12.03.2012 62232

Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность

 

Современная наука уделяет большое внимание вопросам, связанным с исследованием контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни.

В самом общем виде в философских и обществоведческих науках взаимодействие, по мнению Н.Е. Яценко понимается как всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, считает А.А. Бодалев, - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Взаимодействие, с точки зрения Л.В. Байбородовой, является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Философия указывает на следующие признаки взаимодействия как реального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связи на уровне сущности; взаимообусловленность изменения сторон; внутреннюю самообусловленность объектов.

В психологических и педагогических науках взаимодействие часто связывается с двумя явлениями: общением и совместной деятельностью. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г.М. Андреева. Интерактивная сторона общения, считает ученый, - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов просто отождествляет общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Взаимодействие возможно также интерпретировать как организацию совместной деятельности. В ходе нее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

В основе социальной деятельности, считает Т. Парсонс, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Единичное действие есть элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, в точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: деятель; «другой» (объект, на который направленно действие); нормы (по которым организуется взаимодействие); ценности (которые принимает каждый участник); ситуация (в которой совершается действие).

Структура взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения (М. Вебер, П. Сорокин). Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Для него центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальные связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта; психического контакта (взаимная заинтересованность); социального контакта (совместная деятельность); взаимодействия (что определяется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»); социального отношения (взаимно сопряженных действий).

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциации и диссоциации). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

В нашем исследовании наибольшее внимание уделяется кооперативному взаимодействию, означающему координацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками; изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребностей, что означает несовпадение предмета и мотива деятельности. Средствами их соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важные для нашего исследования сущностные черты взаимодействия педагогического выделены Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым. Они понимают под данным феноменом случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе отношения между участниками партнерские, равноправные, паритетные, а само взаимодействие характеризуется такими терминами как взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияния. По их мнению, взаимодействие может выступать в двух основных формах: сотрудничества и соперничества. Сотрудничество характеризует достижением взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения. В соперничестве успех одних стимулирует или тормозит целенаправленную и продуктивную деятельность других участников совместного труда.

Все основные характеристики взаимодействия отражаются в его видах. Наиболее значимым для нашего исследования является такой вид взаимодействия как социальное. В понимании его сущности мы солидаризируемся с концепцией Л.В. Байбородовой и под социальным взаимодействием понимаем совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека, его общение есть социальное взаимодействие. В более узком смысле, социальным явлением считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах. В третьем значении социальное взаимодействие рассматривается как социальное отношение между людьми, социальными группами. Важными специфическими формами такого взаимодействия являются совместная деятельность и общение.

В социальном плане взаимодействие людей рассматривается также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой.

Непосредственным и специфическим показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников:

- По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять друг друга, обоюдный интерес друг к другу.

- По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, понимание и уважение трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

- По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность партнеров.

- По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга.

- По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и конкретных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга.

В общем плане о развитии взаимодействия можно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие, что может говорить о множестве типов взаимодействия. В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Возможно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.

Наиболее эффективным для развития участников является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование совместной работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересы взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу; характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивает его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Таким образом, все типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга.

Некоторые затруднения мы встречаем при анализе понятия «конструктивное взаимодействие». Современные справочные издания по педагогике, психологии, социологии в большинстве своем не содержат данного термина, его сущность частично раскрывается в контексте характеристики конфликтного поведения человека в качестве одной из возможных стратегии выхода из конфликта. Но данное положение дел, по нашему мнению, не соответствует реальной педагогической практике, где термин «конструктивное взаимодействие» применяется значительно в более широких рамках. Поэтому мы обратились к анализу этимологии слова «конструктивный». Оно происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французской трактовке constructif. В этом понимание конструктивный трактуется в трех значениях: как созидающий основу для дальнейшей работы; как относящийся к конструкции, построению; и в переносном смысле -настроенный на созидательное сотрудничество, достижение договоренности. Под конструктивностью Н.Е. Яценко предлагает понимать деловой, реалистический подход к поискам путей и способов решения проблемы. Конструктивным (рациональным, продуктивным) взаимодействие становится в том случае, если оно целенаправленно, построено на основе сотрудничества участников и представляет собой совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей; стремление их к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий; гибкость установок и взглядов, желание принять и понять неповторимость личности друг друга.

При разработке содержательной характеристики понятия «конструктивное взаимодействие» мы опирались на описание «Состояния Взрослый», конструктивных жизненных сценариев в концепции трансактного анализа (Э. Берн), «конструктивного мышления» Л.М. Рудиной, эффективность установления отношений в практике социальной работы (А. Пинкус и А. Минахан), конструктивное разрешение педагогических конфликтов (В.Ю. Питюков), конструктивные и неконструктивные стратегии поведения человека в трудной жизненной ситуации (Е.В. Алексеева). Во второй половине двадцатого века активно разрабатывались научно-исследовательские программы эффективных стратегий принятия решений, основы которых заложены К. Поппером.

Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологии делового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д. Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).

Л.М. Рудина подчёркивает такую отличительную черту «конструктивного мышления» как критичность, она указывает, что неконструктивным выступает догматическое мышление. Догматическое мышление может выражаться в двух крайностях «патологических коммуникаций»: первой - буквальное выполнение любых приказов, без попыток осмысления; второй - блокировка (игнорирование) входящей информации, либо «перцептивная защита», либо гиперактивное поведение. В процессе социального взаимодействия, отмечает автор, носители догматического мышления в ситуациях, предполагающих разрешённое (кем-то) спонтанное поведение, либо отказываются от него (от разрешения и от поведения), либо ведут себя в соответствии с разрешением, т.е., отказываясь от свободы. Л.М. Рудина подчёркивает, что догматическое мышление приводит к «ловушке двойного ограничения», в этом случае, пишет

исследователь, «молодой человек склонен проявлять скорее поведенческую, чем когнитивную активность». Кроме того, Л.М. Рудина останавливается на следующих особенностях конструктивного мышления:

- догматическое мышление часто проявляется в рамках взаимоотношений, принятых в социальных институтах (в том числе и семье), его противоположность - критическое мышление начинает формироваться в подростковом и юношеском возрасте;

- предлагаемые в русле догматического мышления ценности отвергаются, в антисценарий становится привычной стратегией взаимодействия в социуме;

- конструктивное мышление основано на отборе информации, отвергающей, а не подтверждающей собственные гипотезы, что является эффективной тактикой;

- при конструктивном мышлении прогноз связан с перестройкой функции распределения ценностных представлений в соответствии с новой задачей, возникающей ещё в нераскрывшейся ситуации;

- конструктивное мышление значительно повышает как адаптивность индивида в социуме, так и эффективность его деятельности в профессиональном и личностном плане;

- конструктивное мышление - логико - аналитический метод, представляет собой структурирование пространства проблемы, постановку задачи, построение вариативного поля, грамотное прогнозирование и оценку рисков, может эффективно формироваться при краткосрочных программах объёмом в 10-16 часов.

В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Описывая поведение «Взрослого», Э. Берн пишет: «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия». Раскрывая сущность взаимодействия «Взрослый-Взрослый», Э. Берн называет эту форму социального действия активностью или работой, такие взаимодействия соотнесены с внешней реальностью, т.е. с предметом деятельности. Описывая жизненные сценарии «победителей» и «неудачников», автор трансактного анализа указывает на «конструктивность» жизненной стратегии первых и «неконструктивность» последних.

Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л.А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которого он рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». «Индивид обнаруживает зрелое поведение, когда он воспринимает реалистично, не защищаясь, принимает ответственность быть отличным от других, принимает ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основе данных, идущих от собственных ощущений, изменяет свою оценку опыта только на основе нового доказательства, принимает других как уникальных индивидов, отличных от себя, высоко ценит себя и других».

Е.В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Исследователь характеризует конструктивные способы решения проблем так: достижение цели своими силами, тщательное обдумывание проблемы и различных путей её развития и разрешения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; не делать глупостей). Совершенно иначе характеризуются неконструктивные стратегии поведения. Е.В. Алексеева приводит следующие признаки: различные способы психологической защиты - вплоть до вытеснения проблемы из сознания, импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверями», «целый день слоняюсь по улицам»), агрессивные реакции.

Изучая психологические проблемы взаимопонимания, И.М. Юсупов указывает, что в ходе межличностного взаимодействия возникает шесть фигур: с одной стороны, первый участник - реальность, образ первого, каким он его себе представляет, образ второго, второй участник, его образ в собственных глазах, образ первого в глазах второго. Поэтому для взаимопонимания необходимо осознать образ каждой из этих фигур. Хотя четыре из шести фигур - плод воображения, отрицание их может привести к снижению эффективности общения. Для обеспечения качественного слушания И.М. Юсупов рекомендует проявлять полную заинтересованность в собеседнике, подчёркивать своё расположение к нему, быть внимательным и терпеливым, искать истинный смысл сообщения. Учёный подчёркивает значение установки, играющей консервативную роль, ориентирующей человека на определённое поведение, которое является предубеждением положительного или отрицательного свойства. Установка может привести к отгораживанию от информации, не согласующейся с ожиданиями. Причиной такого поведения И.М. Юсупов называет отсутствие согласия с самим собой.

Достаточно известна схема П.М. Ершова, описывающая варианты ролевых позиций участников общения: позиция неучастия, пристройка сверху, пристройка наравне, пристройка снизу. Очевидно, что конструктивной можно признать только пристройку наравне.

По типу наиболее благоприятными для человека являются отношения сотрудничества, предполагающие независимость и демократизм в принятии решений. Современная педагогика сотрудничества доказывает плодотворность и перспективность такого вида отношений. Здесь, по-видимому, уместны аналогии и в межкультурных отношениях. Для полноценной межкультурной коммуникации необходимо сближение точек зрения и интересов представителей различных культур и получение обоюдных выгод на прочной основе и на долгий период времени. Процесс этот не простой и требует серьёзных усилий с обеих сторон. Он требует также реализма, терпения, терпимости, - т.е. демократической зрелости взаимодействующих личностей или групп. Отношения сотрудничества возникают в процессе общения только в благоприятной атмосфере, усиливающей чувство доверия, честности, благородства между участниками процесса коммуникации. Ясная и эффективная коммуникация друг с другом является предпосылкой сотрудничества в действии. Однако многообразие и разнонаправленность интересов часто вынуждают идти к сотрудничеству через соглашение и компромисс.

Компромисс или соглашение чаще всего характеризуют ту стадию отношений, когда каждая сторона прощупывает намерения другой стороны, уточняет взаимные требования и ожидания, а также выясняет, какие результаты должны быть получены. Если этот предварительный тест подтверждает надёжность достижения конечного результата, соглашение обретает стабильный статус и перерастает в сотрудничество. Если нет -отношения разрываются. В компромиссе каждая из сторон ищет почву для уступок с целью избежать или преодолеть противоречие. Оба стиля отношений - сотрудничество и компромисс- несут в себе скорее положительный, созидательный потенциал, что не относится к ситуации конфликта.

Когда согласовательные отношения разрушаются, и стороны не в состоянии достичь соглашения или компромисса, возникает противостояние между осознаваемыми различиями, между целями и требованиями обеих сторон, возникают конфликтные отношения, несущие угрозу разрыва всяких отношений. Для сохранения и стабилизации отношений необходимо, прежде всего, обнаружить признаки его возникновения, осознать и признать его наличие, проанализировать пути и способы его разрешения.

Конфликт может привести либо к полному разрушению отношений, либо к созданию новых, позитивных, это зависит от направленности конфликта. Существуют деструктивные и конструктивные конфликты. Деструктивные конфликты в сообществе приводят к разрушительным действиям, например, клевете, склоке в коллективе и другим негативным явлениям. Они вызывают в конечном итоге нарушение структуры сообщества, качественное её ухудшение, например, снижение эффективности труда в трудовом коллективе, уход ценных сотрудников и т. д.

Второй вариант разрешения конфликта - конструктивный. Конструктивный употребляется в одном из значений (как такой, который можно положить в основу чего- либо, плодотворный (С. И. Ожегов)). Если же конфликт разрешается конструктивно, разногласия, затрагивающие принципиальные интересы сторон, преодолеваются, и взаимодействующие стороны встают на путь сотрудничества, это означает переход на качественно новый, более высокий уровень отношений, предполагающий дальнейшее развитие, созидание.

Представляется целесообразным такой тип отношений, имеющих положительный, созидательный потенциал, определить как конструктивный. Под конструктивным мы можем понимать разумное, осознанное, осмысленное отношение, где сознательное предполагает создание определённого образа действительности, а осмысленное - лишенное ложных представлений, наполненное достоверным знанием. Так как объективное -это то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей, а объективная истина- это соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. Мы можем считать, что конструктивность предполагает соответствие знания человека о мире действительному положению вещей. Противоположностью в этом случае выступит миф - ложные, некритичные, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления.

В то же время конструктивность, как мы уже видели, предполагает субъективность как наиболее полное выражение интересов и стремлений личности. Поэтому конструктивность предполагает диалектическое единство объективности представлений об окружающем мире и субъективного самоопределения при оценке явлений и событий окружающей действительности.

Соотнеся характеристики взаимодействия, социального взаимодействия и конструктивности, мы можем сформулировать рабочее определение конструктивного взаимодействия, уточняющее его социально-педагогическую сущность. В нашем исследовании под конструктивным взаимодействием мы будем понимать вид социального взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой - эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия.

Многими педагогами, психологами, социологами, конфликтологами термин «конструктивное взаимодействие» связывается, в первую очередь, с характеристикой поведения человека в конфликтной ситуации. По его наличию судят о степени успешности разрешения конфликта для его участников. На наш взгляд, подобный подход не раскрывает в достаточной мере потенциала феномена «конструктивное взаимодействие». Поэтому, вслед за А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, мы считаем, что потребности в данном виде взаимодействия актуализируются не только в конфликтных, но и в так называемых трудных ситуациях жизнедеятельности. Опыт конструктивного взаимодействия формируется только в реальных, разнообразных по содержанию, форме и составу участников ситуациях взаимодействия. Причем для педагогического управления формированием подобного опыта необходимо разобраться в сущности понятия ситуация взаимодействия и классификации ее видов с точки зрения педагогического потенциала для эффективного формирования опыта конструктивного взаимодействиями.

Ситуация, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. В отечественной и зарубежной науке существует множество классификаций ситуаций жизнедеятельности. Так, Е.М. Бабосов выделяет простые, кризисные, экстремальные и катастрофические ситуации. А. Кочарян, в свою очередь делит их на простые, трудные и экстремальные. В.В. Латынов - на нейтральные и конфликтные; А. Ламм - повседневные и проблемные. Трудность жизненных ситуаций подчеркивает в своей классификации К. Левин, разделяя их на конфликты, ситуации физической опасности и ситуации неизвестности. Г. Морозова также выделяет простые и проблемные ситуации жизнедеятельности индивидов. Иное основание заложил в основу своей классификации А. Матюшкин, который делит их на информационные, вероятностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие. Эммонс и Дипперс подчеркивают принцип возникновения ситуации: свободно выбранные и навязанные извне. А. Федотов разделяет ситуации на простые, трудные и экстремальные.

При обобщении этих подходов представляется возможным выделить два основных типа ситуаций: простая (повседневная), в которой для личности все обычно, она действует в нормальном режиме; и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности выходят за пределы нормы. Потенциально более богатыми для формирования опыта конструктивного взаимодействия представляются трудные ситуации, хотя мы не отрицаем важного значения (с точки зрения выработки совокупности коммуникативных умений и навыков) простых ситуаций повседневного взаимодействия.

По мнению Б.Я. Шведина трудная ситуация - это взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности. Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Ряд авторов указывают, что напряженные ситуации характеризует возникновение достаточно сложной для субъекта задачи и трудного психического состояния (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

Понятие «трудность» в словаре Л.В. Мардахаевой понимается как переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности. Д.А. Белухин подчеркивает тот факт, что сущность трудности связана с препятствием, которое необходимо устранить, чтобы продолжать намеченный путь. Для его устранения требуется дополнительная затрата психофизических сил, которая у большинства людей вызывает стрессовые состояния. В определении Н.В. Кузьминой четко выделяются два направлении - субъективное и объективное: «трудность - это субъективное состояние напряженности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и отношениям в ней». Следовательно, под трудностями мы будем понимать обстоятельства протекания процесса взаимодействия, требующие больших усилий для преодоления.

Близким по значению и значительно чаще встречающимся в психолого-педагогических исследованиях (посвященных проблемам педагогического взаимодействия) является понятие «затруднение», которое И.А. Зимней трактуется как субъективное образование, переживание субъектом сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. При этом затруднение в общении (деятельности), характеризует ею как субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие непринятия партнера по общению, его действий, непонимание текста, непонимание партнера, изменение коммуникативной ситуации.

Затруднения выполняют во взаимодействии ряд функций (А.К. Маркова): положительные (индикаторная - привлечение внимания; стимулирующая, мобилизующая - активация деятельности по преодолению, приобретение опыта); отрицательные (сдерживающая - наличие неудовлетворения собой, деструктивная, разрушительная - приводят в остановке, распаду взаимодействия). Таким образом, состояния затруднения имеют двойственную природу, они вызывают у субъекта либо негативные состояния, либо мобилизацию усилий по их преодолению. Это вызывает желание избавиться от отрицательных эмоциональных состояний и актуализирует различные действия по снятию напряжения. Действия могут иметь различную направленность и различную степень эффективности относительно целей совместной деятельности и самого субъекта, его личностного роста. Основным способом «выхода из затруднения» многие ученые называют преодоление затруднений, то есть действия, направленные на поиски пути смысла взаимного сосуществования и совместной деятельности участников взаимодействия.

В диссертационном исследовании Н.В. Барабошиной выделяются три группы трудностей взаимодействия старшеклассников с педагогами (в нашем исследовании возможно их безболезненно трансформировать относительно воспитательной системы военного вуза, то есть курсант - офицер, курсант -преподаватель): во-первых, трудности коммуникативно-психологического характера (неумение наладить контакт, неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации, сложность в управлении общением, непонимание внутренней позиции партнера, сложность в управлении собственным психологическим состоянием); во-вторых, волевого порядка (отсутствие «привычки» взаимодействия, неготовность преодолевать конфликты и трудности взаимодействия, отсутствие побуждения работать вместе, отсутствие мотива взаимодействия, неумение доводить начатое дело до конца); в-третьих, креативные (неумение поступить нестандартно, неумение проявить творчество, негибкость отношений во взаимодействии); в-четвертых, коммуникативные: базовые (нежелание идти на контакт, низко развитая эмпатия, отсутствие положительной установки на другого, категоричность оценок и суждений в общении, неприятие иных точек зрения, позиций, взглядов, неуверенность в себе, отсутствие коммуникативной инициативы, повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнера по общению); содержательные (не владение необходимыми коммуникативными знаниями, неумение наблюдать за участниками общения, неумение планировать собственные коммуникативные действия, неспособность изменить свой коммуникативный план, неумелая коммуникативная рефлексия или ее полное отсутствие); операциональный (неумение грамотно, логично, ясно выражать свои мысли, неумение слушать и слышать своих собеседников, неумелое использование в коммуникации невербальных средств общения, неумелое использование паралингвистических характеристик речи, неумение вести беседу и расспрашивать собеседника, неумение занимать оптимальную позицию в коммуникативных контактах, неумение избегать манипулирования собой, неумение давать собеседнику адекватную обратную связь и т.п.).

Анализ научных источников и исследований, позволяют определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача - личные возможности и (или) мотивы - условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. Степень рассогласованности определяет уровень трудности ситуации. Общие признаки трудной ситуации: наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов; состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыденности».

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, бытийные, социального взаимодействия и внутри личностного плана. В зависимости от того, как рассматривается препятствие, понимаемое как угроза реализации мотивов, поставленных целей, трудные ситуации могут иметь три уровня проявления:

- трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, бытийные ситуации неизвестности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);

- трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, бытийные ситуации опасности, предконфликтные ситуации социального взаимодействия и внутриличностные конфликты);

- трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, бытийные ситуации потери, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В трудной ситуации деятельности, считают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, человеку противостоит профессиональная задача. В трудной бытийной ситуации ему противостоит среда. В трудной ситуаии взаимодействия личности противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует сам себе.

Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х годов. Объектом исследования становится психика в «экстремальных ситуациях», «проблемных ситуациях», «напряженных ситуациях», «ситуациях стресса» (В. Вилюнас, Б. Вяткин, Ф. Горбов, М. Дьяченко, В. Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко, С. Съедин, Б. Шведин).

Сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изучены. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости. Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудной ситуации, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные бытийные ситуации характеризуются различным уровнем угрозы безопасности личности или ее материальному благополучию, а не профессиональной деятельности. Ситуации неизвестности характерны для попадания человека в новую неизвестную обстановку или стечения обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему быть, как себя вести, что ему делать. Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека. Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что потери уже произошли и личность переживает их, не знает, как быть дальше, или же пытается не допустить увеличения этих потерь. Поведение человека в ситуациях опасности и ситуациях потери в той или иной мере исследованы Ю.А. Александровским, В.И. Архангельским, Н.Н. Баженовым, В.Г. Волович, Н.В. Ивановым, В.Е. Поповым, М.М. Решетниковым, Э.П. Утликом.

Трудные ситуации внутриличностного плана представляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоборством чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира человека, и задерживающие принятие решения. Основные из них внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы. Внутриличностные затруднения - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы. Внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Он подробно изучении во многих психологических трудах (Р. Ассджоли, Ф. Василюк, А. Голднер, Дж. Доллард, К. Левин, Н. Левитов, А. Лурия, А. Маслоу, В. Мерлин, Н. Миллер, В. Мясищев, К. Роджерс, Л. Славина, Д. Скиннер, Т. Титаренко, В. Франкл, Л. Фестингер, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, Ю. Юрлов). Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости. Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы (Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко). Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности, кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности, кризис смысловой стороны). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.

Особый интерес для нашего исследования представляют трудные ситуации социального взаимодействия. На сегодняшний день, к сожалению, еще не сложилось концептуального видения этого класса трудных ситуаций. В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действие или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации собственного «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность.

Сравним простую и трудную ситуации социального взаимодействия. В простой ситуации противоречие либо отсутствует, либо осознается только одной из сторон, в то время как в трудной противоречие осознанно обеими сторонами, оно для них актуально, находится на уровне ценностно-мотивационных ориентации, следовательно, «Другой» рассматривается как угроза собственному «Я». Психическое состояние субъектов взаимодействия в простой ситуации оптимальное, спокойное, в то время как трудная ситуация взаимодействия характеризуется напряженным психическим состоянием ее субъектов. Это обстоятельство ложится в основу третьего различия, связанного с восприятием партнера по взаимодействию и ситуации в целом. В простой ситуации когнитивные процессы остаются без искажений, а в трудной - восприятие, понимание, оценивание искажены. Взаимодействие в простых ситуациях воспринимается участниками как нейтральное, они охотно кооперируют свои усилия, склонны к сотрудничеству, поиску компромиссных решений. В трудных ситуациях взаимодействие воспринимается участниками как конкурентное, конфликтное. Неумение вести себя в подобных ситуациях может довести взаимодействие до конфронтации, стремления сторон к победе «во что бы то не стало», к «войне до победного конца», что, в свою очередь, закрывает для участников первоначальных предмет взаимодействия, взаимодействие теряет присущие ему черты. С другой стороны, в отличие от простой ситуации, трудная ситуация взаимодействия мобилизует все ресурсы человека, в ней в концентрированном виде могут проявляться и развиваться необходимые для конструктивного сотрудничества качества, приобретаться знания, умения и навыки, формироваться установки и ценностные ориентации.

Рассмотрим основные типы трудных ситуаций социального взаимодействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность не велика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны «другого» оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к «другому», готовностью противодействовать. Велика вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственны противодействия в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Таким образом, выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Так трудная ситуация социального взаимодействия может повлечь за собой трудную ситуацию деятельности, а, в результате человек будет переживать внутриличностный конфликт. Поэтому необходимо формирование такого социального опыта, который помог бы индивиду не только ориентироваться в трудных ситуациях, но и действовать в них максимально эффективно, применяя рациональные, конструктивных способы взаимодействия.

Поведение человека в трудных ситуациях отличается от повседневного. Многие ситуации в жизни человека характеризуются параметрами повторяемости и похожести и воспринимаются им как привычные. В них человек действует во многом на уровне автоматизма. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму. Иное дело трудные ситуации. В силу их сложности, они требуют мобилизации психических и физических ресурсов. По мнению B.C. Мерлина, когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внутренних и внешних противодействий возникает трудная ситуация. Если в стремление личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается воспринимается как личная. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психическом механизме поведения в трудной ситуации, акцентирует внимание С.Л. Рубинштейн, может быть троякой. Эмоции выступают как: индикатор трудности; оценка значимости ситуации для личности; фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Во всех этих ситуациях эмоциональные переживания и соответствующие им поведенческие проявления возникают в результате субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов.

По мнении. Н. Наенко, трудная ситуация порождается преимущественно объективными обстоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей.

С точки зрения формирования опыта конструктивного взаимодействия представляет немалый интерес вопрос о способах реагирования человека на трудную ситуацию. Ряд специалистов, в том числе Б.Я. Шведин, выделяют активный и пассивный тип реагирования субъекта на трудную ситуацию.

Активный тип рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды. Однако эта активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи - в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или к самому себе, ухудшение функционирования, нервные вспышки, истерические реакции).

Пассивный тип поведения, деятельности и общения может быть реализован также в двух формах: как приспособление и как уход от ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям. Уход от ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя и т.п.

Выбор того или иного типа поведения в трудной ситуации зависит от многих факторов, одним из них является психологическая устойчивость личности. До последнего времени изучение психологической устойчивости человека в трудных ситуациях интересовало преимущественно представителей военной и инженерной психологии. Только в последнее время появились работы, посвященные проблемам психологической устойчивости личности в ситуациях социального взаимодействия. С.И. Ерина, А.Я. Анцупов понимают под психологической устойчивостью характеристику личности, состоящую в сохранении в условиях оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от: типа нервной системы человека; опыта человека, профессиональной подготовки; навыков и умений поведения и деятельности; уровня развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости эти авторы выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный.

Эмоциональный компонент отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения t в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своими эмоциональными состояниями, способности открыто выражать свои эмоции без оскорблений личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае неудачи.

Волевой компонент понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствие с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическими состоянием. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент - это устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонентов. Он включает: анализ причин возникновения трудной ситуации; умение сводить к минимуму искажение восприятия ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение прогнозировать развитие и возможные последствия взаимодействия; способность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему взаимодействия, а также выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент - состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил.

Психомоторный компонент обеспечивает правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой. Контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

М. Тышкова в своем исследовании называет ведущим компонентом познавательный. Часто эмоциональный и волевой компоненты представляют как эмоционально-волевую устойчивость и считают ее ведущей (М. Дьяченко, В. Власов, П. Корчемный, Н. Феденко, А. Столяренко). В некоторых исследования ведущим компонентом психологической устойчивости рассматривается мотивационный компонент. Не смотря на различие точек зрения относительно иерархии компонентов, большинство авторов едины во мнении, что психологическая устойчивость - это не просто сумма, а интегральное образование.

«Удельный вес» составляющих структурных компонентов психической устойчивости у конкретного человека не может быть одинаков. Показателем устойчивости является вариативность, рассматриваемая как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче. В зависимости развитости у индивида психологической устойчивости поведение человека в трудной ситуации изменяется.

Таким образом, оптимальному поведению личности в трудной ситуации помогает ее способность справится со стрессовыми факторами, то есть психологическая устойчивость, понимаемая как способность человека конструктивно организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия.

Способность человека к конструктивному взаимодействию, как и к другим разновидностям социального взаимодействия, формируется в течение всей его жизни. Особое значение в этом смысле приобретает социальный опыт человека.

Категория «социальный опыт» подробно рассматривается в науке. Существует несколько концепций освоения человеком социального опыта. Так Б.Д. Парыгин предлагает различать социально - специфический опыт личности, под которым имеются в виду все те особенности ее психики, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или их совокупности. За этим стоит определенная программа предписанного извне поведения, которое находит свое выражение в системе требований, норм, правил и шаблонов деятельности. Последние принято, по мнению автора, разделять еще по их функциям на роли, нормы, ценности и символы. Кроме того, элементы такого опыта выполняют еще и функции санкционирования, регламентирования, регулирования и направления поведения индивида.

Б.Д. Парыгин предлагает все элементы социального опыта (роли, нормы, ценности и символы) объединить одним обобщающим понятием, значением, как форму обобщения действительности, через посредство которой каждый человек овладевает общечеловеческим опытом.

Ступень интернализации (усвоения) индивидом системы социального опыта, как считает автор, будет различной. Весь процесс ему представляется в виде четырех последовательных стадий.

На первой из них индивид получает исходную информацию о тех или иных социальных значениях (ролях, нормах, ценностях). Эту стадию можно обозначить как знание. Следующей называют ступень, когда вслед за знанием приходит отношение к культивируемому значению. Она представляет собой социально - психологический стереотип восприятия (признание - отвержение).

Третья степень усвоения социального опыта в процессе интернационализации социальных значений предполагает формирование у человека такой установки, которая обозначает готовность действовать в соответствии с заданным значением (убеждение).

Завершающей ступенью в процессе присвоения личностью социального опыта является переход от убеждения к побуждению, обозначающему волевое усилие, необходимое для того, чтобы готовность к действию переросла в само действие.

Все это вместе взятое приводит Б.Д. Парыгина к выводу о том, что в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убедительности, а за тем к деятельности, соответствующей системе интернализованного личностью социального опыта.

Наряду с социальными значениями важным элементом социального опыта, по мнению данного автора, является система индивидуальных значений. «Под этой системой есть основания подразумевать всю совокупность представлений, впечатлений, символов, ценностных ориентации, которые приобретены человеком в итоге его собственного индивидуально - неповторимого жизненного опыта».

Между системой социальных и индивидуальных значений есть различия. Если первые культивируются извне, то вторые - результат собственного жизненного опыта человека. Если система индивидуальных значений функционирует на уровне установки, то система социальных значений часто остается на уровне знаний или стереотипизированного признания. В том же случае, если на определенном этапе социального развития личности сложилась одна, представляющая собой сплав социального опыта и системы знаний, сложившихся в процессе собственной жизнедеятельности индивида, то происходит значительное расширение и обогащение индивидуализированного социального опыта личности. Это возможно при соблюдении ряда условий. В частности, если нет противоречивости между системами социальных и индивидуальных ценностных ориентации, с одной стороны, и культивируемой извне системой ценностей, с другой.

Продолжая свои рассуждения, Б.Д. Парыгин определяет место социального опыта в социализации. «Социализация немыслима без активного участия самого человека в процессе освоения социального опыта и культуры, когда человек выступает уже не столько как объект, сколько в качестве субъекта общественных отношений  Широкое понимание социализации, при этом, связано с социальным познанием, которое, в свою очередь, ориентированно на социальный опыт. Поэтому расширение и углубление знаний, установок, накопление жизненного опыта, изменение ценностных ориентации будет способствовать его обогащению.

В характеристике процесса овладения человеком социального опыта Б.Д. Парыгину представляется необходимым различать два больших аспекта: «во-первых, тот, с которым связано освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры; во-вторых, тот, с которым связано освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений. В соответствии с этим будет несколько отличен и набор механизмов, характеризующих процесс социализации человека в каждой из двух названных выше случаев».

В первом, по мнению автора, важную роль будут играть изучение, внушение, адаптация, подражание, пример, заимствование и т.д. Во втором -убеждение, идентификация, руководство, заражение и т.д. Кроме того, он подчеркивает, что, если выше рассмотрены механизмы овладения человеком социальным опытом, то не следует игнорировать ещё и факторы внешней среды, под влиянием которых так же происходит данный процесс. К ним отнесены семья, детские дошкольные учреждения, школа, уличные группы детей, вся система социальных отношений, представленная различными социальными институтами.

Касаясь вопроса последовательности протекания анализируемого процесса, автор достаточно подробно рассматривает модель, предложенную чешским психологом А.Юровским, который выделяет три стадии: а) связанную с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм, реализуемых по мере вхождения человека в первичные социальные группы (семья, школа и так далее); б) связанную с межличностными переменными (положение в группе, групповые роли и т.п.); в) связанную с процессом духовного обогащения личности, развитием ее способностей, переводом социального опыта в индивидуальный.

Подчеркивая, что в изучаемый им период 60-х - 70-х годов в отечественной и зарубежной социологической и философской литературе замечены попытки, характеризуя социализацию, рассматривать социальный опыт во всемирно - историческом масштабе, Б.Д. Парыгин обращается к концепциям Д. Рисмена и Б.Ф. Поршнева, в результате чего приходит к выводу, что пути освоения человеком социального опыта могут быть представлены в виде ступенек лестницы, по которой идет восхождение от «они» (осознание своих границ поведения через противопоставление другим общностям) к «мы», к развитию чувства и осознания своей общности, и от них к «я», к развитию индивидуальности, обогащению социальных связей.

Говоря о социально - специфическом опыте личности, В.Д. Парыгин справедливо подчеркивает, что данный феномен представляет собой сложную, многоуровневую, многогранную конструкцию, которая складывается из своеобразного сочетания социальных ролей, ценностных ориентации личности, принимаемых ею социальных норм. В этом смысле опыт направляет, регулирует, стимулирует и регламентирует деятельность и поведение личности.

В концепции социального опыта личности В.Д. Парыгина особое место отводится опыту социальных контактов: совместной деятельности и общения, в основе эффективности которых, по нашему мнению, лежит конструктивное взаимодействие. Следовательно, мы можем назвать опыт конструктивного взаимодействия значимой частью опыта социального взаимодействия, который, в свою очередь, является одной из основополагающих характеристик социального опыта человека.

Таким образом, под конструктивным взаимодействием в нашем исследовании мы будем понимать вид социального взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой - эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Конструктивное взаимодействие формируется в разнообразных по составу участников, содержанию, организации и эмоциональной насыщенности ситуациях социального взаимодействия.

Долгое время в науке конструктивное взаимодействие связывалось только с одним из способов разрешения конфликтов. На сегодняшний день подобные позиции вызывают дискуссию. В этом отношении концепция трудных ситуаций жизнедеятельности А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова расширяет и обогащает области проявления и формирования опыта конструктивного взаимодействия личности. Проживая подобные ситуации, характеризующиеся рассогласованием системы «задача - личные возможности и/или мотивы - условия среды», человек имеет возможность не только продемонстрировать наличие или отсутствие конструктивных знаний, умений и навыков, но и накопить опыт конструктивного взаимодействия, являющийся частью опыта социального взаимодействия человека.

 

АВТОР: Смирнов В.С.