17.02.2012 7726

Коррекционные классы и реабилитационные центры для детей-инвалидов и их профилактическое назначение

 

В настоящее время сеть коррекционно-развивающего обучения учитывает интересы детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха и зрения (классы коррекционно-развивающего обучения). Вместе с тем, в соответствии с п.10 ст.50 Закона «Об образовании» дети с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей), что порой затрудняет выбор оптимальной формы обучения для ребенка с определенным видом патологии развития. Данная категория детей вынужденно обучается в общеобразовательной школе.

На правительственном уровне изучался вопрос об открытии специальных (коррекционных) классов для детей с нарушением зрения на базе общеобразовательных учреждений. Однако при открытии классов данного профиля возникает проблема подготовки педагогических кадров, учебно-методического обеспечения и медицинского сопровождения образовательного процесса.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на общеобразовательных занятиях, медленнее переключаются на другой вид деятельности, их не сразу можно включить в работу. Быстрая утомляемость, отвлекаемость, проявляются в работе, где необходимо участие зрения. Наряду с отклонениями в развитии некоторых сторон познавательной деятельности, развитии предметно-практической деятельности у слабовидящих детей могут возникать специфические особенности в развитии личности. Так, неправильный подход к слабовидящему ребенку в его воспитании приводит к формированию сторон личности, излишняя опека, стремление подменить детскую самостоятельность, способствуют возникновению потребительского отношения к окружающим. Отсутствие необходимых условий при обучении слабовидящих детей обуславливают появление неуверенности в своих силах, снижение стремления доводить работу до конца. Все это за тем определяет развитие познавательных интересов и потребностей, определяющих дальнейший интерес к обучению в школе и адаптацию к окружающему миру.

Цели образования глухих детей совпадают с целями общеобразовательной школы и одновременно предусматривают и решение специфических, т. е. собственно дефектологических задач, направленных на коррекцию и компенсацию недостатков развития и способности к обучению, на формирование речи, как средства общения и орудие мышления, на развитие остаточной слуховой функции - способствующих социально-трудовой адаптации и интеграции в общество.

Обучение слабослышащих детей может проходить в условиях массовой общеобразовательной школы (интегрированное обучение).

На первой ступени обучения обеспечивается формирование уровня исходной грамотности, предусмотренного федеральным стандартом образования: формирование счета, устной и письменной речи, социального взаимодействия, формирование основ трудовой и физической культуры и расширение социальных контактов.

Наряду с этим формируется функциональная система слухового и речевого поведения, конкретно-понятийное мышление обогащение объема и содержания речи. Дети с легким нарушением слуха, посещающие школы массового типа, получают дополнительную коррекционную помощь логопеда, психолога, им предоставляются дополнительные условия, облегчающие процесс обучения: сокращенная учебная неделя или учебный день, освобождение от физкультуры, освобождение от труда дополнительный медицинский патронаж.

Вторая, основная (базовая), ступень цензового образования обеспечивает уровень функциональной грамотности, первичную адаптацию в социальной окружающей среде и в пределах города, полное самообслуживание в быту, формирование познавательных интересов ознакомление с различными видами труда и освоение общетрудовых навыков и умений. Также осуществляется профессиональная ориентация. Школьники, успешно овладевшие 1 вариантом образовательных программ первой и второй ступени, могут получить образование по третьей ступени через систему вечерне-сменных школ. Эта ступень ориентирована на достижение стандарта образования на уровне компетентности, как уровне образованности личности, что предполагает овладение теоретическими средствами познавательной и практической деятельности. Большое значение во всем учебном процессе отводится обучению школьников словесной речи, ее устной и письменной форме.

Обучение же глухих детей, проходит более медленными темпами в условиях коррекционно-развивающего обучения (в специальной коррекционной школе).

Цели педагогической реабилитации в процессе общего образования детей с детским церебральным параличом предполагают решение как общеобразовательных задач, так и собственно коррекционных или реабилитационных, направленных на восстановление двигательных функций, максимальное интеллектуальное развитие, коррекцию физического и речевого развития, максимального приспособления к самостоятельной жизни и труду, что способствует социально-трудовой адаптации детей и интеграции их в общество.

Обучение осуществляется в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней с учетом психофизического развития детей, их познавательной деятельности: 1 ступень - начальное общее образование (срок обучения 4-6 лет в зависимости от варианта обучения); 2 ступень - основное общее образование (5-6 лет); 3 ступень - среднее (полное) общее образование (2 года). Содержание обучения каждой возрастной группы определяется государственным специальным образовательным стандартом.

Стандарт включает четыре варианта обучения в зависимости от тяжести интеллектуальных нарушений в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата речи. Данный вариант обеспечивает овладение цензовым образованием в условиях массовой общеобразовательной школы (интегрированное обучение).

На первой ступени обучения обеспечивается формирование уровня исходной грамотности, предусмотренных федеральным стандартом образования: формирование и письменной речи, счета и социального взаимодействия, развитие функций рук и общей моторики, формирование основ трудовой культуры и расширение социальных контактов.

Дети с легкими формами детского церебрального паралича, посещающие школы массового типа, получают дополнительную коррекционную помощь логопеда, психолога, они посещают занятия лечебной физкультуры, им предоставляются дополнительные условия, облегчающие процесс обучения: сокращенная учебная неделя или учебный день, освобождение от физкультуры, освобождение от труда, дополнительный медицинский контроль и медицинская помощь.

Для организации логопедической помощи детям, имеющим различные нарушения речи (недостатки звукопроизношения - дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия, общее недоразвитие речи различных уровней) обучающимся в массовых школах, организуются логопедические пункты.

Вторая основная (базовая) ступень цензового образования обеспечивает уровень функциональной грамотности, первичную адаптацию в социальной окружающей среде и в пределах города, полное самообслуживание в быту, формирование познавательных интересов, ознакомление с различными видами труда и освоение общетрудовых навыков и умений, осуществляется профессиональная ориентация.

Третья ступень ориентирована на достижение стандарта образования на уровне компетентности, что обеспечивается сбалансированным изучением профильных и непрофильных учебных предметов. Профильные предметы относятся к одной из сфер самоопределения личности, непрофильные предметы в своей совокупности должны обеспечить усвоение индивидуализированной модели содержания образования, отражающей не входящие в профильные предметы сферы самоопределения личности.

На этой ступени стандарта образования также включают в себя требования к самообразованию, самопознанию, самообучению и самореализации личности, которые отражаются в разделе «Творчество - активность-деятельность на благо обществу» и предполагает профессиональную ориентацию, предпрофессиональное и профильное обучение.

Цели педагогической реабилитации в процессе общего образования с хромосомными болезнями включают решение как общеобразовательных задач, так и задач коррекционных и лечебно-педагогических, направленных на максимальное приспособление к самостоятельной жизни и труду. Иными словами, одна из основных педагогических задач - научить ребенка такому образу жизни, при котором он максимально может быть интегрирован в общество.

Обучение осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней с учетом психофизического развития детей их познавательной деятельности. 1 ступень - начальное общее образование (срок обучения 4-6 лет в зависимости от варианта обучения); 2 ступень - основное общее образование (5-6 лет); 3 ступень - среднее (полное) общее образование (2-3 года). Учебный план каждой возрастной группы определяется государственным специальным образовательным стандартом.

Данный вариант обучения обеспечивает овладение цензовым образованием интегрированного обучения в массовой общеобразовательной школе. На первой ступени обучения обеспечивается формирование уровня исходной грамотности, предусмотренного федеральным стандартом образования: формирование опорных умений счета, устной и письменной речи, социального взаимодействия, формирование основ трудовой и физической культуры и расширение социальных контактов.

Дети с хромосомными болезнями, посещающие школы массового типа, должны получать помощь психолога, им должны быть предоставлены дополнительные условия, облегчающие процесс обучения: сокращенная учебная неделя или учебный день, освобождение от физкультуры, освобождение от труда, дополнительный медицинский контроль и медицинская помощь. Вторая основная (базовая), ступень цензового образования обеспечивает уровень функциональной грамотности, первичную адаптацию в социальной окружающей среде и самообслуживание в быту, формирование познавательных интересов, ознакомление с различными видами труда и освоение общетрудовых навыков и умений. Также осуществляется профессиональная ориентация.

Школьники, успешно овладевшие первой и второй ступенью, могут получить образование по третьей ступени. Эта ступень ориентирована на достижение стандарта образования на уровне компетентности, что предполагает овладение теоретическими средствами познавательной и практической деятельности. Существует и другой вариант, который реализуется при обучении на дому и рекомендован детям со средними висцеральными и метаболическими нарушениями и нарушениями общего характера. Обучение на дому в соответствии с инструкцией по надомному обучению между школой и родителями, осуществляется ближайшей школой, которая разрабатывает индивидуальную программу развития ребенка и маршрут обучения, подбирает учителей и осуществляет контроль за их работой. Между родителями и школой заключается договор. При составлении индивидуального учебного плана и расписания занятий учитываются: тяжесть заболевания, психофизические возможности ребенка, его интересы и склонности. При этом рекомендуется включение в учебный план предметов трудовой направленности, которые определяют профессиональную ориентацию с возможно раннего возраста (5-7 классы) и включают: ручной труд в начальной школе, рукоделие, практическое домоводство, трудовое и начальное профессиональное обучение, основы выбора профессии, технологию социального взаимодействия (культура общения, деловое общение, ведения в различных социальных институтах, человековедение и т.п. В старших классах необходимо организовать предпрофессиональное обучение и производительный труд (надомный или учебно-производственных комбинатах) на основе результатов профессиональной ориентации и профессионального тестирования.

В процессе обучения педагогический коллектив должен учитывать склонности и особенности детей, развивать навыки самостоятельной работы ученика со справочной и художественной литературой возможности привлекать к помощи родителей, задавать домашние задания в большем объеме для самостоятельной отработки, усвоения и закрепления учебного материала, знаний, умений и навыков.

Также необходимо по возможности привлекать ребенка к классным и общешкольным мероприятиям (вечера, экскурсии, посещения театра), а также к посещению отдельных занятий, привлекать учащихся данного класса к общению с одноклассником, обучающимся на дому, к оказанию помощи ему в учебе, расширять круг его общения, интересов, способствуя тем самым его интеграции в общество.

С этой целью необходимо искать новые формы организации обучения: организовывать групповое обучение в мини группах, сочетать надомное индивидуальное обучение с посещением занятий в классе и с организацией групп по нескольким предметам и т.п.

Для детей и подростков с нарушениями здоровья особое значение приобретает деятельность реабилитационных центров в системе социальной защиты населения. Эти учреждения призваны оказывать помощь семьям, которые воспитывают детей-инвалидов, детям-инвалидам в объеме медико-социальной реабилитации. На территории Российской Федерации уже работают 128 реабилитационных центров.

Деятельность центров направлена на оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной реабилитацией. Она способствует социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Центр объединяет медицинские, образовательные, социальные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и иные учреждения, занятые реабилитацией детей и подростков с ограниченными возможностями.

Одна из основных задач центра - помощь семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, прозрение необходимых мероприятий в домашних условиях, социально-реабилитационная работа с детьми-инвалидами. Специалисты центров совместно с врачами помогут определить исходный уровень здоровья и психики ребенка, разработать индивидуальные программы реабилитации и ребенка, спрогнозировать этапы восстановления нарушенных функций.

В центр реабилитации ребенка-инвалида могут направить органы и учреждения социальной защиты, территориальные центры социальной помощи семье и детям, органы и учреждения образования и здравоохранения. Родители (опекуны, попечители) могут обратиться за помощью самостоятельно.

При оформлении на обслуживание в центр необходимо представить документы, подтверждающие состояние здоровья: историю развития ребенка или амбулаторную карту подростка.

Существуют противопоказания для направления в отделение дневного пребывания и стационарное отделение центра: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе; острые инфекционные заболевания.

Прием детей и подростков в центр, в том числе в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также завершение этапа реабилитации проводятся с оформлением переводного или выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций.

В городе Ставрополе ведет свою работу Территориальный центр социальной помощи семье и детям. Центр помощи семье и детям является государственным учреждением сети социальной защиты населения в Российской Федерации. Основные цели и задачи данного учреждения можно рассмотреть на примере Ставропольского территориального центра помощи семье и детям.

Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание, граждан, реализацию прав семей и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института.

Направления деятельности Центра могут корректироваться в зависимости от социально-демографической ситуации в Ставропольском крае, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

Более 4 лет одним из ведущих направлений деятельности Центра является реабилитация детей с ограниченными возможностями. В 1997 году, по инициативе министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, были подготовлены организационные документы по открытию на базе Центра первого в крае отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями. Большую помощь в понимании подходов к этим вопросам оказало взаимодействие с подобными центрами в Краснодарском крае, Тульской и Ростовской области, Москве, где уже в то время была развита сеть специализированных учреждений и чей опыт, как положительный, так и отрицательный, дал возможность построения концепции развития нового для центра направления работы, определения ее приоритетов.

Сегодня коллективом Центра, на основании законодательства Российской Федерации, определено и реализуется основное направление работы с детьми с ограниченными возможностями - их социальная адаптация и интеграция в общество. За годы работы было пересмотрено отношение как к самому ребенку с особыми нуждами, так и к его семье, и в первую очередь, к родителям. Изменилось и отношение к самому процессу реабилитации. Научить ребенка умению и навыкам взаимодействия с самим собой, дать шанс независимой жизнедеятельности, научить ребенка адекватному отношению к себе и видеть жизненные перспективы - в этом и заключается основная задача.

Следующим приоритетом в работе считается взаимодействие с родителями детей с особыми нуждами, которым важно знать, что они не одни наедине со своими проблемами. Этих родителей необходимо научить быть в ладу со своими детьми и с самими собой, научить взаимодействовать с особым ребенком, оказывать ему разностороннюю реабилитационную помощь. Первыми помощниками его опорой, основными передатчиками умения взаимодействовать с окружающим миром является его семья. На семью в своей работе и опираются специалисты.

И, безусловно, важнейшей задачей в деятельности Центра является работа с социумом, которая направлена на изменение отношения к проблеме инвалидности. Это является сверхзадачей, т.к. без изменения отношения общества к этой проблеме сложно говорить о возможности достижения успеха.

Основной контингент детей и подростков, обслуживаемых отделением, имеет диагноз: детский церебральный паралич с сопутствующими ему сенсорными, психоэмоциональными, речевыми нарушениями.

Актуальность проблемы реабилитации детей и подростков с детским церебральным параличом в нашем городе обусловлена значительным их количеством; высокой степенью социальной дезадаптации и оторванностью детей со сложными структурами от системы образования; несвоевременностью лечения детского церебрального паралича в связи с поздним диагностированием инвалидности у детей с мозговой патологией; отсутствием социальной реабилитации.

На базе изученного российского и международного опыта работы с детьми-инвалидами разработана комплексная медико-психолого-педагогическая программа «Крылья Надежды», согласно которой отделение работает в четырех направлениях.

Создана служба ранней реабилитационной помощи ребёнку от 6 месяцев до 3-х лет в условиях семьи.

Организовано домашнее визитирование - надомные формы работы с детьми и подростками с дефектами умственного и физического развития.

Созданы адаптационные группы на базе Центра, в которых обеспечиваются щадящие условия для детей с тяжелыми формами нарушений психической деятельности. С ними проводится коррекционная работа на этапе раннего развития с целью социальной адаптации, выработки навыков общения, а главное с целью последующей интеграции этих детей в детский сад (если возможно) или школу.

Реабилитация опорно-двигательных функций у детей и подростков с детским церебральным параличом с помощью массажа и лечебной физкультуры с использованием тренажёров Гросса «Адели», мягкого модульного оборудования, механических тренажеров.

Смысл службы ранней реабилитации заключается в том, что в крае впервые стала осуществляться комплексная медико-псисихолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь на дому детям в возрасте от 3-х месяцев до 3-х лет с диагностированными тяжёлыми нарушениями психомоторного развития, включая обучение родителей кондуктивной педагогике и проведение семейной терапии.

Второе направление работы отделения представляет собой надомную форму работы с детьми и подростками, которые не могут заниматься на базе Центра, в возрасте от 4 до 18 лет. Занятия проводятся в присутствии родителей или лиц их заменяющих.

Врач-невропатолог, медсестры по массажу, педагоги-психологи, олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопеды, инструкторы по труду, социальные педагоги, специалисты по арттерапии (рисункотерапии, музыкотерапии) приходят в семью с различной частотой, зависящей от возраста ребенка и его реабилитационных потребностей. Работа ведётся в тесном контакте с педиатрическим бюро медико-социальной экспертизы, которая направляет детей в отделение, с участковыми врачами (невропатологом и психиатром), которые лечат ребёнка, помогают корректировать реабилитационный процесс.

Третье направление работы отделения, без которого невозможен переход от домашних форм работы с детьми к их последующему обучению в условиях дошкольных и школьных учреждений - это социальная адаптация в группе на базе Центра для детей с тяжёлыми формами психомоторного, интеллектуального, речевого и эмоционального недоразвития различного генеза. Она осуществляется поэтапно с постепенным увеличением группы и времени пребывания детей в помещении Центра.

Вторым важным условием адаптации является участие родителей в занятиях с детьми с постепенным сокращением этого времени и использованием оставшейся части для повышения уровня их педагогической грамотности. С этой целью для родителей организован «Университет для родителей», на котором проводятся семинары с обсуждением насущных проблем организации жизни в семье, где воспитываются эти дети, специальные практические занятия с изучением коррекционных методик.

Впервые в Ставропольском крае реабилитация опорно-двигательных функций у детей и подростков с детским церебральным параличом осуществляется с помощью тренажёра Гросса, а также с помощью уже известных механических тренажеров, костюмов «Адели». Суть тренажеров Гросса состоит в том, он позволяет совершать перемещение в пространстве во всех направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз), сохраняя вертикальное положение тела, иметь возможность вращения вокруг своей оси, не сковывая движений рук, ног и страхуя от падения. Разработанная система комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом, учитывает особенности их психического и физического развития. Коррекционно-педагогическая работа проводится с использованием уникального сенсорного оборудования в соответствии с уровнем развития ребёнка и предполагает постепенное усложнение приёмов, направленных на формирование психических функций ребёнка. Деятельность отделения, помогающая «выравнивать» возможности ребёнка, имеющего инвалидность, к возможностям других детей, является предпосылкой создания новой социально-реабилитационной структуры, способной осуществить программу социализации ребёнка, обеспечить ему возможность активного и полного участия в жизни общества.

Отношения с клиентами строятся на обоюдном доверии, т. к. от этого зависит конечный результат работы с ребёнком, т.е. эффективность реабилитации. Эффективность в работе зависит от мастерства и уровня подготовки специалистов. В отделении регулярно проводятся семинары по изучению опыта работы ведущих центров России и Канады по реабилитации несовершеннолетних с дефектами умственного и физического развития, изучаются научные разработки в области диагностики и коррекционной педагогики, психологии, предоставляется возможность специалистам из других центров края пройти стажировку на рабочем месте в отделении на базе Центра и в семье.

В соответствии с постановлением главы города Ставрополя от 30.10.2003 № 244 в городе Ставрополе действует «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Основной целью деятельности Учреждения является осуществление социальной, психолого-педагогической реабилитации и социально-правовой помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. Правовой статус Учреждения, основные виды деятельности, мероприятия проводимые данным центром описаны в Уставе данного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детство и юность детей и подростков с ограниченными возможностями, их реабилитация, становление личности, адаптация в социуме и последующая интеграция в общество являются главными для его судьбы, будущей жизни. Для детей-инвалидов социальная адаптация затруднена их психофизическими проблемами и социальными барьерами общества. В последнее десятилетие, благодаря совместной работе специалистов разных сфер, существует немало примеров успешной адаптации в социуме людей с ограниченными возможностями.

 

АВТОР: Шеламова Н.В.