18.06.2012 8704

Проблема повышения качества и доступности дополнительного профессионального образования в условиях развития информационного общества

 

Информатизация - это не просто внедрение компьютерной техники в различные области социально-экономической практики, а это формирование целостных машинизированных информационных технологий, их массовое «встраивание» в социальный организм и использование, ведущее к новым моделям деятельности. Информатизация связана с повышение уровня системности народного хозяйства, созданием машинно-информатизационных сред, формированием общественной широко разветвленной системы баз данных и знаний, формированием информационных связей и потоков в производстве, управлении, науке, образовании, сфере услуг и других социальных областях, где внедряется компьютерная техника. В конечном счете, речь идет об образовании информационного общества и даже формировании предпосылок информационной цивилизации.

Информационное общество - это такое общество, где все информированы, где большинство граждан участвуют в процессе создания, сбора, хранения, обработки или распределения информации, а не в сельском хозяйстве или производстве. Кроме того, информатизация ведет к новым технологиям и моделям деятельности, к другому типу культуры, становящейся благодаря информатизации истинным организмом. Например, помимо новых колоссальных возможностей, в производственной сфере открываются неожиданные перспективы теледиагностирования и телетерапии, телекоммуникации в личном общении.

Если обобщить все указанные процессы, то первую тенденцию в этой области можно сформулировать так: информатизация ведет не просто к увеличению объема информации, к созданию сетей, станций, баз данных и знаний, но и к принципиально новым технологиям (не только информационным), новой культуре, новому типу общества.

Вторая тенденция - информация и информатизация способствуют формированию особой среды, получившей сегодня название информационной. Пока информационная среда рассматривается только с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, выступающим по отношению к этой технике как внешние условия функционирования. Как только эта среда начинает рассматриваться как средство коммуникации (отнюдь не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов и т.д.), то она выступает как неотъемлемый фрагмент культуры и должна исследоваться в этом качестве. Коммуникационная концепция рассматривает информационную среду и входящие в нее в качестве компонентов информационные системы как средство передачи знаний и, вообще, обмена сообщениями разного статуса, то есть как средство, позволяющее осуществлять социокультурные функции - своего рода технический протез в сфере культуры.

Но информационная среда может быть определена не только как «средство, позволяющее осуществить социокультурные функции», а так же как система социокультурных условий (экономических, социальных, организационных, ментальных и т.д.), влияющих на создание, распространение и использование информации. В этом случае к характеристикам информационной среды необходимо отнести, например, типы хозяйствования и экономические отношения, формы организации деятельности, характер образования, состояние науки и техники, качество труда (культура труда), господствующие типы рациональности, ценности и навыки работы специалистов и ряд других моментов.

Целесообразно взглянуть на информационную среду еще одним способом, учтя динамическую природу информации. Действительно, сегодня информатизация - это весьма сложный динамический процесс, включающий в себя: инновации в области информатизации (создание новых информационных технологий, передача зарубежных информационных технологий, подготовка специалистов и т.д.); изменение деятельности, форм организации, типов рациональности (процессы информатизации ведут к перестройке исходной деятельности, создание новых форм организации и управления); трансформации других видов деятельности или условий. Информационную среду можно определить как систему новаций и изменений (трансформаций), образующих процесс информатизации. При таком подходе характеристики информационной среды выявляются при анализе соответствующих новаций и изменений.

«Информационный джинн», стремительно ворвавшись в современное общество, резко снизил «время полураспада знаний». Это непосредственно касается и сферы образования и, конечно, проблем ее информатизации.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско «Учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: «Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием».

Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

Именно технологический базис информационных и коммуникационных технологий позволяет решить одни из главных проблем образования:

- повышение качества образования;

- увеличение степени доступности образования;

- повышение экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);

- интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Не менее важными вышеизложенные проблемы являются и для дополнительного образования.

Дополнительное образование рассматривается нами в широком контексте образовательной деятельности, которая может осуществляться по горизонтали, по вертикали и другим основаниям.

Так, в настоящее время дополнительное образование целесообразно рассматривать во временном контексте как дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское или в рамках одного уровня, например, школьного, как урочное, внеурочное, внешкольное, внешкольное учебное.

Дополнительное образование детей, рассматриваемое в настоящее время в большей мере как внешкольное дополнительное образование, определяемое многими исследователями (Безлепкин В.В., Власов В.В. Мисеюк П.К. и др.) как возможность добровольного выбора ребенком направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных образовательных программ, времени и темпа их освоения; многообразие видов деятельности с учетом интересов и желаний, способностей и потребностей ребенка или как зона ближайшего развития личности, путь развития в культуре, который ребенок выбирает сам в соответствии со своими потребностями, в настоящее время получает новые пути развития.

Концепция дополнительного образования появилась совсем недавно, лет десять назад. Выросла она из кружков в домах пионеров, станций юных техников и юных натуралистов. В подобных детских учреждениях существовали разнообразные кружки: радиоэлектроники, программирования, биологии и другие. Изначально они были задуманы для того, чтобы после школы ребятам было чем заняться. Это называется досуговой деятельностью. Не болтаться на улице - а собирать, например, модель крейсера «Аврора». Вроде и отдыхаешь, и делаешь что-то интересное, и учишься потихонечку. Преподавателями в этих кружках были, как правило, не педагоги, а просто инженеры, техники, которые обучали ребят в свое удовольствие в свободное от основной работы время. И тут вдруг оказалось, что в некоторых таких кружках уж очень быстро ребята обучались. Даже гораздо лучше и быстрее, чем в школе. Например, подавляющее большинство современных высококлассных программистов в детстве занимались в таких вот кружках программирования или радиоэлектроники, поэтому и стали такими хорошими специалистами.

Тогда наши ученые - психологи и педагоги, обратили на это внимание, стали исследовать, что же такое происходит, в этих учебных заведениях. Оказалось, что там сама по себе, без участия всяких методистов, появилась такая система обучения, которая была иногда гораздо эффективнее официального школьного образования. Не то чтобы она взяла - и появилась. Просто ребята в таких условиях гораздо лучше обучались (если это было им интересно), и как только у них появилась такая возможность - они сразу стали хорошо учиться. Вот так, нечаянно, открыли у человека новую интересную особенность: хорошо обучаться при определенных условиях. Ученые хорошенько изучили это дело, обмозговали, все объяснили по научному, и создали новую концепцию образования. Назвали ее «дополнительной», потому что все занятия в кружках проходили после школы, в дополнительное время.

Концепций образования много, и все они разные - хорошие и плохие. Хорошие - это такие, при которых ребята учатся очень быстро, и им интересно, а плохие - это когда наоборот. Всем известно, что качество обучения зависит от учителя и от тех методов, которыми он пользуется.

Но дополнительное образование так же является неотъемлемой частью системы непрерывного образования. Особенно это относится к дополнительному профессиональному образованию, которое в основном обращено к взрослой части населения.

Дополнительное профессиональное образование является частью системы образования России и представляет собой совокупность соответствующих образовательных программ, сети, реализующих их образовательных учреждений и управляющих структур в лице отраслевых и региональных органов управления и Управления дополнительного образования Госкомвуза России, координирующего их деятельность. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Осуществляется оно учреждениями дополнительного образования: институтами, факультетами, курсами, центрами повышения квалификации.

Таким образом, законом, по существу, фиксируется ограниченные возможности других видов образования, а на дополнительное возлагаются задачи компенсации их недоработок, повышение квалификации кадров, в связи с поступательным развитием науки, техники и технологий, переподготовки кадров. Этим обуславливается определяющая роль дополнительного образования в кадровом обеспечении народного хозяйства.

Специалист, проучившийся в базовых учебных заведениях 15-16 лет, в системе дополнительного профессионального образования может обучаться всю жизнь. Эта система поможет человеку компенсировать то, что он недополучил в средней и даже высшей школе, адаптироваться к новым условиям и даже пройти переподготовку по новой специальности. Она более гибкая и результативная, превращается в завершающую ступень профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование строится из следующих принципов:

- связь обучения с общественными потребностями и личными запросами, преемственность между различными этапами базовой подготовки и последующим образованием;

- взаимосвязь в координации между различными направлениями образования, взаимосвязь образования и самообразования взрослых, активность и самостоятельность их в процессе усвоения знаний, целенаправленная организация и руководство самообразованием трудящихся;

- дифференцированный подход к образованию различных категорий взрослых учащихся (по профессиональным запросам, по уровню образования, возрасту и опыту и т.д.)

В рамках данного исследования остановимся на повышении качества и доступности современного дополнительного профессионального образования.

Несмотря на целый ряд проведенных научно-практических конференций самого разного уровня и значительное число публикаций, понятия «качество образования» и «доступность образования» до сих пор так и не имеет четкого определения. Представители многих наук, выделяя в их содержании признаки, специфичные для своей области знаний, высветили совершенно разные стороны этих понятий, что затруднило выработку общих подходов к определению, выявлению их сущности, а также адекватных критериев их оценки.

Для удобства рассмотрим сначала проблемы связанные с «качеством образования».

В философии качество означает сущностное свойство вещи, отличающее его от других. В теории социального управления качеством называют уровень достижения поставленных целей, степень удовлетворения ожиданий потребителя. Вслед за этим и в педагогике укоренилось понимание качества образования как соотношения цели и результата. Вместе с тем эта в принципе верная трактовка является лишь «первым приближением» к раскрытию сути этого феномена, ибо постановка целей образования представляет сложнейшую практическую проблему, да и перевод целей на уровень нормы, точно фиксируемой в документах, пока еще не состоялся. В связи с этим справедливое требование операционализации целей воспринимается как благое пожелание. К тому же существуют разные мнения и о том, что принимать за результаты образования: на практике качество образования наиболее часто идентифицируется с качеством знаний как естественных и наиболее универсальных результатов образования.

С.Е.Шишов и В.А.Кальней связывают качество образования с достижением цели развития и формирования «гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

Разработчики «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» полагают, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, российской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально - экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

В нашем исследовании под качеством образования предлагаем понимать способность неотъемлемых свойств образовательного процесса отвечать требованиям всех участников этого процесса и других заинтересованных сторон.

Путь к достижению более высокого качества образования состоит не в том, чтобы предъявлять обучающемуся высокие требования, а в том, чтобы открыть перед ним жизненную перспективу, предъявляющую к нему высокие требования. Иными словами, стимуляция качества образования должна смениться мотивацией.

Данное утверждение особенно верно в отношении системы дополнительного профессионального образования, рассматриваемой как часть системы образования взрослых. Основная особенность этой системы, определяется тем, что ее контингент составляют взрослые люди, сочетающие учебу с работой, имеющие общее или высшее образование и, следовательно, наиболее подготовленные к осознанию требований, определяемых жизненной перспективой, формирующей их образовательную мотивацию, предъявляемых не учебным процессом, но жизнедеятельностью, в которой используются приобретаемые знания.

Таким образом, в основу оценке качества образования дополнительного профессионального образования (а иначе оно не может быть выявлено) должна быть заложена идея установления соотношения (степени соответствия) между образовательными потребностями обучающихся и возможностями их удовлетворения, предоставляемыми дополнительным образованием. Иначе говоря, основой изучения качества дополнительного профессионального образования должны быть мнения самих обучающихся о качестве образования, а также социально-экономические и психолого-педагогические условия, определяющие эти мнения).

1. Оценка качества образования с точки зрения самих обучаемых.

При рассмотрении качества образования с этой позиции чаще всего образовательный процесс воспринимается как образовательная услуга.

Под понятием образовательная услуга будем понимать результат многопланового процесса взаимодействия слушателей и учебного центра, результат процесса обучения.

Качество образовательной услуги представляет ее способность удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя.

Качество как совокупность характеристик образовательной услуги, определяющих ее способность удовлетворить предполагаемые потребности, многомерно. Очевидно, что оно будет различаться для различных видов образовательных услуг как продуктов различных процессов. Однако можно выделить наиболее общие характеристики, присущие большинству:

- ощутимость - наличие и состояние материальных компонентов окружающей среды, которые делают услугу более осязаемой (обстановка офисов и аудиторий, оборудование, учебные материалы, внешний вид персонала);

- надежность - образовательная организация выполняет принятые на себя обязательства, работает стабильно, всегда обеспечивая требуемый уровень;

- отзывчивость - сотрудники стремятся всегда и везде отвечать на любые запросы клиента;

- доступность - легкость установления как физического, так и психологического контакта с административным персоналом или преподавателями;

- понимание - образовательная организация стремится понимать специфические потребности клиентов как можно лучше и приспосабливаться к ним;

- коммуникабельность - образовательная организация общается с клиентами на понятном им языке, адаптированном к особенностям целевой группы; доверие - определяется репутацией образовательной организации, гарантирующей серьезное отношение к клиентам;

- обходительность - вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие всех сотрудников.

Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимой ему образовательной услуги и их значения, удовлетворяющие запросы потребителя, и будут составлять ценность образовательной услуги. Поскольку потребности различны, то степень совершенства качества образовательной услуги должна задаваться для каждого сегмента. Это означает, что каждому ожидаемому уровню качества и приемлемому диапазону цен соответствует различный набор выгод, получаемых потребителем. Таким образом, в задачу образовательной организации входит развертывание требований потребителя (ожидаемых им выгод) в параметры качества (характеристики образовательной услуги, обеспечивающие требуемое качество).

Итак, определение качества дополнительного профессионального образования состоит, прежде всего, в установлении соответствия характеристик учебного процесса тем требованиям, которые предъявляют ему сами обучающиеся.

Решение проблемы качества образования в свете сказанного состоит в обеспечении условий, соответствующих ожиданиям и требованиям обучающихся к процессу обучения. В свою очередь эти ожидания и образовательные потребности определяются социальным статусом обучающихся, базовым образованием, уровнем компьютерной грамотности, характером профессиональной деятельности, культурными интересами. Стремление пойти навстречу обучающемуся, учесть его интересы и возможности, делает учебный процесс более индивидуализированным и личностно-ориентированным.

2. Социально-экономические и психолого-педагогические условия оценки качества образования.

Целевая ориентация многих ученых при оценке качества образования на высокий уровень обученности, воспитанности и развития личности по сути своей верна, но, для рассмотрения в рамках нашего исследования ограниченна, так как не учитывает средства за счет чего получены эти результаты в дополнительном профессиональном образовании.

Одной из характеристик образовательной услуги является непостоянство качества. Это объективно определяет непостоянство уровня предоставляемых услуг даже в рамках одной специальности, одного учебного центра. Более того, процессы создания и потребления услуги соединены: момент создания преподавателями центра образовательной услуги одновременно выступает начальным моментом ее потребления слушателями.

Для того чтобы иметь возможность управлять качеством, подстраивая его под те или иные требования потребителей, необходимо выявить факторы, влияющие на обеспечение, поддержание и улучшение этого качества.

Международный стандарт ИСО 8402:1994 рекомендует рассматривать факторы, влияющие на качество товара/услуги, с позиций видов деятельности, которые необходимо выполнять для производства товара/услуги заданного потребителем качества, начиная от поиска потребителя и заканчивая организацией процесса обратной связи с выпускниками (контроль и анализ их реальных успехов и неудач), а также осуществления взаимодействия (согласованности) между всеми видами деятельности. Последовательность взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество образовательного процесса, называется петлей качества образовательного процесса.

Дадим краткую характеристику каждому этапу петли качества.

1. Изучение рынка образовательных услуг. Маркетинг.

Основными задачами изучения рынка образовательных услуг дополнительного профессионального образования являются:

- поиски формирование «своего» потребителя,

- изучение и прогнозирование потребностей в подготовке специалистов соответствующих профилей,

- определение спектра целей обучения и перечня факторов, влияющих на принятие решения об обучении и на его ценность для слушателей,

- изучение степени удовлетворения образовательными услугами и др.

2. Проектирование процесса обучения. Проектирование процесса обучения подразумевает:

- составление учебных планов и программ, которые позволяли бы гибко реагировать на изменяющиеся запросы потребителей;

- выработку политики набора и отбора слушателей при формировании групп;

- разработку критериев отбора преподавателей для работы в конкетных группах;

- принятие принципиальных решений о возможном месте проведения занятий.

При этом единственной целью является создание учебного проекта, максимально удовлетворяющего запросы целевого потребителя.

В учебных планах закладывается системная логика изучения различных дисциплин и курсов. При этом подбор предметов должен обеспечивать основной курс теоретическими знаниями для более глубокого понимания проблемы и выработки навыков принятия решений. В подготовке учебных планов должны принимать участие и методисты, и преподаватели.

3. Обеспечение материально-технической базы.

Цель - обеспечение процесса обучения современными средствами обучения, а также комфортными и безопасными условиями. Многие слушатели опасаются, смогут ли они освоить большой объем нового материала. Эти страхи не беспочвенны, так как с возрастом происходят физиологические изменения, влияющие на память, скорость восприятия новой информации и т.п.

Для взрослых очень важно «не упасть лицом в грязь» перед другими слушателями, коллегами, преподавателями. Восприятию информации помогают различные технические средства, воздействуя не только на акустические, но и на визуальные каналы восприятия, при этом благодаря видео-аудиотехнике и компьютерным технологиям воздействие осуществляется и на эмоциональном уровне.

Материально-техническое обеспечение предполагает и наличие необходимой учебной литературы. Желательно также побеспокоится и о питании во время кофейных либо других пауз. Все это позволит создать комфортные условия обучения.

4. Подготовка учебного процесса

Если процесс проектирования - это стратегия, то подготовка учебного процесса - это тактические и оперативные действия, направленные на успешную реализацию основных принципов, заложенных при проектировании процесса обучения.

Подготовка включает:

- написание программ по всем предметам;

- разработку учебных материалов;

- составление удобного для слушателей графика работы, который предусматривает возможность обучения без отрыва от производства;

- подбор конкретных преподавателей для групп слушателей;

- формирование групп с учетом базовой подготовки профессиональной, социальной совместимости.

Чтобы учесть различный базовый уровень подготовки слушателей, желательно предусмотреть вариативность содержания программы.

Курс (дисциплина) должен быть обеспечен необходимыми методическими материалами и опорными конспектами лекций, тогда на обсуждение трудных вопросов будет оставаться больше времени. Эти материалы должны быть предоставлены до начала занятий. Содержание материалов структурируется под конкретную тему, проблему. Опыт привел к пониманию целесообразности изложения материала от общего к частному и обратно, от частного к общему, но с более глубокой и сложной аналитикой ситуации.

Необходимо предусмотреть удобный для слушателей график проведения занятий, например, возможность обучения без отрыва от производства. Опрос слушателей показал, что качество обучения ассоциируется с профессионализмом преподавателя. Работа с взрослыми предъявляет высокие требования к преподавателю:

- он должен быть профессионально компетентным специалистом в области маркетинга. Как правило, слушатель сравнивают свой профессиональный опыт с теми знания ми и навыками, которыми;

- обладать социальной компетентностью, то есть быть социально зрелой личностью, иметь навыки эффективной коммуникации, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов;

- быть хорошим методистом, опыт которого позволил: свободно применять различные методы обучения, ИМРП навыки в написании программ, методических материален и т.п., обладать высокой общей культурой, чувство такта.

5. Процесс обучения Ключевой этап, где преподаватель и слушатели непосредственно взаимодействуют друг с другом. Степень удовлетворенности этим процессом будет зависеть и от профессиональных качеств преподавателя и от результата осуществления предыдущих этапов «петли».

Взрослые не приемлют менторского тона, вот почему очень важно создать обстановку творчества и доверия. Этому способствует внедрение интерактивных методов обучения, и прежде всего, применение в учебном процессе практических ситуаций.

Во время группового обсуждения слушатели осваивают методы аргументации, убеждения, которые строятся на глубоком изучении теоретического материала. Возникает осознание необходимости научиться сначала понимать конкретную ситуацию и только потом предлагать варианты решения проблемы.

Интерактивное обучение позволяет сделать занятия интересными, дискуссионными. Это хороший стимул для изучения трудного материала и одновременно эффективный способ закрепления полученных знаний. Ответственность за качество на этом этапе петли лежит на всех участниках процесса обучения - и преподавателе, и слушателе.

6. Оценка (контроль) качества образовательного процесса Основные цели - обеспечение, управление и совершенствование образовательного процесса. Оценка качества должна носить комплексный, системный характер и охватывать такие объекты управления качеством, как слушатели, образовательный процесс и учебный центр.

По направленности оценка может быть внешняя, когда оценивается степень удовлетворения потребителя результатом (продвижение по службе и т.п.) и внутренняя, когда оценивается эффективность вложений средств в осуществление образовательного процесса. Для этого необходимо разработать процедуру внутреннего аудита.

Внутренний аудит позволяет определить соответствие действий, направленных на достижение качества, и их результатов плановым установкам, а также эффективность применения этих установок и пригодность их для достижения поставленных целей. Для проведения аудита необходимо сформулировать объективные критерии оценки и создать методики для их измерения. Внутренний аудит может проводиться сотрудниками учебного центра.

7. Трудоустройство выпускников и/или сервисное обслуживание.

Практически все работодатели испытывают недостаток в квалифицированных кадрах. Поэтому имидж учебного центра, дающего глубокие знания и практические навыки, позволит минимизировать усилия выпускников при трудоустройстве. Создание базы данных вакантных мест позволяет не только решить задачу трудоустройства выпускников, но и быть в курсе потребностей на рынке образовательных услуг.

В ситуации, когда обучение слушателей оплачивает конкретная фирма, помощь учебного центра может потребоваться и в дальнейшем, в приложении теоретических знаний к решению конкретных проблем предприятия. Такое сервисное обслуживание образовательной услуги резко повышает конкурентоспособность учебного центра.

8. Анализ реальных успехов выпускников

Позволяет принимать решения о направлении и содержании возможных изменений на каждом этапе петли качества. Таким образом, новый виток «петли» начинается с анализа существующего положения университета (достигнутых результатов с позиций объявленной политики качества) и прогноза развития спроса на образовательные услуги.

Итак, факторами, влияющими на качество образовательного процесса, являются не только личностные характеристики преподавателя и слушателя, но и качество выполнения всех видов деятельности на каждом этапе петли качества образовательного процесса. Поэтому обеспечение качества требует комплексного и системного подхода.

Из всего вышесказанного можно выделить специфику критериев оценки качества дополнительном профессиональном образовании.

Среди факторов учебного процесса, обусловливающих качество образования, получаемого обучающимся, можно выделить три основных:

- достоверность учебного материала (соответствие содержания учебного курса современным научным или общепринятым представлениям);

- доступность пониманию обучающегося (изложение материала в понятной форме);

- наличие учебной мотивации (потребности в получаемой учебной информации).

Все эти факторы действуют во всей сфере образования, как начального, так и высшего, но в сфере дополнительного профессионального образования, образования взрослых, они, в силу отмеченной приобретают особую остроту.

Так, достоверность материала в школе, и общеобразовательной, и высшей, обеспечивается правовым механизмом государственных образовательных стандартов. Образование образованных взрослых такого механизма не имеет, и вряд ли он возможен и даже необходим.

Далее. Доступность пониманию обучающегося в школе обеспечивается методической и дидактической подготовкой педагогов-профессионалов. Напротив, слабым местом системы повышения квалификации было и остается отсутствие педагогической подготовки у большинства ее преподавателей - недостаток, который дополнительное образование делит с системой высшего образования.

Наконец, учебная мотивация в школе является предметом постоянной заботы педагогов, решению ее служит система оценок, как средств поощрения и наказания, в результате чего интерес к знаниям часто подменяется желанием получить поощрение или стремлением избежать наказания. В образовании взрослых, напротив, именно потребность в определенных знаниях или информации является основным мотивом обучения, что обусловливает возможность принципиально иного отношения к учебному материалу.

Все это дает основания утверждать, что система дополнительного образования (образования образованных взрослых) предполагает и должна основываться на системе критериев оценки качества, отличной от оценки качества школы - общеобразовательной и высшей.

Главное отличие состоит в том, что в роли важнейшего субъекта оценки качества выступает сам обучающийся. Тогда как для школьника или студента образование выступает в значительной степени обязательным процессом, который необходимо завершить для получения сертификата (аттестата), взрослый обучающийся более заинтересован в знаниях и информации, необходимых ему для решения его жизненных проблем. Отсюда большая конкретность и направленность его образовательных потребностей. Рассмотрим теперь понятие «доступность образования».

Доступность образования понимают по-разному.

Во-первых, как возможность легкого понимания обучаемым предлагаемого материала, и такое понимание является одним из основных факторов качества образования.

Во-вторых, доступность - это возможность получения образования как можно большему числу людей.

Проблема доступности является для дополнительного профессионального образования не менее важной, особенно если решать ее в условиях современных социально-экономических преобразованиях общества. В настоящее время в дополнительном профессиональном образовании нуждаются следующие группы населения:

- учащиеся и студенты различных учебных заведений, менеджеры и руководители различных уровней; офицерский состав сокращающейся армии;

- уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;

- лица, желающие получить профессию или пройти переквалификацию; лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний;

- инвалиды, имеющие возможности по своим медицинским показаниям к обучению в сфере дополнительного профессионального образования.

На повышение доступности дополнительного профессионального образования влияют следующие факторы:

- свободное поступление на обучение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика «открытых дверей»);

- гибкое планирование обучения (свобода составления и редактирования учебных программ в соответствии с потребностями обучаемых).

- свободу в выборе времени, форме и уровне обучения (прием на обучение в течение всего года);

- возможность в выборе территориальных условий обучения, отсутствие ограничений по возрасту и социальному статусу, образовательные программы должны быть рассчитаны на определенный уровень подготовки;

- образовательные программы должны быть актуальными и перспективными в условиях развития современного общества.

 

АВТОР: Никифорова С.Ю.