04.05.2012 4668

Профессиональные программные средства, используемые при обучении студентов управленческих специальностей

 

Подготовка современных менеджеров невозможна без использования информационных технологий. Причем в процессе обучения в вузах используются:

- специализированное программное обеспечение, соответствующее  особенностям специальности обучающихся;

- программное обеспечение «общего назначения»;

- программные средства для организации самого учебного  процесса. Нами проанализированы учебные планы специальностей 060800 «Экономика и управление на предприятии», 061000 «Государственное и муниципальное управление» и 061100 «Менеджмент организации» в части использования информационных технологий на разных курсах. Особенно нас интересовала та часть учебного плана, которая включала в себя дисциплины специализаций, а также курсов по выбору и факультативов, поскольку именно они, позволяют расставить акценты на профессиональной подготовке студентов.

Особенный интерес представляли дисциплины «Экономическая информатика», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в управлении», «Моделирование финансово-экономической деятельности», «Информационное обеспечение стратегического менеджмента», читаемые на 3-м - 5-м курсах.

В государственных требованиях к содержанию и уровню подготовки дипломированного специалиста - менеджера, с высшим образованием подчеркивается тесная связь его профессиональной деятельности с формированием и использованием информации об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятий, организаций, учреждений и т.д.

В профессиональной деятельности менеджера существенна роль информационно-аналитических функций. Знания в области экономической информатики и компьютерных систем, организации и ведения бухгалтерского учета и экономического анализа в компьютерной среде являются необходимыми.

Анализ вышеперечисленных курсов показал, что современное профессиональное обучение будущих менеджеров в области компьютерных технологий состоит из нескольких частей.

Первая часть обучения посвящена информационным технологиям Microsoft Office для использования в компьютерных системах бухгалтерского учета (КСБУ). Выбор этого направления объясняется широким применением информационных технологий офисных систем в составе КСБУ практически всех типов. Разделы курсов связаны с рассмотрением базовых и специальных информационных технологий, особый акцент сделан на их комплексности и работе в сети Интернет.

В тех частях курсов, рассмотренных дисциплин, которые посвящены текстовому редактору Microsoft Word, рассматриваются основные приемы работы в текстовом редакторе: ввод, редактирование, форматирование текстовых документов, создание стилей и шаблонов бухгалтерских документов. Для эффективной работы с текстовыми документами необходимы специализированные информационные технологии:

- создание электронных форм типовых бухгалтерских бланков;

- подготовка документов, содержащих структурированный текст (главы, параграфы и т. п., часто используемые для объемных изданий типа годового отчета, книги);

- тиражирование массовых документов методом их слияния с источником;

- работа с базами данных и др.

Электронная таблица Microsoft Excel посвящена углубленному изучению базовых информационных технологий электронных таблиц, которые часто используются в практической деятельности менеджеров, бухгалтеров, финансистов.

Специальные информационные технологии анализа данных в Microsoft Excel на практических примерах демонстрирует применение информационных технологий анализа данных, включая моделирование экономических расчетов, решение задач «обратного вывода», построение сценариев для многовариантных расчетов, решение оптимизационных задач и т. п.

Здесь же дается описание структуры и технологии создания компьютерных систем бухгалтерского учета малых предприятий на базе электронной таблицы Microsoft Excel. Приводится типовая структура рабочей книги, описывается технология подготовки листов книги в части нормативно-справочной информации (справочники, план счетов, типовые операции), ведения учетного регистра типа Журнал хозяйственных операций. Показываются информационные технологии формирования сводных учетных регистров средствами Microsoft Excel.

Часть курса «Информационные системы в экономике» - система управления базами данных MS Access знакомит с основами проектирования приложений (задач, запросов) и баз данных, информационными технологиями реляционных баз данных. Изучается комплекс взаимосвязанных моделей данных, основы создания пользовательского интерфейса, подготовки объектов базы данных (таблиц, форм, отчетов, запросов, макросов и программных модулей). Рассматривается пример проектирования и реализации БД по учету движения основных средств.

Часть курса «Информационные технологии» связана с рассмотрением вопросов интеграции данных различных форматов средствами Microsoft Query. Рассмотрены языки запросов высокого уровня QBE и SQL, которые стали стандартом языков для реляционных систем управления баз данных и электронных таблиц.

Развитие информационных технологий бухгалтерского учета за последние годы идет все возрастающими темпами. Любой практикующий экономист или бухгалтер работает на компьютере и не мыслит без последнего своей профессиональной деятельности. Модернизация («upgrade») и смена поколений вычислительной техники, переход на новые операционные системы, обновление версий прикладных программ и т. п. является характерной особенностью современной компьютеризации. В настоящее время повсеместно внедряются компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные), благодаря которым обеспечен удаленный доступ к общесетевым ресурсам (базам данных, компьютерам, принтерам, факс-модемам и др.). Широкое распространение Интернета и его базовых технологий по праву считаются выдающимся достижением мирового уровня. Применяемые информационные технологии являются показателем «вооруженности» управленческого труда, характеристикой потенциальных возможностей системы управления предприятием (организацией) в целом. В последнее время существенно возросли требования к компьютерной квалификации пользователей.

В этих условиях чрезвычайно важно обучение пользователей именно базовым информационным технологиям, которые являются фундаментом для построения компьютерных информационных систем любого класса сложности. В качестве базовых информационных технологий выступают стандартные «бухгалтерские» информационные технологии программ типа 1С: Предприятие, а также «офисные» информационные технологии широко распространенного программного продукта фирмы Microsoft - MS Office.

Изучение компьютерных систем бухгалтерского учета следует осуществлять па примере комплексных систем масштаба среднего предприятия (типа 1С: Предприятие). Именно эти системы обеспечивают изучение универсальных бухгалтерских информационных технологий, включая ввод и подготовку первичных документов, выполнение учетных функций, формирование отчетов, справок и т.п.

Информационные технологии работы с текстовыми документами Microsoft Word легко применяются в любых текстовых редакторах, а также в бухгалтерских программах, которые поддерживают создание документов.

Информационные технологии Microsoft Excel являются основой для вычислений, хранении больших объемов данных, информационного обмена с внешними информационными системами, моделирования и анализа данных, статистической обработки данных и т.п.

В корпоративных информационных системах, а также системах с распределенной обработкой и хранением данных Microsoft Excel выступает как стандартное клиентское приложение.

Особо следует остановиться на неправильном мнении о «достаточности» для профессиональной деятельности бухгалтера арифметических операций. Естественно, арифметику никто не отменит, но идеология учета основывается именно на анализе и обобщении учетных данных, их прогнозе, для чего требуются методы математического моделирования. Организация структурированных баз данных под управлением СУБД Access, простота создания пользовательских приложений на базе Мастеров форм, отчетов, запросов и др. - все это расширяет возможности компьютерных систем.

Часть вторая курса - «Компьютерные информационные системы» посвящена общим вопросам построения информационных систем предприятий, компьютерному бухгалтерскому учету, анализу программных средств автоматизации бухгалтерского учета.

В разделе «Информационные системы предприятий» рассматриваются:

- общая характеристика объекта компьютеризации (предприятия, организации) и системы управления, в том числе типы организационных структур, функциональная структура системы управления, применяемые методы управления. Эти характеристики в значительной степени определяют особенности создаваемых информационных систем (ИС), влияют на состав и структуру, информацию, содержащуюся в базах данных (БД), применяемые технологии сбора, обработки, хранения и передачи информации;

- общая характеристика информационной системы предприятия, состав и свойства основных компонентов ИС: информация, информационные технологии, организационные единицы, функциональная структура типовой ИС предприятия;

- классификация ИС, особенности ИС различных видов: информационная система оперативной обработки информации - OnLine Transactions Processing, информационная система поддержки решений -Decision Support Systems, информационные системы оперативного анализа данных - OnLine Analytical Processing;

- методология и содержание проектных работ по созданию ИС, современные средства проектирования.

Дается общая характеристика систем бухгалтерского учета, дается определение компьютерной системы бухгалтерского учета (КСБУ), рассмотрены варианты реализации отдельных компонентов КСБУ. В частности, рассмотрены подходы к реализации в КСБУ плана счетов, являющегося моделью бухгалтерского учета, классификация и кодирование информации, учетные регистры, система первичной учетной документации. Подробно рассмотрены общероссийские классификаторы информации, используемые в бухгалтерском учете.

С появлением операционной системы Windows произошел скачок в развитии бухгалтерских пакетов. Интерфейс Windows интуитивно понятен, поэтому любая новая программа, написанная для работы в операционной системе Windows, легка в понимании. Эти программы хорошо настраиваются, а их внешний вид можно изменять на свой вкус.

В основе работы любой бухгалтерской программы лежит работа с базами данных. Этим они похожи на системы управления базами данных, такие как dBase, Microsoft Access и т.д.

Таким образом, программа «Парус» является программой управления базами данных, специально настроенной для нужд бухгалтерского учета. Она устанавливается, запускается и управляется так же, как и любая другая программа, написанная для среды Windows. Несомненным достоинством является возможность настроек программы для нужд конкретного предприятия. В программе также широко используются контекстные меню.

Компьютерные системы бухгалтерского учета на базе 1С:Предприятие содержат описание инструментальной КСБУ, обеспечивающей комплексный бухгалтерский учет для средних предприятий. Выбор этой системы для изучения обусловлен, главным образом, типичностью учетных функций и средств разработки их компьютерной реализации. Рассмотрены конфигурирование и настройка, основы компьютерного учета в среде 1С: Предприятие.

Следует помнить, что использование компьютеров в системе управления предприятием не самоцель, компьютеры и связанные с ним программные средства и электронное представление информации «вторичны» по отношению к функциям управления, алгоритмам и механизмам достижения целей управления.

Освоение компьютерных систем бухгалтерского учета требует целостного представления об информационной системе предприятия, оценки ее состояния, перспектив и тенденций развития. Большое внимание должно уделяться изучению объекта управления - предприятия (организации) с позиций компьютеризации системы управления, соответствию информационных технологий требованиям решаемых задач, выбору средств разработки компьютерных систем.

Важно понимать специфику компьютерных систем бухгалтерского учета, основу которых составляет методология бухгалтерского учета и информация, организованная в виде системы электронных документов и баз данных.

Использование компьютера в бухгалтерской практике стало необходимостью. Специалист, не умеющий работать на компьютере, сейчас вряд ли может рассчитывать на успех.

В настоящее время имеется большое количество различных бухгалтерских программ, программ финансового анализа и статистического учета. Все они имеют достоинства и недостатки. Программы, предоставляющие больше возможностей для специфических видов учета, обычно проигрывают за счет излишней перегруженности деталями. Другие программы проще и доступнее в работе, но каких-то функций при работе может не хватать. Чаще всего выбор программного обеспечения зависит от конкретных задач, которые предстоит решать.

Каждый специалист оформляет платежные документы, приходные и расходные кассовые ордера, но бухгалтерия производственного предприятия, где требуется вести учет поступления и движения товаров и материалов, выписывать счета-фактуры и вести книги продаж и покупок, значительно отличается от бухгалтерии государственного учреждения, где все эти функции скорее всего будут лишними.

Project Expert - компьютерная программная система, предназначенная для создания и анализа финансовой модели нового, еще не созданного, или действующего предприятия независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов.

Финансовое моделирование. Имитационная модель. Каждый, кому по роду занятий приходится принимать решения, определяющие судьбу больших денежных средств, много бы дал за то, чтобы точно знать последствия этих решений. Это важно для финансовых менеджеров или директоров компаний. Ведь большие деньги - это большая ответственность. Неудачное решение может оказаться фатальным и для компании и для ее кредиторов.

Возможно, в некоторых ситуациях финансовый менеджер был бы не прочь сделать несколько дублей на трудном отрезке жизненного пути, чтобы проиграть разные сценарии развития событий. Потом неудачные попытки можно отбросить, чтобы продолжать жить по «чистовому варианту», с уверенностью в счастливом финале. Как в кино. Но такое возможно не только в кино.

Жизнь нельзя повторить, но можно смоделировать. Это делается с помощью компьютерных программ. Для этого нужно описать на языке программы все существенные особенности того сценария, который предполагается реализовать на практике. Это трудная, но, в принципе, выполнимая задача. При этом, те условия, от которых зависит ход сценария, определяются как параметры программы. Регулируя параметры, можно наблюдать, к каким последствиям приводят решения или, не зависящие от воли, изменения внешних факторов. При этом мы ничем не рискуем, делая столько дублей, сколько потребуется, можно убедиться, что выбранное решение приведет к ожидаемому результату при заданном наборе параметров.

Project Expert является именно той программой, которая готова поработать помощником финансового менеджера. Она реализует имитационную модель, с помощью которой можно воспроизвести и проанализировать деятельность компании.

Денежные потоки. С формальной точки зрения, хозяйственную деятельность можно рассматривать как непрерывную цепь преобразований активов из одной формы в другую. Эти преобразования всегда проходят через деньги. За деньги приобретаются материалы. Произведенная продукция после продажи превращается в деньги.

Таким образом, движение денег отражает все, что происходит в экономике. Наблюдая денежные потоки, можно судить о предметах и явлениях, которые их порождают.

Целью любой хозяйственной акции также являются деньги: расходование некоторой суммы предполагает получение дохода превосходящего затраты. Это верно как для простой сделки купли-продажи, так и для деятельности огромного завода.

Таким образом, для целей финансового анализа, предприятие можно рассматривать как генератор денежных потоков. Анализ эффективности этого генератора проводится с помощью методов, разработанных в теории и практике финансового менеджмента.

Программа Project Expert, как инструмент финансового анализа, выполняет две основные функции:

- во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков;

- во-вторых, вычисляет показатели, по которым финансовый менеджер может судить о результативности принятых решений.

Project Expert все чаще применяется, как инструмент инвестора. На практике, финансовому менеджеру важно не только самому убедиться в обоснованности разработанного плана, но и убедить в этом инвестора, средства которого он предполагает привлечь для расширения деятельности компании или для развития нового бизнеса. Чаще всего, приходится обращаться к разным инвесторам, имеющим различные взгляды на то, как оценивать эффективность предлагаемых проектов.

Чтобы инвесторы и авторы проектов легче находили общий язык, выработан общепринятый стандарт, определяющий содержание и форму представления предложений о финансировании. Этот документ, называемый бизнес-планом, является фундаментом любой сделки. Международные финансовые организации опираются в своей практике на стандарт, разработанный специалистами UNIDO - авторитетной организации, созданной ООН.

United Nations Industrial Development Organization - UNIDO (Международная организация развития промышленности) занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой. Одним из результатов ее деятельности является создание стандартов подготовки инвестиционных решений.

Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки инвестиционного проекта является создание бизнес-плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.

В отличие от финансового менеджера, бухгалтер интересуется не будущим, а прошлым. Его задачей является подготовка финансовой отчетности для государственных учреждений (прежде всего, налоговых органов) и акционеров компании. Тем не менее, в процессе планирования необходимо представлять, как будет выглядеть компания на каждом этапе своей деятельности с точки зрения тех, кто вправе предъявлять к ней обоснованные требования.

Project Expert обеспечивает решение этой задачи, подготавливая финансовые отчеты, по которым можно определить состояние компании в любой момент времени. При этом балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках формируются в соответствии со стандартами IAS, общепринятыми в международной практике. International Accounting Standard (IAS) определяет требования к бухгалтерскому учету, принятые в большинстве развитых стран. При заключении международных сделок представление отчетности компании в стандарте IAS является обязательным.

Общая методика имитации деятельности предприятия может быть такой:

- Вводятся данные о предприятии. Этих данных относительно немного: наименование, адрес, ИНН и другие атрибуты. Все они за исключением отрасли, к которой принадлежит предприятие, используются только для идентификации предприятия и его поиска в общем списке.

- Для предприятия создается новый вариант, связанный с некоторым набором исходных данных, необходимых для анализа (интервал, используемая денежная единица, ставки налогов, курсы валют иностранных государств к рублю, значения темпа инфляции, ставки ЦБ РФ по рублевым и валютным вкладам).

- Вводятся исходные данные, балансовые отчеты для каждого периода, отчеты о прибылях и убытках для каждого периода, сведения об акциях;

- После того, как исходные данные введены, можно посмотреть рассчитанные значения показателей.

- Для просмотра рассчитанных значений показателей используются формы. Формы можно просматривать на экране, строить по ним графики изменения показателей, экспортировать введенные в них данные в Microsoft Word. Рассчитанные значения показателей могут быть оформлены в виде автоматически формируемых программой отчетов. Кроме того, можно конструировать собственные отчеты.

Целью моделирования является - практическое применение изученных моделей задач для организации учета, а также приобретение навыков работы.

Подводя итог, вышесказанному мы перечислим задачи, которые может решать финансовый менеджер, построив при помощи Project Expert модель компании:

- разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

- определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

- разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;

- проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

- сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;

- подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.

Рассмотрим последовательность действий при разработке проекта. Работа с Project Expert состоит из ряда шагов, выполняемых обычно в следующей последовательности:

- построение модели;

- определение потребности в финансировании;

- разработка стратегии финансирования;

- анализ эффективности проекта;

- формирование и печать отчетов;

- ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Построение модели.

Процесс построения модели является наиболее трудоемким и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули Project Expert независимы и могут использоваться пользователем в любой последовательности. Однако необходимо отметить, что из-за отсутствия некоторых необходимых исходных данных может быть блокирован доступ к определенным модулям программы.

Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или производится предварительный экспресс-анализ проекта, необходимо, в первую очередь, ввести следующие исходные данные:

- дату начала и длительность проекта;

- перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;

- две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;

- перечень, ставки и условия выплат основных налогов;

- для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:

- инвестиционный план, включающий календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;

- операционный план, включающий план сбыта продукции или оказания услуг, план производства и план персонала.

Определение потребности в финансировании.

Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В результате предварительного расчета определяется эффективность проекта без учета стоимости капитала, а также определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждом месяце реализации проекта.

Разработка стратегии финансирования.

После определения потребности в финансировании разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность описать следующие способы финансирования:

- привлечение акционерного капитала;

-  привлечение заемных денежных средств;

- заключение лизинговых сделок.

В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность моделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например: размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций других предприятий).

Анализ эффективности проекта.

В процессе расчетов Project Expert автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:

- отчет о прибылях и убытках;

- бухгалтерский баланс;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет об использовании прибыли.

На основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов.

Пользователь может разработать несколько вариантов одного проекта в соответствии с различными сценариями его реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый вариант. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности проекта к изменениям основных параметров, определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

Формирование отчета.

После завершения анализа проекта формируется отчет. В Project Expert предусмотрен специальный генератор отчетов, который обеспечивает компоновку и редактирование отчетов по желанию пользователя. В отчеты могут встраиваться не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора. Также имеется возможность встраивания в отчет комментариев в виде текста.

Контроль реализации проекта.

В Project Expert предусмотрены средства для ввода фактической информации о ходе реализации проекта. Актуальная информация может вводиться в программу ежемесячно. На основе введенных данных и плана формируется отчет о рассогласовании плановой и фактической информации, который может быть использован в процессе управления проектом.

Таким образом, развитие компьютерных систем финансового планирования и систем финансового анализа, знание которых необходимо в управленческой деятельности, происходит в нескольких направлениях.

В первую очередь, это дальнейшее развитие учетных функций и состава решаемых задач (в том числе и системы учета международного уровня).

Во-вторых, совершенствуется интерфейс конечного пользователя; повышается устойчивость и защищенность компьютерных систем. Как и любой инструментарий, компьютерная система финансового анализа должна быть «удобной», технологичной в использовании.

В-третьих, компьютерные системы для административного управления еще больше настраиваются на специфику объекта управления, поэтому, по всей видимости, будет идти дальнейшее их «расслоение» на классы.

В-четвертых, в составе компьютерных систем учета появляется функциональный компонент, поддерживающий компьютерное моделирование, прогнозирование и принятие решений, в том числе в области аудита.

В-пятых, развивается создание компьютерных систем учета на базе средств CASE-технологий, рост консультационных услуг типа «управленческого консалтинга».

 

АВТОР: Могилевская Е.В.