29.01.2012 2225

Деятельность инновационных дошкольных учреждений по организации развивающей среды

 

Чтобы развить индивидуальность ребенка необходимо знать его потенциальные возможности, заложенные в нем сущностные силы. Ориентация на гуманизацию системы дошкольного воспитания, отказ от единой для всех программы обучения и воспитания в детском саду, предоставленная коллективам дошкольных учреждений свобода выбора содержания, форм работы с детьми, появление и реализация авторских программ для детских садов - всё это способствует процессу развития каждого дошкольника.

Учебно-научный комплекс «ДОУ - школа», все звенья которого интегрируются и реализуют идеи непрерывного образования, выступает как инновационное, ориентированное на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности. Субъект - субъектные отношения педагога с детьми содействует включению их в творчески развивающую среду, приобщая к общечеловеческим духовным и образовательным ценностям и навыкам коммуникативного общения.

Основные задачи деятельности комплекса «ДОУ-школа»:

– охрана и укрепление психического и физического здоровья;

– забота об эмоциональном благополучии;

– опережающее разностороннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;

– создание оптимальных условий для развития, проявления индивидуальности и творческих способностей ребенка;

– создание медико-психолого-педагогической службы с целью коррекции психологического здоровья детей и родителей;

– организация необходимой языковой среды в детском саду и школе;

– разработка сквозных программ и учебных планов, предусматривающих цикличность в познавательном, художественно-творческом, музыкально-ритмическом и сенсорном развитии ребенка.

Определяющим условием обучения, которое обеспечивает полноценное развитие ребенка, является индивидуальный подход, учитывающий интересы в познании и личностно-значимые для этого возраста сферы деятельности (обучение в контексте игры, совместной деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует развитию познавательной мотивации и способностей детей, их образа мира, становлению общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры).

Использование на занятиях рисунков способствует развитию у детей глазомера. Особое внимание уделяется развитию у детей речевых навыков. На первых занятиях инициатива принадлежит воспитателю: он подробно комментирует все действия детей, оценивает результаты их работы, вопросами вовлекает в описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно формируется потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось.

Новейшая психология убедительно доказывает, что для музыкального воспитания возраст от трех до семи лет намного важнее последующего периода, «... ибо и дитя, как и дерево, если о нем не заботятся, вырастает безобразным: ошибку, допущенную в раннем детстве, с трудом или вовсе не исправить в более позднем возрасте» (Давид Б. Сабо).

Не упустить этот драгоценный возраст, помочь ребенку войти с радостью в достаточно сложный мир музыкальных звуков, найти путь к сердцу каждого маленького человека - вот задачи, которые решаются на занятиях студии детского музыкального творчества «Соловушка» ДОУ № 71 «Сказка». Содержание занятий включает в себя четыре раздела: основы музыкальной грамоты; слушание и анализ музыкальных произведений; вокально-хоровая работа; игра на детских музыкальных инструментах. Изучение этих разделов позволяет успешно решить задачи воспитания музыкального вкуса ребенка, развить способность чувствовать и переживать музыку.

Показательными в смысле развития творческих способностей детей являются инновационные программы дошкольного центра «Родничок», программа по хореографии для детей дошкольного возраста и программа для дошкольного возраста «Театр для детей», разработанные Б. К, Лесных, Г. В. Поповой, Т. И. Демченко.

При рассмотрении проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающего обучения необходимо учитывать имеющийся опыт, исходя из принципа целостного развития личности. Целостность развития личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам интеграцию педагогических влияний - воспитательных, образовательных и развивающих.

Специально организованные опыты, эксперименты, игры, беседы, рассказы являются видами детской деятельности, в которой реализуется содержание воспитательной системы. Так как воспитание имеет развивающий характер и предполагает создание воспитывающей среды, то наш подход заключается в создании именно воспитательной системы, направленной на развитие гармонически развитой личности. Ведущим видом деятельности, в котором осваивается человеческая культура, является игра. Игровой метод лежит в основе освоения всех разделов предлагаемой нами воспитательной системы.

Система воспитания дошкольников 5-7 лет в условиях развивающего обучения в период подготовки к школе должна, по нашему мнению, строиться на основе рационального сочетания и соотношения выделенных направлений воспитательной системы: духовно-нравственного, экономического, экологического, культуры здоровья, гражданско-правового, культурологического. Вместе они образуют единую целостную систему воспитания, способствующую формированию таких личностных особенностей, которые являются источником психологической готовности ребенка к школе.

Для повышения эффективности воспитательного процесса при его проектировании необходимо учитывать следующие факторы: педагогические (методы, средства и т.д.), психологические (возрастные возможности ребенка, индивидуальные способности), социальные (формы общения, отношение к окружающему миру и самому себе).

Разработанная программа воспитания «Человек, индивид, личность» для детей 5-7 лет опробована в инновационных дошкольных образовательных учреждениях города Ставрополя: № 1 «Улыбка» (работает по программам «Развитие», «Дитя человеческое»); № 43 «Эрудит» (работает по программам «Развитие», «Одаренный ребенок»); № 51 «Росток» (работает по программам «Радуга», «Детство», «Наш дом - природа»).

Основная цель экспериментальной деятельности - подтвердить, в соответствии с гипотезой нашего исследования, необходимость интеграции образовательных, воспитательных и развивающих задач в период подготовки детей к обучению в школе. Реализация данной воспитательной системы в практике дошкольного образовательного учреждения предполагает создание развивающей воспитательной среды, которая подготавливает дошкольника к жизни в новой «социальной ситуации развития» школе в условиях развивающего обучения.

В исследовании, которое проходило в три этапа, принимали участие 920 детей в возрасте 5-7 лет.

Цель констатирующего этапа - определить общую готовность к школьному обучению детей, получающих развитие по программам воспитания «Дитя человеческое», «Планета детства», «Радуга», «Детство» и др.

Были сформированы контрольная и экспериментальная группы, одинаковые по полововозрастному составу, каждая в составе 460 человек. С детьми 5 -6 лет и 6 - 7 лет проводились различные виды деятельности. Работа организовывалась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Полученные результаты выявили незначительные различия в уровне готовности к школе детей экспериментальных и контрольных групп.

На формирующем этапе в экспериментальных группах реализовывались разработанные программы воспитания «Человек. Индивид. Личность», «Дитя человеческое», «Светоч». Особенность их в том, что каждый из разделов программы, включает в себя интегрированный курс, раскрывающий систему понятий, явлений, важнейших идей и законов, которые усваиваются воспитанниками с учетом их возраста и индивидуальных способностей. По каждому разделу предусмотрена педагогическая диагностика.

Разрабатывая содержание и методику опытно-экспериментальной работы с детьми, мы исходили из того, что воспитательный процесс будет организовываться как во время занятий, так и вне занятий. Это требует использования нетрадиционных форм и методов деятельности как детей, так и воспитателя: экскурсий, игр-тренингов, бесед с детьми, игр-соревнований и т.д.

Основной принцип реализации задач воспитательного блока - деятельностный подход. В зависимости от содержания знаний в ходе воспитательного процесса выбирался определенный вид деятельности. Например, усвоение экономических знаний (долги, цены, стоимость) проходило в сю-жетно-ролевых играх («магазин», «ярмарка», «семья»); знание о том, почему следует охранять природу и бережно к ней относиться, дети успешнее всего усваивали в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной, музыкальной и др.).

В ходе формирующего этапа проводилась педагогическая диагностика результативности освоения программных задач.

Цель контрольного этапа исследования заключается в получении объективной оценки готовности детей дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе.

Для диагностики использовались программы И.В. Дубровиной (1995), основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной (1996), программа под редакцией Д.Б. Эльконина (1988), писходиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой (1996), тест П. Кеэса, комплекс Е. Екжановой (1998), который, будучи ориентированным на детей первого класса, правомерно может быть использован и в подготовительных группах детского сада; а также некоторые другие. Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, мы использовали диагностическую Г. Витопа-ка (лидере, 1992), тест керна-йирасека (И. Шванцаре и др., 1978). Привлекались диагностические программы: И. Айзман, Г.Н. Жаровой и др. (1990 - 26 методик и тестов), Н.Н. Бауковой, Т.А. Малицкой (1995 - 10 методик) Л.И. Земцовой, ЕЛО. Сушковой (1988 - 16 методик), В.Г. Каменской с соавт. (1996 - 9 методик и тестов) и многие другие. В большинстве программ в той или иной комбинации присутствует методика «узоры», разработанная Л.И. Цеханской, Т.В. Лаврентьевой, тест (или его части) Керна-Йирасека, части диагностических программ Н.И. Гуткиной и Л.А. Венгера.

Основными критериями, позволяющими определить готовность детей к школьному обучению, явились: мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция личности дошкольника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, уровень развития зрительно-моторной координации. Оценка респондентов по каждому критерию проводилась по трехбалльной системе:

3 балла - полное соответствие выделенному критерию;

2 балла - неполное соответствие выделенному критерию;

1 балл - несоответствие выделенному критерию.

Для определения коэффициента эффективности воспитательной программы в период подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе мы выделили следующие уровни готовности: высокий (27-23 баллов); средний (2214 баллов); низкий (13-9 баллов).

Исследование проводилось в следующих направлениях:

– диагностика внимания (произвольность и устойчивость);

– диагностика памяти (долговременной и кратковременной, зрительной и слуховой);

– диагностика мышления (сравнение, классификация, обобщение);

– диагностика речевого развития (фонематического слуха, произношения; словарного запаса; умения строить предложения и умения строить текст из 2 - 3 предложений).

На формирующем этапе эксперимента использовались индивидуальные карты ребенка (листы наблюдений), где отмечались все показатели по всем критериям готовности к обучению в школе. Количество дополнительных особенностей учитывалось корректировочными коэффициентами при выведении общей итоговой готовности ребенка к началу школьного обучения.

Корректировочные коэффициенты определялись следующим образом:

– если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно, какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85;

– если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно, какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72;

– если в листе наблюдений отмечены три знака, отражающие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,6;

– если в листе наблюдений отмечены четыре знака, отражающие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.

Таким образом, выполнение всех заданий оценивалось по четырем уровням - в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы:

  1. й уровень - готовность к началу регулярного обучения в школе;
  2. й уровень - условная готовность к началу обучения;
  3. й уровень - условная неготовность к началу регулярного обучения;
  4. й уровень - неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.

Тестирование, проведенное на детской популяции г. Ставрополя (458 респондентов), и ретестирование детей (920 человек) позволили определить следующие диапазоны балльной оценки для каждого из уровней готовности к началу школьного обучения: готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень) - от 17 до 25 баллов; условная готовность к началу обучения (2-й уровень) - от 14 до 17 баллов; условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень) - от 11 до 14 баллов; неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень) - суммарная оценка ниже 10 баллов.

Результаты уровневой оценки (уровень достоверности р < 0,05) позволяют заключить, что дети, получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 17 до 25, вне зависимости от их возраста на момент начала школьного обучения к обучению в школе готовы.

Анализируя качество выполнения заданий и поведенческие особенности детей, набравших суммарную оценку от 14 до 17 баллов, можно отчасти прогнозировать у них не только возможные трудности при начале регулярного обучения (т.е. попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации.

В то же время ретестирование детей этой группы в начале школьного обучения (сентябрь - октябрь) показало, что большинство из них сумели адаптироваться к обучению без дополнительной помощи специалистов, в основном за счет грамотно организованного педагогического воздействия. По возможности, желательно проводить углубленное психологическое обследование этих детей.

Дети, чей суммарный балл составляет 11 - 14, нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога). Ребенок, набравший менее 11 баллов, в обязательном порядке должен быть обследован психологом, а при необходимости - логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и ему в срочном порядке необходима коррекционная помощь.

При введении разработанной программы воспитания показатели готовности к обучению в школе в экспериментальной группе оказались выше, чем в контрольной. Это свидетельствует о целесообразности целостной воспитательно-образовательной системы для учреждений, руководствующихся в практической деятельности программами развивающего обучения Л.А. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок».

Для повышения эффективности реализации разработанной воспитательной программы использовались современные педагогические технологии.

Апробация программы воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Ставропольского края (центрах развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития ребенка, коррекции и оздоровления всех воспитанников №1 «Улыбка», № 43 «Эрудит», № 51 «Росток») подтвердила ее эффективность положительной динамикой уровня готовности детей к обучению в школе и адаптации в новой социальной среде.

Таким образом, интеграция развивающих, образовательных, воспитательных задач в систему развивающего обучения дошкольников 5-7 лет при подготовке их к школе имеет важное значение.

 

АВТОР: Ахвердова И.А.