08.04.2012 1998

Концепции воспитания военнослужащего, человека культуры, на основе личностно-профессионального саморазвития

 

Вошедшее в обиход слово «менеджмент» употребляется в России настолько широко, что его основной смысл теряется в диапазоне понятий «рекламные услуги» и «организация производства». Немецкие авторы Вернер Зигерт и Лючия Ланг включают в понятие «менеджмент» такие компоненты, которые указывают на необходимость приведения в порядок не столько внешнего, сколько внутреннего аспекта деятельности управляемого, все в большей степени становящегося самоуправляемым субъектом профессиональной деятельности: самоуправление, самоорганизация, саморегуляция, целеполагание личности. Эти компоненты определяют гуманистическую сущность неформального, мягкого управления, где в равной степени задействуются потенциалы личностного развития и управляющего (менеджера), и управляемых.

Изменение содержания воспитания, восстановление его в новом качестве - организации педагогической поддержки, то есть мягкого, ненасильственного управления профессиональным самоопределением, представляется возможным при обращении воспитателя к трем основам воспитательной деятельности принципиально нового, гуманистического типа: 1) философии свободного выбора, направляющей личность на осознание своих потенциальных нравственных возможностей и право их реализовывать в свободном обществе; 2) психологии личности, как субъекта неадекватной активности, помогающей выстраивать и реализовывать стратегии жизни; 3) педагогики самоорганизации, способствующей созданию условий для «выращивания» личностных структур сознания как основы для принятия качественных решений.

Большую роль в принятии решений играют ценности личности - предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает ценность. Человек испытывает потребность в самоактуализации (А. Маслоу), т.е. реализации способностей и талантов; самоактуализация - это рост изнутри, т.е. разновидность самоопределения личности в мире реализуемых ею ценностей.

Учитывая вышеизложенные положения, обратившись к основам педагогики сотрудничества, можно подойти к такому типу воспитания, которое изменяет субъектов воспитания, их взаимодействие и взаимовлияние. Такой процесс воспитания основан на глубинном педагогическом общении, которое представляет собой встречу двух поколений, восходящего и нисходящего в истории, но глубинно сопричастных друг другу в данный момент, когда его оба участника учатся жить. При этом общении рождается взаимопонимание, доверие, взаимоподдержка, готовность к творческому взаимодействию.

В результате подобного общения человек приходит к пониманию смысла своего профессионального самоопределения как ценности, способствующей нравственному возвышению человека при педагогической поддержке определенного уровня. Система педагогической поддержки направлена на формирование специфической культуры профессионального самоопределения как культуры порождения смыслов предстоящей деятельности.

Воспитание культуры такого человека есть процесс целенаправленного развития его способности отражать мир и взаимодействовать с ним на основе своих ценностей, своей самоорганизации и самоактуализации с помощью глубинного педагогического общения. В. В. Сериков разработал комплекс личностных функций, который после соответствующей воспитательной интерпретации С.В. Кульневич рассматривает как комплекс принципиальных профессиональных ориентиров, выполняющих ряд функций, таких как: мотивирующая - способствующая обоснованию и принятию решений; опосредующая - переводящая внешние воздействия во внутренние импульсы, руководящие поведением; коллизийная - позволяющая видеть скрытые противоречия действительности, явления; рефлексивная - конструирующая и удерживающая образ «Я» в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку; критическая - по отношению к предполагаемым извне ценностям и нормам; смыслотворческая - определяющая системы жизненных смыслов; ориентирующая - способствующая построению личностной картины мира -индивидуального (а не коллективного) мировоззрения; творчески-преобразующая - обеспечивающая творческий характер любой личностно значимой деятельности, в качестве которой выступает деятельность отношений и общения, как деятельность осмысления и креативности; самореализующая - как стремление к признанию своего образа «Я» окружающими; обеспечивающая уровень духовности жизнедеятельности - в соответствии с личностными притязаниями, предотвращающая перевод жизнедеятельности к утилитарным целям.

Личностное саморазвитие - это, по существу, психологический механизм «человекообразования». Оно образует (воспроизводит) коренное противоречие, выступающее движущей силой развития между наличным и необходимым уровнями психосоциальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в любой деятельности, определяет углубление самосознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеположения, создает смысловое пространство самосозидания.

Личностно-профессиональное саморазвитие военнослужащего, основываясь на только что описанной концепции, не может осуществляться с учетом всех ее положений. Объясняется это спецификой военного воспитания: несение боевых дежурств и выполнение реальных боевых задач, обязательность подчинения командиру, обязательность выполнения приказов командира, невозможность принять участие в обсуждении решений вышестоящих начальников, постоянное ощущение себя частью большой «военной машины». Все перечисленные, с одной стороны, способствует совершенствованию профессиональной компетентности, а, с другой стороны, нивелирует личность, делая ее частью большой слаженной системы. Выход мы видим в создании локальной системы осуществления воспитательного процесса, направленного на сознательную выработку инвариантных характеристик личности военнослужащего, управляющего своим собственным процессом саморазвития.

Вопросы военного воспитания рассматривались и русской педагогикой. Служение отечеству представляется в качестве самой благородной обязанности мужчин и в настоящее время. Особенно возрастает значение военного воспитания в наши дни и в нашем регионе, который вовлечен в трагические события на Северном Кавказе.

Представленность вышеупомянутых функций, в конечном счете, в деятельности субъектов воспитательного процесса является своеобразным критерием того, что этот процесс достиг личностного уровня в профессиональном развитии любого специалиста, в том числе и военнослужащего. Однако в реально используемых системах воспитания военнослужащих мы находим мало общего с только что описанной выше концепцией, поэтому мы переходим к описанию разработанной нами системы воспитания военнослужащих, локально нацеленной на практически реализуемое личностно-профессиональное саморазвитие военнослужащих.

 

АВТОР: Плескачева Н.М.