29.01.2012 1967

Модель дошкольного образовательного пространства как континуума жизнедеятельности ребенка

 

Стабильное функционирование и дальнейшее развитие системы образования, в том числе и каждого конкретного образовательного учреждения, является сложным процессом, происходящим под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Успешность его протекания, достижение запланированных результатов во многом зависят от умения определить, что, как и когда надо изменить в существующей образовательной практике. На сегодняшний день является очевидным, что не существует никакого другого пути развития образовательного учреждения, кроме как через инновационный процесс, то есть через процесс создания и освоения конкретных новшеств.

В этом плане инновационная деятельность педагогического коллектива рассматривается нами не только как феномен педагогической действительности, научное понятие, но и как объект моделирования.

Под моделированием мы понимаем метод познавательной деятельности, позволяющий адекватно и целостно отображать в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системного процесса, получать и использовать в образовательной практике информацию о специфике, особенностях организации, закономерностях и тенденциях функционирования и развития изучаемого процесса.

При построении модели образовательного пространства как континуума жизнедеятельности в качестве ведущего принципа мы будем использовать системный подход.

Соглашаясь в общем плане с вариантом современной трактовки в педагогике понятия «модель» как «аналога педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимодействие между ними», в то же время считаем необходимым уточнить свою позицию по данному вопросу.

Модель - это материальный или мысленно представляемый процесс, замещающий в исследовании объект-оригинал, поэтому его непосредственное изучение дает новые знания об объекте - оригинале.

В соответствии с обозначенным механизмом моделирования в общей модели образовательного пространства как континуума жизнедеятельности можно выделить следующие компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, управленческий, оценочно-результативный.

Целевой компонент имеет исключительную важность и играет ключевую роль в нашей модели. Подчеркивая значимость данного компонента, его часто называют ценностно-смысловым ядром деятельности, ее главным интегрирующим фактором.

На наш взгляд, целостная модель образовательного пространства как континуума жизнедеятельности в первую очередь связана с определением ее целей. Под целью понимается идеальное желаемое описание конечного результата деятельности, при этом четкость и конкретность цели позволяют определить конечный результат инновационной деятельности.

Необходимым условием, позволяющим сформулировать совместную цель, являются результаты проблемного анализа образовательного учреждения с обозначением в итоге его главной, или ключевой, проблемы. Данная процедура предполагает исключительно коллективный характер деятельности, по крайней мере, большинства членов педагогического коллектива образовательного учреждения.

Таким образом, целевой компонент нашей модели предполагает определенную процедуру с выходом на совместно выработанную и принятую цель коллективной деятельности.

Потребностно-мотивационный компонент. Результативность инновационной деятельности педагогического коллектива, то есть степень коллективной реализации намеченных целей, зависит от наличия мотивации у членов педагогического коллектива к решению проблем своего образовательного учреждения посредством инновационной деятельности.

Потребностно-мотивационный компонент находит свое выражение в уровне готовности педагогов образовательного учреждения к инновационной деятельности. При определении данного уровня выделяются следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, креативный, процессуальный.

Содержательный компонент. При определении специфики содержания инновационной деятельности педагогического коллектива необходимо, на наш взгляд, иметь в виду следующие группы факторов, ее-определяющих. Первая связана с реализацией основного предназначения (миссии) образовательного учреждения; вторая - с достижением коллективных целей совместной деятельности педагогического коллектива; третья - с достижением индивидуальных (личных) целей членами педагогического коллектива; четвертая - с удовлетворением образовательных потребностей учащихся, их родителей, ближайшего социального окружения.

В содержании организации инновационной деятельности педагогического коллектива можно выделить три аспекта: знание членами педагогического коллектива сущности инновационной деятельности; опыт их практической деятельности; владение членами педагогического коллектива основными способами выявления образовательных потребностей и знание механизмов согласования выявленных потребностей с возможностями образовательного учреждения.

Организационно-деятельностный компонент. Данный компонент, вместе с целевым, выполняет роль системообразующего фактора предлагаемой модели.

В целом деятельность педагогического коллектива может быть разной в зависимости от способа ее организации. В этом плане можно выделить деятельность индивидуальных субъектов в коллективе, совместную деятельность, коллективную деятельность.

Организация инновационной деятельности педагогического коллектива может проходить в различных формах. Оптимальными являются педагогический и методический советы образовательного учреждения. Эффективность организации инновационной деятельности будет выше, если используются активные и интерактивные методы, например, «мозговой штурм», метод номинальных групп, методы экспертного оценивания и др.

Выбор содержания и способов организации деятельности педагогического коллектива находится в прямой зависимости от его основных функций. В педагогической науке выделяют следующие взаимосвязанные функции педагогического коллектива - внутренние и внешние. Внутренняя функция связана с тем, что педагогический коллектив выступает в качестве субъекта собственного развития. Внешняя функция педагогического коллектива состоит в педагогизации окружающей образовательного учреждения среды, в превращении ее в фактор целенаправленного воспитания. Отмечается также, что возможности педагогического коллектива в реализации его воспитательных функций зависят от уровня его развития и от задач, решаемых в конкретный период.

Успешность реализации перечисленных функций во многом зависит от управления педагогическим коллективом и уровнем организации его самоуправления.

Управленческий компонент. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива является управляемым процессом. Для определения особенностей и специфики организации инновационной деятельности необходимо выявить сущность управленческого компонента разрабатываемой модели.

К компетентности руководителя образовательного учреждения в процессе организации инновационной деятельности педагогического коллектива могут быть предъявлены следующие основные требования: знание основ стратегического управления, основ управления проектами и программами, организации научно-исследовательской и экспериментальной работы, умение создавать положительную мотивацию у членов коллектива, создание условий, при которых перестанут сопротивляться противники нововведений, и др.

Создание условий для развития образовательного учреждения, достижение им, особенно в условиях перемен, конкурентных преимуществ способствуют переоценке взглядов на содержание, роль и значение управления инновациями.

В своем исследовании мы основываемся на точке зрения, согласно которой все инновации должны решать проблемы конкретного образовательного учреждения, то есть быть средством, а не самоцелью. В этом плане инновационный процесс становится управляемым, и ключевая роль в нем принадлежит руководителям образовательных учреждений.

Организация инновационной деятельности педагогического коллектива будет более успешной и эффективной, если в управление этим процессом будет включена управленческая команда образовательного учреждения, а также часть членов педагогического коллектива.

Включенность в управление характеризует, на наш взгляд, степень влияния членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов развития образовательного учреждения. Отмечаем особо, что все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс.

Таким образом, модель дошкольного образовательного пространства будет более эффективной при соблюдении ряда условий:

– педагогический коллектив обладает высоким уровнем готовности к принятию и внедрению инноваций;

– грамотно проведен проблемный анализ образовательного учреждения и правильно определена его главная задача;

– определен уровень готовности педагогического коллектива к реализации мероприятий по решению выявленной проблемы, содержание и последствие которых понимаются всеми однозначно;

– к участию при выработке мероприятий по решению главной проблемы привлечено не менее четверти членов педагогического коллектива;

– в планировании и реализации планов приоритет отдается коллегиальным формам выработки решений.

Оценочно-результативный компонент организации инновационной деятельности педагогического коллектива призван диагностировать ход и результат инновационного процесса. В результате инновационной деятельности педагогического коллектива в образовательном учреждении развивается и он сам. В связи с этим появляется основание обозначить группу критериев влияния инновационной деятельности педагогического коллектива на его развитие.

При определении системы критериев и показателей влияния инновационной деятельности педагогического коллектива на его развитие считаем, что они будут способствовать формированию объективной картины инновационной деятельности, будут определять в дальнейшем конкретные формы и методы достижения запланированных целей.

Эффективность определяется нами как «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату».

Критериями и показателями развития педагогического коллектива в процессе инновационной деятельности являются следующие:

– мотивационный: наличие у членов педагогического коллектива потребности в решении проблем своего образовательного учреждения посредством инновационной деятельности; готовность педагогов заниматься инновационной деятельностью; стремление к внедрению в практику работы своего образовательного учреждения новых идей и методических разработок; сформированность мотива самообразования; отсутствие антиинновационных барьеров; увеличение количества педагогов с устойчивой мотивацией на преобразования; повышение активности учителей в принятии и реализации решений, касающихся стратегического развития образовательного учреждения;

– целевой: наличие у членов педагогического коллектива личных целей, сориентированных с общими стратегическими целями и задачами своего образовательного учреждения; совместная выработка и сопричастность к общественно-значимой цели деятельности образовательного учреждения, которая «становится ядром инновационной деятельности»; сориентированность целей организации инновационной деятельности на решение реальных проблем образовательного учреждения; осознанность и присвоенность членами педагогического коллектива целей и перспектив (планируемого результата) деятельности образовательного учреждения;

– когнитивный: наличие у членов педагогического коллектива знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности; совместная разработка промежуточных и итоговых критериев и показателей осуществления инновационной деятельности и достижения ее результата;

– креативный: открытость членов педагогического коллектива к новому в педагогической теории и практики; стремление к разработкам новых частных методик и технологий обучения и воспитания; готовность к творческому использованию имеющегося передового педагогического опыта и результатов экспериментальных разработок применительно к достижению запланированных целей своего образовательного учреждения; критическое отношение к имеющемуся, в том числе и своему собственному опыту педагогической деятельности;

– коммуникативный: улучшающийся морально-психологический климат в педагогическом коллективе; снижение количества конфликтных ситуаций; развитие отношений сотрудничества и взаимопомощи между членами педагогического коллектива; развитие согласованности в их действиях;

– усиление эмоционального единства; увеличение количества педагогов, участвующих в коллективных мероприятиях как формального, так и неформального характера, независимо от их возраста, педагогического стажа и т.п.

Представленная модель образовательного пространства как континуума жизнедеятельности позволяет нам в дальнейшем подойти к рассмотрению исследуемого процесса в опыте практической деятельности педагогических коллективов различных дошкольных образовательных учреждений.

Организационная структура системы образовательного пространства как континуума жизнедеятельности может быть изображена в виде схемы (модели), где кроме субъектов показаны связи между ними, отношения, координации.

Модель образовательного пространства как континуума жизнедеятельности представлена на рис. 6. Как видно из модели, на первом этапе инновационной деятельности идет аккумуляция поступающей информации о новшествах. В данной ситуации важно создать в педагогическом коллективе инновационный фон с учетом имеющихся инноваций, создать банк данных о новых программах и технологиях, о материалах из опыта работы различных видов дошкольных учреждений, чтобы избежать бессистемности, неточности в информации о новшестве.

На следующем этапе происходит оценка информации о новшестве. Оценивая ее, необходимо предполагать выполнение Закона «Об образовании», гарантирующего безопасность жизнедеятельности ребенка. Здесь происходит оценка возможных альтернатив, необходимость, значимость нововведений.

Следующий блок нашей модели предполагает создание условий для творческой активности педагогов. Творческая восприимчивость к педагогическим инновациям связана с открытостью внутреннего мира педагога культуре, обществу, с его интеллектуальной инициативой, педагогической интуицией и импровизацией.

Создание инновационного климата, позволяющего педагогам проявлять творчество, тесно связано с преобразованием материально-технического обеспечения педагогического прогресса, так как ни одна из программ не может быть реализована без создания для ребенка развивающей среды.

После осмысления имеющихся новшеств и создания условий для творческой активности в коллективе включается следующий блок - блок постановки цели. Здесь происходит уточнение гипотезы, задач, концепции, выработка общей последовательности решения их. Правильность формулировки цели обеспечивает высокую результативность развития инновационной деятельности в коллективе.

Блок реализации предполагает определение участников (субъектов реализации цели) нововведенческого процесса с различным отношением к новшеству и самому носителю новшества. Здесь же определяется форма организации внедрения новшества (реализации цели).

Для более полного восприятия содержания этого блока предлагается многоуровневая структура реализации цели в модели образовательного пространства как континуума жизнедеятельности.

Наша структура представляет собой структуру реализации цели в модели образовательного пространства как континуума жизнедеятельности, сложившуюся в управлении детских учреждений. Важнейшая задача действия этой структуры - формирование психологической готовности и восприимчивости к педагогическим инновациям всех участников данной творческой деятельности. Рассмотрим эти уровни.

Первый уровень - уровень начальника управления детских учреждений - предполагает уровень стратегического управления в рамках всего учреждения. На этом уровне в систему управления включены совет заведующих ДОУ и аттестационная комиссия.

Начальник управления создает условия для реализации государственной политики в сфере развития системы дошкольного воспитания с учетом ведомственной специфики образования, особенностей социально-культурной сферы региона, запросов населения, развития творчества педагогических работников, проведения научной исследовательской работы в дошкольных учреждениях, для функционирования и развития всех видов дошкольных образовательных учреждений.

Совет заведующих дошкольными образовательными учреждениям создан с целью развития коллегиальных, демократических форм управления образованием. Совет заведующих координирует деятельность дошкольных учреждений в рамках своей компетенции; осуществляет оперативную связь со всеми руководителями дошкольных учреждений при решении проблемных вопросов; предлагает систему стимулирования педагогических коллективов, в том числе и участников инновационных процессов; оказывает помощь малоопытным руководителям дошкольных учреждений.

Аттестационная комиссия оценивает уровень профессиональной подготовки, компетентность, результаты и качество работы руководителей и педагогов дошкольных учреждений; является стимулом повышения педагогической квалификации специалистов детских садов, стимулом развития в них инновационных процессов.

Второй уровень представленной структуры - уровень заместителей начальника по воспитательно-образовательной работе, экономике, оздоровлению и организации питания, отдел по работе с персоналом и методисты управления. Содержанием деятельности этого уровня является определение тактики развития и разработка технологий внедрения новшеств в практику работы детских садов.

Основная задача заместителя начальника по воспитательно-образовательной работе - организация опытно-экспериментальной, научно-методической, исследовательской работы в дошкольных учреждениях.

Заместитель начальника по воспитательно-образовательной работе анализирует имеющиеся возможности дошкольных образовательных учреждений в сфере осуществления инновационных изменений и возможности перспективного развития; предопределяет тенденции развития инновационных процессов, последствия введения инноваций в педагогический процесс; планирует изучение, обобщение и распространение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, мероприятия по повышению квалификации участников инновационных процессов; систему научно-методической и исследовательской работы в рамках управления детскими учреждениями, мероприятия по связям с образовательными структурами региона; контролирует результативность хода инновационных процессов, их соответствие программам и планам развития.

Заместители начальника по другим направлениям (экономике, оздоровлению и организации питания, отдел по работе с персоналом) обеспечивают условия для реализации инновационных процессов в педагогических коллективах через координацию финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений, использование новых программ и технологий в области охраны жизни и здоровья детей, организацию рационального питания, определяют основные направления кадровой политики, координируют подготовку резерва руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Методисты оказывают непосредственную помощь руководителям дошкольных учреждений в реализации программ развития и в использовании новых технологий, организуют под руководством заместителя начальника по воспитательно-образовательной работе результативную деятельность профессиональных объединений и творческих групп, координируют совместную деятельность участников инновационных процессов, консультируют руководителей дошкольных образовательных учреждений и специалистов по принципиальным вопросам осуществления инновационных процессов, разрабатывают методические документы, обеспечивающие инновационную, исследовательскую, экспериментальную деятельность и другие технологии осуществления процессов инновационной деятельности.

Информационный центр, наряду с другими задачами, обеспечивает пропаганду инновационных процессов, происходящих в дошкольных образовательных учреждениях, распространение различных программ, разработок новых технологий и авторских методик среди педагогов, родителей, населения, работников производств завода через публикации в средствах массовой информации (городские и заводские газеты, телевидение, радио).

Третий уровень - уровень заведующих дошкольными образовательными учреждениями. Этот уровень определяет стратегию развития конкретного дошкольного учреждения. Сюда входят заведующий, воспитатель-методист, научный руководитель.

Заведующий создает условия для творческого роста педагогов своего коллектива, обеспечивает возможность заниматься исследовательской и экспериментальной работой. Воспитатель-методист организует систему методической и исследовательской работы в дошкольном образовательном учреждении, консультирует воспитателей и специалистов по вопросам осуществления инновационной деятельности в детском саду, разрабатывает методические рекомендации для педагогов по использованию новых технологий и авторских программ.

Научный руководитель осуществляет координацию научно-методических исследований в педагогических коллективах ДОУ, обеспечивает научное консультирование по теории и методике школьного воспитания, помогает руководителям и педагогам в освоении нововведений, методов исследовательской, экспериментальной работы, в разработке авторских программ.

Четвертый уровень - уровень воспитателей дошкольных учреждений и специалистов по направлениям. По содержанию - это уровень оперативного управления, на котором создаются школы передового опыта, школы для малоопытных воспитателей, консультационные пункты, психологическая служба, методические и другие объединения.

На этом уровне обязательными являются: исследовательская деятельность педагога; освоение научных и практических инноваций; экспертиза новых технологий обучения, воспитания и развития, а также деятельность по осуществлению консультативных, прогнозных, мониторинговых, экспертных функций.

Пятый уровень - воспитанники дошкольных учреждений. Это тот уровень, ради которого строится вся структура.

В последние годы в сфере отечественного дошкольного образования активно обсуждаются проблемы формирования у детей социального поведения в духе демократических ценностей и норм. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Ребенок имеет право на собственное «я», на умение уважать и ценить себя, проявлять себя и свои умения в различных кружках по интересам, студиях, во время организованных занятий.

Таким образом, многоуровневая структура реализации цели в модели образовательного пространства как континуума жизнедеятельности характеризуется, в первую очередь, реализацией современного подхода «многоролевого участия в деятельности», когда в качестве объекта управления выступает не только руководство управления и детского сада, но и педагогический коллектив, который участвует в разработке планов, обсуждении хода работ по выработке решения.

Представленная структура ориентирована не на автономное, независимое друг от друга освоение нововведений, а на реализацию всей их совокупности как целостного комплекса в рамках модели. Данные блока получения результата предполагают определение технологической готовности педагога, связанной с обобщением своего опыта, установлением контактов с педагогами-новаторами. Это стимулирует поиск новых решений в стандартных условиях собственной деятельности, создание новых авторских программ.

Данные блока получения результата тщательно анализируются профессиональным педагогическим коллективом, определяются положительные и отрицательные моменты, рассматриваются с позиции эффективности и безопасности для детей, предлагаются для дальнейшего внедрения. При необходимости получения дополнительной информации, возможно, для определения новых целей и задач существует обратная связь с первым блоком получения информации о новшествах.

Подводя итоги, отметим следующее.

1. Как предмет научной и метод рефлексии, дошкольное образовательное пространство представляет собой педагогически организованную форму бытия социализирующейся личности, которая включает в себя объединенные общим культурным основанием атрибуты: материальную среду, образовательные учреждения на уровне микросоциума, источники массовой коммуникации, содержание и организацию образовательного пространства. Обеспечивая условия для формирования и развития целостной личности дошкольника, образовательное пространство выполняет гуманитарно-воспитательную, социально-адаптивную, образовательно-развивающую, коммуникативно-интеграционную функции.

2. Эффективность предложенной модели дошкольного образовательного пространства как педагогического континуума жизнедеятельности ребенка будет тем выше, чем более высоким уровнем готовности к инновационной деятельности обладает педагогический коллектив.

 

АВТОР: Ахвердова И.А.