16.06.2012 12977

Взаимовлияние биологических и социальных факторов на развитие акцентуаций личности у подростков с признаками индивидуально-типологической органической предиспозиции мозга

 

Для понимания сущности взаимовлияния конституциональных и микросоциально-психологических, средовых факторов необходимо рассмотреть «механизмы реального взаимодействия социального, биологического и психического на уровне конкретной личности» (А.Ф. Лазурский, 1918), в частности личности, детерминированной изначально неполноценной биологической основой, а именно: органической предиспозицией центральной нервной системы.

Вопрос о том, что является первопричиной возникновения личностных аномалий, стал предметом споров ученых с первых шагов зарождения учения о психопатиях. В.М. Бехтерев полагал, что причинами могут быть как неблагоприятная наследственность, так и тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжелые общие заболевания.

На основе систематики формирования психопатий по П.Б. Ганнушкину, можно систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление психопатий. Среди биологических факторов, приводящих к личностным акцентуациям, выделяют:

- Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые истощающие соматические заболевания.

- Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип акцентуации характера.

- Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции и т.п.

«Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и Костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

К социально-психологическим факторам следует отнести:

- Нарушения воспитания подростка в семье. Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации личности.

- Школьную дезадаптацию. В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего вида деятельности, (согласно теории возрастной периодизации Д.Б. Эльконина).

Подростковый кризис. В 12-14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент - «подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности - распад детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу познания самого себя придается все подавляющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание, стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к Детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть как межличностными, так и внутри личностными.

Психическую травму. Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных разладов и т.п.).

А.Е. Личко отмечает, что никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни гипертима, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором. Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов и психастеников. Смешанные типы, с точки зрения роли наследственности и воспитания, можно разделить на две группы - промежуточные и амальгамные. Сочетания при промежуточных типах обусловлены генетически (например, у отца - эпилептоидная акцентуация, у матери - истероидная, их потомок наделен чертами обоих типов). При амальгамных типах на генетическое ядро одного типа под влиянием среды, в особенности воспитания, наслаиваются черты другого типа (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко, 1995).

«Акцентуации характера, вероятнее всего, имеют эндогенную, генетическую обусловленность. Влияние среды их заостряет, или сглаживает, или подвергает трансформации. Под этими влияниями крайние варианты нормы - акцентуации - могут переступать грань, отделяющую их от патологии, тогда акцентуации оказываются почвой для преходящих нарушений поведения или отправной точкой для психопатического развития («приобретенные» или «краевые» психопатии по О.В. Кербикову)» (А. Е. Личко, 1983.).

О взаимодействии и взаимовлиянии социального и биологического в нарушении полноценного развития личности подростка указывают К.О Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова (2000). Они подтвердили роль социального фактора в декомпенсации поведения подростков с явлениями недостаточности нервной системы - результаты сравнения психических особенностей подростков с ЗПР, находящихся в разных условиях обучения. В неадекватных условиях массовой школы их эмоциональная незрелость способствует быстрому нарастанию микросоциальной и педагогической запущенности, появлению фактов асоциального поведения. И, наоборот, у подростков с достаточно тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза в благоприятных условиях специальной школы выраженные явления школьной дезадаптации возникают редко.

Биологический фактор (органическая недостаточность нервной системы разной степени, асинхрония полового метаморфоза) является почвой, способствующей реализации декомпенсации аффективной сферы подростка в неблагоприятных средовых условиях. При этом если в возникновении нарушений поведения у подростка ведущая роль принадлежит социальному фактору, то в складывании структуры того или иного варианта этих нарушений - специфике сочетания неблагоприятных средовых условий и биологической почвы. Одни из таких сочетаний, обусловливая личностную незрелость, делают ребенка не подготовленным к социальным требованиям подросткового периода и толкают на нерегламентированные, инфантильные пути самоутверждения; другие - патологически заостряют свойственные подростковому периоду аффективную возбудимость, склонность к расторможению влечений, неадекватные притязания на взрослость, что также делает подростка угрожаемым в плане асоциальных форм поведения (К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова, 2000).

Согласно Е.В. Шороховой, социальное действует на биологическое через психическое, при этом связующим звеном между социальной средой и биологической основой выступает личность.

Г.К. Ушаков (1973) отметил, что «патологическое явление, возникающее постнатально, не может быть обусловлено только врожденными тенденциями развития индивидуума. Оно не может быть следствием и только влияний среды.

Патологическое явление всегда представляет собой результат диалектического взаимопроникновения и противоречия внешних влияний и состояния организма. Применительно к психическим болезням главная роль в таком взаимодействии принадлежит сложным состояниям дефицитарности (недостаточности) функциональных систем мозга и всего организма, сложившихся в периодах пре- или постнатального онтогенеза» (цит. По Г.К. Ушакову, 1973).

Изначально неполноценная биологическая основа подразумевает искаженные нейрохимические, нейроэндокринные, психофизиологические и иные процессы мозга, нестабильность гомеостаза различных мозговых систем, что не может не отразиться на психическом, психологическом, поведенческом и личностном развитии.

При повреждении незрелого мозга «изменяются не только различные психические функции, но поражаются и потенциальные возможности, нарушается динамика развития мозга и всего организма» (М.О. Гуревич, 1949). Как отмечал академик П.К. Анохин (1968), малейший дефект созревания функциональной системы в одном из ее многочисленных и различно локализованных звеньев неизбежно сказывается на эффективности последующей адаптации. Первичное органическое неблагополучие выступает в роли препятствия на пути к полноценной социально-психологической адаптации ребенка, затрудняя процесс усвоения им необходимых знаний и умений.

Недостаточность регуляции, осуществляемой поврежденной центральной нервной системой, препятствует адекватной адаптации организма к изменениям внешней и внутренней среды. В связи с этим правомерно предложение и реальные клинические факты о том, что физиологическая-возрастная перестройка может протекать у таких детей аномально и сопровождаться различными патологическими явлениями (церeбрастеническими и психоподобными состояниями, судорожными припадками, преходящими психическими состояниями и т.п.). Именно поэтому незначительные по своим непосредственным результатам воздействия на мозг инфекции или травмы могут вызывать неадекватные по своему характеру и интенсивности ответные реакции (Т.Е. Сухарева, 1974, с. 113).

Взаимопроникновение и взаимозависимость биологического и психического, биологического и психологического, психологического и социального могут быть восстановлены и раскрыты на основе методологического принципа детерминизма, провозглашенного С.Л. Рубинштейном (1946), согласно которому внешние причины действуют только через внутренние условия и наоборот. Преемственность в возникновении психического обеспечивается не только специфическими первичными внешними воздействиями на индивида, но и адекватными им внутренними условиями (задатками, способностями). Влияние внутреннего фактора, обусловливающего различия в ответах субъекта на одинаковые раздражители, поступающие из внешнего мира, отражено в понимании личности C.Л. Рубинштейном. Такая специфическая взаимосвязь внутреннего и внешнего приводит к возникновению нормального и анормального психического (Н.Н. Волоскова, 2001).

П.А. Мясоед (1994) выделяет социальные, биологические и психологические факторы, влияющие на формирование «ненормативного психического развития». Социальные факторы - условия жизни, препятствующие освоению ребенком культуры. Среди них непосредственное значение имеют: нездоровый психологический климат семьи, неправильное воспитание в семье, неполное воспитание, воспитание вне - семьи. По крайней мере, в группе ненормативных детей действие таких факторов прослеживается в 50-90 % случаев (Т. Г. Хамазанова, 1988). В нездоровый психологический климат семьи свой вклад вносят конфликты ее членов, а также тревожность, эмоциональная неустойчивость, интровертированность, ригидность матери, сниженная активность, сензитивность, неуверенность в себе отца. Матери вообще чаще отцов обусловливают отклонения в психическом развитии детей (А. И, Захаров, 1988). Неправильное воспитание - это гипоопека, эмоциональное неприятие, гиперопека, потворство, жестокость, завышенные требования (А. И. Захаров, 1988; А. Е. Личко, 1983; М. Раттер, 1987; А. С. Спиваковская, 1988; Т. Г. Хамазанова, 1988). При воспитании в неполной семье ребенок часто не получает необходимых образцов поведения взрослого. Воспитание вне семьи (например, в интернатном учреждении) - условное воспитание, которое, в отличие от безусловного, материнского, меняется в зависимости от того, как складываются отношения-ребенка со взрослым. Это одна из причин депривации - неудовлетворения основных потребностей ребенка, накладывающей специфический отпечаток на его психику (И. Лангмейер, 3. Матейчек, 1984; B.C. Мухина, 1991; А. X. Пашина, Е. П. Рязанова, 1993; А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской, 1990; В. М. Слуцкий, 1991; Е. Л. Смирнова, А. Е. Лагутина, 1991).

Биологические факторы - генетически и негенетически обусловленные отклонения в работе физиологических систем организма. Генетические факторы проявляются в повышенной сензитивности, эмоциональной неустойчивости, интровертированности, снижении продуктивности познавательной деятельности (А. И. Захаров, 1988; Т. Г. Хамазанова, 1988.). Негенетические факторы нередко обнаруживают себя в минимальной мозговой дисфункции - микроорганической патологии мозга, признаки которой находят у большинства социально дезадаптированных детей (В. И. Гарбузов, 1990; К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова, 1988; М. Раттер, 1987). Примером совместного действия генетических и негенетических факторов является алкоголизм родителей, который, к тому же, часто приводит к дефекту развития (М. И. Буянов, 1988; Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина, 1989).

Соотношение социальных и биологических факторов психической не нормативности меняется в зависимости oт возраста ребенка (Б. Мейер-Пробст, Ю. Пиатковски, X. Тайхман, 1988). При этом в благоприятных условиях развитие, испытывающее влияние биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как отягощенное еще и социальными факторами - регрессирует.

Но, даже зная о микроорганической патологий или о неблагоприятных условиях жизни ребенка, трудно судить, каким будет его развитие. Это объясняется тем, что социальные и биологические факторы влияют на психическое развитие опосредствованно: через деятельность растущего человека. Деятельность открывает возможности компенсации одних поврежденных систем другими, т. е. преодоления биологических и социальных ограничений психического развития. Конечно, это требует ее соответствующей организации (П.А. Мясоед, 1994).

При этом наряду с биологическими факторами значительную роль играют и социально-психологические факторы. Один из ведущих специалистов Н.Н. Заводенко считает, что в 63 % случаях на развитие детей с СДВГ оказывали негативное действие внутрисемейные факторы Н.Н. Заводенко также пишет, что «наиболее интригующей проблемой для дальнейших исследований должны стать механизмы влияния социально-психологических факторов на экспрессию свойственных СДВГ когнитивных и поведенческих нарушений, которые в значительной части случаев запрограммированы генетически». Очевидно, что воздействие социально-психологических факторов может быть не только негативным, но и позитивным, и именно позитивные социально-психологические факторы могут служить основой для своевременной и наиболее полной компенсации сопутствующих СДВГ нарушений.

Следовательно, причинами патологического изменения личности подростка являются социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а тесно взаимодействуют. Все проявления, обусловленные органической предиспозицией мозга, связаны с органически измененной реактивностью мозга. Вместе с тем реактивность организма - это мера его устойчивости к патогенным воздействиям независимо от происхождения вредностей, имеет наследственную обусловленность. В основе реактивности лежит норма реакции генотипа, которая ассоциирована и фенотипически выражена в особенностях конституции человека. В свою очередь, конституциональные генетические влияния сопряжены и в преобладающей степени определяют темпы индивидуального развития в онтогенетическом цикле человеческого существования. Эти скрытые характеристики конституционально-генетических влияний маркируются признаками, по которым мы судим о биохронологии развития, степени ее гетерохронии-асинхронии и меж индивидуальных различиях в развитии структурно-функциональной, психодинамически-психологической и интеллектуальной организации (Б.А. Никитюк, Н.А. Корнетов, 1998). Поэтому, изучение расстройств, обусловленных органической предиспозицией центральной нервной системы, должно учитывать конституционально-генетические факторы, психологическую и психодинамическую организацию индивида.

На основании теоретического анализа литературных источников, можно сделать вывод: органическая предиспозиция мозга является условием, формирующим конституционально-типологическую недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности, что приводит в конечном итоге к аномальной личностной изменчивости в условиях провоцирующего влияния неблагоприятных внешних факторов. Можно говорить об образовании конституционально - континуального пространства, отражающего различные степени личностной компенсации - декомпенсации, адаптации - дезадаптации, высокой или низкой психологической и психической толерантности к патогенному действию внешних факторов.

 

АВТОР: Медведева Е.Ю.