28.01.2012 12315

Проектирование патриотического воспитания молодежи в образовательных системах

 

Российская система образования всегда развивала в детях всех народов нашей страны чувство свободы, единства, равенства, братства. Формирование патриотизма неразрывно сочеталось с интернационализмом, с общечеловеческой солидарностью с народами всех стран.

Для выяснения сущности патриотического воспитания необходимо обратиться к осмыслению таких понятий, как «патриот» и «патриотизм». Впервые эти понятия стали употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики, подчеркивая тем самым свое отличие от приверженцев монархии. В.И. Даль дал следующее толкование понятия «патриот»: это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Современная трактовка данного понятия может быть раскрыта при помощи такого определения: «Патриот-человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».

Семантика понятия «патриот» определяет лексическое значение патриотизма как нравственного качества: «Патриотизм-это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу». Философское осмысление позволяет определить данную категорию следующим образом: «Патриотизм (от греч. parties - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

В истории русской философско-педагогической мысли высвечиваются различные грани этого понятия. Так, B.C. Соловьев отмечает, что «нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человечестве и человечеству в народе». Русский критик-демократ В.Г. Белинский утверждал, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы, делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчеркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Идеи укрепления общества и государства, сохранение его национальных корней, возрождения Отечества получили яркое выражение в работах П.Б. Струве. Он свято верил в торжество истинного русского патриотизма и считал, что наступит день, когда «на развалинах России... мы скажем каждому русскому юноше: России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял, требовал величия для ее будущего, чтобы благочестие Сергия Радонежского,...патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей... бестрепетно, безропотно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святыми. Ибо ими, этими святынями, творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духовная сила. Ими, их духом и мощью мы только и можем возродить Россию».

А.В. Беляев рассматривает патриотизм как сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Он считает, что патриотизм как составная часть входит в состав понятия «гражданственность» и находит выражение в деятельности, направленной на благо отечества. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества - конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли. В антигуманных, антидемократических системах принцип патриотизма извращается: «Любовь к родине подменяется преданностью существующей государственно-политической системе. Соответственно полезным для родины считается все, что отвечает интересам правящей элиты. Не будучи осознанной, эта подмена порождает глубокие нравственные коллизии, нередко проявляющиеся в том, что протест против антинародной политики властей выливается в неприязнь и враждебность к Родине, к родному народу». Одну из частных целей гражданского восприятия А.В. Беляев видит в формировании патриотического самосознания, под которым понимает самоиндентификацию личности как гражданина России и человека планеты Земля, восприятие идеи спасения и укрепления Отечества, готовность к его защите, осознание личной ответственности за настоящее и будущее родины как мирового сообщества государств.

Результаты, полученные в ходе социально-психологических и педагогических исследований рядом отечественных ученых, например И.Н. Афанасьевым, Л.Н. Бушевой, А.В. Беляевым, Л.П. Волковой, Г.Д. Грачевым, Л.М. Дробижевой, Н.Н. Ефимовым, А.А. Козловым, А.В. Кузнецовым, В.И. Лутовиновым, Н.Я. Лернером, И.И. Макаровой, С.Е. Матушкиным, Ф.В. Овсюк, Н.В. Ольшевской, В.Л. Попко, Н.С. Розовым, М.И. Синоковым, B.C. Скробовым, Н.П. Теплицким, А.И. Титаренко, О.М. Хлытиной, А.А. Черкасовым, В.И. Шерпаевым и др., доказывают, что в воспитательной функции российского образования слабо реализуются задачи патриотического воспитания. В ряде школ выведение патриотического и гражданского воспитания за пределы педагогического процесса носит ситуативный характер. Реформы общеобразовательной системы в недостаточной мере предусматривают усиление патриотического воспитания учащейся молодежи.

Выявление источников формирования, факторов и тенденций развития патриотической идеи, создание на этой основе конструктивных условий для соответствующей педагогической деятельности способно стать потенциальным источником укрепления и развития патриотизма, сплочения полиэтнического населения России. Назрела серьезная потребность в обобщении и сохранении передового опыта патриотического воспитания учащейся молодежи, в создании таких педагогических методик и технологий, которые могли бы обеспечить формирование патриотизма в молодежной среде.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепций национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим возникла потребность в разработке Федеральной Целевой Программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. В ней патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами».

Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

– создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания;

– формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

– воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны;

– формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

В программных мероприятиях предусматривается: подготовка проектов законодательных актов, включающих вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; внесение изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы России»; дополнений в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России; разработка положений об общественных музеях; проведение всероссийских военно-спортивных игр; подготовка постоянно действующего конкурса проектов, программ, форм и методов патриотического воспитания.

Предполагается разработка нормативного правового механизма взаимосвязи и взаимодействия субъектов патриотического воспитания, определение места, роли, социально-правового статуса, задач и функций каждого органа и организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики, а также изменений, произошедших в стране за последние годы.

В числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации как системы взглядов на формирование гражданина-патриота Родины в современных условиях, которая послужит основной для подготовки Федерального закона о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, создаст правовую основу для реализации государственной политики в области патриотического воспитания.

Предлагается расширить полномочия Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ее рабочих органов в области патриотического воспитания на федеральном уровне. В регионах предлагается создание координационных советов и центров патриотического воспитания. Предусмотрено продолжить проработку и согласование вопросов о возможности создания в отдельных регионах опорных зон для апробации системы патриотического воспитания, разных подходов к ее регулированию.

На всех этапах реализации Программы определены меры федерального и регионального уровня для подготовки кадров по патриотическому воспитанию, в том числе меры, направленные на выработку единых подходов к организации патриотического воспитания, в частности создание курсов, проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам патриотического воспитания, а также организацию всероссийского съезда общественно-политических объединений всероссийских организационно-методических и учебно-методических сборов, совещаний руководителей патриотических объединений и клубов.

Системой государственных мер предусматривается формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, в особенности в процессе военной и государственной службы. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий военно-патриотической работы, создание музейных экспозиций и организации деятельности патриотических и военно-патриотических, военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических и военно-спортивных клубов и объединений, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, вахт памяти и поисковых мероприятий и т.д. Реализация указанных мероприятий осуществляется в рамках настоящей Программы, ведомственных и региональных программ.

Предусматривается система мер по поддержке средств массовой информации, участвующих в пропаганде патриотизма, в том числе:

– разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания;

– формирование программы вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий;

– активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества;

– создание информационной базы в сети Интернет по проблемам развития патриотического воспитания;

– организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программах и в печати с привлечением к обсуждению проблем патриотического воспитания ученых, видных государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда.

Программа предусматривает производство кино- и видеофильмов, издательскую деятельность, постановку спектаклей, направленных на патриотическое воспитание граждан с учетом особенностей развития истории, культуры народов России, содействия их взаимообогащению, мобилизацию потенциала творческой интеллигенции в целях создания образов положительных героев для художественных произведений, рассчитанных на различные возрастные и социальные группы населения.

В качестве мер по усилению противодействия искажения и фальсификации Отечества предусматривается расширение фактографической базы исторических событий, публикация новых архивных документов, военно-исторической литературы, мемуаров и справочных пособий, серий книг патриотической направленности.

Консолидация и координация деятельности общественных объединений и организаций патриотического воспитания граждан Российской Федерации предусматривает систему мер по государственной поддержке общественных объединений и организаций в области патриотического воспитания, создание условий для повышения эффективности их работы в этой сфере.

Рекомендуется активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе с молодежью, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций. Определены меры по консолидации и координации деятельности общественных организаций и объединений при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы России, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического сознания россиян.

Одним из важнейших направлений обновления патриотического воспитания является разработка его научно-теоретических и методических основ. Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала деятелей науки на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем патриотического воспитания, разработку трудов по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев и флотоводцев России, написание учебников. Предлагается создание информационно-аналитических центров, аккумулирующих проблемы формирования и развития личности гражданина-патриота России.

Применение данного комплекса мер способно обеспечить формирование человека, которому небезразлична судьба своего народа и страны, который неравнодушен к событиям, происходящим в стране, и использует свои силы и способности на его благо, интересуется историей страны, ее героическим прошлым, знает и уважает ее культуру, традиции, честно исполняет свой долг перед Отечеством.

Таким образом, понятие «патриотизм» является нравственной категорией и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создать сегодня, исходя из новых усилий и нужд современного общества.

Концепция патриотического воспитания молодежи представляет собой современное понимание патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.

Разработка концепции требует систематизированного и последовательного изложения теоретико-методологических основ патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой - интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности и безопасности страны.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;

– утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, военной службы;

– создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, учащиеся в образовательных учреждениях.

В содержании патриотического воспитания выделяются два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспечение безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим, составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Сегодня возрастает значение специфического компонента содержания патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (прежде всего практического характера), которые возлагаются на гражданина, защитника Отечества.

Специфический компонент патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. В современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность; общенациональность в государственном масштабе; приоритет общественно-государственных интересов над личными; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизм, преданность своему Отечеству; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность; преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется она по следующим основным направлениям:

1. Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств чести, ответственности и коллективизма.

2. Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

3. Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской и военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ.

4. Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

5. Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессинально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

6. Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей деятельности, правил и норм поведения, духовных ценностей.

Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целями, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Цели, задачи, содержание и принципы патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Система патриотической работы представляет собой установленный или сложившейся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех ее уровнях, начиная с первичного школьного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и, прежде всего, семейного воспитания, школы, при получении различных уровней профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Патриотическое воспитание молодежи - одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Система патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах и видах учебных заведений.

2. Массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и другими (патриотическими, культурно-историческими, клубными, объединениями, специальными школами, курсами, различными кружками и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск расширения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Организация и проведение патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на две основные группы:

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания патриотического воспитания, включает в себя обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультативах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают ознакомление подростков с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный. К материально-техническим средствам относятся: учебные аудитории, классы и кабинеты, школьные музеи, места сражений, памятники, захоронения, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, оружие, макеты, спортивные городки, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.

Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, социально-экономического подъема, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции и возрождения Отечества.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

Следует уточнить направления и условия повышения эффективности системы патриотического воспитания:

– прежде всего, следует исходить из наличия в российском обществе и его государственных институтов реального потенциала воспитания, ресурсов патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;

– необходимо также обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных структур и органов управления воспитательной работой.

Реализация этих направлений зависит от степени успешности в преодолении неблагоприятных социально-педагогических факторов.

В связи с этим можно выделить следующие основные направления, условия:

– информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству на всех участках деятельности, в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массой информации, преодоление сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;

– научно-теоретическое обеспечение - активизация исследований в сфере патриотического воспитания молодежи в современных условиях, использование результатов разработок передового опыта в практической деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях происходящих в обществе изменений. Обновление и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, современной педагогической мысли;

– педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических реформ и средств с учетом возрастных особенностей той или иной категории молодежи; развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта;

– обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе патриотического воспитания - повышение эффективности этой системы и функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации целей и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству; разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.

 

АВТОР: Кострулева И.В.