17.02.2012 11827

Нормативно-правовое обеспечение социальной адаптации детей-инвалидов в России и за рубежом

 

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, его социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства.

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (инвалидов, беженцев и др.) нуждаются в социальной помощи и защите. Необходимо выделить такую социальную категорию нуждающихся, как дети-инвалиды.

По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов инвалидов, 170 миллионов - это дети в возрасте до 16 лет. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов.

В Российской Федерации частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза, на начало 2002 года в органах социальной защиты населения состояли на учете 658, 1 тысяча детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию, что на 17,3 тысячи меньше, чем на начало 2000 года (675,4 тысячи). Сокращение числа зарегистрированных детей-инвалидов обусловлено снятием инвалидности у детей в результате проведения реабилитационных мероприятий, более качественной работой учреждений медико-социальной экспертизы.

Самой многочисленной возрастной группой детей-инвалидов являются дети в возрасте 10-14 лет (43%), затем следует группа детей в возрасте от 15 лет и старше (28%), группа в возрасте 4-7 лет (17%) и группа детей с рождения и до достижения возраста 3 лет (12%).

К основным причинам инвалидизации детей относятся осложнения беременности в результате различных, в том числе экзогенных воздействий, бытовые травмы, рост хронической заболеваемости. Среди детей-инвалидов до последнего времени преобладали дети с церебральным параличом, органическими нарушениями центральной и периферической нервной системы, психическими нарушениями - 50-60%, дети с заболеваниями внутренних органов, опорно-двигательного аппарата составляли 9-10%, с нарушениями зрения - 10-13% и слуха- 3-4%.

Основными заболеваниями у детей, приводящих к инвалидности, являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии.

Существуют Международные акты о социальной защите детей-инвалидов. К ним относится: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. В ней сказано, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства, и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 года говорится, что ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

В Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года без голосования) говорится, что выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной, личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденных или приобретенных, физических и (или) психических умственных способностей. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами, без каких - либо исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность. Они имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические препараты, на восстановление здоровья и положение в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования, жить в кругу своей семьи или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению. Если пребывание инвалида в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер, должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. гласит, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. В данном документе признается право неполноценного ребенка на особую заботу и обеспечивается ее предоставление при условии наличия ресурсов, имеющему на это право ребенку.

В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха.

В принятой 20 декабря 1971 года Декларации о правах умственно отсталых лиц говорится, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди, а именно пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов. Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.

Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.

Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года говорится, что следует выделять больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в трудных условиях. Согласно этой Декларации инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были их происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что их сограждане того же возраста. Инвалиды имеют право на медицинское, психологическое лечение, включая протезирование и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положение в обществе, на образование, профессиональную подготовку. Кроме того, имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих их, участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга; инвалиды имеют право пользоваться квалифицированной юридической помощью. Основной принцип, заложенный во всех международных правовых актах, касающихся положения детей - это приоритет интересов ребенка.

Кроме Международных правовых актов о социальной защите детей-инвалидов существуют еще и законы Российской Федерации, касающиеся данного аспекта.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации - это единый правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека можно выделить закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 года), постановления Правительства РФ от 03.04.96 г. № 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы» и от 13.08.96 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Можно видеть, что большинство льгот и гарантий, предназначенных для инвалидов с психическими расстройствами, впоследствии было распространено на все категории инвалидов и закреплено в последующих законодательных актах Российской Федерации.

О социальной защите инвалидов и мерах их реабилитации как об основных обязанностях общества и государства в полный голос было заявлено также в Федеральных законах «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Главным достоинством этих законов в отношении социальной защиты инвалидов было их провозглашение в качестве лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной помощи, в составе которой указаны меры реабилитации.

В указанном Законе наиболее полно отражены нормы медико-социальной экспертизы инвалидности, порядка оказания социальной помощи и реабилитации лиц, признанных инвалидами. Одним из важнейших положений, зафиксированных в данном Законе, стало создание двух социальных служб, относительно независимых друг от друга - Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов. Это тем более важно, что до этого времени и экспертиза инвалидности, и организация реабилитации, и контроль за результатами реабилитации возлагались на Врачебно-трудовую экспертную комиссию. Законом № 181-ФЗ предложено разделение экспертизы и реабилитации, что дало возможность экспертам быть более независимыми, более объективными в своих заключениях об инвалидности граждан и о возможностях их реабилитации.

Другой не менее важной нормой, заявленной в Законе, стало закрепление индивидуальной программы реабилитации инвалидов как документа государственного значения, рекомендации которого обязательны для исполнения всеми структурами общества. Исходным юридическим основанием для начала реабилитации является наличие (у родителей ребенка) справки о признании ребенка инвалидом, выдаваемой государственной службой медико-социальной экспертизы в соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965. Указанная справка может быть выдана после проведения специалистами этой службы медико-социальной экспертизы ребенка, осуществляемой по письменному заявлению его родителей с приложением направления из учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, подтверждающего нарушение его здоровья. Направление из учреждения здравоохранения должно быть составлено врачами-специалистами врачебно-консультативной комиссии федерального или муниципального лечебно-профилактического учреждения по месту постоянного проживания ребенка в виде «Медико-социального заключения на ребенка - инвалида» по форме, утвержденной приказом Минздрамедпрома России от 18 марта 1996 года.

В соответствии с п. 22 «Положения о признании лица инвалидом», в месячный срок после признания ребенка инвалидом специалистами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, должна быть разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида -перечня реабилитационных мероприятий с указанием их объемов, сроков проведения, исполнителей и направленных на восстановление способностей ребенка-инвалида к бытовой, возрастно-средовой и учебной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса ребенка и семьи, реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.

Согласно постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 года № 14, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида разрабатывается специалистами учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы с привлечением (в случае необходимости) специалистов учреждений здравоохранения, образования, профессионального обучения и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации детей-инвалидов, при обязательном участии родителей или уполномоченных лиц, их заменяющих. В случаях, требующих применения для разработки программы сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, ребенок-инвалид может быть направлен в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы.

На этапе первичной комплексной медико-социальной экспертизы и разработки индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида решаются следующие задачи:

- производится определение наличия нарушений функций, дается оценка их выраженности, а также оценка тяжести связанных с выявленными нарушениями ограничений жизнедеятельности с указанием ведущего ограничения;

- производится определение психологического статуса ребенка-инвалида, его образовательного потенциала и индивидуальных предпочтений с учетом социальных последствий ограничений, возможности получения образования для будущей профессиональной деятельности;

- производится определение психолого-социального статуса семьи ребенка-инвалида, ее педагогических возможностей и социально- бытовых условий, предоставляемых ребенку-инвалиду.

Появилась возможность использовать свойства этого документа для упорядочения различных видов социальной помощи, которые может предоставить инвалидам общество. При исполнении норм Закона предполагается, что в индивидуальной программе реабилитации будут указаны меры, необходимые и достаточные для достижения целей реабилитации и интеграции инвалида в общество. Квалифицированная разработка индивидуальной программы должна предусматривать мероприятия, обеспечивающие инвалиду активную позицию, при которой он мог бы грамотно использовать как свой остаточной реабилитационный потенциал, так и помощь со стороны государственных и общественных структур.

В Законе «О социальной защите инвалидов в РФ установлено, что «Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты».

Согласно данному закону, целью социальной защиты инвалидов признается обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Дети-инвалиды - это инвалиды, не достигшие возраста 18 лет (другое название - дети с ограниченными возможностями). Однако существенным тормозом при решении многих вопросов является отсутствие полноценной статистической информации о детях-инвалидах, поскольку в Российской Федерации нет единой системы их учета. К настоящему времени созданы предпосылки для организации государственной статистики детской инвалидности.

Изучение системы сбора данных о дезабильных лицах за рубежом показало, что наиболее приемлемой в условиях нашей страны в настоящее время представляется создание специальных территориальных регистров детей-инвалидов, которые позволят в текущем порядке иметь разносторонние статистические данные о параметрах, характеризующих этот контингент детей и их семей.

В основу методологии создания территориальных регистров детей-инвалидов должен быть положен наиболее рациональный, по нашему мнению, принцип, в соответствии с которым необходимо вписать сбор информации для регистра в действующую в России систему официальной регистрации этих детей, усовершенствовав ее и, привести в соответствие с международными рекомендациями по данной проблеме.

Предлагаемая модель создания государственной системы регистрации детей-инвалидов во многом опирается на опыт организации отечественной статистики естественного движения населения (рождаемости, смертности и др.).

Объектом статистического учета в регистре будут являться дети, имеющие нарушения в умственном и физическом развитии, которые дают им юридическое право на получение социального пособия по инвалидности в соответствии с новым перечнем медицинских показаний.

Для проведения точного статистического учета детей-инвалидов существует необходимость разработки нового варианта «Медицинского заключения», от содержания которого зависит объем информации о данной категории детей, который будет доступен пользователю после соответствующей статистической разработки. При работе над документом были учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по этой проблеме. Основная часть предлагаемого нового варианта «Медицинского заключения» состоит из нескольких блоков вопросов.

Первый блок вопросов содержит паспортные данные ребенка инвалида и его родителей. Второй блок вопросов - данные медицинского характера. На их основании выносится медицинское заключение о том, что характер и степень тяжести, имеющихся у ребенка нарушений в умственном и физическом развитии и возникшее вследствие этого снижение его жизнедеятельности, дают право этому ребенку на получение социального пособия по инвалидности в соответствии с узаконенными медицинскими показаниями. Третий блок вопросов содержит сведения о семье ребенка, условий его жизни и воспитания.

Наконец, четвертый блок вопросов касается оценки потребностей ребенка-инвалида и его семьи в различных видах медико-социальной и педагогической помощи, необходимой для реабилитации ребенка инвалида, его интеграции в общество, возможностей ее предоставления обществом и использования семьей ребенка.

Наиболее рациональным является создание регистра детей-инвалидов на базе существующих органов государственной статистики (городских, областных, республиканских), имеющих квалифицированные кадры и опыт работы со статистической информацией. Поэтому важной статистической задачей на пути создания регистра является разработка методического обеспечения функционирования регистра в органах государственной статистики, включая определение принципов корректировки данных в территориальном регистре и создание инструкций по кодированию информации.

Последний этап методической работы заключается в определении основных направлений, по которым может производиться статистическая разработка сведений, содержащихся в регистре.

С учетом опыта демографической статистики был сделан вывод о том, что на высшем иерархическом уровне системы Государственного комитета Российской Федерации по статистике должны осуществляться сводка и разработка лишь наиболее общих сведений о детях-инвалидах, включая их возрастно-половой состав, распространенность и структуру нарушений в умственном и физическом развитии среди детского населения отдельных регионов страны, а также обобщенные сведения о потребностях этого контингента детей в различных видах медико-социальной помощи. Более подробные разработки могут осуществляться на региональном уровне для более узких целей. Информацией, содержащейся в регистре, могут воспользоваться по запросу все заинтересованные в ней ведомства, организации и частные лица. Из территориального регистра сведения могут выдаваться не только в обобщенном виде, но и на конкретного ребенка-инвалида по любому параметру, содержащемуся в первичном учетном документе.

Внедрение таких регистров может быть осуществлено в отдельных регионах или решением правительственных органов на территории всей республики, что позволит создать в России принципиально новую систему государственной статистики детской инвалидности.

Органы социальной защиты населения, здравоохранения и народного образования, которые осуществляют соответственно социальную поддержку, лечение и реабилитацию, в своих ежегодных статистических отчетах отражают лишь отдельные стороны данной проблемы. В связи с этим в настоящее время нет точной информации об общем количестве детей инвалидов в возрасте до 18 лет по стране в целом и в отдельных ее регионах, их возрастно-половой состав и структура имеющихся у детей нарушений в состоянии здоровья, степень и характер снижения у них жизненных и социальных функций. Таким образом, до настоящего времени нет единого органа, который бы устанавливал инвалидность детям с умственными и физическими нарушениями, а также органа, который проводил бы их полноценную регистрацию.

В отличие от взрослых, у которых группа инвалидности определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями при Министерстве социальной защите населения Российской Федерации, признание инвалидом ребенка возложено на органы здравоохранения. Функции же органов социального обеспечения сводятся, по сути, только к выплате денежного пособия. Согласно закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия устанавливается: инвалидам детства, и детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, детям в возрасте до 18 лет.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года была разработана целевая программа «Дети - инвалиды», которая является первой попыткой создать комплексное решение проблем детей с умственными и физическими ограничениями. Программа предусматривает решение следующих задач:

- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;

- улучшение возможностей для комплексной психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов;

- обеспечение детей-инвалидов техническими средствами, облегчающими бытовое обслуживание;

- создание систем информационного обеспечения для решения проблем детской инвалидности;

- обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;

- укрепление материально- технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В законах Российской Федерации предусмотрен комплекс мер по защите семей государством.

В основах законодательства в области физической культуры и спорта говорится, что детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются бесплатно.

В основах законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан сказано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на:

- медико-социальную помощь, которая включает профилактическую лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности;

- бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ;

- дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и других источников, не запрещенных законодательством РФ;

- льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями. Для детей сроки пользования протезно-ортопедическими изделиями и последующей замены определяются медико-технической комиссии. Протезы рук, приспособления к протезам рук, кистедержатели, перчатки к протезам рук, протезы ног, чехлы на культю, ортопедические аппараты, сложная ортопедическая обувь, корсеты, обтураторы, протезы грудных желез, подколенники, туторы, вкладные башмачки, спинодержатели, реклинаторы, протезы-подставки, кожаные сиденья, кожаные брюки с подошвами, одежда для безруких выдаются всем нуждающимся в них гражданам бесплатно, за счет средств, отпускаемых по бюджету на протезирование.

Одновременно с основным протезно-ортопедическим изделием, независимо от срока его получения, по решению медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия гражданам может выдаваться запасное рабочее, спортивное, бытовое и протезно-ортопедическое изделие. Гражданам, получающим протезы рук и ног, независимо от заказа нового протеза и срока пользования ранее полученным протезом, выдается бесплатно на 2 года. Сложная ортопедическая обувь и обувь на ортопедические аппараты из черного хрома выдаются бесплатно детям до 16 лет. Сложная ортопедическая обувь, обувь на аппараты и протезы детям до 16 лет заменяется при необходимости по заключению медико-технической комиссии. В тех случаях, когда ампутирована одна нижняя конечность и инвалид пользуется только рабочим протезом, ему может быть выдано на сохранившуюся конечность 3 ботинка.

Все граждане, пользующиеся протезно-ортопедическими изделиями, сложной ортопедической обувью, на протезы и ортопедические аппараты, могут заказывать их за плату по действующим ценам до истечения установленных сроков пользования или сверх установленных норм по решению медико-технической комиссии. Хлорвиниловые кисти и оболочки к пластмассовым кистям протезов заменяются по мере износа по заключению медико-технической комиссии. Средства, облегчающие жизнь инвалидов (приспособление для ванны, туалета, поручни, устройства для приготовления пищи и тому подобное), выдаются бесплатно с разрешения органа социального обеспечения, производящего оплату протезно-ортопедических изделий.

Костыли, трости, средства, облегчающие жизнь инвалидов, выданные бесплатно, заменяются по мере износа или медицинским показаниям по заключению медико-технической комиссии, при условии сдачи на предприятие изделия, вышедшего из строя. Велоколяски и кресло-коляски выдаются бесплатно по месту жительства... детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии заключения врачебно-трудовой экспертной, комиссии о необходимости инвалиду иметь в своем распоряжении велоколяску или кресло-коляску из-за невозможности протезирования или в связи с серьезными затруднениями в пользовании протезно-ортопедическими изделиями. Велоколяски, кресло-коляски и малогабаритные коляски заменяются после того, как они придут в негодность, но не ранее следующих сроков пользования ими: велоколяски и прогулочные кресла-коляски - 4 года; комнатные кресла-коляски - 6 лет; малогабаритные коляски - 1 год 6 месяцев. По решению органов социального обеспечения может быть произведена досрочная замена комнатных и прогулочных (дорожных) колясок, если в связи со значительным износом или повреждением их ремонт нецелесообразен.

В статьях Закона о социальной защите инвалидов рассматривается, что в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория ребенок-инвалид.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, ограничения жизнедеятельности и направленных на создание им равным с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма. Целью реабилитации - является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

- медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии;

- профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

- социальную реабилитацию, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Основанием для начала и проведения комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями является комплексный план реабилитации, составленный комиссией, проводившей комплексную экспертизу ребенка, и внесенный в «Реабилитационный дневник ребенка с отклонениями в развитии» в форме перечня реабилитационных мероприятий с указанием мест и сроков их проведения. План должен быть согласован родителями ребенка (матерью или лицом ее заменяющим) и социальным работником, назначенным для курирования ребенка и его семьи.

Предусмотренные указанным планом мероприятия выполняются профессиональными специалистами соответствующего профиля (по разделам комплексной реабилитации) в определенных этим же планом местах (стационар, санаторий, специализированный интернат, на дому) и в установленные сроки. В необходимых случаях выполнение реабилитационных мероприятий поручается родителям ребенка, получившим предварительную подготовку (инструктаж). Общую ответственность за организационную реализацию предусмотренных планом реабилитационных мероприятий несет социальный работник, на которого помимо обеспечения выполнения социального раздела комплексной программы реабилитации ребенка, возлагается также задача координации и обеспечения условий работ специалистов по другим разделам программы.

Процесс реабилитации имеет циклическую структуру. В каждый реабилитационный цикл, который условно можно считать начинающимся с комплексной экспертизы, включающей в себя также оценки эффективности реабилитационных мероприятий, составление планов таких мероприятий на предстоящий цикл, в качестве главного и основного звена входит реализация самих реабилитационных мероприятий:

- поддерживающая терапия, если восстановительное лечение ребенка считается законченным или бесперспективным, или сопровождающая терапия, если восстановительное лечение еще продолжается;

- различные виды психолого-педагогической поддержки ребенка и его семьи, направленные на воспитание и обучение, в том числе профессиональное обучение, различные виды социальной поддержки.

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно, как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) образования, начального профессионального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Инвалиды и дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды 1 группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально бытовую адаптацию детей-инвалидов. Детям с ограниченными возможностями дошкольного возраста предоставляются необходимые меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным образованиям (пенсии, пособия, компенсации) в случаях, установленных законодательством РФ. Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством РФ.

Государственная социальная политика в отношении данной категории детей направлена, в основном, на выделение социальных пособий, установления различных льгот на жилье, проезд, учебу, индивидуальные средства реабилитации и др. Составной частью активной государственной политики становится создание доступной для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, среды жизнедеятельности.

В то же время изменение общественного сознания в деятельности государственных учреждений всех уровней в отношении инвалидов позволит создать условия для интеграции их в общество и предпосылки к независимой жизни этой части населения.

 

АВТОР: Шеламова Н.В.