25.02.2012 6831

Программа психолого-педагогического сопровождения детей, больных легочным туберкулезом, в условиях санатория

 

Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ.

Подобные возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению и развитию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.

Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе, и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (И.С.Якиманская).

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития (В.И.Слободчиков). Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителем.

Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1) мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.

2) концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.

3) проектный - разработка проекта образовательной программы, на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).

4) реализация проекта - практическая реализация образовательной программы, одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

5) рефлексивно-диагностический - завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Для успешной организации совместной деятельности по проектированию образовательной программы необходимо выполнение ряда условий:

Наличие представлений о структуре способностей и личности ребенка, их возрастной и иной динамике в ходе школьного обучения и развития; об отношении ученика к учению; о психологическом портрете учащегося.

Представление о возрастно-нормативной модели развития - соответствие содержания образовательной программы возрастным нормам, задачам развития на данном этапе жизни.

Представление о содержании образовательной среды, в которой происходит обучение.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения должна быть сфокусирована на помощи учащимся, родителям, медицинскому персоналу и педагогам.

Помощь учащимся осуществляется на разных этапах сопровождения - от диагностики и последующего консультирования, особенно подростков, для обеспечения конструктивного отношения к процессу обучения, прогноза их будущего и выхода из личных проблем с учетом их реальных и потенциальных возможностей и потребностей.

При этом важно учитывать развитие учащегося (уровень нарушения здоровья, уровень развития мышления и школьные навыки, отношение к процессу обучения и т.д.).

Помощь родителям. Для большинства родителей служба психолого-педагогического сопровождения во многих случаях является первой, кто предлагает профессиональную информацию родителям относительно специфики, организации и задач образования их ребенка, с учетом фактического состояния здоровья.

В отношении к родителям - задача в их информировании, выработке у них реалистического восприятия нарушения здоровья ребенка.

Для детей с проблемами здоровья, вышедших из социально и культурно неблагополучного окружения, которое часто является причиной психических и социальных нарушений взаимоотношений, такое комплексное сопровождение является очень важным, т. к. оно улучшает потенциальные возможности для таких детей.

Для детей «группы риска» (с трудностями в обучении, поведении, ослабленным здоровьем) создаются группы компенсирующего обучения, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и т.д. В связи с этим, должны быть разные подходы к обучению, воспитанию и сопровождению учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение включает не только коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, медицинским, педагогическим и детским коллективом, родителями. Предусматривается систематическое участие обучающихся в организации и проведении праздников, внеурочных мероприятий, КТД.

Систематическое сопровождение развития каждого ребенка, больного туберкулезом, в условиях санатория, разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний учащихся, их потенциальных возможностей, способностей и динамики развития, условий и степени принятия психолого-педагогической помощи способствует наиболее эффективной и адекватной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение должно сопровождаться специальной поддержкой не только учащихся, но и педагогов школы. Эта поддержка может оказываться как внутри самой школы, так и вне ее. Она может быть организована:

- службой психолого-педагогического сопровождения (в составе которой имеются медики, педагоги, психологи, социальные работники);

- классным руководителем;

- организацией психолого-медико-педагогических консилиумов по обсуждению «проблемных» детей;

- проведением систематических педагогических советов;

- консультированием внешних специалистов (из ППМС-центров, центров реабилитации, межшкольных психологических и логопедических служб и др.);

- повышением квалификации учителей (проведением семинаров, конференций, лекций специалистов и т. д.).

Все это свидетельствует о необходимости медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всех участников психолого-педагогического сопровождения.

Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка, больного туберкулезом, оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка, а также должен владеть знанием не только традиционной программы обучения.

Эффективность педагогического воздействия зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия квалифицированно организованной службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.

Сочетание индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, методической помощи семье и специалистам, оказывающих положительный эффект на развитие личности ребенка в процессе социальной коррекции и реабилитации.

Диагностическое обследование во многом зависит от уровня профессиональной подготовки специалистов различного профиля, занимающихся проблемами детства, т. к. экспертная оценка параметров развития будет неоднозначной в зависимости от личностной установки специалиста. Психолого-медико-педагогическое обследование предполагает исследование состояния соматического и нервно-психического здоровья, социальных и семейно-бытовых условий жизни и развития, психологических и педагогических особенностей ребенка.

Служба психолого-педагогического сопровождения в своей деятельности руководствуется Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Международной Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом РФ «Об образовании», Типовым положением Правительства РФ «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (№ 867 от 31.07.1998 г.), а также другими нормативно-правовыми актами правительства РФ.

При разработке программы психолого-педагогического сопровождения мы использовали технологии по следующим квалификационным характеристикам:

По уровню применения: общепедагогическая, т. е. характеризует целостный образовательный процесс в лечебном учреждении, который включает совокупность целей, содержание, средства, методы, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса.

По философской основе: гуманистическая, т. е. признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей, удовлетворение его культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

По ведущему фактору психического развития: комплексная, т. е. современное понимание личности предполагает учет биогенных -наследственного кода, социогенных - социального опыта человека и психологических факторов. Ведущими в разрабатываемой программе выступают психогенные и социогенные факторы, т. к. успех системы психолого-педагогического сопровождения определяется ребенком и педагогами, их предшествующим опытом, психологическими процессами самоусовершенствования и результатами развития, воспитания и обучения.

По научной концепции усвоения социального опыта: разрабатываемая программа опирается на ассоциативно-рефлекторную концепцию (Н.А.Менчинская, И.П.Павлов, И.М.Сеченов и др.), теорию социального научения, когнитивную теорию (Ж. Пиаже, Л.С.Выготский и др.).

По ориентации на личностные структуры: данная программа основана на идее формирования способов умственных действий (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская), важнейшими из которых в нашем исследовании являются:

- умения и навыки планирования своей деятельности (постановка целей, рациональный оптимальный выбор их достижения);

- умения и навыки организации своей деятельности (создание благоприятных гигиенических условий, организация режима работы, организация рабочего места);

- умения и навыки осмысления результатов своих действий (самоконтроль и взаимоконтроль, оценка различных сторон явлений и предметов, рефлексивный анализ).

Мы считаем, что формирование способов умственных действий способствует накоплению теоретического и практического опыта.

По организационным формам: программа предусматривает групповую и индивидуальную деятельность, позволяющую реализовывать личностно ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе.

По подходу к ребенку: разрабатываемая программа опирается на личностно ориентированную, гуманно-личностную технологию, утверждающую необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

По преобладающему (доминирующему методу) разрабатываемая программа является диалоговой, творческой, поисковой, игровой.

Педагог, ориентирующийся на качество своей деятельности, использует интерактивные методы, которые, на наш взгляд, способствуют развитию личности.

По категории обучающихся разрабатываемая программа является массовой, т. к. участниками образовательно-воспитательного процесса являются все воспитанники.

Анализ практической деятельности ГУЗ КДС «Дружба» позволил сделать вывод о путях наиболее оптимального обновления деятельности учреждения.

Социальный паспорт КДС представляет собой проблемно ориентированный анализ работы КДС. Структура социального паспорта включает следующие разделы:

Юридическое название и адрес учреждения.

Государственное учреждение здравоохранения «Краевой детский санаторий «Дружба» для больных легочным туберкулезом» расположено по адресу:

355001, г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 159.

Телефоны: 34-19-26; 34-37-57.

Администрация учреждения: главный врач - Минаева Т.С.

зав. отделением - Ардашева Л.А.

зам. гл. врача по УВР - Горбатенко Н.П.

зам. гл. врача по АХЧ - Шкуропатская Л.И.

Общая характеристика учреждения:

В ГУЗ «Краевой детский санаторий «Дружба» для больных легочным туберкулезом» было открыто в 1952 году, развернуто 125 круглосуточных мест в трех изолированных корпусах для лечения детей в возрасте от 3 до 15 лет, больных легочным туберкулезом.

Характеристика социума:

Участок, где расположено данное учреждение, озеленен, оснащен навесами, зелеными газонами, клумбами.

Расположено ГУЗ КДС «Дружба» в жилом микрорайоне, который представлен в основном частным сектором. В связи с особенностями функционирования учреждения (инфицирование микобактериями) наиболее тесные контакты КДС имеет с киноклубом «Пионер», районной библиотекой. Отсутствие возможностей сотрудничества с научными и культурными центрами города не позволяет обеспечить в достаточной мере удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей детей.

Характеристика семей:

На основе объективных данных был составлен социальный паспорт семей детей 5-9-х классов, находящихся на лечении в ГУЗ КДС «Дружба» в феврале 2003 г. и в феврале 2004 г.:

Малообеспеченные семьи составили в 2003 году - 64%, в 2004 году - 72%.

Многодетные семьи - 45% (в 2003 г.) и 47 % (в 2004 г). Сироты - 54% (2003 г.) и 50% (2004г.). Неполные семьи - 52% (2003г.) и 50% (2004 г.). Опекаемые - 9,6% (2003 г.) и 16% (2004 г.). Семьи беженцев, переселенцев - 10% (2003г.) и 4,7% (2004 г.). Неблагополучные семьи - 18% (2003 г.) и 46% (2004 г.). Семьи группы риска - 35,7 % (2003 г.) и 38% (2004 г.). Образовательный ценз родителей:

с высшим образованием - 6%, среднее специальное - 39%, среднее -41%, неполное среднее - 14%.

Низкий образовательный ценз родителей и социальный статус семей обуславливает потребительское отношение к учреждению, низкую психолого-педагогическую и общую культуру родителей.

Характеристика воспитанников:

В 2003 году в санатории находилось на лечении 379 человек. Поступило 305 человек, выбыло 283 человека. Из числа выбывших с туберкулезом органов дыхания пролечено 67 человек (23,66 %). В 2002 году эта цифра составляла 62 человека (20,55%). Средний срок лечения в 2003 году составил 89 дней.

В краевом детском туберкулезном санатории «Дружба» находятся на лечении дети разных национальностей, разного возраста и уровня развития, воспитанные на разных культурных традициях.

Здесь одной семьей живут русские, украинцы, белорусы, греки, турки, немцы, армяне, туркмены, чеченцы, ингуши, татары, даргинцы, цыгане, уйгуры, агулы и представители других народов. Национальный состав воспитанников постоянно меняется, что определяет проблему гуманных взаимоотношений, адаптации личности в поликультурном пространстве.

Характеристика педагогического коллектива. Педагогический коллектив укомплектован кадрами на 100%.

Качественный уровень педагогических кадров определяется следующими данными: из 26 человек имеют высшую категорию - 17 человек, I категорию - 5 человек, II - категорию 4 человека. Образовательный ценз: имеют высшее образование - 69%; среднее специальное - 31%; продолжают обучение по второй специальности - 3 человека. Средний возраст педагогов - 46 лет.

Состояние материально-технической базы.

В предметно-развивающую среду КДС «Дружба» входят методический кабинет, библиотека, кабинет ЛФК, спортивная площадка, комнаты отдыха по корпусам, процедурный кабинет, физиотерапевтический кабинет, 9 классных комнат, спальни по корпусам, столовая и зал для праздничных мероприятий, ряд служебных помещений.

Особенности управления учреждением.

Административное управление осуществляет главный врач, заведующая отделением и заместители главного врача по УВР и АХЧ. Основная функция главного врача - это координация деятельности всего коллектива (медицинского, педагогического и обслуживающего персонала). Заведующая отделением координирует лечебно-профилактическую деятельность медицинского персонала. Заместители главного врача реализуют оперативное управление воспитательно-образовательным процессом и осуществляют методическую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

Содержание образовательного процесса.

Образовательно-воспитательный процесс строится в основном по традиционной системе. Педагогический коллектив КДС осуществляет свою деятельность по различным программам и новым педагогическим технологиям.

Содержание воспитательной деятельности.

Основу воспитательной системы составляют коллективные творческие дела (КТД): «День знаний», «Золотая осень», «День города», КВН, «Поле чудес», «Снимается кино», «Пойми меня», «Праздник чая», «А ну-ка, девочки (мальчики)», «Праздник птиц» и т. д. В санатории функционирует кружок ручного труда и мягкой игрушки, выпускается школьная газета «Дружба».

Таким образом, анализ реального состояния учреждения, особенности функционирования, расположения, проблемы, характеризующие его внутреннюю структуру, выявили противоречие между определенным государственным и общественным заказом на формирование здоровой, активной, динамичной личности, готовой к межкультурному взаимодействию и адекватно выбирающей модель поведения, с одной стороны, и недостаточностью условий для достижения этой цели в деятельности КДС, несовершенством содержания воспитательно-образовательного процесса, кадрового потенциала, развивающей среды, с другой стороны.

Разрешению данного противоречия будет способствовать, на наш взгляд, предлагаемая программа психолого-педагогического сопровождения. Назначение программы:

- реализация психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория;

- создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира;

- формирование воспитательно-образовательной среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию учащихся;

- определение ресурсов, необходимых для достижения целей психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом.

Правовая основа программы: Закон РФ «Об образовании», закон Ставропольского края «Об образовании», Устав ГУЗ «КДС «Дружба» для больных легочным туберкулезом».

Сроки реализации программы: 2000-2004 гг.

Программы «Концепция развития системы психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория» раскрывает сущность системы психолого-педагогического сопровождения. В связи с этим необходимо создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию учащихся, где ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях была бы центральным принципом.

Цель психолого-педагогического сопровождения в учреждении здравоохранения - раскрытие ребенку психологических тайн его активности, деятельности и общения; обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при этом на свои сильные стороны; формирование личности с высоким уровнем интеллектуального развития, отличающуюся толерантностью, коммуникативностью, адекватно осуществляющую выбор поведения в разнообразных жизненных ситуациях.

Основными характеристиками такой системы являются:

Признание личностной самоценности, личностно ориентированная модель взаимодействия, наличие административного и общественного контроля, отношений сотрудничества педагогического и медицинского коллектива, интеграцию с семьей и общественностью, благоприятный климат в коллективе, наличие культурно-развивающей среды, гуманных отношений.

Актуализация глобальных экономических, политических, культурных, социальных проблем ставит перед образованием и воспитанием подрастающего поколения обще гуманистические задачи. Современному обществу нужны образованные, нравственно и культурно развитые люди, способные к сотрудничеству, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория:

Охрана и укрепление здоровья ребенка, его физического и психического развития.

Создание условий для участников психолого-педагогического сопровождения и разнообразных социальных контактов.

Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса, использование инновационных технологий в работе с детьми.

Обеспечение личностно ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых.

Создание условий для активного творческого проявления всех участников психолого-педагогического сопровождения.

Создание динамичной культурно развивающей воспитательно-образовательной среды в зависимости от интересов и уровня развития ребенка.

Основными направлениями работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, являются: В управленческом аспекте: смена парадигмы управления:

- переход к адаптивному стилю руководства, приспособленному к конкретным управленческим ситуациям;

- активизация деятельности коллегиального и общественного педагогического самоуправления;

- налаживание эффективной коммуникационной сети между всеми участниками психолого-педагогического сопровождения детей.

В организационном плане:

- совершенствование культурно - развивающей воспитательно - образовательной среды;

- обеспечение условий развития педагогического коллектива (квалификация педагогов, уровень согласованности их профессиональных ценностей и действий);

- участие медицинского персонала, родителей, представителей общественности, педагогов в планировании, организации и деятельности в системе психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, а также в финансово-экономической деятельности ГУЗ КДС.

В технологическом аспекте:

- здоровьеукрепляющая и здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса;

- оптимизация внедрения инновационных технологий воспитания и обучения;

- ориентация содержания образования на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- расширение круга участников психолого-педагогического сопровождения с целью обеспечения физического, психического и социального развития и становления личности.

В деятельности ГУЗ КДС приоритетным является лечебно - оздоровительный процесс, восстановление и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культуры, в том числе и здорового образа жизни.

В ходе реализации воспитательной концепции нами была проведена диагностика семейного и общественного социума ГУЗ КДС с целью изучения сложившейся образовательной ситуации. Специфика работы учреждения, культурная необустроенность района, в котором расположен санаторий, отдаленность от научных и культурных учреждений обуславливают необходимость создания в ГУЗ КДС разнообразной культурно развивающей среды.

Результаты диагностики семейного социума выявили необходимость активизации совместной деятельности социального педагога, педагога-психолога, воспитателей, учителей, медицинского персонала, родителей, представителей государственно-общественных организаций с целью создания психолого-педагогического и медико - социального сопровождения детей, больных туберкулезом.

В процессе диагностической деятельности состояния воспитания в учреждении было установлено:

- отсутствие системы медико-психолого-педагогической и социальной службы сопровождения;

- недостаточный учет индивидуальных особенностей ребенка (уровня нарушения здоровья, уровня развития мышления и школьных навыков, отношение к процессу обучения и т. д.);

- отсутствие системного подхода и современных педагогических технологий воспитания и обучения и др.

Методологической основой психолого-педагогического сопровождения является личностно ориентированный (личностно центрированный) подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей, целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими, в условиях конкретного образовательного пространства, влияющего на состояние его психологического здоровья, отдающего приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства, развивающего у него фундаментальные человеческие способности и личностные качества, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

В настоящее время педагогам санатория приходится строить свою воспитательную деятельность в условиях обостряющейся социальной напряженности: снижения жизненного уровня семей, увеличения числа сирот, в том числе и социальных (при живых родителях), рост числа детей из маргинальных семей, а также потребительского отношения родителей к образованию. Поэтому проблемы воспитания и образования детей, больных туберкулезом, осознаются педагогическим коллективом детского санатория как приоритетные и первоочередные. Психолого-педагогическая служба в учреждении такого типа должна способствовать не только приобщению детей к общечеловеческим ценностям, формировать стремление к здоровому образу жизни, взаимопониманию, толерантности, но и через уменьшение срока адаптации и снижение уровня тревожности способствовать решению основной задачи - успешному лечению и оздоровлению детей.

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория:

- принцип индивидуализации за счет реализации медико – психолого - педагогического и социального сопровождения;

- принцип динамичности, постепенного и планомерного углубления и расширения поставленных задач;

- принцип комплексности, который предусматривает решение педагогических задач с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья детей, степень их адаптированности к условиям санатория, работоспособность, формы и время воздействия и т. д.

- принцип личностной ценности;

- принцип сотворческой интеграции всех участников психолого - педагогического сопровождения;

- принцип деятельностного подхода к воспитанию.

Система психолого-педагогического сопровождения детей в условиях санатория строится на следующих уровнях:

1) общая деятельность учреждения;

2) лечебно-оздоровительная деятельность медицинского персонала с детьми;

3) работа воспитателей и учителей с детскими коллективами;

4) кружковая работа, работа творческих групп;

5) индивидуальная работа с детьми и их родителями.

Воспитательная работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

- организация общения и свободной деятельности детей;

- воспитание через учебный процесс во время уроков, занятий и самоподготовки;

- организация физкультурно-оздоровительной деятельности;

- организация познавательно-речевой деятельности;

- организация общественной деятельности;

- досугово-творческая деятельность.

Основными средствами реализации целей и задач психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория являются:

- личностно ориентированные технологии образования;

- консолидация усилий педагогического, медицинского, семейного и общественно-государственного социумов;

- толерантность как основа общения и деятельности;

- развитие системы коллективно-творческой деятельности как основной структурной единицы воспитательной работы.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

1) профилактика

2) диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг),

3) консультирование (индивидуальное и групповое);

4) развивающая работа (индивидуальная и групповая);

5) коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

6) психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, медицинского персонала учреждения, педагогов, родителей;

экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов санатория).

Нами выделены этапы деятельности по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению:

сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.

анализ полученной информации.

На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка и т.д.

При этом для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся:

- дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

- дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

- дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

- дети, имеющие отклонения в развитии.

совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» ребенка.

консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

дальнейший анализ развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Все этапы условны, т. к. у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

В системном сопровождении нами определены следующие основные этапы:

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения, он начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов - психологов, медицинских работников, юристов и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в учреждении.

Таким образом, разработанная нами программа явилась основой для проведения опытно-экспериментальной работы на базе детского туберкулезного санатория, призванной обосновывать и решать на практике сложные педагогические проблемы детей, больных туберкулезом.

 

АВТОР: Тютина Е.А.