25.02.2012 2513

Педагогические подходы к государственному социальному страхованию в системе социальной защиты населения

 

В процессе изучения социальной защиты и социального страхования, как его подсистемы, мы обратили внимание на родственность некоторых методов и средств рассматриваемого института со средствами и методами социальной педагогики.

С учетом вышесказанного, представляется особо важным выделение в качестве обобщенного подхода в системе социального страхования именно педагогического, в котором бы интегрировались различные используемые социологической, психологической, педагогической теорией и практикой подходы.

На основе анализа содержания и социально-педагогического потенциала различных областей научного знания можно представить некоторые частнонаучные методологические связи социальной педагогики (И.А. Липский, 2004).

Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных ов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т.д.) и прикладного (практическое применение общих теоретических положений). Поэтому философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования - составляют исходные методологические основания и методологические основы социально-педагогической теории.

Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности, сформулированная античными философами, получила широкое распространение как в русской, так и в современной зарубежной социальной философии. Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысливаются в социальной педагогике в конкретно-историческом проявлении и через определение их педагогического содержания, смысла или потенциала.

Повышенное влияние философского знания на социальную педагогику обусловливается также значительной трансформацией базовых представлений в теории познания, которая сегодня все более основательно представляется совокупностью средств и форм постижения человеком и обществом окружающего мира. Иначе говоря, творческое отражение и постижение мира перестало сводиться только к собственно научным методам, как и его преобразования, сохранения устойчивости воспроизводства и развития. Фундаментом и содержанием многогранного процесса постижения мира рассматривается не только система наук о природе, обществе и человеке, но вся совокупность форм культурного развития.

Кроме того, существенным образом изменялись научная картина мира, понимание роли в нем человека и общества, а также понимание взаимодействия различных научных картин мира и способов его познания. Это кардинальным образом меняет мировоззренческую базу развития социальной философии как методологического основания всей системы наук о человеке и обществе, как важного фактора развития форм общественного сознания, представлений о социальных идеалах, справедливости, смысле человеческой жизни и сущности социального прогресса.

Философия (и социальная философия в частности) как форма общественного сознания, как мировоззренческая база индивидуального и общественного сознания непосредственно воздействует на социальную педагогику. Ее влияние не только носит методологический характер в плане выявления общей логики и принципов развития общественной жизни, бытия человека и социума, но и позволяет определить ценности и содержание социальных идеалов, характер и тенденции изменения жизненных ориентации людей, их представления о справедливом и несправедливом и т.д.

Социальная педагогика опирается на социальные идеалы, одним из оснований которых выступают социальная философия, ее достижения в анализе социально-исторического развития общества и уроков прошлого, прогнозирование будущего. При этом социальная педагогика не может игнорировать выводы той части философского знания, которое объясняет характер влияния на социальный прогресс различных общественных институтов, материальных и духовных факторов, условий социально-исторического развития.

Философия в целом и социальная философия в частности трансформируют, редуцируют на уровень мировоззрения современную научную картину мира, а также сосуществующие с ней научные картины мира и способы его познания, сохранившиеся из прошлого в силу их интеграции в новое знание, а также в силу различий в социокультурном развитии разных народов и регионов современного мира. Социальная педагогика, призванная осуществлять социальное воспитание и обучение социальным наукам, формировать социальные ориентации и ценности человека как социального субъекта вообще, разумеется, не может игнорировать этот блок социально-философских знаний. Он используется в социальной педагогике, которая способствует его воспроизводству и совершенствованию, трансляции в определенной социокультурной среде, микро- и макросоциуме.

Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике «выросла» из социологических теорий. Специальные ы социологии должны быть внимательно изучены социальными педагогами, которые специализируются или по профилю деятельности, или по типу социума, или по категориям населения. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные (о социальной структуре государства и общества, институтах социума и др.) или методы анализа социальной реальности.

Например, при написании социально-педагогических биографий клиентов из групп риска обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников, а также методы сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике.

Кроме того, нельзя понять и использовать социально-педагогический потенциал семьи без применения данных по социологии семьи как отраслевой социологической теории, т.е. такой отрасли социологического знания, которая характеризует закономерности развития семьи как социального института, особенности ее эволюции и функционирования в разных региональных и национально-культурных контекстах, особенности имущественной и социально-статусной дифференциации, типологию внутрисемейных отношений. Эти характеристики во многом определяют социально-педагогическую среду и ее потенциал, масштабы и характер социально-педагогического влияния субъекта воспитательного воздействия на личность, группу, общество.

Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но и закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Рождение психологии как самостоятельной дисциплины неразрывно связано с возникновением «социального» как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась, исследуя такие явления, как «общественная деятельность», «благосостояние», «социальная работа», «социальные службы» и т.д. Социальное, особенно в XX веке, стало объектом и психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии и обосновании самого феномена «социальное».

Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на психологические воззрения. Психологические знания являются основой профессионального обучения в области социальной педагогики.

Не менее значимы для социальной педагогики и социально- психологические характеристики субъектов воспитательного воздействия (включая воспитуемого как субъекта самовоспитания), а также условий их жизни, социально-психологического климата среды обитания, тех психических процессов и явлений, которые характерны для людей в данной социально-исторической, социально-культурной, социально-территориальной ситуации. Учет особенностей психики людей как представителей разных социальных групп, специфики эволюции и функционирования группового и массового сознания населения, влияния на него различных форм общественного сознания и социальных институтов - непременное условие успешного развития социальной педагогики и как практической деятельности, и как науки, и как образовательного комплекса.

Как отмечает Г.Н. Филонов (1998) «очевидна, вместе с тем, и тесная связь социальной педагогики с классической педагогикой как наукой о законах, методах формирования у людей нужных обществу и каждому человеку качеств, позволяющих полноценно развивать свои жизненные силы, удовлетворять изменяющиеся потребности. Не случайно социальная педагогика опирается в своем развитии на общие основы педагогической теории. Более того, сегодня многие крупные педагоги рассматривают социальную педагогику как одну из отраслей развивающегося педагогического знания, с чем в известном смысле вряд ли нужно спорить» (Филонов, 1998).

Тезис о том, что вся педагогика социальна, не противоречит выделению из нее социальной педагогики в качестве относительно самостоятельной отрасли. Дело в том, что социальность педагогической науки и практики отражает ее характер, в то время как социальная педагогика выделяется на основании специфики предметной области.

Социальная педагогика действительно возникла и развивалась в рамках педагогической науки, выступая в течение определенного времени одной из ее отраслей. Именно возникновение ее в рамках педагогики и вызвало такую неоднозначную реакцию в научно-педагогической среде. Однако, отражая разнообразную, динамически развивающуюся социальную практику, она вышла за рамки только педагогики и проникла в другие секторы социальной сферы. Вполне можно утверждать, что упрочивается тенденция превращения социальной педагогики в междисциплинарную науку, в одну из отраслей социального знания. Вместе с тем, в настоящее время нет оснований утверждать, что этот процесс завершен, и социальная педагогика перестала быть частью педагогической науки.

В социально-педагогической практике используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка. Адаптационное, социально-коррекционное и реабилитационное направления в социальной педагогике напрямую связаны с валеологическими знаниями и подходом.

Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциальные и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, т.е. особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело и с остроконфликтными категориями населения: молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т.п. В этих ситуациях они призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Кроме того, даже в социально стабильных и социально перспективных группах населения наблюдаются конфликты, хотя они могут носить не столько социальный, сколько собственноличный характер. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический подход к анализу проблематики социальной педагогики актуален и чрезвычайно важен. Таким образом, содержание науки «социальная педагогика», ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и назначения. Основным противоречием (конфликтом) для социальной педагогики выступает противоречие между личной и социальной жизнедеятельностью человека. Именно на разрешение этого конфликта, т.е. на гармонизацию взаимодействия человека и общества, направлена социальная педагогика.

Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня. С одной стороны, информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе и отношениях в группе, о социализации, о развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами, с другой - социальная работа всегда связана с воздействием на клиента, что объективно обусловливает педагогическую направленность такого воздействия.

В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, а также найти средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы заключается в социальной адаптации, социальной коррекции, социальной реабилитации и др. Значение педагогического знания в социальной работе настолько велико, что отчетливо выявилось и реализуется становление специальной частной дисциплины (как а социальной педагогики) - педагогики социальной работы. Социальная педагогика и социальная работа связаны на основании взаимодополнения. Социальная педагогика компенсирует те влияния, которые упускает социальная работа: взаимодействие с представителями социально стабильных и социально перспективных групп, общественными организациями, «нормальными» семьями, средствами массовой информации и т.п.

Однако социальная педагогика распространяет свои воздействия не только на социально уязвимые группы населения. Она реализуется в социуме «нормальных», «здоровых» семей; в культурно-досуговом секторе социальной сферы; в спортивно-массовой работе; в образовании; в деятельности общественных объединений и т. д.

Следовательно, социальная педагогика дополняет социальную работу, охватывая более широкий круг населения, а не только социально-проблемную его часть. Кроме того, содержание социальной работы отличается от содержания социально-педагогической деятельности, а это значит, что их взаимодополнение осуществляется путем реализации по отношению к одному и тому же объекту разного содержания этих видов деятельности.

Вышеперечисленные педагогические взгляды можно рассматривать в призме социальной педагогики, социальной работы. Социальная педагогика, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) является базовой интегративной основой в системе служб социальной помощи, в поддержке населения и позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентации личности по отношению к себе, своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей природе, социальной среде. Социальная педагогика видит одну из главной своей задачей социальную поддержку, помощь и защиту личности при соблюдении всех критериев целесообразности, экономичности и гуманности.

Социальная педагогика, по мнению многих исследователей (В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров и др.), служит теоретическим фундаментом согласованной деятельности по оказанию помощи индивиду (группе) в широком социальном пространстве, является стержневой содержательной основой в межорганизационной координации всех субъектов социальной работы.

В настоящее время, характеризуя социально-педагогическую деятельность как общественно-исторический феномен, западные и отечественные ученые приходят к выводу, что социальная педагогика призвана обосновывать и оказывать на практике интегративную поддержку в решении сложных конфликтных ситуаций, которые возникают по мере взросления человека в обществе, и своевременно исправлять ущерб, нанесенный людям, отдельному индивиду.

Вышесказанное позволяет утверждать, что сфера социального страхования реально связана с педагогической деятельностью. При этом в данной сфере возможно и применение различных, специфичных для педагогики подходов.

Так, например, личностно ориентированный подход является ключевым звеном в социальной педагогике и основополагающим в системе социальной защиты населения. В центре внимания данного подхода - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью социальной педагогики и системы социальной защиты. На наш взгляд, целесообразно в совокупности рассматривать данный подход.

Его появление в современной российской педагогической науке и практике, по мнению Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой, связано с идеологическими (на уровне государственной политики), теоретическими (на уровне построения моделей образования в психологии и педагогике) и практическими (на уровне деятельности отдельных педагогов и учебных заведений) попытками преодолеть отчуждение личности как ученика, так и учителя в традиционной системе образования. Личностно ориентированный подход необходим для преобразования социоцентрического и авторитарного процесса обучения и воспитания детей.

Теоретическими предпосылками возникновения личностно ориентированного подхода послужили идеи философской и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, Н.Ф. Федоров, Б.М. Бим-Бад и др.), гуманистического движения в психологии и педагогике (А.Г. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Сатир, Э. Фромм, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, У. Глассер, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.). Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, СЛ. Братченко, О.С Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, И.Д. Демакова, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С Якиманская и др.

К основным понятиям личностно ориентированного подхода относятся: субъект, индивидуальность, субъектный опыт, свобода, творчество, активность, целостность, самоактуализация, смысл жизни, саморазвитие, доверие, самоопределение, самореализация, самоутверждение, педагогическая поддержка, фасилитация.

У этого подхода есть несколько основополагающих идей-принципов.

Сущность человека - не статичное и неизменное «нечто», она находится в процессе непрерывного развития.

«Признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки взаимоотношений в обществе» (Д.А. Белухин).

«Индивидуальность является системообразующим свойством личности, придающим ей целостность» (Е.В. Бондаревская).

«Конечная цель образования и педагогики - это помощь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей» (А.Г. Маслоу). Этот педагогический подход направлен, в первую очередь, не на передачу и усвоение информации, не на формирование знаний и освоение способов деятельности, а на обеспечение личностного роста.

Содержание обучения и воспитания должно способствовать удовлетворению «экзистенциальных потребностей человека, т. е. потребностей его бытия, личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и творчества» (Е.В. Бондаревская, 1997).

«Если мы хотим быть помощником ребенку, советчиком, наставником, руководителем, психотерапевтом, мы обязаны принять ребенка таким, каков он есть, и помочь понять ему, что он из себя представляет» (А.Г. Маслоу).

«Необходимо решительно отказаться от идеологии формирования и использовать практику фасилитации и педагогической поддержки устремлений ребенка к самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности и самосовершенствования» (О.С. Газман).

«Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребенка. Без веры в ребенка, без доверия к нему всякая педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся, как карточный домик» (В.А. Сухомлинский).

«Право на принципиальное равенство, право на проявление своих индивидуальных личностных свойств, собственных суждений, мнений, позиций в педагогическом процессе имеет абсолютно каждый из его участников, независимо от возраста, имеющегося педагогического и жизненного опыта, общественного и социального статуса» (В.В. Горшкова).

Методический арсенал личностно ориентированного подхода составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют определенным требованиям: диалогичности, деятельностно-творческому характеру, направленности на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставлению учащемуся необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Большинство ученых склонны включать в этот список диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности в процессе саморазвития. По мнению Т.В. Фроловой, использование личностно ориентированного подхода невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. Петербургские ученые Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно ориентированной деятельности.

Таким образом, личностно ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, становления и проявления его индивидуальности.

С точки зрения социальной педагогики личностно ориентированный подход представляет собой методы и средства обучения и воспитания соответствующие особенностям каждого человека. Подход предполагает отношение к личности в традиционной технологии - атмосферу заботы, сотрудничества создают условия для творчества и самоактуализации. А с точки зрения системы социальной защиты личностно ориентированный подход предусматривает гарантию обеспечения социальных прав и выполнение личностью социальных функций, что предполагает формирование гармоничной личности. Такой подход обусловливает педагогическую основу социальной защиты, основной целью которой является оказание компетентной помощи людям. Социальная педагогика становится теоретической базой социальной защиты, обеспечивающий ее педагогический компонент.

В таком случае социальная защита может рассматриваться, как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, созданию условий, благоприятствующих достижений этих целей в социуме.

Важнейшей проблемой социальной защиты и социальной педагогики, решение которой невозможно без социально-педагогической деятельности, становится социализация личности.

В научной литературе под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида. Личность есть продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развитие самосознания, то есть осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности индивидуальности. Этот процесс реализуется благодаря такому явлению, как социализация.

С учетом сказанного можно дать следующее определение личности: «личность - это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития» (А.Н. Леонтьев, 1977; Е.М. Бабосов, 2004).

Личность предстает в общественной жизни как уникальный носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отношений и социальных взаимодействий (В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). Она существует в определенном человеческом теле, а потому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутствии мозга). Однако определяется она, в конечном счете, не физиологией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаимодействий человека с другим человеком посредством создаваемых для людей и используемых людьми предметов его деятельности, будь это хлеб, одежа, книги, музыка или танцы.

Примерно с 40-х годов на Западе и с 60-х годов XX века в России развиваются концепции социализации, в основе которых лежат объективное изучение всех поддающихся учету влияний социума на личность и исследование процесса присвоения индивидуумом общественной культуры, социальных норм поведения и морали.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Представления о полноценном члене общества менялись в процессе исторического развития. Различаются они и в современном обществе. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми.

Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями, могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характеризует человека как объекта социализации. Но сущность ее этим не исчерпывается. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность (А.В. Мудрик, 1997).

В научной литературе к понятию социализация, как явление существуют различные подходы.

Ученые-социологи связывают процесс социализации с совершенствованием социальных отношений. Так, Э.Фромм (1992) считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и к другим людям, что приводит, по его мнению, посредством развития форм общения, к формированию «социального характера», т. е. стабильной и четко выраженной системы (Фромм, 1992).

Ученые-психологи рассматривают процесс развития личностного «я» в отношении «я и общество», «я в обществе». В качестве примера можно привести мнение И.С. Кона (1988): «Социологические теории, рассматривающие социализацию, как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, были по существу теориями конформности; они недооценивали собственную активность и изменчивость поведения личности на всех этапах ее развития. В реальной жизнедеятельности индивиды не просто адаптируются к среде,... но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир» (Кон, 1988).

Так как социализация процесс многогранный, то его изучением занимаются и юристы - рассматривая процесс социализации как приобретение индивидуумом социальных прав и обязанностей, а также экономисты - в процессе социализации личность вступает в экономические отношения и приобретает ряд новых социально-экономических функций.

Также одним из важнейших направлений социализации является социальная реабилитация и реинтеграция в общество человека, у которого в силу наступления каких-либо социальных рисков (болезнь, потеря заработка, смерть близких родственников, утрата привычного социального окружения и т. д.) произошло нарушение устойчивых социальных связей в социуме. Для попавших в подобную жизненную ситуацию со стороны общества создается искусственная социальная среда с соответствующим набором социальных связей и отношений, которые призваны компенсировать или частично заменить естественные.

Подобная среда создается системой социальной защиты и, в частности, системой социального страхования. Оказание материальной помощи при наступлении социального риска является первоочередной мерой социальной поддержки человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, т. к. данный вид помощи способствует удовлетворение первичных потребностей человека. Главной задачей государства в данном случае является создание такой системы социальной защиты и социального страхования как его подсистемы, при функционировании которой помощь оказывалась бы каждому человеку при наступлении социального риска, вне зависимости от его взносов в страховой фонд и с наименьшим количеством оформляемых документов, которые необходимы для получения данного вида материальной помощи и поддержания определенного жизненного уровня человека. Для этого необходимо юридическое просвещение граждан, в котором должны участвовать работники системы социального страхования с оказанием населению профессионально-педагогической помощи в данном вопросе.

В современном обществе приоритетным направлением функционирования системы социального страхования является обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Этой проблемой занимаются специалисты в области охраны труда. В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» записано четко: «Все работники организации, в том числе руководитель, обязаны проходить обучение по охране труди проверку знаний и требований охраны труда в порядке, определенном Правительством» (п. 1 ст. 18). Обязательное прохождение обучения по охране труда и проверке знаний этого предмета всеми работниками является одной из профилактических мер по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний. А так как процесс обучения является сугубо педагогическим, то педагогический подход к содержанию и технологиям социально-педагогической работы в системе социальной защиты является не только приемлемым, но и необходимым.

Эффективность технологий функционирования системы социальной защиты в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками.

Мотивацию социально значимой деятельности определяет социальное сознание, поэтому методы формирования сознания относятся к числу приоритетных в социальной работе. В связи тем, что успех любой деятельности определяется знанием ее содержания и способов деятельности, важную роль играют методы формирования образа действия в сферах жизнедеятельности, имеющих социальную окраску. Педагогические аспекты социальной работы получают воплощение при использовании метода формирования социальной перспективы. Этот метод позволяет раскрыть те приобретения, которые получат клиенты, развив в себе новые качества личности, овладев технологическими приемами, профессиональными знаниями. Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы включения личности в коллективную деятельность, закрепления положительного опыта и педагогической коррекции.

Формирование столь многоаспектного института социальной защиты не может быть признано единственным и наиболее оптимальным способом. Для этого нужен целый комплекс условий социально-экономического, организационно-правового и социально-педагогического характера. В этой связи особенно важно проводить подготовку кадров, специалистов и активную разъяснительную работу среди населения, нацеленные на формирование культуры социального страхования, как адекватного отражения общественно-политических отношений и гармонизации их с социальными ориентирами развития общества.

Почти 80-летний период «замороженного» состояния социального страхования в СССР объясняет остановку в теоретическом и методологическом развитии данной дисциплины. Наличие крайне ограниченного числа публикаций, в которых в основном освещаются отдельные прикладные нормативные аспекты социального страхования, вызывает необходимость системного изложения предмета социального страхования.

Таким образом, личностно ориентированный подход применительно к системе социального страхования должен предусматривать реализацию принципов индивидуальности и субъектности.

Принцип индивидуальности. Соблюдение этого важнейшего положения нацеливает на создание такой системы социального страхования, в которой индивидуальность станет ценностью, а ее развитие и проявление - одной из главных задач этой системы. Только при выполнении такого условия она будет иметь гуманистический характер. Принцип индивидуальности предполагает также учет и развитие особенностей.

Принцип субъектности. Только при наличии субъектной позиции у клиентов можно успешно смоделировать и построить эффективную и гуманную систему социального страхования.

Отечественная и мировая практика подтверждают тот факт, что по мере расширения масштабов и возникновения новых форм и моделей социальной защиты степень ее эффективного, преобразующего влияния на сферы социальной политики и массовой практики жизнеобеспечения личности во многом от уровня цивилизационной ориентации и профессиональной подготовки кадров. Говор об этом, мы подразумеваем, прежде всего, необходимость овладения основами педагогических аспектов теоретических и методических знаний и вырабтки с их помощью практических навыков социально-педагогической деятельности на решающих стартегических направлениях ее в первичных структурных звеньях социальной политики и социальной защиты.

 

АВТОР: Харина Л.В.