04.05.2012 3610

Межкультурное взаимодействие и общение как корреляты адаптации

 

Процесс «вхождения» индивида в новую культурную среду не может осуществляться без взаимодействия различных культур: его собственной, в которой он родился и вырос, и новой, которую он обретает или познает.

Взаимодействие как феномен анализируется в различных контекстах и подходах. На философском уровне этот термин отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Любая социальная и культурная группа - это продукты взаимодействия людей, поэтому формы взаимодействия могут быть очень сложными и разнообразными.

На социально-психологическом уровне выделяется взаимодействие межличностное, которое рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле под взаимодействием понимается система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при котором поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных.

Взаимодействие тесно связано с общением, под которым понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Можно сказать, что взаимодействие выступает как форма общения, в то время как общение может рассматриваться как осуществляемое в знаковой форме взаимодействие.

Таким образом, взаимодействие может выступать как непосредственная взаимосвязь индивидов, как способ согласования индивидуальных действий и как форма общения.

Особенности межкультурного взаимодействия определяются рядом факторов: особенности взаимодействующих культур, исторический, социальный контекст взаимодействия, поведенческие, индивидуально - личностные, эмоциональные характеристики личности.

Культурная дистанция положительно коррелирует с уровнем выраженности культурного шока и проблемами межличностного взаимодействия с представителями новой среды. Процесс адаптации будет более успешным, если культуры воспринимаются как более сходные, чем они есть на самом деле. Однако и при этом могут возникнуть сложности: человек может только казаться, что культуры близки, и его поведение может сильно расходиться с ожидаемым. Эта проблема возникает у русских, которые попадают в Белоруссию, американцев в Великобритании и других «близких» народов.

Исследование адаптации визитеров показало, что взаимодействие будет проходить более сложно в новой культурной среде, сильно отличающейся от привычной. Т.Г. Стефаненко отмечает, что часто проблемы испытывают представители так называемых «великих держав», из-за присущего им высокомерия и убеждения, что учиться должны не они, а другие.

Контакты мигрантов визитеров с новой культурной группой зависят также от политической, экономической ситуации в стране. Например, отношения между людьми будут зависеть от политики по отношению к приезжающим: «плавильного котла» (США) или «лоскутного одеяла» (Канада, Швеция). Кроме того, они зависят от личных отношений визитера и местных жителей.

Сильное влияние на взаимодействие оказывают индивидуально-психологические факторы. Т.Г. Стефаненко приводит пример адаптации двух людей, один из которых настроен на поиск между своей и чужой культурой, а другой - различий.

Многие исследователи считают, что межкультурное взаимодействие зависит от таких особенностей личности, как жизненный опыт, мотивация, когнитивные особенности, тенденция к толерантности, а не ригидности.

Межкультурное взаимодействие может иметь различные последствия. Так, С. Бочнер выделяет четыре возможных результата межкультурных контактов для индивида: перебезчие отбрасывает собственную культуру в пользу чужой, шовинист - чужую в пользу собственной, маргинал колеблется между двумя культурами, посредник синтезирует обе культуры.

Исследователи подчеркивают, что приспособление к новой культуре и межкультурное взаимодействие может быть эффективным, если человек приобретает знания о нормах, обычаях, особенностях поведения и общения другого народа. При этом важным моментом является сохранение позитивной идентичности по отношению к собственному народу и культуре.

Участие в межкультурных контактах наряду со стремлением сохранения культурной идентичности является важным фактором формирования стратегии межкультурной адаптации. Поэтому межкультурные контакты исследуются для изучения представителей разных этнических групп, отдельных групп одного и того же этноса, групп визитеров и т.д.

Применительно к предмету нашего исследования можно сказать, что визитеры и мигранты включаются в процесс адаптации к новой культуре и условиям жизни. Это проявляется в изменении их социальной идентичности.

 

АВТОР: Мнацаканян И.А.