21.02.2012 16037

Особенности личности и поведения соматически ослабленных детей

 

Один из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения и факторов детского благополучия - его физическое развитие, под которым понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития, отражающие динамику процесса обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности.

При таком подходе, опираясь на предложения СМ. Громбаха, к признакам здоровья относят:

- отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

- отсутствие наклонности к заболеваниям (устанавливается по частоте и характеру заболеваний в предшествующий период);

- гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

- нормальный уровень функций, и в первую очередь тех, которые определяют достаточную резистентность организма к неблагоприятным воздействиям.

Индивидуальная оценка физического развития детей в этом случае позволяет выделить 3 группы риска:

к 1-й группе риска относятся дети с нарушениями сроков возрастного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, имеющие биологический возраст, соответствующий паспортному, но характеризующиеся дисгармоничностью вследствие недостатка массы тела;

во 2-ю группу риска входят дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возраста паспортному, но с избытком массы тела;

в 3-ю группу риска входят все дети, имеющие резкую дисгармоничность физического развития как при соответствии биологического уровня развития паспортному возрасту, так и при его нарушении.

Эти данные убедительно свидетельствуют, что физическое развитие служит важным показателем здоровья детей и подростков.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов: генотип популяции, образ жизни, состояние окружающей среды.

Исследования, проведенные многими научными коллективами, в том числе и Научным центром здоровья РАМН, свидетельствуют о том, что здоровье школьников, проживающих в различных регионах России, прогрессивно ухудшается. За последнее десятилетие доля детей и подростков, здоровых и имеющих только функциональные отклонения, уменьшилась в 1,5 раза. Соответственно увеличилось количество школьников с хроническими болезнями. Уровень здоровья школьников определяет высокая распространенность морфофункциональных расстройств (25-35%), хронических болезней (50-70%), нарушений психического, физического и репродуктивного развития, значительная острая заболеваемость. У подавляющего большинства современных школьников выявляют функциональные и хронические нарушения, затрагивающие 2-5 систем организма.

За последнее десятилетие существенно изменилась структура заболеваемости: в наибольшей степени возросли заболевания эндокринной и костно-мышечной систем, нарушения питания и расстройства деятельности иммунной системы, психические расстройства, болезни и функциональные расстройства органов пищеварения.

Резко возросло количество выпускников школ, имеющих ограничения и прямые противопоказания к освоению выбранных ими профессий в связи с нарушениями в состоянии здоровья. По данным Научного центра здоровья РАМН, количество учащихся 9-11 классов, имеющих профессиональные ограничения в большей или меньшей степени, составляет почти 80%.

Это способствовало введению в научный обиход понятия «ослабленный ребенок», то есть тот, который в силу своей физической слабости не имеет возможности без ущерба для здоровья или общего развития обучаться только в нормальной школе, нуждается для этого в специальных условиях. В свою очередь, для того, чтобы создать такого рода условия в оздоровительно-образовательных учреждениях требуется знание особенностей соматически ослабленных детей. Современный уровень педиатрии, педагогики и психологии позволяет сделать это.

Прежде всего, следует уточнить, кого из детей следует отнести к данной группе. Помочь в этом может «Приложение №2 Минздрава России (2003) - «Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров)».

На основании этого документа дети могут быть отнесены к следующим группам здоровья:

I группа здоровья: здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

II группа здоровья: дети, у которых нет хронических заболеваний, но присутствуют некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты после перенесенных тяжелых и среднетяжелых инфекционных болезней; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или с избыточной массой тела; дети, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с легкими физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

III группа здоровья: дети с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, не ограничивающими возможности обучения или труда ребенка, в том числе в подростковом возрасте.

IV группа здоровья: дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

V группа здоровья: дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда. Большое медико-социальное значение имеет выделение II группы здоровья, так как функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, еще не снижены, но у них, как правило, существует высокий риск формирования хронической патологии. Дети этой группы часто нуждаются в проведении определенных оздоровительных и коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении. Контроль за состоянием их здоровья осуществляется при профилактических осмотрах, в промежутках между осмотрами оценку динамики состояния делает педиатр, работающий в образовательном учреждении, а при его отсутствии - участковый педиатр с учетом результатов ежегодного доврачебного скрининг-тестирования в образовательных учреждениях. При выявлении признаков усиления функциональных расстройств педиатр самостоятельно проводит лечебно-коррекционные мероприятия или направляет на обследование к врачам-специалистам.

Таким образом, соматически ослабленные дети, процесс и результаты их социализации наряду с общими будут иметь особые, специфические, характерные черты и рожденные ими проблемы. По мнению Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, такими проблемами являются:

1. Как острые, так и хронические заболевания часто вызывают у подростков состояние утомления и «эмоциональную тупость» на грани депрессии. Даже тривиальная вирусная инфекция сопровождается состоянием депрессии и раздражительностью в течение многих дней или недель после исчезновения других признаков и симптомов заболевания. Эмоциональное и социальное состояние, способность к обучению могут медленно нормализоваться. Больные в этом случае нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей и учителей, а родители, в свою очередь, должны получать поддержку со стороны лечащего врача.

2. Такие события, как развод родителей, болезнь члена семьи, замена школьного учителя, изоляция от друзей или смерть любимого человека, всегда оказывают действие на ребенка. Даже если реакция ребенка минимальна, на нее следует обратить внимание. То, как ребенок переносит разлуку или потерю, представляет собой важную информацию о его психосоциальном статусе и способности к адаптации. Отсутствие реакции или минимальная реакция на такие события еще не свидетельствуют о его оптимальной адаптации. Взаимоотношения должны быть важны для ребенка, на них он должен учиться свободно проявлять свои эмоции в тех случаях, когда прерываются или прекращаются важные для него взаимоотношения с окружающими. Специфические способы проявления привязанности членов семьи относятся к важным детерминантам, определяющим характер выражения ребенком положительного отношения к окружающим. Определение «холодные» или «равнодушные» родители встречается довольно редко, но в жизни они встречаются чаще, что зависит от условий, в которых они могут или не могут физически, вербально или эмоционально проявлять свои чувства. Такие данные могут помочь правильно оценить отношения в семье и могут быть использованы при планировании определенных мероприятий, направленных на поддержание отношений между членами семьи.

В предупреждении ухудшения здоровья соматически ослабленных детей огромное значение играет понимание того, как ребенок реагирует на болезнь.

Заболевший ребенок, как правило, отличается от здорового. У него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, либо тревожным, беспокойным и реже беспечно-благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоциональное состояние. Иногда появляются и упорствуют мысли о тяжести заболевания, о его исключительности, о невозможности излечения или напротив, о его незначительности и несерьезности. В связи с этим отношение к лечению оказывается либо адекватным и даже зависимым, либо пренебрежительным и отвергающим процедуры, манипуляции и медикаменты. У многих детей нарушается поведение. Они перестают играть, утрачивается непосредственность общения со взрослыми и детьми. Дети не получают радости от совместных игр и развлечений. Иногда происходят и более выраженные нарушения контактов, что приводит к уединенности больных детей, не стремящихся более к обществу сверстников и старших. Они могут тяготиться теми ограничениями, которые на них налагает болезнь. Нередко дети отказываются от выполнения режима, не подчиняются старшим, упрямятся. Рисунок их поведения нарушается шалостями, а иногда и неожиданными и неуместными поступками.

Описанные переживания и нарушения поведения у больных детей -своеобразные проявления реакции детской личности на возникшую болезнь.

Заболевание ребенка в подавляющем большинстве случаев переживается семьей также как событие исключительное. Современные семьи, как правило, малодетны и поэтому болезнь единственного или даже одного из двух-трех детей превращается в драму. Повышенное беспокойство современных родителей объясняется просто. К единственному ребенку обычно возникает очень глубокая привязанность. В нем видят не только продолжателя рода, но и того, кто исполнит все несбывшиеся мечты самих родителей и исправит их ошибки. С ним связываются надежды на поддержку в старости. Для многих, таким образом, утрата единственного чада - не просто потеря близкого, но и крушение надежд. Неудивительно, что в такой ситуации ребенку с малолетнего возраста создаются оранжерейные условия воспитания, он оберегается от реальных и выдуманных опасностей и трудностей. В этих случаях изнеживающее эгоистическое воспитание сочетается с избыточной озабоченностью и опасениями относительно будущего ребенка. Нередко, лишая ребенка активности и инициативы, родители усугубляют его незащищенность, неприспособленность к реальной жизни, хотя при этом крайне тревожатся о его благополучии. Особенно это касается отношения к возможным или уже возникшим заболеваниям ребенка. Крайне сосредоточенные на здоровье родители создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания тяжелых болезней, а при их появлении - плохого исхода. Эгоистичные, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества, родители даже болезнь ребенка будут стараться использовать для привлечения внимания к себе. Очень уверенные в своих силах и возможностях, самонадеянные родители нередко недостаточно уделяют внимания ребенку вообще, и во время болезни в частности.

Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало заботы, внимания, руководства, то и во время болезни в такой семье его не обеспечат всем необходимым. В то же время некоторые родители, поняв, что они до болезни ребенка недостаточно окружали его заботой, мало уделяли времени, перестраиваются и создают ему все необходимое. В тех же семьях, где ребенок окружен чрезмерным вниманием, соответственно во время болезни забота усиливается.

На ситуацию, складывающуюся вокруг больного ребенка иногда влияют отношения, которые складываются у родителей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям лечащего врача и доверие ко всем его назначениям делает мать не только незаменимым сотрудником в лечебном процессе, но и создает атмосферу надежды, веру в скорый благополучный исход болезни. Ребенок чувствует настроение родителей, получающих необходимое руководство по его лечению. У него улучшается настроение и общее состояние, когда о нем заботятся родители, не только верящие в отдаленный успех лечения, но и осознающие правильность всего того, что ему назначается.

Следует отметить, что болезнь, пришедшая в дом, меняет не только установленный порядок жизни, отношения взрослых, но и самого ребенка. Изменения происходят не только в теле, внутренних органах, но и в его психике, настроении, поведении. Процесс выздоровления напрямую связан с душевным состоянием ребенка. Заболевшие дети различно переносят свою болезнь, но нет ни одного ребенка, у которого бы на нее не возникла та или иная реакция. Эта реакция даже маленького ребенка достаточно сложна. Она складывается из оценки и переживания множества местных болезненных ощущений, общего самочувствия, самонаблюдения, представлений о своей болезни и ее причинах. В связи со сложностью, эта реакция личности больного на заболевание получила название внутренней картины болезни. Ее формирование у детей отличается от такового у взрослых тем значительнее, чем младше ребенок. Внутренняя картина болезни, в зависимости от содержания, может действовать и положительно, и отрицательно, она влияет на проявления и течение заболевания, на отношения в семье, на успеваемость. В некоторых случаях она оказывается причиной серьезных переживаний, иногда приводящих к развитию невротических расстройств.

Внутренняя картина болезни у детей формируется иначе, чем у взрослых. Это зависит от ряда особенностей. Прежде всего, на оценку и переживания своей болезни влияют умственные способности ребенка. Понимание происходящего в организме и представления о болезненных процессах зависят от уровня развития мышления и поэтому, как правило, связаны с возрастом. Возможность оценки болезненных переживаний зависят также от развития представлений о своем теле. Если что-либо помешает этому, например, перенесенное заболевание центральной нервной системы, неправильное воспитание, то это послужит препятствием к правильной оценке болезненных ощущений. Необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания, связанные с болезнью. Отсутствие или недостаток таких способностей приводит к тому, что будет создана искаженная внутренняя картина болезни. Требуются также значительные волевые усилия. Без них невозможно сосредоточиться на своих переживаниях, сопоставить их с пережитым прошлым, т.е. дать им оценку.

Представления детей о влиянии лекарственных средств на организм и о самом процессе лечения своеобразны: Дошкольники боятся переливания крови, так как думают, что «вытечет вся кровь», а внутривенных инъекций - из-за возможности «утонуть». Большинство детей не представляют, как они могли бы помочь своему выздоровлению. Только меньшая часть предполагает, что пребывание в постели - одно из условий выздоровления. Треть же обследованных лечение понимают как наказание или что-то враждебное. Очень немногие дети относят к лечебным воздействиям прием лекарств через рот и ограничение активности, но значительно чаще - хирургические операции. Дети требуют специального объяснения необходимости приема лекарства и создания положительного эмоционального отношения к лечению в целом.

Понимание роли медицинского персонала в процессе лечения различно не только в зависимости от психической зрелости ребенка, но и от предшествующего опыта лечения, культуры семьи и психологической атмосферы в ней. Дети нередко просят медсестер быть рядом с ними при врачебных осмотрах, а по завершении острого периода болезни с благодарностью вспоминают их и врачей. Понимание роли врачей с возрастом становится все более четким.

Информация о переносимой в данный момент болезни может быть получена от родителей, других взрослых, сверстников, из школьной программы и книг, радио- и телепередач. Для ребенка наиболее эмоционально значимы сведения, получаемые от родителей. Именно к ним он обращается за разъяснениями, они вводят его в лечебное учреждение и приглашают врача. С малых лет ребенок верит в непогрешимость родительских сведений. Отсюда ясно, что как общая, так и медицинская культура семьи, определяющая представления о болезни, будет участвовать в формировании отношения к болезни у ребенка. Иллюстрацией такого влияния может быть утрированная забота о ребенке, проявляемая ипохондричными родителями, которые «трясутся» не только из-за собственного, но и из-за его здоровья. Именно в этих случаях у ребенка, не способного проверить правоту родительских опасений из других источников, возникает пессимистическая оценка своего заболевания, отражающая общую атмосферу в семье.

Влияние других взрослых, в первую очередь, зависит от их положения по отношению к детям. Если ребенок глубоко привязан, например, к воспитателю детского дома, интерната, то взгляд взрослого на болезнь будет принят ребенком без особенной критической переработки.

Оценки прочих людей могут отразиться на внутренней картине болезни лишь при особой внушаемости ребенка.

Более старшие дети много времени проводят в группах сверстников. Мнения товарищей о болезни, подчас наивные, а иногда и нелепые, могут стать составной частью отношения к болезни.

Старшие дети знакомятся с научно-популярными программами радио, телевидения, статьями в журналах и книгами. Однако эти источники без комментариев взрослых не только не приводят к желаемому результату, но и часто осложняют положение. Дети нередко неправильно понимают информацию, не умеют ее применить для облегчения своего состояния, пугаясь того, что узнали. Еще большие затруднения испытывает тот, кто не может получать правильную информацию о болезни в семье и, столкнувшись с новыми для него понятиями, должен менять свое отношение к болезни. Возникающий конфликт привносит дополнительные психологические трудности и препятствует созданию адекватной внутренней картины болезни.

Преобладающее эмоциональное отношение, вытекающее из особенностей личности ребенка, также может оказаться решающим при формировании внутренней картины болезни. У детей с невропатическими или истероидными чертами (робостью, эмоциональной слабостью, взрывчатостью или неустойчивостью под влиянием предрасположенности и воспитания) формируются те или иные преобладающие эмоции и направленность интересов, определяющие различное отношение к болезни.

В связи с особенностями эмоциональных отношений могут возникнуть три типа внутренней картины болезни: 1) гипонозогнозический - с эмоциональной недооценкой симптомов, игнорированием болезни, завышением ожидаемых результатов лечения; 2) гипернозогнозический - с избыточной эмоциональной напряженностью связанных с болезнью переживаний, преувеличением тяжести проявлений заболевания, неверием в успешность лечения; 3) прагматический - со стремлением к реальной оценке заболевания и его прогноза, хорошим контактом с врачом и желанием выполнять все лечебные предписания. Были описаны различные варианты реакций детей на болезнь: тревожно-фобический, депрессивно-астенический, ипохондрический, истерический и эйфорически-анозогностический.

Все эти типы отношения к болезни, наблюдающиеся в детском возрасте, формируются не только благодаря эмоциональной, но и интеллектуальной оценке своего состояния. Из-за недостатка или неправильности сведений о болезни, из-за невозможности критического отношения к переживаемому, из-за фиксации на определенных частях тела у взрослых и у детей возможно искажение внутренней картины болезни.

На формирование отношения к болезни также оказывают влияние сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. К их числу, в первую очередь, относится направление в больницу, которое сопровождается отрывом от родителей, сверстников, учебных или иных занятий, ограничением подвижности, утратой перспективы, переживанием разочарования. У детей до 11 лет сама госпитализация, даже без связанных с болезнью и лечением переживаний, возбуждает такой страх, что он нередко вытесняет полученную перед больницей подготовку. Причина этого страха в отрыве ребенка от людей, к которым он наиболее привязан. При этом, чем больше самостоятелен ребенок, тем выше его способность быть одному, вдали от близких. Прекращение посещения детсада или школы, нарушение обычного ежедневного режима, все это вместе с отрывом от родителей, братьев и сестер, товарищей по играм и учебе, от привычных вещей и занятий нарушают у ребенка чувство безопасности и уверенности в своем благополучии. Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, семейных отношений, продолжительности госпитализации, числа и характера предшествующих поступлений в больницу, природы заболевания, подготовки перед направлением в стационар, посещения родителей, проводимых лечебных процедур, средств, используемых для ослабления тревоги у ребенка, реакции родителей, восприятия ребенком госпитализации.

Дети первой половины года при госпитализации страдают не только от разлуки с матерью, обеспечивающей их физические и эмоциональные потребности, но и от наличия чужих лиц, что приводит к тревоге, нарушению поведения, ослабляет возможности активности и обучения. После 6-7 месяцев, когда уже возникла привязанность к матери, ребенок при отделении от нее не получает необходимых для него подтверждений ее существования, что ведет к тревоге. Ребенок 2-4 лет, хотя уже предполагает, что родители к нему вернутся, но из-за неразвившихся представлений о времени не знает, когда это случится, и потому очень тревожится, часто не может устанавливать новые отношения на новом месте. Реакции ребенка до 5 лет на госпитализацию могут быть затяжными. После выписки у 1/5 детей обнаруживают трудности приспособления, нарушения поведения, раздражительность, непослушание, расстройства сна, реже - непроизвольное мочеотделение, эмоциональную взрывчатость, расстройства аппетита, речевые дефекты.

Чтобы уменьшить психическую травму в связи с госпитализацией, в процессе подготовки к ней ребенку следует по возможности понятно объяснить все, что с ним произойдет в больнице, тогда и внутренняя картина болезни будет более адекватной. Значительно уменьшают тревожное напряжение ребенка в больнице посещения родителей и близких (братьев, сестер, других родственников).

Таким образом, становится понятно, что переживания ребенка во время заболевания могут усугубить его состояние, помешать проведению лечения, вмешаться в процесс выздоровления.

Настроение больного, а вместе с ним и его физическое состояние могут ухудшаться в связи с чрезмерным чувством вины, которое испытывает ребенок перед родителями за то, что возникло заболевание.

Ухудшение общего самочувствия маленького ребенка может быть следствием боязни, что родители оставили его в больнице навсегда. Пессимистическое представление об исходе заболевания, как правило, утяжеляет его симптомы и в действительности затягивает выздоровление. На течении заболевания может сказаться неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные волнения, например, из-за непрекращающихся конфликтов резко ухудшают эмоциональный фон, а вместе с ним и силу сопротивляемости организма против болезни.

Особыми чертами характеризуется и психорегуляция учебной деятельности соматически ослабленных детей, как доказывает в своем исследовании В.А. Штраус. Автор, в частности, подчеркивает, что соматически больные дети вследствие ситуации болезни отличаются от здоровых сверстников особенностями физического и психического развития. При этом развитие соматически больного ребенка не замедлено, а является качественно иным. По мнению ряда исследователей (Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.В. Николаева), субъективно тяжелое соматическое заболевание качественно меняет социальную ситуацию развития ребенка: меняется объективное место, занимаемое им в жизни (в силу изменения его возможностей и ограничения контактов с другими людьми), внутренняя позиция по отношению к себе и окружающей действительности, что влечет за собой изменение личности. У соматически больных детей заметно меняется отношение к окружающему миру, наблюдаются изменения в развитии самосознания, в динамике познавательной деятельности. Подобные изменения в развитии отражаются на уровне осознания ребенком состояния здоровья и развитии уверенности в себе. Данные изменения наблюдаются в большей мере в подростковом периоде. Отношение к учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, и ее продуктивность зависят от своеобразия индивидуально-психологических особенностей их личности, участвующих в психической регуляции учебной деятельности. Развитие качеств и особенностей личности подростков, участвующих в психической регуляции учебной деятельности, позволит изменить отношение учащегося к себе, к деятельности, к болезни и будет способствовать выздоровлению учащихся-подростков.

Дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, вследствие ситуации болезни отличаются от здоровых сверстников особенностями не только физического, но и психического развития. Как правило, хронические заболевания в подростковом возрасте сопровождаются качественно иным формированием личности, так как именно в этот период происходит основное становление ребенка как личности, а движущей силой этого развития является собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Психическая деятельность больного ребенка меняется не потому, что при соматических заболеваниях начинают действовать какие-то особые психические механизмы, а потому, что те же самые механизмы действуют в особых вызванных и измененных болезнью условиях. При этом болезнь является лишь биологической предпосылкой изменения личности. Серьезное и длительное соматическое нарушение приводит к общим стойким изменениям внутреннего мира ребенка и всего его психического облика.

Характерной особенностью младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания, является эмоциональная неустойчивость в ситуациях опроса, выполнения контрольных заданий, экзаменов, недостаточное развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности, несформированная или заниженная самооценка, повышенная тревожность, блокирование эмоций, несформированность собственной системы ценностей, зависимость от лиц значимого окружения, от мнения окружающих. Наличие указанных характеристик личности таких детей, на наш взгляд, снижает их социальную активность и успешность в различных видах деятельности, на что необходимо обратить внимание при организации учебно-воспитательной работы с данными учащимися.

Характерными особенностями младших подростков с хроническими заболеваниями без нарушения дыхания являются: пассивность, вялость, безынициативность в ситуациях опроса, выполнения контрольных работ, экзамена, высокая эмоциональная чувствительность, напряженность, эмоциональная незрелость, неуверенность, тревожность, сниженная целеустремленность, безынициативность, низкая самооценка, чрезмерная чувствительность к собственным неудачам. Данная ситуация приводит к снижению продуктивности и активности больного ребенка в целом, что ведет за собой снижение настойчивости, самостоятельности, организованности, инициативности, познавательной активности, трудолюбия, самоконтроля.

Для младших подростков, предрасположенных к развитию хронических заболеваний дыхательной системы, характерны следующие личностные особенности: эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. Следует отметить, что данная группа испытуемых имеет, с одной стороны, более высокие показатели по выше указанным параметрам по сравнению с хронически больными подростками, а с другой - отмечается снижение результатов этих характеристик по сравнению со здоровыми детьми. Такие дети не полностью задействуют свой энергетический потенциал и жизненные силы организма по борьбе с болезнью, что происходит в ситуации хронического заболевания, поэтому они более активны и успешны в различных видах деятельности, в том числе в учебной и внеучебной. При этом они готовы к успешному выполнению деятельности, но в процессе ее выполнения они неактивны и неторопливы, что оказывает негативное влияние на конечный результат. В процессе общения подросткам данной группы свойственна высокая конформность и зависимость от мнения окружающих.

Исследование качеств личности хронически больных подростков, обеспечивающих перспективу их личностного развития, позволило автору выявить определенные различия в восприятии учащимися качеств реального и идеального школьника, а также взрослого человека, добившегося успеха.

При оценке качеств своей личности младшими подростками с хроническими заболеваниями дыхательной системы, доминирующую позицию занимала «воспитанность» (его в своих ответах выделяют 83% всех опрошенных подростков), «любознательность» (71%) и «послушание» (70%), что подтверждено результатами экспериментального оценивания. Вышеназванные качества подростки отмечают и у идеального школьника, однако первое ранговое место в иерархии личностных качеств занимает «организованность». Данный факт следует учитывать при организации воспитательной работы с данным контингентом учащихся. При рассмотрении качеств личности взрослого, имеющего успех в жизни, связанных с перспективой личностного развития, первые ранговые места занимают «ответственность» (70%) и «доброта» (61%). Можно предположить, что данные качества у испытуемых недостаточно развиты, на что следует обратить внимание педагогов, психологов и родителей. При этом в структуре взаимоотношений «ребенок - взрослый» такие дети испытывают дефицит доброжелательного отношения.

При оценивании себя младшие подростки с хроническими заболеваниями без нарушения дыхания, на первое ранговое место в иерархии качеств личности ставят «воспитанность» (100%), «доброта» (100%), «организованность» (79%) и «трудолюбие» (78%). При оценке качеств идеального школьника испытуемые выделяют «воспитанность» и «трудолюбие» (53% и 61% соответственно). При оценке успешного взрослого первое ранговое место занимает «доброта» (51%).

В оценке себя у младших подростков группы риска выделяются качества, характеризующие организационно-деятельностную (морально-нравственную) сферу: «воспитанность» (72%), «доброта» (60%), «честность». При оценивании идеального школьника доминирует «воспитанность» (72%); при оценке успешного взрослого первые ранговые места занимают «творческий подход в деятельности» (83%), «способность быстро привыкать к новому окружению и новым условиям» (63%), «независимость» (61%), «познавательная активность» (61%), «ответственность» (60%), «умение совместно работать» (60%), «открытость» (60%), «прямота» (59%). Последнее указывает на отличие от первых двух групп. Испытуемые данной группы выделяют ряд показателей, занимающих ведущие места, которые, на наш взгляд, востребованы в настоящих социальных условиях, что позволяет говорить о наличии более сформированных представлений подростков о реалиях современного общества и, может быть, о своем будущем.

Поэтому, В.А. Штраус рекомендует в работе с такими детьми широко практиковать:

Групповые занятия, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения и мобилизацию физических сил организма: релаксационная гимнастика. Дыхательная гимнастика, психогимнастические упражнения поддерживающего и укрепляющего характера, выполняемые в условиях водной среды (в бассейне) и связанные с регуляцией дыхания.

Групповые занятия, направленные на оптимизацию уровня развития эмоциональной сферы соматически больного подростка.

Групповые занятия, направленные на совершенствование значимых для ребенка свойств и качеств, способствующих формированию успешного коммуникативного поведения и уверенности в себе.

Т.И. Миронова, Н.П. Фетискин, сосредоточив главное внимание на изучении групповых процессов в лечебно-образовательных учреждениях, на основе контент-анализа тематических сочинений «Восприятие себя в период болезни» и «Моя болезнь и окружающие люди» предприняли попытку составления личностного и обобщенного группового психологического портрета соматически больных детей. В ходе контен-анализа указанных сочинений и обработки опросных данных было выявлено три типичных структурных компонента: перцептивная самооценка, формы эмоциональных переживаний и поведения, виды актуализированной поддержки. Характеризуя результаты самоперцепции, авторы отмечают, что почти все выделенные личностные качества имеют негативную модальность и высокую степень выраженности. Так, более 80%-ю выраженность имели следующие эмоционально-личностные особенности: беспомощность, раздражительность, неполноценность, ненужность, подавленность, слабость, замкнутость, апатичность.

Среди особенностей негативной самооценки они выделили и такое качество как внешняя «непривлекательность». Оно встречалось у 76% госпитализированных детей. Как правило, это отмечалось в следующих формах: «думаю, что кажусь окружающим очень некрасивой»; «испытываю недовольство собой, своим внешним видом из-за насморка и чихания»; «во время болезни воспринимаю себя дряхлой старушкой».

Должного внимания в структуре перцептивной самооценки заслуживает и высокое проявление замкнутости, которое находит свое выражение в стремлении к уединению (97% случаев). По мнению В.А. Барабанщикова, при стрессе у людей изменяется не только характер физиологической и психологической активности, но и показатели активности общения. Объяснение негативной перцептивной самооценки детей в период болезни, очевидно, следует искать в доминирующем воздействии двух факторов эмоционального стресса: дискомфортные переживания, связанные с госпитальной десоциализацией (беспомощность, ненужность, неполноценность, неудачливость или неуспешность) и неготовность принятия дискомфортных условий жизнедеятельности и социально-ролевых позиций, а также стрессового дискомфорта на уровне возрастающего чувства острой тоски. Интеграция этих стрессогенных факторов в период начальной госпитализации, видимо, и обуславливает негативизм перцептивной структуры личностной самооценки.

Специальное исследование индивидуального и группового настроения подтвердило объективность выше отмеченных результатов и отличие эмоционального фона в обычных детских временных объединениях и ВЛОГ. Так, вместо «фестивального настроения», характерного для временных детских объединений (Б.Я. Гиндис и др.), в исследуемых группах первоначальный период протекал на фоне острого эмоционального стресса, в форме страха, высокой тревожности, депрессии, печали и раздражительности. Результаты исследования группового настроения по методике «цветопись настроения» (А.Н. Лутошкин) на 48-ми ВЛОГ убедительно подтвердили гипотезу о несовпадении индивидуального и группового настроения. Максимальное различие этих настроений наблюдалось в начальном и на завершающем этапах госпитализации. Максимальное совпадение динамики настроения было характерно для ВЛОГ, находящихся на среднем этапе госпитализации – «адаптивное вживание». В целом сопоставление динамики эмоциональных состояний в ВЛОГ и других детских объединениях позволяет говорить о наличии существенного эмоционального контраста между ними. Для ВЛОГ является типичным доминирование острой негативной эмоциональной модальности (особенно в первоначальный период госпитализации), с последующим маятникообразным развитием в зависимости от стадий группового развития по следующей схеме доминирующих модальностей: «негативная - позитивная - негативная».

В ходе анализа разнообразных эмпирических данных было выявлено три группы референтных барьеров, оказывающих значимое влияние на процессы групповой динамики соматически ослабленных детей в период их госпитализации. Первую группу составили депривационно-стрессогенные условия госпитализации (изоляция от ближайшего социального окружения, однообразие больничной жизни, пространственно-бытовой дискомфорт и др.). Среди личностных барьеров следует отметить негативное влияние преобладания в ВЛОГ (начальный и конечный этапы госпитализации) неблагоприятных эмоциональных состояний, ситуативное снижение личностной самооценки, способствующей проявлению пассивности и защитных мотивов в познавательно-коммуникативной деятельности. Содержание социально-психологических барьеров составили доминирование пассивно-ролевой позиции «Я - больной» и пассивно групповой направленности, ограниченные возможности для совместной деятельности, сменность состава в ВЛОГ, отсутствие организующего формального ядра в этих группах и доминирование индивидуально-совместной деятельностной формы.

Обобщая полученные эмпирические данные, авторы отмечают, что выявленная динамика общения в ВЛОГ существенно отличается от динамики общения здоровых детей, находящихся в условиях большей комфортности и соревновательной активности.

Принимая во внимание тот факт, что одной из основ жизнедеятельности и формального образования ВЛОГ является учебная деятельность было бы целесообразно остановиться на некоторых ее особенностях. Говоря об обучении детей в больничных условиях следует отметить, что современное обучение детей в больничных условиях мало чем отличается от общеобразовательной школы - оно носит классно-урочный характер со всеми содержательными и организационными особенностями. Вместе с тем, болезненный ребенок, тем более класс больных детей требует специальной подготовки учителя и, прежде всего, социально-психологической для работы с такими детскими объединениями.

Кроме того, обучение детей осуществляется во взаимосвязи с адаптацией к новой социальной среде (медперсоналу, лечебным процедурам, педагогам и сверстникам, изолированности от привычного окружения, комфорта, жесткий режим и др.) нередко проходит на фоне стрессов, депрессии, неврозов или конфликтности и фобий. Медперсонал, ориентированный на излечение, воспринимает этот эмоциональный фон как привычное явление, проходящее по ходу улучшения состояния здоровья. Однако, помимо лечения, дети в этот период должны еще и учиться. Обучение проходит в обычной классно-урочной форме. И, несомненно, весь негативный эмоциональный фон проявляется именно в процессе учебной деятельности. Обычно это выражается в форме отказов от выполнения домашних заданий, в психосоматических защитных реакциях, аутичности, пассивности и др., в связи с чем возникает потребность исследования не только самой феноменологии данных временных лечебно-образовательных групп, но и разработки оптимальных социально-психологических условий, способствующих оптимальному воздействию в системах: «педагог - учащийся», «учащийся - учащиеся».

Выше перечисленные факты дают основание полагать, что не только условия госпитализации характеризуются депривационностью, но и образовательный процесс в том числе.

Образовательная депривация в условиях госпитализации объясняется и другими причинами. Одной из них может быть конфликтность ролевых позиций. На внутриличностном уровне это проявляется на соотношении позиции «Я - больной», «Я - школьник», «Я - ученик», «Я - личность». В первоначальном периоде доминирует позиция «Я - больной». Затем, по мере выздоровления, эта позиция нередко выступает как защитно-имитационная. Конфликтность этой квазипозиции переносится в сферу взаимоотношений «ребенок - медперсонал», «ребенок - педколлектив». Причем в этой ситуации позиция «Я - больной» (имеется в виду «Я - квазибольной», на средней и конечной стадиях госпитализации) резко возрастает в позиции «Я -личность», сопряженная правами больного человека на облегченную деятельность, щадящий режим, сострадание и соучастие.

Следовательно, переживания психологического и соматического стресса в сочетании с социальной депривацией, гиподинамией, дискомфортом и психологическим вакуумом, несомненно, требуют разработки и применения самых разнообразных и дифференцированных форм социально-психологической поддержки соматически ослабленных детей.

Для детей в период болезни актуализированными формами поддержки являлись моральная поддержка (80% случаев), внимание (65%), предложение помощи (40%), доброжелательные советы (93,5%) и интерес к самочувствию (20%) в период госпитализации. Они в большей степени нуждались в заботе (100%), поддержке (97%), ласковых обращениях (84%), понимании (62%). Что же касается помощи в виде советов, приобретении лекарств, проявлении жалости, то они не превышали уровень 40% случаев.

Таким образом, отметим, что в отношении ослабленных соматически детей и подростков необходимо, организуя воспитательную работу, учитывать все тонкости их состояния здоровья, факторов, влияющих на его неухудшение, готовить к работе с такими детьми медицинский персонал, родителей, педагогов и самих больных детей. Чтобы этот процесс протекал успешно нужна модель как предполагаемый образ действия, который учитывает многообразие факторов влияния.

 

АВТОР: Трусова С.С.