20.04.2012 8727

«Информационная революция» и внедрение Интернет-технологий в историческое образование

 

В современном мире информация становится фактором, оказывающим существенное воздействие на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на историческое образование.

Понятие информации является одним из наиболее распространенных в современной науке. Являясь предметом изучения многих наук, в каждой из них оно конкретизируется и обогащается. Отсюда - множество определений информации, толкований ее сути: от полного отрицания ее реального существования до крайней апологетики; от философского понимания («отражение реального мира») до практического, обыденного («все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки»).

С осмыслением роли информации в развитии человечества связана ин-ституциализация новых научных направлений, среди которых все более заметное место занимает информациология, под которой следует понимать науку об информации, о способах и каналах ее передачи, влияния на развитие человека и общества. Информациология определяет информацию как новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы. Информация рассматривается как первооснова существования Вселенной.

История человечества - история развития и накопления информации. Все переломные моменты в истории общества связаны с накоплением информации и появлением новых способов и средств информационного обмена. Накопление информации ведет к расширению информационных полей и изменению механизмов их формирования. С течением времени изменяется и система социокультурного восприятия информации. Ускорение информационных потоков оказывает влияние на темпы и характер развития общества.

Информация в обществе выполняет различные функции, среди которых можно выделить функции коммуникации в обществе, управления или целенаправленного воздействия на характер принятия решений, адаптации системы к внешней среде, социальной памяти.

Особое значение имеет коммуникативная функция информации, поскольку именно она оказывается ядром социокультурного развития, диалогичного по своей сути. Культуры, по существу, формируются на основе коммуникативных процессов, в результате коммуникативной деятельности. Если признать, что динамика культурного развития определяется взаимодействием традиций и инноваций, то легко убедиться в том, что в основе культурного развития лежат информационные процессы: возникновение, распространение, усвоение, передача и хранение информации.

Информация выступает как источник культурного развития и основной канал этого развития. Она наследуется в форме социального опыта и способствует возникновению социальной памяти. Место и роль информации в структуре социальной памяти определяется ее регулятивным началом в процессе взаимодействия традиций и инноваций в культурном развитии.

Исторически сложились различные источники информации: мифы, слухи, законы, указы, книги, фотографии, Интернет и т.д. Для их распространения используются различные каналы, которые могут рассматриваться как каналы культуры. Усложнение источников и каналов информации, появление новых из них связано, во-первых, с накоплением информации и, во-вторых, с новыми техническими открытиями, которые направлены на ускорение процессов информационного обмена.

В современную эпоху информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами. По данным агентства IDC (International Data Corporation) объем рынка информационных технологий в 2002 году в России составил около 4,5 млрд.долларов. Общий же объем российского ИТ-рынка к 2007 году достигнет по прогнозам IDC 8,5 млрд. долларов (https://www.interfax.ru/r/B/0/0.html?id_issue=5659881).

В литературе представлены разнообразные определения понятия «информационные технологии». Более приемлемой, на наш взгляд, является трактовка этого термина, данная М.И.Желдаком: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».

В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Федеральной целевой программы «Электронная Россия на период 2002-2010 гг.» в области политики и Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)» в области образования, которые могут рассматриваться как попытки создания начального этапа перехода России к информационному обществу.

Информационное общество - это новая ступень в развитии человечества, в котором доминирующим объектом производства и потребления становятся знания и информация, а также основанные на их использовании продукты и услуги.

Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX столетия. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю.Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обозначены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования (ЕРА: Economic Planning Agency) - «Японское информационное общество: темы и подходы» («Japan's Information Society: Themes and Visions», 1969), Институтом разработки использования компьютеров (JACUDI: Japan Computer Usage Development Institute) - «План информационного общества» («The Plan for an Information Society»,1971), Совета по структуре промышленности (ISC: Industrial Structure Council) - «Контуры политики содействия информатизации японского общества» («РоНсу Outlines for Promoting the Informatisation of Japanese Society», 1969).

Одна из наиболее интересных концепций информационного общества принадлежит японскому ученому Е. Масуде. Основные принципы этой концепции представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983). Они сводятся к следующему:

- основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека;

- информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания;

- потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества;

- ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование;

- в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», а политической системой будет являться «демократия участия»;

- основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени».

Как видим, Е. Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию XXI века, названную им «Компьютопией». Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе принципа синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества.

По мнению ученого, производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества.

Таким образом, интеллектуальное производство является основой жизни в информационном обществе. Однако такой процесс невозможен без развития системы образования.

Перспективы образования в информационном обществе во многом связаны с особенностями его духовной культуры. В индустриальном обществе значительную роль в формировании представлений человека о мире играют средства массовой информации, во многом стандартизируя образы, формирующиеся в общественном сознании.

В информационном обществе происходит не столько ускорение потока информации, сколько изменения его глубинной структуры на основе демассификации средств информации.

По словам Т. Ворониной, перспективы образования связаны с изменением места человека и его ценностей в информационном обществе. Если для всех предыдущих типов общественного устройства характерна ориентация на материальные ценности, то переход к информационному обществу выдвигает на первый план человеческие ценности.

Долгое время ориентация человека осуществлялась на удовлетворение материальных потребностей; производительные силы общества, которые являлись базой для удовлетворения человеческих потребностей, имели материальный характер; удовлетворение человеческих потребностей достигалось главным образом путем производства и потребления материальных вещей. Индустриальное общество представляло собой расцвет цивилизации, ориентированной на материальные ценности.

В процессе же перехода к информационному обществу меняется базовая цель образования, которая заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Возникающие при этом диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Современный человек должен обладать не только неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Таким образом, при переходе к информационному обществу радикально изменяется система образования. Это обусловлено тем, что образовательная система индустриального общества не может удовлетворить новые запросы общественного развития. Она, как и все основные сферы индустриального общества, переживает период кризиса и в этой связи, зарождения принципиально новых черт. Иначе говоря, становление информационной цивилизации связано с развитием новой образовательной системы.

Важной чертой этой системы становится глобальность, т.е. мировой характер со всеми присущими ему глубинными взаимозависимыми процессами.

Переход от определяющей роли материальных ценностей к главенству человеческих ценностей, осуществляемый в процессе информатизации общества, означает качественное изменение статуса образования в общественной жизни. Оно превращается в важнейшее средство достижения человеком самостоятельно определенных целей, а удовлетворение от их достижения становится универсальным стандартом ценностей.

Жизнь человека в интеллектуальной, информационно насыщенной среде, создаваемой в процессе развития информационной инфраструктуры общества, порождает новые возможности для его образования с самого раннего возраста в течение всей жизни. Использование этих возможностей - чрезвычайно актуальная задача, которая встает перед обществом в процессе его информатизации. Решение этой задачи также связано с созданием принципиально новой образовательной системы.

Итак, формирование образовательной системы информационного общества происходит благодаря информатизации образования, которая по своей сущности является внедрением и использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в какой-либо области человеческой деятельности. Первые шаги в области информатизации образования в нашей стране сделаны в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание стало проникать новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Несколько лет спустя была разработана и опубликована «Концепция информатизации образования», которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В настоящее время этот объективный процесс привел к Интернетизации, ставшей частным случаем информатизации.

Проблема информатизации гуманитарного образования связана с выбором стратегии его развития. По мнению, Ю.Н.Афанасьева, ее решение обеспечит:

- включение гуманитарных вузов в современные информационные сети;

- создание и освоение новых информационных технологий в учебном процессе гуманитарного вуза;

- сближение исследовательских и учебных процессов на базе новых информационных технологий.

Накопленный к настоящему времени отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса при условии первичности педагогических принципов перед технократическими, которые являются базисом информатизации. Иными словами, в процессе информатизации важно соблюдать приоритетность педагогического подхода.

Средства ИКТ по своим дидактическим свойствам активно воздействует на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать значительно более сложные педагогические задачи - развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, обучения работе с различными источниками информации. В этой связи необходимо четко представлять место средств ИКТ и их роль в учебном процессе, их педагогические возможности, вопросы, которые можно решать с их помощью.

Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств ИКТ необходимо знать общие характеристики принципов функционирования и дидактических возможностей этих средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, «встраивать» их в учебный процесс.

Особое место информатизация занимает в организации дистанционного обучения. Появление дистанционного обучения (ДО) вызвано необходимостью обеспечения массового и индивидуализированного образования.

Дистанционное обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, между собой и со средствами обучения, который некритичный к расположению их в пространстве и времени и базирующийся на средствах информационных и телекоммуникационных технологий.

Как уже отмечалось, информатизация образования распространяется на все образовательные области знаний. Одной из них является историческое образование, осуществляемое в вузах.

Согласно ГОСТу («Квалификационная характеристика выпускника по специальности 020700 - История») основными направлениями профессиональной деятельности специалиста-историка являются:

- образовательная (работа в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях);

- научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, научно-исследовательских институтах, библиотеках, архивах, музеях);

- культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);

- экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);

- организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).

В любой из перечисленных областей деятельности выпускника-историка в XXI веке трудно будет обойтись без владения навыками использования информационных технологий. Особое место в системе этих технологий занимают Интернет-технологии.

По определению А.А.Андреева и Ю.Б.Рубина, интернет-технология -технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами в целях обучения. Она является ядром учебного процесса в системе открытого образования.

Как нам представляется, основные особенности Сети можно выразить в следующем:

- Общедоступность ресурсов.

- Бесконтрольность.

- Безадресность материалов.

- Сверхоперативная коммуникативность.

- Динамичность хранящейся информации.

- Относительно небольшая в настоящий момент «глубина памяти» (максимальный срок существования ресурса).

Техническая возможность создания сколь угодно «глубокого» архива информации.

В последние годы непрерывно растет число российских пользователей Интернет. Вместе с тем практическое значение для системы образования имеет, прежде всего, численность людей с актуализированными образовательными потребностями (АОП), имеющих возможность использовать Интернет в образовательных целях. За период 1999-2002 гг. этот показатель вырос в 1,8 раза, а и на конец 2002 года составил 8,5 млн. чел. К концу 2003 года численность взрослых россиян, имеющих возможность использовать Интернет в образовательных целях, превысила 10 млн. человек.

Приведенные данные свидетельствую о важности использования Интернет-технологий в системе образования, необходимости дальнейшего системы сетевых образовательных информационных ресурсов.

В конце 2003 г. Всемирный банк обнародовал русское издание доклада «Формирование общества, основанного на знаниях». В нем представлен международный анализ развития высшего профессионального образования и сформулированы «Новые задачи высшей школы».

Главным тезисом документа является новое видение знаний - они относятся к основным факторам экономического развития. То есть финансисты дают сигнал образовательному сообществу: знания рассматриваются не только как культурная ценность, но и как способ увеличения прибыли.

Следующий сигнал от экономического сообщества образовательному: нужны новые производители услуг высшего образования. Традиционные университеты не обеспечивают ответа на новые вызовы. Нужны «университеты без стен».

Иными словами, информационно-коммуникационная революция выдвигает совершенно новые требования к системе профессионального образования.

В историческом плане можно говорить о четырех эпохах в образовании: безбумажной, бумажной, компьютерной, сетевой. Каждая из них качественно

меняла формы и разновидности учебного процесса, хотя вновь появляющиеся средства не вытесняли старые, а скорее, дополняли их. Кратко рассмотрим каждую эпоху.

Безбумажная эпоха, исторически первая, связана с передачей информации в устной и зрительной форме с помощью вербальной и невербальной коммуникации, ее элементы можно найти в первобытном обществе.

Бумажная эпоха обучения наступает с появлением письменности, и в ее основе лежали и лежат умения читать, писать, рисовать и выражать свои мысли в письменной форме.

Появление массового книгоиздания привело к возникновению и становлению массовой начальной школы, целью которой было обучение грамотности подрастающего населения: счету и письму, чтению книг и рисованию, танцам и пению, простейшим ремеслам и Божьему Слову.

В этот период появляются школы, учителя, учебники, университеты, профессора, библиотеки, в которых накапливаются научная мысль и сокровища культуры. Каждый из них несет свою пользу обществу, государству, будущим поколениям.

Компьютерная эпоха связана с возникновением массового производства и использования в обществе и образовании компьютеров как средств подготовки, передачи, автоматического поиска и обработки информации. Как следствие, стали появляться компьютерные учебные средства: компьютерные учебники (например, самый известный из компьютерных учебников по истории «История России XX век»), различные демонстрационные, обучающие, контролирующие программы, используемые в учебном процессе или самостоятельно.

С широким распространением персональных компьютеров число образовательных программ и их разнообразие увеличилось, что не всегда сочеталось с их качеством. Наибольшее распространение получили программы на дискетах или CD. Чаще всего они применялись для демонстраций в ходе учебных занятий или для самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже - обучающие программы по естественнонаучной тематике и совсем редки - по исторической.

Особой разновидностью учебных пособий стали мультимедийные энциклопедии, такие как, Microsoft Encarta или «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Не будучи чисто учебными материалами, они, тем не менее, весьма полезны в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора обучающихся.

Одновременно с появлением компьютерных учебных материалов появились и быстро завоевали популярность разнообразные видеокурсы. В отличие от достаточно традиционных аудиокурсов иностранных языков ассортимент видеокурсов ограничен разве что фантазией их создателей.

Согласно утверждениям ряда исследователей сетевая эпоха в образовании только начинается. Она уже породила совершенно новый вид учебной продукции - Интернет-учебники. Интернет-учебник - одна из разновидностей электронного учебника, программного средства учебного назначения, дающего возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить весь учебный курс или его большой раздел именно с помощью компьютера. Основной частью учебника остается наполнение постоянной составляющей: основы научных знаний по дисциплине, система текущего и итогового контроля, предполагаемая система отработки практических навыков, «зеркало» основных ресурсов Интернет по заключительным разделам учебника, касающихся состояния предметной области дисциплины на время написания учебника. Электронный учебник как правило содержит три составляющих: информационную - для предъявления учебной информации; практическую - для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания, умения и навыки; диагностирующую - для контроля знаний. Такой тип учебника является одним из эффективных средств управления учебной деятельностью.

Важнейшим элементом этого управления выступает обучающее воздействие на познавательную сферу обучающегося.

Таким образом, можно заключить, что технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет, имеют большие перспективы в сфере образования.

Понятие «Интернет-технологии в образовании» наиболее полно раскрывают С.Ю. Губин, В.Т. Матчин и В.А. Мордвинов: «Интернет-технологии в образовании представляют собой глобальный комплексный набор современных, единых во всем мире, компьютерно-сетевых (телекоммуникационных) инструментальных средств, универсальное программно-методическое обеспечение, а главное, многожанровую всеобъемлющую информационную среду, включающую огромные мировые массивы информации, как накапливаемой, так и «блуждающей» в сети в реальном масштабе времени, что позволяет наполнить учебный процесс невиданным ранее объемом информации, как по количеству, доступности и распознаваемости, так и мобильности отыскания и использования».

В свою очередь отметим, что Интернет-технологии в учебном процессе - это и самое совершенное инструментальное средство, и всеобъемлющая информационная среда и, наконец, принципиально новая организационно-методическая инфраструктура информационного обмена. Именно поэтому эффективное использование средств и возможностей интернет-технологий, равно как и их изучение, - важнейшая профессиональная необходимость всех участников учебного процесса: руководителей образовательных структур, профессоров и преподавателей, технологов, методистов, а главное, студентов и аспирантов - одним словом, всех, кто учится.

Как справедливо подчеркивает В.П. Тихомиров, Интернет-технологии - формирующаяся многосложная наукоемкая область знаний, глубокое освоение которой предполагает практическую работу с целью обретения профессиональных навыков, необходимых для успешного самостоятельного использования сети Интернет.

Безусловно, сетевые технологии имеют много преимуществ по сравнению с другими технологиями обучения. В этом плане можно говорить о двух группах преимуществ:

Преимущества по сравнению с бумажной технологией обучения:

- возможность поиска по тексту (не всякая книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Возможность быстро найти в большом объеме информации нужную - неоспоримое преимущество);

- гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Гипертекст позволяет осуществлять разделение материала на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующий шаг здесь - создание на основе одного материала «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня подготовки, быстроты усвоения материала, его интересов и т. п.;

- мультимедиа - арсенал способов иллюстрации изучаемого явления, повышающих качество обучения, позволяющих удерживать внимание обучающегося ученика.

- моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны.

Преимущества по сравнению с несетевой технологией обучения.

Интернет-технологии, обладая теми же качествами, что и компьютерные, дополнительно имеют возможность тиражирования практически без носителя -существует одна версия учебного материала в сети Интернет, и студент-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это дает ряд преимуществ, а именно:

- сокращается путь от автора учебника к студенту;

- появляется возможность оперативно обновлять учебный материал;

- сокращаются расходы на изготовление материала;

- решается проблема совместимости (бич простых электронных учебников) - теперь авторы могут быть уверены, что на всех аппаратных платформах их материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу студента с учебником можно свести к минимуму);

- появляется возможность «включения» в учебный материал любой дополнительной информации, уже имеющейся в Интернет;

- доступ к учебному материалу на базе интернет-технологий возможен с любой машины, подключенной к сети Интернет;

- обилие средств разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи со стороны разработчиков (то есть обойтись своими силами, хотя пренебрегать консультациями и рекомендациями специалистов по телекоммуникациям все же, наверное, верно);

- по мере перехода от типографских учебных материалов к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала, что сокращает время подготовки учебных пособий, одновременно увеличивая число доступных студенту учебных курсов.

Таким образом, компьютерные телекоммуникации могут помочь сделать лучше то, что уже делается в учебном процессе, обеспечивают уникальное содержание и опыт в обучении студентов. Одновременно телекоммуникации изменяют сущность самого процесса обучения:

- информационный запас и методический опыт распространяется по всемирным компьютерным сетям и не ограничен только тем содержанием, которое может поместиться в учебной аудитории;

- в дополнение к традиционному «линейному» способу обучения, Интернет делает возможным «разветвленное» обучение, где online-связи могут следовать в такое множество направлений, сколько есть студентов и преподавателей;

- студенты и преподаватели переходят из стадии «потребителей» информации в «производителей» собственной online-информации и участниками образовательного сообщества, охватывающего весь мир;

- информационная и коммуникационная мощь Интернета обновляет традиционные учебные структуры и новые образовательные направления (например, дистанционное обучение).

Таким образом, Интернет-технологии обладают несомненными преимуществами по сравнению с бумажной и компьютерной технологиями.

Однако внедрение Интернет-технологий в историческое образование сдерживается практически полным отсутствием специалистов в области подготовки студентов-историков к работе в Интернете. В этой связи одной из приоритетных задач современной системы образования становится разработка концептуальных моделей информатизации исторического образования и научной деятельности в этой сфере, а также создание научно-методического обеспечения, включая философско-гуманитарную, научно-педагогическую, содержательную, экономическую и технологическую составляющие. Необходимо построение такой модели исторического образования, которая основывается не только на современных информационных и педагогических технологиях, но и на методологических принципах информационного общества и открытого образования.

Как отмечает Г.В. Можаева, информатизация должна выступать в качестве одного из важнейших средств реализации новой образовательной парадигмы, «в рамках которой происходит пересмотр ориентиров: с прагматических узкоспециализированных целей на приобретение фундаментальных междисциплинарных знаний. Информатизация выступает как новое качество системы образования, как средство реализации функции прогнозирования образовательной системы, системной связи науки и образования. Информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга. Современное образование должно строиться на междисциплинарности, которая должна проявляться и в методологии, и в образовательной практике. Необходимо преодоление исторически возникшего «разобщения двух компонент культуры - естественной и гуманитарной, преодоление путём их взаимообогащения и поиска оснований целостной культуры на новом этапе развития цивилизации».

При этом важно не просто знакомство студентов с методами других наук, традиционно находящихся вне данной профессиональной предметной зоны, но изучение механизмов взаимодействия различных научных методов. Профессионализм исторического образования в условиях междисциплинарности, которая уже стала реальностью и имеет дальнейшие перспективы, все более широкое распространение, должен строиться не на суммировании различных методов, а на переходе на более высокий, метадисциплинарный уровень.

Однако междисциплинарные исследования наиболее эффективны, если существует общий объект, на который направлены методы различных наук. И таким объектом междисциплинарных исследований, на наш взгляд, выступает информация, имеющая сложную внутреннюю структуру. Ее исследование формирует зону междисциплинарности. В то же время следует отметить, что синтез подходов к изучению информации возможен лишь в гуманитарной сфере. Дело в том, что гуманитарные науки оказались в ситуации поиска неких общенаучных оснований, фундамента, который позволил бы осуществлять междисциплинарные исследования. Все более важным становится не столько использование методов других наук, сколько поиск универсальных общенаучных оснований.

Информатизация гуманитарных наук позволила выявить глубокие социальные изменения, вызванные процессом информатизации. Это привело к необходимости переосмысления понимания информатики, изменения научных взглядов на саму науку информатику, выяснения механизмов влияния информатизации на развитие общества, на формирование нового этапа информационной культуры, построение теорий информационного общества и т.д. В поле зрения современной информатики должны лежать закономерности возникновения и функционирования всех видов информации, закономерности и последствия информационных процессов в обществе.

Изучение информационных процессов, источников и каналов информации позволит глубже понять причины и характер социального поведения, социальных взаимодействий. Исследование гуманитарных проблем информатики играет и мировоззренческую роль, которая проявляется в формировании у обучаемых целостной системно-информационной картины мира, а также понимания общности информационных процессов управления в живой природе, обществе и технике. Все более актуальным становится исследование последствий информатизации и связанных с ней методологических проблем.

Итак, новая образовательная парадигма требует включения в учебный процесс дисциплин, связанных с изучением гуманитарных проблем информатизации. Необходимо менять представление будущих специалистов-гуманитариев о своем профессионализме.

Специалисты-историки уже начали применять возможности Интернета в своей работе. Всю историю знакомства и использования этими специалистами глобальных сетей можно разделить на три условных периода: 1) до 1996 г.; 2) 1996-1998 гг.; 3) с 1998 г. по настоящее время.

Первый период характеризуется началом доступа к наиболее простым протоколам Интернета, при этом небольшая часть историков довольно активно пользуется электронной почтой, а некоторые спорадически выходят в web-пространство.

Гранью между первым и вторым периодами является первая серьезная постановка вопроса о роли и значении Интернета для историка на V конференции Ассоциации «История и компьютер». Это время подключения большинства историков к Интернету, дискуссий о роли и значении Сети для исторических исследований и образования и начала создания научно-образовательных ресурсов по истории.

Грань между вторым и третьим периодами - конференция «Интернет -новая информационная среда исторической науки» (Барнаул). На ней группой заинтересованных в создании и развитии электронных исторических ресурсов историков были выработаны своеобразные стартовые условия, основные направления дальнейшей деятельности.

Третий этап характеризуется следующими основными чертами: во-первых, существенно расширившимся доступом в Интернет для историков, во-вторых, непрерывным, а в ряде случаев поточным производством исторических web-ресурсов, в-третьих, некоторыми, правда, пока еще слабыми попытками теоретического осмысления создавшегося положения.

Существует сильный разрыв между хорошо ориентирующимися в Интернете историками (таких около 20-30%) и остальной массой, среди которой преобладают специалисты старшего и среднего поколения. Образовавшаяся неравномерность вовсе не является каким-то гандикапом для «продвинутых» в этом отношении, наоборот, по словам Д. Стейли, она серьезно мешает поступательному развитию исторической науки и образования и дальнейшему внедрению в них информационных технологий.

Таким образом, информационная революция, стремительно проходящая во всех областях человеческой жизни, в том числе и в историческом образовании, призвана обогатить учебный процесс новыми методами, которые помогут будущим специалистам-историкам легче ориентироваться в мире новых технологий, в которых важное место принадлежит Интернет-технологиям.

 

АВТОР: Корниенко Ю.М.