08.04.2012 5904

Особенности подготовки физкультурных кадров в системе заочного обучения

 

Ступень общего образования является базисом любой целостной образовательной системы. Именно на этой ступени закладываются основы интеллектуального, физического, духовно-нравственного и, в целом, культурного становления и развития личности. Все это обуславливает тенденцию постоянного, в зависимости от социального заказа, содержательно-технологического обновления, достижения нового качества общего образования. Вместе с тем, качество образования не может рассматриваться вне контекста оценки состояния здоровья субъектов образовательного процесса. На протяжении последних десятилетий сложилась тревожная тенденция ухудшения здоровья и физической подготовленности обучающихся. По данным Госкомстата, около 75% детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Здоровые дети среди младших классов составляют 10-12%, а среди старших - 5%. Более того, у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Лишь 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми.

Кроме того, многочисленные психолого-педагогические исследования доказательно демонстрируют начальный уровень грамотности физической культуры, низкий уровень культуры здорового образа жизни учащихся. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в общеобразовательных учреждениях занятия по физической культуре сориентированы в основном на телесное физическое развитие, а не на восприятие и понимание полноты ценностей физической культуры. Предпочтение, в первую очередь, отдается выполнению нормативов по физической подготовленности, но не формированию культуры и овладению знаниями о ней. Как следствие - большинство выпускников школ не обладают специальными знаниями, практическими умениями в использовании разнообразных средств и методов укрепления своего здоровья, физического развития.

С нашей точки зрения, это связано, прежде всего:

- с постоянным недофинансированием системы образования, в результате чего материально-техническая база, состояние спортивных сооружений и других оздоровительных объектов приходят к невосполнимому износу;

- недооценкой в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры;

- низким уровнем оплаты труда и неудовлетворенностью собственной деятельностью специалистов по физической культуре и спорту.

Однако следует отметить и такие факты, как недостаток высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры, стереотипный подход специалистов по физическому воспитанию к решению профессиональных задач; недостаточный уровень внедрения в практику инновационных технологий, обеспечивающих адекватную реформам физического образования подготовку специалистов и т.п. (Ю.В. Верхошанский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, Н.Э. Пфейфер, и др.).

Кроме того, анализ критической литературы, отчетной документации с позиции поставленных задач позволяет выделить и ряд других недостатков. Эти недостатки рассматриваем как конкретное проявление категории «качество профессионального образования». К ним мы относим:

- отсутствие готовности к осуществлению приоритетной профессиональной задачи - учить учиться;

- низкую готовность к непрерывному профессиональному росту, к самообразованию;

- низкую сопротивляемость отрицательным антипедагогическим влияниям среды, сопутствующим условиям, приводящим личность к потере необходимой мотивации к профессиональному росту и духовному развитию.

При несомненной необходимости выявления и устранения каждой из причин, отрицательно сказывающихся на функционировании системы отечественного физкультурного образования, представляется возможным признать, что самой исходной и основной является именно качество подготовки профессиональных работников системы образования. Ведь именно они, в конечном итоге, определяют эффективность функционирования всей системы образования в целом и каждого ее звена в отдельности.

Проблему повышения качества подготовки физкультурных кадров необходимо улучшать. Для решения этой задачи обратимся к анализу истории развитии педагогического физкультурного образования.

Согласно историческим источникам (Педагогический сборник. - 1866, №7; Журнал Министерства народного просвещения. - 1874, № 176, и др.), еще в 1860 году были организованы специальные педагогические двухгодичные курсы для учителей гимнастики в Петербургском гимнастическом обществе. Уже тогда студентам университетские преподаватели читали лекции по анатомии, физиологии, гигиене, проводилась практика. Для ведомства Императрицы Марии квалифицированных учителей гимнастики \ готовили в Николаевском сиротском институте, на женских педагогических курсах в Москве.

Особенно важным событием в развитии педагогического физкультурного образования в конце XIX и в начале XX столетия явилось учреждение П.Ф. Лесгафтом трехгодичных курсов воспитательниц и руководительниц физического образования. С 1880-х годов и вплоть до Октябрьской революции существовали также десятки частных школ педагогической гимнастики и массажа (Н.Ф. Гантмана, В.И. Никитина, A.M. Протопоповой, В.П. Стрелковой, Е.Н. Залессовой, СЛ. Ткаченко и др.). В эти двухгодичные школы принимались лица со средним медицинским образованием, в них давалась хорошая теоретическая и практическая подготовка (по гимнастике, подвижным играм, играм с мячом, плаванию и др.). Целый ряд квалифицированных специалистов по физическому воспитанию был подготовлен на Петербургских высших педагогических Фребелевских курсах. Успешно функционировали педагогические курсы общества телесного воспитания «Богатырь», в дальнейшем получившие название института «Богатырь». В этом институте впервые была предложена схема заочного обучения для педагогов по физической культуре. Для частных слушателей посещение теоретических и практических занятий по расписанию не являлось обязательным, но слушатели, желающие получить соответствующее свидетельство, в конце курса сдавали экзамены. В учебных планах таких факультетов ведущее место заняли специальные дисциплины.

После Октябрьской революции развитию образования, в том числе и высшему, были представлены широкие возможности. Наряду с существующими вузами создавались десятки, сотни новых, была развернута широкая сеть высших учебных заведений разного профиля. Кроме Ленинградского и Московского институтов физической культуры открылись сотни факультетов физического воспитания при педагогических институтах и новые институты физической культуры и спорта в Киеве, Харькове, Омске, Томске, Ташкенте, Баку, Ереване, Твери, Новосибирске, Иркутске, Владивостоке и многих других городах. В 1930-1935 гг. в СССР было уже более 150 различных вузов, во многих из них открылись факультеты заочного обучения, в том числе и в физкультурных вузах. В 1940-1941 учебном году в вузах обучалось более 800 тысяч студентов, около 250 тысяч обучались на заочных и вечерних отделениях.

В эти периоды успешному развитию физкультурного образования, подготовке физкультурных кадров способствовали исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих следующие проблемы:

- теория и организация физического воспитания: В.В. Белинович, Г.П. Виноградов, К.Х. Грантыня, Д.Д. Донской, Г.И. Кукушкин, А.Д. Новиков, С.С. Филиппов, М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, О.В. Новосельцев и др.;

- вопросы спортивной тренировки: Ю.В. Верхошанский, М.А. Годик, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов и др.;

- вопросы физиологии физического воспитания и спорта: А.Н. Крестовников, Н.А. Бренштейн, Н.В. Зимкин, А.В. Коробков, М.Е. Маршак, А.С. Солодков, B.C. Фарфель и др.;

- психология и психофизиология спорта: П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, В.М. Зациорский, Е.П. Ильин, И.П. Волков, Т.Т. Джагмаров, О.А. Черникова, Л.К. Серова, Н.Б. Стамбулова и др.;

- вопросы нравственного воспитания спортсменов: В.В. Белорусова, И.Н. Решетень, В.Л. Марищук, Н.В. Романенко, Г.Г. Шахвердов и др.;

- история физической культуры: Ф.П. Самоуков, В.В. Столбов, Д.А. Крадман, И.П. Новоселов, В.М. Выдрин, С.Д. Синицин, Н.И. Торопов, Г.Д. Харабути и др.;

- вопросы подготовки физкультурных кадров: И.П. Решетень, М.В. Прохорова, В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, С.П. Евсеев, Р.Н. Терехина, В.Ф. Костюченко, С.Д. Неверкович, Е.В. Утешева, Г.А. Шашкин и др.

Весьма информативные публикации по теории физической культуры и спорта, по спортивной педагогике были представлены зарубежными авторами: К. Bielefeldez (1989), W.-D. Brettschneider, I. Banr, U. Brantigam (1989), H. Diegel, P. Fornoff (1989), K. Dietrich, G. Landau (1990), O.Grupe (1984), E. Menlel (1976), R. Prohe (1991) и др. Некоторые монографии были переведены на русский язык (Е. Meinberg, 1976, 1991).

Вместе с тем, как отмечает в своем исследовании Н.П. Князева; система подготовки специалистов физической культуры и спорта того времени нуждалась в существенном улучшении: «планы подготовки и выпуска специалистов не отражали действительных потребностей отраслей. Наряду с такими обще-гуманитарными, социально-экономическими, специальными естественно-научными, теоретическими и практическими дисциплинами в учебный план были включены солидные разделы высшей математики, теоретической физики, теоретической химии, даже разделы квантовой механики. Для студентов факультета физической культуры усвоение такого программного материала явилось делом не только чрезвычайной сложности, но и, по мнению профессорско-преподавательского состава, необоснованным и бесполезным для будущей профессиональной деятельности».

С 90-х годов было положено начало периоду методического осмысления и реформирования школьного и вузовского физического воспитания, разработки новых педагогических технологий (М.Я. Виленский, В.И. Лях и др.). Для реализации реформаторских идей предлагались новые учебные программы, методические пособия. К концу 90-х годов появилось много работ, посвященных проблеме обновления содержания и организации физического воспитания. Этот поток теоретических и методических исследований стал возможен благодаря разработке новых методологических подходов к системе подготовки физкультурных кадров, изучению феномена физической культуры.

Эти факты подтверждает проведенный нами контент-анализ научной и учебно-методической литературы по физической культуре и спорту, имеющейся в Ставропольской краевой научной библиотеке им. Лермонтова. Результаты анализа показали, что современное направление совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов физкультурно-педагогической сферы представлено методологическими, организационными и культурологическими аспектами ее функционирования.

В последние годы в педагогической литературе рассматриваются вопросы непрерывности в физкультурном образовании (В.И. Стадников, В.В. Макареня, В.А. Шейченко, В.Г. Федоров, И.И. Щербаков, Г.А. Щуревич и др.). Данный вид образования в России складывался согласно другим отраслям в системе образования. В непрерывном физкультурном образовании особое внимание уделяется социокультурным проблемам, аспектам целенаправленного развития личности человека средствами физической культуры (Н.Д. Васильев, В.В. Приходько и др.). Все больше акцентируется внимание на студенте как субъекте познавательной деятельности, формировании у него навыков самосовершенствования и саморазвития в аспектах физической культуры и спорта.

Требования к уровню профессиональной подготовки физкультурных кадров меняются в зависимости от социально-экономических и политических условий, которые в итоге определяют социальный заказ в сфере образования. Эти условия ставят перед образованием свои задачи, а, следовательно, меняют требования и к содержанию профессиональной подготовки.

В последние годы, несмотря на экономические трудности, педагогические и физкультурные вузы достаточно эффективно ведут подготовку преподавателей, тренеров, организаторов физической культуры и спорта. В них ведется большая научная и методическая работа. Так, в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма обучаются 4035 студентов, из них 2198 на заочном факультете. Их обучением занимаются 234 преподавателя, в том числе 18 докторов наук, 106 кандидатов наук. В государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге 2489 студентов, из них 1900 человек - заочники. Научно-педагогическую работу в академии ведут 366 преподавателей и 20 сотрудников проблемной научно-исследовательской лаборатории, из них 99 докторов наук и профессоров, 182 кандидата наук и доцентов.

В Ставропольском государственном университете на факультете физической культуры обучаются 617 студентов, из них 314 по заочной форме обучения (в том числе и экстернат), профессорско-преподавательский состав факультета 88 человек, из них 12 докторов наук, 54 кандидата наук. Выпускники факультета физической культуры, в большинстве своем, работают в образовательных (59,3%) и оздоровительных (22,1%) учреждениях, осуществляя спортивно-педагогическую, рекреационно-досуговую и другие виды деятельности.

В последние годы многие физкультурные и педагогические вузы и классические университеты, имеющие факультеты физической культуры, расширяют спектр специальностей как по очной, так и по заочной формам обучения.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования охватывает следующие направления физкультурного образования: «Физическая культура» (521900), «Физическая культура и спорт» (022300), «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (022500).

В направлении 521900 существуют магистерские программы: «Общая теория физической культуры», «Система физического воспитания», «Спорт и система подготовки спортсменов», «Социальные проблемы физической подготовки и спорта», «Адаптивная физическая культура» и др.

В пятилетней программе по специальности 022300 (032101) предусматриваются следующие специализации: «Технология спортивной подготовки» (022303); «Теория и методика избранного вида спорта» (022301); «Физкультурно-оздоровительные технологии» (022304); «Менеджмент в физической культуре» (122305); «Спортивно-оздоровительный туризм» (022306); «Двигательная рекреация» (022307); «Теория и методика физического воспитания» (022302). В специальности 022500 - специализации: «Физическая реабилитация» (022501); «Спортивная подготовка инвалидов» (022502); «Адаптивное физическое воспитание» (022503); «Адаптивная двигательная рекреация» (022504); «Лечебная физкультура и массаж» (022505); «Физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» (022506).

В Ставропольском государственном университете на факультете физической культуры осуществляется подготовка специалистов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» и 022300 (032101) - «Физическая культура и спорт», специализации: «Технология спортивной подготовки» и «Физическая реабилитация».

В педагогической и специальной литературе (В.У. Агеевец, А.Г. Барабанов, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской, С.П.Евсеев, С.Г. Сейранов и др.) подчеркиваются преимущества многоаспектности и многообъемности физкультурного образования, в котором осуществляется широкая общеобразовательная и педагогическая подготовка. Так, согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура и спорт», в раздел общегуманитарных и социально-экономических дисциплин включено изучение философии, политологии, культурологии, экономики, иностранного и русского языков, истории, социологии, правоведения, психологии и педагогики. Блок математических и естественно-научных дисциплин предполагает изучение математики, информатики, физики, химии, биологии, анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, гигиены, спортивной медицины, лечебной физкультуры и массажа, а раздел специальных дисциплин профессионального цикла включает теорию и методику физической культуры и спорта, психологию и педагогику физической культуры и спорта, спортивный менеджмент, различные технологии физкультурно-спортивной деятельности.

Профессиограмма учителя физической культуры определяется и следующими положениями: это, прежде всего, человек с высоким уровнем нравственных и морально-волевых качеств; это педагог, обладающий психолого-педагогическими и медико-биологическими знаниями, хорошо разбирающийся в смежных областях знаний; это специалист-профессионал, владеющий арсеналом средств, методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный уровень профессиональной физической подготовленности.

Несомненно, новый образ преподавателя физической культуры должен определять и новое культурологическое, гуманитарное мышление специалиста этого профиля. Ведь для того, чтобы воспитывать у другого постоянную потребность в физическом совершенствовании, специалист должен не просто воздействовать на физические качества и способности обучаемого, а представлять перед ним воплощенный персонофицированный образ физической культуры как сферы его общей культуры. В этом аспекте отмечается, что уровень знаний, умений и навыков учащихся есть результат умения учителя владеть арсеналом средств и методов, которые он использует, организуя учебно-воспитательный процесс.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования представлены требования к уровню подготовки выпускников по специальности 022300 - «Физическая культура и спорт», где указано, что данный специалист в области общепрофессиональных и специальных дисциплин должен знать:

- историю, закономерности, принципы и методы отечественной и зарубежной систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

- психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

- психолого-педагогические особенности и приемы профессионального общения с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом, и межличностного общения в коллективе;

- основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;

- содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективах занимающихся;

- основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста и др.

Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:

- в зависимости от возраста, пола и подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

- планировать уроки, учебно-тренировочные занятия с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности;

- организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различным контингентом занимающихся - от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;

- использовать различные формы занятий, применять на занятиях средства и методы, адекватные поставленным задачам, оценивать эффективность используемых средств и методов;

- с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

- определять причины типичных ошибок, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия для самоанализа и самосовершенствования;

- критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность и др.

Анализ представленных требований позволяет сделать следующее заключение: модель выпускника данной специальности определяет требования к его подготовке как к субъекту трех основных видов деятельности - педагогической, управленческой и саморазвивающей. Причем, ведущей здесь является именно управленческая деятельность, включающая выполнение таких функций как: планово-прогностической (планирование уроков, учебно-тренировочных занятий и др.); организационно-исполнительской (организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия, использовать различные формы занятий, применять на занятиях средства и методы, адекватные поставленным задачам и др.); контрольно-регулировочной (с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности, определять причины типичных ошибок, определять приемы и средства к их устранению и др.) и оценочно-результативной (критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность и др.).

В подтверждение данному заключению представляем современную трактовку понятия «физическое воспитание». Физическое воспитание - это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управлении развитием физических качеств человека.

Таким образом, управленческая деятельность специалиста по физической культуре и спорту является ведущей, это утверждение относится, в первую очередь, к специалистам, осуществляющим свою профессиональную деятельность в образовательном учреждении.

Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится функционировать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней все возрастающие требования. Одновременно с этим вне и внутри школы появляются педагогические, управленческие новшества, создающие возможности для качественных изменений способов и результатов ее работы. Суть перестройки физического воспитания заключается в том, что необходимо ориентировать ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на самостоятельное овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Это отход от пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Все это приводит к усложнению задач управления педагогическим процессом на уроках физической культуры и порождает потребность в научно обоснованных способах их решения. Реализация инноваций в условиях конкретного образовательного учреждения во многом определяется эффективностью деятельности его педагогов. Именно учитель определяет и формулирует цели и задачи образовательной деятельности, планирует, организует и корректирует ее, осуществляет анализ результатов воспитательно-образовательного процесса, то есть осуществляет управление процессом достижения намеченных целей.

На основе анализа Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура и спорт», раскрытие вопросов управления педагогическим процессом предусмотрено дисциплиной «Педагогика физической культуры и спорта». В частности, в стандарте по данной дисциплине определены следующие дидактические единицы: «формы организации педагогического процесса, средства и методы педагогического процесса, управление педагогическим процессом, педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта, диагностика готовности специалиста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности». Отдельные вопросы управления (управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, цели и функции управления физической культурой и спортом, технология принятия управленческих решений и методы их реализации в различных физкультур-но-спортивных организациях) рассматриваются по дисциплине «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта». Данные дисциплины должны быть обеспечены учебно-методической литературой.

Анализ учебной и учебно-методической литературы, предназначенной для подготовки специалистов по физической культуре и спорту, выявил следующую картину.

Представленные результаты позволяют констатировать тот факт, что в учебниках и учебно-методической литературе основной акцент сделан на раскрытие вопросов структуры и понятия педагогического процесса, форм и принципов его организации, методическим принципам построения занятий (в том числе и физкультурных), технологии формирования физической культуры и физическим качествам обучающегося. Лишь в двух источниках дается понятие «управление педагогическим процессом», его структуре и функциям, к сожалению, в представленных источниках не рассматриваются цели и функции управления физической культурой и спортом, технологии управления.

В журналах «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», «Физическая культура в школе», «Теория и практика физической культуры», «Высшее образование в России» и др. рассматриваются лишь отдельные вопросы управления педагогическим процессом. Следует отметить, что рассмотрение целого блока вопросов управления по источникам периодической печати не дает возможности студенту получить целостное представление о данной проблеме, особенно если эти вопросы даются ему для самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составляющей образовательного процесса в университете и осуществляется в учебно-познавательной, научно-исследовательской и научно-информационной деятельности. При заочной форме обучения объем самостоятельной работы составляет около 75%. Если студент очной формы обучения имеет возможность получить консультацию преподавателя, обсудить на практических занятиях возникшие вопросы, то объем непосредственных контактов студентов-заочников и преподавателей резко снижен, доминируют преимущественно самостоятельные формы деятельности. Согласно Государственному образовательному стандарту, при заочной форме обучения студент обеспечен возможностью заниматься с преподавателями в объеме 160 часов в год (Государственный образовательный стандарт ВПО, раздел «Сроки освоения основной образовательной программы специалиста по специальности 022300 -физическая культура и спорт). У педагога, имеющего определенный опыт работы в образовательном учреждении, всегда имеется арсенал вопросов по управлению педагогическим процессом, ответы на которые ему необходимо получить у специалистов. Единственная возможность - это консультационные пункты и зачетно-экзаменационные сессии.

По данным Министерства образования Ставропольского края 37% учителей физкультуры обучались по заочной форме, 43% учителей, преподающих физическую культуру в общеобразовательных учреждениях, на данный момент получают образование, обучаясь по заочной форме. Количество учителей физкультуры, работающих в сельских школах, в прошлом получивших образование по заочной форме обучения, превышает 50%. Представленные результаты позволяют с уверенностью констатировать, что в сложившихся социально-экономических условиях с учетом особенности региона (Ставропольский край относится к аграрно-индустриальному региону, в нем 46% населения проживает в сельской местности) и особенности специфики данного вида профессиональной деятельности, заочная форма обучения является одной из востребованных.

Ставропольский государственный университет осуществляет подготовку физкультурных кадров на факультете физической культуры. Срок обучения для студентов заочной формы рассчитан на 5,5 лет с получением квалификации «специалист по физической культуре и спорту». На первом курсе проводится специальная установочная сессия в течение 10 дней, затем на всех курсах идут зачетно-экзаменационные сессии по два раза в год по 20-25 дней каждая. В конце обучения - итоговые Государственные экзаменационные испытания.

Заочное обучение на факультете физической культуры имеет свои особенности. Наряду с теоретической подготовкой необходимым элементом является освоение достаточно сложных двигательных действий, развитие до определенного уровня основных и ряда специальных физических качеств.

Р.А. Абзалов и Р.Х. Яруллин подчеркивают необходимость включения в государственный образовательный стандарт ВПО по специальности «Физическая культура и спорт» задач физического развития, физической готовности специалиста для успешного овладения избранной профессией, для студентов-заочников, особенно из числа имеющих опыт работы (многие из которых мастера спорта), повышение личной физической подготовки не имеет такой актуальности как для студентов очной формы обучения. Что естественно усложняет организацию и проведение учебного процесса.

Рассмотрим более подробно и другие особенности заочного обучения на факультете физической культуры.

Учебные планы и программы для заочников высших учебных заведений по своему содержанию, как правило, едины с планами и программами очной формы обучения, но лекционный курс читается в значительно меньшем объеме, чем на дневном обучении, это в основном обзорные лекции и несколько практических занятий. Сравнительный анализ, опыт работы и результаты опроса студентов-заочников позволяют выдвинуть ряд существующих предложений по совершенствованию учебного плана.

Достаточно полно, по мнению студентов, обеспечивается курс отечественной истории, который по учебному плану составляет 20 часов плюс сюда же еще 18 часов истории физической культуры. Материалы по данной дисциплине, предусмотренные Государственным образовательным стандартом для обязательного усвоения студентами, достаточно хорошо изложены в учебниках и учебных пособиях. Кроме того, студент имеет потенциал школьного учебного курса по истории России. Тогда как недостаточное количество часов (по сравнению с очной формой обучения), по мнению студентов-заочников, отведено на изучение курса «Правовые основы в сфере физической культуры и спорта».

Дело в том, что правовые проблемы, с которыми сталкивается специалист по физической культуре и спорту, связаны как разносторонней финансово-хозяйственной деятельностью, с противоправными действиями в отношении преподавателя, тренера, администратора, так и с правилами соревнований, со знанием определенных нормативных актов (Н.В. Романенко, О.В. Петрунин). Для нацеливания на глубокое усвоение данного материала, включающего целый ряд проблемных вопросов, 14 часов аудиторных занятий - явно недостаточно.

Как показывают результаты опроса студентов-заочников, информации, получаемой ими при изучении дисциплин «Психология и педагогика», «Психология физкультуры и спорта» и «Педагогика физкультуры и спорта», явно недостаточно (при 20 часах на педагогику и психологию, 22 часах на педагогику ФК в сравнении с 50 часами на иностранный язык, 26 часами на философию 46 часами на физиологию). Сопоставление времени, отводимого на изучение дисциплин «Педагогика ФК и СП», «Педагогика и психология» на очном и заочном отделениях, является, на наш взгляд, недостаточно соизмеримым: 76 часов против 22 в первом случае и 72 часа против 20 часов - во втором.

Обоснованием данных положений служит тот факт, что на базе педагогики во многом строятся узловые положения теории и методики физической культуры и спорта, решаются вопросы воспитания патриотизма, нравственности, спортивной этики, чувства долга, рассматриваются проблемы управления педагогическим процессом в целом и в сфере физической культуры и спорта в частности. Данная ситуация осложняется тем, что в учебной и учебно-методической литературе, предназначенной для подготовки специалистов по физической культуре и спорту, недостаточно информации, которую может почерпнуть студент-заочник для решения вышеперечисленных вопросов.

Выход из данной ситуации видится нам не столько в увеличении количества часов, отводимых на изучение дисциплины «Педагогика», хотя в современных условиях часов очевидно недостаточно, сколько в системообразующей идее, позволяющей устранить данный изъян, найти решение, которое приведет к требуемому результату.

Анализ предлагаемых современной исследовательской мыслью решений позволяет выделить три основных направления:

- обогащение изучаемого учебного предмета, усиление методических основ его преподавания;

- создание интегрированного курса «Управление педагогическим процессом», его программное обеспечение;

- развитие личности студента-заочника, преимущественно его мышления, формирование необходимой мотивации в приобретении профессиональных умений, навыков, практического опыта.

В учреждениях высшего профессионального образования выявляется противоречие между овладением студентом учебной деятельностью и формированием его собственной позиции, в данном контексте - педагогической. Поэтому для разрешения этого противоречия изучение представленного курса становится не самоцелью, а лишь средством развития будущих учителей. Основная цель интегрированного курса не столько в том, чтобы вооружить своего выпускника знаниями в данной области, сколько в том, чтобы обеспечить его профессиональную готовность воспитывать, передавать знания, учить включать самого ребенка в процесс активного овладения знаниями, добиваясь уже в стенах вуза гарантированной готовности выпускника к осуществлению этих целей.

Целенаправленное использование курса «Управление педагогическим процессом» возможно в рамках учебного плана заочного обучения, поскольку на курсы по выбору (общепрофессиональные дисциплины) выделено 60 часов.

Таким образом, подготовка физкультурных кадров в системе заочного обучения имеет свои особенности, среди которых основными являются:

- учебные планы и программы по своему содержанию единые с планами и программами очной формы обучения, но лекционный курс читается в значительно меньшем объеме, основной акцент сделан на самостоятельную работу;

- наряду с теоретической подготовкой необходимо освоить достаточно сложные двигательные действия и развить ряд специальных физических качеств;

- управленческая деятельность специалиста по физической культуре является ведущей, вместе с тем отмечается явный недостаток количества часов (в сравнении с очной формой обучения) для изучения дисциплин «Психология и педагогика», «Педагогика физкультуры и спорта», отсутствует учебно-методическая литература, позволяющая самостоятельно восполнить информацию по вопросам управления педагогическим процессом.

Для решения этих и других задач выделены три основных направления: усиление методических основ преподавания предметов, создание интегрированного курса «Управление педагогическим процессом», основная цель которого обеспечить профессиональную готовность специалиста по физической культуре воспитывать, передавать знания, учить учиться.

 

АВТОР: Путеева С.В.