15.06.2012 6944

Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

 

Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т.д. (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, П.П. Горбенко, В.И. Дубровский, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, С.Н. Толстов), что иллюстрирует комплексный характер проблемы.

Многообразие взглядов на сущность понятия «здоровье» и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Более того, значительные трудности при анализе такого всеобъемлющего понятия как «здоровье», возникают еще и из-за того, что до всякого научного языка, предполагающего хотя бы минимальные требования в отношении строгости и четкости его употребления, оно достаточно широко используется и в обыденном языке, где заботе об однозначности понимания часто отводится не первое место.

В понятие «здоровье» заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно, не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания. А поскольку это понятие отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, оно, естественно, так или иначе понимается в любой культуре и переоценивается всякий раз, когда культура переживает глубокие и радикальные трансформации. Очевидно, именно таков и наш современный период, символизируемый сменой тысячелетий.

Определение понятия «здоровье» с давних времен является одним из труднейших научных и методологических вопросов. Все исследователи согласны с тем, что здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. «Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни...». Л.H. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что «в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье...».

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Но на данной стадии развития общества это определение не представляется исчерпывающим и достаточно удовлетворительным и критикуется во многих работах, посвященных категории «здоровье». Его критикуют: за идеальность цели, которую никогда не достичь; за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком; за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе; за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья (В.П. Казначеев, 1989). Между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика - одно из необходимых условий физического и душевного здоровья (Н.В.Панкратьева, В.Ф.Попов, Ю.В. Шиленко, 1989). Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие- либо врожденные или приобретенные физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Г.А. Кураев, С.К. Сергеев и Ю.В. Шленов (1996) подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что человеческий организм должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как существо воинствующее, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но известно, что биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека - реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. В соответствии с этим, здоровье может быть определено, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно рефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.

Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма с учетом полового и возрастного факторов, а также зависит от географических и климатических условий. На основе этих критериев дается формальное заключение о нем при наборе в армию, приеме на работу, в учебные заведения, при оценке ответственности за различные наказуемые преступления и т.д. Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме, но еще не обнаруженного болезнетворного начала. Оно не исключает также колебаний в самочувствии человека. Следовательно, понятие здоровья, хотя и противопоставляется понятию болезни, но может быть связано с последним многочисленными переходными состояниями.

Отсюда возникает понятие о субъективном и объективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохом самочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой, когда эти данные отмечаются, а самочувствие остается до определенного времени хорошим. Отсюда также возникло понятие «практически здоровый человек» - определенное состояние, при котором объективно имеются патологические изменения, не отражающиеся на жизненных восприятиях и работоспособности человека.

В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья (Д.Н. Давиденко, 1996; В.П. Петленко, 1998).

- Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

- Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

- Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

- Нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В.М Розин (2000). Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора «здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии «природой человека»«.

Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В.М Розин (2000) предлагает два основных дискурса здоровья - медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс - это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс - это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.

Лауреат Нобелевской премии мыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: «Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

Несомненно, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистические ориентиры и ценности (Б.С. Гершунский, 1990). Реальные потребности нашего времени вызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, 1996). А единственной альтернативой может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы взаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основе общечеловеческих ценностей. Проблема соотношения этих двух парадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно с позиции какой либо одной парадигмы. Технократическая идеология также необходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видеть каким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразных глобальных проблем современности.

Осмысление проблемы здоровья человека в контексте глобальных проблем современности вводит нас в более широкую проблему культуры. «Нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия развития культуры приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис культуры, относительно которого все отдельные глобальные проблемы современности предстают как его выражение» (М.Б.Туровский, 1997). Следовательно, создавая условия для осознания студентами значения здоровья для полноценной и счастливой жизни, формируя у них ориентацию на сохранение здоровья, мы тем самым способствуем и преодолению кризиса культуры.

Это особенно важно в современных условиях переоценки ценностей, когда здоровье должно занять первое место в иерархии потребностей человека. Особенно это относится к молодежи, которая, пока еще здорова, о здоровье думает мало (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Только тогда взрослый человек будет иметь возможность устранять появляющуюся вследствие кризиса культуры исчерпанность возможностей развития человечества.

Актуальность для человечества поиска способов сохранения здоровья выдвигает эту проблематику на центральное место не только в медицинской, но и в педагогической науке. Это можно объяснить тем, что педагогическая наука разрабатывает способы приобщения учащихся, студентов к ценности «здоровье» как форме культуры. Ориентация учащейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в процессе образования, поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции в духовной позиции человека, общества. Образование, благодаря тому, что «оно общечеловечно», приобщая учащихся, студентов к ценностям, транслирует культуру, которая становится одним из ведущих путей обретения человеком своей сущности (В.А. Конев, 1996).

В далекие времена наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, в силу слабого развития науки и такое положение дел иногда спасали различные табу. В настоящее время современный человек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но, несмотря на это, уровень заболеваемости является весьма высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых не нужны вакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно вести определенный образ жизни. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что «очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни». Автор указывает, что, несмотря на общую грамотность, люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Он пишет: «Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием».

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека, о связи культуры и здоровья. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура - это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования, это отношение к самому себе, свойственное только человеку, это не только сумма знаний, но и поведение, сумма нравственных начал. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения, но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.

В. Солоухин (1981) проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: «...культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения, в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др., рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры».

Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. В современном мире она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе и т.д. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, прежде всего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии.

С позиции современных научных представлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом.

В муниципальном образовательном учреждении лицей № 87 г. Нижний Новгород предложен следующий подход к культуре здоровья: она определяется как интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов как укрепляющих, так и разрушающих здоровье.

Компетентность в вопросах здоровья оценивается по следующим показателям:

а) наличие знаний о здоровье, здоровом образе жизни;

б) наличие знаний об угрозах и рисках для здоровья;

в) наличие знаний о преимуществах здорового образа жизни.

Жизнедеятельность личности на основе принятия культурных норм здоровья оценивается по следующим показателям:

а) мотивация на принятие культурной нормы (образца здоровой жизнедеятельности);

б) опыт самоуправления сохранением и укреплением своего здоровья.

Концепция «Школа здоровья», реализуемая в лицее №87 позволила учебному заведению стать победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в 2004 г.

Рассматривая культуру здоровья в целом можно выделить культуру здоровья личности и культуру здоровья общества.

Культура здоровья личности - это потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально - и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культурособразности в пределах их нормального функционирования.

Культура здоровья общества - совокупность ценностей и норм, реализуемых посредством соответствующей деятельности, которые обеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности и возможности её реализации (Н.И. Резанова, 2000).

Несмотря на многочисленные знания в области здоровья, мы не используем эти знания, неправильно относимся к себе. Это отношение человека к своему здоровью свидетельствует о том, что необходимо различать понятие ценности здоровья как объективного явления и как его отражения в сознании субъекта, «как ценности сознания».

Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она осознается человеком. Здоровье - это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Большинство людей, как показывает практика, ценность здоровья осознают только тогда, когда оно почти утрачено или находится под серьезной угрозой.

Академик Н.М. Амосов отмечал: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

При ценностном подходе к индивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его укрепления. Как полагают В.В. Милашевичи Е.В. Краснов (1983), «обучению здоровью для желающих - первая цель. Воспитание общей культуры здоровья - цель более глобальная».

В соответствии с критериями эпидемиологии можно констатировать в современной России, на фоне проводимых рыночных реформ, необъявленную эпидемию основных неинфекционных заболеваний и преждевременной смертности. Масштабы и скорость нарастания этой эпидемии свидетельствуют однозначно: остановить этот негативный процесс с помощью совершенствования только лечебных мер невозможно. Поэтому актуальность профилактики основных неинфекционных заболеваний многократно возрастает (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева, 2003).

В контексте общей охраны здоровья нации следует рассматривать и проблему профессионального здоровья учителя. В центре внимания в настоящее время должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.

Результаты многолетних исследований (Л.M. Митина, 1990-1998) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимо прочих, и учителями. Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции. В условиях постоянного стресса у человека могут возникать профессиональные заболевания. Неудивительно, что учителя, как профессиональная группа, отличаются низкими показателями здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

На состояние здоровья, несомненно, оказывает влияние множество факторов, но эксперты ВОЗ в 1980-х годах выделили четыре основных группы факторов, формирующих здоровье человека, и определили их соотношение. В 1994 году в Федеральных концепциях «К здоровой России» и «Охрана здоровья населения» Межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношение было определено для жителей нашей страны следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

- состояние внешней среды 20-25% (20%);

- биологические факторы 15-20% (20%);

- медицинское обеспечение 10-15% (7-8%);

- условия и образ жизни 50-55% (52-53%).

Как видно из приведенных данных экспертов ВОЗ и России в общей структуре факторов, формирующих здоровье, главную роль играет образ жизни. Образ жизни включает в себя четыре категории: экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально - психологическую - «стиль жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни». Ю.П.Лисицын (1992) рассматривает: качество жизни - это «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами»; уровень жизни - количественная характеристика размера и структуры материальных и духовных ценностей; уклад жизни - временной регламент явлений общественной жизни (труда, отдыха и т.д.), в рамках которого проходит жизнедеятельность людей; стиль жизни - индивидуальные особенности поведения.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Научно-технические разработки принесли в общество много полезного и нужного: электричество, радио, телевидение, компьютер, Интернет, современный транспорт и пр. Современная медицина избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако, вместе с тем, возникли и негативные явления: уменьшение двигательной активности, увеличение нервно-психического напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды и так далее. Все это привело к существенным изменениям в стиле и укладе жизни человека.

Образ жизни большинства населения нашей страны характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, загруженностью лишней и ненужной информацией, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит к развитию так называемых «болезней цивилизации» (В.А. Околелова, 2004).

С нашей точки зрения увеличение средней продолжительности жизни населения в настоящее время нужно связывать не с успехами медицины как таковой, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек формирует свой индивидуальный образ жизни.

Образ жизни - это определенный способ деятельности в материальной и духовной сферах. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (С.В. Попов, 1998).

Здоровый образ жизни - это часть всего образа жизни личности, который не является результатом стечения благоприятных для индивида обстоятельств, он является функцией личного выбора человека, его активного и ответственного отношения к собственной жизни как к феномену, по природе своей общественному (П.Д. Тищенко, 1989).

Таким образом, здоровый образ жизни можно выразить как жизнедеятельность индивида, способствующая сохранению и укреплению здоровья (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева, 2005).

Проанализировав различных авторов (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Ю.П. Лисицын и др.), рассматривающих вопросы здорового образа жизни можно выделить общие компоненты данного понятия:

- сбалансированное питание;

- адекватная физическая активность;

- рациональный режим труда и отдыха;

- направленность на создание здоровой семьи;

- здоровый психологический микроклимат;

- высокая гигиеническая культура;

- отсутствие вредных привычек.

Среди компонентов здорового образа жизни, на наш взгляд, невозможно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать и развивать здоровье человека.

В качестве системообразующего компонента здорового образа жизни мы выделяем «здоровье», которое придает ценностную ориентацию использования человеком выделенных выше образующих содержания здорового образа жизни. Ценность «здоровье» предстает в качестве одного из ведущих критериев для оценки человеком его ориентированности на здоровый образ жизни.

Но на фоне социального кризиса снижается восприимчивость населения к общим советам. Об этом свидетельствует опыт профилактической работы как в России, так и за рубежом. Следовательно, попытки добиться оздоровления с помощью стандартной санитарной пропаганды, практически безуспешны. Здоровье по своей сути должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до желаемого оптимального результата, носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Значит, возникает потребность в новых подходах, обеспечивающих возможность индивидуальной профилактической работы в условиях хронического социального неблагополучия (И.А. Гундаров, С.В. Матвеева, 1997).

Для сферы здравоохранения разработана солидная организационно - нормативная база, обеспечивающая деятельность в сфере пропаганды здорового образа жизни, однако, отсутствие централизованного финансирования фактически сводит на нет практическую реализацию данных документов. В связи с этим многократно возрастает роль системы образования в гигиеническом воспитании и образовании детей и молодежи (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева, 2004). В качестве приоритетной задачи системы образования можно назвать сохранение трудового потенциала народного образования страны - профессиональное долголетие учителей (Л.M. Митина, 1998).

Мировой опыт, развитые страны Европы, США демонстрируют эффективность программ, целью которых является формирование, сохранение и улучшение индивидуального и общественного здоровья (R.K. Manoff, 1986; A.Z. Paul, 1995; G.F. Anderson, 1996; T.P. Weil, 1996).

В настоящее время в США функционирует несколько крупных научно- исследовательских центров, изучающих проблемы формирования здоровья через образование (S. Gastley, 1994; I.B.Martin, 1995). Создано большое количество программ: «Вера в здоровье» (L. Katrun, 1995), программы, направленные на профилактику кариеса у детей (М. Demars, 1990), программа обучения здоровью и здоровому образу жизни для детей спортсменов (Е. Ruth, 1996).

Повышение роли формирования здорового образа жизни в современном обществе обусловлено тем, что в настоящее время изменился профиль патологии с преобладанием хронических неэпидемических болезней, в возникновении которых решающую роль играет образ жизни (Ю.П. Лисицын, 1992). В России остро стоит проблема снижения рождаемости, высокой детской смертности, сокращения средней продолжительности жизни до 65 лет (Э.Н. Вайнер, 1994). В.И. Загвязинский, Р. Атаханов (2001) отмечают высокий уровень заболеваемости детей (в России менее 10% здоровых детей и 35% - хронически больных), рост преступности несовершеннолетних, бродяжничество, социальное сиротство, появление групп подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Все большее распространение приобретают вредные привычки, такие как ранний алкоголизм, токсикомания и наркомания.

В «Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года» отмечено, что более 3 миллионов человек употребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющие основную группу ВИЧ-инфицированных. Такая тенденция связана, по нашему мнению, с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующией. Это: системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, физиологические и психологические особенности юношеского возраста, а также особенности современной молодежной субкультуры (культ кумиров, мода на наркотики, миф об относительной безопасности «легких» или вовлекающих наркотиков) обеспечивают рекламу наркотиков и снижают страх перед их применением. Мы согласны с мнением о том, что девиантное поведение - это системное явление, в формировании которого участвуют исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы (Е.П. Ильин, 2000). В связи с этим и проблема формирования здорового образа жизни является комплексной междисциплинарной задачей. Поэтому, наряду с дальнейшим развитием служб лечебной сети, необходимо внедрение широкой программы профилактических и оздоровительных мероприятий. Исполнителями национальных программ профилактики основных неинфекционных заболеваний должны быть государство, коллектив, семья, человек, которые между собой тесно связаны и зависят друг от друга, но в то же время у каждого имеются самостоятельные, независимые способы влияния на здоровье (И.А. Гундаров, С.В. Матвеева, 1997).

В нашей стране преподавание вопросов здорового образа жизни для будущих педагогов всех специальностей регламентируется образовательным стандартом в составе медико-биологического блока (И.Ю. Добродеева, 2000). В настоящее время стоит вопрос об адаптации программ подготовки студентов по предмету «Основы медицинских знаний».

Эффективное решение данной задачи в нашей стране возможно, на наш взгляд, в контексте формирования здорового образа жизни, воспитания культуры здоровья и внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. По определению Т.В. Карасевой (2003), под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают совокупность целей, форм, средств и методов образования, способствующих повышению эффективности образовательного процесса за счет минимизации факторов риска для здоровья обучающегося и педагога. Они являются производным звеном, через которое осуществляется прямое и косвенное влияние образования на образ жизни и здоровье обучающихся.

Одной из ведущих проблем формирования здорового образа жизни студентов является воспитание ценностных ориентаций на здоровую жизнь. Вызывает тревогу отсутствие среди учителей мотивации на здоровый образ жизни (Л.Г. Качан, 1998), при этом не выявлено прямой зависимости между уровнем общей культуры, профессиональной компетентностью и уровнем валеологической культуры педагога (О. Nilsen, 1996). Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе формирования педагога-профессионала следует уделять этой проблеме соответствующее внимание. В.Н. Ирхин (1987) отмечает как приоритетную ценность здоровье учителей и учащихся, и если мы ведем речь о ценности здоровья, то должны найти способ доказать эту ценность студентам в учебном процессе. Преподаватель ВУЗа должен ориентироваться на оказание студенту как личности и будущему специалисту высококвалифицированной помощи в выращивании способности ставить и решать многообразные задачи его жизни и здоровье сберегающей педагогической деятельности. Важной задачей вузовского образования является пропаганда здоровья. Пропаганда здоровья - это широкое поле деятельности, включающее обеспечение образования в области здоровья и информацию, направленную на пропаганду здоровья. Пропаганда здоровья включает повышение осведомленности о персональном и общественном здоровье, возможные изменения в поведении и отношении к здоровью, а также поиск альтернатив в укреплении здоровья (И.В. Поляков с соавт., 1996). Но по данным Л.B. Куклиной (1999), преподаватели ВУЗов не располагают достаточной информацией по вопросам формирования здорового образа жизни для ее введения в содержание образования и внесения необходимых корректив в технологию педагогического процесса с тем, чтобы перевести его со здоровье затратного на здоровье сберегающий.

В момент зачисления в ВУЗ резко изменяется образ жизни молодого человека, он сопровождается выраженной мобилизацией адаптивного потенциала организма. Неудивительно, что многие исследователи отмечают высокие показатели заболеваемости студентов первых курсов (Н.Ю. Васильева, Э.А. Лазарева, 1999).

Многими авторами отмечается, что за период обучения в ВУЗе число лиц с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями возрастает. Данные исследования распространенности хронических неинфекционных заболеваний среди студентов Московской медицинской академии имени Сеченова свидетельствуют о том, что если на первом курсе почти половина студентов (47,6%) были здоровыми, около четверти (23,6%) имели функциональные нарушения, примерно треть (28,8%) студентов была больна хроническими заболеваниями, то уже ко второму курсу произошли существенные сдвиги в показателях здоровья студентов. Уменьшилось число лиц, относящихся к первой группе, причем все они перешли в третью группу здоровья, доля которой возросла до 40,6%. Указанная закономерность сохранилась до конца обучения. К старшим курсам увеличилось и число лиц с функциональными нарушениями (Т.Н. Грошева, Е.В. Боровкова, 1988). Обращают на себя внимание более высокие показатели заболеваемости студенток по сравнению с лицами мужского пола (Н.А. Агаджанян, В.П. Дегтярев, Е.И. Русанова, 1997).

Для учителей со стажем работы в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети учителей (более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами (Л.М. Митина, 1998). С «нервным истощением» педагога связаны такие заболевания, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, рак, инфаркт, диабет, аллергия и многие другие. Профессиональными заболеваниями являются также болезни, связанные с голосовыми связками.

Интерес к ценностным ориентациям студенчества имеет особые основания. Студенчество - специфическая социальная группа, временно принадлежащая к системе образования, осуществляющая свой профессиональный выбор. Ценностные ориентации студенчества находятся в процессе становления - они неустойчивы, зависимы от различных внешних факторов (Л.Г. Логинова, 2000). Поэтому их изучение позволяет в какой-то степени наглядно проследить процесс формирования личностных ценностных систем.

Одной из ведущих проблем формирования у студентов культуры здоровья является воспитание ценностных ориентаций на здоровую жизнь. И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова (1998) рассматривая систему ценностей у студентов ВУЗов, указывают, что респонденты относят «здоровье» к ценностям жизненного «я». Однако фактически в большинстве анализируемых ими ценностных ориентаций здоровье присутствует либо как предпосылка, составляющая часть, либо как условие таких ценностей как жизнь, семья, труд, добро, чувства. Приведенные данные наглядно иллюстрируют проблемы, существующие в сфере воспитания здоровьецентричной системы ценностей у детей и молодежи. А.Г. Маслоу (1999) писал, что, только лишившись здоровья, мы начинаем понимать его истинную ценность. Особенность студенческого возраста состоит в том, что наличие знаний в каком-либо вопросе еще не определяет правильное и разумное поведение (профилактические осмотры врача, ношение теплой одежды и т.д.).

Н.А. Асташова (2000), изучая ценностные ориентации студентов педагогического университета, установила, что интересная (педагогическая) работа занимает место между вторым и третьим десятком ценностей. Доминирующими терминальными ценностями у будущих педагогов являются здоровье, материальный достаток, а на периферии находится работа, гражданственность, патриотизм. Главными ценностями-средствами студенты считают образованность, исполнительность, аккуратность, которые имеют строгую корреляцию с ценностями-целями в качестве факторов их достижения. Наиболее предпочтительными студенты считают такие качества как рационализм, решительность, целеустремленность, а качества эмоциональной и гуманистической направленности (оптимизм, жизнерадостность, обязательность, терпимость, честность) будущие учителя не считают значимыми. Структура аксиологической сферы студенчества отражает систему ценностей общества, но всегда отличается гибкостью и динамичностью. В своих исследованиях авторы указывают различную иерархию ценностей, присущую студентам. Так, по данным И.М. Ильинского (2000), главной ценностью для молодых людей является личное обогащение. Как считают

В.И. Деникин (2000), Л.Г. Логинова (2000), большинство студентов стремится к достижению личного успеха и реализации личных интересов. Критериями достижения успеха студенты считают душевный комфорт, материальное благополучие, власть, славу.

Особое значение для достижения успеха приобретает образование. В последние годы наблюдается разделение в сознании молодежи карьеры, славы, власти. Стремление сделать карьеру определяет жизненные цели 30-36% студентов. Желание славы свойственно 5-6%, власти - 7-12%. Эти позиции занимают самое низкое ранговое место в их аксиологической сфере. Первое место отводится желанию семейного счастья (69%) (В.И. Деникин, 2000).

С точки зрения Г.С. Козупицы с соавт. (2001), главной ценностью для студентов-медиков оказались: «Семья» (72,7%), «Здоровье» (49,4%), «Благополучие России» (24,7%), «Работа» (20,0%). Несмотря на то, что здоровье в шкале ценностей занимает доминирующее положение, 32% опрошенных имеют хронические заболевания. Ни один студент не считает причиной заболеваний нездоровый образ жизни. Мы согласны с мнением тех авторов, которые полагают, что для студентов главными ценностями являются ценности, связанные с личным счастьем.

Результаты исследования Т.В. Гиголаевой (2006) показали, что наивысшее положение в иерархии терминальных ценностей-целей студентов ШГПУ занимают: любовь и наличие хороших и верных друзей (82,47 на 100 опрошенных), здоровье (77,27 на 100), счастливая семейная жизнь (59,74 на 100), материально обеспеченная жизнь (47,40 на 100), уверенность в себе (37,66 на 100).

Средние ранговые места в иерархии терминальных ценностей студентов распределились следующим образом: удовольствия (34,42 на 100), хорошая обстановка в стране (27,27 на 100), интересная работа и активная деятельная жизнь (24,68 на 100), познание (22,08 на 100), свобода (17,53 на 100).

Наименьшее предпочтение студенты отдали таким терминальным ценностям, как: самостоятельность (16,88 на 100), общественное признание (12,34 на 100), равенство (10,39 на 100), творчество и жизненная мудрость (9,74 на 100).

Таким образом, первостепенное значение для будущих учителей имеют терминальные ценности, связанные с личностными интересами (любовь, друзья, семья, материальный достаток, уверенность в себе). Однако, такие профессионально значимые ценности, как самостоятельность и творчество находятся на периферии.

В системе формирования здорового образа жизни с самого начала нужно понять, что никакие пожелания, приказы, наказания, не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения здоровья человек должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности). При этом мотив без цели также не побуждает к действию. Конкретная повседневная реализация здорового образа жизни - неотъемлемая часть культуры здоровья человека, однако сознательное построение своего образа жизни в целях сохранения и укрепления здоровья достигается далеко не каждым, даже предпринимающим такие попытки. Н. Московченко (1999) выделяет следующую иерархию мотивов:

- мотивацию на здоровье - быть здоровым, укреплять здоровье, снизить влияние окружающей среды на здоровье;

- социально-значимые мотивы - хочу быть готовым к жизни, учебе, добиться высоких результатов в обучении, сформировать имидж для продвижения по служебной лестнице;

- мотив личности - самоутверждения, создания положительных эмоций и уверенности в себе, формирование красивой фигуры, самосовершенствование себя как личности, познавательный интерес.

Свой взгляд на мотивацию стиля здоровой жизни представили Г.П. Артюнина и С.А. Инатькова (2005). Ими выделены следующие мотивы:

- Самосохранение. Когда человек знает, что какое-то действие впрямую угрожает его безопасности, он это действие не совершает.

- Подчинение этнокультурным требованиям. Любой человек живет в обществе, в котором на протяжении длительного времени отбирались полезные привычки, навыки, вырабатывалась система защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, ребенка с детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями.

- Получение удовольствия от самосовершенствования. Это мотивация формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

- Возможность для самосовершенствования. Если человек будет здоров, то сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы.

- Способность к маневрам. Основная мысль данного мотива: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.

- Сексуальная реализация.

- Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Случаи, когда все семь мотивов являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. Чаще всего в разные годы жизни человека какие-то мотивы выходят на первое место, какие-то отходят на второй план.

Необходимо добиться, чтобы стремление человека к улучшению своего здоровья являлось его естественной потребностью. В нашем государстве, к сожалению, еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья (Е.В. Перевозчикова, 2001).

Также важнейшим фактором эффективной деятельности любой системы, в данном случае системы формирования здорового образа жизни, являются обратные связи. Обратные связи свойственны всему живому. Каждое живое существо для своего выживания обязано постоянно оценивать, отличать вредное от того, что полезно или не имеет значения. Проблема обратных связей в системе формирования здорового образа жизни заключается в их медленной реализации. Например, положительный эффект утренней зарядки, как и негативный эффект курения, проявляется не через несколько дней, а через месяцы и даже годы. Но человеку, в отличие от животного, свойственен более высокий уровень отражения - сознание. Именно через сознание человека надо действовать для оживления обратных связей (И.И. Брехман, 1990).

Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет установка на долгую здоровую жизнь. Мы имеем множество примеров, как сильные волей люди: Ю. Власов, Н. Островский, А. Мересьев избавили себя от многочисленных и мучительных болезней. Во многих учениях этот фактор стоит на одном из главных мест.

И, наконец, большое значение имеет обучение здоровью. Этот вопрос выступает неотъемлемой составляющей проблемы человека в быстро меняющемся современном, но сохраняющем свои фундаментальные ценности мире. Для учителей, например, речь может идти об обучении приемам саморегуляции психических состояний, участие в психотренингах и спортивно - оздоровительных мероприятиях.

Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья - проблема неоднозначная. Решить её можно только комплексно. В данной проблеме можно говорить о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Например, учителя нуждаются в реабилитационных процедурах, что призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья, комплексов психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур.

Но обязательно необходимо также повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укрепление должны стать нравственными мотивами поведения.

Таким образом, восстановление профессионального здоровья учителя - это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности (Л.M. Митина, 1998).

По проблемам формирования здоровья, здорового образа жизни и культуры здоровья в педагогическом ВУЗе были проведены диссертационные исследования следующих авторов: Н.В. Багаутдиновой (2004), Е.А. Багнетовой (2004), Л.Б. Булановой (2006), О.Ф. Волочаевой (2005), Е.В. Волынской (2004), Т.В. Гиголаевой (2006), М.Б. Доброрадных (2003), С.Г. Добротворской (2003), О.А.Завьяловой (2002), В.М. Кабаевой (2002), Л.Г. Качан (1998), О.В.Ковалевой (2004), Д.Ю. Коптевым (2004), Н.А. Красноперовой (2004), Л.В. Куклиной (1999), С.Ю. Лебедченко (2000), И.В. Наливайко (2004), В.А. Околеловой (2004), Е.В. Осолодковой (2003), Е.В. Перевозчиковой (2001), И.В. Пичугиной (2000), Н.И. Резановой (2000), Н.А. Рыбачук (2003), И.А. Сорокиной (2004).

О.А. Завьяловой (2002) уточнено содержание понятия информационной культуры личности на основе культурологического подхода, а также выявлено содержание аксиологического компонента ее составляющей; выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания ценностных ориентаций основ информационной культуры.

В.М. Кабаевой (2002) определена структура и смысловое содержание субъективного отношения подростков к собственному здоровью; выявлено предметное содержание мотивов отношения подростков к своему здоровью и ведению здорового образа жизни; разработана прогностическая модель формирования психолого-педагогических условий и методов, побуждающих подростков к ценностно-ориентационной деятельности по здоровье сбережению.

В диссертационном исследовании С.Ю. Лебедченко (2000) впервые с позиций системно-целостного подхода определено понятие культуры здоровья, выявлены структурно-содержательные характеристики, показатели и уровни сформированное™ культуры здоровья будущего учителя, разработана и экспериментально проверена педагогическая модель поэтапного процесса формирования культуры здоровья студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом ВУЗе.

В.А. Околеловой (2004) конкретизировано научное представление о содержании понятия «здоровый образ жизни» и определен его системообразующий компонент; обоснована рефлексивно-деятельностная модель формирования ЗОЖ студентов; обосновано содержание процесса формирования здорового образа жизни студентов; выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать здоровый образ жизни студентов в единстве с их ориентацией на воспитание культуры здоровья учащихся.

В работе кандидата психологических наук Н.И. Резановой (2000) подчеркнут междисциплинарный характер понятия «культура здоровья», определены факторы и основные направления формирования культуры здоровья в условиях среднего города.

Исследование Е.В. Перевозчиковой (2001) посвящено комплексной медико-социальной и психолого-педагогической оценке образа жизни студентов педагогического ВУЗа; влиянию валеологического образования на формирование здорового образа жизни будущих педагогов; разработке подходов к оценке здоровья как критерия эффективности педагогического процесса; научному обоснованию педагогической системы по формированию здорового образа жизни будущих учителей.

В диссертации Д.Ю. Коптева (2004) раскрыто акмеологическое содержание готовности педагога к формированию здорового образа жизни школьников, описаны критерии, показатели, уровни; выявлены акмеологические факторы развития готовности учителя средней школы к воспитанию ЗОЖ школьников; разработана акмеологическая модель развития готовности педагога к формированию ЗОЖ школьника; создана комплексная методика оценки готовности учителей к формированию ЗОЖ школьников с учетом акмеологических факторов; обоснована акмеологическая система развития готовности педагога к формированию ЗОЖ в процессе профессиональной деятельности.

Е.В. Волынская (2004) отмечает, что «формирование культуры здоровья будущих педагогов должно строиться с учетом основных компонентов профессиональной деятельности (практико-ориентированного, практического и личностно-креативного), что предполагает оптимальное сочетание теоретического, практического, методического видов учебной деятельности и педагогической практики».

Анализ многочисленных работ доказывает, что с точки зрения содержания и технологии не всякая педагогическая деятельность обеспечивает достижение положительных результатов в образовании личности. Наилучших результатов можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия. По мнению B.C. Леднева (1991): «...человек в период своего становления должен быть помещен в определенные условия, обеспечивающие всемерное развитие всех сторон его личности с учетом генетической программы и в соответствии с социальной программой».

Говоря об исследовании множества закономерностей, формирующих образ жизни и здоровье человека, особенно студента, нельзя забывать о важности акмеологических условий и факторов.

Акмеологические условия - значимые обстоятельства, от которых зависит информационное сопровождение формирования культуры здоровья.

Психолого-акмеологические факторы - основные причины, имеющие характер движущих сил, обусловливающие достижение высокого профессионализма деятельности (А.А. Деркач, 2000).

Среди акмеологических условий А.А. Бодалев (1995), А.А. Деркач, Е.А.Климов (1995), Н.В. Кузьмина (1980, 1989) выделяют: задатки; общие и специальные способности; условия семейного воспитания; школьное воспитание; образование в учебном заведении.

М.Г. Горбунов, Т.Ю. Кутырева, B.C. Качерманьян (1993) к акмеологическим условиям относят: общественно-исторический запрос, отсутствие угнетения, открытость общества, равный доступ к образованию и культурным ценностям, достойный жизненный уровень, наличие действенной системы наград и поощрений.

Под педагогическими условиями Н.Ю. Посталюк (1989) понимает педагогические обстоятельства, сопутствующие фактору, которые способствуют или противодействуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием фактора. В толковом словаре русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994) фактор определяется как момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

В педагогической и психологической литературе существуют различные подходы к классификации условий педагогической деятельности. В частности, В.И. Смирнов (1999) разделяет педагогические условия на объективные и субъективные. К субъективным условиям автор относит: наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности; опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения практических действий и операций; соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта; эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности. В группу объективных отнесены организационные, средовые и ресурсные условия. Организационные и средовые включают: убедительную мотивировку и четкую постановку цели (целеполагание) деятельности, рациональное планирование, организацию контроля, объективную оценку, благоприятный нравственно-психологический климат в группе, соответствующие принятым нормам производственно - бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности. К числу ресурсных условий относятся: материально-техническое обеспечение деятельности (инструменты, приспособления, материалы, организация рабочего места); информационное обеспечение деятельности; кадровое обеспечение деятельности (компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители).

Акмеологические условия реализуются посредством соблюдения определенных принципов. Кроме общих педагогических принципов, очень важными являются частные принципы.

Из числа последних очень важен здоровьесберегающий принцип, который в образовании определяется как «сохранение и укрепление в педагогическом процессе здоровья его субъектов» (Л.B. Куклина, 1999). Здоровье сберегающий образовательный процесс должен отличатся от здоровье затратного на трех уровнях: ценностно-ориентационном, предметно - содержательном и организационно-деятельностном. В целом, реализация данного дидактического принципа предполагает:

- включение в систему ценностных ориентации педагогического процесса здоровья его субъектов;

- формулирование требований к содержанию образования с учетом необходимости формирования целостных знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- использование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих выполнение целей здоровье сберегающего педагогического процесса;

- использование в качестве основных показателей результативности педагогического процесса параметров здоровья обучаемых и обучающих;

- поиск решений педагогических задач, не требующих здоровье затратных решений;

- включение в структуру аутопсихологической составляющей профессионально-педагогической компетентности эмоциональной компоненты.

Для изучения влияния образования на здоровье важным является систематизация факторов риска в образовании. Педагогические факторы риска по уровням (Г.А. Засобина, Л.Ю. Минеева, 2002) и силе (М.М. Безруких, 1999) влияния распределяются следующим образом:

- на организационно-деятельностном уровне: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, нерациональная организация учебной деятельности;

- на предметно-содержательном уровне: несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся, функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- на ценностно-ориентационном уровне: отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, существует многомерное влияние образования на здоровье и для того, чтобы сориентироваться в столь сложных и многоуровневых связях в исследовании целесообразно выделить условия (преимущественно внешние влияния), факторы (преимущественно внутренние влияния), резервы и препятствия реализации здоровье сберегающих образовательных технологий.

В соответствии с этим, в общей схеме исследования здоровье сберегающих технологий С.Н. Толстов (2003) выделяет:

- условия реализации здоровье сберегающих технологий: общественно - политические, нормативно-правовые, материально-технические, санитарно-гигиенические, медико-профилактические, организационно-педагогические, кадровые;

- факторы реализации здоровье сберегающих технологий: дидактические, методические, воспитательные, психолого-педагогические, физкультурно-оздоровительные;

- резервы реализации здоровье сберегающих технологий: межведомственные, дополнительного образования, средств массовой информации, культуры, искусства, волонтерские.

- препятствия реализации здоровье сберегающих технологий: объективного и субъективного плана.

На наш взгляд, вышеуказанные классификации педагогических условий и принципов достаточно полные и детализированные и, следовательно, могут быть использованы для анализа различных видов педагогической деятельности, в том числе и в отношении формирования здорового образа жизни и культуры здоровья будущего педагога.

 

АВТОР: Лощаков А.М.