главной задачей было развитие рефлексивной активности подростков, участвующих в ансамбле (так как развитие толерантного отношения к другим людям невозможно без понимания своих чувств и переживаний, без уважительного отношения к себе), а также формирование их вокальных навыков, умения пользоваться микрофоном и пения под фонограмму караоке. На данном этапе применялись методы репродукции, наблюдения и упражнения; приемы «чтения жестов», «от внешнего к внутреннему»; такие формы работы, как репетиция ансамбля под руководством педагога, репетиции малых групп ансамбля, хит-парады детской песни. Подростки воспитанники детского дома знакомились с аудио- и видеозаписями различных эстрадных и джазовых ансамблей, рок-групп.

На втором, развивающем этапе работы ансамбля, приоритетная задача – развитие у подростков-воспитанников детского дома способности к сотрудничеству и солидарности. На предыдущем этапе работы подростки научились понимать свой внутренний мир, а теперь им необходимо было научиться взаимодействовать со сверстниками в процессе согласованного, слаженного совместного творчества, поддерживать друг друга и оказывать помощь. На данном этапе работы ансамбля применялись методы имитационного моделирования, воспитывающих ситуаций и мозгового штурма; приемы «малого окна» и «большого окна», ситуации выбора; использовались такие формы, как самостоятельные репетиции ансамбля по заранее подготовленному совместно с руководителем ансамбля плану, коллективные творческие задания (подготовка рассказа или доклада о любимых исполнителях, создание различных вариантов сценического воплощения песен малыми группами ансамбля), коллективное планирование концертного номера, конкурсы (конкурс на лучший костюм, хореографическое сопровождение песни), различные праздники. Воспитанники детского дома знакомились с проявлением ансамбля в академической музыке, а также в моде, что было необходимо для создания качественного концертного номера.

На третьем, заключительном этапе работы ансамбля, прежде всего решалась задача – развитие способности подростков-воспитанников детского дома к эмпатии. Развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам не будет, их толерантность останется «неподлинной», а терпимое отношение к другим людям будет иметь отстраненный характер, если подростки не научатся искренне сопереживать своим товарищам, сочувствовать им. Помимо традиционных методов работы с вокальным эстрадным ансамблем, на данном этапе применялись также методы ролевой игры и психопластики; приемы воображаемого интервью, ожившей картины и драматизации, которые позволяли подросткам глубже проникнуть в образный и эмоциональный строй исполняемых песен; такие формы работы, как репетиции ансамбля, проводимые под руководством его лидера, музыкальные гостиные, конкурсы детской эстрадной песни. На данном этапе работы происходило знакомство воспитанников детского дома с ансамблями в других видах искусства – архитектуре, живописи, театре.

Контрольная диагностика была проведена после двух лет работы ансамбля с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Это давало возможность сравнить уровень развития толерантности подростков-воспитанников детского дома до и после внедрения методики. Проведенная диагностика показала положительные сдвиги, произошедшие в развитии толерантного отношения подростков к сверстникам, участникам вокального эстрадного ансамбля. В их взаимоотношениях стало проявляться умение внимательно слышать и слушать собеседников, терпимо относиться к мнению окружающих людей, стремление к пониманию участников коллектива. Между участниками ансамбля наладились дружеские отношения, у них появились общие интересы, связанные не только с деятельностью в ансамбле, но и за его пределами. Следует отметить, что воспитанники детского дома, участвующие в вокальном эстрадном ансамбле, стали более уважительно и доброжелательно относиться к остальным воспитанникам детского дома, на что обратили внимание их воспитатели и педагоги. Если в процессе занятий все же возникали конфликтные ситуации, которые случались значительно реже, чем до и во время проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы, то поведение подростков было уже не столь агрессивным. Повторное тестирование показало, что в ответах подростков чаще встречалось конструктивное решение предложенных конфликтных ситуаций, хотя уровень проявления агрессии все же оставался достаточно высоким. У воспитанников детского дома появились знания о музыке «легкой» и академической. Они стали разбираться в проявлениях ансамбля в различных видах искусства и обосновывать его наличие в различных творческих продуктах и в проявлениях моды.

Результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы отражены в таблице 1.

Результаты диагностики развития толерантного отношения у подростков-воспитанников детского дома к сверстникам на констатирующем и контрольном этапе опытно-поисковой работы

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:

1. Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемам толерантности позволил уточнить рабочее определение понятия «толерантное отношение подростков-воспитанников детского дома друг к другу». Это эмоционально-волевая установка подростков на принятие и уважение мнения сверстников, сотрудничество и сопереживание друг другу.

2. Использование такой формы музыкального воспитания, как вокальный эстрадный ансамбль, эффективно для развития толерантного отношения воспитанников детского дома к сверстникам, т.к. творческая деятельность в вокальном эстрадном ансамбле основывается на уважении участников друг к другу, на общности интересов его участников к совместному исполнению современной эстрадной музыки, которая привлекает современных подростков и позволяет объединить их в единый творческий коллектив.

3. Такая форма воспитательной работы, как вокальный эстрадный ансамбль, в детском доме позволяет развить музыкальную культуру подростков, так как во время занятий происходит их ознакомление с образцами «легкой» и «серьезной» музыки, с различными видами ансамблевого музицирования, а также их общую культуру, в том числе культуру общения, поскольку занятия ансамбля проходят на основе взаимного уважения, понимания и принятия подростками мнения других участников коллектива, что положительно влияет на развитие их толерантного отношения к сверстникам.

4. Структура занятия вокального эстрадного ансамбля включает в себя три взаимосвязанных компонента, которые обязательно присутствуют на каждом занятии: вокальная подготовка, направленная на формирование вокальных навыков, навыков эстрадного вокального исполнения; творческое обсуждение и проектирование концертного эстрадного номера, благодаря чему развивается рефлексивная активность детей, формируется умение сотрудничества, развивается способность к эмпатии; просмотр и обсуждение видеоряда, что обеспечивает формирование общей и музыкальной культуры подростков при восприятии ансамбля в различных видах искусства – архитектуре, живописи, академическом музыкальном искусстве, а также и в моде.

5. Методика занятий состоит из трех этапов: начального, целью которого является развитие рефлексивной активности участников ансамбля с использованием методов репродукции, словесного объяснения, наблюдения и упражнений, приемов «чтения жестов», «от внешнего к внутреннему» и таких форм как репетиция ансамбля под руководством педагога, репетиции малых групп ансамбля, хит-парады детской песни; развивающего, основной целью которого является развитие навыков сотрудничества и солидарности с использованием методов имитационного моделирования, воспитывающих ситуаций, мозгового штурма, приемов «малого окна», «большого окна», ситуации выбора и форм: самостоятельные репетиции ансамбля, коллективные творческие задания, коллективное планирование концертного номера, конкурсы, праздники; итогового, основной целью которого является развитие сочувствия и сопереживания сверстникам с использованием: методов ролевой игры и психопластики, приемов воображаемого интервью, ожившей картины, драматизации и таких форм как репетиции ансамбля, проводимые под руководством лидера ансамбля, музыкальные гостиные, конкурсы детской эстрадной песни.

6. Сопоставление результатов диагностики уровня развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание утверждать об эффективности разработанной методики.

Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: изучение возможности развития толерантного отношения воспитанников детского дома в процессе занятия в разновозрастном вокальном эстрадном ансамбле.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

 

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Изюрова, О.С. Вокальный эстрадный ансамбль в формировании положительных межличностных отношений подростков-воспитанников детского дома / О.С. Изюрова // Искусство и образование. – 2008. – №1 (51). – 0,5 п.л.

2. Изюрова, О.С. Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме / О.С. Изюрова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования : журнал теоретических и прикладных исследований. – 2008. – №7 (55). – 0,6 п.л.

3. Изюрова, О.С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования / О.С. Изюрова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : научный журнал. – 2009. – №102. – 0,3 п.л.

Работы, опубликованные в других изданиях

4. Изюрова, О.С. Музыкальные вкусы детей подросткового возраста – воспитанников детского дома / О.С. Изюрова // Человек в мире культуры : материалы науч. конф. молодых ученых, Екатеринбург, 28 октября 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 1,25 п.л.

5. Изюрова, О.С. Внеклассные музыкальные занятия с подростками в детском доме / О.С. Изюрова // Современная наука : проблемы и перспективы: материалы студенческой науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 0,3 п.л.

6. Изюрова, О.С. Развитие у подростков толерантного отношения на занятиях вокального эстрадного ансамбля в детском доме / О.С. Изюрова // Музыкальное образование детей и юношества : проблемы и поиски: материалы пятой науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ, Екатеринбург, 13-14 апреля 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 0,2 п.л.

7. Изюрова, О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма приобщения подростков в детском доме к музыкальному искусству / О.С. Изюрова // Человек в мире культуры : материалы науч. конф. молодых ученых, Екатеринбург, 28 апреля 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 0,2 п.л.

8. Изюрова, О.С. Особенности организации и проведения внеклассных музыкальных занятий с подростками в детском доме / О.С. Изюрова // Социокультурный подход в современном образовании: пути развития (опыт реализации областного образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки») : материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25 апреля 2006 г. / Институт развития регионального образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2006. – 0,3 п.л.

9. Изюрова, О.С. Развитие толерантного отношения к сверстникам у подростков на занятиях вокального эстрадного образования (в условиях детского дома) / О.С. Изюрова // Художественно-педагогическое образование XXI века : анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки : материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13-14 февраля 2007 г. / Екатеринбург, Уральский гос. пед. ун-т, 2007. – 0,4 п.л.

10. Изюрова, О.С. Вокальное творчество в формировании положительного отношения подростков-воспитанников детского дома друг к другу / О.С. Изюрова // Современное образовательное пространство: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф., Екатеринбург, 27-29 марта 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007. – 0,25 п.л.

11. Изюрова, О.С. Эстрада в современном культурном пространстве / О.С. Изюрова // Философия и наука: материалы VI региональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», Екатеринбург, 24 апреля 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 0,2 п.л.

12. Изюрова, О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения к сверстникам у подростков-воспитанников детского дома / О.С. Изюрова // Молодежь и искусство : статьи и материалы всероссийской науч.-практ. конф., Самара, 24 октября 2006 г. / Самара: Изд-во СГАУ, 2007. – 0,4 п.л.

13. Изюрова, О.С. Развитие толерантных отношений подростков-воспитанников детского дома к сверстникам на занятиях вокального эстрадного ансамбля / О.С. Изюрова // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук: сборник тезисов научных работ призеров XI Областного конкурса научных работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» / Урал. гос. пед ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 0,1 п.л.

14. Изюрова, О.С. Пение под караоке как форма работы в детском вокальном эстрадном ансамбле / О.С. Изюрова // Художественное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы: межвуз. сб. науч. трудов. / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – вып. 2. – 0,3 п.л.

15. Изюрова, О.С. Значение выбора репертуара в процессе развития толерантности на занятиях вокального эстрадного ансамбля / О.С. Изюрова // «Актуальные проблемы современного музыкального и художественного образования»: сб. науч. трудов / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – 0,4 п.л.

16. Изюрова, О.С. Развитие креативных способностей воспитанников детского дома на занятиях вокального эстрадного ансамбля / О.С. Изюрова // Алмазовские чтения : Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города : сб. материалов V международной научно-практической конференции, Ярославль, 14–15 ноября 2008 года / Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2008. – 0,3 п.л.

17. Изюрова, О.С. Современная поп-музыка и ее влияние на подростков / О.С. Изюрова // Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи: материалы межднунар. науч.-практ. конф., Липецк, 5 декабря 2008 г. / Липецкий гос. пед. ун-т. – Липецк, 2008. – 0,3 п.л.

18. Изюрова, О.С. Знакомство подростков с жанром мюзикла в процессе занятий вокального эстрадного ансамбля / О.С. Изюрова // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 0,6 п.л.