07.04.2012 13677

Формирование информационной культуры личности как проблема педагогической науки

 

Понятие «информационная культура» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Основная причина его появления - усиливающаяся роль информации, информационных технологий и информационной деятельности в жизни общества. Однако сразу обозначилась трудность определения данного феномена, поскольку данное понятие возникло на основе двух универсалий: «информация» и «культура», однозначного толкования которым нет в научной литературе.

Культура, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных, многогранных, многоликих социальных явлений. Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации.

В зависимости от тех или иных установок даются самые различные определения культуры.

По-мнению А. Моля, культура это - интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни.

Балакина Т.И. считает, что культура - это исторически развивающаяся, многоликая, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культура есть память, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает неразрывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества (Ю.М. Лотман).

Крылова Н.В. определяет культуру как общефилософскую категорию, в которой выражены качественная определенность, технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал. В культуре синтезируется совокупность материальных и духовных ценностей различных обществ. Понятие культуры употребляется для характеристики и человека, и общества, ступеней и этапов их развития.

А. Швейцер пишет, что «в наиболее общих чертах культура это прогресс, материальный и духовный прогресс, как индивидов, как и всевозможных сообществ». Сущность культуры, по его мнению, двояка, она слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами. Д. Белл под культурой понимает «царство экспрессивного символизма и выразительности». «Культура - это то, что отличает человека от животных» - заявляет Л.Г. Ионин. – Культура - это характеристика человеческого общества».

Подобный перечень определений культуры можно было бы продолжать длительное время, но достаточно приведенных, чтобы почувствовать их разнообразие. Одни исследователи насчитывают 300 определений культуры, другие - более 500. И, вместе с тем, по признанию одного из видных российский культурологов М.С. Кагана, «в наше время в мировой культурологической мысли нет не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения, способные преодолеть этот методологический разнобой».

В настоящее время во всем мире большую роль в общественном развитии играют информационные технологии, а общий уровень информационной культуры нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Переход информации в разряд важнейших универсальных категорий отражает объективную необходимость информационных ресурсов для всех видов человеческой деятельности - учебной, научно-исследовательской, производственной. В современных условиях информация рассматривается как нечто самостоятельное, в одном ряду с такими категориями как материя и энергия. Так, А.Д. Урсул утверждает, что информация оказывается не просто свойством, даже атрибутом материи и всех ее систем, и играет куда более важную роль в «жизни» этих систем, в природе вообще. Все больше и больше фактов и выявляемых закономерностей свидетельствуют в пользу так или иначе понимаемых приоритетов информации над веществом и энергией. Он же отмечает, что все больше замещая вещественно-энергетические ресурсы, либо существенно их дополняя, информация помогает кардинальным образом изменить всю структуру социальной деятельности.

Информация как некая субстанция обладает своими специфическими особенностями. Во-первых, это ее не уничтожимость и неистощимость. Информация не уменьшается при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием. Во-вторых, это отсутствие универсальной меры. Все попытки измерить количество информации, связаны с условными мерами, характеризующими информацию, которую данное сообщение несет для данного адресата в некоей конкретной ситуации. В-третьих, информационный ресурс имеет лишь потенциальное значение по сравнению с людскими или материальными ресурсами, он не самостоятелен, сам по себе не способен динамически развивать социосистему. Как видим, ценность информации существенно зависит и от способа ее получения, и от конкретной ситуации ее применения.

Не случайно последнее десятилетие XX века и начало XXI века связывают с информатизацией и формированием информационного общества, рассматривая их как процесс эффективного освоения накопленных человечеством информационных ресурсов. Как считает М.А. Потылицина, признаком информационного общества является осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации. По мнению А. Атаяна, информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т.п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Другими словами, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека, и его материальное бытие.

Основываясь на анализе научно - педагогической литературы, сегодня мы можем говорить о формировании информационной культуры личности, являющейся неотъемлемой частью общей культуры человека. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

В настоящее время существует множество определений понятия «информационная культура». Одни авторы информационную культуру считают одной из составляющих общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе (И.Г. Овчинникова, Л.У. Глухова и др.). Другие понимают под информационной культурой новый неординарный стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества (Э.Э. Слабудина, А.А. Парахин и др.). С.М. Конюшенко предполагает, что развитие информационной культуры человека зависит от развития человеческих способностей, а результат овладения информационной культурой будет тем выше, чем более этот процесс будет подчинен развитию требуемых способностей. С.М. Конюшенко дает такое определение: информационная культура - это сложное системное образование, интегрирующее знания о человеке и культуре человечества; она отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества.

По мнению Тарасовой О.И., понятие информационной культуры сформировалось во второй половине XX века в связи с бурным развитием вычислительной техники и информационных технологий. По мнению Оленева С.М., понятие информационной культуры возникло в момент смены формального отношения к сигналу ситуации, свойственного животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Следующим этапом в формировании информационной культуры можно считать письменный этап, вобравший в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, качественно и количественно изменившие носители информации и автоматизировавшие ряд информационных процессов.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Сама природа формирующегося информационного общества порождает необходимость модернизации образования, главной целью которой становится формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, к успешной социализации человека в постоянно меняющейся, все более взаимосвязанной информационной среде.

В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. Приведенные ниже определения раскрывают различные стороны сложного, многогранного понятия «информационная культура».

Фокеев В.Л. считает, что информационная культура - это область культуры, связанная с производством и функционированием знания (информации) в обществе и формированием информационных качеств личности, гармонизацией ее внутреннего мира.

Медведева Е.А., рассматривая информационную культуру, имеет в виду уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

Огановой А.А. и Хангельдиевой И.Г. информационная культура трактуется как качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

Герасимов В.П. и В.В. Малиатаки определяют информационную культуру как уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней; а также сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией.

Зиновьева Н.Б. считает, что информационная культура личности-гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

Гречихин А.А. представляет информационную культуру как информационную деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленную ценностями культуры.

Семеновкер Б.А. под информационной культурой понимает совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации.

Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Информационная культура - это та специфическая сторона культуры, которая прямо и непосредственно связана с информационным аспектом жизни людей во всей его полноте. Она объективно характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих сугубо информационных отношений. Она является информационным компонентом человеческой культуры в целом.

Информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения и обработки информации из различных источников, считает Ю.Л. Хотунцев.

По мнению Нестеровой Л.В., информационная культура - это социальное явление особой качественной сложности, обусловленное не, только развитием научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, но и представляющее собой деятельностную инфраструктуру, пронизывающую все исторические эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все стадии развития индивида как социального существа и личности.

Под информационной культурой Е.В. Зотова и В.Д. Симоненко понимают умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и эффективно пользоваться имеющимися информационными системами. Они также отмечают, что в условиях глобальной компьютеризации всех сфер жизни современного общества одним из главных требований к профессиональной подготовке будущих учителей является высокая степень сформированности информационной культуры. Традиционная информационная деятельность приобретает сегодня качественно новый характер, наполняется обновляющимся содержанием, предъявляет новые требования к работнику как органическому компоненту системы «человек - машина».

Низкий уровень информационной культуры сегодняшних выпускников школ создает определенный барьер, который будет вызывать трудности в их дальнейшей профессиональной деятельности. Мерой его устранения является подготовка специалистов, умеющих не только эффективно использовать компьютерную технику в своей профессиональной деятельности, но и работать с разнообразными информационными структурами и моделями, а также владеть навыками программирования хотя бы на одном языке.

Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей.

Нельзя не согласиться с М.А. Потылициной в том, что значение информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями – «информация» и «культура», поэтому различные исследователи выводят определение информационной культуры исходя из того или другого. Таким образом, можно выделить «информалогический» и «культурологический» подходы к трактовке этого понятия.

В рамках первого - большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей, знаний, умений и навыков, сюда же можно отнести проведение обучения потребителей информации.

Из множества факторов, определяющих взаимосвязи между системой образования и информационной проблематикой, выделим наиболее важные.

- Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Переход информации в разряд важнейших универсальных категорий отражает объективную необходимость информационных ресурсов для всех видов человеческой деятельности - учебной, научно-исследовательской, производственной. Реализация информационных ресурсов на основе современной компьютерной техники открывает широкие возможности для всех отраслей знаний. Информация и информационные технологии становятся главным фактором в развитии производительной силы современного общества. Осознание фундаментальной роли информации в жизни человека, решение задач на основе использования информации и знаний - все это должно найти отражение в работе всех звеньев системы образования. Как подчеркивает, исходя из опыта работы МГУ по подготовке потребителей информации, Р.С. Гиляровский: «Для современных специалистов проблема информации во всех ее многообразных аспектах должна стать важным компонентом профессионального мировоззрения. Им необходимо знать структуру и основные свойства семантической информации, процессов, современные системы поиска и переработки информации, типы информационных систем. Важно научить студентов использовать эти знания в ходе обучения и в последующей деятельности». Итак, проблема подготовки потребителей информации приобретает актуальность в связи с объективным процессом увеличения роли информации в обществе.

- Возрастание объемов информации. Возрастание роли информации проявляется в двух аспектах - количественном (возрастание объемов информации) и качественном (превращение информации в важнейший ресурс развития человечества), причем оба этих аспекта активнейшим образом влияют на систему образования и должны быть учтены при ее оптимизации.

- Развитие информационной техники и технологии. Сегодня информационные процессы и технологии занимают центральное место в процессе «интеллектуализации» общества, развития его системы образования, науки и культуры. Многократно возрастающая возможность влияния отдельного человека на информационные процессы всего общества детерминирует вопрос о «верхней границе» соотношения свободы, ответственности и самоограничения человека как основных регуляторов его информационной деятельности. Информационные технологии играют ключевую роль в процессах получения и накопления новых знаний.

- Становление информационного общества. Важнейшим показателем информационного общества является то, что каждый имеет возможность своевременно получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом. Как справедливо подмечает Е.В. Данильчук, в информационном обществе происходит дестандартизация и демассовизация экономической, социальной и духовной жизни. На место унифицировано-массовому образу жизни приходят базирующиеся на современных информационных технологиях индивидуализируемые потребности и возможности широкого доступа к культурным формам, высвобождения творческого потенциала, формирования нового типа деятельностной культуры человека. И одной из важнейших задач в этой области является необходимость массового повышения культуры всех членов общества, а иначе невозможен реальный подход к информационному обществу. Среди наиболее значимых ценностей и смыслов информационного общества исследователи называют следующие: понимание человека как самостоятельно-деятельностной личности, осуществляющей в гармонии с природой и цивилизацией познание и преобразование окружающего мира и стремящейся к новому опыту, к внутреннему удовлетворению; ценность образования, объективного научного знания, установка на постоянное его приращение; восприятие природы как закономерного и упорядоченного «поля объектов», выступающих материалом и ресурсами преобразующей деятельности человека на основе ее гуманитарной экспертизы; ценность инноваций и прогресса; стремление личности к автономности и сохранение тяготения к общности, принятию участия в совместной выработке решений с участниками информационного взаимодействия; приоритетность свободной самореализации, творчества и т.п.

При использовании второго, культурологического подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется, что закономерно. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе. Следует подчеркнуть, что в информационном обществе знание об информационных законах, о средствах взаимодействия с информацией становится основой, методологией эпохи информатизации. Информационная культура - это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому, чтобы не «заблудиться» в библиотеке или компьютерной сети. В соответствии с объективно действующим законом, которому подчиняются информационные потоки, информация неизбежно стареет. Известно, что в среднем через 5-10 лет полученные в учебном заведении знания устаревают. В недавнем прошлом мир культурных ценностей человека был неизменен на протяжении столетий, определяя тем самым направления развития многих поколений. В нынешнее время на протяжении жизни одного поколения сменилось несколько культурных эпох, под воздействием информатизации изменился приоритет культурных ценностей. Следовательно, цель процесса формирования информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний. Информационная культура означает степень овладения специалистами методами и технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации.

Обобщая проведенный анализ существующих подходов к понятию информационной культуры, можно сделать следующий вывод: в настоящее время существует широкий спектр подходов к определению информационной культуры: от уровня умений целенаправленной работы с информацией, до всеобъемлющего понимания как особого вида компетентности в новых информационных условиях, являющейся неотъемлемой частью общей культуры человека.

Основываясь на понимании информационной культуры личности Е.В. Данильчук, мы предложили свое рабочее определение, которого и будем придерживаться в данном исследовании: информационная культура личности - сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиций и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению образа жизни на информационной основе, практической деятельности по созданию, сохранению, обработке, распространению и потреблению информации как объекта культуры.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которую можно считать элементом общей культуры человечества.

Информационная культура, как важнейшая составляющая общей культуры, имеет глубоко гуманистическую направленность. Она представляет собой богатейший кладезь, содержащий в обобщенном виде весь предшествующий опыт человеческой деятельности в области получения и использования информации. Это, однако, не означает, что «внедрение» современной информационной культуры в общество проходит гладко, без сучка и задоринки, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одной из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является проявление в культуре информационного общества изменений негативного характера. Такие, как так называемая компьютерная наркомания (Интернет-зависимость, чрезмерное увлечение компьютерными играми с элементами агрессии и насилия); виртуализация общения, возникновение асоциальных виртуальных сообществ (хакеры, экстремисты и т.д.); все доступность к информации нецензурного характера (порно-сайты и т.п.); компьютерная преступность. Эти и другие подобного плана явления могут привести к разрушительным тенденциям в культуре, хаотизации в социальной жизни, что связано с несоответствием неизменившегося внутреннего духовного мира человека и возросшими внешними возможностями и условиями его развития в новом информационном обществе.

Перечисленные выше изменения в информационном обществе обусловливают необходимость формирования информационной культуры личности. В содержании понятия «информационная культура» можно выделить четыре основных компонента:

- мотивационно-ценностный определяется сформированностью системы информационных потребностей и интересов, ценностных ориентации и идеалов, уверенностью в адекватности своих взглядов социальной практике, гибкостью и разнообразием критериев оценки, рассмотрением поставленных целей и возможностей их достижения с точки зрения социальной значимости и безопасности для здоровья; включает в себя владение методами аналитико-синтетической обработки информации, сформированность высоких нравственных качеств, наличие осознания социальной сущности информации, умение критически оценивать информацию, значительный объем информационных знаний, подробные, точные систематизированные сведения о здоровьесберегающих технологиях в работе с информацией, знание способов компенсации собственных слабых сторон;

- инструментально-деятельностный включает в себя обширные знания информационных источников, хорошо развитые навыки профессионального чтения и общения, индивидуальный стиль информационной деятельности, поиск новых способов решения задач, с учетом рациональных, этических и эстетических аспектов, умелое владение различными средствами информационной деятельности, высокую степень самостоятельности в профессионально-ориентирующей деятельности, значительное число усвоенных здоровье сберегающих технологий, свободное оперирование ими; заключается в сознательном управлении своим поведением, прогнозирование на уровне предвосхищения результатов своих действий, произвольной саморегуляции поведения в сфере информационных отношений, сознательности и ответственности в выборе цели своей информационной деятельности и социально приемлемых средств ее достижения, здоровье сберегающем поведении, способности активно отстаивать свои убеждения и позицию в ситуации борьбы ценностей и смыслов, соотнесение своей позиции с другими точками зрения, поиск общих оснований для общения, владение приемами творческого саморазвития, автономность и самостоятельность в своих оценках и суждениях относительно информационных явлений и процессов. Данные компоненты находятся между собой в диалектическом единстве, взаимосвязаны между собой, взаимодополняют друг друга. Мотивационно-ценностный, когнитивный и инструментально-деятельностный компоненты отражают основные сферы личности, а конативный компонент представляется как внешнее выражение сформированное ее информационной культуры.

Формирование информационной культуры как значимый социальный процесс является следствием воздействия на индивида (группу) целого ряда факторов. В принципе все, что направлено на развитие и совершенствование в целом или ее отдельных сторон, свойств и качеств одновременно влияет как на всю культуру личности, так и на определенные ее составляющие, хотя и в разной степени на каждую из них в зависимости от конкретно воздействующего фактора.

Формирование информационной культуры личности рассматривается учеными в разных плоскостях. Так, Н.Б. Зиновьева выделяет мировоззренческую, морально-этическую, психологическую, социальную и технологическую плоскости.

Формирование информационной культуры личности в мировоззренческой плоскости может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познаний законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность и группы людей, теоретическое осмысление роли информации в контексте культуры.

Рассматривая ценность информации в культуре, можно считать, что информация - это форма существования всех знаний, накопленных человечеством за свою историю. Различие между знанием и информацией состоит только в том, что любое знание - это информация, а информация - это всегда исходный материал для знания, требующий включения мышления, систематизации и обобщения. Интересно, что часто информация, не востребованная на данный момент и кажущаяся как бы бесполезной, со временем может стать очень ценной и нужной. Следовательно, встает вопрос о возможности хранения информации. Культура и информация представляют собой единое многоаспектное целое. На основе их взаимодействия возможно создание новых, духовных ценностей информационного общества. Как отмечает А.И. Арнольдов, «связанная с бытием человека, непрерывно осознаваемая и воспринимаемая им информация становится процессом культуры. Она уже не просто элемент социальной структуры общества, она - образ культуры и мышления людей, способ их организации и объединения». Объединяя людей друг с другом, информация создает духовный мир, в котором живет человек, создает культурные ценности.

Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, а также выработки у личности культуры производства и потребления информации. Эта проблема приобретает особую остроту в наше время, когда информация, неся в себе мощный эмоциональный заряд, способна воздействовать на личность как во благо ей, так и во вред. Скорость и интенсивность распространения стандартных образцов мышления, поведения, заключающихся в продуктах массовой культуры, ведет к унификации форм общественной жизни, к деформации шкалы ценностей, навязыванию определенных ориентации. Некачественная информация является рычагом духовного подавления личности, в которую насильно внедряются по существу субъективные, но «нужные» представления, с помощью которых под маской «свободного выбора» происходит беззастенчивая манипуляция ею» (А.И. Арнольдов). В рамках информационной культуры личности общество должно выработать систему противодействия от возможных манипуляций и агрессии массовой культуры, а также воспитать чувство ответственности за производство и распространение информации, понимание ее последствий, ее негативное воздействие на личность и общество.

Культура производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, понимание необходимости проверки информации на достоверность. Знание закономерностей информационного процесса, например, такой, что при передаче по различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности воспроизведения информации уменьшается, содержание информации из-за внесения личных оценок, расстановки акцентов, высвечивания ее отдельных сторон искажается, ставит перед информационной культурой личности задачу выработки непосредственного умения и понимания значения работы с первоисточниками. С этой задачей тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования информации и привычки потреблять несложную, адаптивную информацию, выработки навыков защиты от «информационного шума».

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в развитии оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирования умения действовать в условиях избыточной или недостаточной информации, оценивать качественную ее сторону, отбирать достоверную информацию. Эмоционально сдержанное (но вовсе не бесстрастное) восприятие информации, вербальная подача, передача или сопровождение ее в соответствующем тоне или тембре, стремление снять при этом негативные психологические оттенки - важные моменты в создании благожелательной атмосферы при получении пользователем не всегда позитивной информации.

В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием для выполнения личностью многообразных функций в обществе. Важнейшей задачей на современном этапе развития общества является формирование у личности информационного стиля мышления. Он должен стать противовесом распространяющемуся технократическому стилю мышления, абсолютизирующему личность как объект воздействия, жестко детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений и внутреннего духовного мира. Пониманию всей глубины проблемы способствует знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью.

Информационный стиль мышления предполагает умение видеть явление во всей сложности, включая умение организовывать личную информационную базу в виде личных библиотек, картотек, компьютерных баз данных, умение применять информацию и библиотечно-библиографические средства в профессиональной и самообразовательной деятельности. В области выработки навыков поиска, получения и обработки информации имеются практические результаты, т.е. технологическая функция информационной культуры достаточно уверенно реализуется. Это - основы компьютерного поиска по электронным каталогам и машиночитаемым базам данных, обращение к новым носителям информации. Однако необходимо отметить, что если технологическая функция информационной культуры реализуется, то в области формирования информационного мировоззрения пока еще отсутствуют существенные практические результаты. В решении этой проблемы необходим комплексный подход, объединение усилий всех заинтересованных социальных институтов, которое бы позволило направленно формировать информационную культуру личности с учетом возрастных, социальных и профессиональных аспектов. Различные объективные и субъективные факторы - духовные и материальные, физические и психические процессы, явления и образования, воздействующие на культуру личности, определенным образом взаимосвязаны между собой, соподчинены и целенаправлены, а значит, образуют некую систему, имеющую свои подсистемы.

Проблема формирования информационной культуры находит отражение в работах Г.В. Абрамяна, A.M. Атаяна, В.Т. Гальченко, Е.В. Данильчук, О.А. Завьяловой, О.В. Киевой, Н.С. Киндрата, М.В. Корниловой, В.Ю. Кочергиной, Л.В. Мизиновой, А.Ю. Оршанского, О.И. Пугач, А.Н. Ревенко, Н.Н. Секлетовой, А.Ю. Харитонова, Е.В. Харунжевой, И.В. Щукиной. Этой проблеме, как в концептуальном плане, так и в плане методической реализации основных идей, посвящены труды Г.А. Балла, С.А. Бешенкова, Е.П. Велихова, А.Г. Гейна, А.П. Ершова, М.П. Каймина, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, В.М.Монахова, Ю.А. Первина, Н. Угриновича.

Вопросам компьютерной подготовки учащихся посвящены работы П.Р. Атутова, С.Я. Ботышева, В.П. Беспалько, Ю.К. Васильева, А.П. Надточего, А.Н. Ростовцева, В.Д. Симоненко, П.И. Ставского, Ю.Л. Хотунцева.

Организационно-педагогические условия развития информационной культуры находят отражение в работах А.В. Шаблова. Л.Д. Васильева рассмотрела проблемы формирования информационной компетентности учащихся. А.А. Паскова исследует организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности. В направлении формирования Интернет-культуры работает М.Р. Раянов.

Игровые технологии обучения как средство формирования информационной культуры исследует Ф.Ю. Боташева. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в образовательном учреждении исследует Н.Ю. Шепелева.

Формирование информационной культуры является одной из главных задач современного общества, поскольку:

во-первых, она определяет социально необходимый уровень информированности индивида, соответствующий уровню развития общества;

во-вторых, она формирует систему ценностных ориентации, проявляющуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении;

в-третьих, информационно-культурная среда способствует усвоению индивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стереотипов;

в-четвертых, непосредственным помощником в становлении и воспитании информационной культуры личности сегодня выступают новые информационные технологии, владение которыми становится составной частью информационного общества и способствует наиболее полному раскрытию личности во всех видах деятельности, включая и профессиональную.

Термин «формирование» является одной из основных категорий педагогики и психологии, однако среди исследователей нет единого понимания в его определении. В словарях и учебниках встречаются прямо противоположные определения этого понятия. Например, формирование как изменение личности под влиянием внешних факторов («Краткий словарь системы психологических понятий» К.К. Платонова) и формирование как само развитие личности («Общая психология» под редакцией А.В. Петровского) С.Д. Поляков, подчеркивая, что при любом из предложенных пониманий данный термин становится ненужным, дублирующим другие, более четкие в определении феномены (воспитание, социализация, развитие), предлагает «...сохранить... словосочетание формирование личности, оставив за ним максимально широкий смысл - всяческие изменения, новообразования, усложнения личности без указания источников этих изменений». Для целей нашего исследования этот подход кажется наиболее подходящим, так как он позволяет рассматривать сразу четыре процесса:

- качественные изменения, происходящие в личности; влияние внутренних факторов на эти изменения; внешне обусловленные влияния;

- взаимовлияние внутренних факторов и внешних условий и их воздействие на личность.

Близкую точку зрения высказывает А.И. Кочетов в своей монографии «Теория формирования личности». «Субъектные процессы формирования личности - это синтез образа жизни, образа мыслей и образа «Я». Эти процессы определяют жизненный опыт и вид активности личности.... Внешнее и внутреннее регулирование становления и развития личности связываются в образовании как в обобщающем все процессы развития личности. Вместе же синтез всех внутренних и внешних изменений «Я» и есть формирование целостной личности».

Формирование - это процесс создания, придания определенной формы, законченности чему-либо.

Мы, подводя итог всему вышеизложенному, под формированием информационной культуры будем понимать искусственно-естественный процесс изменений в личности, детерминированный взаимодействием внутренних факторов и внешних условий, специально создаваемых субъектом педагогической деятельности, направленный на гуманизацию ценностных ориентации и позиций, овладение универсальными способами познания, взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде, освоение образа жизни на информационной основе, практической деятельности по созданию, сохранению, обработке, распространению и потреблению информации как объекта культуры.

Для анализа результативности данного процесса необходимо выделить критерии и показатели сформированности информационной культуры старшеклассников в школьном Интернет-клубе как воспитательной организации. В соответствии с выявленными компонентами мы определили критерии и показатели сформированности информационной культуры.

На наш взгляд может быть выделено три уровня сформированности информационной культуры личности, что отражается в сформированности каждого из ее компонентов.

Подводя итог, отметим в качестве выводов:

- Изучение проблемы формирования информационной культуры является актуальной потребностью теории и практики;

- Под информационной культурой личности мы понимаем сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентации, собственных позиций и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению образа жизни на информационной основе, практической деятельности по созданию, сохранению, обработке, распространению и потреблению информации как объекта культуры. Структурно она представляет собой синтез тесно взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, инструментально-деятельностного, конативного. Данные компоненты находятся между собой в диалектическом единстве, взаимосвязаны между собой, взаимодополняют друг друга. Мотивационно-ценностный, когнитивный и инструментально-деятельностный компоненты отражают основные сферы личности, а конативный компонент представляется как внешнее выражение сформированности ее информационной культуры.

Под формированием информационной культуры мы будем понимать искусственно-естественный процесс изменений в личности, детерминированный взаимодействием внутренних факторов и внешних условий, специально создаваемых субъектом педагогической деятельности, направленный на гуманизацию ценностных ориентации и - позиций, овладение универсальными способами познания, взаимодействия, взаимоотношений, деятельности в информационной среде, освоение образа жизни на информационной основе, практической деятельности по созданию, сохранению, обработке, распространению и потреблению информации как объекта культуры.

 

АВТОР: Пигузов А.А.