20.04.2012 12501

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

 

Изменение экономических, политических, социальных условий привели к тому, что возникла острая потребность изучить психолого-педагогические и возрастные особенности детей. Рассмотреть их интересы, круг общения, условия жизни, выявить позитивные и негативные влияния. И так, познакомимся вкратце с некоторыми дошедшими до нас древними и современными периодизациями развития ребенка. Древняя китайская классификация отводила периоду «молодости» от 0 до 20 лет. Классификация возраста по Пифагору (6 в. до н. эры.) рассчитывалась от 0 до 20 лет как период становления и ассоциировалась с «весной». Классификация возраста жизни по Гиппократу (4 век до н. эры) считала «первым периодом» развитие ребенка от 0 до 7 лет. Современная возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом в г. Москве в 1965 году, разводит детей по временным порядкам в следующем варианте: новорожденный-1-10 дней, грудной возраст- 10 дней- 1 год, раннее детство- 1- 2 года, первый период детства- 3- 7 лет. Предложенные «стадии развития личности» Э. Эриксоном, включают в себя «первую стадию развития раннее младенчество от 0 до 1 года. «Вторая стадия развития» соотносится с поздним младенчеством детей от 1 года до 3 лет. «Третья стадия развития» отнесена к раннему детству около 3- 5 лет. «Четвертая стадия развития» ребенка соотносится со средним детством от 5-11 лет. Как очевидно, первичное гражданское воспитание или стадия адаптации от рождения до подросткового периода, представляет собой усвоение социального опыта общения с цветом в предметно-пространственной среде, некритическую адаптацию в цветовом пространстве, затем приспособление к общепринятым нормам применения цвета в жизнедеятельности человека и подражание взрослой деятельности с цветом в макро и микросоциуме. Так, общеизвестный психоаналитический подход (3. Фрейд), рассматривающий теорию психосексуального и психосоциального развития ребенка навел на мысль, что в свете позитивного гражданского воспитания детей факторами цвета в предметно-пространственной среде он может быть представлен как подход к исследованию особенностей половых предпочтений цвета. Когнитивный подход (Ж. Пиаже, Л. Кольберг), который во главе изучения ставит проблемы познавательных способностей личности, может быть представлен как подход к исследованию возможностей ребенка в освоении цвета в предметно- пространственной среде. Поведенческий подход (Д. Уотсон, Б, Скиннер), изучающий расширение репертуара поведения личности путем научения, может быть представлен как подход, рассматривающий поведение, в котором цвет отражает идейный замысел индивида. Гуманистический подход (А. Маслоу), изучает проблемы личностного роста, самоактуализации и саморазвития факторами цвета в предметно - пространственной среде. Деятельностный подход (П. П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), рассматривает развитие личности путем включения ее в различные виды деятельности с цветом предметно - пространственной среды. Системный подход, предполагает одновременное рассмотрение развития ребенка в цвето - пространственной среде со всех сторон, также помогает понять их взаимосвязь и взаимообусловленность. Интегральный подход, согласно которому наша психическая активность имеет несколько измерений, размерностей, аспектов уровней, инстанций может стать подходом, необходимым в исследовании образно - пространственных представлений о цвете в макро и микросоциуме. Как показывает практика работы, только теоретическое вычленение данных подходов еще не достаточно для того, чтобы в полной мере сопоставить возрастные особенности ребенка и, соответственно, его реальные практические возможности в освоении процесса гражданского воспитания факторами цвета в предметно-пространственной среде. В связи с чем, обратим внимание на стадии когнитивного развития, направленное на составление психолого-педагогической характеристики детей от рождения до двух лет. И так, раннее детство, в 3- 4 месяца, сензитивно к усвоению цвета предметно-пространственной среде. Но, не смотря на то, что особенно активно доминирует восприятие, оно только ограниченно наглядной ситуацией (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий и др.). Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир, решать простейшие познавательные задачи. Приведем в качестве примера наблюдения за ребенком 8 месяцев в процессе игры «в прятки» с яркими цветными предметами. Спустя некоторое время повторных манипуляций, ребенок легко определяет избранную им игрушку по цвету.

Общепринято считать, что младенцы до года имеют целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий или других геометрических элементов. Ученые Б.Т. Лихачев, И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий считают, что, воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов. В этом направлении психологами особое внимание придается разнообразию впечатлений, которые должны младенцу предоставить его родители. Другая сенсомоторная стадия развития детей от 1 года до 2 лет, представляет процесс формирования способности сохранять в памяти образ цвета предметов в окружающем его мире. В связи, с чем этот период достаточно благоприятен для организации познавательных первичных мероприятий, в которых цвет имеет первостепенное значение. С чем же он сталкивается чаще всего, прежде чем освоить «предметно - манипулятивную» деятельность (Е.Е. Кравцова)? Сегодня промышленность для детей предоставляет изобилие всевозможных игровых вариантов компьютерных моделей, действующих механических моделей, конструкторов, трансформеров, «головоломок» и других конструкторских моделей, отличающихся совершенным дизайном в цветовой гамме и форме от «традиционных» кубиков и пирамидок. Умение малыша переносить функции с одного предмета на другой, очень тесно связано с его психолого-педагогической характеристикой. Известный ученый Д.Б. Эльконин отмечал, что в развитии продуктивных видов деятельности, в том числе с цветом, можно выделить три этапа. На первом раннем возрастном этапе ребенок может осмыслить собственное творение, только после того как закончил над ним работать. В данном варианте присутствие или отсутствие необходимого цвета не влияет на творческую фантазию малыша. Далее, на втором этапе, середина дошкольного возраста, ребенок осознает продукт деятельности в процессе его изготовления, но зависим от материально - предметных средств. Например, такой ребенок не будет изображать задуманное, если отсутствует художественный материал необходимого цвета. На третьем этапе, к концу дошкольного возраста, дети независимы от материальных средств и строят собственную деятельность с цветов в зависимости от собственного желания, от творческого замысла.

Просмотреть динамику возрастного развития, для того чтобы наглядно представить рост детских способностей и, следовательно, его психолого-педагогическую характеристику, развивающуюся в процессе деятельности с цветом в предметно - пространственной среде явно недостаточно.

Необходимо сделать некоторую сравнительную аналогию развития детей, например, от 60-70 г. г. рождения и до 99-2000 г. г. рождения. В качестве частного примера, в 60-70 годах организация игры в цветные кубики, пирамидки, мозаики, воздушные шары, книжные раскраски, кинопроектор для детей и т.д. позволяла, как правило, освоить детям в пределах 6-12 различных вариантов цвета.

Причем, цвет игрушечных моделей или их образов в иллюстрациях максимально был приближен к естественному их цвету в природе. В 80-90 годы, в дополнение к предыдущим цветам, в игровых экспозициях использовалось не более 12- 24 дополнительных сочетаний цвета.

Особенно красочны были различные изделия для детей из синтетической продукции, причем окрас изделий резко отличался от их естественного цвета в природе.

В 2000 году - видео игровые приставки, компьютерные игры позволяют освоить детям неограниченное число цветовых сочетаний.

Новое поколение уже на раннем этапе своего развития стремительно осваивает новейшие технологии, предназначенные для детей и, соответственно, требует от специалистов в области социально-педагогической и психологической направленности совершенствования специализации в различных областях, в том числе, в гражданском воспитании детей факторами цвета в предметно - пространственной среде. Следующая, предоперациональная стадия, включающая развитие детей от 2 до 7 лет, представляет процесс формирования умений различать цветовые символы в предметно - пространственной среде и их идейное значение.

Не вызывает сомнения, что ситуативно-личностное общение детей и цвета в предметно - пространственной среде как фактора гражданского воспитания имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Ученые (М.И. Лисина и др.) соотносят общение ребенка с взрослыми в целом как ситуативно-деловую форму.

Причем авторы выделяют главной особенностью в данной - коммуникации общение детей и взрослых на фоне практического взаимодействия.

Например, ребенок в возрасте 5-7 лет в присутствии взрослого способен самостоятельно манипулировать различными предметами, игрушками, в которых цвет, как необходимое условие игры, имеет решающее значение действий с предметами в окружающем ребенка цветовом пространстве), ведущее начало для следующего шага в его развитии (Н. И. Шевандрин).

Также показывают «Новое начало» в психологической и педагогической характеристике детей в учебно-игровой практике и другие ученые.

Например - Ж. Пиаже. Он считает, что происходит развитие сенсомоторного интеллекта, который подготавливает возникновение, так называемой, символической функции.

Следующим психолого-педагогическим условием для формирования потребности в деловом сотрудничестве у детей в период дошкольного возраста, стоит организация реальной и доброжелательной практики общения с ребенком.

Сотрудничество такого рода, во внимательной форме общения, в 85-ти процентах обеспечивает ребенку достижение максимального практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он располагает в пределах первых лет жизни (С.В. Корицкая). Опережающее развитие относительно своих сверстников, согласно теории Л.Г. Выготского, ребенок получает с механизмом действия «зоны ближайшего развития».

Перефразируя данное мнение ученого, можно сказать, зоной ближайшего развития могла стать зона цвета, опосредствованная употреблением предметов в окружающем пространстве.

Проблемы урбанизации вносят определенные коррективы в психолого-педагогические характеристики детей и особенностей: их деятельности с цветом в предметно - пространственной среде как факторе гражданского воспитания.

Не секрет, что дети, проживающие в условиях города в отличие от детей сельской местности, чаще встречаются с цветом как фактором рекламно - индустриальной промышленности.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что, как и в первом случае - генетической форме, опосредованной природной любознательностью к цвету в предметно пространственной среде, так и во втором случае - форме делового эмоционально- чувственного общения с цветом в предметно-пространственной среде более эффективно закладывается опережающее развитие детей.

Рассмотрим периоды творческого развития детей факторами цвета в предметно - пространственной среде более подробно.

До изобразительный период у детей (от года до двух лет), как правило, строится на хаосе цветовых пятен, линий форме, манипуляций с предметами художественного цикла.

Но прежде чем подойти к анализу дальнейшего отрезка психолого-педагогической характеристики детей и деятельности их с цветом в предметно - пространственной среде, следует сказать, что сегодня, учитывая основы развития детей, коллектив ученых- Т.И. Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г Арушанова, Т.Л. Богина, Е.М. Волкова, Е.Б. Волосова, А. Н. Давидчук, Р.А. Иванкова, В.М. Иванова, Т.Г. Казакова, В.В. Кругов, Э.И.Леонгард, С.Л. Новоселова, Л.В.Обухова, Т.И. Осокина, Л.Н. Павлова, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева, Л.А. Парамонова, В.А. Петрова, Е.В. Пииройнен, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Подъяков, Е.Ю. Протасова, Т.А. Репина, Н.М. Родина, М.А. Рунова, Е.Г. Самсонова, К.В. Тарасова, Т.В. Тарунтаева, Н.Т. Терехова, Е.Е. Шулешко разработали базисную психолого-педагогическую программу «Истоки» под руководством всемирно известного детского психолога А.В. Запорожца.

Данная программа нового типа не только задает стандарт дошкольного уровня образования, но в первую очередь, обеспечивает полное и целостное развитие личности ребенка.

Его ведущая деятельность предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры с каким либо простейшим сюжетом. Цвет данных предметов создает определенное эмоционально-чувственное настроение, вызывает положительные флюиды, обеспечивающие проявление восторга и удовольствие у малыша.

Началом изменений младенческих отношений ребенка к детям и взрослым, а также к окружающему его пространству, в научной литературе принято считать тремя годами жизни ребенка.

Как утверждают педагоги-психологи центра» Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, ребенок трех лет не только любит закрашивать лист различным цветом, но и получает видимое удовольствие от результатов собственного труда, от яркости и сочности цветных мазков, непосредственно от ритмичных движений кистью.

Следовательно, решается главная задача развития ребенка, которая направлена на формирование эстетического отношение к окружающему макро и микро миру.

В периодизации развития ребенка, предложенной Л.С, Выготским, основным является понятие возрастных психологических новообразований, с одной стороны которые определяют ход психического развития детей, а с другой стороны, которые обеспечивают специфику развития на каждом возрастном этапе.

И, если говорить в большем измерении, есть ни что иное, как переход на новые рубежи развития личности. Л.С. Выготский из статьи Д.Б. Эльконина к проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //В.П., № 4, 1971, считал, изучить детское развитие, значит, изучить переход ребенка от одной возрастной ступени к другой и изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных социально - исторических условиях.

Анализ наблюдений за поведением и деятельностью детей при переходе от раннего возраста к дошкольному возрасту позволил психологам (Г.Б. Яскевич, Л. Пятковой) говорить о кризисе трех лет.

Ученые считают, что «застревание» (Г. Б. Яскевич) детей на новообразовании кризиса связано с проявлением осознания ребенком себя в качестве отдельного субъекта, субъекта общения.

Именно это и позволяет ребенку выделять себя в качестве субъекта деятельности (Д.Б. Эльконин), воспринимать себя как какую- то конкретную систему (Л.И. Божович), развивать способность к самоутверждению (Э. Эриксон) и гордиться собственными достижениями (Т. В. Гуськова). Д.Б. Эльконин подчеркивал, что нельзя выбрасывать яркие цветные обрывки картона, обломки брусков, камня и т.д. так как это развивает фантазию, будит воображение ребенка, создает новые собственные игровые условия, в том числе с цветом в предметно - пространственной среде.

В заключение психолого-педагогической диагностики современного развития детей факторами цвета в предметно - пространственной среде как факторе гражданского воспитания следует отметить, что: проблемы психического развития детей и межличностные противоречия, обусловленные факторами цвета в макро и микросоциуме, особенно на раннем этапе, управляемы в процессы психолого-педагогической деятельности ближайшего окружения людей; психолого-педагогическая характеристика детей и их деятельности с цветом в окружающем мире зависит не только от условий внутрисемейной жизнедеятельности, но и вынужденных условий, обусловленных миграцией населения; психолого-педагогическая деятельность, направленная на гражданское воспитание детей факторами цвета в предметно - пространственной среде в современных условиях сталкивается с многообразием различных вариантов использования цвета в продуктах духовной и материальной культуры, что в свою очередь значительно осложняет завершение поставленной задачи; психолого-педагогическая характеристика у городских и сельских детей и особенности их деятельности с цветом в предметно - пространственной среде как фактором гражданского воспитания имеет явные отличия не только в силу региональных особенностей, но и в связи с различно материально-технической базой оснащения семьи, дошкольных учреждений, школы и т.д. (компьютеры, виде и теле коммуникации); разобщенность детского населения между сверстниками в связи с включением в их практику жизни новейшего компьютерного обеспечения вносят соответствующие изменения в психолого-педагогические характеристики и особенностей их деятельности с цветом в предметно - пространственной среде; соответствующее разобщение детского коллектива в силу территориальных и материальных условий.

 

АВТОР: Котенко И.В.