29.01.2012 3153

Сопровождение педагогического континуума жизнедеятельности ребенка в ДОУ

 

Научное и научно-методическое сопровождение педагогического континуума жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении имеет важнейшее значение для опережающего развития системы образования. Ключевая проблема, которую здесь необходимо решить, - повышение эффективности использования средств, выделенных на научные исследования и разработки.

Управление научными исследованиями в области образования осуществляется Российской академией образования (РАО), Министерством образования и Министерством науки, высшей школы и технической политики РФ. Для того, чтобы их действия были скоординированными, необходима разработка единой научной политики, создание новых организационно-экономических и правовых механизмов, регулирующих научную деятельность в сфере образования.

Основным направлением реформирования педагогической науки должен стать принципиальный отказ от деления науки по клановому и ведомственному принципам - на академическую, отраслевую и вузовскую. Интеграцию научного потенциала, независимо от его ведомственной принадлежности, необходимо осуществлять на основе прогноза развития сферы образования, определения приоритетных направлений исследований, государственной поддержки инновационной образовательной деятельности как фактора обновления образования на базе использования новых знаний.

Процесс реформирования педагогической науки, на наш взгляд, должен проводиться по нескольким направлениям:

1. Формирование различного рода новых межведомственных научно-учебных структур. Эти структуры могут быть созданы на базе объединения академических и ведомственных научно-исследовательских институтов, педагогических вузов, других образовательных учреждений, а также путем открытия академических лабораторий в региональных педагогических университетах, развития сети республиканских экспериментальных площадок и т.д.;

2. Создание и отработка механизма целевого финансирования научных коллективов, разрабатывающих на основе грантов проблемы, стратегически важные для стабилизации и развития системы образования.

Реализация реформы образования в России во многом затруднялась из-за отсутствия необходимой для нее законодательной нормативно-правовой базы. Существовавшие правовые нормы базировались на рудиментах союзного законодательства и на ряде временных правительственных актов РФ.

Фактически были незаконными активно создававшиеся с 1990 г. альтернативные и государственные образовательные учреждения, отсутствовала правовая основа для разграничения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов управления образования, четкие нормы, фиксирующие юридическую, финансово-экономическую и педагогическую самостоятельность учреждений системы образования.

Стремясь динамично проводить реформу и обеспечить нормальную деятельность общеобразовательных учреждений, министерство образования разработало и в феврале 1991г. утвердило в Правительстве ряд важных нормативно-правовых документов, в частности, временные положения о государственных дошкольных, общеобразовательных, профессиональных и других образовательных заведениях, подготовило «Временное положение о негосударственных образовательных учреждениях в РФ», а также пакет документов, дающих правовую основу для организации и деятельности гимназий, лицеев, колледжей и других новых типов образовательных учреждений.

В этих документах были юридически закреплены децентрализация управления в системе образования и такое распределение полномочий на всех ее уровнях, которое давало возможность управленцам, педагогам, общественности, учащимся и родителям стать реальными субъектами ее развития.

Важнейшим событием для сферы образования стало принятие летом 1992 г. Закона РФ «Об образовании», который заложил основы ее правового и финансово-экономического обеспечения.

В условиях вариативности и дифференциации образования, создания негосударственных и альтернативных образовательных учреждений принципиально важным является введение в Законе понятия государственного стандарта образования и требований по организации независимой системы диагностики результатов его освоения. Это создает правовую основу для действенного контроля за деятельностью учебных заведений со стороны не только государства, но и местных органов управления, общественности и родителей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» разрабатывается новая нормативно-правовая база деятельности дошкольных образовательных учреждений, которая содержит основные документы, регулирующие образовательную, нормативно-правовую деятельность дошкольных образовательных учреждений РФ, - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в РФ, примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в РФ.

Система дошкольного образования призвана обеспечить удовлетворение потребности населения, семей, имеющих детей дошкольного возраста, в образовательных услугах. Это подчеркивается в концепции дошкольного воспитания, провозглашено в Законе РФ «Об образовании» и «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении». Для того, чтобы родителям был предоставлен выбор форм, методов и содержания образования на основе их разнообразия, сеть дошкольных учреждений должна быть дифференцированной. Помочь дошкольному учреждению найти свое лицо, выбрать приоритетное направление развития призваны «Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений разных типов в соответствии с Временным положением о дошкольном учреждении».

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в конце 1989 года, была ратифицирована большинством стран мира, в том числе и СССР. Создание мировым сообществом конвенции - процесс длительный и постепенный. 1924 год: Женевская декларация прав ребенка (в рамках Лиги Наций). 1948 год: Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, а в 1959 году - Декларацию прав ребенка. Конвенция ООН 1989 года развивает положения предыдущих документов (признание достойной жизни ребенка как самой главной ценности, необходимость защиты его прав), прописывает юридические гарантии и нормы.

Конвенция ООН о правах ребенка - это серьезный правовой документ, задающий высокую планку, которую трудно одолеть во всем объеме даже высокоразвитым странам. В этой связи возникает вопрос: почему именно сейчас, в тяжелое для России время (политическая нестабильность, экономический кризис, социальный упадок), мы обращаемся к этому документу? По двум основным причинам. Во-первых, наша страна строит новое правовое государство. Оно должно максимально стремиться к законодательной и практической реализации основных прав ребенка. Во-вторых, положение детей в России сегодня оценивается как бедственное, требующее серьезного внимания всех государственных структур.

В Конвенции, по мнению американского ученого Д. Бросса, права ребенка условно делятся на три вида: право на защиту, право на установленную норму и право на выбор. К праву на установленную норму относятся образование и медицина. Основными понятиями Конвенции в отношении образования можно считать интересы и достоинства ребенка, его всестороннее развитие, развитие личности, «базового доверия», уважение к национальным ценностям страны; право ребенка на игру, творческую деятельность, равные возможности и др.

Еще 7-10 лет назад мы гордились отечественной системой общественного дошкольного воспитания, созданной в советское время. Она вызывала удивление, восхищение и у зарубежных коллег: светлые, выстроенные по специальным проектам здания, игрушки и оборудование, работа подготовленных профессионалов. Однако, отражая социальный заказ своего времени, система эта отличалась единообразием типов, видов дошкольных учреждений и содержанием работы в них. Последнее связывалось с обязательным выполнением единственной государственной Программы воспитания детей в детском саду, содержание которой было не только излишне идеологизировано, но и отражало ряд направлений, далеких от жизни и опыта детей. Заявленный в Программе деятельностный подход не реализовался в полной мере, поскольку ребенок выступал в ней не как субъект собственной деятельности. Фактически были созданы условия для саморазвития и реализации творческого потенциала детей. Положение это усугублялось пришедшими из школы жестко регламентированными формами и методами работы, авторитарным стилем общения, что отрицательно сказывалось и на здоровье детей.

Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе, систему образования и ее первую ступень - дошкольное образование. И не случайно. В течение долгого времени мы недооценивали роль семейного воспитания детей дошкольного возраста. Отдавая предпочтение общественному, говорили о его явном преимуществе, особенно в отношении развития ребенка. Теперь наметилась обратная тенденция - преувеличение роли семейного воспитания.

Для большинства стран сегодня очевидно: наиболее успешно ребенок развивается, воспитывается в двух институтах - семье и дошкольном учреждении. Семья обеспечивает интимно-личностную связь, а дошкольное учреждение - условия для организации детского общества. И каждое из дошкольных учреждений выбирает свой путь для решения поставленных задач. Один из них - использование разных образовательных программ в работе с детьми. Подавляющее их большинство, даже рекомендованных министерством, по сути дела отражает ту или другую приоритетность в образовании: одни направлены на познавательное развитие, другие - на эстетическое, третьи - на экологическое и т.д. И хотя в преамбуле каждой программы заявлено в качестве главной цели развитие личности ребенка, они часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию дошкольников: в одних преобладает обучение и мало уделяется внимания игре и другим видам самостоятельной деятельности детей; в других - обучение отрицается полностью, а все образование строится через игру. Возможность выбора программ на данный момент в нашей стране отсутствует или очень ограничена. Отсюда вытекает ряд следствий.

1. Возрождение диктата «официальной» программы. Ни одна базисная образовательная программа, будучи самой добротной, не может полностью удовлетворить нужды конкретного вида дошкольного образовательного учреждения. Тем не менее «на местах» такая программа часто воспринимается практиками как единственно возможная и обязательная, даже если рекомендация к ее внедрению управленческими структурами образования не носит жесткого директивного характера. Для практических работников, которые десятилетиями испытывали диктат типовых программно-методических документов, подобное восприятие вполне объяснимо и естественно. Этот социально-психологический эффект нельзя не принимать во внимание. В результате конкретное дошкольное образовательное учреждение пытается любой ценой подстраивать свой педагогический процесс под формулировки официальной программы в ущерб его специфической логике и технологии.

2. Издержки педагогического плюрализма при выборе программно-методических средств.

Неудовлетворенность предлагаемой базисной программой может вызывать у практических работников закономерное стремление обратиться к другим программно-методическим разработкам. Тем более, что каких-либо запретов на это не существует. Как следствие, программно-методическое обеспечение дошкольного образовательного учреждения начинает выстраиваться по «лоскутному» принципу. Иными словами, в стенах одного и того же дошкольного образовательного учреждения могут одновременно использоваться, например, элементы программ «Радуга», «Развитие», методики ТРИЗ, авторские программы и др. При этом они в чем-то дублируют, в чем-то дополняют друг друга.

На первый взгляд, здесь следует усматривать позитивное проявление педагогического плюрализма. В некоторых случаях это соответствует истине. Однако следует учитывать, что само по себе сведение различных программно-методических средств для достижения целей единого педагогического процесса - особая методическая задача. Она не может быть решена сугубо механическим путем и требует высокопрофессионального подхода,

3. Принцип плюрализма базисного программно-методического обеспечения.

Это означает, что каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь свою собственную базисную программу. Право учреждения на выбор образовательной программы сегодня декларировано, на самом деле практикующие педагоги часто случайно покупают программу, как правило, у авторов во время обучения на платных семинарах. Любой выбор всегда связан с процессом сравнения. Однако педагог не имеет возможности сравнить разные программы, определить их соответствие своим ожиданиям, представлениям. Государство не обеспечивает этой возможности выбора. В результате, педагог вынужден переходить от одной программы к другой или использовать несколько программ, создавая некий конгломерат. Однако механическое соединение разных подходов, как правило, не позволяет создать стройную, целесообразную систему воспитания, что отрицательно сказывается на развитии детей.

Рассмотрим некоторые программы, которые нашли свое применение в дошкольных учреждениях Ставропольского края.

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы - к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования.

Сегодня уже определены цели и задачи государственной образовательной политики, которая реализуется во многих регионах России, в том числе и в Ставропольском крае. Происходит изменение типологии учебных заведений, создаются нетрадиционные общеобразовательные учреждения, ориентируемые на удовлетворение национальных культурных потребностей, на развитие индивидуальных способностей детей. В настоящее время в крае действует и расширяется число комплексов «школа - детский сад», работают центры гармонического развития личности (гг. Ставрополь, Невинномысск, Пятигорск, Буденновск, Светлоград, Железноводск, Георгиевск).

Использование детскими садами вариативного компонента позволяет конструировать разнообразные планы с учетом статуса данного дошкольного учреждения.

Поступательное развитие системы дошкольного образования невозможно без разработки перспективных проектов. Такая работа требует координации действий администрации, научных кадров и практических работников.

Для поддержания инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в г. Ставрополе при министерстве образования создан центр развития образования, который на основе мониторинга призван разрабатывать перспективные прогностические проекты на длительные сроки и осуществлять их реализацию на методическом уровне. В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию системы управления, она должна стать более демократичной, в управлении активную роль призваны сыграть общественные органы: родительские, попечительские советы, советы микрорайонов. Вводятся в дошкольные образовательные учреждения дополнительные штатные единицы: психологи, социальные педагоги, медперсонал и т.д.

Наиболее актуальными для изучения остаются комплексные проблемы детства, медицинско-социальные проблемы, психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям и родителям.

В настоящее время разработана концепция развития дошкольного образования города. На ее основе будет подготовлен ряд социальных программ по проблемам детства, современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации родителям. Объединение педагогов, медиков, психологов, социологов, ученых, юристов в единый научно-практический комплекс создаст условия, необходимые для научно-практической стратегии развития дошкольного образования, сделает его приоритетным направлением социальной политики администрации.

У современных дошкольных учреждений имеются неограниченные возможности совершенствования не только внутреннего педагогического процесса, но и активного влияния на социум, осуществления педагогизации среды. На перспективном направлении необходимо сближение социальной и образовательной служб города. От деятельности отдельных социальных педагогов на базе дошкольного образовательного учреждения необходимо переходить к развитой инфраструктуре детства. Возможны следующие направления, которые могут плодотворно развиваться через дошкольные образовательные учреждения и другие сферы: социально-досуговое, физкультурно-оздоровительное, медико-психологическое, дополнительное образование.

Положительным в настоящее время является стремление практиков работать по новым вариативным программам, а не по единственной, как это было раньше. Новые программы создаются отдельными авторами и коллективами.

Однако желание срочно заявить нечто новое, обусловленное включением педагогики в систему рыночных отношений, способствует подчас появлению педагогических систем, которые ведут к интенсивному развитию одних сторон личности ребенка за счет других, не менее важных, н в результате - к обеднению развития. Как показывает анализ существующих программ, их нельзя считать вариативными, поскольку они не являются вариантами базисной программы. Отсутствие современных образовательных стандартов в области дошкольного образования наносит серьезный ущерб педагогической практике.

Стандарт дошкольного уровня образования - это система требований к содержанию образования и уровню развития детей для каждого психологического возраста. Стандарт образования обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН (декабрь 1989 г.), воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме (статья 29).

Введение стандарта образования не предполагает подчинения воспитательно-образовательного процесса жесткому шаблону. Напротив, оно открывает широкие возможности для грамотного и творческого использования различных образовательных моделей и технологий, основой которых является стандарт. Реализация стандарта - это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей.

Достижение стандарта дошкольного уровня образования обязательно для всех дошкольных учреждений - независимо от их профиля (кроме тех, в которых воспитываются дети с определенными типами отклонений в физическом и психическом развитии).

Многие годы базисной программой была «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.), основанная на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики. Она построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка. В ней изложены основы физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей первых семи лет жизни; определены объем и содержание разнообразных занятий с ними. «Типовая программа» до настоящего времени была лучшей по результатам воспитания.

Однако, отражая социальный заказ своего времени, она была излишне идеологизирована и содержала целый ряд тем, далеких от жизни и опыта ребенка и зачастую недоступных его пониманию. Заявленный в этой программе деятельностный подход не был в полной мере реализован, поскольку ребенок не выступает как субъект собственной деятельности. Не предусматривались фактически условия для саморазвития личности и реализации его творческого потенциала как интегративного, родового человеческого качества.

Возраст в программе был представлен как календарный и «привязан» организационно, в плане распределения программного материала, к соответствующим группам детского сада. Это затрудняло видение перспективы развития, не позволяло педагогу строить воспитательно-образовательный процесс с учетом неравномерности и индивидуального темпа развития каждого ребенка.

Все это делает остроактуальной разработку новой базисной программы развития ребенка, основу которой могут составить существующие альтернативные программы.

С целью дать краткую характеристику новых программ мы предлагаем предварительный их анализ, построенный по следующей схеме:

– теоретическое обоснование программы;

– характер программных целей;

– возрастная дифференциация программных задач;

– методическая особенность;

– необходимость специальной подготовки воспитателей;

– связь с традиционными программами;

– наличие критериев оценки достижений детей.

Отправной точкой для сравнительного анализа являлась традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Д. Васильевой (изд. 1985г.). Она основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения (А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе. Программа задает временную разверстку целей обучения и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки организации жизни каждой возрастной группы: структурирована по сторонам воспитания (развития) и видам деятельности, видам обучающих занятий, сквозным для всех возрастных групп. Достижения детей фиксируются через количественное наращивание объема знаний и умений. Программа предписывает большое число обязательных обучающих занятий с детьми, определяет их содержание и технологию поведения через прилагаемые объемные методические рекомендации. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

Первой программой, разработанной Министерством образования РФ и рекомендованной к использованию, явилась программа «Радуга». Она прошла широкую экспериментальную апробацию. В ближайшее время выйдут в свет книги для работы с детьми 6-го и 7-го года жизни. Рекомендованы Министерством образования РФ к использованию следующие программы: «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик»; учебно-методический комплект по музыкально-эстетическому развитию дошкольников, включающий программы «Гармония», «Синтез» и др.

Инновационная программа «Развитие» получила уже широкое распространение и пользуется большой популярностью в практике. Программа разработана научным коллективом под руководством Л.А. Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное значение. В ее основе лежат концепции А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы - развитие умственных способностей детей в возрасте 3-7 лет. В ней дифференцированно даются задачи развития по отношению к каждой возрастной группе, определяются основные пути их реализации на специально организованных обучающих занятиях с подгруппами (8-10 чел.). Она обеспечивает воспитателя полными конкретными планами занятий, а также включает рекомендации по развитию игровой деятельности детей вне занятий. В отличие от традиционной, «Развитие» акцентировано на развивающее обучение; задачи воспитания и социализации детей не выделяются как таковые, реализуясь по мере возможности на конкретном материале, который используется для формирования умственной деятельности. Рекомендации не содержат предписаний относительно организации детской жизни вне занятий. Принципиальным отличием их являются критерии продвижения детей - освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений. «Развитие» прошло многолетнюю научно-экспериментальную проверку. Успешная работа воспитателей по этой программе предполагает предварительную специальную подготовку в Детском центре Венгера.

Но поскольку данная программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей, в ней отсутствуют специальные указания по воспитанию дошкольников. А жизнеспособность любой педагогической системы обусловливается, прежде всего, единством образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Об этом свидетельствуют исследования Л.Р. Болотина, С.П. Баранова, И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачева, П.И. Петренко, И.П. Подласого, Ю.П. Сокольникова, в которых они рассматривают воспитательную функцию детского коллектива с позиции социоинтегративной функции общества.

Несомненный интерес представляют исследования Л.Н. Литвина, Д.Д. Лебеденко, М.Ф. Шабаевой, поскольку дают богатейший материал по практической деятельности дошкольных учреждении в Российской Федерации, как до Октябрьской революции, так и после нее.

Из проведенного анализа литературы следует, что, несмотря на большое количество работ по развивающему обучению дошкольников, аспекты воспитательной работы дошкольных учреждений, работающих по программе Л.А. Венгера, не раскрыты.

Поэтому, используя возникла необходимость в создании альтернативных подходов к воспитанию дошкольников с повышенным уровнем умственных способностей с использованием новых возможностей практико-исследовательской работы педагогических коллективов ДОУ (в частности, детского сада № 43 города Ставрополя).

Педагог в момент соприкосновения с внутренним миром ребенка постоянно старается возвысить его до уровня ценностей, наработанных человечеством. Этот процесс приобщения к нетленным ценностям отражает вечность процесса воспитания.

Воспитание ребенка с первых лет жизни неразрывно связано со спецификой общества, средой в которой он живет. Для дошкольника это, прежде всего, семейная среда-семья, и общественная - детский сад.

На сегодняшний день российская действительность требует воспитания гражданина демократического общества, гуманиста, способного реализовать свою личность, овладеть общечеловеческими ценностями. Такой запрос общества требует соответствующего содержания воспитательного процесса, который объединяет гражданско-правовое, духовно-нравственное, экономическое, экологическое, эстетическое, валеологическое, трудовое воспитание.

Поскольку в дошкольных учреждениях, осуществляющих образование детей по программе Л.Л. Венгера «Развитие», возникают осложнения при планировании воспитательной работы, т.к. программа направлена на развитие умственных и художественных способностей, нами была предпринята попытка разработки воспитательного блока к программе.

С целью определения необходимости создания воспитательного блока к программе «Развитие» была проведена экспериментальная работа в ДОУ «Эрудит».

Программа «Радуга» (разработана коллективом НИИ школ под руководством Т.Н. Дороновой) рассчитана на работу с детьми 2-7 лет, содержит перечень программных задач в соединении с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей. Для каждой возрастной группы «Радуга» издается отдельной книгой. Как и традиционная, программа «Радуга» выдвигает общие цели: обеспечение счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей.

В определении целей психического развития программа основывается на концепциях А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной, задавая следующие общие направления: целенаправленная деятельность, сознание, формирование личности ребенка; по этим направлениям для каждой возрастной группы выделяются приоритетные задачи. «Радуга» задает последовательность развивающих задач и рекомендует их реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, математика, развитие речи и др.). Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия. Этот принцип используется даже для детей старшего дошкольного возраста. Программой предписываются некоторые вполне традиционные развлекательные мероприятия, организующие детей вне занятий.

В программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам и формам организации жизни детей программа существенно не отличается от традиционной. Особо следует отметить, что авторы «Радуги» не рекомендуют соединять ее с другими программами и привлекать к работе детского сада специалистов-предметников. «Радуга» написана популярным языком, методические рекомендации достаточно подробны, поэтому программа может быть освоена воспитателями самостоятельно, без специальной подготовки.

Программа «Детство» (разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им А.И. Герцена В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.) состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему (2 - 7 лет).

Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия - миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. В исходных установках, изложенных авторами во введении к программе, ощущается влияние «Концепции дошкольного воспитания» (ВНИК, 1988 г.). «Детство» - программа с выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части построены однотипно, включают разделы по сторонам воспитания и видам деятельности, сходные с разделами традиционной российской программы. Основные инновационные моменты «Детства» связаны с переструктурированием и обновлением преподносимых детям знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от свойственной традиционной программе идеологичности и центрировано на человеке. Внесение знаний и представлений об окружающем соединено с собственной трудовой деятельностью детей. Дано также новое для дошкольных программ содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, с осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий. В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми (подгруппами и индивидуальными их формами). Каждый раздел программы снабжен краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней освоения детьми программных знаний и умений.

Программа «Золотой ключик» (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова) основывается на концепции Л.С. Выготского о единстве эмоционально-волевого и когнитивного развития и возрастной периодизации Д.Б. Эльконина. Основная ее цель - достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье - через разновозрастную организацию групп (3-10 лет) и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. В отборе образовательного содержания для детей дошкольного возраста программа опирается на «Типовую программу воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Р.Т. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова, 1984 г.), сходную с традиционной российской программой. Для детей школьного возраста в качестве основы используется программа начальной школы. Содержание образования в программе «Золотой ключик» организовано по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами, развитие рефлексии. Предлагается небольшое количество обязательных учебных занятий (от 6 лет). Решение воспитательных задач, а также освоение знаний, умений, навыков осуществляется в процессе разновозрастного общения детей друг с другом, совместной деятельности со взрослыми, в разных формах игры. Основой всей жизнедеятельности детей является специально организованная игра. В соответствии с сезонными циклами формируется система событий - тем, вокруг которых «собираются» содержания знаний и которые практически реализуются детьми в разных видах деятельности. Программа содержит годовые развертки, что определяет конкретные требования к знаниям и умениям, которые ребенок должен освоить к концу каждого года пребывания в детском центре. По способу организации детской жизни программа «Золотой ключик» является альтернативной традиционной российской программе, обращаясь к принципу тематизмов, комплексов, - широко распространенному в педагогике 20 - 30-х гг. XX века на Западе и в отечественных детских садах и школах.

Очень условно к инновационным программам можно отнести программу «Дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова, г. Пермь). По сути, она представляет собой методически-сценарное приложение к «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду». Опираясь на цели и содержание образования, заданные «Типовой программой», авторы дают подробнейшее описание жизни и воспитателя, и детей в детском саду на каждый день. В отличие от традиционной российской программы, делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям. Кроме того, предполагается использовать сюжетное обрамление для всех моментов жизни детей. В результате вся жизнь детского сада предстает как жестко регламентированный процесс-сценарий, не оставляет свободного образовательного пространства ни для детей, ни для воспитателя.

Региональная программа дошкольного образования «Планета детства» подготовлена коллективом кафедры педагогики и педагогических технологий факультета психологии Ставропольского государственного университета. Проект разработан с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в дошкольном учреждении. Смысловое содержание программы ориентировано на гуманизацию педагогической деятельности, что предполагает превращение воспитательной модели, направленной на достижение социальноориентированной цели образования (конструирование нового человека с параметрами, заданными интересами общества), в человеко-ориентированную, самонастраивающуюся на человека как ценность прежде всего для самого себя и только опосредованно для общества. При этом происходит перенос акцента с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбу общества.

При таком подходе в основу педагогического руководства развитием ребенка ставится двуединство опредмечивания и распредмечивания культуры, в ходе которого происходит ее творческое преобразование. Под руководством педагога ребенок развивается самостоятельно, делая первые свои большие и маленькие жизненные выборы, формируется его индивидуальность. Таким образом, он становится полноправным участником педагогического процесса.

В этой связи необходимым условием развития выступает гуманизация содержания педагогического процесса, которая сводится к следующему: мир - это единство духовной,, научной, материальной и культурной картины мироздания...

В основе модели научной картины мира лежит единство социальной и духовной форм жизни, взаимосвязь природы с обществом в их развитии. Такое понимание мира предполагает интеграцию предметов гуманитарного (с выделением эстетического) и естественно-научного циклов, что дает возможность педагогу в сотворчестве с детьми выстраивать целостную картину мира.

Отбор содержания программы с учетом этого принципа позволяет построить образовательный процесс как союз ребенка и педагога, осуществить переход от информационного к смысловому (ценностному), то есть личностно-ориентированному образованию.

Основными принципами отбора содержания программы определены: аксиологический и культурологический подходы к образованию дошкольников, его гуманизация.

Сущность аксиологического подхода заключается в признании человека высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности - освоение общечеловеческих ценностей. Содержание программы предусматривает формирование активности ребенка, направленной на осмысление, признание, актуализацию значимости материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человека. Необходимо выделение для ребенка таких ценностных приоритетов, которые общечеловечески признаны и составляют основу дальнейшего развития человеческого общества. Целью личностного развития ребенка является освоение и интериоризация высших духовных ценностей (жизнь, здоровье, любовь, красота, образование, мир, труд, творчество), которые могут составить основу системы ценностей ребенка, включающей в себя:

– ценности, позволяющие осуществлять самореализацию;

– ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

– ценности, удовлетворяющие потребности в общении и познании.

При культурологическом подходе содержание воспитания определяется стержневыми смысловыми идеями, которые через все историко-культурное образовательное поле, осваиваемое ребенком, и реализуются в специализированных программах. В этом случае мировая и отечественная культура предстает перед дошкольником не через разрозненные факты, а в виде устойчивых ценностных явлений, зародившихся в древности и определивших собой стойкие формы человеческого бытия. Ведущими смысловыми идеями здесь выступают: человек - венец природы; человек - творец, человек - исследователь; человек - хранитель природы и культуры на Земле.

Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволит ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность сформировать такое поле культурных потребностей, которое приведет к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычке и потребности жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.

Осваивая культуру, ребенок делает открытия в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной самореализации, и ребенок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры - его прошлое и будущее.

В программу включены необходимые идеи, формирующие в сознании ребенка представление о целостности мира не как совокупности разнообразных явлений, а как конкретных определенных материальных и духовных ценностей. Знакомя ребенка с культурами разных народов мира, необходимо сориентировать его так, чтобы он увидел общее и различное в их истории.

Культура античная, средневековая, - нововременная не только последовательно сменяют одна другую, развивают друг друга, но и существуют как некоторый самостоятельный субъект. Ценностными ориентирами выступает принцип полезности для развития человека: мир техники, медицины, спорта, экономики, градостроительства, науки, развлечений; показана их роль в жизни человека.

Программа «Планета детства» предполагает знакомство и с негативными явлениями. Порожденные человечеством, они наносят ему вред и даже могут уничтожить: войны, погибающая природа.

Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в содержании программы является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории.

Региональный компонент позволяет ребенку осваивать всеобщие ценности через культуру, историю своего края, что помогает ему осознать свою малую родину как часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на всей Земле. В то же время, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию.

Свобода отбора регионального содержания позволяет в фольклорно-этнографическом комплексе показать не только особенности культуры региона, но и связи ее с общенациональной культурой. Региональное содержание программы разрабатывалось с учетом исторического прошлого, характера и структуры местных ремесел, настоящего и будущего Ставропольского края. Традиционная региональная культура, став предметом деятельностного, практического освоения детьми, должна конкретизировать общечеловеческие ценности (трудолюбие, дружелюбие, бесстрашие, отсутствие национальной неприязни) на материале богатой истории края, показать разнообразие культурных форм общность в искусстве, религии и быте.

Содержание программы включает также правовые аспекты воспитания детей. У детей формируется понятие ценности права. Идея прав человека составляет основу демократического мышления. Оно имеет значение для обеспечения безопасности и нормальности условий бытия человека, утверждения прав на достоинство, собственное мнение, любовь к родной земле, стремление к миру и дружбе с другими народами, сохранение эстетических ценностей. Для их формирования программой предусмотрено гражданское воспитание, укрепление уважения к правам и свободам человека. Такой фундамент является базовой культурой личности, тем минимумом качеств, свойств и других важнейших характеристик личности, которые позволяют ей в дальнейшем стать носителем культуры, а не только ее потребителем.

Общая технология построения программы «Планета детства» опирается на блочный метод структурирования содержания, который позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности отбора содержания, повысить эффективность его реализации.

Максимальное приближение содержания к жизни позволяет ребенку быстро обнаружить сферу своих интересов. Программа каждого блока открывает возможность для индивидуализации обучения, что позволяет обнаружить потенциальные способности ребенка и начать их максимальное развитие.

Блочное построение содержания не препятствует интеграции гуманитарного и естественно-научного знания. Такая интеграция становится возможной через внутренний синтез блока (отечественная, зарубежная и региональная культура); межблочный (культурно-исторический - эстетико-культурный; культурно-исторический - естественно-научный; валеологический - естественно-научный; эстетико-культурный - валеологический - естественно-научный); и смысловой (образы, темы, понятия, обладающие универсальными смысловыми, общечеловеческими ценностями, органично объединяющие их в целостную систему).

Программы каждого блока предполагают изучение материала в форме исследования одних явлений во взаимосвязи с другими и в динамике.

При личностно-ориентированном содержании программ одно и то же явление рассматривается с разных позиций, что предполагает неоднократное возвращение к пройденному. Спиралеобразная структура программы дает возможность комбинировать образовательный материал и изменять его в зависимости от поставленной задачи, а также удовлетворять познавательные интересы каждого ребенка.

Устранение «линейности» в изучении тем позволяет педагогу творчески подходить к разработке авторского варианта содержания программ блоков: при сохранении цели варьировать другие компоненты: материал, время, место проведения.

Сфокусированность внутреннего духовного смысла, ценностей, неразделяемость мировоззренческого, эстетического, этического и событийного содержания программ блоков образуют систему воспитания и обучения, способствующую сохранению целостности развивающейся ребенка.

Структурное единство программы обеспечивается радикально-центрическим принципом материала, специальных интегрированных программ блоков, технологий и методик.

Региональная программа дошкольного образования «Планета детства» предоставила дошкольным образовательным учреждениям широкие возможности для творческой деятельности и реализации накопленного опыта.

Результатом деятельности экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений № 1, № 34 г. Ставрополя в период с 1994 по 1999г. явилась разработка авторских программ для конкретных типов образовательных учреждений - комплексов «детский сад - школа» и «детский сад - школа - вуз» (программы: «Дитя человеческое», «Светоч», авторский коллектив под руководством И.А. Малашихиной). Программы разработаны на основе концепций развития данных дошкольных учреждений, предусматривающих элитарное развитие личности.

Так, целостная педагогическая система (основополагающим компонентом которой является программа «Дитя человеческое», представленная комплексом «детский сад - школа - вуз») позволяет в новом свете рассмотреть императив «познай себя сам» и определить его центральное место в педагогическом процессе.

Направленность педагогической деятельности муниципального образовательного комплекса «дошкольное образовательное учреждение № 1 - СШ № 1 определяется ранним изучением английского языка и опережающим разносторонним развитием личности.

Представленная авторским коллективом программа целостного развития личности дошкольника предусматривает реализацию следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья; забота об эмоциональном благополучии всех членов комплекса; опережающее интеллектуальное развитие ребенка; создание оптимальных условий для целостного развития личности дошкольника, проявления его индивидуальности и творческих особенностей; ознакомление с английским языком и культурой народа - носителя языка. Эти задачи решаются в процессе интегрированной деятельности детей, что дает возможность сформировать целостную личность, легко адаптирующуюся к школе.

Программа «Дитя человеческое» является обязательным документом для всех педагогов 1-й ступени комплекса.

Особое внимание в данной педагогической системе уделяется психологическому здоровью детей и окружающих его взрослых. С этой целью в программу включен раздел «Формирование психологического климата в коллективе» (кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Шальнева).

По убеждению основоположника концепции целостного формирования личности Б.Т. Лихачева, стержневым качеством личности является направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность и поведение человека. Выбор значимых видов деятельности, интересы и склонности, определяемые направленностью личности, способствуют формированию ценностных ориентации.

Ценностные ориентации - это эталоны, на которые личность ориентируется в жизни. Они проявляются, в основном, в отношениях личности, которым являются базой для формирования идеалов, убеждений, интересов, установок. Отношения условно делятся на три группы: 1 - человека к окружающему миру и обществу в целом; 2. - к труду и результатам труда; 3. отношение личности к самой себе.

Проблема целостного развития личности не нова, но в последнее время в ней появились новые подходы. Основная цель воспитания целостной гуманной личности - ориентированность ее на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, на саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения в обществе.

Целостность процесса обусловливается единством социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, предполагает ориентацию на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, его неповторимую личность.

В рамках программы «Дитя человеческое» происходит:

– интеллектуальное развитие личности (в результате усвоения детьми общих для всех знаний, умений, навыков, обеспечивающих активное самостоятельное мышление);

– эмоциональное развитие (формирование у детей идейно-эмоционального эстетического отношения к искусству и действительности);

– нравственное развитие (усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, развития нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях);

– физическое развитие (укрепление и развитие физических сил детей как материальной основы их жизнедеятельности и бытия);

– трудовое воспитание (включение детей в процесс материального производства, в освоение современной техники и технологии);

– индивидуально-личностное развитие (выявление и развитие природных дарований каждого ребенка с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и воспитания);

– духовно-ценностное воспитание (воспитание человека в духе общечеловеческих идеалов и нового политического мышления);

– гражданско-правовое воспитание (формирование у детей патриотического и интернационального сознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков правового поведения);

– формирование экологического сознания (развитие у детей сознания уникальности и единства планеты, приоритетности ее экологической ценности над экономической и политической, формирование личной нравственно-правовой ответственности за экологическую чистоту природы);

– культурологическое развитие (воспитание человека на высших ценностях мировой художественной культуры, в том числе и религиозной, противостоящей анти- и псевдокультуре);

Реализация программных установок нацелена на конкретизацию задач воспитательной направленности:

1 - воспитание свободной личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни;

2 - воспитание гуманной личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обращенной к людям, доброй, способной к состраданию и сопереживанию, милосердию, способной оказывать помощь конкретным людям, стремящейся к миру, добрососедству, взаимопониманию;

3 - воспитание духовной личности, имеющей развитые способности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни, общении с искусством, автономии внутреннего мира;

4 - воспитание творческой личности, обладающей развитым интеллектом и творческими способностями, чувством нового, имеющей потребность в преобразующей деятельности;

5 - воспитание практической личности, владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, владение языками мира и др.).

Следует подчеркнуть, что в современных условиях вариатизация и дифференциация образовательной деятельности невозможны без должного системного обоснования и надежного многоаспектного обеспечения.

Названные программы отражают идеологию педагогики развития. Они являются средством развития познавательной мотивации и способностей личности ребенка, его образа мира и обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном детстве. Эти программы построены с учетом лучших традиций практики системы дошкольного образования России, а также достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Актуальным является поиск наиболее эффективных форм научно-методического обеспечения содержания работы дошкольных учреждений.

Научно-методическое обеспечение - это не разовое мероприятие, а целая система форм повышения педагогической культуры и стимулирования педагогического творчества.

Цель зарождающейся системы прочных связей с наукой - глубже, основательнее знакомить воспитателей с новейшими знаниями в области психологии и педагогики и побуждать к поиску форм и методов их реализации.

Предметом связи с наукой должны были стать вопросы теории обучения и воспитания, особенностей учебно-познавательной и воспитательной деятельности детей и ее мотивации, методы обучения и воспитания, деятельность и общение с учетом регионального компонента.

Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса - оснащение его оборудованием, играми и игрушками, детской художественной литературой - в условиях свободного рынка оказалось серьезной проблемой. Большую сложность представляет издание книг для детей. Их полиграфическое качество может улучшиться, а доступность значительно снизиться за счет роста стоимости и уменьшения тиражей в связи с дефицитом бумаги. При условии льготной экономической политики в области образования и создании заинтересованности производства работать на нужды детства через систему госзаказов - обеспечение педагогического процесса средствами обучения в условиях рынка улучшится.

Таким образом, совершенствование программно-методического обеспечения сферы дошкольного образования должно строиться путем развития связей дошкольных учреждений с институтами культуры (театры, музеи и пр.). Для этого необходимо разработать правовые и организационные механизмы, обеспечивающие функционирование дошкольных учреждений как открытой системы и создание заинтересованности специалистов и деятелей культуры с целью их привлечения в систему дошкольного образования.

Кардинальных изменений требует система информационного обеспечения - создание сети информационной службы, которая позволит сделать научно-практические разработки доступными для их использования.

Современная экономическая и социокультурная ситуация обусловливает необходимость разработки как федеральной, так и региональной системы непрерывного образования, принципиально иной конкурентоспособной структуры, что позволяет разрешить существующие в области образования противоречия и проблемы.

Традиционная система образования, готовящая специалиста как понимании человека, знающего основы наук, не соответствует современным требованиям. Как показывает исследование, в созданных в последние годы новых типах учебных заведений и комплексах подготовка специалистов ориентирована, в основном, на приобретение суммы знаний в определенной области науки, а не на творческое применение их в практической деятельности, что повышает их профессиональное мастерство. При такой парадигме образования возникает противоречие между потребностями личности, общества и системой образования. Образование не рассматривается как первоочередная ценность, а профессиональная среда продолжает мириться с невысоким уровнем образованности специалистов. Между тем, недостаточная образованность и низкая культура специалистов, как доказано многочисленными исследованиями, усугубляют застой в производстве и общественных отношениях, понижают интеллектуальный потенциал страны и, следовательно, сдерживают развитие общества. Социологами установлено, что чем выше уровень образования человека, тем более явно проявляется у него потребность в дальнейшем пополнении своих знаний, в личностном и профессиональном саморазвитии.

Реалистически оценивая сегодняшнее положение дел однопрофильных средних специальных учебных заведений и вузов, можно увидеть противоречие как в полярности этих систем, так и в ограниченности целей и задач предшествующей и последующей профессиональной подготовки. Прежде всего, необходимо отметить противоречие, которое выражается в осознании необходимости выполнения социального заказа общества по подготовке специалиста более высокого уровня, чем до сих пор, с одной стороны, и экстенсивностью путей достижения этой цели, с другой. Имеются противоречия между необходимостью кардинальных изменений в системе подготовки специалистов и консерватизмом этой системы, между необходимостью интенсификации учебно-воспитательного процесса и малопродуктивными способами его совершенствования, которые тормозят процесс подготовки специалистов.

Для средней и высшей ступени образования характерны и другие существенные недостатки. Так, отсутствуют связующие организационные структуры, состязательность, вариативные формы подготовки специалистов, необходимая преемственность в содержании, учебных планах, программах и формах подготовки. Естественно, что это приводит к удлинению сроков обучения, снижению образовательных интересов обучающихся. Создаваемые колледжи не отказываются от устаревших элитарно-гимназических принципов изучения «предметов», что отрицательно влияет на развитие творческой индивидуальности педагогов, на качество образования в целом. Обучение не учит умению общаться, не воздействует непосредственно на область этики, творчество, культуру. Все эти противоречия и недостатки искусственно сдерживают развитие личности обучающегося, не стимулирует его потребности к продолжению образования. Пути разрешения противоречий и устранения недостатков видятся в системном анализе следующих проблем.

Проблема нового целеполагания образования. Повышение культурного уровня, цивилизованности, интеллигентности современного специалиста связано с созданием условий для удовлетворения многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества на основе учета меняющихся потребностей экономики и рынка труда, для развития и самоопределения личности. Такая стратегия требует смены образовательной парадигмы, определяющей фундаментализацию и диверсификацию среднего и высшего образования.

Проблема новой структуры образования. Структура среднего и высшего образования должна обеспечивать более высокий и разнообразный уровень образования, отвечать международному стандарту классификаций, принятых ЮНЕСКО, удовлетворяя потребности и интересы обучающихся, обеспечивая поступательное развитие личности, создавая возможность «входа» в систему и «выхода» из нее, способствуя приобретению специальностей.

Проблема обновления содержания образования. Ее решение связано с аксиологическим подходом к отбору содержания образования, внедрением интегративных дисциплин. Такой подход принесет в сферу науки и образования гуманистическую направленность.

Проблема обновления организационных форм и методов образования. Построение новой технологии осуществления педагогического процесса предполагает учет таких принципов, как демократизация, гуманизация и гуманитаризация, диалогизация и индивидуализация, фундаментализация и профессионализация и др. среднего и высшего образования.

Проблема правовой защиты подростков. Новые условия хозяйствования и рыночные отношения стали сдерживающими факторами в повышении уровня образования. Образование становится привилегией людей, проживающих в регионе, где есть высшие учебные заведения. Создание комплексов позволяет получить общее высшее образование по месту жительства, так как преподаватели вузов (доктора и кандидаты наук) становятся участниками учебного процесса в колледже. Кроме того, если в колледж учащиеся будут поступать после окончания девяти классов школы, то он становится своеобразной правовой защитой подростков от родительского и иного произвола, препятствующая их отрыву от учебы под каким бы то ни было предлогом.

Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентации, разработки принципиально иной системы образования, обеспечивающей переход на индивидуальное и целевое обучение, отбора нового содержания и интенсивных технологий образования.

Преодолению противоречий, недостатков и решению указанных проблем будет способствовать переход к многоуровневой структуре образования через учебно-научный комплекс «школа - колледж - вуз» и смена парадигмы: профессиональная компетентность в самом широком смысле этого слова может обеспечиваться только на высоком уровне образования соответствующей ступени.

Представляется, что создание принципиально иного комплекса в какой-то мере учитывает и проблемы экономики страны. Как известно, нынешнее ее состояние в целом не позволяет рассчитывать на увеличение сроков обучения. Однако перспективные интересы создаваемого демократического государства, осуществление демократии и самоуправления в обществе требуют повышения уровня образования, диверсификации сложившейся системы образования, появления новых типов образовательных учреждений, формирования регионально ориентированных образовательных структур федеральной системы образования. В основу создания и функционирования учебно-научного регионального комплекса должны быть положены следующие основные принципы:

– целостность (единство среднего и высшего уровней образования, призванное обеспечить достижение как определяющей цели, так и целей и задач по каждому уровню, которые сводятся к главному - осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности);

– преемственность (взаимосвязь и взаимодополняемость уровней среднего и высшего образования, обеспечивающие поступательное развитие личности и профессиональное становление обучающегося, предоставляющие возможности для последующего изменения профессии);

– предвидение (внесение в профессионально-квалификационные характеристики, учебные планы и программы изменений, связанных с содержанием и условиями труда в разных сферах экономики и профессиональной подготовки, исходя из запросов региона);

– опережающее развитие (содержание и постановка образовательного процесса должны опережать сегодняшние требования к обучению специалиста, а процесс профессиональной подготовки - опережать эти требования в еще большей степени);

– интеграция (уровни образования на разных ступенях подготовки должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, а координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с обществами, учреждениями культуры и т. д.).

Общий процесс социально-экономических преобразований в стране создал благоприятные условия для обновления содержания дошкольного образования. Возникла острая необходимость переосмысления сущности участия педагогов в инновационном процессе и внесения коррективов в их профессиональную переподготовку.

Положительно то, что нововведения в дошкольных образовательных учреждениях разрабатываются в стенах самих учреждений. В этом случае педагогов-практиков ориентируют на творческий подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, технику, выделять признаки всеобщего, особенного и единичного. При этом педагоги дошкольных образовательных учреждений должны перейти на отношения равного партнерства с кафедрами, лабораториями дошкольной педагогики и психологии. Лишь в этом случае система образования и, в частности, ее первая ступень, не только не будет отставать от социально-экономических изменений, но и сама обеспечит их. Таким образом, акцент в подготовке и переподготовке педагогических кадров для инновационной деятельности необходимо сделать на формировании их научно-педагогического сознания. Ведущим направлением в повышении квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день должна стать их научная подготовка, которая прямо влияет на профессиональные успехи, а педагогическая работа может рассматриваться как научная деятельность в стенах дошкольных образовательных учреждений. Возникает необходимость сочетания педагогом инновационного образовательного учреждения функций воспитателя и ученого, что позволит ему самому находить болевые точки, предлагать идею, разрабатывать методики их трансформации на основе долгосрочного прогноза последствий таких изменений. Это отмечал замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную однообразную повинность, введите каждого учителя на счастливую тропинку исследования. Становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя».

Основательная научно-педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования позволит расширить диапазон их профессионального интереса - от сугубо методической литературы до новых данных психолого-педагогических и социальных исследований. Педагоги, ставшие на путь инновационной деятельности, будут также способствовать внутреннему преобразованию системы обучения и воспитания, что может гарантировать ее постоянное самосовершенствование и развитие.

Реалистически оценивая программы образовательных структур в соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании», в поисках путей создания конкурентоспособной образовательной структуры, разрешающей существующие противоречие и проблемы, коллективы детского сада № 38 и школы-гимназии № 25, детского сада № I и средней школы № 1 г. Ставрополя создали учебно-научный комплекс, интегрирующий все подсистемы образования, реализующие госстандарты. Интеграция программ образовательных структур «дошкольное образовательное учреждение - школа - вуз» всеми доступными средствами способствует конечной цели - развитию сущностных сил личности, приближая реализацию идеи будущего: качественное повышение уровня образованности и культуры.

Программы образовательных структур комплекса «дошкольное образовательное учреждение - школа» направлены на реализацию общих целей образования. Это - самореализация, удовлетворение потребности в новых знаниях, общении, самовыражении; воспитание отношений.

 

АВТОР: Ахвердова И.А.