18.11.2010 62305

Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (И.Н. Вавилова)

 

На правах рукописи

 

Вавилова Ирина Николаевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ  ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

13.00.07 - теория и методика дошкольного образования

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург - 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

 

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент  Калинина Ольга Валерьевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Яфальян Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор Литвак Римма Алексеевна

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный  педагогический университет»

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальностьпроблемы и темы исследования. Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев). Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Основой нравственного развития личности является оптимальная социализация дошкольника (Е.О.Смирнова). По мнению В.П. Зинченко, Л.В. Коломийченко, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, социализация включает познание человеком социального пространства, овладение умениями межличностного общения, приобретение нравственных качеств. Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые имеют в системе мотивов индивидуальную выраженность. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Многое зависит от уровня нравственности ближайшего окружения – сверстников, педагогов и родителей, качества нравственного воспитания, характера взаимоотношений с детьми, уровня личностного нравственного роста.

Анализ теоретических исследований, программно-методических материалов, изучение практики развития нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста позволил установить, что проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остается не разрешенной. Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается нами как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах. Известно, что нравственные нормы регулируют взаимоотношения, влияющие на развитие таких нравственных качеств, как сдержанность, сочувствие, сопереживание, адекватная самооценка, дисциплинированность.

На современном этапе возникает потребность в переосмыслении подходов к определению целей, задач, отбору содержания нравственного воспитания и оценке уровня нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста. В дошкольном образовательном учреждении необходимо совершенствовать способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей и мир культуры (Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, B.C. Мухина).

Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между социальной значимостью формирования нравственной воспитанности детей дошкольного возраста и низким уровнем нравственной воспитанности у детей.

Актуальность на научно-педагогическом уровнеобусловлена недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития нравственного воспитания дошкольников и отсутствием необходимых развивающих программ, направленных на формирование нравственной воспитанности личности педагогическими средствами.

Актуальность на научно-методическом уровне определяется противоречием между психолого-педагогическими условиями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и недостаточным применением нетрадиционных приемов, педагогических и психологических механизмов, способствующих позитивной динамике нравственной воспитанности.

Следствием этого являются противоречия научно-педагогического характера, с которыми сталкивается современное дошкольное образование. Выделенные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения».

 Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и условия формирования нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

 Объект исследования - нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

 Предмет исследования - педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старших дошкольников.

 Гипотеза исследования. Формирование нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста, возможно, станет успешнее, если:

- для моделирования процесса формирования нравственной воспитанности дошкольников использовать концептуальные положения исследований о компонентах нравственной воспитанности личности; принципы системного подхода, единства сознания и деятельности, субъектности и целесообразности;

- осуществлять педагогический процесс формирования нравственной воспитанности личности ребенка на основе личностно ориентированного подхода с учетом психологических механизмов развития личности детей дошкольного возраста;

 - применять педагогическую стратегию формирования нравственных качеств личности, основанную на включении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка посредством активных методов (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями) и форм организации взаимодействия (групповой, парной и в микрогруппах);

-использовать содержание программы «Нравственно-воспитанным быть необходимо», состоящей из трех модулей (культурно-логического, позитивно-мотивационного и эмпатического взаимодействия), обеспечивающих формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных нравственных качеств и нравственного поведения.

- оценивать уровень сформированности нравственной воспитанности личности ребенка в соответствии с наличием представлений о нравственных отношениях, нравственных нормах и правилах нравственного поведения детей дошкольного возраста на основе комплексной диагностики.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и выявить концептуальные основы нравственного воспитания личности ребенка.

2.  Создать процессуальную модель формирования нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста на основе единства компонентов личности, определив ценностную, мотивационную направленность нравственной воспитанности .

3.  Внедрить комплекс диагностических методов и приемов для определения уровня сформированности нравственной воспитанности детей в условиях дошкольного учреждения .

4.  Разработать содержание программы формирования у детей позитивных нравственных качеств и нравственного поведения.

5. В ходе опытно-поисковой работы проверить необходимость и достаточность комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования нравственной воспитанности личности ребенка дошкольного возраста.

 Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 концепции нравственного развития детей (Л. И. Божович, В.С. Мухина, Р.Р. Калинина, Ж.Пиаже, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); концепции деятельностного подхода и ведущей роли деятельности в формировании нравственной личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.Ф.Обухова); базовые положения об особенностях социализации ребёнка дошкольного возраста; (Л.И. Божович, В.П.Зинченко, С.А.Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.В.Кудрявцев, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, Д.И. Фельдштейн); концепции личности и кризисов возрастного развития (Л.С. Выготский, Э.Эриксон, Д.Б. Эльконин.); идеи системного анализа педагогических и психологических явлений; единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев); идеи гуманизации (К.А. Абульханова-Славская, А.С.Белкин, Е.В. Коротаева, А.Маслоу, А.В. Мудрик, Н.Н. Поддьяков, С.И. Семенака, О.В. Хухлаева, В.Д. Шадриков); концепции психолого-педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова, Р.М. Битянова); положения об оценочной деятельности педагога (Ш.А. Амонашвили).

 Методы исследования. Общетеоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование, изучение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, практическое моделирование педагогических ситуаций. Экспериментальные: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Эмпирические: прямое и косвенное наблюдение, беседа, метод творческих задач. Психодиагностические: опросники, рисуночные пробы, проективные методики, игры. Праксиметрические: анализ деятельности, корреляционный анализ, оценка средних значений по Стьюденту, графическая обработка результатов исследования.

 Этапы исследования.

 На теоретико-организационном этапе(2005 - 2006) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература, разрабатывался перспективный план исследования, формулировались тема, цель, определялись предмет, гипотеза, задачи исследования.

 На содержательно-технологическом этапе (2007 - 2008) создавалась процессуальная модель формирования нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста на основе единства компонентов личности. Внедрялся комплекс диагностических методов и приемов определения уровня сформированности нравственной воспитанности детей в условиях дошкольного учреждения. Разрабатывалось содержание программы формирования у детей позитивных нравственных качеств и нравственного поведения. В опытно-поисковой работы проверялись педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования нравственной воспитанности личности ребенка дошкольного возраста. Диагностировался уровень нравственной воспитанности, владение умениями создавать оценочное высказывание у воспитателей ДОУ; проводились констатирующий и формирующий этапы исследования.

 На итогово-аналитическом этапе(2008 - 2009) уточнялся педагогический инструментарий, проводился контрольный срез; подтверждались основные положения диссертации; обобщались и анализировались результаты педагогического эксперимента, формулировались выводы.

 База исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2009 год. На этапе констатирующего эксперимента участвовали 120 детей, 40 педагогов, 80 родителей. Исследованием были охвачены ДОУ № 6, 24, 35 г. Шадринска Курганской области. На заключительном этапе эксперимента приняло участие 60 детей ДОУ № 24 в контрольной и 60 детей в экспериментальной группе.

 Научная новизна исследования:

- В отличие от ранее выполненных работ (С.А. Козловой, Р.Р. Калининой, Н.А. Корниенко, Т.А.Куликовой), в которых поднимаются вопросы нравственного воспитания дошкольников в условиях социальной действительности, в данном исследовании смоделирован процесс формирования нравственной воспитанности личности старших дошкольников на основе концептуальных положений психологии о компонентах нравственной воспитанности личности и принципов системного подхода, единства коррекции и диагностики, единства сознания и деятельности, субъектности, целесообразности, ценностно-смыслового принципа.

- Обоснована педагогическая стратегия с учётом психологических механизмов, посредством применения активных методов (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями) и форм организации взаимодействия (групповой, парной и в микрогруппах) субъектов педагогического процесса; создана процессуальная модель формирования нравственной воспитанности личности;

- Описаны педагогические и психологические механизмы, способствующие интериоризации у дошкольников основных нравственных понятий и разработана методика формирования нравственной воспитанности старших дошкольников.

-Определены критерии сформированности нравственной воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста, отражающие нравственные качества, мотивационную направленность и нравственное поведение дошкольников.

- Разработано содержание нравственного воспитания в соответствии с формируемыми компонентами личности: когнитивный - через содержание культурно-логического модуля, эмоциональный - через модуль эмпатического взаимодействия и поведенческий - через содержание позитивно-мотивационного модуля.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что получила дальнейшее развитие теория нравственного воспитания дошкольников:

- разработана педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста на основе обобщения теоретического материала о нравственной воспитанности, содержащегося в зарубежной и отечественной педагогике и психологии;

 - определен способ формирования компонентов нравственной воспитанности личности и создана процессуальная модель формирования нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на основе выделенных компонентов личности;

- описаны нравственные компоненты личности и определены особенности поведения, чувств и переживаний ребенка старшего дошкольного возраста, учитываемые в организации диагностического процесса с использованием комплекса модифицированных методик.

 Практическая значимость исследования. Разработанные педагогические условия формирования нравственной воспитанности у старших дошкольников могут найти применение в работе педагогов и психологов ДОУ. Полученные результаты применимы в практике работы педагогического персонала для осуществления комплексной диагностики нравственного развития детей дошкольного возраста, а также диагностики представлений о нравственной воспитанности детей у педагогов и родителей.

 Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием теоретических положений диссертационного исследования, применением педагогических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, результатам эксперимента, объёму эффективности практической работы в образовательном поле ДОУ.

 Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась с 2005 г. в дошкольных образовательных учреждениях г.Шадринска, а также посредством публикаций в научных сборниках (Москва, Екатеринбург, Магнитогорск, Шадринск, Челябинск). Работа обсуждалась на заседании кафедры педагогики и психологии, кафедры возрастной психологии Шадринского государственного педагогического института; на педагогических советах ДОУ; на международных, межрегиональных и внутривузовских конференциях.

 Положения, выносимые на защиту:

1. В отличие от сложившегося в системе дошкольного образования традиционного способа нравственного воспитания, разработанная процессуальная модель формирования нравственной воспитанности личности дошкольников основана на методологии личностно ориентированного подхода и принципах системного подхода, единства сознания и деятельности, субъектности к решению научной проблемы нравственного воспитания детей в ДОУ.

2.  Педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности личности детей старшего дошкольного возраста с учетом психологических механизмов, посредством активных методов (игровые методы с проблемно-игровыми заданиями) и форм организации взаимодействия (групповой, парной и в микрогруппах) оптимизирует позитивную мотивационную направленность личности дошкольника, повышая уровень развития нравственных качеств и нравственную воспитанность в целом.

3. Содержание нравственного воспитания дошкольников не должно ограничиваться формированием представлений о нравственных качествах и нравственных нормах, оно требует целенаправленной и специально организованной педагогической деятельности по формированию нравственной воспитанности посредством разработанной программы «Нравственно воспитанным быть необходимо», которая включает три модуля: культурно-логический, эмпатического взаимодействия и позитивно-мотивационный, обеспечивающих формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивные нравственные качества и нравственное поведение.

4.  Оценивать уровень сформированности нравственной воспитанности личности ребенка необходимо в соответствии с наличием представлений о нравственных отношениях, и освоения нравственных норм и правил нравственного поведения детей дошкольного возраста на основе комплексной диагностики.

5. Комплекс педагогических условий является необходимым и достаточным для обеспечения успешности формирования нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 3 приложения, рисунков 2 и таблиц 16. Список литературы насчитывает 207 наименований, из них 7 - на иностранном языке. Общий объем работы 179 страниц.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность проблемы и темы диссертационного исследования, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования; представлена теоретико-методологическая основа исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, а также обозначена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

 В первой главе «Теоретические основы формирования и развития нравственной воспитанности личности детей дошкольного возраста» нравственная воспитанность определяется как проявление отношения личности к сверстникам (Б.Т.Лихачев). Нравственно воспитанный человек тот, у кого есть потребность, стремление вести себя в соответствии с определенными нормами.

 Нравственное поведение есть совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Первоочередной проблемой формирования нравственной сферы, как отмечал А.А. Бодалев, является проблема объективных факторов, которые обеспечивают ее развитие. Он указывает на аксиологическое образование личности – гуманистическое коммуникативное ядро, которое имеет трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и действенный компоненты. Когнитивный (информационный) компонент содержит знания о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, а также представления о нравственных качествах личности. Эмоционально-мотивационный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку. Поведенческий компонент включает моральные действия, нравственные привычки и поступки, то есть реальное выполнение нравственных норм и требований. Взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения. Объединяют различные свойства нравственной сферы личности ребенка, относящиеся к различным компонентам (когнитивный, аффективный и поведенческий),его нравственные качества. Их характеристики совпадают с характеристиками базисных этических понятий позитивной модальности. Однако, как показала практика, педагоги довольно часто и сами плохо представляют состав тех понятий нравственности, которые доступны ребенку и на которых строится процесс нравственного воспитания.

 Процесс нравственного воспитания связан с качественными изменениями нравственного сознания и поведения. Л.Н. Рубинштейн говорил, что попытка взрослого внести в ребенка знание о нравственных нормах, минуя собственную его деятельность по овладению ими, подрывает основы здорового умственного развития ребенка, воспитание его личностных свойств и качеств. Нравственные ценности – это часть общечеловеческих ценностей (добро, справедливость, терпимость и др.), которые обусловливают гармонию общественного порядка и внутреннюю гармонию личности.

 А.С. Макаренко считал, что выработка устойчивого, привычного нравственного поведения немыслима без правильной организации всей системы воспитательных воздействий. Это выработка сознательных целевых устремлений, усвоение эмоционального опыта, повторение нужных действий с «переживанием» их. В реальной жизни реальное и эмоциональное поведение образуют тесное единство образа «Я». Сензитивность ребенка к содержанию «Я – концепции» делает его уязвимым к любым воздействиям других людей. Нравственное развитие трактуется нами как процесс положительных качественных изменений личности под влиянием многих факторов: системы нравственного воспитания, социальной среды, самовоспитания, личного опыта и как состояние, характеризующееся достигнутым личностным уровнем нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе (О.С. Барило, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, С.А. Козлова).

 Нравственное развитие личности - это присвоение ребенком моральных норм, обобщение и превращение их во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Дети учатся видеть ценность в самих нравственных поступках, измерять свое достоинство способностью вести себя определенным образом, в соответствии с одобряемыми образцами поведения. Согласно взглядам ученых, нравственные качества личности есть проявление устойчивых отношений личности, синтез эмоционального, рационального и волевого компонентов, имеющих прямое отношение к становлению нравственной воспитанности. На базе нравственного опыта происходит формирование системы моральных представлений, ценностей, суждений. В комплексе это обеспечивает нравственную направленность личности.

 Мы исходили из того, что в дошкольном возрасте впервые начинает осознаваться смысловая связь вещей и действий. Оценка окружающих людей способствует развитию чувства долга у детей старшего дошкольного возраста, оказывая сильное влияние на развитие личности, при этом дошкольники пользуются конкретными представлениями о каком-то весёлом, добром или лживом человеке.

 Наиболее продуктивной парадигмой исследования нравственного поведения в российской психологии является деятельностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Л.И.Божович рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации и образца. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Наряду с этим между разными видами мотивов складывается соподчинение: одни из них имеют более важное значение, чем другие. Нравственные привычки детей крепнут постепенно, по мере обогащения их социального опыта.

 В работах Г.С. Абрамовой, А.А. Бодалёва, А. В. Запорожца, А.Д. Кошелевой и др. отмечаются особенности психики дошкольника: ребенок начинает больше обращать внимание на себя, на свои действия, способности оценивать свое поведение и результаты собственных действий, осознавать свое развитие. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть, как и они, и действовать вместе с ними, но реально сразу выполнять функции старших он не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть, как взрослый, и ограниченными реальными возможностями.

 В научных исследованиях нравственностьпредставлена как совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом общества. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это осознание и реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральных переживаний. Нравственная воспитанность личности ребёнка дошкольного возраста рассматривается нами как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребёнка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.

 В исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место. Переход социального чувства в мотивационную сферу, превращение его в неосознанный мотив поведения означает формирование устойчивых стереотипов поведения нравственной направленности. Эмоциональные реакции растущего человека являются объединенным итогом этих начал. В них раскрываются особенности эмоционального отношения, которое установилось к определенному предмету или кругу явлений (Е.И. Рогов).

 Анализ психолого-педагогической литературы показал, что с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте способны следовать им, что особенно важно для формирования нравственного сознания. В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г.Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений (А.М. Виноградова).

 Важно, чтобы уровень сформированности нравственных норм был высоким, что дает детям возможность приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающих комфортное пребывание в коллективе сверстников. Анализ добровольного следования нормам в ситуации морального выбора как процесса саморегуляции позволяет очертить ту область морального сознания индивида, которая в психологическом плане непосредственно связана с его моральным поведением. Ориентация ребенка на выполнение положительно оцениваемых поступков служит формированию разнообразных личностных свойств. Происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим требованиям.

 Таким образом, нужно так построить взаимоотношения ребенка с социальной средой, чтобы он жил в системе ориентации, соответствующей нравственным требованиям

 Занимаясь проблемой нравственной воспитанности, мы опираемся на системный, деятельностный принципы, реализуем дифференцированный и личностноориентированный подходы. В процесс формирования нравственной воспитанности включены педагоги, психологи, дети, родители. Его цель - формирование нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. При моделировании процесса мы учитывали приоритетность игровой деятельности в жизни ребёнка, позитивное отношение взрослых к моделируемому процессу.

 Педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности дошкольника создана нами на основе психологических механизмов и разрабатывалась с учетом современных исследований.

 Теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, осуществленный на основе системного подхода, позволил выявить, определить и обосновать сущность, структуру и содержание понятия нравственной воспитанности. Однако нужно учитывать, что у дошкольников моральный опыт невелик, а нравственные представления могут быть поверхностными и даже искаженными. Л.С. Выготский говорил, что одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение в этот период внутренних этических инстанций. Формируя этические представления, нужно учить детей осознанно подходить к явлениям морального характера. По утверждению В.С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется следующими условиями нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Нужно учить видеть и понимать людей – это самое сложное в воспитании человека (В.А. Сухомлинский).

 Присвоение ребенком многих нравственных правил происходит на основе развития у него понимания различать состояния окружающих его взрослых и сверстников. Это побуждает дошкольника в ДОУ проявлять гуманное эмпатическое отношение (сочувствие, забота, отзывчивость), оказывать содействие в ситуациях эмоционального дискомфорта (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, М.И. Лисина, Т.А. Репина).

 Мы поставили задачу разработать педагогическую стратегию формирования нравственной воспитанности личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. С этой целью нами разработана процессуальная модель формирования нравственной воспитанности личности ребенка в условиях ДОУ (рис. 1).

 Методологическую основу процессуальной модели составили принципы системного подхода (Б.Ф.Ломов), принцип единства коррекции и диагностики (чёткий контроль динамики изменения поведения, эмоционального состояния, чувств и переживаний), принцип единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), принцип субъектности (идея самости как способности к самореализации и самоутверждению).

 В аспекте интересующей нас проблемы были проанализированы образовательные программы ДОУ. Все существующие программы можно разделить на две группы. В первую группу включаются программы, связанные с воспитанием трудолюбия и коллективизма. Это коррекционно-развивающая технология «Я – Человек», разработанная С.А. Козловой. Во вторую группу входят программы, рассматривающие новые проблемы: самоценность личности, самоуважение, проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав («Программа воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой»). Однако представленные разработки не учитывают психологических механизмов формирования нравственной воспитанности личности ребенка дошкольного возраста.

 В отличие от известных программ мы определили содержание нравственного воспитания на основе развития компонентов нравственной воспитанности личности, представив его в программе «Нравственно воспитанным быть необходимо».

Наша программа включает три модуля: культурно-логический, эмпатического взаимодействия, позитивно-мотивационный. Задачи, решаемые в первом модуле, связаны с формированием у детей представлений об этических и нравственных качествах: вежливость, чуткость, благородство, деликатность, гордость, человеколюбие, достоинство, коммуникабельность. Реализуя содержание второго модуля, мы расширили круг этических понятий, с которыми знакомились дети: самоуважение, терпение, искренность, соучастие, отзывчивость, дружелюбие, застенчивость.

 При реализации третьего модуля в центре внимания оказались понятия: смелость, добросовестность, настойчивость, решительность, активность, самопознание, самоконтроль. Определение круга понятий в каждом модуле обусловлено основной идеей. Основная идея первого модуля – нравственность заключена в самом человеке; второго модуля – в тебе нуждаются другие люди, их нужно беречь; третьего модуля – приносить пользу окружающим приятно. Содержание каждого модуля реализовалось на 9 занятиях (всего 27 занятий). Например, первый модуль включает занятия следующей тематики: «Ты среди людей», «Правила вежливости», «Человеческое общение необходимо», «Понимай правильно окружающих», «Чуткость и доверительность вместе», «Ты взрослеешь», «Твои поступки благородны», «Учись себя уважать». Второй модуль содержал девять занятий: «Вокруг тебя хорошие люди», «Учись это понимать», «Верь в добрые дела», «Без тебя трудно», «Твоя помощь нужна», «Будь терпеливым», «Оцени себя сам», «Верь в дружбу», «Сделаем всё вместе». Третий модуль включил занятия: «Добрые дела делают нас сильными», «Сделай хорошо, что наметил», «Прояви свою смелость», «Добрые дела доставят тебе радость», «Руководи собой и стань лучше», «Учись преодолевать препятствия», «Не допускай плохого поведения», «Поручения взрослых надо выполнять».

 Педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности старших дошкольников, разработанная на основе личностно ориентированного подхода с учётом психологических механизмов, позволит оптимизировать позитивную мотивационную направленность личности дошкольника, повысить уровень развития нравственных качеств и нравственную воспитанность в целом.

 Таким образом, в отличие от сложившегося в системе дошкольного образования нравственного воспитания на основе традиционных способов, разработанная нами процессуальная модель формирования нравственной воспитанности дошкольников основана на методологии личностно ориентированного подхода к решению научной проблемы нравственного воспитания детей в ДОУ, принципах системного подхода, единства сознания и деятельности, субъектности.

 Вторая глава «Опытно-поисковая работа по формированию нравственной воспитанности дошкольников» посвящена анализу работы ДОУ по формированию нравственной воспитанности детей. Педагогический эксперимент осуществлялся в детских садах г. Шадринска Курганской области с 2005 по 2009 год. Исследованием охвачено три ДОУ. На этапе констатации изучались особенности нравственной воспитанности дошкольников на основе полученного практического материала. В работе рассмотрены условия по реализации модели формирования нравственной воспитанности и обоснована последовательность, предложены пути и средства формирования нравственной воспитанности, определена эффективность проведенной работы. В формирующем эксперименте приняли участие 120 детей ДОУ № 24 г. Шадринска. Опираясь на определение нравственной воспитанности, мы полагаем, что её формирование возможно за счёт освоения и внедрения в содержание нравственной воспитанности культурно-логического модуля, активного эмпатического взаимодействия и модуля позитивной мотивационной направленности. Оценивая развитие компонентов нравственной сферы личности, мы применили комплексную диагностику.

Когнитивный компонент личности. Выявлялись представления детей о нравственных качествах в процессе решения шести проблемных заданий, позитивные мотивы поведения и характер действий с разными предметами. С этой целью применяли метод наблюдения Я.Л. Коломинского. Результаты показали: дети перечисляют предметы, определяют их функции, но мало употребляют слов, обозначающих нравственность; используется оценка, этические понятия: хорошо - плохо, добро - зло (внесение наглядности позволило проявлять механизм рефлексии); иногда обращают внимание на нравственную мотивацию (механизм идентификации). Модифицированная методика М.Р. Гинзбурга «Сортировка качеств» (три серии) позволила выявить представления детей о нравственных качествах: 24% детей адекватно дифференцировали предложенные качества и определяли значение слов «злой – добрый - ленивый». Средний уровень имели 46% детей: при определении нравственных качеств они перечисляли другие слова: «добрый - хороший», «трусливый - ленивый». Низкий уровень имели 30% детей: они не дифференцировали нравственные качества.

 Применив метод беседы, мы установили: девочки образ взрослых наполняли качествами, имеющими отношение к нравственной воспитанности; к нравственным качествам они отнесли чуткость и заботливость взрослых - 40%, в поведении отметили вежливость 20%, уважение - 12%; 8% сказали, что взрослые не толкают детей и не бьют их. По мнению девочек, мальчики должны обладать мужскими нравственными качествами и позитивным поведением по отношению к девочкам. Мальчики (50 человек) отнесли к нравственным качествам смелость (40%) и доброту (20%). Поведение у всех детей позитивное: никто не дерется и не ссорится, все хорошо ведут себя в детском саду. Результаты показали, что функции механизма – идентификация с близкими, опора на их действия - очевидны.

 Используя модифицированную методику Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация», мы выясняли оценочное отношение к статусу мальчика и нравственное проявление его в разные периоды жизни. 65% детей показали себя на рисунке младенцем. Идентифицировав (действия механизма идентификации) себя с рисунком, 61% детей ответили: « Играю с мальчиками в садике», «Похож на этого мальчика», «Он одет, как я». В то же время 40% детей выбрали образ школьника, говоря: «Учусь читать», «Скоро будет выпускной», «Вырос, заканчиваю подготовительную группу и занимаюсь зарядкой», «Хочу учиться и всё знать». Здесь мотив носил познавательный характер и проявлялся в интересе к будущему. Никто не выделил нравственные качества, которые нужны сейчас или в будущем.

 Тест «Автопортрет» дал представления о своём «Я»: «Я» – привлекательном и «Я» – непривлекательном (нужно было выбрать рисунок). Выяснялось умение адекватно себя оценивать. 56% детей говорили, что им нравится быть такими, какими они есть сейчас, потому что можно играть с друзьями и не надо заниматься, как в школе (мотивация игры и труда); другие - 44% - считали, что школьником быть хорошо, у него есть портфель (мотив познавательного характера). Привлекательным стал образ юноши и школьника: юноша - смелый, сильный, храбрый, он зарабатывает деньги; взрослый мужчина – это как мой папа. Полученные результаты показали, что у детей есть стремление к росту, к новой социальной и возрастной роли, но содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности ещё недостаточно развито, хотя мотив эмпатического воздействия частично проявлялся. Снова выделяются качества смелости, силы, что характеризует физические качества, но не нравственные.

Эмоциональный компонент личности. Первые эмоциональные реакции ребенка, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, подражательны. Он понимает непосредственное значение событий, позднее - их обобщенный смысл. С возрастом у ребенка развивается умение регулировать проявление своих чувств и управлять ими. У них появляются скрываемые чувства. В силу этого по-иному выступает старая этическая категория «добро» - как содержание самой жизни, как деятельность. Воспитание чувств - сложный процесс. Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Один и тот же объект может вызывать переживание, в котором слиты эстетические, этические и познавательные чувства.

Развитие чувств ребёнка связано с формированием интеллекта, его мыслительных способностей, знаний о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Благодаря этому он получает возможность оценивать характер своей деятельности, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своего поведения со стороны присутствующих.

А.А. Люблинская утверждает, что нравственные чувства ребёнка проявляются и укрепляются в наблюдениях за конкретными действиями и поступками человека, что, если нет органической связи знаний (моральных понятий), оценочного отношения (хорошо – плохо) поступка, ни о каком нравственном воспитании личности говорить не приходится. Нравственные чувства вызывают эмоциональную идентификацию. Чувства ребенка-дошкольника становятся более глубокими. Это связано с нарастающим социальным опытом ребенка. Дети могут оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и дать какое-то обобщенное суждение о том, что они услышали или увидели.

Овладение только знаниями о моральных качествах людей не обеспечивает появления у ребенка соответствующих нравственных чувств. Они возникают как выражение отношения самого ребенка к соответствующему поступку человека, на основе потребностей личности, синтеза знаний и переживаний. К концу дошкольного детства высшие чувства становятся мотивами поведения ребёнка. Диагностика эмоционального компонента нравственной воспитанности в процессе рисования «Помоги нарисовать весёлое и грустное лицо» показала: яркими цветами дети отражали радостное состояние своего лучшего друга - 15%, объясняя, что друзьям весело, когда они играют. Лицо мамы чаще было грустным – 35%. На вопрос: «Почему?». Дети отвечали, что у неё много забот, она устаёт. Папино лицо отобразили 50% детей. Оно было выполнено серыми красками. Своим рисунком дети отражали эмпатическое проявление к близким и друзьям, вербального сопровождения было мало. Особое значение приобретают игровые приёмы. Об этом свидетельствует игра «Как я выражаю свои чувства? (о нравственных нормах и правилах поведения в игре)». Выяснить альтернативу понимания качеств, как они говорят друг с другом: мирно или агрессивно. Произношение фразы агрессивным или дружелюбным тоном 44% детей (высокий уровень) выполняли правильно, 31% детей (средний уровень) соответствовали правилам частично; 25% (низкий уровень) относились к инструкции безразлично.

Поведенческий компонент личности. Игра «Волшебное слово» располагала собеседника к себе, помогала вспомнить волшебные слова и выражения: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры». В ходе игры дети произносили «волшебные слова»: здравствуйте, до свидания. Дети произносят те вежливые слова, которые они сами часто слышат (позитивный воспитательный микросоциум, к сожалению, беден, поэтому нормы поведения и межличностные отношения необходимо совершенствовать). Модификация метода А.И.Захарова в беседе с детьми на темы страхов «Красный дом – чёрный дом» позволила установить понимание причин страха во взаимоотношениях. Участвовало 57 детей. В итоге оказалось, что дети говорят о причинах страха, мотивируя их своим опытом или рассказами взрослых. Больше всего боятся одиночества 13% и «чтобы мама не наругала» - 10%. Никто не выдвинул причины страха по нравственным мотивам (психологический механизм – идентификация), хотя в отдельных случаях проявление страха вызвано отношениями с родителями.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дети воспринимают позитивно-нравственные качества: знают нравственные нормы, владеют культурой поведения. В итоге получены исходные данные о сформированности компонентов нравственной воспитанности дошкольников (табл.1).

 Нами проведена работа с педагогическим персоналом, психологами и родителями испытуемых детей. Анализ ответов педагогов ДОУ выявил высокий уровень знаний о нравственной воспитанности детей у 20% опрошенных, средний – у 35% и низкий – у 12,5%. 32,5% респондентов даже при помощи дополнительных вопросов ответов на предложенные вопросы не дали.

 Проведение анкетирования среди 80 родителей показало некоторую идентичность с результатами анкетирования педагогов. Только в 14 ответах (17,5%) зафиксировано, что родители имеют представление о понятии, «нравственная норма» без его конкретного определения. Нравственное поведение связывают с наличием нравственных качеств 36 родителей.

На формирующем этапе эксперимента мы решали проблему формирования нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, реализуя программу «Нравственно-воспитанным быть необходимо». Происходила коррекция негативных форм, отрицательно влияющих на проявление нравственной воспитанности. Психокоррекционное воздействие осуществлялось за счет применения механизмов: подражания, имитации, поощрения или наказания, внушения, идентификации, установки, эмпатии, рефлексии, интериоризации-экстериоризации. А.В.Запорожец назвал подражание одним из наиболее генетически ранних путей усвоения ребенком общественно сложившихся форм поведения. Имитация по своей сути является механизмом построения ориентировочного образа и понимается как основной источник новых актов поведения и эффективная стратегии научения. В результате наблюдалось блокирование неадекватных способов поведения, опосредованное воздействие через сверстников, прямое и косвенное внушение. Программа рассчитана на 27 комбинированных занятий продолжительностью 25-30 минут с периодичностью 2-3 занятия в неделю.

 Общие подходы к определению механизма стереотипизацииразработаны в трудах В.В. Абраменковой, А.А. Бодалёва, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова. Исследования В.В.Абраменковой свидетельствуют о том, что стериотипы выступают сначала в простых значениях, постепенно усложняясь. Э. Эриксон, рассматривая развитие идентичности, считал, что в раннем возрасте действуют механизмы интроекции и проекции, готовя основу для будущих идентификаций, а в детстве осуществляется идентификация со значимыми людьми. Идентификации - это опознание, понимание и интерпретация другого путем отождествления себя с ним. Она может выражаться в готовности чувствовать, переживать, действовать так, как если бы это был он сам. Одним из условий достижения полной идентичности рассматривается специальная работа, направленная на развитие самосознания, без которого нельзя сформировать образ «Я». Важными факторами формирования жизненного опыта ребенка выступают три объекта оценивания: личность (самооценка), другие люди (сравнительная оценка) и собственная деятельность (поступки и последствия). Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражания-имитации, идентификации и стимулируют нравственное поведение дошкольника. Механизм эмпатии - понимание другого человека путём эмоционального вчувствования в его переживания. Основным параметром эмпатии является степень проникновения в сущность воспринимаемого: отчетливость, полнота, глубина понимания.

Механизм аттракции определяет способность привлекать, притягивать личность к объекту, представляя собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Ребенок усваивает связь между действием и наказанием - «логическое понимание». Он понимает, что каждый поступок имеет последствия. В старшем дошкольном возрасте ребенок может сам оценить свои поступки, причину к ним побудившую. Принятие детьми этических норм и формирование моральных чувств – часть общего процесса активного проникновения ребёнка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности.

Исследования Л.И. Божович констатируют, что нравственное развитие можно рассматривать как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и превращение их во внутренние психические процессы. Механизминтериоризации – своеобразная переориентировка поведения ребенка-дошкольника - «извне–вовнутрь», когда он начинает руководствоваться в своем поведении не только перспективой получения похвалы или наказания. Внутри личности формируется «инстанция», которая начинает «требовать» то, что раньше требовалось извне. Механизм экстериоризациипозволяет включать внутренние стимулы и мотивы нравственного поведения, нравственные оценки, чувства и переживания в процесс нравственного развития.

 Важной теоретико-практической проблемой является проблема критериев нравственной воспитанности. Они должны отражать нравственное сознание, чувства и переживания ребенка. Признаки критериев: Что ребенок знает? - знание и понимание этических понятий; представление об ответственности за свои действия и поступки. Как он относится? - отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении. Как он себя ведет?– способность выполнять нравственные нормы и совершать нужные, полезные одобряемые действия. Что он при этом чувствует? - способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, ребенок испытывает позитивные чувства, при нарушении норм и правил ребенок переживает.

Уровень поведения, основанного на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, сопровождающихся позитивными переживаниями при их выполнении. Уровень поведения, основанного на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения. Уровень недостаточного понимания и принятия нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении.Уровень непонимания или непринятия нравственных понятий, норм и правил, которые выполняются ребёнком.

Проводимые нами занятия включили традиционные структурные компоненты: вводную часть, основную, заключительную. Обеспечивалась ориентация на развитие нравственных чувств и качеств нравственной воспитанности средствами педагогических и психологических механизмов и мотивационной позитивной направленности, установкой на нахождение способов нравственного поведения в жизненных условиях. В заключительной части - снятие психо эмоционального напряжения, закрепление положительных результатов.

Программа формирования нравственной воспитанности обращена к знаниям и умениям детей:

а) как себя вести? (доверять, принимать социально-моральные нормы, проявляя ценностное отношение к миру);

б) как оценивать свои и чужие поступки? Как стать полезным для окружающих (проявлять человеколюбие, учитывать мнение взрослых и других детей);

 в) как прийти к правильному решению? (выбор в жизненных ситуациях на основе нравственных представлений).

 На контрольном этапе высокий уровень нравственной воспитанности показали 66% детей, которые имеют полные знания и представления о способах проявления положительного отношения к сверстнику, отзывчивы к переживаниям, несчастью других, замечают эмоциональное неблагополучие сверстника и всегда приходят на помощь. Средний уровень показали 24% детей, имеющих неполные представления о нравственных отношениях. Проявление отзывчивости к эмоциональному неблагополучию сверстника носит ситуативный характер. Благожелательное, одобрительное отношение к сверстнику проявляется не всегда. Наблюдается расхождение между нравственными представлениями и реальным поведением детей. Низкий уровень имели 10% детей, которые не обращают внимания на переживания сверстника, проявляют непонимание эмоционального состояния; проявляют отрицательные чувства к эмоциональному неблагополучию, проявляют недоброжелательность в отношениях.

 Данная программа способствует формированию обратной связи, что особенно важно, так как обусловлено механизмом интерпретации положительных эмоций. Дети проявляли свои лучшие нравственные качества в жизненных ситуациях, давая им оценку. На первый план вышли следующие качества: гордость в любви к маме (100%), чуткость (98%), доброта (60%). Изменился общий уровень познавательной активности детей: 80% детей были на высоком и 20% - на среднем уровне. Мотивационная направленность регуляции социального поведения в разрешении проблемных задач составила: 72% на высоком уровне, 16% - на среднем и 12% - на низком уровне. В процессе реализации второго модуля программы формировались качества нравственной воспитанности: отзывчивость, самосознание, самоуважение, терпение, соучастие, дружелюбие, застенчивость. Дети, проявляя нравственные качества в жизненных ситуациях, давали им свою оценку. На первый план вышли следующие нравственные качества: отзывчивость, соучастие, дружелюбие. Все виды эмпатического проявления показали, что 80% детей имеют высокий уровень, 12% - средний и 8% - низкий уровень.

 Таким образом, на нравственную воспитанность оказывает влияние активность самого ребёнка при наличии самоконтроля, характера эмоциональных переживаний, проявления настойчивости. Дети научились давать оценку своим действиям, так как ситуации им были знакомы и они с чувством ответственности говорили об этом. Они замечают и понимают эмоциональное неблагополучие сверстника и стараются вовремя прийти на помощь – 58% детей (высокий уровень) замечают и понимают эмоциональное неблагополучие сверстника, но проявление отзывчивости к эмоциональному неблагополучию сверстника носит ситуативный характер. Представления о нравственных чувствах и отношениях не всегда полные и точные у 22% детей (средний уровень). Непонимание эмоционального состояния; отрицательные чувства к эмоциональному неблагополучию сверстника, недоброжелательность в отношении к сверстникам показали 20% детей (низкий уровень).

 Поведенческий компонент личности. Формирования нравственных качеств дошкольников, таких, как смелость, добросовестность, настойчивость, решительность, активность, самопознание, самоконтроль. Дети, проявляя нравственные качества в жизненных ситуациях, оценивали свои и чужие действия. Их оценка не всегда носила адекватный характер. На первый план вышли нравственные качества: активность,добросовестность, настойчивость, справедливость (см. табл.2). По мотивационной направлености распределения были такие: высокий уровень - 52%, средний - 32% и низкий 16%. Позитивное поведение составило на высоком уровне - 72%,на среднем - 22%, на низком - 6% детей.На основе полученных данных мы пришли к выводу, что дети могут адекватно отражать нравственные эталоны (с 27% до 65%) (см. рис. 2).

Оценка эмпирической достоверности проведенной работы доказывается на основе расчёта Т-критерия Стьюдента для зависимых выборок (сравнение долей выборки) в программе Statistica 6.0. В результате сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного экспериментов было установлено, что произошли качественные и количественные изменения в уровне нравственной воспитанности детей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанные нами педагогические условия, направленные на выработку у испытуемых навыков позитивного нравственного поведения и отношений, через которые проявляется нравственная сфера личности в целом, способствовали продуктивному развитию нравственной воспитанности личности дошкольников.

 В заключении диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

 1. Анализ теоретических источников зарубежной и отечественной педагогики и психологии позволил определить понятийный аппарат и создать процессуальную модель формирования нравственной воспитанности дошкольников, обусловленную методологией личностно ориентированного подхода к решению научной проблемы нравственного воспитания детей в ДОУ, основанную на принципах системного подхода, единства сознания и деятельности, субъектности.

 2.Спроектированная процессуальная модель формирования нравственной воспитанности на основе психологических механизмов послужила основой создания педагогической стратегии. Она построена на комплексной диагностике, внедрении психологических механизмов. В результате применения данной стратегии возросла осознанность нравственных норм, повысилась адекватность отношения к ним, изменились мотивационные предпочтения детей, произошли изменения в сторону позитивного поведения, что позволило определить психологическую основу в структуре нравственной воспитанности.

 3.Учёт педагогических условий с использованием комплекса методик, особенностей проявления нравственной воспитанности в педагогическом процессе, содержания представлений о нравственных нормах в микросоциуме, оптимизирует позитивную мотивационную направленность, повышая уровень развития нравственных качеств и нравственную воспитанность старшего дошкольника в целом.

 4. Организация педагогического процесса с использованием комплекса модифицированных методик выявила нравственные качества, характеризующие нравственную воспитанность дошкольников. Все качества проявляются избирательно, фрагментарно. Усвоение нравственных норм и качеств личности происходит в осознании способов их применения. В результате появилось опережающее эмоциональное переживание, предвосхищающее последствия выполнения действий, что способствовало обучению дошкольника «видеть и чувствовать людей», осмыслению собственной моральной ценности и общественной значимости благодаря положительной оценке окружающих.

 5.Содержание нравственного воспитания дошкольников в развивающей программе «Нравственно воспитанным быть необходимо» включает модули: культурно-логический, эмпатического взаимодействия и позитивно-мотивационный, обеспечивающие формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивные нравственные качества и нравственное поведение. Развивающая программа нравственного воспитания предусматривает интеграцию методов формирования социального опыта, осмысления мотивации поведения и деятельности.

 6. Целенаправленная работа по развитию нравственной воспитанности привела к значительному увеличению количества детей, научившихся проявлять лучшие нравственные качества (с 27 до 65%). Дети с низким уровнем нравственной воспитанности перешли на средний уровень, а дети со средним - на высокий. Усвоение дошкольниками нравственных чувств, отношений и нравственных качеств предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребёнку нравственных требований в его внутренние, этические инстанции, что определяет содержание нравственной воспитанности.

  Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено в направлении поиска новых педагогических средств в рамках разработанной педагогической стратегии.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ АВТОРА:

 

Статья, опубликованная в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МО и РФ:

1. Вавилова, И.Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - №8. - С.23-32 (0,6 п. л.).

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

2. Вавилова, И.Н. Духовно-нравственное становление личности в парадигме образования / И. Н. Вавилова // Духовная культура : современные проблемы формирования и развития : материалы междунар. науч.-практ. заочной конф. / Шадринск. гос. пед. ин-т. - Москва ; Шадринск, 2007. - С.17-22 (0,4 п. л.).

3. Вавилова, И. Н. Обогащение информационного пространства дошкольного образовательного учреждения проблемой нравственности / И. Н. Вавилова // Содержание образования в период детства : материалы Педагогического форума, посвященного 50-летию Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - С. 17- 22 (0,4 п. л.).

4. Вавилова, И. Н. Ценностные ожидания общества на современном этапе / И. Н. Вавилова // Современные аспекты высшего профессионального образования : материалы междунар. теоретико-практ. конф. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. - С. 115-122 (0,5 п. л.).

5. Вавилова, И. Н. Оптимизация социально-личностного развития дошкольников / И. Н. Вавилова // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 2008. - С. 150-155 (0,4 п. л.).

6. Вавилова, И. Н. Гуманистическая направленность духовно-нравственного развития дошкольников / И. Н. Вавилова // Мир детства и образование : сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. / Магнитогорск. гос. ун-т. - Магнитогорск, 2008. - С. 20-22 (0,2 п. л.).

7. Вавилова, И. Н. Теоретическое моделирование проблемы нравственной воспитанности дошкольников / И. Н. Вавилова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2008. - №1. - С. 211- 214 (0,2 п. л.).

8. Вавилова, И. Н. Проблема нравственного воспитания в экологическом образовании дошкольников / И. Н. Вавилова, О. В. Калинина // Экологическое образование в период детства : региональный подход : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург 2009. - С. 27-32 (0,4 / 0,2 п. л.).