14.06.2012 3602

Системообразующая роль валеологического воспитания в проектировании педагогических процессов в образовательных учреждениях

 

Состояние здоровья современных школьников и студентов является в последние годы объектом научных исследований и пристального внимания государственных структур и общественных организаций. Это связано со значительным ухудшением за последние десятилетия показателей здоровья населения в целом и детей в особенности. Причины этого кроются не только в сложном социально-экономическом положении, в котором оказалось Россия, они связаны во многом с разрушением и утратой нравственных и культурных устоев и ценностей, в том числе национальных традиций народов России. Между тем культура здоровья выражает меру осознания и обладания человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, к природе, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура здоровья, сохранения, воспроизведение здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры общества, культуры личности, качество работы школы, ССУЗа, ВУЗа.

В сложившейся ситуации одним из ключевых вопросов является необходимость изменения отношения государства и самих людей к здоровью. При этом сравнительно пассивные попытки поддержания имеющегося уровня здоровья должны быть заменены активным подходом к его формированию и совершенствованию, целенаправленной работе по укреплению физического и психического здоровья, социального благополучия людей. Необходимо превращение знаний людей о здоровом образе жизни в убеждения, формирование у них мотивации заботы о собственно физическом и нравственном состоянии. Важно не насаждать рекомендации по здоровому образу жизни в назидательной категоричной форме, а создавать в образовательном учреждении благоприятные условия для укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Ситуация, в которой оказалось молодое поколение России на пороге третьего тысячелетия, чрезвычайно тревожная. Неблагоприятные экономические процессы, нестабильная жизнь взрослых все больше сказываются на детях. Сфера образования утратила традиционную значимость в обществе. Бездействие государства и равнодушие общества обострили множество детских проблем. Одно из последствий нынешнего социально-экономического кризиса в России - катастрофическое ухудшение здоровья школьников и студентов. Данные статистики свидетельствуют о снижении общего уровня здоровья детей и молодежи, что может привести к подрыву генофонда, вырождению нации. В этой связи весьма правомерно, на наш взгляд, требование усиления гуманистической, личностной направленности образования и увеличения объема оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях.

Значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением. К числу факторов, разрушающих здоровье учащихся, относятся нерациональная организация образовательного процесса; перегруженность учебных планов и программ; отступление от норм гигиены; двигательная недостаточность и др. Назрела необходимость пропаганды воспитания здорового образа жизни всеми педагогами. В современных социально-педагогических условиях, сложившихся в России на рубеже веков, особенно актуальной становятся проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни, развитие здоровье сберегающих педагогических технологий в обучении и воспитании.

Среди наиболее актуальных вопросов, требующих объединения представителей медицины, педагогики и психологии, являются следующие:

- медико-психологические и гигиенические проблемы реформирования содержания образования;

- Антропогенные воздействия на природные экосистемы и здоровье учащихся;

- Повышение роли современных педагогических концепций в формировании иерархии жизненных ценностей у молодежи;

- Научно - методические основы экологизации среднего и высшего образования;

- Профилактика социальной конфликтогенности в системе образования;

- Проблемы наркозависимости;

- Проблемы толерантности;

- Социально-гигиенический мониторинг здоровья учащейся молодежи;

- Практические технологии адаптивного обучения и воспитания безопасной жизнедеятельности детей с нарушением здоровья;

- Проблемы полового диморфизма в воспитании и обучении;

- Проблемы апробации, внедрения здоровье сберегающих технологий.

Своевременной для российской общеобразовательной школы является разработка модели самообразования старшеклассников, системообразующим компонентом которой является овладение культурой здорового образа жизни.

Современные программы работы по формированию навыков здорового образа жизни старшеклассникам отражают меж предметный характер деятельности, предполагают участие всех заинтересованных лиц - педагогов, родителей учащихся, самих учащихся в столь необходимом деле, как сохранение здоровья будущих граждан Российской Федерации, привитие им навыков здоровье укрепление и здоровье сбережения. Имеющиеся программы послужат основой для совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся в других общеобразовательных учреждениях.

Соединение теоретических разработок по валеологии с поисками практических путей оздоровления подрастающего поколения может дать необходимые результаты в создании эффективной системы оздоровления детей и ликвидации негативных явлений. Важно укрепить в сознании учащихся аксиому о том, что здоровье человека - бесценный капитал, который является достоянием не только самой личности, но и общества в целом; внушить им, что '' прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья (Н.Г. Чернышевский).

Одним из новых направлений в психологии - интегративная психология развития (О.А. Ахвердова, В.В. Белоус, Н.Н. Волоскова, В.П. Озеров, Н.В. Орлинкова, А.И. Цебетенко): изучение возрастных характеристик личности, что дает возможность эффективно решать задачи формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.

Проблемы сохранения и развития здоровья школьников нашли отражения в исследованиях Ю.Л. Варшамова, В.Н. Муравьевой, В.П. Соломина, А.А. Семенова, С.Н. Тевердина. Основы валеологического образования нашли отражения в трудах Р.И. Айзмана, О.А. Бутовой, Л.И. Губаревой, В.В. Колбанова, Б.Д. Минаева. Проблема здоровье сберегающих технологий и их внедрение в образовательный процесс получила разработку в исследованиях В.Ф. Базарного, Н.К. Ивановой, Т.В. Русовой, Г.М. Соловьева, а также в публикациях С.В. Березина, Т.Н. Дудко, Ю.Е. Клевцовой, Л.С. Колесова, Л.В. Казаровой, и др.

Понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологий и состояние полного комфорта, т.е. здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает их достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к учебной и социальной среде.

Обобщение содержания понятий «здоровье», «потенциал здоровья», «образ жизни» позволило В. О. Бушуевой уточнить, конкретизировать понятие «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни - это «тип жизнедеятельности человека, который предполагает знание им закономерностей и особенностей организма, выражается в заботливом отношении к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, в поведении, направленном на поддержание этого здоровья.

Здоровый образ жизни характеризуется соблюдением оптимального двигательного режима, личной гигиены, рациональным питанием, неприятием антисоциальных привычек; позитивным отношением к жизни, следованием нравственным корням поведения».

Под здоровым образом жизни понимаются типические формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивают его психобиологические, психофизиологические возможности.

Более полным является определение Г.М. Соловьева. С точки зрения Г. М. Соловьева, здоровый образ жизни возникает как отражение действительности человека, его опыта и воспитания в определённых социальных условиях, он обусловлен внешними и внутренними факторами. Внешние факторы, детерминируют условия его проявления (социальная среда, материальные и бытовые условия, культура, макро и микросреда); внутренние составляют потребностно-мотивационную сферу личности, её ценностные ориентации, интересы, отношения, самооценку, индивидуальные особенности личности.

Целью здоровье сберегающей образовательной технологии должно стать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Формирование здорового образа жизни и учащихся возможно как в процессе целенаправленной учебной деятельности (в рамках преподавания учебных дисциплин, спецкурсов, факультативов и т.д.), так и в организуемой расширенной и углублённой предметной деятельности «открытого» образовательного учреждения в социуме, работе с родителями, жителями города, района.

Основными условиями успешности работы образовательного учреждения по укреплению здоровья учащихся являются:

- организация целостного процесса обучения и воспитания, сохраняющего и укрепляющего здоровье участников педагогического процесса;

- разработка и методически грамотное внедрение здоровье сберегающих технологий, пропаганда знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- создание системы сотрудничества между педагогами, родителями,

- учащимися, общественностью. В этой связи предлагается говорить о валеологической идеологии медицинской науки и практики, профилактическое направление которой должно развиваться в рамках комплексно-гигиенической проблемы. «В целом, валеологическая идеологии в медицине и педагогике представляется системой взглядов политических, социально-экономических, философских, религиозных, биологических, технических, которая формирует общегосударственную концепцию здоровья нации».

Человеческий фактор проявляется не только в безумном отношении к своему здоровью, тяготении к вредным привычкам, но и в том, что причинами нездоровья является и нарушения морально-психологической гармонии.

Сегодня все чаще утверждается, что социально-психологические корни болезни души лежат в «безрелигиозном» или «религиозно-нейтральном» воспитании; пропаганде СМИ противоположных, порой взаимоисключающих ценностей, разрушающих личность, её внутреннюю гармонию, пробуждающих низменые страсти, жесткость, агрессию; сосредоточеннии валеологической пропаганды преимущественно на телесном и пренебрежении к мировоззренческой, смысложизненной стороне, что ведет к воспитанию поколения в гедонистических установках, когда приемлемым выходом из тяжелой ситуации считается эсканизм или суицид, но не жертвенная любовь, борьба и подвиг; неоправданное, педагогически нецелесообразное включение в валеологическую пропаганду «безопасного» (от рождения детей) секса, «сексуальное просвещение» подростков и юношества с самого раннего возраста, следствием чего является рост количества внебрачной беременности, аборты, заболеваний репродуктивной сферы, а в социальном плане - к распаду семей, к росту «социального сиротства».

В этой связи остро стоит задача организации не только образовательной, но и информационной среды формирование здорового человека, состояние здоровья учащихся.

Эффективность оценки уровня развития учащихся требует единого информационного пространства, которое может быть реализовано отмечают исследователи, «только на базе перехода от средне статических (групповых) показателей к индивидуальным, наиболее эффективным выражением, которых является технология индивидуальных психофизиологических портретов, подразумевающая формирование динамической модели обучающегося на основе физиологических, психологических, поведенческих и «профессиональных « параметров обучения с учетом их взаимосвязи. Существует ошибочное представление о том, что отсутствие вредных привычек является главным определителем здорового образа жизни. Однако, как показывает опыт, «многолетнее использование ограничивающих санитарно-гигиенических мероприятий не дает основания говорить о снижении потребления населением табака, алкоголя, о повышении качества питьевой воды, воздуха и т.д., об улучшении здоровья населения». Вот почему в образовательных системах важно обеспечить доказательность воспитательной работы, разработку и включения валеологических программ, направленных на формирование индивидуальных установок необходимости личных усилий по обеспечению здоровья, т.е. доказывать, что сегодня болеть бескультурно, экономически невыгодно и попросту несовременно.

Важность сосредоточения валеологического воспитания на отдельной личности подтверждают и объективные статистические данные: если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов, 20% - от внешних условий, 10% - от деятельности системы здравоохранения, остальные 50% зависят от самого человека, от его образа жизни. (Бутуханов В.Д., Бутуханова М. Ж.).

Анализ и обобщение научных источников позволяет выделить, как минимум, четыре направления (подхода) к исследованию проблемы укрепления здоровья, распространения валеологических знаний, организации валеологического образования: медицинский, биосоциальный, экологический, психолого-педагогический.

Медицинский подход (О.А.. Бутова, В.Ф. Базарный, Г.Л.Билич, Б.Ф. Минаев, В.Н. Муравьева, Л.В. Назарова, К.В.Орехов, Б.Н. Чумакова и др.); биосоциальный подход (О.М. Бахтин, И.В. Боев, Л.И. Губарева, В.Н. Гуров, Н.Н. Ларионова, С.Н. Сигида); экологический подход (В.П. Латенков, А..В. Никитин, А.П. Сидельковский); психолого-педагогический подход (А.О.Ахвердова, Н.Н. Брехман, Г.К. Зайцев, Л.А. Коротаева, Ю.Л. Лисицин, В.Л. Озеров, С.В. Попов, Г.М. Соловьев и др.).

Медицинский подход связан с рассмотрением вопросов управления здоровьем, составления паспортов соматического здоровья, разработкой инструментальных методов оценки состояния здоровья, технологий медицинской реабилитации, санитарно-гигиенических норм, профилактики болезней. Биосоциальный подход акцентирует внимание на негативных последствиях вредных привычек, влияния на организм асоциальных норм поведения, роли семьи в укреплении здоровья, организации системы медицинского обеспечения учащихся в школе. Установлено, что накопление в популяции хронически болеющих особей ведет к накоплению генетического груза, оказывает влияние на формообразовательные процессы в антелатальный период, обусловливая формирование лабильной структуры с соответствующим биологическим потенциалом жизни.

Массовые миграции привели к изменению микробно-вирусного окружения, что нарушает имунные механизмы защиты.

Дети - биологическое будущее нации. Однако чтобы быть здоровым, ребёнок должен родиться в здоровой семье, в экологически безопасной среде.

Экологический подход рассматривает характер взаимодействия человека с окружающей средой, её влияние на человека.

Отмечается, что разработку принципов устойчивого развития общества можно считать первым шагом в направлении реализации проблем, которые призвана решать предстоящая экологическая революция. (Д.Н. Уразаев, А.В. Никитин).

По результатам исследований, современная экологическая ситуация способствует нарастанию у подростков эмоционального напряжения, тревожных и панических состояний, легко формируется хронический стресс с психосоматической и соматопсихической дезадаптацией, обусловленной деструктивными химическими воздействиями на организм.

Проживание подростков в экологически неблагоприятном регионе, отмечают исследователи, оказывает деструктивное влияние на их психологические особенности, провоцируя изменчивость личностно-характерологических особенностей до степени пограничной аномальной личности с развитием переживаний в рамках пограничной психологии, вплоть до пограничных психологических расстройств.

Аспекты влияния химического загрязнения на организм учащихся в ходе учебной нагрузки (особенно при использовании компьютера) показаны в исследованиях Л.И.Губаревой, влияния экологической ситуации на заболевание хронически риносинуптами - в исследовании В.И.Кошель.

Здоровье населения находится в прямой зависимости от валеологического просвещения школьников, студентов, их ориентации на здоровый образ жизни.

Это особенно повышает роль психолого-педагогического подхода (О.А.Ахвердова, И.В.Боев, В.П.Озеров, И.С.Кон, Г.М.Соловьёв, Т.Б.Сергеева, А.Е.Шабалдас).

Учёные-представители всех направлений (подходов) - единодушны в оценке системы образования, которая не вышла за рамки архаичной, авторитарно - репродуктивной школы, ориентированной на подавление и закрепощение функциональной основы организма школьника, обусловливает пребывание учащихся в состоянии хронического стресса, истощающего нервную систему. Отмечаются нецелостность учебно-воспитательной системы формирования ориентации на здоровый образ жизни. Слабо и некритически внедряются здоровье сберегающие технологии; отмечается также сниженность двигательной активности учащихся. В числе наиболее актуальных рассматриваются вопросы создания психологического климата педколлектива и сохранения психического здоровья участников образовательного процесса, влияние образовательного процесса на здоровье школьников, технологии создания педагогического комфорта, роли семейного воспитания, роли физических упражнений и физического воспитания. Среди психолого-педагогических проблем следует выделить следующие: - комплексная научная организация средств повышения реабилитации и восстановления работоспособности учащихся в процессе труда и после академических нагрузок; разработка комплексных мер по формированию благоприятного психологического климата в ученических и педагогических коллективах; организация психологической службы в образовательном учреждении, развитие валеологического мышления учащихся; разработка методологических подходов к преподаванию валеологии в образовательных учреждениях разного уровня; роль занятий по физической культуре; определение способов интеграции экологического и валеологического образования; взаимосвязи психофизического и нравственного здоровья учащихся; взаимосвязи социальной сферы психического здоровья.

Характерным признаком развития проблемы является возникновение новых направлений исследований, научных подходов: Например, аксовалеологии - нового научного направления, раскрывающего смысл медико-биологических рекомендаций валеологии в многомерном контексте: ценностном (аксиологическом контексте), обусловленном отношением личности к миру, сферой ценностей конкретной социальной среды, в контексте философии телесности, в контексте социокультурных традиций и ментальных норм. Это означает, что если человек внутренне убежден в стремлении к здоровому образу жизни, все остальное приложится (необходимые знания, пути, средства, способы, время и т. д.).

Валеологизация и экологизация учебно-воспитательного процесса, таким образом, будет способствовать:

- формированию идеологии здоровья и потребности вести здоровый образ жизни;

- развитию целостных представлений о здоровом человеке и здоровой окружающей его природной и социальной среде;

- развитию способностей к саморегуляции собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;

- зарождению основ профилактического мышления, которое заключается в том, что в повседневной жизни человек стремится предупредить развитие заболеваний, зная основы их профилактики;

- развитию мотиваций, направленных на улучшение экологической и социальной среды;

- созданию стиля межличностных отношений на основе альтруизма, эмпатии и адекватной здоровью рефлексии;

- повышению уровня здоровья учащихся.

Следует отметить, что забота о здоровье подрастающих поколений является важной консолидирующей идеей, способной объединить научное и педагогическое сообщество, родителей, организаторов здравоохранения, администраторов.

Такое объединение позволяет разрабатывать целевые программы. Например, в Ставропольском регионе действует программа «Образование и здоровье», в которой сделаны первые попытки организовать мониторинг развития и состояния здоровья учащихся по месту учебы, совместить учебный процесс с процессом здраво укрепления. На региональном уровне принята Программа «Развитие экологического образования в Ставропольском крае на 2002 - 2005 годы».

Цель программы - осуществление региональной политики в области экологического образования детей и молодежи на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия всех уровней системы образования.

Реализация программы призвана обеспечить условия для реализации равных прав учащейся молодежи на непрерывное экологическое образование всех уровней и ступеней.

Проектирование экологического и валеологического воспитания интенсивно осуществляется и на уровне отдельных образовательных учреждений. Например, в гимназии № 12 (г. Ставрополь) реализуется программа «Экологическое образование как составная часть гражданского воспитания», лицей № 10 г. Ставрополя работает над проблемой формирования здорового образа жизни, учреждения дополнительного образования края работают по авторским программам «Экология и природопользование», «Будем здоровыми», «Знатоки природы». В Ставропольском Дворце детского творчества реализуется программа «Оздоровление образовательного процесса в учреждении дополнительного образования средствами физической культуры».

С 2002 г. в СГУ реализуется программа «Образование и здоровье».

Ее цель - обеспечение охраны здоровья студенческой молодежи и преподавателей, гарантий их законных прав на безопасные и здоровье сберегающие условия образовательного процесса. Основные задачи:

- внедрение в учебно-воспитательный процесс методологии, принципов и методов здоровье сберегающего образования, программно-технических средств по мониторингу, формированию, развитию и сохранению здоровья участников педагогического процесса;

- осуществление медико-физиологического, социологического и психолого - педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса, за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность университета по вопросам сохранения здоровья обучающихся;

- совершенствование медицинского обслуживания студентов; внедрение научно-обоснованных профилактических медицинских и психологических мероприятий;

- расширение и внедрение в учебную и вне учебную деятельность университета инновационных форм организации физкультурно-оздоровительной спортивно-массовой работы.

Программа направлена на формирование культуры здорового образа жизни студентов.

В рамках программы заложена структура, содержание, формы деятельности научно-консультативного и оздоровительного центра здорового образа жизни.

Предложенная коллективом СГУ комплексная программа «Образование и здоровье», а также модель научно-консультативного и оздоровительного Центра могут быть использованы не только на уровне конкретного учебного заведения, но и как основа создания регионального Центра управления, контроля, коррекции состояния здоровья населения, содержания его деятельности.

Среди других достижений опыта проектирования системы и процесса валеологического воспитания следует назвать: Программу «Молодежь и здоровый образ жизни» (г. Нижний Новгород), работу городского центра медико - психологической социальной помощи «Холис» (г. Екатеринбург), деятельность организации «Молодежь против наркотиков» (г. Екатеринбург), социального центра молодежи Кузбасса и др.. Таким образом, характерной особенностью современного состояния проблемы развития валеологического воспитания в системе образования является усиление интеграционных процессов - объединение различных подходов, усиление взаимодействия образовательного учреждения как открытой системы с окружающей социально-педагогической средой.

 

АВТОР: Лифинцева М.В.