19.02.2012 3888

Развитие экстерната как формы обучения взрослых

 

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась роль высшего образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Высшее образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10-15 лет) проводятся реформы образования. В XX веке российская система образования реформировалась около 10 раз. В настоящее время начинается длительный этап ее модернизации. Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.

Конкретно приоритетами образования для модернизации общества должны быть. Во-первых, облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений. Во-вторых, обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных людей независимо от их социального происхождения, через освоение взрослыми быстрой смены социальных и экономических ролей. В-третьих, поддержка вхождения взрослого поколения в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. И, в-четвертых, реализация ресурса свободы выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Известный американский ученый Ф. Кумбс подчеркивал необходимость периодической реорганизации системы образования, аргументируя это тем, что «подобно тому, как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется».

Социальная значимость проблемы развития экстерната как формы обучения взрослых выходит далеко за пределы чисто педагогических проблем. История педагогики свидетельствует о том, что повышенный интерес к образованию взрослых всегда возникает в период социальных кризисов, в переломные моменты истории. И это вполне объяснимо. Когда определенный социально-экономический строй уже устоялся и вполне удовлетворяет потребностям общественного развития на данном этапе, система образования служит его воспроизведению. Она обучает и воспитывает личность того типа, который востребован этим социально-экономическим строем, нужен для его поддержания и сохранения. При этом предполагается, что взрослые, сформированные соответствующей данному строю системой образования, несмотря на свои отдельные недостатки, вполне справляются со своими задачами. Заново образовывать взрослых, то есть переучивать и перевоспитывать, не требуется. Следовательно, главная задача сводится к тому, чтобы обучать и воспитывать детей - так, чтобы они соответствовали социально санкционированному образцу взрослого. В условиях модернизации образования социально-экономический строй общества перестает удовлетворять требованиям, которые предъявляет ему его собственное развитие или исторические «вызовы» соперников на мировой арене. Экономика, политика, культура общества нуждаются в неотложных коренных преобразованиях. Следовательно, необходимы уже взрослые люди, способные осуществлять такие преобразования. Именно в такие исторические моменты и встает с особой остротой вопрос об образовании взрослых.

Наиболее обостренно выступила сейчас необходимость компетентности и профессионализма в выполнении деятельности, когда страна вступила в рыночные отношения. В таких условиях только тот работник преуспеет и будет цениться работодателем, который не только знает, но и умеет творчески применять знания в практической деятельности. Реформы, проводимые в России, требуют неотложных действий. Для их обеспечения нужны люди, способные уже сегодня действовать в новых экономических и политических условиях, осваивать новое правовое поле, в новых условиях сохранять и приумножать достижения российского образования и культуры. Следовательно, как это всегда было в истории человечества, в эпоху перемен на передний план выходит именно образование взрослых. В конце XX века образование взрослых во всем мире стало играть ведущую роль в образовательной сфере как по охвату обучающихся, так и по глубине и активности инновационных процессов. В сфере образования взрослых во второй половине XX века сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых - андрагогика. Андрагогические основы и технологические приемы обучения взрослых, находясь в периоде становления и развития, тем не менее уже оказывают воздействие на всю сферу образования.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Каппом. Появление особого понятия - андрагогика было связано с растущим осознанием того, что образование взрослых должно качественно отличаться от образования детей. Термин «педагогика» (в буквальном переводе «детоводство») явственно указывал на то, что предметом изучения научной и прикладной дисциплины под таким названием является образование ребенка как несовершеннолетнего, несамостоятельного в социальном плане существа. Андрагогика (от греч. Andros - мужчина) - раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства последней со стороны профессионального педагога]. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых - система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых в контексте непрерывного образования. Между тем андрагогика еще не обрела вид стройной научной системы и окончательный статус одной из самостоятельных наук об образовании, ее теоретические и научно-методические основы еще не стали предметом масштабных исследований ни в нашей стране, ни за рубежом. В отечественной литературе андрагогика была предметом рассмотрения немногих: СИ. Змеева, Б.М. Бим-Бада, С.Г. Вершловского. За рубежом проблемы становления и развития андрагогики рассматривались в работах Д. Савичевича и М.Ш. Ноулза.

Во второй половине XX века, начиная с 1950-60-х годов, были проведены многочисленные исследования различных аспектов образования взрослых: организационных, философских, социологических, социально-психологических. В работах некоторых авторов, в основном зарубежных, в 1950-60 гг. были рассмотрены отдельные проблемы организации обучения взрослых, главным образом, дидактические и методические принципы обучения взрослых (А.В. Даринский, А.Д. Пинт, Н.И. Бо-карев, М. Дюрке, Дж. Кидд, И. Лордж, Г.Л. Миллер, Дж. Маккинли, Б. Морган, Ф. Пёггелер, Б. Самоловчев, М. Семенски, Л. Турос, Ф. Урбанчик). Большинство из этих авторов рассматривало обучение взрослых в рамках педагогики, иногда называя особенности обучения взрослых педагогикой взрослых.

Ф. Урбанчик так определяет предмет дидактики взрослых: «Предметом дидактики взрослых является не только процесс обучения взрослых людей, но и вообще любой процесс интеллектуального воздействия на взрослого человека, если только этот процесс более или менее осмысленно задуман и организован и его целью является сообщение или усовершенствование умственных способностей взрослого человека».

В развитии этого положения Ф. Урбанчик всю дидактику взрослых подразделяет на четыре дидактические теории следующих «типов образовательной деятельности»: 1) непосредственного обучения с контролем за его результатами (классно-урочная система обучения взрослых); 2) косвенного обучения с контролем за его результатами (заочное обучение); 3) непосредственного обучения без контроля за его результатами (народные университеты, циклы лекций или бесед, отдельные лекции, беседы, викторины и пр. система просветительных кружков); 4) косвенного обучения без контроля за его результатами (библиотеки, популяризующие знания). Таким образом, по мнению Ф. Урбанчика, предметом дидактики взрослых является изучение и обоснование широкого круга образовательных и воспитательных воздействий. К сказанному он еще добавляет теорию самообразования, также относящуюся к предмету дидактики.

Начало становления андрагогики как самостоятельной науки можно отнести к 1970 году, когда появился фундаментальный труд американского теоретика и практика образования взрослых М.Ш. Ноулза «Современная практика образования взрослых: от педагогики к андрагогике». Ноулз теоретической основой образования взрослых считает андрагогику, которую он рассматривает как «искусство и науку помощи взрослым в обучении» и как «систему положений о взрослых обучающихся». Данную систему необходимо дифференцированно применять «к различным взрослым в разных ситуациях». Однако ни в этой, ни в последующих работах М.Ш. Ноулза не были четко определены ни основополагающие принципы, ни структура андрагогики, ни андрагогическая модель обучения. В последующие годы XX века появились многочисленные работы, посвященные изучению отдельных конкретных проблем обучения взрослых, основное внимание исследователей было уделено следующим вопросам:

- создание программ и учебных материалов для обучения взрослых (Р. Г. Бэнгел, Э.Дж. Бун, В.Г. Брэндедж и Д. Макерэчер, К. Гриффин, А.Б. Нокс, П.А. Маклэгэн, Ф. Рейс);

- индивидуализация обучения взрослых (С. Брукфилд, М.Ш. Ноулз, Д.М. Савичевич, А. Таф, Д.В. Вермайл);

- особенности деятельности преподавателей при обучении взрослых (Э. Джонс, М. Лен, Д. Нуайе, Ж. Пивето, А. Роджерс, К.Т. Элсдон);

- особенности деятельности взрослых обучающихся (Л.И. Анциферова, Ю.Н. Кулюткин, Дж. Миллигэн, К.П. Кросс, Р. Гросс, М.Ш. Ноулз, С. Меррием, Р. Кафа-релла, Р. Роджерс, Г. Титгенс, И. Вайнберг, К.Т. Элсдон, СО. Хаул);

- дидактические и методические принципы обучения взрослых (Л.Н. Лесохина, С. Брукфилд, Э. Дик, Э. Джонс, Г. Юнг, Г. Фрамм, М.В. Гэлбрэйт, Г.В.Куйперс, И. Лордж, Р. Мукиелли, П. Пашка, Ф. Пёггелер, М. Ржегак, Л. Турос, Ф. Урбанчик);

- создание условий обучения взрослых (Г.К. Хансейкер, Р. Пирс);

- мотивация при обучении взрослых (Дж.В. Полл, Р.Дж. Влодковски);

- подготовка преподавателей для обучения взрослых (Л.Г. Грабовская, К.Д. Легге, Дж. Линч, Д. Савичевич, А.Г. Чарнли, К.Т. Элдсон).

Однако основные идеи М.Ш. Ноулза в этих работах не получили своего дальнейшего системного развития. Сложилось явное противоречие между получившей во второй половине XX века громадный размах во всем мире практикой обучения взрослых, в которой на эмпирическом уровне использовались иные, нежели при обучении невзрослых, подходы к организации обучения, и теоретическим осмыслением и обоснованием этих подходов.

Андрагогика обеспечивает взрослого обучающегося необходимыми ему умениями, знаниями, навыками по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса своего обучения, отбору необходимых каждому конкретному человеку содержания, форм, методов, источников, средств обучения. Она учит человека учитывать свои (и своих коллег по обучению) возрастные психофизиологические, социальные, профессиональные особенности, использовать свой (и своих коллег) опыт при обучении, определять свои образовательные потребности, намечать цели обучения и пути их достижения. Андрагогика является реальной научной базой, обеспечивающей обучение взрослого человека на протяжении всей его жизни, и исходит из идей первичности человека и его саморазвития, его целостности в комплексном проявлении его изменений и вносит свой вклад в создание условий, необходимых для самореализации человека и повышения эффективности и результативности его жизнедеятельности. Данная отрасль педагогики способствует дальнейшему развитию наук об образовании, формированию системы таких наук, которые бы рассматривали в комплексе все аспекты процесса образования человека.

В соответствии со статьей 26 «Всеобщей Декларацией прав человека» «каждый человек имеет право на образование... образование должно быть направлено на полное развитие личности, на усиление уважения к правам человека и его основным свободам». Эту важнейшую цель подтверждают и иные акты международного права. В итоговом документе Международного конгресса ЮНЕСКО «Планирование и управление развитием образования» содержится рекомендация о создании условий, обеспечивающих «доступность к образованию», демократизации доступа к образованию с учетом «многообразия социальных участников» посредством «превращения образования в непрерывный процесс и учета глубоких изменений в экономическом, информационном, коммуникационном, научном и технологическом секторах». Очевидно, что обязательное среднее, а также профессиональное образование не могут в полной мере обеспечить реализацию поставленной цели.

Уровень социально-экономического развития любой страны отражает состояние национальной системы образования не столько в настоящем, сколько в прошлом. Причем хорошее прошлое системы образования без соответствующего внимания довольно быстро утрачивается и, наоборот, любые застойные явления в обществе, ломка традиций в обучении, внедрение нового без анализа возможных отрицательных последствий от этого сказываются очень долго. Особенно это проявилось в период научно-технической революции, когда уровень образования стал определять способность стран использовать в производстве новейшие достижения науки и техники, а также обеспечивать возможность членам общества адаптироваться к новым социально-экономическим требованиям. Поэтому во всем мире в той или иной степени проводится постоянная работа по совершенствованию системы образования, причем по мере развития интеграции она приобретает международный характер, который позволяет достичь сопряжения между национальными системами образования и широко использовать мировой опыт. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в то время была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов и степеней для учащихся (студентов), не посещавших обычные учебные заведения. Такая задача сохраняется и сейчас. Это форма обучения экстерном.

Появление экстерната как формы обучения в вузе обусловлено сложившимися в современной России социально-экономическими, политическими условиями. Также огромную роль в актуализации экстерната сыграл процесс информатизации общества. Взрослые люди в связи с быстро ускоряющимся темпом жизни и нарастанием информации вынуждены также быстро сначала адаптироваться к новым условиям, а потом и преобразовывать окружающую действительность в лучшую сторону. То есть среди других форм обучения в вузе взрослыми людьми наибольшее предпочтение отдается экстернату.

Экстернат - это форма обучения, ориентированная на вузовские экзаменационные требования; предназначается для учащихся, которые по каким-то причинам не могут обучаться на дневном отделении в высших учебных заведениях. Ускорение процесса подготовки человека к деятельности, обеспечение качества подготовки становятся неотъемлемыми задачами, стоящими перед современным обществом. Тема обучения в сжатые сроки интересна самим людям, овладевающим новой деятельностью, новой специальностью или профессией, стремящимся получить хорошие знания, умения и навыки в минимальные сроки.

Быстрое достижение социальной зрелости современными гражданами России резко понизило планку «взрослости». Невозможно, к примеру, рассматривать как ребенка студента, который уже на третьем курсе основывает собственную фирму и успешно руководит ею. Обеспечение прав ребенка - в соответствии с требованиями ООН - также повышает социальный статус, готовит его к взрослости.

Значительно расширяются возможности вузов в связи с Федеральным законом № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в соответствии с которым возможно обучение в высшей школе в форме экстерната.

Институт образования взрослых РАО считает целесообразным разработку исследовательской программы «Образование взрослых в России». Цель предлагаемой программы состоит в разработке новой концепции образования взрослых в России и путей ее реализации. Предлагается провести комплексное исследование, которое в совокупности должно быть направлено на выявление тенденций развития образования взрослых в современных условиях и определение новых подходов к построению системы образования взрослых, стратегии ее развития в целом и ее региональных программ; а также на выработку принципов конструирования образовательных проектов и программ и разработку критериев эффективности различных подсистем образования взрослых.

Все это позволит решить множество значимых вопросов развития экстерната, например: развитие активной позиции взрослого в процессе учения; создание широких возможностей выбора содержания и форм учебной работы; обеспечение участия взрослых в планировании, организации и оценке эффективности собственной учебной деятельности; развитие восприимчивости и открытости личности по отношению к новому; развитие гибкости и критичности мышления, преодоление ранее сложившихся стереотипов деятельности и т.д.

Говоря о развитии экстерната как формы обучения взрослых, необходимо отметить, что его можно рассматривать в контексте обозначенных ниже направлений:

- как продолженное образование. Впервые термин «продолженное образование» появился в США в начале 1950-х гг., когда возникли центры продолженного образования при некоторых университетах, например, в Чикаго и Мичигане. Они явились частью университета и имели своей целью повышение квалификации специалистов с университетским дипломом, которые хотели узнать то новое, что появилось в их профессиональной области за последнее время. Для широкой публики двери этих центров были закрыты.

- как некоторый период в пожизненном образовании. Выражение «пожизненное образование» возникло в 1960-е гг. и стало использоваться на международных семинарах таких межправительственных организаций, как ЮНЕСКО и Совет Европы. В конце десятилетия был введен термин «рекуррентное образование», обозначавший новую стратегию в образовании, когда периоды работы и обучения чередовались. Впервые употребил этот термин шведский министр образования Улоф Пальме на встрече министров образования в Севре в 1969 г.

- как стадию непрерывного образования. Термин «непрерывное образование» во многих странах истолковывался по-разному. Bertrand Schwarz, директор института National pour la Formation des Adultes (NFA) во Франции E. Faure в 1961 г. В 1970 г. Paul Lengrand от имени ЮНЕСКО определил фундаментальные границы концепции непрерывного образования к международному году образования. Conseil de Cooperation (ССС) Совета Европы, где это понятие обсуждалось с конца 60-х г., предложил концепцию Eengrand вниманию широкой публики. Предыдущие версии термина были опубликованы в 1970 г. в отчете, озаглавленном «Permanent education)).

Параллельно с усилиями, предпринятыми Советом Европы, ЮНЕСКО постепенно сделало непрерывное образование центральным направлением своей работы. Комиссия, возглавляемая Е. Faure, созданная на базе ЮНЕСКО, сыграла основополагающую роль в этом процессе. Ею были отправлены в 25 стран мира группы наблюдателей с целью уяснения общей картины системы образования и попыток ее реформирования в конце 60-х - начале 70-х гт. В результате в 1972 г. эта Комиссия опубликовала отчет, который был признан многими как наиболее важный документ по реформе образования второй половины XX в.

В Швеции было проведено уникальное исследование роли рекуррентного образования взрослых в качестве дополнения к раннему формальному образованию, а также его влияния на возможности построения карьеры и достижения благосостояния; в нем участвовали 50 мужчин (шведы по национальности) 1928 г. рождения.

Были разработаны модели, в соответствии с которыми можно было оценить влияние раннего формального образования и рекуррентного образования взрослых на карьеру и благосостояние. Исследователи стремились найти ответы на следующие четыре вопроса:

В какой степени образование в молодости и рекуррентное образование взрослых предопределяет род деятельности, заработок и благосостояние?

В какой степени образование взрослых увеличивает, продолжает или уменьшает роль раннего образования как важного стратификатора в современном обществе?

Существует ли связь между участием в программах повышения квалификации на рабочих местах и ощущаемым удовлетворением от выполняемой работы?

Оценивают ли те, кто принимает участие в работе программ общего образования взрослых и обучения на предприятиях, свое благосостояние выше, чем те, кто не участвует в подобных программах?

Результаты исследования показывают, что образование, полученное в молодости, и полученное в зрелом возрасте, по своему воздействию дополняют друг друга, более того, их влияние носит кумулятивный характер. Следовательно, стратегически важным должно стать решение о дальнейшем развитии системы образования на основе идеи о рекуррентном, пожизненном образовании. Так как и раннее образование, и образование в зрелом возрасте играют важную роль в процессах приобретения статуса и поддержания общественных структур, как и необходимость повышения уровня формального образования, наиболее эффективным способом достижения этого может стать общее образование высокого уровня, получаемое в молодости. Необходимо привлекать взрослых к участию в программах образования взрослых в молодости, так как это способствует повышению вероятности их участи в подобных программах в дальнейшем. Образование не может исчерпываться только получением знаний и умений в молодости, оно должно опираться на теорию пожизненного развития индивидуума.

В данном случае необходимо разобраться, каким образом экстернат как форма обучения взрослых может помочь в ситуации, когда: традиционные лидеры-производители в Японии и США уступают место в соревновании за качество некоторым странам с низким уровнем оплаты труда; растет безработица, в связи с чем необходимо создание рабочих мест в слаборазвитых странах; наблюдается развитие рынка временных и разовых рабочих мест, в том числе для работы в рамках различных проектов (что составляет уже около 50% от общего количества рабочих мест в некоторых развитых странах); создается угроза системе социального обеспечения, которая финансируется за счет постоянной работы, чья численность уменьшается.

В связи с обострением социальной ситуации в нашей стране экстернат имеет некоторые особенности. Экстернат, как форма образования взрослых, обеспечивая профессиональный тренинг, может помочь в поступлении на постоянную работу, так как дает значительное преимущество перед кандидатами, с меньшими возможностями улучшить свой квалификационный уровень в более короткие сроки. Шансы на получение работы могут быть увеличены за счет развития качеств, выходящих за рамки профессиональных требований - рационального мышления, самоорганизованности, самообучения, самовоспитания, самоконтроля. Распространение экстерната может побудить к созданию новых видов работ, продуктов и сервисных услуг и, соответственно, рабочих мест и структур в сфере, связанной с образованием.

Нужно отметить такую особенность данной формы обучения взрослых, как высокая степень компактности и ускоренности. В результате учебное время полного цикла на экстернате составляет только два - два с половиной года. Еще одна особенность экстерната - это своеобразный стоимостный итог. Несмотря на высокую стоимость образовательных услуг, предоставляемых экстернатом, в конечном счете, обучение по данной форме оказывается более рациональным, т.к. выпускник обладает наиболее современными знаниями, а также имеет возможность сразу же применять полученные знания на практике, формируя определенные профессиональные умения и развивая навыки. Исходя из объективной реальности современного мира и перспектив его развития, экстернат как форма обучения взрослых приобретает большую значимость.

Этот вывод обосновывается, во-первых, возрастающей интеллектуализацией и динамизмом труда. Каждое десятилетие, по данным специалистов, удваивается объем знаний, происходит обновление техники и технологий. В результате человек вынужден непрерывно пополнять знания и несколько раз переквалифицироваться в течение жизни. Во-вторых, первостепенной значимостью человеческого фактора как в экономическом, так и в социальном развитии современного общества, что поколебало сугубо экономический подход к планированию образования. Широкое распространение получила концепция «компетентного человека» как ведущая цель образования, согласно этой концепции образовательные системы должны быть достаточно обширными, гибкими, адаптивными, чтобы на протяжении всей жизни человека обеспечить развитие его компетентности в самых различных проявлениях. В-третьих, широким распространением идей демократизации социальной жизни и образования. Большая роль в демократической ориентации мирового общественного сознания принадлежит «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1947 году. Она вобрала в себя высокие представления человечества о свободе, социальном равенстве, базовых правах людей. «Все люди, - провозглашает Декларация, - рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия». Тенденция к демократизации образования открыла двери учебных заведений миллионам людей, которые ранее оставались за их пределами из-за дискриминационных барьеров: женщина, национальные меньшинства, инвалиды и так далее. Высокий уровень гетерогенности обучающихся, разнообразие их запросов и потребностей требуют организации такой образовательной системы, которая будет обладать гибкостью и вариативностью. В-четвертых, появлением и широким распространением новых информационных технологий (персональные компьютеры, интеракционные системы и так далее), которые дают широкие возможности для дистанционного и индивидуального обучения. Использование опыта создания непрерывных систем образования за рубежом, в первую очередь в области формирования источников их ресурсного обеспечения, организации трудового воспитания молодежи, селекции кадров на всех ступенях образования, стимулирования профессионального роста, гуманизации образования и др., является необходимым условием перестройки образовательной сферы в нашей стране.

В этой связи необходимо говорить об образовании взрослых, которое можно рассматривать как систему образовательных услуг. Хотя эта система теоретически беспредельна, в реальной практике она ограничивается реальными условиями и возможностями. В зависимости от социальной и личностной значимости образовательных потребностей, их востребованности, возможности удовлетворения, способов организации учебной деятельности формируются типы образования взрослых.

Рядом исследователей (А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.) выделяются три основных типа образования взрослых: формальное, неформальное, информальное. Формальное (общее и профессиональное) образование взрослых осуществляется в образовательных учреждениях по учебным планам и программам, соответствующим государственным стандартам. Это институциализированное образование. Формальное образование завершается выдачей диплома (сертификата). Неформальное образование взрослых, - это, по существу, вся сфера культурно-просветительской работы со взрослыми, осуществляемой в соответствии с интересами и потребностями всех категорий взрослых людей. Информальное образование - это приобретение знаний взрослыми людьми в процессе их трудовой деятельности, общения, через средства массовой информации. Фактически, это накопление разнообразных знаний путем приобретения жизненного опыта.

Исходя из сказанного можно предложить следующее определение системы образования взрослых - это система образовательных услуг, удовлетворяющих запросы всех социально-демографических групп взрослого населения на основе создания разнообразных программ, соответствующих их потребностям, и социально-экономических и специальных условий функционирования образовательных учреждений. В современном понимании образование взрослых - это система. Это понятие законодательно закреплено в законе «Об образовании взрослых», принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СИГ 6 декабря 1997 года: «Система образования взрослых является составной частью единой системы непрерывного образования, удовлетворяющей потребности граждан в знаниях и умениях, необходимых для профессионального роста и развития личности в период самостоятельной жизни». Термин «система» активно используется в обиходе, и сфера его употребления существенно расширяется, а его содержание становится все более неопределенным. Разнобой в употреблении понятия «система» приводит к разрыву научных коммуникаций и тем самым тормозит развитие науки, особенно сейчас, когда значение синтеза в исследованиях и в практике значительно возрастает.

Образование взрослых по своей сути - это процесс, движение к цели - результату; это процесс взаимодействия андрагогов с взрослыми учащимися, взрослых друг с другом, организаторов образования с андрагогами.

Образование взрослых - это гибкий и динамичный процесс адаптации человека к резким изменениям в обществе, включения человека через новые знания в социально-экономическую сферу деятельности с учетом его потребностей и ожиданий. Образование взрослых - это результат и образования и самообразования, характеризующийся уровнем готовности личности к участию в сфере труда, к различным видам социальной деятельности.

В условиях социальных перемен изменились содержание и структура образования взрослых, оно стало ориентироваться на решение социальных проблем. Поэтому сегодня мы можем рассматривать его как важнейший социальный институт, способствующий преодолению социально-экономического, социокультурного кризиса и дальнейшему прогрессивному развитию человека и общества в целом.

Образование взрослых определяется В.Г. Онушкиным и Е.И. Огаревым, как «обособленное подразделение в системе общественного разделения труда, обеспечивающее жизнедеятельность социального организма посредством реализации присущих ему специфических функций: культурно-исторической, социальной, социально-экономической. Образование взрослых как социальный институт может рассматриваться как организация, социально-образовательная система, имеющая свои цели, способы функционирования, реализующая образовательные потребности личности и различных социальных групп населения».

Понятие образования взрослых как социального института может рассматриваться как феномен новых общественных отношений, который складывается как целостный объект, как совокупность условий, отношений, связей, которые позволяют реализовать многообразные образовательные потребности взрослых людей. Образование взрослых - это часть системы непрерывного образования, обладающая собственной спецификой и предназначенная прежде всего для удовлетворения социальных и личностных потребностей взрослых. Это система и учреждений и организаций, предназначенных для реализации огромного комплекса многообразных образовательных услуг, удовлетворения социальных, профессиональных, культурных интересов взрослого населения в конкретных институциональных и неинституциональных формах (школы для взрослых, народные университеты, курсы, кружки, различные формы самообразования).

Таким образом, образование взрослых - это сложная полифункциональная система, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей человека в образовании, культуре, сохранении здоровья, адаптации к резко и быстро изменяющемуся миру, усвоении новых социальных ролей.

«Информационное общество» XXI века должно иметь адекватный уровень образования, поэтому вполне обосновано усиленное внимание к образовательной системе и ее модернизации с целью достижения большей эффективности. Вместо традиционной базовой образовательной модели делаются установки на непрерывное образование в течение жизни. Будущее России более чем в других странах, зависит от решения этой проблемы. Развитие концепции непрерывного образования способствовало изучению проблем образования взрослых (А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, Л.Н. Лесохина, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Воронцова, и др.).

Так А.В. Даринский, раскрывая сущность образования взрослых как составную часть непрерывного образования, разделял последнее на два этапа. На первом этапе все подрастающее поколение перед непосредственным включением в практическую деятельность в различных областях народного хозяйства и культуры должно получить общее и профессиональное образование в соответствующих государственных учебных заведениях - средних общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших специальных учебных заведениях. Этот первый этап непрерывного образования в государственной школьной системе должен создать основу для последующего образования человека, занятого в той или иной сфере практической деятельности. Второй этап непрерывного образования охватывает людей в продолжение всей их дальнейшей, послешкольной жизни. Поэтому, считает А.В. Даринский, послешкольную часть непрерывного образования надо рассматривать как образование взрослых. Он выделяет три направления в перспективе образования взрослых: 1) повышения профессиональной квалификации людей; 2) развития, расширения и углубления общего образования; 3) подготовки людей к выполнению каких-то общественных обязанностей.

Образование взрослых, как всякая сложная система имеет свою внутреннюю социальную сущность и свои специфические формы управления. Сложность системы образования взрослых определяется наличием в ней разнокачественных подсистем, элементов и связей. Традиционно к ним относятся две основные подсистемы: управляющая и управляемая, каждая из которых, в свою очередь, рассматривается как самостоятельная система с присущими ей подсистемами. Управляемая подсистема, например, подразделяется на собственно педагогическую и обслуживающую, обеспечивающих ее функционирование. Понятие системного управления образованием взрослых сохраняет это условное деление подсистем на управляющую и управляемую, но наполняет его новым содержанием, так как оно предполагает максимальное включение всех субъектов образовательного процесса (органы власти и управления, их компетенция, образовательные учреждения, учащиеся, преподаватели) в процесс выработки, принятия и реализации решений по основным направлениям образовательной деятельности. Каждая из подсистем обладает внутренними и внешними многоплановыми связями. Соответственно образование взрослых выступает как сложный системный объект управления, который надо рассматривать во взаимодействии с внешней средой и взаимосвязи всех его составляющих элементов (социальных и личностных потребностей, целей, функций, процесса реализации образовательных услуг, результатов), их связей и взаимоотношений. Одним из важнейших признаков сложившейся системы является управляемость. Доказательность этого положения определяется тем, что данная образовательная структура обладает системными свойствами, которые чувствительны к управленческим воздействиям. Основные же свойства системы проявляются через принципы системности.

При таком подходе системообразующим фактором образования взрослых выступают образовательные потребности граждан. В данном случае спрос рождает предложения. Многообразные образовательные потребности личности порождают необходимость создания дифференцированных образовательных услуг, их типологизации, анализа и оценки с учетом тенденций социально-экономического и социокультурного развития общества. Объективно складывается новая потребность общества в быстром развитии самостоятельного направления в педагогике - науки системного управления образованием взрослых. Целью системного управления является создание целостной интегрированной системы образовательных учреждений, сопровождающей человека на различных стадиях его жизненного цикла и являющейся залогом целостного развития человека, осознание объективного возрастания значения науки управления - необходимое условие разрешения назревших проблем. Таким образом, исследование проблем системного управления и государственно-общественного регулирования системы образования взрослых, содержания, функций и механизма управления является достаточно актуальным.

Задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить экстернов некой суммой знаний, а в том, чтобы научить их действовать «со знанием дела», то есть научить применять знания в деятельности - и практической, и теоретической, и умственной - той, которая нужна обществу и работнику. Е.П. Тонконогая перечисляет следующие социальные функции образования взрослых как социального института: способствует развитию экономики, помогает социальной адаптации к условиям быстро меняющейся действительности, приобщает к ценностям культуры, выполняет ряд педагогических функций, выступает как средство социальной защиты и реабилитации подростков с проблемами в образовании и поведении, а также некоторых категорий взрослых людей.

С.Г. Вершловский в «Рабочей книге андрагога» рассмотрел не только сущность этого понятия, но и раскрыл пути и средства повышения профессионального и социального статуса взрослых, предложил разнообразные методики проведения и проверки исследовательской работы (включая самоэкспертизу).

В.Г. Воронцова особое внимание уделила роли гуманитарного знания в постдипломном образовании педагога как средства выработки гуманистического сознания, то есть умения «пользоваться знанием как следует». По ее мнению «Человекознание - суть любого гуманитарного знания - должно определять и пути обновления постдипломного образования, и принципиальное, философское, психологическое, экологическое, научно-методическое сопровождение образовательного учреждения».

Е.В. Рудневский предложил коррекционно-диагностическую концепцию переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на основе личностно-центрированного подхода и понимания процесса образования взрослых как интенсивной системно-интегрированной коммуникации. Автор использовал идеи: когнитивного диссонанса Л. Фестнигера, диспозиционной теории личности В.А. Ядова, ролевой теории личности Дж. Морено, интегративной концепции психологической коррекции (авторская), эмоциональной толерантности учителя Л. Митиной, психологической синдромологии (А. Венгер), информационной теории эмоций Н. Симонова к коммуникативной теории личности. Такой широкий подход позволяет - по утверждению Е.В. Рудневского - создать «транстеоретическую модель механизма деформации учебной деятельности учителя в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров». Эту систему автор представляет как систему коммуникаций.

Таким образом, описанные явления актуализируют задачу интенсивного развития экстерната. Идея состоит в обеспечении педагогических условий, которые дадут взрослым людям возможность получения, пополнения и обновления знаний, развитие, совершенствование, самореализацию в процессе обучения на экстернате. Иными словами, станет возможным получение качественного образования в вузе в форме экстерната при соблюдении соответствующих педагогических условий. Личностно-ориентированная парадигма современного образования взрослых, признание приоритетов личностных образовательных ценностей существенно скажутся на развитии экстерната в условиях модернизации системы образования. Осуществление модернизации образования должно превратить его в одну из приоритетных областей политики нашего государства.

Мы выяснили, что андрагогический взгляд на обучение экстернов является наиболее эффективным. Однако, андрагогика, как наука об образовании взрослых, в полной мере еще не сложилась в стройную научную систему. В связи с этим данной проблемой занимаются многие исследователи. Также были обозначены проблемы обучения взрослых в России и некоторые противоречия, возникающие в современных условиях развития данного вида образования в нашей стране.

 

АВТОР: Шнайдер И.Р.