04.05.2012 8171

Проблема анализа социальной идентичности личности

 

Многие современные исследования проблемы социально-психологической адаптации включают в себя анализ идентификационных характеристик личности и подчеркивают тесную внутреннюю связь этих явлений.

Проблема социальной идентичности в современной отечественной и зарубежной психологии представлена как один из ключевых моментов психологии социального познания (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.Л. Иванова, D. Abrams, М. Augustinos, М. Hogg, Н. Tajfel, J. Turner и др.), этнической, кросс-культурной психологии и социальной психологии этнического взаимодействия (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Ю.П. Платонов, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, В.Ю Хотинец), возрастной психологии (И.А. Снежкова, Дж. А. Марсия), политической психологии (И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнова).

Появление термина «идентичность» связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы 3. Фрейда, который использовал термин «идентификация». Э. Эриксон исследовал динамическую адаптивную функцию идентичности, ввёл понятие кризисов личностной идентичности, показал их неразрывную связь с кризисами общественного развития в социально-историческом аспекте.

Анализ становления проблематики социальной идентичности представлен в работе Н.Л. Ивановой, где автор выделяет следующие основные научные подходы, в русле которых формировались представления об этом явлении: концепция У. Джемса; психоаналитический подход (3. Фрейд, Э. Эриксон, J.E. Marcia, A.S. Waterman); символический интеракционизм (Ч. Кули, Г. Мид, R.D. Fogelson, Е. Goffman); бихевиористический подход (D.T. Campbell, М. Sherif, С. Sherif), теория социальной идентичности (Н. Tajfel, J.C. Turner) и теория социальной самокатегоризации (J.C. Turner); деятельностный подход (B.C. Агеев), движение социального конструкционизма в психологии, социологии и этнологии (Ф. Барт, П. Бергер, Р. Дженкинз, Т. Лукман, К. Герген), феноменалистический (перцептивный или гуманистический) подход (Дж. Брунер, К. Роджерс и др.); исследования малых групп.

В современной литературе наиболее признанной теорией, сочетающей традиции общепсихологических, социально-психологических и когнитивистских направлений является теория социальной идентичности Дж. Тэшфела (D. Abrams, R.J. Brown, N. Ellemers, M. Hogg, P.J. Oakes, H. Tajfel, J.C. Turner и др.). Под влиянием идей детерминизма (К. Левин, Дж. Келли, У. Найсер) идентичность в ТСИ рассматривается как важнейшая психологическая структура, сквозь которую преломляется восприятие социального мира.

Теория Тэшфела развивается в русле когнитивистского направления. Согласно этой теории, группа представляет собой совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней. По мнению

Тэджфела, идентичность является когнитивной структурой, направленной на регуляцию поведения в соответствующих условиях. Социальная идентичность является ценностно и эмоционально насыщенным знанием индивида относительно своей принадлежности к конкретным социальным группам (этническим, профессиональным и т.д.). При реальном взаимодействии с другими группами идентичность может проявляться в пределах четырех континуумов: поведенческого, когнитивного, аттитюдов, убеждений. В ходе взаимодействия актуализация идентичности зависит от степени осознания индивидом себя в качестве члена группы при соответствующем уровне ценностной идентификации и от особенностей ситуации, вынуждающих человека поступать как члена этой группы. Таким образом, в разных ситуациях один и тот же человек может действовать либо как личность, либо как член группы.

Последователь Тэшфела Дж. Тернер рассматривает на основе процессов социальной категоризации. Тернер первым упорядочил различные виды идентичности, выдвинув гипотезу о существовании трех уровней самокатегоризации, которые рассматриваются одновременно и как уровни идентичности (J.C. Turner): а) суперординатный - часть очень широкой общности; б) промежуточный - групповое членство, например, профессиональное; в) субординатный - индивидуальные, персональные термины. В дальнейшем эта гипотеза проверялась в различных работах (М. Brewer, S. Schneider, М. Jarumovicz, A. Kwatkowska и др.).

Согласно ТСИ, через групповое членство человек реализует базальную потребность в самоуважении. Начиная с А. Тэшфела, самоуважение рассматривается как основной мотив межгрупповой дискриминации, а, следовательно, как основная мотивация идентификации. Мотив самоуважения действует на социальном и индивидуальном уровне. Он приводит в движение социальное поведение и влияет на тенденцию позитивно оценивать собственное членство в группе. Эта идея была развита М. Хогом и Д. Абрамсом, которые, начиная с 1988 года, разрабатывают концепцию самоуважения. В дальнейших исследованиях были выявлены и другие виды побуждений. Но мотивация самоуважения признается ведущей в идентификационных процессах.

Исследователи уделяют внимание мотивационному и ценностно-смысловому компоненту идентичности. Вслед за А. Тэшфелом, исследуют связь идентичности и ценностей.

Самоопределением через принадлежность к социальной категории человек решает проблему своей личностной определенности. Позитивные различия в пользу своей группы дают ее членам высокий субъективный статус или престиж, а вследствие этого - позитивную социальную (или этническую) идентичность. В свою очередь, негативные различия или неблагоприятное сравнение дает низкий престиж и негативную социальную (или этническую) идентичность.

Когда группа, к которой человек принадлежит, утрачивает (в его глазах) позитивную определенность, он будет стремиться: 1) оставить эту группу физически; 2) размежеваться с ней психологически и претендовать на членство в группе, имеющей высокий статус; 3) прилагать усилия, для того чтобы восстановить позитивную определенность собственной группы.

Е.П. Белинская отмечает, что в конце XX века утвердились два основных подхода к анализу и выбору методического инструментария исследования социальной идентичности: а) номотетический, базирующийся на структурно-функционалистской парадигме; б) идеографический, связанный с феноменологической логикой исследования. Развитие различных течений конструкционизма привело к появлению еще и третьей логики анализа идентичности, объединяющей идеи когнитивной психологии и психологии личности.

Н.Л. Иванова выделяет следующие основные тенденции в изучении идентификационных процессов: а) от персонально ориентированного к социально-ориентированному; б) от описательного к экспериментальному изучению; в) от социологического экспериментального изучения к социально-психологическому; г) от психологического и социологического к междисциплинарному.

Эти тенденции связаны как с развитием психологической науки в целом, так и с теми стремительными социальными изменениями во многих странах мира, которыми отмечен конец XX века. Например, значительное усиление интереса к проблеме соотношения социальной и личностной идентичности произошло под влиянием социальных процессов, которые еще раз напомнили, что человек в поиске своего независимого пути не может быть полностью свободен от социального контекста. Поэтому в дихотомии «личный - социальный» все большее значение отводится социальным компонентам «Я». Однако существующие подходы не позволяют преодолеть сложившиеся представления о противопоставлении этих видов идентичности.

Проведенный анализ показывает, что существуют трудности в определении социальной идентичности. Так, Н.И. Иванова считает, что проблема концептуализации понятия социальной идентичности, определения его границ и психологической структуры связаны с тем, что для большинства исследователей этот вопрос ограничен рамками достаточно противоречивых методологических позиций. Автор показывает, что в современной литературе это понятие часто используется, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой уже устоявшиеся термины, такие как Я-концепция, образ Я, самость, самоконцепция, социокультурное Я и т.д. В ряде работ оно соотносится с личностными характеристиками, очень близкими по своей сути социальной идентичности: «область специфической структуры знаний - схема Я» (domain specific knowledge structures, self-schemas), «последовательность идентичностей» (salient identities), «схема Я» (self-schemata), «ядро концепций» (core conceptions) (K.L. Georgen, H. Markus, S. Stryker и др.), «комплекс знаний о себе», произрастающих из прошлого опыта (self-knowledge). В современных работах популярным является конструкционистский подход, согласно которому социальная идентичность рассматривается как создаваемая в процессе жизнедеятельности характеристика, что позволяет решать задачи, связанные с поиском возможностей конструирования социальной идентичности и построения соответствующей системы ценностей и поведения личности. Мы опираемся на определение Н.Л. Ивановой, в котором социальная идентичность рассматривается как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное когнитивно-мотивационное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта. При этом под конструированием понимается приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл.

Важно подчеркнуть, что современными исследователями социальная идентичность рассматривается как комплекс когнитивных, ценностно-мотивационных характеристик. Например, Т.Г. Стефаненко на примере изучения этнической идентичности показала, что основными характеристики компонентов этнической идентичности являются: когнитивный (самоидентификация; выделение оснований этнической идентичности; содержание авто- и гетеростереотипов; представления о «дистанции» между своей и релевантных ей этнических группах); аффективный (чувство принадлежности к этнической общности; выраженность внутригруппового фаворитизма, проявляющаяся в этнических аттитюдах и направленности этнических стереотипов).

Н.Л. Иванова в своем исследовании, посвященном структуре социальной идентичности, показала, что это сложное психологическое явление представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов.

В самосознании человека социальная идентичность представляет собой комплекс различных идентификационных характеристик, в связи с чем встает вопрос о видах социальной идентичности. Их может быть очень много, если за основу классификации взять тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, этническая (национальная), социальная, культурная, гражданская, профессиональная и т.д. Они отражают разные компоненты социальной отнесенности.

В литературе приводятся примеры различных видов идентичности: в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов Я (личностная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных признаков (сознательная или бессознательная), полного или частичного включения в группу, непосредственного или опосредованного членства, устойчивости во времени и т.д. Интересный пример классификации идентичности предложен в исследовании К. До и его коллег: а) основанные на личных связях, родстве (мать, сын, отец); приобретаемые в детстве и в дальнейшей жизни; акриптивные и достигаемые; более коллективные или более индивидуальные по своей природе; активные и пассивные.

Бессознательная идентичность проявляется в ряде признаков, например, можно считать себя представителем одной группы, но при этом проявлять качества, характерные преимущественно для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом членстве, когда человек воспринимает себя членом нескольких общностей (семья, профессиональная, спортивная группа и т.д.). Непосредственная идентичность осуществляется через группу, близкую той, к которой субъективно относит себя человек, но по каким-то причинам не может принадлежать ей непосредственно и т.д.

Важно подчеркнуть, что формальная принадлежность к группе вовсе не означает истинного группового членства. Например, Т.Г. Стефаненко, изучая этническую идентичность, показала, что этническая идентичность, в отличие от этничности, активно конструируется индивидом на основе аскриптивной, предписываемой обществом этничности, но не сводится и может не совпадать с ней.

Принадлежность к социальной группе формируется в определенной культурной среде. В нашей работе в качестве элемента культуры, оказывающего влияние на формирование социальной идентичности, рассматривается образование, которое является феноменом культуры, оказывающем серьезное влияние на становление личности.

Социальная идентичность рассматривается нами в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на социально-педагогические ценности, стратегию, поведение субъектов учебно-воспитательного процесса. Это одно из условий, помогающее полнее реализовывать задачи гармонизации социальной обстановки, включения учащихся в современные социальные отношения в плане адаптации и развития индивидуальности в педагогической деятельности. Иначе говоря, осознанная идентичность позволяет педагогу не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий. Рассмотрение идентичности в таком контексте имеет прикладную значимость и пока еще не нашло должного отражения в литературе.

Таким образом, социальная идентичность выступает как социокультурно обусловленный компонент личности, но также и активно преобразуемый, позволяющий эффективно ориентироваться в социальном окружении, находить там свое место и, главное, создавать перспективы для саморазвития. В структуру идентичности включаются когнитивные и ценностно-мотивационные компоненты. Формирование когнитивного компонента идентичности сопровождается ценностно-мотивационной актуализацией, которая поддерживает личность в определенных идентификационных рамках и придает направление поиску своего места в социальной структуре. Поэтому в нашей работе в качестве показателей адаптации будут выступать когнитивные и ценностно-мотивационные компоненты идентичности.

 

АВТОР: Мнацаканян И.А.