19.04.2012 3638

Перцептивные механизмы затрудненного консультативного взаимодействия

 

Затрудненное консультативное взаимодействие - социально-психологический феномен, проявляющийся в общении консультанта и клиента, который включает в себя целый ряд процессов, описанных в психодинамической консультативной традиции (сопротивление, перенос, контрперенос), которые являются предметом рефлексии только в рамках данного вида взаимодействия и несут терапевтическую функцию.

В контексте психоаналитического направления затрудненное общение можно интерпретировать как состояние напряжения в межличностных отношениях, порожденное недостоточно осознаваемыми внутриличностными конфликтами, природа которых кроется в системе отношений человека с окружающим миром, по-разному удовлетворяющим его базовые социальные потребности.

Психологическое консультирование является процессом общения психолога с клиентами, поэтому значимые для эффективности консультирования качества тесно связаны с основными компонентами затрудненного общения в целом.

В основе восприятия клиента как трудного во взаимодействии лежат некоторые механизмы, зачастую являющиеся неосознанными для консультанта. Причина затруднения во взаимодействии с клиентом может быть отнесена консультантом к одному из нижеуказанных процессов:

- сопротивлению клиента, тогда неудовлетворенность консультанта взаимодействием может быть связана с несогласованностью «темпов движения» в контакте самого консультанта и клиента;

- влиянию собственных неразрешенных проблем (перенос консультанта или субъективный контрперенос).

Восприятие клиента как трудного в психотерапевтической традиции входит в содержание понятий «сопротивление» и «негативная» терапевтическая реакция (Р. Гринсон, С. Гроф, Х. Дойч, Е.А. Иванова, Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский, Н.М. Лебедева, Ф. Перлз, В.А. Ташлыков, А. Фрейд, З. Фрейд и др.), но акцент при определении этих понятий ставится на зависимости этих феноменов от личностных особенностей клиента, а не от личностных особенностей консультанта или процесса в диаде. Исходя из этого, трудный клиент для консультанта - это клиент, воспринимаемый консультантом как проявляющий сопротивление изменениям. На наш взгляд, проявления сопротивления клиента могут являться реакцией на искажение восприятия психологом клиента. Искажение восприятия клиента может способствовать смещению акцентов с актуальной на данный момент потребности клиента на актуализирующуюся через механизм проекции потребность самого психолога. В результате этого взаимодействие перестает носить терапевтический характер для клиента.

В литературе по психологическому консультированию достаточно освещены вопросы, касающиеся переноса и сопротивления клиента и контрпереноса психолога. В то же время контрперенос клиента и перенос психолога практически не исследуется. Предполагается, что психолог в достаточной мере осознает свои переносные реакции на клиента.

Представления о процессах, затрудняющих консультативное взаимодействие и одновременно несущих в себе потенциально терапевтичное содержание, в психодинамической традиции обозначены понятиями «перенос» и «контрперенос». З. Фрейд первым заговорил об этих феноменах. Но он уделяет большое внимание переносу пациента и контрпереносу психоаналитика, и не делает акцентов на обратном процессе.

Перенос можно обозначить как актуализацию механизма проекции в консультативном взаимодействии. Перенос может являться барьером на пути контакта психолога и клиента. Актуализация переносных реакций у любого партнера в процессе консультативного взаимодействия приводит к искажению межличностного восприятия и содержание контакта в большей степени определяется одним из его участников. Другой при этом испытывает контрпереносные реакции, иными словами, вовлечен во взаимодействие с чужими содержаниями «там и тогда». Мелани Кляйн определяет перенос как экстернализацию внутренних объектных отношений, использующую примитивные защитные механизмы (проективную идентификацию, проекцию, интроекцию, расщепление и др.). Интерсубъективный подход Р. Столороу, Б. Брандшафта, Д. Атвуда рассматривает перенос в пяти его измерениях: перенос как регрессия; перенос как смещение; перенос как проекция; перенос как искажение; перенос как организующая активность. Согласно концепции переноса как смещения переживание клиентом аналитических отношений - в чистом виде продукт его прошлого, не связанный с активностью (или пассивностью) аналитика. Перенос как манифестацию механизма проекции концептуализируют психоаналитики, опирающиеся на теоретические идеи Мелани Кляйн. Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд считают, что архаические состояния переноса часто лучше понимать не как манифестации проективных механизмов, но скорее как задержки в развитии, связанные с фиксацией на тех ранних способах опыта, когда Я и объект еще не полностью разделены. Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд вслед за Гиллом Швабером критикуют концепцию переноса как искажения по причине ее приверженности «иерархически организованному двуреальному взгляду», когда одна реальность переживается клиентом, а другая, известная аналитику, является объективно более верной. Авторы обнаружили, что терапевты часто привлекают концепцию искажения в тех случаях, когда чувства презрения или восхищения, испытываемые пациентом, противоречат их восприятию себя и тем ожиданиям, которые требуются им для поддержания своего собственного хорошего самочувствия. По мнению авторов, «перенос - это пример организующей активности: пациент ассимилирует (Piaget, 1954) аналитические взаимоотношения в тематические структуры личного субъективного мира перенос - это не регрессия к предшествующей стадии, не смещение из прошлого, но скорее выражение продолжающегося влияния организующих принципов и образов, которые выкристаллизовались из ранних, формирующих переживаний пациента». Такая концепция переноса не подразумевает, что восприятие аналитических отношений пациентом искажает объективно верную реальность, а освещает специфическое формирование восприятия посредством тех смысловых структур, в которые аналитик и его действия ассимилируются. Этими структурами ассимилируется и вклад аналитика в перенос.

Еще одним механизмом восприятия консультантом процесса взаимодействия с клиентом является контрперенос. В определении понятия контрпереноса и его роли в психотерапевтическом процессе у различных авторов существуют большие разногласия. Исследованиями контрпереноса занимались П. Хайманн (1949), Д. Винникот (1949), Х. Ракер, Д. Лагаш (1964), В. Тэхкэ и др. З. Фрейд рассматривал контрперенос как нечто динамически связанное с переносом. Он возникает «как результат влияния пациента на бессознательные чувства врача» [Freud, 1910. Цит. по: Х. Томэ, Х. Кэхеле, 1996]. Финский психоаналитик Вейко Тэхкэ предлагает определять контрперенос как перенос врача на пациента, где перенос - бессознательная активация более ранних объектных отношений в текущих отношениях».

В отличие от большинства работ психоаналитиков, которые обращались к проблеме контрпереноса, мы рассматриваем клиента и его психику не как объект исследования или целенаправленного лечения, а как равноправного члена системы «психолог-клиент». В связи с этим мы отошли от традиционного разделения контрпереноса консультанта на объективный и субъективный, а обозначить следующие понятия (которые носят рабочий характер): а) перенос клиента на консультанта и соответственно контрперенос, ответно возникающий у консультанта; б) перенос консультанта на клиента и соответственно контрперенос у клиента, связанный с трансфером консультанта. Хотелось бы заметить, что феномен (б) реже подвергается специальному исследованию.

Вейкко Тэхкэ рассматривает клиента как объект «контрпереноса» психотерапевта, но не уделяет должного внимания последствиям воздействия контрпереноса консультанта на личность клиента. Описывая глубинные механизмы этого процесса, он указывает, что контрперенос аналитика вовлекает в себя восприятие своего пациента на основе детерминант, которые на данный момент недостаточно представлены для сознательного Собственного Я аналитика. И чем больше на такую недоступность репрезентаций влияют активные бессознательные конфликты, эволюционные задержки или текущие депривационные условия жизни, тем в большей мере аналитик будет склонен к контрпереносному восприятию. «Динамически активные потребности и желания, которые не имеют или утратили текуще доступный репрезентационный статус, могут возникать как отклики аналитика на характерные черты пациента, бессознательно напоминающие аналитику о его собственных конфликтных прошлых взаимоотношениях или как мобилизованные трансферентными отношениями и ожиданиями пациента в отношении аналитика. В контрпереносных откликах пациент может представлять для аналитика прошлый эволюционный объект, часть репрезентации его Собственного Я или объект его соответствующих возрасту, но текуще-депривированных объектных потребностей».

Описывая механизм переносно-контрпереносного взаимодействия, В. Тэхкэ отмечает, что использование аналитиком своего пациента в качестве функционального контрпереносного объекта в большинстве случаев состоит в «заимствованном удовлетворении инфантильных потребностей аналитика через идентификацию с его образом пациента, а также в различных способах использования этого образа как нарциссической подпитки». Он делает акцент на том, что идентификации, вовлеченные в заимствованное удовлетворение, вместо временных идентификаций, равнозначных эмпатиче-скому пониманию пациента, склонны содействовать застою в лечении и невозможности его окончания, когда отсутствие прогресса легко приписывается сопротивлению пациента или отсутствию мотивации (Fliss, 1953; Greenson, 1960; A. Reich, 1960; О. Kernberg, 1965). Идентификация с ролью инфантильного объекта пациента, результатом влияния которой часто объясняется удовольствие аналитика, как правило, является вторичной по отношению к первичной идентификации с образом пациента, проективно искаженным аналитиком. В заимствованное удовлетворение вовлечена комбинация проекции и идентификации, не имеющая ничего общего с проективной идентификацией в кляйнианском смысле. Функционирование «контрпереноса аналитика» (в понимании В. Тэхкэ) приводит к реагированию аналитика на объектно-поисковые потребности пациента «соответствующими эмоциональными откликами, которые без его специфических потенциальных особенностей контрпереноса соответствовали бы более или менее точному пониманию представлений пациента о себе и о своем желаемом объекте. Вместо этого или вдобавок к этим представлениям были активированы аналогичные потребности аналитика, и вследствие их несовместимости с текущим образом Собственного Я пациента они были подвергнуты проекции и обеспечили заимствованное удовлетворение (аналитика) через идентификацию». Также большое внимание В. Тэхкэ уделяет нарциссиче-скому контрпереносу аналитика. Гарантией против контрпереносной вовлеченности аналитика в своих пациентов В. Тэхкэ считает максимальное осознание аналитиком своих как позитивных, так и негативных переживаний в аналитических взаимодействиях. Феномен, который В. Тэхкэ обозначил как контрперенос аналитика, удобнее называть переносом (трансфером) консультанта на клиента.

В словаре «Психоаналитические термины и понятия» под ред. Б. Мура и Б. Файна дается следующее определение переноса: «Перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детства, на человека, включенного в текущие межличностные отношения». Мы полагаем, что в некоторых случаях перенос может быть спровоцирован самим консультантом (его поведением, элементами вербальной и невербальной коммуникации) или актуальным состоянием консультативного процесса, вклад в который вносит личность самого консультанта. Нередко то, что консультант называет переносом клиента, является контртрансфером клиента в ответ на трансфер консультанта. С одной стороны, кажется, что разделение провести сложно и проще рассматривать переносно-контрпереносное взаимодействие или поле, но до тех пор, пока подобного рода не различение не создает проблем в процессе консультирования, то есть до тех пор, пока переносно-контрпереносное взаимодействие не становится дискомфортным.

Сложность разделения переноса и контрпереноса, на наш взгляд, связана еще и со следующими моментами:

- Если мы в своих рассуждениях будем отталкиваться от предположения, что выбор консультанта клиентом изначально продиктован бессознательным давлением актуализировавшихся ранних объект-отношений и назрела потребность в их перенесении с целью разрешения, то выбор осуществляется на основе схожести личностных особенностей консультанта с личностными особенностями объекта;

- клиент организует посредством использования механизма проективной идентификации такую ситуацию, в которой реакция консультанта такова, что ответ клиента на реакцию консультанта является соответствующим ситуации «здесь и теперь», и его сложно однозначно охарактеризовать как перенос.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо рассматривать переносно-контрпереносное поле, которое включает в себя перенос клиента и перенос психотерапевта, контрперенос психотерапевта и контрперенос клиента. Контрперенос в свою очередь включает рациональный и аффективный отклики по В. Тэхкэ. Аффективный отклик подразделяется на комплиментарный и эмпатический.

Безусловно, как и при любом другом виде коммуникации, переносно-контрпереносное поле между консультантом и клиентом существует постоянно в каждый конкретный момент взаимодействия. Оно является частью интерсубъективного поля, также существующего постоянно и не исчезающего при коротком или длительном прекращении аналитических сессий. Можно заметить, что после длительных перерывов в работе, несмотря на то, что изменений в жизни пациента может произойти множество, в том числе и оцениваемых им как положительные, тема первой после перерыва сессии возвращает к материалу последней перед перерывом сессии, а иногда и является частичным повтором и продолжением ее (словами одного из пациентов «время как будто остановилось»). Длительные перерывы, скорее всего, связаны с «остановкой движения» внутри интерсубъективного поля между консультантом и клиентом, хотя движение внутри интерсубъективных полей клиента с другими людьми продолжается.

Таким образом, психодинамическое направление в консультировании делает акцент на феноменах, затрудняющих взаимодействие консультанта и клиента, и механизмах, лежащих в их основе. Но, как показал анализ литературы, не уделяется достаточного внимания механизмам и последствиям влияния личностных особенностей консультанта, его переноса на терапевтический процесс. Для повышения эффективности консультирования необходимо совершенствование психических познавательных процессов, участвующих в формировании образа клиента и самого взаимодействия.

 

АВТОР: Коновалова Л.А.