13.06.2012 3015

Моделирование программы физического воспитания студентов на основе педагогической профилизации

 

Проведенные нами исследования позволили сделать заключение о недостаточной компетентности будущих учителей-предметников в вопросах физической культуры. Было также выявлено, что одной из причин отмеченного факта является не отработанность содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов, который реализуется в процессе профессиональной подготовки педагога не физкультурных специальностей.

Стала очевидной необходимость оптимизации содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа. Такая исследовательская процедура может быть осуществлена на основе метода моделирования. Для традиционного подхода в моделировании содержания теоретического раздела физического воспитания студентов, как показали результаты наших исследований, характерна априорность. Она вступает в противоречие с необходимостью обоснованности подходов в моделировании. Отсутствие обоснованности при этом мы расцениваем как ненаучный подход.

По своей природе метод моделирования является процедурой, осуществляемой на основе абстрактно-логических суждений, с учетом сопряженных с изучаемым явлением (объектом) теоретических позиций. Они определяют обоснование критериев выбора, классификационные основания, систему представления, ориентирующие аналогии. Моделируя содержание теоретического раздела физического воспитания, реализуемого в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей, мы исходили из того, что эта процедура есть опосредованное теоретическое построение объекта, на котором исследуется не сам объект, а некая система: находящаяся в объективном соответствии с объектом; отражающая определенные свойства этого объекта; - дающая информацию о моделируемом объекте.

В структурировании содержания теоретического раздела следует прежде всего исходить из требований целесообразности. Целесообразность предполагает ориентировку на цель теоретической подготовки. Исходя из целевой установки на формирование физкультурной компетентности будущего учителя, усвоение моделируемого содержания должно обеспечить готовность педагога к физкультурно-педагогической деятельности.

Фактологический анализ возможностей моделирования содержания теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗа не физкультурных специальностей позволяет выделить несколько стратегий такого действия. Первая стратегия ориентирована на перебор известных априорных (т.е. без какого- либо обоснования) вариантов реализуемых в практике работы кафедр физического воспитания. Такая стратегия позволит обобщить имеющийся опыт работы, констатировать наличное, но не должное. Вряд ли с ее помощью можно обеспечить оптимальное решение проблемы.

Вторая стратегия связана с тем, что, взяв за основу какой-либо из априорных вариантов и ничего не изменяя в содержании, дать ему теоретическое обоснование. В этом случае теоретическое обоснование идет «вслед» за практикой и вынуждено «покрывать» возможные случайные профессиональные предпочтения и ошибочные ориентировки в содержательном обеспечении теоретической подготовки, что также не обеспечит оптимальное решение проблемы.

Третья стратегия заключается в том, что, обобщив опыт содержательного обеспечения теоретической подготовки, выявляются его позитивные и негативные компоненты. Позитивные компоненты сохраняются. К ним добавляются теоретически и практически обоснованные (по основаниям научной редукции, по критериям необходимости и достаточности) компоненты. Именно такой стратегии придерживался автор в проведении данного направления исследования.

В системе физического воспитания студентов ВУЗов теоретический раздел является ее подсистемой. При условии относительной самостоятельности (по целям, средствам, результатам, содержанию), его можно определить как систему. Такое определение предполагает обозначить ряд оснований для моделирования содержания теоретического раздела в системе физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей. В качестве таких оснований были определены следующие теоретические посылки.

- Содержание теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов мы рассматриваем в качестве системного объекта педагогического исследования. Оно обладает рядом особенностей, выявление которых является условием познания его функционирования и регуляции. Всякая система имеет состав и структуру (О.А. Абдулина, О.С. Анисимов, О.С. Васильева). Состав - совокупность иерархически связанных компонентов, образующих систему. Структура - совокупность отношений между ними, организация состава. Определенная организация компонентов в пространстве и времени есть структуризация содержания теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗа. Описание состава и структуры содержания теоретического раздела есть его моделирование (Л.B. Загрекова, В.Т. Чичикин и др.).

- Концепция моделирования предполагает ориентировку на целевые (для чего), логические (на основании чего), операциональные (что и как), мотивационные (ради чего) критерии.

- Целью моделирования являлось оптимизация содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов посредством научной редукции и с учетом требований профилизации.

- Профилизация должна осуществляться по профессионально - содержательному (с учетом социальных функций физкультурно-педагогической деятельности), а не предметно-содержательному (по аналогии с содержанием школьного физического воспитания). Логика профессиональной деятельности учителя-предметника и опыт содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей показывает, что это содержание не должно дублировать школьное. Речь должна идти о сохранении преемственности, в том смысле, что ВУЗовское содержание основывается на школьном (как исходной базе знаний). Однако развитие и оптимизация ВУЗовского содержания (в связи с решением задач профессиональной подготовки) могут быть обеспечены с учетом требований социальных функций физкультурно-педагогической деятельности, т.е. профилизации.

Профилизацию содержания теоретической подготовки будущих учителей не физкультурных специальностей мы характеризуем следующим образом. Во-первых. Необходимо обеспечение содержания теоретического раздела на основе смены приоритета физкультурно-педагогической деятельности: от личной физической культуры (для себя) - к социально-ориентированной физической культуре (для других). Во-вторых. Необходимо усиление социализирующих функций физического воспитания студентов педагогического ВУЗа в процессе профессиональной подготовки. В этом случае содержание теоретического раздела должно обеспечить информационную базу ориентировочной основы физкультурно-педагогической деятельности в связи с решением прежде всего воспитательных и оздоровительных задач средствами физической культуры. В- третьих. Необходимо обеспечение поликультурности педагогической деятельности, т.к. для учителя любой специальности недопустимы ограничения по овладению различными видами культуры. Такое качество является социально задаваемым.

По логическому критерию (на основании чего) предпосылками моделирования содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания должны быть научные основания и опыт деятельности. При этом активизатором формирования системы оснований является социальный запрос, а механизмом - редукция научных данных и результаты собственных исследований. Научная редукция предполагает ориентировку на системный подход, теорию социализации, теорию деятельности, теорию физической культуры и эдукологические основания моделирования содержательного обеспечения образовательных процессов (Л.B. Загрекова, Н.М. Зверева).

- По операциональному (что и как) критерию содержание теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов должно определяться, исходя из функциональных обязательств физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника. В определении функциональных обязательств следует исходить из того, что физкультурно-педагогическая деятельность осуществляется (в соответствии с теорией и практикой физической культуры) по четырем основным направлениям: фоновая (базовая) физическая культура, спорт, реабилитационная физическая культура (в том числе оздоровительная), рекреационная физическая культура. В каждом из выделенных направлений в качестве объектов физкультурно-педагогической деятельности могут быть - ученики, родители учеников, коллеги по работе (включая руководителей), сам учитель. По отношению к каждому объекту физкультурно-педагогической деятельности необходимо их информационное, мотивационное, операциональное, правовое и социальное обеспечение.

- Представление о функциональных обязательствах учителя-предметника в физкультурно-педагогической деятельности сформировано на основе смоделированного нами классификационного «дерева». На первом уровне функциональные обязательства физкультурно-педагогической деятельности дифференцируются на четыре направления (фоновая, реабилитационная, рекреационная физическая культура и спорт). На втором уровне каждое из указанных направлений дифференцируется по объектам деятельности (ученики, родители учеников, коллеги по работе, сам учитель). На третьем уровне представлена дифференцировка обеспечения деятельности по отношению к каждому объекту - информационное, мотивационное, операциональное, правовое и социальное.

- Включение учителя-предметника в процесс формирование физической культуры учащихся как фактора развития личности и средства формирования здоровья (в рамках социального партнерства и допустимых обязательств) возможно при условии обеспечения соответствующей компетентности учителя не физкультурных специальностей. Решающее значение в формировании физкультурной компетентности будущего учителя-предметника имеет теоретический раздел системы физического воспитания студентов ВУЗов. Это мотивационный (ради чего) критерий.

- В разработке модели содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания следует учитывать социальный и педагогический аспекты выбора. Социальный аспект связан с обеспечением преемственности содержания физкультурного образования (школа - ВУЗ) и с учетом сложившегося социального статуса теоретического раздела (приоритет практики над теорией). Кроме того, создание модели не должно базироваться только на том, что есть. Необходимо строить ее с представлением того, что должно быть. Педагогический аспект связан с недостаточностью мотивации к восприятию системы информации, с выборочным интересом к проблемам физической культуры, с особенностями организации процесса физического воспитания в педагогическом ВУЗе, с реализацией меж предметной интеграции в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

- Структурирование содержания теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов - это процедура, с помощью которой составные компоненты (блоки, разделы, темы, вопросы, смысловые элементы) выстраиваются в определенных отношениях, отражающих логику представления системы. (С.В. Дмитриев, В.Т. Чичикин). Такая структура может быть системной в том случае, если выделенные компоненты и их отношения обеспечат целостность содержания теоретического раздела, а реализация его создаст предпосылки для эффективной физкультурно-педагогической деятельности.

В построении исследовательской процедуры мы исходили из необходимости последовательного прохождения этапов типологизации, классификации и систематизации. Типологизация есть выделение единиц упорядочения. Классификация есть установление иерархии, ранжирование единиц. Систематизация есть упорядочение в системе представления единиц по их значимости (A.M. Волков, В.А. Ганзен, Б.С. Гершунский, Д. Клир).

Такова, по нашему мнению, совокупность оснований для процедуры моделирования содержания теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей. Представленные основания позволили смоделировать и описать исследуемую систему.

Содержание теоретического раздела как объект исследования относится к неочевидным явлениям, т.к. их структура эмпирически не проявляется и поэтому не очевидна для непосредственной декомпозиции. Особую трудность представляет выявление иерархии состава компонентов и отношений между ними. Этот состав и отношения можно предположить (смоделировать), а затем в эксперименте определить их целесообразность и эффективность.

В выявлении состава компонентов (типологизация) содержания теоретического раздела физического воспитания студентов вполне логична стратегия ориентировки на традиционное. Однако такая стратегия в условиях недостаточной обоснованности имеющейся практики содержательного обеспечения теоретической подготовки студентов ВУЗов вряд ли может быть корректной с научной точки зрения. Единственно корректной может быть стратегия обоснования имеющегося позитивного и добавления (по критериям необходимости и достаточности) целесообразного должного. Именно такая стратегия была реализована в нашем исследовании.

Существующая практика физического воспитания студентов ВУЗов показывает, что содержание теоретической подготовки определяется одноименным разделом и методико-практическим подразделом практического раздела. В рамках раздела и подраздела выделены темы, которые распределены по годам обучения. Отмеченная структура характеризуется как тематико-временная. Таким образом, структурными компонентами системы теоретической подготовки студентов ВУЗов не физкультурных специальностей являются разделы, подразделы и темы. Такую структуру вряд ли можно определить как необходимую и достаточную для содержательного и организационного обеспечения теоретической подготовки студентов ВУЗов в системе физического воспитания.

Во-первых, содержание теоретической подготовки представлено в разных разделах - теоретическом и практическом. Такое разобщение нарушает целостность представлений о содержании и организации теоретической подготовки. Кроме того, выделение методического подраздела в практическом разделе способствует его игнорированию через формирование установки на «вторичность» и «необязательность», на реализацию этого подраздела «между делом». Проведенные наблюдения и результаты опроса преподавателей подтвердили данный факт.

Во-вторых, имеется явное нарушение в определении состава уровней компонентов теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе два компонента - сам раздел и темы раздела. В практическом разделе три компонента - сам раздел, подразделы, темы подразделов. Это следует расценить как нарушение одного из принципов системного подхода - принципа единственности классификационного основания (В.Т. Чичикин). Речь идет не об исключительном (единственным), а о едином для данной системы основании структурирования:

В-третьих, более дробное представление компонентов системы (без нарушения принципов необходимости и достаточности) оптимизирует моделирование содержания и организации процесса теоретической подготовки. В частности, при существующей структуре теоретического раздела невозможно обеспечить унифицированный подход в определении содержания тем, соотношения ресурсных затрат (по времени, по сложности информации), по содержанию контрольных мероприятий. Очевидна необходимость введения дополнительных компонентов структуры теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей.

Предлагаемый состав структуры теоретического раздела определен фактологически и на основе опроса специалистов. В последнем случае специалистам в области теории и методики физического воспитания (доктора наук, кандидаты наук, преподаватели, ведущие теоретический курс) было предложено дать одно из оценочных суждений каждому из предложенного (максимально возможного на уровне здравого смысла) набора структурных элементов содержательного обеспечения теоретической подготовки. Оценочных суждений в выборе компонентов было четыре: нежелательно для включения в состав структуры, менее желательно, более желательно, максимально желательно.

Компоненты, которым были даны большинством экспертов оценочные суждения «нежелательно» и «менее желательно», были отсечены. Это - блоки, модули, под темы, смысловые единицы. Все другие компоненты состава структуры теоретического раздела, представленные выше, получили оценочные суждения большинства экспертов «более желательно» и «максимально желательно». Мнение специалистов послужило, наряду с фактологичесим моделированием, основанием для предложения состава структуры теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей.

Исходя из принципов объективности (отражение сущего), нормативности (отражения должного), адекватности (соответствия условиям образовательного процесса), универсальности (единого подхода) и оптимальности (по критериям необходимости и достаточности) предлагается состав компонентов структуры теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей. В этот состав входят: раздел, подраздел, темы каждого подраздела, вопросы каждой темы, информационные единицы вопросов каждой темы.

Теоретический раздел характеризуется как компонент системы физического воспитания студентов ВУЗа. Подразделы являются составляющими элементами раздела и их выделение связано с содержательной ориентировкой - на теорию или практику. Тема - это конкретизированный аспект содержания подраздела и, соответственно, раздела. Вопросы каждой темы - это конкретизированный аспект ее содержания. Информационная единица - это конкретизированный аспект содержания каждого вопроса.

Следует отметить, что выделенный состав структуры содержательного обеспечения теоретической подготовки студентов ВУЗа в большей мере идентичен составу, отработанному в практике физического воспитания. Однако дело не столько в определении структуры теоретического раздела, сколько в его содержательном наполнении. Тем не менее, обозначение структуры является необходимым концептуальным шагом в обеспечении дальнейших исследовательских действий.

Прежде всего, выделение структуры позволяет обозначить уровни содержательного обеспечения теоретического раздела, определить иерархию и преемственность структурных элементов. Вводимые компоненты структуры содержательного обеспечения теоретической подготовки студентов педагогического ВУЗа обеспечивают, на наш взгляд, системные отношения. Такие отношения могут быть внешними и внутренними.

Из числа внешних системных отношений следует выделить те, которые определяют качества взаимодействия. Таких отношений, по крайней мере, два. Первое системное внешнее отношение (преемственность) обеспечивает связь системы теоретической подготовки в ВУЗе и школе. Представляется, что предлагаемая нами структура содержательного обеспечения теоретической подготовки усилит эту преемственность на основе появившихся возможностей конкретизации и профилизации содержания.

Вторая внешняя системная связь обеспечивает межпредметное взаимодействие содержательного обеспечения теоретической подготовки студентов педагогического ВУЗа в условиях пересекающегося содержания учебных предметов профессиональной подготовки. Прежде всего, психолого-педагогического и биологического циклов. Это возможно за счет исключения повторов, приоритетности информационного обеспечения (каждый - свое), спецификации содержания информации и координации системы представления информации по содержанию и во времени.

К внутренним системным отношениям следует отнести субординационные (иерархические, вертикальные, между уровнями структуры) и координационные (горизонтальные, между компонентами одного уровня) связи. Анализ подобных отношений объективно необходим для оптимизации содержательного обеспечения и организации теоретической подготовки студентов ВУЗа в системе физического воспитания.

Как было представлено ранее, первый уровень рассматриваемой структуры - раздел. Традиционно его обозначают как теоретический. Раздел, по нашему мнению, должен состоять из подразделов - собственно теоретического и технологического. Название первого подраздела является общепринятым. В содержание этого подраздела входит знание фактов, понятий, идей, элементов базовых теорий, принципов, оснований физкультурно-педагогической деятельности.

Название второго подраздела предлагается впервые. Оно обозначает, по существу, его задачи - подготовку будущих учителей к использованию технологий для реализации необходимых и допустимых функций физкультурно-педагогической деятельности. Его содержание включает знания об алгоритмах физкультурно-педагогической деятельности и процесс формирования действий по реализации этих алгоритмов.

Теоретический и технологический подразделы предлагается профилизировать по направлениям (без включения их в структуру), которые обозначены как общее и специальное. Общетеоретическое направление обеспечивает компетентность будущего учителя преимущественно по отношению к собственной физической культуре - в характеристике, формировании, мере своих физкультурных способностей и потребностей. Специальное направление преимущественно связано с характеристикой, формированием, мерой физкультурных способностей и потребностей у всех участников педагогического процесса.

В качестве стержневого компонента содержательного обеспечения теоретической подготовки студентов ВУЗов следует считать тему. Под темой понимается определенная область действительности и наши знания о ней. Выделение темы позволяет организовать и упорядочить учебный материал в соответствии с его предметным содержанием - по блокам, по разделам.

Темы - суть средства реализации образовательной цели, т.к. являются учебным механизмом ее достижения. В идеальном смысле темы должны иметь необходимый и достаточный набор, а также отработанность информационного содержания. В реальном смысле, как показали наши исследования, они представлены произвольным набором и содержанием.

В процессе разработки состава тем теоретической подготовки (с учетом критериев необходимости и достаточности) можно использовать различные варианты системного подхода (A.M. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева). В нашем исследовании был использован вариант деятельностного подхода, идею которого предложил В.Т. Чичикин. Взяв за основу классификацию родовых деятельностей человека, были выделены аспекты информационного наполнения системы физкультурных знаний, определивших содержание теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей.

К родовым деятельностям человека, согласно исследованиям последних лет, относят - экономическую, экологическую, художественную, научную, медицинскую, физкультурную, педагогическую, управленческую. Согласно закону «обратимости» деятельности (Л.A. Зеленов, A.M. Пищик), каждая из них накладывается друг на друга в смысле создания условий реализации функций приоритетной деятельности. Например, в случае определения физкультурной деятельности как приоритетной, все другие деятельности «обслуживают» ее, делегируя свои родовые функции.

Образуется сочетания деятельностей на основе приоритетной (физкультурной) - экономика физической культуры, экология физической культуры, искусство в физической культуре, научная деятельность в физической культуре, физкультурная медицина (лечебная, корректирующая, реабилитационная), педагогика физической культуры, управление физической культурой. Выделенные сочетания деятельностей (в рамках приоритетной - физкультурной) мы обозначили как блоки знаний.

Они позволили достаточно определенно сформулировать перечень тем, который был соотнесен с функциями физкультурно-педагогической деятельности, с требованиями преемственности, специфичности, системности и профилизации содержательного обеспечения теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа. Проведенные исследовательские процедуры дали возможность выявить необходимый и достаточный состав тем, а также распределить их по разделам и подразделам теоретической подготовки. Ниже представлен базовый набор тем по блокам выделенных деятельностных отношений.

Экология физической культуры. Основы экологического туризма. Здоровье учителя и его сбережение средствами физической культуры.

Экономика физической культуры. Базовые документы экономической деятельности в образовательной области «физическая культура». Источники самодеятельного финансирования в физической культуре (меценатство, спонсорство). Товары и услуги в сфере физической культуры (производство, стоимость, качество). Менеджмент физкультурно-педагогической деятельности (управление физкультурным коллективом, участие в физкультурных и спортивных мероприятиях).

Художественная деятельность в сфере физической культуры. Физическая культура и спорт в искусстве. Сценарии и режиссура физкультурно-спортивных мероприятий. Спортивная атрибутика. Эстетические ценности физической культуры. Основы агитационно-пропагандисткой деятельности в сфере физической культуры.

Научная деятельность в физической культуре. Базовые теории физической культуры. Содержание физической культуры (человека, общества). Самообразование в физкультурно-педагогической деятельности. Информационное обеспечение физкультурно-педагогической деятельности.

Медицинская деятельность в физической культуре. Совершенствование функциональных возможностей человека средствами физической культуры. Физическое состояние человека и возможности его регулирования. Формирование здоровья и здорового образа жизни средствами физической культуры.

Физкультурная деятельность. Физическая культура в различные возрастные периоды. Двигательный режим учащихся и возможности его обеспечения. Система и содержание физического воспитания учащихся. Моделирование физического воспитания различной направленности. Основы семейной физической культуры.

Физкультурно-педагогическая деятельность. Физическая культура как учебный предмет. Психолого-педагогические основы взаимодействия в процессе физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника. Содержание физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника.

Управленческая деятельность в сфере физической культуры. Организация, проектирование, регулирование и контроль физкультурно-педагогической деятельности в образовательном учреждении с учетом деятельностной роли учителя-предметника - учитель, классный руководитель, руководитель образовательного учреждения, общественник. Технология консультирования по вопросам физической культуры. Нормативно-правовые основы физкультурно-педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Следует отметить, что разработанное содержание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по физической культуре для ВУЗов гуманитарного профиля не физкультурных специальностей. Это дает основание реализовать предлагаемое содержание в практике теоретической подготовки студентов педагогических ВУЗов.

Представленная тематика содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей, является базовой. Выделенные деятельностные отношения должны быть, на наш взгляд, инвариантными. Состав тем в рамках каждого деятельностного отношения должен складываться из инвариантной и вариативной частей.

 

АВТОР: Кузнецов В.А.