03.01.2012 6003

Ценностное отношение к обучающимся как развивающий компонент коммуникативной компетенции молодого специалиста

 

Проблема формирования коммуникативной компетенции преподавателя является важной частью широкой и сложной проблемы формирования его профессионально значимых качеств. Разработка и реализация на практике данной проблемы имеет важное значение в повышении уровня успешности в педагогической деятельности.

Большинство ученых считают, что коммуникативная компетенция предполагает определенный уровень развития социальной сенситивности, социальной наблюдательности, памяти и мышления (понимания), воображения, проявляющихся наиболее полно в рефлексивности, эмоциональной отзывчивости (эмпатии) и т.д.; представляет собой определенный уровень знаний в области коммуникативных дисциплин и практических умений, обеспечивающих успешность коммуникаций (владеть социальной перцепцией, понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам; «подавать себя» в общении с обучающимся; оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. владеть умениями речевого и неречевого контакта с обучающимися (Л.А. Леонтьев, А.Б. Зверинцева, В.А. Якунин и др.).

Проблему коммуникативной компетенции в деятельности преподавателя выделяют Н.В. Бордовская, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.К. Михальская, Н.Н. Обозов, А.А. Реан, Л.А. Шипилина, Е.А. Юнина, В.А. Якунин. Эти и другие авторы при характеристике профессиональной деятельности преподавателя оперируют такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (А.Н. Леонтьев, И.П. Радченко, ВЛ. Якунин), коммуникативность (Н.Н. Обозов, Р.А. Парошина), коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г. Ананьев, АЛ. Бодалев, ВЛ. Кан-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, ЛЛ. Петровская, A.Y. Хараш), коммуникативные процессы (Г.М. Дридзе, А.Л. Леонтьев, B.А. Якунин),

Особенность коммуникативной компетенции личности преподавателя составляет его теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации; профессионального, в том числе речевого этикета; коммуникативных технологий. Коммуникативная компетенция преподавателя рассматривается как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Она рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей, знаниями и умениями в области межличностных отношений, как личностное качество, проявляющееся в отношении с людьми и как коммуникативные и организаторские умения (связанные с взаимным обменом информации и познанием людьми друг друга; с формированием межперсональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности).

Коммуникативная компетенция преподавателя выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным во благе других, т.е. в проявлении эмпатии. Она раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Модель процесса формирования коммуникативной компетенции будущих преподавателей предусматривает дополнительное изучение таких предметов коммуникативного цикла» как возрастная психология, педагогическая психология, педагогическая конфликтология, логика, риторика, внедрение идей и технологий коммуникативных дисциплин в групповую и коллективную организацию обучения студентов, реализация формирующейся коммуникативной компетенции в период педагогической практики и деятельности творческих коллективов различных направлений, способствует формированию педагога-профессионального коммуникатора - В. Журановский, В. Приходько, И. Федоров полагают, что при изучении указанных выше предметов реализуются следующие коммуникативные функции:

- построение взаимодействия и взаимоотношения со студентами в зависимости от целей, содержания, форм организации и методов обучения, а также достижения положительных результатов педагогического процесса в целом;

- установление с обучаемыми социально-психологического коммуникативного контакта, обеспечивающего творческий характер процесса обучения и высокий уровень усвоения изучаемого материала;

- формирование доверительных и доброжелательных отношений со студентами в межличностном общении;

- индивидуально-ориентированное коммуникативное взаимодействие со студентами в учебном процессе и вне его;

- установление позитивного и устойчивого коммуникативного контакта между преподавателем и студентом по профессиональным и другим вопросам;

- поддержание широких, активных и разнообразных творческих контактов, по вопросам своей научной и педагогической деятельности в вузе и вне его.

Характеризуя специфику предмета «Иностранный язык», следует отметить, что процесс обучения данному предмету осуществляется в русле культурологического, лингвострановедческого, лингвистического, коммуникативного и ситуативно-тематического подходов. К педагогу-профессионалу в области иностранного языка предъявляется ряд важных требований, а именно: быть источником достоверных и корректных знаний предмета, носителем иноязычной культуры, организатором продуктивной ситуативно-тематической коммуникации, ведущей к развитию и воспитанию личности в целом и позволяющей выработать личностные смыслы субъектов интеракции и оценить всю организованную деятельность.

В составе коммуникативной компетенции американские лингвисты выделяют грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, речевую и личностную компетенции, Н.В. Гез в содержание термина «коммуникативная компетенция» включает вербально-когнитивную, лингвистическую, вербально-коммуникативную и метакоммуникативную компетенции. Е.Н. Соловова основной целью обучения иностранному языку называет формирование коммуникативной компетенции. При этом выделяется несколько ее составляющих: личностная компетенция, лингвистическая компетенция; социолингвистическая компетенция; социокультурная компетенция; стратегическая компетенция; дискурсивная компетенция; социальная компетенция.

Личностная компетенция является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении со студентами, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности, развития рефлексивных способностей и формирования своего собственного дидактического стиля, О.М. Шиян определяет зависимость продуктивного развития ауто педагогической компетенции преподавателя иностранного языка от владения им педагогическим мастерством на уровне актерско-режиссерского искусства, степени включенности в постоянный рефлексивный тренинг, построения оптимальных алгоритмов решения профессиональных задач.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. При этом встает вопрос, какие слова, грамматические структуры, интонемы необходимы человеку того или иного возраста, той или иной профессии для обеспечения нормального взаимодействия на изучаемом языке. Здесь интересно сравнить языковой репертуар, предлагаемый в отечественных и международных учебниках в рамках изучения различных тем и ситуаций.

Безусловно, слова, грамматические конструкции, интонемы изучаются с целью их преобразования в осмысленные высказывания, т.е. имеют четко выраженную речевую направленность. Таким образом, можно сказать, что акцент преподавания делается не на язык как систему, а на речь. Но речь всегда ситуативная, ситуация же в свою очередь определяется местом и временем, особенностями аудитории, партнеров по общению, целью общения и т.д. Чтобы адекватно решать задачи общения в каждом конкретном случае, помимо лингвистической компетенции необходима социолингвистическая компетенция, т.е. способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом. Чтобы научиться этому, важно знать семантические особенности слов и выражений, как они изменяются в зависимости от стиля и характера общения, какой эффект они могут оказать на собеседника.

При обучении фонетике, лексике, грамматике в коммуникативном контексте преподавателю наверняка представится не одна возможность учета и формирования социолингвистического опыта обучаемых при условии, что он сам в этом компетентен. Анализ любого аутентичного материала дает массу примеров, ценных как в практическом, так и в развивающем и воспитательном планах. Язык отражает особенности жизни людей. Изучая многообразие планов выражения, можно многое понять и узнать о культуре различных стран изучаемого языка. А это подводит к необходимости формирования социокультурной компетенции. Сегодня, говоря о том, что целью обучения является общение на иностранном языке, мы подразумеваем не просто диалог на уровне индивидуумов, а готовность и способность к ведению диалога культур.

Для того, чтобы грамотно решать задачи общения и добиваться желаемых результатов, недостаточно только знаний культурологического характера. Надо иметь определенные навыки и умения организации речи, уметь выстраивать ее логично, последовательно и убедительно, ставить задачи и добиваться поставленной цели, а это уже новый уровень коммуникативной компетенции, которая в материалах Совета Европы названа стратегической и дискурсивной компетенциями.

Многие вопросы данных уровней коммуникативной компетенции прекрасно разработаны в курсе риторики, некоторые гуманитарно-ориентированные учебные заведения вводят этот курс в обязательную программу - Учебники по риторике могут помочь и обучающимся, и преподавателю ответить на вопросы, как работать над устным выступлением, что такое композиция речи и как грамотно осуществлять взаимодействие со слушателем. Здесь рассматриваются такие вопросы, как определение темы, направленности выступления, логических приемов изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщения), способов связи речи посредством слов, словосочетаний, предложений, повторов, анафор, выражающих субъективное отношение, языковых средств создания эмоциональности и оценочности речи и т.д.

Последней из составляющих коммуникативной компетенции, но отнюдь не последней по значимости является социальная компетенция. Она предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией. Здесь очень важно сформировать чувство толерантности, или, говоря русским языком, терпимости, к точке зрения, отличной от вашей. Здесь принцип «кто не с нами, тот против нас» не работает, а вредит.

Все составляющие коммуникативной компетенции тесно взаимосвязаны и в процессе обучения иностранному языку реализуются в следующих видах речевой деятельности; аудировании (понимании устной речи); говорении (продуцировании устной речи); чтении (понимании письменной речи); письме (продуцировании письменной речи) - Данные компетенции интегрируются в одно наиболее синтезированное образование - коммуникативно-дидактическую компетенцию, являющуюся интегративным свойством личности специалиста, проявляющимся в социолингвистической и дидактической ориентации преподавателя, отражающим социальную, ситуативную и педагогически контекстуальную обусловленность языка как средства профессионального и личностного общения.

На основе вышеизложенного можно выделить следующие уровни коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка.

1. Овладевает стратегией обучения и воспитания, имеет стандартную базовую систему знаний и методов, но встречает трудности при решении нестандартных педагогических задач. А также не способен разрешить конфликтную ситуацию в общении со студентами. Испытывает и реализует потребность в самоорганизации профессиональной коммуникативной деятельности.

2. Овладевает стратегией обучения и воспитания, превращения своей науки в средство развития личности студентов, их профессиональных и коммуникативных качеств. Происходит построение предметности собственной деятельности, то есть определение специфичности, уникальности по отношению к деятельности других преподавателей.

3. Овладевает самоконструированием и разработкой собственных стратегий обучения и воспитания. Уделяет внимание не только своей деятельности, но и деятельности профессионального общества, а также коммуникативному, межкультурному взаимодействию.

Таким образом, коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка - это взаимосвязь методологической, специальной, языковой, общепедагогической, психологической, профессионально-этической, дидактической и методической подготовки, сформированность современного стиля научно-педагогического мышления, готовность к профессиональному самообразованию.

Гуманистическая парадигма обучения и воспитания предполагает переход от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию обучаемого и обучающего. Поэтому усилия преподавателя направлены на организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Это предъявляет новые требования к культуре педагогического труда вообще и коммуникативной культуре преподавателя в частности. Исходя из философских и психологических определений понятий культуры преподавателя ее структурными компонентами являются: наличие коммуникативного идеала, системы коммуникативных норм и правил, отношение к обучаемому как ценности, учет индивидуальных особенностей обучаемого, знание своих коммуникативных способностей и учет ситуации общения. Единство и взаимосвязь всех компонентов коммуникативной культуры преподавателя обеспечивают ему успешную коммуникативную деятельность при обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Сформированность таких ценностных ориентации педагога, как отношение к обучающемуся как к важнейшей ценности, ориентир в своей профессиональной деятельности на его жизненные интересы, отношение к обучающемуся как к субъекту, а не объекту деятельности, ориентир на установление позитивных взаимоотношений с обучающимся, а не воздействие на него, проявляется и наблюдается, прежде всего, в его коммуникативной деятельности, в степени сформирован ности его коммуникативной компетенции.

Введение критерия коммуникативной компетенции было связано с признанием того факта, что именно ежедневная коммуникация преподавателя и студента оказывает огромное влияние на формирование их личности. Обратная связь, получаемая ежедневно студентом через коммуникативную деятельность преподавателя, формирует его Я-концепцию, которая и в настоящем и в будущем определяет во многом эффективность, успешность и счастье его жизни.

Коммуникативная компетенция преподавателя является необходимым условием эффективного осуществления его профессиональной педагогической деятельности. Специальные психологические исследования показали, что умение педагога создать доброжелательную, теплую, творческую обстановку в аудитории существенно влияет на понимание и принятие учебной информации. Умение установить гуманистические, личностпо ориентированные взаимоотношения с обучающимися, родителями и коллегами, по мнению Л.М. Кроль и Е.Л. Михайловой, предполагает наличие у педагога:

1. ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

2. способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

3. умения давать положительную обратную связь другому;

4. умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

5. конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т. д.;

6. уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

7. способности контролировать свои эмоциональные состояния;

8. речевой культуры.

Одним из основных компонентов коммуникативной компетенции преподавателя является ценностное отношение к обучаемому, это краеугольный камень гуманистической педагогики. Именно на фоне этого отношения разворачивается коммуникативная деятельность преподавателя, которая ведет к успеху или неуспеху при решении педагогических задач. Однако взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения входят в число самых неразработанных проблем психологии и педагогики. Особый интерес представляет, по причине почти полного отсутствия исследований на эту тему, изучение влияния отношения на ход и результаты общения.

Результаты педагогического общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирование положительного отношения к учебному процессу. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной компетенции преподавателя, положительно влияет на познавательную активность и развитие творческого потенциала обучаемых.

Теория отношения В.Н. Мясищева предполагает три аспекта отношения: когнитивный, включающий результаты познания конкретного явления действительности, эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект, поведенческий - как актуализированный ответ на него.

Когнитивный аспект включает: изучение психического состояния обучаемого; анализ причинно-следственных связей поведения, неадекватности реакций, семейно-бытовых условий; изучение обучаемого как ценности, взаимосвязанной с другими ценностями, т. е. его межличностных отношений в группе, ролевой статус, поиски наиболее адекватного и комфортного положения среди себе равных; осознание обучаемого как уникальности, как единичного и неповторимого представителя человеческого рода, связанного с другими людьми всесторонними отношениями, отражающими детерминированность личности.

Эмоциональный аспект включает следующие элементы: внутреннее отношение к обучаемому, затрагивающее систему нравственных, мировоззренческих ценностей преподавателя, его убеждение в том, что обучаемый входит в эту систему, его установки и направленность на личность обучаемого как на ценность; а также развитие отношения во времени, что имеет две стороны: чем больше времени преподаватель уделяет общению с обучающимися, тем ярче эмоциональный фон их отношений, с другой стороны, негативное прошлое обучающегося, известное преподавателю, не должно формировать предвзятое отношение к нему, всегда должна присутствовать вера в изменение свойств личности в лучшую сторону и вдохновлять преподавателя на дальнейшие, более близкие и полезные отношения с обучающимися, В плане эмоционального аспекта ценностного отношения преподавателя к обучающимся В.Н. Мясищев основную роль отводит трем базовым качествам: децентрации - способности и умению строить педагогическое взаимодействие на «безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения»; идентификации - такому способу познания другого, при котором предположение о внутреннем состоянии другого строится на основе попытки поставить себя на его место; эмпатии - аффективной форме идентификации, при которой наступает состояние сочувствия, сопереживания и отклик на психическое состояние другого.

Поведенческий аспект, вытекающий из рассмотренных качеств, вероятно является самым сложным и требующим от преподавателя внутренних и внешних усилий. Методологической основой рассмотрения этого аспекта является трансактный анализ (положение коммуникаторов в позициях «родитель, взрослый, дитя»). В.Н. Мясищев говорил: «выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения. Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатия и саморефлексия».

Все люди, у которых сформировано отношение к другому человеку как к высшей ценности, устойчиво проявляют интерес буквально к каждому человеку, который встречается на их жизненном пути. Прежде всего, они фиксируют положительные психические свойства его личности, сочувствую и переживают ему.

Теперь рассмотрим факторы, которые формируют и развивают ценностное отношение обучающегося к другому человеку. Они дают нужный результат, если число их необходимо и достаточно, и они действуют во взаимодействии друг с другом, В первую очередь среди них следует различать макро-, мезо- и микрофакторы. Первый по значимости - господствующий в обществе, в котором живет и развивается как личность обучающийся, реальный тип взаимоотношений между людьми, и работает ли он на укоренение в каждом молодом человеке ценностного отношения к другому или способствует развитию отношения противоположного характера.

Следующие макрофакторы, проявляющиеся в общественном сознании: идеология, ставящая в центр всей деятельности общества всестороннее развитие способностей, общечеловеческая высокая мораль, эстетика, возвеличивающая красоту и ценности человека, - не занимают в нашем обществе доминирующего места.

Если теперь остановить внимание на мезофакторах, от которых зависит формирование ценностного отношения к другому человеку, то это содержание образования, которое он получает, особенно в той его части, где речь идет о взаимоотношениях людей, об их воздействии друг на друга. Понятно, что на формирование ценностного отношения к другому человеку эта часть образовательной программы фактически не нацелена и реализуется лишь эпизодически. К мезофакторам следует отнести также семью, группу, где учится студент, и педагогов, которые его воспитывают, референтную для него группу других сверстников и взрослых.

Что же касается отношения к обучающимся при преподавании иностранных языков, то оно ориентировано на развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ею иноязычной речевой деятельности. Эффективное достижение поставленных задач при обучении иностранному языку возможно лишь в условиях, адекватных коммуникативной природе любого языка. Следовательно, учебный процесс по обучению иностранному языку необходимо рассматривать как особым образом организованное взаимодействие, которое реализуется во взаимоотношениях студентов друг с другом и преподавателем- Именно в процессе этого взаимодействия создаются условия для мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и творческих сил студентов, для обмена жизненным и социальным опытом, а также духовными ценностями.

В настоящее время одним из основных принципов обучения иностранным языкам является личностно ориентированная направленность. Это значит, что построение учебного процесса должно осуществляться с точки зрения развития личности, ее субъективного внутреннего состояния, ее индивидуальной программы усвоения изучаемого языка- Личностно ориентированный характер обучения иностранным языкам диктует необходимость переосмысливать как обучающую деятельность преподавателя, так и деятельность, и позицию студентов по усвоению языка. Студент становится главным субъектом учебного процесса. Преподаватель выступает в роли помощника, советчика, организатора общения на изучаемом языке. Это так называемая центрированная на студента модель обучения.

В то же время, учитывая положение о том, что общение невозможно без взаимодействующих в нем личностей, необходимо рассматривать в качестве субъекта совместной деятельности не только личность, но и коллектив. Вот почему эффективность современного процесса обучения иностранному языку определяется умением преподавателя объединять студентов в коллектив посредством личностно и общественно значимой, интересной для него деятельности общения, понимать психологию коллектива студентов, координировать свои действия с действиями студентов и действия последних друг с другом. Необходимо сокращать традиционную фронтальную работу, при которой речевую активность проявляет преподаватель, а студенты активны только в том случае, если их спрашивают, в пользу самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения. Использование последних, в частности, позволяет:

- активизировать внешнюю и внутреннюю активность студентов;

- развивать у студентов способность самостоятельно осуществлять коммуникативную деятельность на изучаемом языке;

- вовлекать всех студентов в коммуникативно-познавательную деятельность;

- значительно увеличивать время говорения каждого студента;

- развивать у студентов творческий потенциал;

- поддерживать интерес к изучению иностранного языка;

- развивать у студентов умение работать в коллективе;

- учитывать индивидуальные особенности студентов.

Изучая условия развития коммуникативной компетенции молодого специалиста, в первую очередь приходится рассматривать тот факт, что, наблюдая за деятельностью преподавателя, обучаемый невольно приобретает приемы и способы, которые он затем применяет в своей трудовой деятельности. Преподаватель является образцом для обучающегося, и этот факт является одним из условий развития коммуникативной компетенции будущего преподавателя. Преподаватель с высокой коммуникативной компетенцией, умеющий создать на занятиях положительный психологический климат, относящийся к обучаемому как к ценности, окажет положительное влияние на развитие и становление будущего преподавателя, и наоборот.

 

АВТОР: Головко Е.А.