09.04.2012 25468

Социально-философская и психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»

 

Социально-экономические условия современной жизни требуют качественно новых духовно-нравственных ориентиров, соответствующих потребностям самой личности, предполагают необходимость осмысления роли и места духовно-нравственного воспитания личности в контексте историко-педагогической парадигмы, раскрытия сущности таких основных понятий педагогической науки, как «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

Необходимость четкого анализа данных педагогических категорий, как подчеркивал В.В. Краевский, связана с тем, что в понятийно-терминологическом аппарате педагогики существуют разногласия в их определении. В различных учебниках по педагогике по-разному трактуются понятия «воспитание», «обучение», «образование» и другие. Вместе с тем, нельзя не согласиться с В.М. Полонским, который считает, что оперирование понятиями «является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования».

Рассмотрим более подробно сущность основных понятий нашего исследования. Отметим при этом, что даже такое важнейшее понятие как воспитание, в педагогике трактуется неоднозначно. Традиционно понятие «воспитание» рассматривается в узком и широком смысле слова.

По Н.И. Болдыреву, «в широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие».

По И.П. Подласому, «в широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни».

В понятийно-терминологическом словаре по педагогике и образованию «воспитание» в широком социальном смысле слова - это воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы». В узком смысле - это «специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи (нравственное воспитание, эстетическое воспитание и т.д.».

И.П. Подласый отмечает, что «единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности». Исследователь убежден, что «система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания».

Проблема ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свое мнение высказали ведущие российские ученые: М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская и другие, рассматривающие общечеловеческие ценности как основу идеалов воспитания.

Н.Д. Никандров отмечает, что в наше время имеют место и позитивные изменения, и опасности для нравственного здоровья детей и молодежи. Поэтому ориентация на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности сегодня приобретают особую значимость. И.П. Подласый считает главной целью средней общеобразовательной школы в современных условиях - «способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей».

Исследуя современные проблемы образования и воспитания, А.Н. Джуринский отмечает: «Всплеск интереса к образованию означает, что в обществе возрождается понимание того, что в России сохранилась традиция высокой духовности. В 1990-х годах была обновлена официальная стратегия воспитания. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную при тоталитарном режиме психологию нации, формировать у нее ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма».

На гуманистический характер воспитания указывается и в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. Воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создании условий для самореализации личности».

Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.

Таким образом, содержание и организационная форма воспитания разрабатывается на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся социально-экономических условиях общественной жизни.

В своем исследовании мы опираемся на определение понятия «воспитание», данное в Российской педагогической энциклопедии. Воспитание - «социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека... Целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений» (А.В. Мудрик).

Теоретический анализ литературы показал, что в философских, психолого-педагогических исследованиях единого подхода в определении сущности духовно-нравственного воспитания как педагогической категории пока еще нет. Поэтому, исследуя проблему духовно-нравственного воспитания, мы исходим из философской концепции развития человека как высшей ценности общества, которого отличают такие качества личности, как справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, трудолюбие, толерантность и другие.

Далее рассмотрим сущность таких основных компонентов духовно-нравственного воспитания, как «нравственность» и «мораль». Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы» (соответствует латинскому морас, мораль), поэтому многие исследователи рассматривают понятия «нравственность» и «мораль» как синонимы. По мнению Б.Т. Лихачева, «мораль» - как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требованием норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.

И.С. Кон подчеркивает, что мораль слагается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, их моральных отношений.

«Мораль (лат moralis - нравственный; mores - нравы) - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека... Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах».

Подобную точку зрения высказывает Л.Ф. Ильичев: «Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, межклассовых и международных отношениях».

В.А. Малахов убежден, что «понимание морали, как особого типа отношений между людьми слишком упрощено и не включает в сферу непосредственной компетенции морали отношения человека к истории, и культуре, к прошлому и будущему, проблемы войны и мира».

В Российской педагогической энциклопедии отмечено, что «в ряде европейских языков наряду с лат. термином, «мораль» появились собственные обозначения, например, в русском языке - «нравственность» (в разговорной речи понятия этики мораль и нравственность употребляются как частично взаимозаменяемые). Содержание морали выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность, направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни - в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных и т.п. отношениях». По. Б.Т. Лихачеву, нравственность конкретного человека «есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести».

При этом следует отметить, что Л.Ф. Ильичев, И.С. Кон, A.M. Прохоров, М.Ю. Розенталь, Н.П. Федосеев, П.Ф. Юдин и другие философы, педагоги, психологи указывают на классовый характер нравственности и морали. Так, И.С. Кон, анализируя эволюцию морали в различных общественных формациях отмечает, что уже в первобытном обществе возникают простейшие формы взаимопомощи между людьми, а с ростом сознательности постепенно возрастает и роль нравственности.

Итак, можно констатировать, что многие исследователи отождествляют понятия «мораль» и «нравственность». Однако в истории этики «нравственность» иногда трактовалась и как нечто отличное от морали. Так, у Гегеля понятие «нравственность» имеет разные значения: во-первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычек и форм поведения; во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, семьей, опосредованной моралью. Эти значения представляют собой различные стадии исторического развития общественной нравственности.

На определенное различие понятий «нравственность» и «мораль» указывает Э.В. Ильенков: «Мораль существует и действует в виде совокупности четко сформулированных общих требований, нормативов, в виде словесно запрограммированной схемы поведения, обязательной для каждого члена данного общественного организма. Эта форма сознания, сознательной регламентации поступков. Нравственность же есть реальный способ отношения человека к другому человеку и к самому себе (к человеку вообще), обнаруживающийся в реальном действии, а не только в сознании. Поскольку хорошие слова могут весьма далеко расходиться с реальными поступками, постольку мораль в известных условиях может столь же далеко расходиться с подлинными требованиями нравственности».

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения людей. Она складывается из субъективно-освоенных моральных принципов и постоянно «пульсирующего» нравственного мышления. Нравственность невозможна без наличия таких чувств, как совесть, сопереживание, без внутренне принятой общественной морали, регулирующей его индивидуальное поведение и опирающейся на мировоззренческие убеждения и особенно чувство совести - сердцевину человеческой нравственности.

Человек развивается в обществе, его формирование определяется обществом, в котором он живет, конкретной средой, которая его окружает. В связи с этим, Э.В. Ильенков указывает, что «мораль, как совокупность моральных норм, предписаний и тому подобных алгоритмов хорошего тона и поведения, нужная и важная вещь. Она четко формирует общие критерии, с точки зрения которых общество судит о соответствии индивидуального поведения тем общим нормам, которые приняты в данном обществе. И в некоторых случаях мораль является более действенным фактором в жизни человека, нежели страх перед силой права, перед силой закона». При этом Э.В. Ильенков глубоко убежден, что нравственность нельзя передать другому человеку: «Акт такой передачи убивает сам предмет передачи, превращает его в полную противоположность тому, что мечтали «передать», ибо нравственность означает умение индивида самостоятельно осознавать социальный смысл своих поступков и решений действовать в соответствии с последними».

И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов подчеркивают, что об уровне нравственности человека можно судить по тому, как освоена им мораль. В связи с этим В.А. Сластенин считает, что «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека».

Отношение к определению сущности категории «нравственность» современных исследователей исходит из позиции таких видных отечественных педагогов, как П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов и других.

Так, Л.Н. Толстой, рассматривая сущность «нравственности» человека, выдвинул «идею самосовершенствования каждого человека»; К.Д. Ушинский считал главным в нравственном человеке - его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом»; Н.В. Шелгунов подчеркивает необходимость «создать в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения»; П.Ф. Лесгафт утверждал, что нужно содействовать выработке в ребенке «нравственного человека со стремлением руководствоваться в жизни этим идеалом»; В.П. Острогорский говорил о необходимости привить ребенку стремление к нравственному идеалу, потребность самому всегда поступать «прекрасно, гуманно, в духе любви».

Таким образом, многие педагоги второй половины XIX века подчеркивали важную роль сознания в формировании нравственности человека, отмечали, что хотя о людях судят по их действиям и поступкам, но определяющее значение в поведении играют элементы сознания и чувства, то есть цели, намерения и стремления человека. Именно в сознании человека проявляется его нравственность.

Высшим проявлением нравственности человека выступает «духовность». Именно духовность народа рассматривается как одно из средств национальной безопасности России. И как считает В.Н. Максимова, «задача образования и воспитания - духовное рождение и становление человека в национально-мировой культуре и нравственности». Для нас очень важно, что концепция духовности определяет такие приоритеты воспитания, как национальная культура, патриотизм, духовность народа, истоки которой лежат в русской философии, в частности философии Н.А. Бердяева. Философские идеи Н.А. Бердяева о духовности и нравственности человека особенно ценны в современных условиях развития общества, когда появилась возможность замены устаревших нравственных ценностей более прогрессивными, гуманными, направленными на усиление креативной роли человека в общественных процессах.

Намного опередив своих современников, он одним из первых заявил о великой роли человека в созидании истории и его ответственности за развитие общественных, политических, нравственных процессов. Он считал, что человек «...являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутренне раскрывается». Позиция Н.А. Бердяева по отношению к роли человека в развитии культуры основывается на гуманистических началах, вере в духовные силы личности и призыве к уважению права личности на самоопределение в этом мире.

Этимологическая основа данного понятия «дух» А.Б. Свешников в определении содержания термина «духовность» выделяет понятийные уровни (основные составляющие духовности):

стремление к познанию;

стремление жить, «действовать для других»;

гуманизм в отношении к миру и человеку.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «духовность» рассматривается как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

«Краеугольным камнем русского образования, обращенного прежде всего на житейские задачи соборного народного бытия, было духовное начало. Поэтому основное внимание народной педагогики, как отмечает В.О. Ключевский, было обращено на «житейские правила», а не на научные знания. Кодекс чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составляли науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианам. Задачу общего образования в Древней Руси составляло усвоение трех дисциплин (наук): душевное - учение-о долге душевном; мирское - наука о гражданском общежитии и домовое - наука о хозяйственном домоводстве. Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь» (цит. по В.Ю. Троицкому).

Выдающийся отечественный мыслитель А.С. Хомяков признавал верным лишь путь, лежащий через возбуждение духовных переживаний: «Духовность неразрывно связана с первоначальными семейными представлениями и невозможна вне целостности образовательных задач, поставленных школой; отец и мать, которые предаются восторгам радости при получении денег или житейских выгод, устраивают духовную жизнь своих детей иначе, чем те, которые при детях позволяют восторг только при бескорыстном сочувствии с добром и правдою человеческою» (цит. по В.И. Троицкому).

Утвердить русскую школу в православной духовности, сделать русские школы русскими, то есть воспитывать новое поколение так, чтобы основная задача воспроизводства духовного потенциала нации могла быть успешно решена - эту задачу ставил еще К.Д. Ушинский. Он утверждал необходимость воспитывать у ребенка чувства справедливости, способности вникать в душевное состояние других людей, человечность, душевное сострадание, утверждал гуманное отношение к окружающим нас людям как ту сферу, в которой воспитывается в ребенке чувство правды и справедливости. Для современной России проблема духовности не менее важна, чем самые актуальные проблемы экономики и политики. От тех духовных ориентиров, в соответствии с которыми будет строить свою жизнь российское общество, во многом зависит настоящее и будущее нашего отечества. Духовность позволяет человеку понять законы окружающей действительности, осознать уникальность, неповторимость самого себя, понять свое личностное «Я», свое назначение в*обществе. Духовность в полноте ее проявления выводит человека за пределы его собственной личности, его национальной родины, ибо он становится способным сострадать всякому страдающему, где бы он ни находился. Именно так рассматривает «духовность» философ В.П. Мотяшов: «Это отраженная в человеке вся сложность бытия, потребность думать, отстаивать правду, жить для других, и тем самым для себя. Это призвание, развитое и осуществленное и есть духовность».

П.Ф. Яркина утверждает, что высокую духовность отличает «любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее его естественная реакция в целом». Как воплощение высоких идей понимает духовность В.Ю. Троицкий: «Духовность состоит в понимании основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность».

На общечеловеческий характер духовности указывает в своих работах Л.Е. Шапошников: «Происходящие в нашей стране после 1985 года глубокие изменения в общественной жизни характеризуются усилением внимания к проблеме духовной сферы. Надо, чтобы различные ценностные ориентации не приводили людей, их придерживающихся, к враждебности и озлобленности друг к другу». Представленную точку зрения Л.Е. Шапошникова на понятие «духовность» как общечеловеческий принцип существования человечества, мы ассоциируем с совестливостью, способностью к самоотдаче, самопожертвованию, богатством внутреннего мира личности.

В нашем понимании духовности мы обращаемся к сущностной характеристике, данной Н.Н. Никитиной: «Духовность есть не что иное, как система высших потребностей, интересов, ценностных ориентации человека, в которых выражено его отношение к миру и самому себе». Мы полагаем, что когда человек сознательно стремится выработать свои нравственные убеждения, ориентиры, только тогда он становится ЛИЧНОСТЬЮ.

В философских концепциях «личность» рассматривается во взаимоотношении с обществом. По мнению М.Ю. Розенталя, П.Ф. Юдина, «личность есть всегда продукт исторически данного общественного строя», так как каждая историческая эпоха с ее социально-экономическими условиями, системой воспитания порождает определенный тип личности. Основным в характеристике личности является ее общественная направленность, непосредственно связанная с мировоззрением.

В психолого-педагогической науке «личность» представляет собой социальное качество, приобретаемое индивидуумом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и степень представленности общественных отношений. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а его общественным статусом. Личность рассматривается в двух аспектах: «индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении». Личность характеризуется активностью, направленностью, степенью осознанности своих отношений к действительности (по В.Н. Мясищеву), установки (по Д.Н. Узнадзе, АС. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили), диспозиции (по В.Я. Ядову) и т.п. Развитая личность обладает развитым самосознанием. Духовно-нравственное развитие личности носит сложнейший многоступенчатый характер, поэтому Н.И. Болдырев этот процесс условно разделил на три взаимосвязанных ступени. На первой ступени дети знакомятся и усваивают правила поведения в самом общем виде. На второй вырабатывается умение соблюдать нравственные нормы. Третья ступень морального развития выражается в формировании и упрочении моральных убеждений, а также дальнейшим углублением моральных чувств и волевых качеств. На этой стадии наступает нравственная зрелость.

Нравственные представления мы связываем со знанием таких важнейших нравственных понятий, как добро, долг, справедливость, честь, совесть. «На основе начальных представлений постепенно формируются устойчивые взгляды и нравственные убеждения растущего человека, которые направляют его поведение», - отмечает Н.В. Савин. Таким образом, нравственные убеждения - это прочно сложившееся мнение, точка зрения; в процессе усвоения всех нравственных норм вырабатываются привычные формы и способы поведения. «К нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей морального действия», -отмечает Ю.К. Бабанский.

Исследуя проблему формирования личности, И.Ф. Харламов отмечает, что главное в этом процессе - собственная активность: «Личность формируется только в меру своей собственной активности, в меру своего стремления к собственному развитию. Это отнюдь не означает, что внешние воспитательные воздействия не играют никакой роли в данном процессе. Напротив, ученик никогда, ни в какой ситуации не остается безучастным и так или иначе внутренне реагирует на любое внешнее воздействие. Иное дело, как он реагирует».

Вместе с тем следует отметить, что личность формируется не только собственной активностью, но и под влиянием среды, воздействия общения со взрослыми и сверстниками, целенаправленного воспитания.

Долгое время в отечественной педагогике существовало утверждение, что моральные и психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия с внешней средой. В последние годы В.А. Сластенин, С.П. Баранов, Л.Р. Болотина и другие исследователи открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственного становления человека и его социального поведения: от родителей к детям может передаться жестокость, агрессивность, которые в процессе общения, взаимодействия с другими людьми либо исчезают, либо усиливаются. Однако единого мнения специалистов по вопросу - что оказывает большее влияние на развитие человека - среда или наследственность - нет. Сегодня в формировании и развитии человека важно все - и. наследственность, и среда, и воспитание.

В определении понятия «личность», данном А.Т. Асмоловым и А.В. Петровским, сделан акцент на социальную личность, которая рассматривается как «участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого осуществляются преобразования природы, общества и самого себя».

Этик Л.М. Архангельский убежден, что «социализация есть та естественноисторическая почва, на которой происходит нравственное развитие личности». Однако, по мнению педагога, «понятие социализации не оттеняет активной роли целенаправленного воспитания личности. Человек не пассивно усваивает те или иные стандарты, нормы, принципы поведения, он отражает в своем сознании условия жизни, свое реальное бытие, что трансформируется в позицию личности, определяющую ее активное избирательное отношение к моральным нормам, к социальному опыту, как прошлому, так и настоящему».

Исходя из этого Л.М. Архангельский считает, что личность следует оценивать по поступкам, действиям, поведению: что человек сделал - практический результат, чему научился - интеллектуальный результат и как проявил себя - нравственный результат.

Б.И. Додонов исключительно большое значение в стимуляции человеческой активности придает мечте. «Мечта - это важнейший элемент нашей духовной жизни и важнейший механизм формирования нашей личности. Истинно гармоничной является лишь личность, у которой всесторонность сформировалась на основе ярко выраженной нравственности-эмоциональной и мировоззренческой», - подчеркивает ученый.

Сама постановка вопроса о подходе к проблеме личности с позиции анализа ценностной стороны эмоций достаточно перспективна для дальнейшей разработки теории и практики духовно-нравственного развития личности. Известно, что развиваясь, человек сравнивает себя с другими людьми, определяет свой идеал личности. «Идет» (от французского ideal, от греч.Idea - идея (первообраз) определяется в современном словаре иностранных слов как 1) совершенный образец чего-либо, совершенное воплощение чего-либо; 2) высшая цель стремлений. В Российской педагогической энциклопедии понятие «идеал» трактуется как «образ совершенства, наиболее ценного и величественного в искусстве, в культуре, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла» (Р.Г. Апресян).

В отечественной педагогике проблема формирования нравственного идеала всегда занимала особое место, благодаря тем традициям, которые складывались в России на протяжении столетий. Как указывает Н.Н. Баркова, «идеал человека в русском педагогическом сознании практически равнялся нравственному идеалу. Качество личности оценивалось, прежде всего, с нравственной точки зрения, высоко ценилось желание и умение подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной».

В философском и педагогическом сознании России, основанном преимущественно на православных традициях, всегда господствовал нравственный идеал человека, содержание которого почти полностью совпадало с содержанием идеального христианского образа. Главная цель воспитания русского человека - воспитать человека-христианина, в котором будут воплощены общечеловеческие нравственные ценности. В периоды общественного подъема в России, когда усиливается внимание к изучению человека, его природы и духовных возможностей, дискуссии об идеале человеческой личности достигают особой остроты, а к концу XIX века постепенно складывается представление о нравственном идеале как о человеке с опорой на силу его духовных способностей. В начале XX века абсолютный нравственный идеал человека оставался в русской педагогике в качестве высшего ориентира для высоконравственной личности, стремящейся к духовному самосовершенствованию. В отечественной педагогике начала XX века сложился новый нравственный идеал, человека-гражданина.

Высшим достоинством личности великий педагог К.Д. Ушинский считал служение общественному идеалу, а важнейшей стороной ее нравственного развития - трудолюбие, дисциплинированность, твердую волю, доброту, скромность, чувство ответственности, долга.

Принципиально новый подход к проблеме нравственного идеала рассматриваемого периода в противовес официальной педагогике, исходившей в определении идеала личности из тезиса о божественном начале человека, декларировали сторонники «свободного воспитания». Так, К.Н. Вентцель выдвинул нравственный идеал - свободную, творческую личность. Педагог утверждал, что нравственный идеал - высший тип творческой личности, обладающий такими чертами, как патриотизм, гражданское самосознание, уважение к людям труда, трудолюбие. По мнению Н.А. Добролюбова, нравственным идеалом можно считать то общество, в котором «значение человека определялось бы его личными достоинствами и материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда» (цит. по В.В. Большаковой).

Д.И. Писарев рассматривал личность в единстве с объективными условиями, которые ее формируют и выдвинул идеал подлинно нравственного человека, сочетающего личный труд и общественное благо.

Нравственный идеал В.П. Острогорского - человек, который стремится поступать справедливо и гуманно.

Таким образом, для ведущих отечественных педагогов, нравственный идеал это человек, любящий свое дело, жаждущий знаний и стремящийся к саморазвитию. В современных условиях нравственным идеалом становится не только человек образованный, а «человек культуры». По А.Н. Джуринскому, образование понимается как «процесс становления и совершенствования образа человеческого, как выявление в человеке образа творца, притом творца Добра», как ориентация на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности».

На наш взгляд, молодежи необходим идеал, который способствовал бы возвышению мыслей, чувств, взаимоотношений. В связи с этим еще более возрастает значение нравственного идеала для человека, что и отмечает Б.С. Гершунский, выдвигая в качестве образца нравственного поведения человека «не только разумного, но и высоко нравственного, духовно богатого, знающего смысл своей жизни, верующего в возможность его достижения, целенаправленно и активно работающего во имя наиболее полной жизненной самореализации».

В Педагогической энциклопедии «нравственное воспитание» определяется как «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения» (В.И. Болдырев).

Б.Т. Лихачев считает, что «нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников; деятельности, отношения, общения, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, привычек, общественно ценного поведения. Следствием нравственного воспитания является нравственное самовоспитание».

И.С. Кон определяет нравственное воспитание как «составную часть единого процесса общественного воспитания наряду с идейно-политическим, трудовым, эстетическим.

Г.М. Донской большую роль в духовно-нравственном воспитании отводит эмоциональной стороне: «Воспитывать нравственность невозможно без воздействия на эмоциональную сферу». Исследователь выделяет три взаимосвязанные задачи духовно-нравственного воспитания: формирование нравственных представлений; воспитание нравственных эмоций, выработка нравственного сознания. В системе нравственного воспитания все эти компоненты выступают в единстве. Нравственное развитие личности происходит в деятельности, так как любая деятельность имеет нравственную направленность. В процессе деятельности учащиеся вступают в нравственные отношения, которые строятся на основе усвоенных представлений.

Вышеизложенные взгляды на сущность понятия «нравственное воспитание» перекликаются со взглядами крупнейших отечественных педагогов второй половины XIX - начала XX века.

Л.В. Загрекова отмечает, что «под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды; во-вторых, - превращение «добрых инстинктов» в сознательную тягу к идеалам добра и правды; в-третьих, - формирование характера и убеждений. Нравственное воспитание предлагалось осуществлять в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении».

Формирование нравственных качеств личности - одна из важнейших задач духовно-нравственного воспитания, изначально имевшего на Руси образ национальной идеи, по своей сути решавшей проблему формирования гармоничной личности, о которой писали отечественные философы и педагоги. Так, высшую цель воспитания П.Ф. Каптерев видел в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, а все прочее, по его мнению, должно подчиняться этой цели. Аналогичные взгляды высказывал В.П. Вахтеров, считавший, что только осознанные нравственные установки определяют поведение человека.

Эту мысль развивал К.Н. Вентцель: «Воспитывать в человеке нравственные стремления самое трудное, но и самое важное в области воспитания. Воспитание физическое и умственное по отношению к нравственному играет только чисто служебную роль». Б.М. Бехтерев в статье «Вопросы общественного воспитания» убеждал в необходимости прививать нравственные начала в детях с раннего возраста, возбуждать в ребенке добрые чувства, поддерживать в нем его инициативу и саморазвитие.

Таким образом, проведенный анализ философской, психологопедагогической литературы, различных подходов к проблеме нравственного воспитания исследователей второй половины XIX века (Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский и др.), основные идеи которых получили свое дальнейшее углубление в современной теории и практике (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.Н. Максимова, Н.Д. Никандров, Б.М. Полонский, Б.Д. Шадриков и др.), показывает, что нравственное воспитание рассматривается в двух аспектах: духовное воспитание и нравственное воспитание, что позволяет сегодня интегрировать эти понятия и говорить о духовно-нравственном воспитании. Явление интеграции в процессе воспитания отмечает А.Н. Джуринский: «Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде (то есть как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление). Оно выглядело бессистемным, спонтанным, его содержание и приемы осложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания».

В нашем исследовании мы опираемся на определение Е.В. Бондаревской, рассматривающей «духовно-нравственное воспитание личности» как «овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение». Добавим, что гуманность и трудолюбие составляют основу духовно-нравственного воспитания. Именно эти потребности отражают тысячелетнее стремление человеческого духа к постижению истины, добра, красоты, этим высшим и вечным ценностям бытия, ставшими или становящимися для личности ее естественными атрибутами.

Рассмотрение сущности понятий «воспитание», «нравственность», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» свидетельствует о том, что все они взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга; Вместе с тем, в содержание основных этических понятий исследователи вкладывают порой различные смыслы. Одни основным показателем эффективности нравственного воспитания считают внутренний самоконтроль, другие довольно важную роль отводят эмоциональной стороне, третьи делают акцент на желании самой личности быть нравственной. В целом в большинстве философских и педагогических работ содержание духовно-нравственного воспитания раскрывается главным образом с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности и сводится к более или менее полному перечислению таких принципов морали и свойств личности, как преданность гуманистическим идеалам, интернационализм, толерантность, стыд, трудолюбие, совесть, чувство собственного достоинства, которые выступают, в сущности, как носители нравственности. Поэтому в своем исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания мы опирались на наиболее значимые, на наш взгляд, аспекты нравственного становления личности, выделяемые И.Ф. Харламовым:

- социально-этический, предъявляемый к личности;

- совокупность психологических свойств, качеств личности, черт характера, которые являются носителем нравственности;

- возможные особенности морального развития учащихся различных возрастных групп.

 

АВТОР: Рада Н.В.