18.02.2012 11873

Эмоциональная направленность личности как детерминанта представлений о счастье

 

Проблема ценностной регуляции социальной активности ставилась в работах психологов различных школ. Б.Г. Ананьев утверждает, что в ценностных ориентациях, как в фокусе, сходятся различные точки зрения на теорию личности. Он пишет: «Для психологии этот центр духовного развития личности выступает как целостная совокупность, или система сознательных отношений личности к обществу, группе, самой себе,… взаимопроникновения смысла и значения,... динамика установки,... нравственные позиции и мотивы поведения формируемой личности».

Особое значение приобретает связь ценностных ориентации с направленностью личности, содержанием которой являются доминирующие, социально обусловленные отношения личности к действительности.

Б.Г. Ананьев считает, что направленность личности на те или иные ценности составляет её ценностные ориентации. В.А. Ядов подчёркивает, что ценностные ориентации личности - сфера субъективного, область индивидуального сознания.

Б.С. Братусь, подобно В. Франклу и А. Маслоу, рассматривает проблему ценностных ориентации, больше опираясь на поиск личностью смысла своей жизни. Он полагает, что главным является тот смысл, те смысловые образования, которые приобретаются человеком в зависимости от складывающихся отношений, от «взаимодействия с человеческим бытием сущности человека».

Они позволяют занять определённую жизненную позицию, где большую роль играют личностные ценности, которые, в свою очередь, определяются как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни». Именно личностные ценности являются основными образующими единицами сознания личности и определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным формам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе.

Он подчёркивает две основные функции смысловых образований как основных образующих единиц сознания личности. Во-первых, это создание образа будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из настоящего; а во-вторых, это оценка и регулирование деятельности со стороны её успешности и нравственности.

Ценностное восприятие - это именно тот фактор, который позволяет, по мнению Ф.Е. Василюка, преодолевать неудачи и преграды. Но это не значит, что человек не испытывает конфликтных состояний и переживаний, что в его смысловой системе не может быть конфликтных смыслов. Важно то, что конфликты преображаются ценностным уровнем, рассматриваются и получают свою истинную цену в зависимости от того или иного решения. Обилие конфликтных смыслов, их неудачное разрешение могут не менять обшего уровня самоуважения личности, её устойчивости, уверенности в себе, и наоборот, перемены ценностной ориентации всегда сопровождаются глубоким кризисом личности.

По А.А. Брудному, смысл - это такое отражение действительности в сознании, которое может изменить эту действительность. Б.С. Братусь уточняет, что не только может, но и реально изменяет, преобразует её, придавая ей особый смысл, связь событий. Распад этой связи равносилен утере общего смысла, кризису смысловой сферы.

Е.И. Головаха рассматривает ценностные ориентации в одном контексте с жизненными целями, планами и перспективами. Главное, в её понимании, - это будущее, которое «может быть рассмотрено как относительно упорядоченная во времени совокупность событий, приводящих к достижению результатов и являющихся основными ориентациями деятельности человека». Изучение этих событий позволяет наметить картину будущего. Фактором, обуславливающим движение от события к событию, являются ценностные ориентации личности, в основе которых лежит система социальных ценностей, воспринятых личностью.

Планируя своё будущее, намечая цели, человек исходит из определённой иерархии ценностей, представленной в его сознании, и выбирает те из них, которые максимально увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, осознанные личностью, становятся его ведущими жизненными ценностями, а избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации, как считает Е.И. Головаха, не имеют той определённости, которая присуща целям и планам, и, следовательно, они выполняют более глубокую и регулятивную функцию, а их предметом является определённая сфера жизнедеятельности, линия поведения, которую по времени трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующей сложившейся иерархии ценностей.

В момент «кризиса нереализованности», когда жизненные цели и планы не реализуются, ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности. В случае быстрого достижения целей ценностные ориентации стимулируют человека к постановке новых целей. Но этот механизм действует только при устойчивой структуре ценностного сознания личности, когда иерархия ценностных ориентации чётко сформирована. И только тогда человек может сказать, что главное для него - творческая работа, семейное счастье, полноценный досуг, здоровье.

Таким образом, ценностные ориентации, цели и планы являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека, где ориентации определяют предпочтение тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек концентрирует все свои силы и энергию.

Они составляют ядро жизненной перспективы, которую следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни.

Обратимся к тому, как трактуется понятие «ценностные ориентации» в социальной психологии. У.Л. Колб связывает введение этого понятия в социологию с именами и работами У. Томаса и Ф. Знанецкого: «Для авторов ценностью является любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценностям».

В отечественной социальной психологии одной из первых появилась статья В.Б. Ольшанского. Понимая под ценностными ориентациями цели, стремления, жизненные идеалы, он рассматривает их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании. Отсюда В.Б. Ольшанский приходит к выводу о неизбежном влиянии «группового сознания» на индивидуальную систему ценностей. Его подход придаёт принципиальное значение организации положительного воздействия группы непосредственного окружения в качестве средства формирования ценностных ориентации личности.

Большой акцент на психологическом содержании ценностных ориентации личности делали А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов, анализируя отношение человека к труду: «Под ценностями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы». Они высказали мнение, что понятие «ценностные ориентации» весьма близко к употребляемым в психологии понятиям установки, ценности и интереса.

А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов предприняли специальное исследование теории установки и вывели новое понятие - «социальные установки». З.И. Файнбург тоже отмечал, что ценностные ориентации базируются на психологическом феномене установки и в «терминах теории Д.И. Узнадзе ценностные ориентации есть фиксированные установки относительно элементов социальной действительности, которые обладают высокой ценностью для данного индивида (личностно значимые). Также отмечают, что в терминах социальных установок ценностные ориентации представляют собой структурные образования относительно социальной действительности и выражают направленность личности на определённые социальные нормы и ценности.

Однако категория «ценностные ориентации» рассматривалась в психологии не только через понятие установки, но и через понятие «отношение», которое связано с именем В.Н. Мясищева. Он считает, что «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».

При анализе психологических механизмов регуляции поведения с точки зрения теории отношений ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношений личности к окружающей среде, а с другой как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае.

А. Маслоу утверждает, что существуют определённые трудности с определением понятия «ценности». Несомненно, слово это для разных людей обозначает совершенно разные вещи. А. Маслоу представляет понятие «ценности» в виде большого сундука, где хранятся разнообразные, зачастую непонятные вещи. Многие философы, писавшие о ценностях, тщетно пытались отыскать некую формулу, которая бы позволила объяснить, как столь разные вещи оказались в рамках одного понятия. В таком случае возможно только плюралистическое описание понятия - составление списка значений, которые приписывают слову разные люди.

Упорядочить содержимое так называемого «сундука» с ценностями попытались С. Шварц и В. Билски, и сделали они это достаточно удачно. По словам Н.М. Лебедевой, их теоретическая структура была подтверждена в эмпирических исследованиях разных культур.

Для понимания природы ценностей на индивидуальном уровне (функций ценностей, их взаимосвязей в структуре личности) С. Шварц и В. Билски разработали теоретическую концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие, часто неосознаваемые, критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий. Из трёх универсальных человеческих потребностей (биологических нужд, согласованного социального поведения, выживания и благосостояния своей группы) они выводят основные типы человеческой мотивации (всего ими было выделено 10 типов). Эти типы мотивации, по мнению авторов, и определяют направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности. Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель:

1. Саморегуляция. Мотивационная цель (МЦ) - свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

2. Стимулирование. МЦ - новизна и состязательность в жизни (полнота жизненных ощущений, необходимая для поддержания оптимального уровня активности организма).

3. Гедонизм. Мц - удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

4. Достижение. Мц - достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и, вследствие этого, получение социального одобрения.

5. Власть. Мц - достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе - потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

6. Безопасность. Мц - стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе лежит потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижение неопределённости.

7. Конформность. МЦ - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности группы в самосохранении и выживании и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

8. Традиция. Мц - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определённой культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности её картины мира.

9. Благожелательность. Мц - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

10. Универсализм. Мц - понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трёх указанных универсальных человеческих по- требностей, а обнаружен эмпирическим путём при исследовании ценностей. В основе этой цели, по-видимому, лежат универсальные потребности в кра- соте, гармонии, справедливости.

Помимо этого, Шварц и Билски разработали теорию динамических отношений между данными ведущими типами человеческой мотивации. Логика отношений между ценностями выводится авторами из отношений между мотивами поведения и соответствующими им поступками. Каждый тип мотивации имеет цель, руководящую стремлениями человека, которые, в свою очередь, приводят к согласованным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяют, в конечном счёте, стратегию поведения личности.

Авторы предложили следующую типологию противоречий между ценностями:

1. Ценности сохранения (Безопасность, Конформность, Традиция) противоречат ценностям изменения (Стимулирование, Саморегуляция). Н.М. Лебедева считает, что здесь налицо явная оппозиция между ценностями автономии взглядов и действий индивида и ценностью сохранения традиций, поддержания стабильности общества.

2. Ценности самоопределения - выхода за пределы собственного Эго (Универсализм, Благожелательность) - противоречат ценностям самовозвышения - акцентированию «самости» (Власть, Достижение, Гедонизм). Здесь налицо явная оппозиция между заботой о благе других и стремлении доминировать над другими.

У В. Франкла своя точка зрения на противоречия между ценностями. Он также признаёт наличие противоречий, утверждая, что ценности, эти «всеохватывающие смысловые возможности», справедливы не только для конкретных лиц, поставленных в неповторимые ситуации; «области их применения включают в себя повторяющиеся, типовые ситуации, и эти области пересекаются.

Существуют, таким образом, ситуации, в которых человек поставлен перед проблемой выбора ценности, выбора одного из противоречащих друг другу принципов». Однако, внутренняя конфликтность ценностей, по Франклу, всё же не является неизбежной. Только в случае, когда мы игнорируем иерархический уровень ценностей, нам кажется, что они пересекаются и в области пересечения входят в коллизию.

Чтобы выбор из двух противоречащих ценностей не был произвольным, человек должен обратиться к совести, которая, как говорит В.Франкл, только и способна дать ему возможность принять свободное, то есть ответственное решение.

Схожую точку зрения имеет и А.Н. Леонтьев. По его словам, «задача на личностный смысл» не решается сама собой, потому что она превращается в задачу на соотношение мотивов, которое характеризует человека как личность: «процесс проникновения в личность... заключается в выяснении иерархических связей мотивов». Как и В. Франкл, А.Н. Леонтьев полагает, что «нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось».

Рассмотрим, какие типы мотивации, по Шварцу и Билски, находятся в непротиворечивых отношениях между собой.

- власть и достижение - оба мотивационных типа делают акцент на социальном превосходстве и уважении со стороны других людей;

- достижение и гедонизм - нацелены на достижение удовольствия и потакание самому себе;

- гедонизм и стимулирование - вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию;

- стимулирование и саморегуляция - активизируют внутреннюю мотивацию творчества, стремление к новизне и изменению;

- тсаморегуляция и универсализм - делают акцент на возможности справедливого для всех и комфортного для себя существования в различных ситуациях;

- универсализм и благожелательность - способствуют удовлетвлрению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, отказу от эгоистических интересов;

- традиция и конформность - подчёркивают возможность сохранения стабильности за счёт добровольного ограничения и подчинения;

- конформность и безопасность - предполагают защиту порядка, стабильности и социальной гармонии;

- безопасность и власть - ставят акцент на избегание или преодоление неопределённости и нестабильности путём контроля за природными ресурсами и человеческими отношениями.

Поскольку в эмпирических исследованиях разных культур было доказано, что люди в большинстве культур безоговорочно различают десять типов ценностей в качестве руководящих принципов своей жизни, то эти типы ценностей могут считаться универсальными. В то же время авторы концепции признают, что в некоторых случаях эмпирическая структура ценностей может иметь расхождение с «идеальной»: это может быть связано с особыми социальными условиями жизни респондентов. Так, Н.М. Лебедевой при исследовании ценностей в русской культуре были получены специфические мотивационные блоки, отличающиеся от теоретической структуры: Пассионарность (объединяет Гедонизм и Стимулирование) и Добротолюбие (объединяет Безопасность, Благожелательность и Универсализм).

Исследования подтверждают, что совокупность определённых мотивационных блоков представляет собой устойчивую характеристику человека. Как говорил об этом А.Н. Леонтьев, «внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности деятельности человека образуют «общий психологический профиль личности... Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Речь идёт о том, что неполно описывается как «направленность личности», неполно потому, что даже при наличии у человека отчётливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной... Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной...».

В. Франкл считает, что крайне важно открыть богатство мира ценностей во всей его полноте. Он объясняет это тем, что человек не может останавливаться на одной группе ценностей, а должен быть достаточно гибким, чтобы перейти к другой, в том случае, если здесь и только здесь выявляется возможность осуществления смысла.

В. Франкл выделяет три категории ценностей:

1. Ценности творчества. Он утверждает, что важно не то, как велик радиус деятельности человека, а то, насколько хорошо он выполняет круг своих обязанностей. «Маленький» человек, который действительно выполнил конкретные задачи, поставленные перед ним профессией и семьёй, достиг большего, нежели государственный муж, принимающий недобросовестные решения.

2. Ценности переживания. Они реализуются в восприятии мира, например, в увлечении красотами природы или искусством. Не следует недооценивать ту полноту смысла, которую они могут дать человеческой жизни.

Ценности переживания, по словам В. Франкл а, реализуются «вне всякого действия», не происходит активной ценностной реализации.

3. Ценности отношения. Отношение к ограничению своих возможностей - это, по В. Франклу, самый последний, но и самый великий шанс реализовать ценности. Здесь речь идёт о том, как человек относится к своей судьбе, которую нельзя изменить. В данном случае имеется в виду мужество в страдании, достоинство даже в падениях и неудачах. В связи с этим человеческое существование никогда не может стать действительно бессмысленным: «Быть человеком значит ясно осознавать своё бытие и свою ответственность пред ним».

Итак, несмотря на разнообразие каждого из подходов к ценностям, в современной, и особенно гуманистической, психологии можно выделить принцип, который характерен для всех концепций - местоположением ценностей признаётся не внешний, а внутренний мир человека, ценности рождаются и существуют на внутренних планах бытия.

Играя крайне важную роль в формировании личности, ценности выполняют определённые функции. Я. Гудачек выделяет две основные функции ценностей:

1. Являясь основой формирования и сохранения ценностных ориентации в сознании людей, они позволяют человеку занять определённую позицию, обрести точку зрения, дать оценку. Ценности - это часть сознания, при этом та её часть, без которой нет личности. Ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Важнейшие ценности осознаются. 2. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносятся с ценностями, включёнными в структуру личности.

Мотивация является результатом расхождения между представлением об «идеальном состоянии», обусловленном признанной системой ценностей, и знанием «реального состояния». Признанные ценности одновременно действуют в качестве регуляции определённых мотиваций в определяемом ценностями направлении. Ценности опосредствуют, таким образом, самооценку путём сопоставления с так называемым идеальным «Я».

Итак, признанные ценности весьма важны для мотивационной сферы личности: они задают те конечные цели, ради которых человек живёт.

Кроме двух названных функций необходимо указать и на другие, не менее важные:

1) ценности воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании;

2) ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей;

3) ценности необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;

4) ценности намечают и интегрируют позиции людей по отношению к разным объектам. Это помогает решать, какие именно из объектов будут оценены положительно, какие отрицательно, какие будут признаны особо значимыми и существенными для человека;

5) упорядоченная таким образом система ценностей определяет категориальную сеть познания человека.

Насколько велико значение ценностей в определении поведения человека и формировании социальных отношений, было отчасти показано в первом разделе данной работы. К. Юнг, как было сказано, именно на основе понятия «ценности» выделяет два типа культуры - экстравертный и интровертный, указывая, что «местоположение» высших ценностей (вовне, т.е. в социуме, или на внутренних планах человеческого бытия) и определяет два названных типа культуры.

Фундаментальное значение ценностей в формировании культуры, в развитии человека и общества отражено в любом их определении. Так, И.Р. Сушков определяет ценности как «выработанные сообществом меры важности соответствующих явлений для сохранения и развития этого сообщества. Они представляют собой условия социального существования индивидов. Говорят о степени влияния явлений этого мира на человека, то есть о степени возможного изменения, которое могут оказать эти явления в социальной системе. Формируют ядро человеческой культуры». В. Франкл называет ценности «смысловыми универсалиями» или всеохватывающими смысловыми возможностями, которые «выкристаллизовались в рамках исторического процесса человеческого общества».

Н.М. Лебедева также говорит, что «ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира и в то же время осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде».

Д. Матсумото также определяет культуру через ценности: культура в его понимании - это совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению. Д. Матсумото считает, что культура влияет на поведение людей не прямо, а опосредованно - через ценности, нормы, роли, социальные когнитивные и аффективные процессы.

Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, на личность, её социальные отношения, самовосприятие, аффекты (эмоции и чувства) и навыки взаимодействия с другими. «Если вы хотите понять культуру, к которой принадлежите, - говорит Д. Матсумото, - или... с которой вступаете во взаимодействие, прежде всего стоит понять её базовые ценности: это прямой путь к пониманию скрытых мотивов и смысла человеческого поведения, в том числе и своего собственного».

Хотя В. Франкл выделяет три категории ценностей (ценности творчества, переживания и отношения), однако наивысшей ценностью бытия для него является смысл. В. Франкл считает, что именно смысл обуславливает как сам факт активности человека, так и вектор его деятельности, кроме того, смысл, будучи реализованным, помогает человеку сохранить свою личность, защитить её от разрушительного влияния социума. Деструктивное влияние среды на личность отмечает также К. Юнг. Он полагает, что коллективное в жизни нынешнего человека гипертрофировано и чрезмерно требовательно, тем самым нарушено равновесие индивидуального и коллективного, а значит, и целостность личности. Личностная гармонизация, по Юнгу, возможна лишь на пути усиления индивидуальности, то есть воскрешения и взлелеивания того «архаического человека», который является «источником красоты в нас» и уравновешивания таким образом индивидуального и коллективного в нашем сознании.

Процесс преодоления этой дихотомии он считает крайне сложным, требующим выполнения определённого условия - переведения неполноценных форм энергии в энергии высшей ценности. Таким высшим энергетическим источником выступает смысл - именно он делает возможным возвышение и облагораживание неполноценных форм энергии. По В. Франклу, органом смысла является совесть, которую он определяет как «способность в любой ситуации отыскать скрытый смысл, единственный, присущий только ей».

В процессе глубинных социальных изменений в действие могут вступать механизмы социально-психологической защиты культуры от разрушения - защиты уникальности и неизменности её базовых ценностей. Н.М. Лебедева предполагает, что этим можно, например, объяснить акцентирование и перевод базовых ценностей русской культуры на личностно-индивидуальный уровень у молодого поколения, то есть эти ценности переживаются молодыми людьми как личностно значимые. Вероятно, перевод этих ценностей на новый уровень обеспечивает их лучшую сохранность в будущем. Согласно теории культурно-исторических типов Шпенглера, смещение акцента в сторону индивидуальных ценностей происходит на восходящих этапах общественного развития, то есть мы можем сделать вывод, что находимся сейчас в стадии эволюционного подъёма, которая, как правило, характеризуется ростом духовности, прогрессивностью мировоззрения, новыми возможностями развития для человека и общества в целом.

И. Додонов определяет эмоции как ценности и классифицирует их следующим образом.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т.п.).

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое «пожинание лавров».

4. Праксические эмоции. Термин «праксические чувства» введен в употребление П. М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения».

5. Пугнические эмоции. Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. Под романтизмом понимается стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Это стремление к необычайному, неизведанному, ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего.

7. Гностические эмоции. Гностические эмоции связываются не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную информацию к одному «общему знаменателю».

8. Эстетические эмоции. Эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. «Своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций». Эстетическое впечатление - результат того, что «все чувства, переживания, мысли смешались, столкнулись друг с другом», и «это столкновение «очищает», преодолевает обычные чувства, зарождающиеся в процессе эстетического восприятия произведения искусства» Эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой соответствие, совпадение мер человека и мер предметов. Соответствие это отражается в чувстве красоты.

9. Гедонистические эмоции. К указанной категории относят эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

В зависимости от доминирования тех или иных эмоций, Б.И. Додонов выделяет определенные типы направленности личности. При этом каждый тип имеет присущую ему основную «плоскость» колебания самочувствия от счастливого до несчастного. Для «альтруистов» она лежит в координатах переживаний единения с людьми - отчуждения от них; для «романтиков» в координатах необычайности - обыденности. В полярности этих координат есть один принципиально важный момент: она не вполне равнозначна той полярности, с которой мы сталкиваемся в обычном подразделении эмоций на положительные и отрицательные. Так, для «альтруистов» реализуемые в альтруистических действиях жалость и сострадание часто ближе лежат к положительному полюсу координат, чем к отрицательному.

Автор подчеркивает, что «эмоции несчастья» для каждого типа - это не просто «страдание», это - обобщенная оценка ситуации как «выталкивающей» субъекта за пределы дорогой для него сферы эмоциональных и действенных отношений к жизни. При этом у одних «маятник» колебания их эмоционального самочувствия приближается как бы к полюсу «эмоций счастья», а у других к полюсу «эмоций несчастья».

Таким образом, ценности определяют центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности, определяют её поведение и поступки.

Психологической основой ценностных ориентации личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности. В этой связи следует рассмотреть проблему мотивации социальной активности личности.

 

АВТОР: Жубаркин С.В.