20.02.2012 7370

Психотерапия при комплексном лечении пациентов с алкогольной зависимостью

 

Психотерапия является важным компонентом комплексного лечения пациентов с алкогольной зависимостью (Анучин В.В. и др., 1988; Валентик Ю.В., 1989; Валентик Ю.В., Даренский И.Д., 1990; Даренский И.Д. 1994, 1995).

Важность первого интервью (первичного собеседования, «знакомства») подчеркивается многими исследователями. По мнению Tausch R. (1970) главными задачами первого интервью являются диагностика заболевания и мотивирование пациента к терапии.

Lange D. (1972), исследуя гипнотическое воздействие на зависимых от алкоголя пациентов, обнаружил, что внешний гипноз более эффективен у пациентов с начальной стадией алкогольной зависимости, тогда как пациенты со средней стадией болезни наиболее чувствительны к аутогипнозу.

В отечественной практике для лечения алкоголизма применяются методы гипно-суггестивной психотерапии, разработанной Бехтеревым В.М. (Рожнов В.Е., 1974, 1975, 1996).

Энтин Г.М. (1994, 1995) предложил другой вариант гипноза для терапии больных алкоголизмом. Суть этого метода состоит в замене внушения ощущений, приводящих к отвращению к алкоголю, императивными формулами, фиксирующими в сознании пациента стойкие опасения за здоровье в случае употребления алкоголя (Гофман А.Г., Магалиф А.Ю., 1991).

В отечественной практике лечения алкоголизма также используются такие разновидности гипносуггестивной психотерапии как «кодирование» (Довженко А.Р., 1987), электротранквилизация с помощью аппарата «Лэнар» (Эпштейн И.Ц., Эпштейн О.И., 1991, 1992; Даренский И.Д., 1994, 1995, 1997; Иванец Н.Н., Даренский И.Д.,

Стрелец Н.В., Уткин С.И., 1997). При этом важным условием эффективности гипноза считается определенный уровень внушаемости. Бурно М. Е. (1969, 1981) отмечает, что наиболее внушаемыми являются истерики, неустойчивые психопаты, циклоиды, эпилептоиды, неврастеники, фобические невротики. Косвенным признаком внушаемости называются высокая чувствительность к седативным психотропным средствам и электротранквилизации (Даренский И. Д., 1997).

Активно изучается психоаналитическая психотерапия при алкоголизме. Мишенями психоанализа и психоаналитической терапии при алкоголизме являются оральный характер, слабое «Я», стремление к зависимости и пассивности, низкий уровень переносимости стрессовых ситуаций (Blum E.M., 1966).

Отдельные психоаналитические исследователи считают, что алкоголизм есть ни что иное как «общественный невроз» (Brautigam W., 1959). Другие психоаналитически ориентированные психотерапевты заявляют, что «алкоголизм - симптом невроза» (Fox R., 1967).

Психотерапевтическое лечение психоаналитическим методом осложняется контрпереносом: инфантильно-зависимый алкоголик провоцирует у терапевта мощную защиту (Wieser S., 1972). По мнению Blum E.M. (1966), подобные обстоятельства значительно снижают показания к индивидуальному психоанализу у больных алкоголизмом.

Белокрыловым И. В. (2001) на базе психотерапевтического отделения наркологического стационара разработан метод краткосрочной групповой психодинамической психотерапии больных алкоголизмом. Автор отмечает, что подобный метод в течение ограниченного срока стационарного лечения позволяет мотивировать больных на длительную работу и максимально редуцировать симптоматику зависимости у пациентов, не мотивированных на последующую реабилитацию.

Одной из важных форм психотерапии при алкоголизме остается семейная психотерапия (Satir V.M., 1970), главная цель которой восстановить семейные отношения, нарушенные в процессе длительного употребления алкоголя пробандом.

Различают три классические формы семейной психотерапии при алкоголизме (Wilchfort D., 1978).

Это, во-первых, коммуникационный тренинг, при котором в процессе общения психотерапевта и семейной пары происходит анализ коммуникаций и осознание и переработка патологических коммуникаций (Вацлавик П., Бивин Д.Б., Джексон Д., 2000; Москаленко В.Д., 2002).

Второй вариант семейной психотерапии представлен поведенческой семейной психотерапией (Mandel A., Mandel K.H., Stadter E., 1971), во время которой партнеры обучаются позитивному партнерскому поведению (свободному выражению чувств, обсуждению актуальных потребностей).

Третий вариант семейной психотерапии представлен глубинным анализом конфликтов детства, которые являются причиной возникших семейных проблем (Zimmer D., 1971).

Семейная психотерапия при алкоголизме возможна при соответствующей подготовке терапевта и готовностью пациента к взаимодействию (Satir V.M., 1970).

Первые исследования эффективности семейной психотерапии при алкоголизме (Gallant D.M., 1970) показали до 50% успешных случаев (неконтролируемое исследование).

O'Farrell T.J. (1992, 1995) считает, что для эффективной семейной психотерапии необходимы достаточная мотивация, образованность, наличие работы, пожилой возраст, совместное проживание, тяжелые соматические осложнения алкогольной зависимости, отсутствие алкоголизма родственника, отсутствие жестокого обращения в семье.

Поведенческая психотерапия у пациентов с алкогольной зависимостью впервые стала использоваться Bloeschl L. (1952). Основой поведенческой терапии является поведенческий анализ - выяснение где, когда, в какое время, с кем, при каких обстоятельствах усиливается патологическое влечение к алкоголю (Ermann M., 1974). Сторонники этого направления в психотерапии считают, что через контроль обстоятельств, провоцирующих усиление ПВА можно контролировать само ПВА.

Поведенческая семейная психотерапия, по мнению Miller W.R. (1999) является единственным вариантом поведенческой психотерапии с точно доказанной эффективностью.

Аверсивная психотерапия является разновидностью поведенческой психотерапии и активно используется при лечении пациентов с алкогольной зависимостью (Kendell R.D., Staton M.C., 1966). Основной принцип аверсивной психотерапии состоит во временном соединении стимула «желание выпить» (обострение патологического влечения к алкоголю) с каким-либо неприятным стимулом (электрошок, визуализация, просмотр видеоряда и т. д.).

Аверсивная психотерапия посредством электрического шока по данным отдельных публикаций имеет хорошие кратковременные результаты (Vogler R.E., Lunde S.E., Jonson G.R., Martin P.L., 1971). В то же время долговременные результаты весьма сомнительны. В одном исследовании (Cohen M., 1971) пятнадцать пациентов из сорока в течение шести месяцев воздерживались от употребления алкоголя после аверсивной терапии, тогда как в контрольной группе лишь 7%.

В другом исследовании (Vogler R.E., Lunde S.E., Jonson G.R., Martin P.L., 1971) по данным восьмимесячного катамнеза рецидивы в группе пациентов, перенесших аверсивную терапию, наблюдались в 3050% случаев, а в контрольной группе в 50-60%.

Изучение 12 месячного катамнеза у той же выборке также показало лучшие результаты у исследуемой группы в сравнении с контрольной (Vogler R.E., Lunde S.E., Martin P.L., 1970).

Вариантом аверсивной терапии является аффективная контратрибуция у больных алкоголизмом (Крупицкий Е.М., Гриненко А.Я., 1996), при которой используются негативные переживания, возникающие в эректильную фазу наркоза.

Другой разновидностью когнитивно-поведенческой психотерапии при алкоголизме является «жетонная система» («marking-system», «operant-conditioning»), разработанная Narrol G.H. (1970) Основной принцип этой терапии заключается в поддержании, поощрении положительного поведения у пациентов с алкогольной зависимостью (поддержании трезвого образа жизни) (McBrearty V., Dichter M., Garfield Z., 1968; Kemper J.C., 1972). Считается, что подобное психотерапевтическое воздействие может существенно повысить мотивацию к лечению пациентов с алкогольной зависимостью (Miller W.R., Sovereign R.G, 1989). Подобная экспериментальная система мотивированной терапии и реабилитации больных алкоголизмом «Путь к здоровью» была разработана в НИИ наркологии Валентиком Ю.В. (1996).

Вариантом когнитивно-поведенческой психотерапии при алкоголизме является тренинг социальных навыков (Аусти Л., 2002). Тренинг представляет собой программу обучения навыкам, которые необходимы для создания сети социальных контактов, помогающих пациенту адаптироваться в окружающей среде при полном воздержании от алкоголя.

Тренинг социальных контактов не только улучшает межличностные отношения пациента, но и приводит к значительному уменьшению клинических симптомов и сводит к минимуму вероятность рецидива заболевания (Иванец Н.Н., Валентик Ю.В., 1986, 1987; Liebermann S.D., Eckman H.J., 1989; Hogarty G.E. et al., 1986). Пациенты, которые участвовали в обучении социальным навыкам, показали улучшение социального функционирования, тогда как у пациентов контрольной группы этого не отмечалось. Знания и умения, полученные во время обучения, сохранялись практически без изменений в течение последующего года (Wirshing W.C. et al., 1992). Образовательные программы являются более эффективными и дешевыми и дают более выраженный результат у пациентов с низким преморбидным социальным функционированием (Rung B.R. et al., 1994).

Валентиком Ю.В. и Даренским И.Д. (1990, 1992) была разработана динамическая система поэтапного психотерапевтического воздействия на больных алкоголизмом, основанная на принципах поведенческой психотерапии. Лечебный процесс с использованием этого метода происходит в особой психотерапевтической среде, под которой авторами подразумевается оптимальный психологический климат наркологического отделения (там же). В дополнении к этому поведенческому методу воздействия была разработана методика когнитивной психотерапии алкоголизма, направленная на коррекцию аддиктивных представлений больного (Даренский И.Д., 1996). Основу этого метода составляет интенсивное изучение алкогольных и трезвеннических представлений больных с помощью выяснения субъективного значения состояний трезвости и опьянения.

В комплексном лечении алкоголизма эффективно используется когнитивная психотерапия, основанная на теории Ellis A. (1962, 1974) о патологических мыслях, которые активизируются в периоды обострения ПВА и приводят к рецидиву заболевания. В работе с пациентами с алкогольной зависимость используется программа когнитивного анализа мыслительной деятельности пациента (Glantz M., 1980; McCourt W., 1981). По данным этих и ряда других авторов (Brenner H. et al., 1980), больные, прошедшие эту терапию, демонстрировали лучший когнитивный статус, более высокий уровень социальной адаптации, более низкий уровень последующего рецидивирования. Peter K., Hajek O. (1989) обнаружили у таких пациентов способность к использованию полученных навыков переработки информации за пределами ситуаций научения.

Во многих исследованиях подчеркивается необходимость сочетания когнитивно - поведенческой психотерапии с другими видами психотерапии и фармакотерапией (Hogarty G.E et al., 1986; Breslin N.A., 1992). Подобное сочетание позволяет минимизировать такие недостатки данного варианта психотерапевтического воздействия как патернализм со стороны врача, манипулятивность и поверхностность метода (Matussek, 1976; Lazarus A., Fay A., 1984).

Cartwright D., Zander A. (1968) указывают на такую опасность поведенческого воздействия в группе как превращение динамической группы в дидактическую.

Кроме того, есть мнение, что поведенческая психотерапия обладает недостаточными возможностями мотивирования больных к лечению и коррекции личностных структур, блокирующих эту мотивацию (Вид В. Д., 1993).

По наблюдению многих исследователей, пациенты с алкогольной зависимостью, как правило, хорошо реагируют на групповую психотерапию (Battegay R., 1969; Бокий И.В. и др., 1977; Бажин А.А., 1993). Её основными целями являются - создание мотивации к лечению, уменьшение уровня анозогнозии, формирование навыков адекватного взаимоотношения с окружением (Fox R., 1966; Бокий И.В., Цыцарев С.В., 1982).

Другие исследователи находят в групповой терапии, как преимущества, так и недостатки в сравнении с индивидуальной. Преимущества - возможность значительно большего охвата больных при меньших затратах для этого времени врача, положительную взаимную «индукцию» больных, преодоление влияния «отрицательных» лидеров в условиях стационара (Бурно М.Е., 1981, 1982). Недостатки -невозможность строго индивидуального воздействия, пассивность части больных (Короленко Ц.П., 1987; Busch H., 1988).

Всеми авторами подчеркивается необходимость создания «терапевтического сообщества» («тотальной терапевтической атмосферы», Fox R., 1967). Принцип «терапевтического сообщества» был разработан и введен в практику лечения больных с алкогольной зависимостью в конце сороковых годов (Jones K.L., 1935). Этот принцип базируется на поддержании паритетно - демократических отношений, когда пациенты наделены такими же правами, как и медперсонал. Актуальность этого принципа для зависимых пациентов выводилась автором метода из склонности этих больных к пассивности в отношениях с окружающими людьми.

Отдельные исследователи (Dominicus R.D., 1974) предупреждают об опасностях преждевременного использования паритетного паттерна отношений между пациентом и психотерапевтом. Dominicus R.D., Hochinke C., Zentara R. (1973) указывают в таких случаях на усиление страха, тревоги и противодействия, которые могут быть постепенно уменьшены в ходе дополнительных психотерапевтических воздействий.

По данным отечественных авторов, устойчивые психотерапевтические сообщества в групповой психотерапии больных с алкоголизмом обеспечивают наиболее длительные терапевтические ремиссии (Бурно М.Е., 1982; Гузиков Б.М., 1982; Гузиков Б.М. и др., 1986; Гузиков Б.М., Ерышев О.В., 1989; Энтин Г.М. и др., 1991).

Считается, что во время длительного пребывания больных с алкогольной зависимостью в таких сообществах быстрее формируются и окончательно утверждаются трезвеннические установки, изменяется образ жизни и самосознание больных (Бокий И.В., Цыцарев С.В., 1986).

Гузиков Б.М., Мейроян А.А., (1987) по срокам формирования терапевтических сообществ различают краткосрочную стационарную групповую терапию (30 дней), среднесрочную в стационарных и амбулаторных условиях (от 2 месяцев до 2 лет), долгосрочную амбулаторную групповую психотерапию (от 2 до 10 лет).

Лукомский И.И. (1962, 1968; Лукомский И.И., Энтин Г.М., 1973) рекомендует использовать в групповой психотерапии пациентов с алкогольной зависимостью педагогические принципы Макаренко А.С. -самоуправление, ответственность каждого члена коллектива и ответственность коллектива за каждого его члена.

Имеются данные о применении особых форм групповой психотерапии при алкоголизме - «тематической» психотерапии взаимоотношений (themenzentrierte und interaktionelle Psychotherapie bei Alkoholismus), марафонная групповая психотерапия, психотерапия по Casriel D. (Daytop-Prinzip-Therapy).

«Тематическая» групповая психотерапия взаимоотношений у больных алкоголизмом разработана Kohn R.C. (1973), и основана на обсуждении и анализе различных специфических тем для данного заболевания. Основные темы - это «наказывающая мать», беспомощность, неспособность выражения чувств и т. д. (Sands P.M., Hanson P.G., Sheldon R.B., 1967).

Отдельные авторы сообщают о применении марафон-терапии (психотерапии, продолжающейся непрерывно в течение 36 и более часов) у пациентов с алкогольной зависимостью (Dichter M., Driscoll G.Z., Ottenberg D.J., Rosen A., 1971). По их наблюдениям, применение такой психотерапии ограничено необходимостью в специальной подготовке психотерапевта, как минимум нормальным уровнем интеллекта пациента, его способностью к самонаблюдению.

Терапия по Casriel D. (1964) впервые была использована у пациентов с алкоголизмом в 1963 году. Основная цель этой терапии -через интенсивное выражение «базисных» чувств (боль, страх, ярость и любовь) в различных межличностных отношениях изменить одно личностное состояние на другое (Daytop-Principe-Therapy). Комбинация терапии по Casriel D. с марафонной терапии, по наблюдениям авторов (там же), значительно сокращает продолжительность психотерапии у больных алкоголизмом.

Энтин Г.М. (1979, 1990) предложил методику активирующей групповой терапии в работе с пациентами с алкогольной зависимостью в стационарных и амбулаторных условиях.

Агибалова Т.В. (2000, 2001) выявила особенности психотерапии больных алкоголизмом в зависимости от типов черт характера в соответствии с концепцией о личностных адаптациях Транзакционного направления.

Гузиков Б.М. и Мейроян А.А. (1988) предлагают дифференцированный психотерапевтический подход в зависимости от характерологических особенностей пациента. В отношении пациентов с пассивно-зависимыми и астеническими чертами характера они рекомендуют использовать прямое внушение, императивное, эмоционально насыщенное, аргументированное воздействие. В психотерапии более организованных пациентов («просвещенные пациенты») рекомендуется косвенное внушение, общение в форме диалога, дискуссии, смена ролей. У пациентов с чертами претенциозности, завышенной самооценкой и низкой критикой в отношении болезни используется конфронтационный стиль взаимоотношений. Тактика «паузы» результативна в отношении импульсивных, эксплозивных и гипертимных больных (Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Мейроян А.А., 1986; Гузиков Б.М., Мейроян А.А., 1987, 1988).

Brautigam W., 1959 обнаружил специфическую функцию групповой психотерапии у пациентов с алкоголизмом - уменьшение потребности переносить ответственность за свои поступки на окружение (феномен «это может случиться с кем угодно, только не со мной», «Ich nicht - Die auch»).

Fox R. (1967) описывает три фазы аналитической групповой терапии у пациентов с алкоголизмом.

Вводная фаза представлена указаниями и информацией.

В основной фазе активно анализируются защитные механизмы, и происходит отреагирование неотреагированных чувств.

В последней фазе, фазе окончания, пациенты обучаются поддерживать длительное воздержание от алкоголя.

Rieth E. (1971) различает в групповой психотерапии 4 стадии:

Инициальная стадия - обозначение целей и задач терапии.

Во второй стадии психотерапевт пассивен, старается больше молчать; все основное внимание направлено на реплики пациентов.

В третьей стадии пациенты обучаются вербализации собственных чувств, и происходит разделение группы на пассивных наблюдателей и активных участников.

Во время последней, четвертой, стадии происходит анализ высказанных мыслей.

Братусь Б. С., Сурнов К. Г.(1978) выделяют при психотерапии четыре этапа: мотивационный, ориентировочный, установочный, деятельностный. Цель мотивационного этапа - создание у больных высокой личностной, эмоциональной заинтересованности в психотерапии. Речь идет о мотивации к психотерапии, то есть о мотивации к поддержанию психотерапевтического союза, или альянса. Цель ориентировочного этапа - введение многочисленных мотивов трезвеннической жизни, чтобы опредметить существующее потребностное состояние. В установочном этапе на основе достижений второго этапа происходит формирование личностно приемлемых для данного пациента мотивов трезвеннической жизни. На этапе деятельности выполняется разработка для каждого пациента развернутых планов организации будущей трезвой жизни.

Brinc A.D. (1996) выделяет следующие этапы мотивационной психотерапии у пациентов с алкогольной зависимостью.

Помочь осознать болезнь и сформировать мотивацию к лечению.

Вмешательства, направленные исключительно или в первую очередь на уменьшение или полное прекращение потребления алкоголя.

Формы комплексной терапии, направленные на то, чтобы наряду с изменением привычки к потреблению алкоголя достичь перемен в других сферах жизни.

Агибалова Т.В. (2001) в своей работе с больными алкоголизмом отмечает наличие следующих четырех этапов:

- Установление контакта.

- Определение мишеней психотерапии и выявление стратегий личностного ухода от позитивных изменений.

- Подбор психотерапевтических методов в зависимости от личностных особенностей пациента и мишеней психотерапии.

- Проведение поддерживающей психотерапии в ремиссии. Валентик Ю.В. (1994) выделяет в процессе континуальной психотерапии больных алкоголизмом следующие фазы.

Первая фаза инициального контакта, диагностики и присоединения включает обязательную процедуру выработки целей работы группы.

Вторая фаза, фаза конфронтации представляет собой «противопоставление алкогольного и неалкогольного «Я».

В третьей фазе, которую автор называет рабочей, происходит «отход актуального «Я» от алкогольного».

В четвертой, завершающей фазе «вскрываются и высвобождаются процессы, составляющие нормативную субличность больного».

Групповая психотерапия подходит не для всех пациентов с алкогольной зависимостью. Выделяется две группы пациентов, которые не могут участвовать в групповой психотерапии (Curlee J., 1970). Первая группа - это пациенты с выраженной депрессией и «слабым Я». Вторая группа - пациенты с низкой самооценкой и выраженной потребностью быть в центре внимания, использующие группу как сцену в театре. Обе эти группы, по мнению исследователя, нуждаются в индивидуальной психотерапии, причем у женщин этих групп пациентов эффективность даже индивидуальной психотерапии сомнительна. Автор считает (там же), что групповая психотерапия при алкоголизме подходит больше для мужчин, чем для женщин.

Долговременное сравнительное исследование (Ends E.J., Page C.W., 1957) показало, что недирективная групповая психотерапия у пациентов с хроническим алкоголизмом наиболее эффективна, в то время как эффективность поведенческой групповой психотерапии оказалась ниже, чем даже в контрольной группе (без психотерапии).

 

АВТОР: Эпов Л.Ю.