18.11.2010 13945

Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования (А.М. Лозинская)

 

На правах рукописи

 

Лозинская Анна Михайловна

 

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика, уровень профессионального образования)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»

 

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Игошев Борис Михайлович

 

Официальные оппоненты: доктор физико-математических наук, профессор Попель Петр Станиславович, доктор педагогических наук, профессор, Гурина Роза Викторовна

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов. Теория и методология физики как науки для многих областей теоретического и прикладного знания служит основой и источником развития. Знание физики является инвариантной основой подготовки специалистов технического профиля. В связи с этим, повышение качества обучения физике является актуальной задачей для современного профессионального образования.

Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения. В этих условиях создаются предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса, технологий обучения и др. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.

Исследователи современных проблем развития среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимов, В.И. Боголюбов, Т.В. Гериш, А.В. Густырь, Л.Г. Семушина и др.) одним из наиболее перспективных направлений модернизации системы обучения считают использование в учебном процессе модульных технологий. В настоящее время модульное обучение проходит качественно новый виток своего развития, находя применение на всех уровнях образования – от начального и среднего до высшего.

Исследователи модульных образовательных технологий (С.А. Кайнова, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.) отмечают высокий уровень достижения запланированных результатов обучения и их воспроизводимость, структурную, содержательную и технологическую гибкость модульных программ обучения.

Изучению проблем, связанных с разработкой и применением модульных технологий обучения, посвящены исследования многих авторов. В научных трудах П.А. Юцявичене рассмотрены вопросы проектирования модульных программ обучения. Задача обучения техническим дисциплинам с использованием модульной технологии решается в работах Н.В. Бородиной, Н.Е. Эргановой. В исследованиях М.А. Чошанова раскрыты различные аспекты разработки и применения проблемно-модульного обучения в профессиональном образовании. Система модульно-компетентностного обучения рассматривается в работах С.А. Ефимовой, А.Н. Лейбович, Н.Ю. Посталюк. Вместе с тем, проблема определения структурных элементов модульной программы и выделения соответствующего им содержания образования продолжает оставаться актуальной для теории модульного обучения.

Анализ научно-методических работ и диссертационных исследований показал, что среди работ, посвященных модульному обучению в области среднего профессионального образования (В.С. Игнатюк, О.К. Луганская, Д.А. Матвеева, О.А. Чепенко, М.А. Чошанов, Н.Н. Шумилова, С.Ф. Яруллина и др.), лишь исследования В.Ф. Башарина (1994 г.) направлены на разработку модульного обучения физике.

В научных трудах В.Ф. Башарина решается задача проектирования технологии обучения физике на основе выделения модулей элементов методической системы. При этом вопросы модульного структурирования курса физики для средних профессиональных учебных учреждений и разработки содержания обучающих модулей остались открытыми.

Слабое отражение в научных исследованиях нашла и другая проблема проектирования модульной технологии – формирование содержания модулей и его представление в учебно-методических материалах, несмотря на то, что исследователи указывают на важность научного обоснования разработки учебного содержания модулей (М.А. Чошанов, Н.Е. Эрганова и др.) с использованием различных способов структурирования информации.

Эффективность модульной технологии во многом обусловливается системой контроля результатов обучения. Многочисленными исследователями для этих целей обоснованы преимущества применения рейтинговой системы контроля качества обучения (Г.В. Букалова, Л.И. Варенова, Е.В. Зачесова, А.Н. Новиков, М.А. Чошанов и др.). Вместе с тем проблема разработки и применения рейтинговой системы контроля учебных достижений обучающихся при модульном обучении физике в средних профессиональных учебных учреждениях в настоящее время исследована недостаточно.

Изложенное выше позволяет выделить следующие противоречия:

на социально-педагогическом уровне – между социальным заказом общества на развитие профессионального образования и внедрение эффективных образовательных технологий для обучения специалистов и недостаточной ориентацией системы среднего профессионального образования на реализацию этих требований;

на научно-педагогическом уровне – между возрастающим требованием к фундаментальному естественнонаучному образованию специалистов и недостаточным развитием теоретических и методических основ проектирования эффективных технологий и их применения при обучении в средних профессиональных учебных учреждениях, одной из которых является модульно-рейтинговая технология;

на научно-методическом уровне – между значительными дидактическими возможностями модульного структурирования содержания обучения физике и рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся и применением в профессиональном образовании технологий, не использующих в полной мере возможности рейтингового контроля учебных достижений в рамках модульной технологии обучения физике.

Необходимость разрешения перечисленных выше противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также определяет его проблему: какова должна быть технология модульно-рейтингового обучения физике, чтобы ее применение в среднем профессиональном учебном учреждении обеспечивало повышение эффективности учебного процесса? В рамках решения данной проблемы определена тема исследования «Модульно-рейтинговая технология как средство повышения эффективности обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования».

Объект исследования: процесс обучения физике в среднем профессиональном учебном учреждении.

Предмет исследования: модульно-рейтинговая технология обучения в средних профессиональных учебных учреждениях.

Целью исследования является научное обоснование и разработка модульно-рейтинговой технологии обучения физике, использование которой обеспечит повышение эффективности учебного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях.

Гипотеза исследования: повышение эффективности обучения физике студентов средних профессиональных учебных учреждений будет обеспечено, если:

– модульно-рейтинговая технология будет разрабатываться и использоваться на основе принципов модульной структуризации содержания обучения, деятельностной направленности содержания и методов обучения, учета познавательных потребностей обучающихся, паритетности отношений субъектов учебного процесса, системности контрольно-оценочной деятельности;

– при проектировании содержания модульной программы обучения в качестве средства когнитивной визуализации будет использоваться фреймовый способ структурирования и представления учебной информации;

– диагностика результатов обучения при реализации модульно-рейтинговой технологии будет основываться на системе контроля и оценки учебных достижений обучающихся, которая предполагает установление рейтинга студентов по результатам усвоения содержания каждого модуля.

В качестве критериев эффективности процесса обучения физике с использованием предлагаемой модульно-рейтинговой технологии обучения были приняты:

– уровень мотивации к изучению физики;

– уровень обученности;

– уровень развития основных интеллектуальных умений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить современное состояние проблемы исследования и определить пути ее решения.

2. Разработать структуру модульной программы изучения физики и содержание модулей.

3. Разработать модели фреймового структурирования содержания обучения в модулях учебной программы по физике.

4. Разработать рейтинговую систему комплексной оценки учебных достижений обучающихся на основе модульной учебной программы.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной технологии модульно-рейтингового обучения физике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы, материалов научно-практических конференций и Internet по теме исследования; анализ учебно-методической документации; изучение опыта работы преподавателей физики профессиональных учебных заведений; моделирование; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок; качественный и количественный анализ, статистическая обработка и интерпретация экспериментальных результатов.

Методологической основой исследования являются работы в областях:

– системного и синергетического подходов к изучению процесса организации и самоорганизации в обучении (Г. Хакен, Э.Г. Юдин);

– педагогических технологий (М.В. Кларин, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Л.Г. Семушина, Д.В. Чернилевский);

– психологических теорий личности и деятельности (Л.С. Выготский, Т.В. Габай, И.А. Зимняя).

Теоретическими основами исследования являются:

– результаты теоретических исследований по организации модульного обучения (С.А. Кайнова, М.А. Чошанов, Н.Е. Эрганова, П.А. Юцявичене);

– результаты теоретических исследований в оьласти формирования и развития обобщенных учебных умений (В.И. Загвязинский, Б.М. Игошев, А.В. Усова, Т.Н. Шамало);

– результаты теоретических исследований по структурированию, уплотнению и представлению учебной информации (Р.В. Гурина, Т.Н. Колодочка, А.А. Остапенко, М.А. Чошанов);

– результаты теоретических исследований в области развития мышления (И.Г. Пустильник, А.В. Усова, А.П. Усольцев);

– результаты теоретических исследований в области повышения эффективности учебной деятельности и учебного процесса (П.В. Зуев, Н.С. Пурышева);

– результаты теоретических исследований по формированию мотивации к обучению (Е.П. Ильин, И.Я. Ланина, Г.А. Карпова);

– результаты теоретических исследований по методам обработки результатов педагогического исследования (Ю.М. Нейман, Б.Е. Стариченко, Н.П. Чепелев).

Логика исследования включала следующие этапы: изучение психолого-педагогической, учебной и научно-методической литературы по исследуемой проблеме; обоснование цели, задач исследования и выдвижение гипотезы; выявление путей реализации поставленных задач; разработка теоретических положений и создание технологии обучения; организация и проведение педагогического эксперимента, количественный и качественный анализ его результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В отличие от ранее выполненной работы В.Ф. Башарина, в которой рассмотрены вопросы конструирования модульной технологии обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях на основе выделения модулей элементов методической системы, в настоящем исследовании решается проблема проектирования и реализации модульно-рейтинговой технологии обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях, основанной на использовании модульного структурирования содержания обучения физике, фреймовом способе его представления в учебно-методических материалах и рейтинговой системе контроля учебных достижений обучающихся.

2. Разработана структура деятельности преподавателя по созданию и применению модульно-рейтинговой технологии обучения физике, отображающая этапы этой деятельности: комплексная диагностика педагогических условий, проектирование модульно-рейтинговой технологии, реализация модульно-рейтинговой технологии, оценка результатов применения модульно-рейтинговой технологии и коррекция элементов технологии. Для каждого этапа выделены компоненты (содержательно-целевой, методический, результативный) и определены виды деятельности.

3. Создана методика формирования модуля как структурного элемента модульно-рейтинговой технологии, включающая в себя: проектирование структуры модуля (определение целей модуля, выделение учебных элементов модуля и выявление связей между ними); формирование содержания модуля (отбор учебного материала на установленном уровне сложности, выбор средств и методов изложения учебной информации, применение фреймов и других способов когнитивной визуализации для структурирования и представления учебной информации); планирование способа обучения (выбор организационных форм и методов обучения, определение видов деятельности); создание средств обучения (брошюр, инструктивных листов и т.д.); формирование содержания контрольных заданий модуля и системы рейтингового оценивания результатов обучения.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено понятие модуля в модульно-рейтинговой технологии. Под модулем понимается функционально самостоятельная единица, включающая в себя не только целостное автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения).

2. Обоснована и предложена система принципов создания модульно-рейтинговой технологии обучения физике в среднем профессиональном учебном учреждении: принцип модульной структуризации содержания обучения, принцип деятельностной направленности содержания и методов обучения, принцип учета познавательных потребностей обучающихся, принцип паритетности отношений субъектов учебного процесса, принцип системности контрольно-оценочной деятельности.

3. Обоснованы и разработаны конкретные приемы когнитивной визуализации учебного материала по физике с применением фреймов; предложены модели фреймов для структурирования и отображения учебной информации с учетом модульного строения учебной программы по физике (фрейм-рамка, фрейм–логико-смысловая схема, фрейм-сценарий), и требования к выбору способов их применения для формирования содержания учебных элементов модулей с заданной целью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения:

– разработана модульно-рейтинговая программа обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях, использование которой обеспечило повышение эффективности учебного процесса;

– разработаны учебные элементы и инструктивные листы модульно-рейтинговой программы обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях, применение которых позволило повысить качество учебного процесса;

– разработаны итоговые тесты для контроля качества усвоения содержания учебной программы по физике для средних профессиональных учебных учреждений;

– разработана методическая документация для преподавателя по контролю и учету достижений обучающихся при реализации модульно-рейтинговой технологии обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Екатеринбургском энергетическом техникуме, Екатеринбургском химико-механическом техникуме, Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах кафедры методики преподавания физики и ТСО Уральского государственного педагогического университета, на III Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей (г. Екатеринбург, 2004 г.); на Международных научно-практических конференциях «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях» (г. Екатеринбург, 2004, 2005, 2006, 2007 гг.); на IV Российской конференции «Школа и ВУЗ: достижения и проблемы непрерывного физического образования» (г. Екатеринбург, 2006 г.); на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы теории и методики обучения физике, информатике и математике» (г. Екатеринбург, 2009 г.).

Достоверность результатов исследования и обоснованность сформулированных на их основе выводов обеспечиваются: системным теоретическим анализом проблемы и целостным подходом к ее решению; соблюдением логики научного исследования; выбором теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным задачам; непротиворечивостью полученных результатов основным психолого-педагогическим и методическим теориям; сопоставимостью полученных результатов с данными других исследований; использованием статистических методов обработки экспериментальных данных для подтверждения на качественном и количественном уровнях достоверности выдвинутой гипотезы; обсуждением результатов исследования на международных и межвузовских конференциях и их положительной оценкой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях быстро изменяющихся требований к выпускникам средних профессиональных учебных учреждений применение модульно-рейтинговой технологии в процессе обучения физике представляется перспективным, что обусловлено содержательной и технологической гибкостью модульных учебных программ, возможностью широкого использования информационных и коммуникационных технологий для индивидуализации самостоятельной работы студентов, комплексностью, оперативностью и объективностью оценки учебных достижений обучающихся, применимостью модульно-рейтинговой технологии в организации всех видов учебной деятельности студентов при обучении физике.

 2.     Структурным элементом модульной технологии является модуль, отличие которого от структурных элементов других технологий заключается в том, что он, являясь функционально самостоятельной единицей, должен включать в себя не только целостное автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения).

3. Эффективным средством когнитивной визуализации учебного материала, формирования системных знаний по физике и развития интеллектуальных умений является фреймовый способ структурирования информации. Применение предложенных фреймовых моделей (фрейм-рамка, фрейм–логико-смысловая схема, фрейм-сценарий) в модульно-рейтинговой технологии позволяет формировать у обучающихся умения анализировать, синтезировать, систематизировать и обобщать информацию, которые необходимы для решения широкого круга учебных и профессиональных задач.

4. Реализация модульно-рейтинговой технологии, разработанной на основе принципов модульной структуризации содержания обучения, деятельностной направленности методов и средств обучения, учета познавательных потребностей обучающихся, системности контрольно-оценочной деятельности в полном соответствии с представленными в структуре деятельности преподавателя этапами процесса проектировании и применения технологии, обеспечит повышение эффективности учебного процесса по физике в средних профессиональных учебных учреждениях.

5. Критериями повышения эффективности обучения физике с использованием модульно-рейтинговой технологии могут служить: повышение уровня мотивации к изучению физики, повышение уровня обученности, повышение уровня развития основных интеллектуальных умений.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 215 источников и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Во введении обосновывается актуальность, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируются задачи исследования, его теоретические и методологические основы, раскрываются методы и этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы модульно-рейтинговой технологии обучения» приводятся результаты анализа сущности и принципов модульной технологии обучения, определяются и уточняются основные понятия теории модульного обучения, обосновываются подходы, применяемые для проектирования модульных учебных программ.

Анализ работ целого ряда исследователей (Т.В. Гериша, А.В. Густыря, С.А. Ефимовой, Л.Г. Семушиной и др.), посвященных тенденциям развития и перспективам профессионального образования, позволил заключить, что рост интереса к модульной технологии обучения обусловлен существенными ее преимуществами – технологической, структурной и содержательной гибкостью модульных учебных программ; возможностью широкого использования информационных и коммуникационных технологий для индивидуализации самостоятельной работы студентов; комплексностью, оперативностью и объективностью оценки учебных достижений обучающихся; применимостью модульно-рейтинговой технологии в организации всех видов учебной деятельности студентов при обучении физике. Анализ принципов модульного обучения, предложенных разными исследователями (А.А. Вербицким, М.А. Чошановым, П.А. Юцявичене и др.), позволил выделить принципы модульно-рейтингового обучения физике в профессиональном образовании: модульной структуризации содержания обучения; деятельностной направленности содержания и методов обучения; учета познавательных потребностей обучающихся, паритетности отношений субъектов учебного процесса; системности контрольно-оценочной деятельности.

В результате анализа трудов С.А. Кайновой, Э. Кроше, П.И. Третьякова, М.А. Чошанова, Н.Е. Эргановой, П.А. Юцявичене и др., посвященных проблемам модульного обучения, были выявлены основные структурные элементы модульной программы обучения – модуль и учебный элемент, и уточнены содержания этих понятий в технологии обучения.

Под модулем понимаетсяфункционально самостоятельная единица, включающая в себя не только целостное, автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения).

Учебные элементы являются составными частями модуля и представляют собой содержательно и функционально взаимосвязанные и взаимозависимые единицы структуры. В исследовании обосновано, что содержание модуля обладает системным качеством целостности, поэтому его функциональная самостоятельность должна обеспечиваться подчинением целей и содержания учебных элементов общим целям модуля и модульной программы.

Проведенный анализ научных работ, посвященных разработке теоретических основ модульного обучения, позволил прийти к выводу о необходимости проектирования для среднего профессионального учебного учреждения модульной программы предметно-деятельностного типа, основанной на предметном подходе к определению структуры содержания обучения и деятельностном подходе к формированию целей, содержания и методов обучения.

Анализ методической литературы и результатов диссертационных исследований показал, что в процессе накопления педагогической наукой и практикой опыта создания и применения модульных технологий сформировались различные подходы к проектированию модульных программ (П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов, С.А. Кайнова и др.). Разработанная в исследовании программа модульного обучения физике основывалась на структуре, включающей два уровня: 1) уровень модулей; 2) уровень учебных элементов. В ходе работы установлено, что при выделении структурных элементов модульной учебной программы необходимо обеспечивать соответствие целей учебных элементов комплексной цели модульной программы и модулей, относительную самостоятельность учебных элементов модулей и контроль результатов обучения. Для оптимизации процесса проектирования модульной учебной программы были применен метод построения графов.

Модульная программа представляет собой совокупность модулей, каждый из которых состоит из системы взаимосвязанных учебных элементов. Изучение учебных элементов в определенной последовательности ведет к достижению целей модульной программы обучения. Освоение содержания каждого модуля завершается контролем. В работе рассмотрены преимущества рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся, которая позволяет развивать мотивацию у студентов к систематическому изучению физики, повышает объективность оценивания знаний и умений, формирует комплексную оценку результатов обучения, развивает собственно-координирующие и контролирующие способности обучающихся, создает возможности широкого применения информационных технологий. Предложенная система рейтингового контроля и оценивания, которая основана на введении базовой суммы баллов за освоение содержания модулей и использовании повышающих и понижающих коэффициентов, позволяет учитывать качество результатов обучения, своевременность выполнения работ и уровень сложности выполненных контрольных заданий.

Рассматривая модуль не только как структурную единицу содержания образования, но и как средство обучения, можно говорить о его качественной характеристике, одним из компонентов которой является способ представления учебно-методической информации. Для структурирования учебного материала, смысловой компрессии и наглядного отображения содержания обучения в учебно-методическом обеспечении модуля предлагается использовать инновационный фреймовый способ представления информации. Фреймовый способ систематизации и когнитивной визуализации учебной информации основывается на выявлении существенных и стереотипных связей между элементами знания и создании достаточно «жесткой» и универсальной структуры, используемой для структурирования содержания обучения (Р.В. Гурина, Т.Н. Колодочка и др.).

Обоснованы и предложены фреймовые модели структурирования учебной информации в технологии модульно-рейтингового обучения: 1) фрейм-рамка, применяемая с различными целями – для акцентирования внимания на воспринимаемом тексте (фрейм-окно), для выделения причинно-следственных связей (фрейм-серия рамочных рисунков), для систематизации, обобщения и уплотнения информации (фрейм-опорный конспект); 2) фрейм–логико-смысловая схема, используемая для определения структуры учебной информации (фрейм–блок-схема), для систематизации знаний и развития аналитико-синтетических умений обучающихся (фрейм–логико-смысловая матрица), для акцентирования внимания на основных структурных элементах информации (фрейм–опорно-узловая схема); 3) фрейм-сценарий, предназначенный для установления процедуры выполнения задачи или действия (фрейм-скрипт), для формирования и развития учебных умений, освоения и систематизации знаний (фрейм-алгоритм), для установления закономерностей событий или процессов (фрейм-описание).

Для успешной реализации модульно-рейтингового обучения существенное значение имеет ее адаптация к уже существующему учебному процессу. Анализ научно-практических исследований в области модульного обучения показывает, что возможно проведение мягкой перестройки традиционного обучения путем постепенного введения в него элементов модульно-рейтинговой технологии вплоть до полной ее реализации, поскольку создание учебно-методического обеспечения модульной технологии в виде комплекса модулей, состоящих из учебных элементов, является длительной и трудоемкой работой. В исследовании указывается, что на подготовительном этапе к внедрению модульно-рейтинговой технологии целесообразно разработать комплекс инструктивных листов, выполняющих информирующую и координирующую функции, и которые в дальнейшем служат основой для проектирования полноценных учебных элементов с развернутым содержанием обучения.

В исследовании установлена целесообразность и перспективность разработки и использования модульно-рейтинговой технологии (МРТ) в процессе обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях. Основанием для этого заключения послужили следующие выводы:

– содержание обучения физике обладает собственной логической структурой, которая может служить основой для разработки модульной учебной программы;

– учебный материал по физике легко формализуется, что позволяет формулировать диагностичные и достижимые дидактические цели, осуществлять целевой отбор содержания обучения и проектировать контроль усвоения содержания обучения в полном соответствии с поставленными целями;

– модульная технология допускает интеграцию различных методов и способов обучения, поэтому открываются широкие возможности использования в учебном процессе информационных технологий, физического эксперимента, ТАСО и других средств и методов, применяемых в других технологиях обучения физике;

– рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов, являясь неотъемлемым компонентом МРТ, применима ко всем видам учебной деятельности в процессе обучения физике (теоретическое изучение, решение задач, выполнение лабораторных работ и т.д.); комплексность, оперативность и объективность оценивания результатов обучения при использовании рейтинговой системы контроля обусловливают положительное влияние на мотивацию студентов к изучению физики.

Вторая глава «Реализация модульно-рейтинговой технологии обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях» посвящена описанию процесса и результатов проектирования модульно-рейтинговой технологии обучения физике.

При разработке модульной программы обучения физике нами был применен предметный подход к определению структуры учебной программы и деятельностный подход к определению целей и методов обучения.

В процессе исследования была выявлена необходимость оптимизации деятельности преподавателя при проектировании модульно-рейтинговой технологии (МРТ) и ее реализации в учебном процессе, что обусловило необходимость разработки структуры его деятельности.

Разработанная структура (рис. 1) отображает этапы деятельности преподавателя по созданию и применению МРТ: комплексная диагностика педагогических условий, проектирование модульно-рейтинговой технологии, реализация модульно-рейтинговой технологии, оценка результатов применения модульно-рейтинговой технологии и коррекция элементов технологии. В ходе исследования для каждого этапа были выделены компоненты (содержательно-целевой, методический, результативный) и определены виды деятельности.

В работе отмечена важность самой трудоемкой части этапа разработки модульно-рейтинговой технологии – определение структуры модулей и формирование их содержания. В связи с этим была разработана методика формирования модуля как структурного элемента модульно-рейтинговой технологии, включающая в себя: проектирование структуры модуля (определение целей модуля, выделение учебных элементов модуля и выявление связей между ними); формирование содержания модуля (отбор учебного материала на установленном уровне сложности, выбор средств и методов изложения учебной информации, применение фреймов и других способов когнитивной визуализации для структурирования и представления учебной информации); планирование способа обучения (выбор организационных форм и методов обучения, определение видов деятельности); создание средств обучения (брошюр, инструктивных листов и т.д.); формирование содержания контрольных заданий модуля и рейтинговой системы (РС) оценивания результатов обучения.

При определении содержания учебных элементов, входящих в состав модуля, целесообразно руководствоваться рекомендациями: 1) избегать дублирования учебных элементов; 2) разрабатывать учебные элементы с учетом возможности их применения для обучения по различным специальностям (в разных профессиональных областях).

В работе отмечается, что для исключения возможности фрагментарного усвоения знаний при использовании модульной программы (МП) не следует выделять модуль как наименьшую единицу содержания обучения. Подход, при котором наименьшей дидактической единице соответствует фрагмент темы, создает лучшие условия для реализации принципа системности знаний. В разработанной нами модульно-рейтинговой программе модули соответствуют значимым темам курса физики.

Особое внимание в диссертации уделяется методике применения фреймовых моделей структурирования учебной информации для отображения содержания обучения в учебно-методическом обеспечении МРТ. В ходе исследования была выявлена необходимость оптимизации количества фреймовых моделей, используемых для представления материала по физике в связи с его насыщенностью символьной и графической информацией, которая также требует от студента владения интеллектуальными умениями перекодирования и раскодирования информации.

 

В работе рассматривается методика разработки модуля учебной программы по физике для средних профессиональных учебных учреждений на примере модуля «Переменный ток». Показано применение фреймов- рамок для выделения и обобщения информации в опорных конспектах, фреймов-алгоритмов действий при решении физических задач. В исследовании приведен пример создания фрейма-сценария, используемого для решения проблемы, связанной с выводом формулы закона Ома для неразветвленной цепи переменного тока. Он содержит следующие смысловые ячейки: актуализация проблемы → формирование знания о способах решения проблемы → выбор решения проблемы → решение проблемы. В работе на многочисленных примерах показано применение фрейма в виде логико-смысловой схемы для структурирования и систематизации учебного материала.

В исследовании выявлена необходимость целенаправленного обучения студентов умению формулировать определения понятий, устанавливать физический смысл величин и раскрывать сущность физических законов. Для этого нами использовались специально разработанные фреймовые схемы. На примере применения рамочного сценарного фрейма со смысловыми ячейками «начальные условия» → «цепочка логических преобразований» → «конечный результат» показан способ обучения студентов определению параметров цепей переменного тока с помощью метода векторных диаграмм.

В исследовании было выявлено, что использование фреймов для структурирования содержания обучения: 1) развивает память и внимание, повышает скорость восприятия и запоминания; 2) способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; 3) позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что, в свою очередь, создает условия для оптимизации содержания учебной деятельности.

В разработанной нами технологии применяется рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений обучающихся. Методом экспертной оценки нами были определены базовые суммы баллов за усвоение содержания курса физики в первом и втором семестрах – 150 и 170 баллов соответственно. В рамках этих сумм были установлены весовые баллы всех структурных элементов модульной программы обучения физике. Для активизации и стимулирования самостоятельной работы студентов в рейтинговую систему были введены понижающие и повышающие коэффициенты, разработана система их применения. В зависимости от качества, сроков выполнения работ и выбранного уровня сложности заданий базовая сумма баллов модуля могла повышаться или понижаться. Например, для расчета баллов за контрольную работу нами были введены коэффициенты: 1) качества (К1): 1, 0,8, 0,6; 2) срока сдачи (К2): в срок – 1; 1-я повторная сдача работы – 0,7; 2-я повторная сдача работы – 0,5; 3) сложности (К3): I уровень (воспроизведение представлений или знаний) – 0,8; II уровень (применение знаний и умений в стандартной ситуации) – 1; III уровень (применение знаний и умений в новой ситуации ) – 1,2.

Баллы, набранные студентом в процессе обучения, определяли его рейтинг на данный момент времени. Рейтинг студентов группы отражался на информационном стенде в кабинете физики по результатам усвоения содержания каждого модуля. Студенты имели возможность получить итоговую оценку без сдачи экзамена, если их устраивала сумма баллов, набранная в семестре и на допуске к экзамену, который был обязателен для всех обучающихся и служил подтверждением приобретенных знаний и умений. Рейтинг итоговой оценки определялся суммой баллов, набранных студентом в семестре и баллов, полученных им на допуске к экзамену и на экзамене.

Экзамен оценивался в 56 и 65 баллов в первом и втором семестрах соответственно. На основании экспертной оценки была определена система перевода суммарного количества набранных баллов в директивно установленную систему оценки: 215 баллов и выше – «отлично»; 176 – 214 баллов – «хорошо»; 130 – 175 баллов – «удовлетворительно».

В третьей главе «Методика проведения и обработка результатов педагогического эксперимента» рассмотрены цели, содержание и организация педагогического эксперимента, основной целью которого являлась проверка исходной гипотезы о повышении эффективности процесса обучения физике студентов средних профессиональных учебных заведений при использовании модульно-рейтинговой технологии; представлены статистически обработанные и проанализированные его результаты.

Исследование проводилось с 2001 г. по 2004 г. в Екатеринбургском энергетическом техникуме со студентами специальности «Тепловые электрические станции», «Электрические станции, сети и системы», «Менеджмент», с 2004 г. по 2007 г. в Екатеринбургском химико-механическом техникуме со студентами специальностей «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», с 2008 г. по 2009 г. в Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме со студентами специальностей «Гостиничный сервис», «Технология продукции общественного питания».

Общая продолжительность эксперимента составила 8 лет.

На констатирующем этапе (2001 – 2002 гг.) была сформулирована проблема исследования, состоящая в поиске теоретических, методических и технологических подходов, реализация которых позволит повысить эффективность обучения физике студентов средних профессиональных учебных учреждений. С целью решения этой проблемы осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы и опыта преподавания физики в профессиональных учебных учреждениях, изучались возможности внедрения модульной технологии в традиционный учебный процесс в среднем профессиональном учебном учреждении, накапливался материал педагогических наблюдений.

На этапе констатирующего эксперимента были уточнены определения модуля и учебного элемента и основания их выделения в содержании обучения. На этом этапе также была выявлена необходимость системного подхода к проектированию модульной технологии обучения, что обусловило интеграцию в нее рейтинговой системы управления учебным процессом. На основании проведенного анализа были сформулированы принципы проектируемой модульной технологии обучения, организационные и дидактические требования к ее внедрению.

В соответствии с указанными требованиями и принципами, на поисковом этапе (2002 – 2003 гг.) была разработана структура модульной программы обучения физике и выработан алгоритм процесса проектирования модулей. Были созданы инструктивные листы, выполняющие ориентирующую функцию (на первоначальном этапе внедрения модульной технологии обучения), на основе которых в дальнейшем проектируются полноценные учебные элементы модулей. Были разработаны учебные элементы по выполнению отдельных лабораторных работ.

В процессе формирования содержания модулей была выявлена необходимость применения методов инженерии знаний для структурирования, уплотнения, визуализации и кодирования учебной информации в целях оптимизации объема и формы ее представления в учебных элементах. Изучались модели представления учебной информации (семантическая, логическая, продукционная, фреймовая). На основании проведенного анализа была выявлена более высокая степень общности фреймового способа структурирования учебной информации и разработаны модели фреймов для применения в технологии модельно-рейтингового обучения физике.

На данном этапе экспериментальной работы проводилась апробация отдельных компонентов модульной системы обучения, на основании которой осуществлялось совершенствование содержательной, методической и организационной сторон учебного процесса. Была обоснована целесообразность использования в модульно-рейтинговой технологии методов развивающего обучения. Разработана документация для осуществления контроля учебных достижений обучающихся при модульно-рейтинговой технологии.

На формирующем этапе педагогического эксперимента (2003 – 2009 гг.) осуществлялось использование всех компонентов технологии модульно-рейтингового обучения физике в единой системе. Были выделены показатели и обоснованы критерии, отражающие различные аспекты эффективности применения новации, а также разработана процедура измерения этих показателей и проведена интерпретация их значений. В формирующем эксперименте участвовало 236 человек в первом семестре и 210 человек во втором семестре.

Для оценки результатов педагогического воздействия использовались методы качественного и количественного анализа. Качественными критериями оценки эффективности применяемой технологии обучения служили: мотивация к изучению физики, обученность, развитие основных интеллектуальных умений.

Для количественного определения критериев были использованы итоги наблюдений и анкетирования студентов, итоги выполнения тестов по физике после 1-го и 2-го семестров обучения, итоги выполнения теста Амтхауэра. В качестве контрольных были приняты результаты студентов, при обучении которых модульно-рейтинговая технология обучения не применялась.

Для сопоставления результатов тестирования экспериментальных и контрольных групп, то есть, двух статистически независимых выборок, использовались следующие критерии эффективности:

– достоверное превышение средних уровней сформированности мотивации студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп, устанавливаемое с помощью t - критерия Стьюдента;

– достоверный сдвиг распределения студентов экспериментальных групп в сравнении с контрольными группами по уровням сформированности мотивации в сторону более высокого уровня, подтверждаемый χ2 – критерием Пирсона;

– достоверное превышение средних показателей уровней обученности студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп, устанавливаемое с помощью t - критерия Стьюдента;

– достоверный сдвиг распределения студентов экспериментальных групп в сравнении с контрольными группами по уровням обученности в сторону более высокого уровня, подтверждаемый χ2 – критерием Пирсона;

– результаты тестирования, выявляющие развитие основных интеллектуальных умений.

Методика проведения диагностики эффективности применения модульно-рейтинговой технологии в учебном процессе была следующей. В ходе исследования среди обучаемых 1 курса были выделены экспериментальные группы, в которых обучение физике проводилось с использованием модульно-рейтинговой технологии и контрольные, где освоение дисциплины осуществлялось традиционными методами.

Репрезентативность выбора контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп была осуществлена на основе результатов проверки остаточных знаний по физике с помощью разработанного теста по учебному материалу первого семестра обучения, проведенного до применения экспериментальной технологии.

Педагогическая диагностика мотивации к изучению физики проводилась с помощью методики, разработанной Г.А. Карповой. В соответствии с количеством баллов, набранных студентом при тестировании, определялся уровень сформированности мотивации: низкий (до 24 баллов), средний (до 48 баллов) и высокий (до 72 баллов), при максимальном количестве баллов в методике, равном 72. Затем определялся процент студентов группы, имеющих выделенные уровни сформированности мотивации от общего числа студентов в группе.

Распределение студентов по уровням сформированности мотивации на начало и конец обучения физике отражено в таблице 1.

В результате сопоставления результатов тестирования с помощью t – критерия Стьюдента установлена статистическая достоверность превышения средних уровней сформированности мотивации в экспериментальной группе над показателями контрольной группы на конец обучения физике (│tэксп│ = 6,45, что больше tкр = 1,97, p ≤ 0,05). Сопоставление результатов тестирования с помощью χ2 – критерия Пирсона свидетельствует о существовании достоверного различия распределений, состоящего в том, что имеется смещение распределения уровня сформированности мотивации экспериментальной группы в сторону более высокого значения (χ2 эксп = 9,80, что больше критического значения χ2 кр = 5,991 при значимости равной 0,05, для числа степеней свободы ν = 2).

Одним из критериев эффективности экспериментальной методики был определен критерий уровня обученности. Результаты обучения проверялись с помощью итогового тестирования по физике в конце первого и второго семестров обучения (после традиционного экзамена). Все группы студентов в один и тот же день выполняли тест, состоящий из 32 заданий по материалу первого семестра (в феврале) и 36 заданий по материалу второго семестра (в сентябре). Задания оценивались по разработанной системе от ноля до пяти баллов. Максимальное число баллов, которое можно было получить за правильное выполнение всех заданий теста, составляло 56 или 65 баллов (в первом или во втором семестрах соответственно).

Для количественного выражения различий в уровнях обученности студентов экспериментальных и контрольных групп было принято число баллов, набранных студентами при выполнении заданий итогового теста. Задания тестов включали в себя задачи I, II и III уровня усвоения (I – воспроизведение представлений или знаний, II – применение знаний и умений в стандартной ситуации, III – применение знаний и умений в новой ситуации), оцениваемые различным количеством баллов. Были выделены уровни обученности студентов: низкий уровень – набрано меньше 50%, базовый уровень – до 70%, повышенный – до 85%, высокий – свыше 85% от максимального числа баллов за тест.

При обработке результатов тестирования для каждого студента определялся достигнутый им уровень обученности. Сопоставление среднего процента набранных студентами баллов от максимально возможного количества баллов за тест в экспериментальной и контрольной группах осуществлялось с помощью t – критерия Стьюдента. Расчеты проводились для уровня значимости 0,05, средствами пакета MS Excel. Вначале была установлена равнозначность контрольных и экспериментальных групп на начало формирующего эксперимента (│tэксп│ = 0,81, что меньше tкр = 1,97).

Результаты проверки качества обучения с помощью итоговых тестов по физике в контрольных и экспериментальных группах отражены в таблице 2. В таблице приняты следующие обозначения: tэксп – значение t – критерия Стьюдента при сопоставлении результатов двух групп. Граничное значение t – критерия, с которым производилось сравнение, tкр = 1,97.

Анализ приведенных данных позволяет заключить, что статистически достоверно превышение показателей ЭГ над КГ (│tэксп│ > tкр , p ≤ 0,05). Следовательно, различие уровней обученности по сопоставляемым группам можно считать доказанным.

Сопоставление результатов экспериментальной группы в первом и во втором семестрах позволило отметить тенденцию повышения качества обучения при использовании модульно-рейтинговой технологии, поскольку установлено статистически достоверное различие распределений (│tэксп│ = 3,49, что больше tкр = 1,97).

Сопоставление результатов контрольной группы в первом и во втором семестрах позволило судить о воспроизводимости результатов обучения при традиционном обучении (│tэксп│ = 1,87, что меньше tкр = 1,97). Из этого следует, что при традиционном обучении значимого повышения его качества не происходит.

Результаты сопоставления с помощью χ2 – критерия Пирсона характеров распределения студентов контрольных и экспериментальных групп по уровням обученности (низкий, базовый, повышенный, высокий) показывают наличие статистически значимого сдвига в сторону более высокого уровня: χ2 эксп = 35,07 в первом семестре и χ2 эксп = 40,33 во втором семестре (что больше критического значения χ2 кр = 7,815 при значимости равной 0,05, для числа степеней свободы ν = 3).

Распределение студентов экспериментальной и контрольной группы по уровням обученности в первом и во втором семестрах представлено на рисунке 2 а, б.

Проверка сформированности интеллектуальных умений осуществлялась с помощью теста Амтхауэра (субтестов № 6, 7, 8, 9). Методика проведения тестирования предполагает ограничение времени выполнения заданий. В связи с этим определялось количество правильно выполненных заданий за установленное время. Анализ результатов выполнения теста студентами показал, что в экспериментальных группах, которые использовали в процессе обучения учебные элементы, разработанные на основе фреймового способа структурирования информации, количество правильно выполненных заданий за определенное время в 1,7 раза больше, чем в контрольных группах. Эти экспериментальные данные позволили прийти к заключению о формировании действенных интеллектуальных умений у студентов экспериментальных групп на более высоком уровне. Сформированность интеллектуальных умений также проверялась при выполнении определенных заданий итогового теста по физике, направленных на выявление умений анализировать, синтезировать, систематизировать и обобщать информацию. В результате тестирования установлено, что в экспериментальных группах количество студентов, успешно выполнивших эти задания, на 26 % больше, чем в контрольных.

Приведенные результаты позволяют прийти к выводу о более высоких результатах обучения, фиксируемых в экспериментальных группах при использовании модульно-рейтинговой технологии.

Студентам экспериментальных групп по окончании обучения физике была предложена анкета для выявления их отношения к модульно-рейтинговой технологии. Анализ анкет показывает, что положительное отношение к изучению физики и к деятельности учения при использовании в процессе обучения модульно-рейтинговой технологии сформировалось у большинства студентов (92%). Подавляющее большинство студентов утверждает, что применение фреймовых моделей структурирования учебной информации помогло им значительно повысить свой уровень успешности (87%). Более чем 78% респондентов отметили, что, установление рейтинга и учет при оценивании результатов обучения индивидуальных особенностей учебной деятельности способствовали активизации самостоятельной работы, повышению мотивации к учению, формированию социального признания и адаптации к системе профессионального образования.

Таким образом, в ходе эксперимента убедительно доказана эффективность модульно-рейтинговой технологии и целесообразность ее применения для обучения физике студентов средних профессиональных учебных учреждений, что полностью подтверждает исходную гипотезу.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В результате проведенного исследования теоретически обоснована, разработана и практически реализована модульно-рейтинговая технология обучения физике в учреждениях среднего профессионального образования. За счет комплексного использования в рамках технологии фреймового способа структурирования и представления учебной информации в содержании модулей и рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений обучающихся обеспечено повышение эффективности учебного процесса по физике.

В процессе теоретического и экспериментального исследования научной проблемы подтвердилась исходная гипотеза, решены все поставленные задачи, получены следующие основные результаты и сделаны выводы:

1. Выполненное исследование имеет теоретико-практический характер. В нем обоснована и экспериментально доказана эффективность модульно-рейтинговой технологии обучения физике студентов средних профессиональных учебных учреждений, основанной на принципах модульного структурирования содержания обучения, деятельностной направленности средств и методов обучения, учета познавательных потребностей обучающихся, паритетности отношений субъектов учебного процесса и системности контрольно-оценочной деятельности.

2. Разработана структура деятельности преподавателя по применению модульно-рейтинговой технологии обучения физике, в которой отражены четыре этапа целостного процесса: комплексная диагностика педагогических условий, проектирование модульно-рейтинговой технологии, реализация модульно-рейтинговой технологии, оценка результатов применения модульно-рейтинговой технологии и коррекция элементов технологии. На каждом этапе выделены и описаны компоненты деятельности: содержательно-целевой, методический и результативный. Разработана структура модульной учебной программы по физике для средних профессиональных учебных учреждений.

3. Уточнено понятие модуля в технологии: модуль является обособленной функциональной единицей модульно-рейтинговой технологии, которая включает в себя не только целостное, автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения).

4.  Предложен алгоритм деятельности преподавателя по формированию модуля в соответствии с компонентами методической системы и сформулированы требования к разработке учебных элементов, как его составных частей. Обосновано, что фреймовый способ структурирования информации является эффективным средством формирования системных знаний и развития интеллектуальных умений, и его целесообразно использовать при обучении физике в учреждениях среднего профессионального образования. Предложены модели фреймов для систематизации и обобщения учебного материала в процессе конструирования содержания модульно-рейтинговой технологии обучения физике (фрейм-рамка, фрейм-логико-смысловая схема, фрейм-сценарий). Разработаны учебные элементы модульной программы, при создании которых использовались фреймовые модели представления знаний и инструктивные листы, на основе которых формируется содержание составных частей модулей.

5. Определено, что применение рейтинговой системы контроля и оценки результатов обучения не только позволяет полно и целостно отражать динамику учебных достижений обучающихся, но и усиливает достоинства модульной технологии – направленность на увеличение самостоятельной учебной деятельности, технологическую и структурную гибкость, установление паритетных отношений субъектов учебного процесса, индивидуализацию обучения, пошаговый контроль результатов освоения модульной программы. Разработаны контрольно-измерительные материалы модульно-рейтинговой технологии обучения физике и система оценивания результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных познавательных потребностей и возможностей обучающихся.

6. Экспериментально доказано повышение эффективности процесса обучения физике в средних профессиональных учебных учреждениях при использовании модульно-рейтинговой технологии обучения.

 На основании результатов работы можно определить следующие направления дальнейших исследований:

– Расширение использования в учебном процессе достижений новых информационных технологий и разработка учебно-методического обеспечения процесса обучения физике в электронном виде для создания возможностей самостоятельного и дистанционного образования.

– Адаптация модульно-рейтинговой программы обучения физике к кредитной системе зачетных единиц путем сертификации ее структурных единиц.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНО В ПУБЛИКАЦИЯХ:

 

Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ для публикации результатов диссертационных исследований

  1. Лозинская, А.М. Модульно-рейтинговая система контроля учебных достижений при обучении физике в средних специальных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2009. – № 1 (35). – С. 144-148.
  2. Лозинская, А.М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной программы обучения физике / А. М. Лозинская // Известия Урал. гос. ун-та им. М.А. Горького. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – № 3 (67). – С. 176-184.

Работы, опубликованные в других изданиях

  1. Лозинская, А.М. Проблемно-модульный подход к обучению физике в средних специальных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: материалы межд. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 5-6 апр. 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. Ч. 1. – С. 133-137.
  2. Лозинская, А.М. Системный подход в методике преподавания физики / А. М. Лозинская // Философия и наука: материалы третьей межвуз. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 21 апр. 2004 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – С. 136-139.
  3. Лозинская, А.М. Проектирование содержания обучения физике на основе блочно-модульной технологии в средних специальных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: материалы межд. науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 12-13 апреля 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – Ч. 1. – С. 129-133.
  4.  Лозинская, А.М. Структурирование учебного материала и способы его представления при модульном подходе к обучению физике / А. М. Лозинская // Школа и вуз: достижения и проблемы непрерывного физического образования: сб. науч. тр. четвертой рос. науч.-метод. конф. учителей школ и преподавателей вузов / ГОУ ВПО Урал. гос. техн. ун-т – УПИ. – Екатеринбург, 2006. – С. 33-39.
  5. Лозинская, А.М. Способы представления учебно-методического материала при реализации проблемно-модульного обучения физике / А. М. Лозинская // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: материалы межд. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 3-4 апр. 2006 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. –Ч. 1. – С. 100- 105.
  6.  Лозинская, А.М. Рейтинговая система контроля знаний при модульном обучении физике в средних специальных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: материалы межд. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2 апр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – Ч. 1. – С. 93-100.
  7. Лозинская, А.М. Применение фреймов для структурирования содержания модульной программы обучения физике в средних профессиональных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Современные проблемы теории и методики обучения физике, информатике и математике: материалы межд. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1-2 апр. 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – Ч. 1. – С. 106-110.