08.06.2012 3214

Теоретические основы организации психологической практики

 

Процессы гуманизации, наблюдающиеся в современном образовании, нуждаются в теоретическом (информационном) и практическом (технологичном) обеспечении. Усложнение контингента учащихся, их особый Внутренний мир вызывают у педагога чувства различного характера: от растерянности до ощущения собственной беспомощности. Традиционные методы обучения становятся всё менее эффективными при обучении современных школьников. В такой ситуации логично расширение профессиональных контактов педагогов и их обращение к школьному психологу. В свою очередь, возможности психологической службы по сопровождению образовательного процесса в современных условиях развития школьной практики также подвергаются переосмыслению. Необходимо отметить, что современное состояние практической психологии характеризуется отсутствием целостного подхода, органично увязывающего теоретические основы с содержательными и организационно-методическими компонентами деятельности школьного психолога. Подобное положение дел ведёт к тому, что большинство реализуемых в практике школьной психологической службы программ не имеет чёткой теоретической основы. Проблема усугубляется спецификой профессиональной подготовки практических психологов, которая чаще всего также представляет собой совокупность методологически несвязанных между собой курсов. Между тем, психолог-практик как никогда нуждается в общеметодологической подготовке, на основании которой он должен определиться, в какой парадигме трактовать поведение и деятельность человека, механизмы и закономерности его развития.

Попытка уточнить методологические основы практической психологии и раскрыть сущностные связи различных психологических теорий и направлений деятельности практической психологии предпринята Г.А. Берулава. Это позволяет несколько снять остроту указанной проблемы, с одной стороны, а с другой, свидетельствует о необходимости системного анализа процесса психологического сопровождения образования, его целей, задач и методов с точки зрения основных теоретических позиций, выраженных в реализации объектно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов. Объектно-ориентированный подход основывается на биогенетических или социогенетических теориях развития личности, предполагавших, что приоритетными условиями развития личности является наследственность и среда, выступающие в данном случае как внешние для неё факторы. Основной формой развития при этом выступает адаптация личности к социуму. В соответствии с этим основные задачи и функции практического психолога рассматриваются с точки зрения психологической коррекции поведения, интеллектуальных и личностных качеств субъекта с целью его максимальной адаптации к требованиям общества в соответствии с установленными нормами возрастного развития.

С позиции субъектно-ориентированного подхода в качестве основных условий развития личности выступает удовлетворение её базовых потребностей (в комфортных межличностных отношениях, в понимании, в наличии жизненных целей и смыслов, в получении новой информации, в реализации творческого потенциала). Формой развития личности выступает самоактуализация, а источником развития является собственная активность личности, которая выращивается посредством психологического сопровождения. Психологическое сопровождение выступает базовым понятием субъектно-ориентированного подхода и понимается как создание необходимых психологических условий для наиболее эффективного становления личности. Выделение в рамках данного подхода активности человека как источника развития меняет роль наследственности, культуры и социального научения, предполагая, что субъект может использовать указанные источники в своих интересах и имеет возможность изменять их влияние на своё развитие.

Принципиальные отличия выделенных теоретических оснований практической деятельности психологов-практиков определяют различия не только целей и задач, но и направлений и методов деятельности практического психолога. Г.А. Берулава предпринят анализ практической деятельности психолога с позиций объектно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов.

По нашему мнению, перспективное развитие практической психологии, которая функционирует под эгидой психокоррекции, психологического консультирования, психодиагностики, должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения субъектно-ориентированного подхода. В соответствии с этим его базовые положения могут рассматриваться психологами-практиками как перспективная ориентировочная программа деятельности. Особенно это актуально для школьной психологической службы, призванной обеспечить психологическое сопровождение процессов гуманизации образования. Это обозначает значительное увеличение роли мало формализованных методов (наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности). Указанные методы могут проиллюстрировать многие особенности характера человека, в то время как традиционные психометрические тесты устанавливают ранговое место человека в определённой популяции в зависимости от определённых психических свойств, тем самым игнорируют анализ самого процесса умственного развития и его качественного своеобразия. Ориентация высоко формализованных методов диагностики на определённую статистическую норму приводит к тому, что, по данным тестирования, ниже нормы оказываются не только лица с недостаточным развитием умственных способностей, но и люди талантливые, нестандартно мыслящие. Кроме того, на результат выполнения психометрического теста оказывают влияние огромное число факторов, учесть которые диагносту не представляется возможным. Также существенным недостатком объектного подхода к диагностике развития является то, что он исходит из статичности, неизменности измеряемых свойств, которые в действительности изменяются под решающим воздействием целенаправленного процесса обучения. Традиционные психометрические тесты не ориентированы на естественные условия обучения и не связаны прямо с содержанием учебной деятельности школьников. Психодиагностика, с точки зрения субъектно-ориентированного подхода, должна исследовать динамику интеллектуального и личностного развития. С данных позиций актуальны методики, связанные с формированием новых умственных действий, позволяющих установить зону ближайшего развития личности. Это так называемые обучающие методики, с помощью которых могут фиксироваться приращения в умственных действиях как результат определённого типа обучения. Однако, ни один из традиционных психометрических тестов не позволяет решить данную задачу. По мнению Г.А. Берулава, в русле субъектного подхода допустимо использование критериально-ориентированных тестов, строящихся только на основе предметного содержания учебной деятельности, что не позволяет рассматривать механизмы мышления в поляции от его объекта.

Результатом такой диагностики является не абстрактная величина, а определение динамики функциональных состояний системы, соответствующих основным видам умственной деятельности учащихся, репрезентативной адекватному предметному материалу. На основании вышеизложенного можно заключить, что традиционно используемые в практической психологии методы психодиагностики очень ограничены и могут быть применимы исключительно для получения показателя, отражающего положение индивида в группе.

Субъектно-ориентированный подход в развивающей и психокоррекционной деятельности школьной психологической службы способствует тому, что подвергается переосмыслению допустимость и целесообразность использования различных методов воздействия на личность с целью её переделки, совершенствования и устранения нежелательных симптомов. Эффективным средством решения задач коррекционной деятельности может стать психологическое просвещение школьника по поводу возможных причин его дискомфортного состояния в общем контексте анализа проблемных и позитивных сторон его личности и поведения. Подобный подход способствует взаимопроникновению таких направлений практической деятельности, как психокоррекция, консультирование, психопрофилактика, психопросвещение, и применению единых принципов психологической помощи, выраженных в обучении субъекта пониманию себя, своей индивидуальности, раскрытию своего потенциала и построению эффективных жизненных стратегий, ведущих к дальнейшему прогрессивному развитию.

Подобное понимание задач психологической помощи на основе субъектно-ориентированного подхода ведёт к преодолению расхождения психологического и акмеологического аспекта в рамках принципа субъектности. Если в возрастной психологии констатируется, что «субъектом жизни» (В.А. Дружинин) может стать не каждый, а только тот, кто обладает определёнными личностными, качествами, то задачей акмеологии является развитие этих качеств, раскрытие и реализация потенциала каждого человека на пути к достижению успеха.

 

АВТОР: Зимнякова И.Ю.