18.06.2012 9525

Применение информационных технологий в подготовке студентов педагогических специальностей

 

С целью изучения уровня использования информационных технологий в экономике специалистами педагогического профиля, нами проведено анкетирование специалистов (директоров школ, работников народного образования, учителей).

В анкетировании участвовали специалисты с высшим образованием, как выпускники СГУ (Ставропольского государственного университета), так и других ВУЗов (Московский областной педагогический университет, Московский открытый социальный университет им. Шолохова, Ростовский педагогический университет и др.). Условием участия в анкетировании было наличие компьютера на рабочем месте, таким образом, анализ анкетирования достоверно отражает уровень использования информационных технологий. В анкетировании участвовало 41 педагогов, среди которых:

- Работников административных органов (А) - 6

- Директоров школ (Д) - 7

- Зав. учебной частью (3) - 7

- Учителей-предметников (У) - 21

Анализ анкетирования показал, что в качестве средств, используемых для реализации функций, не предусмотренных в профессиональных программах, применяются офисные программы Ms Word, Ms Excel (в основном на 1 уровне). В качестве других программных средств директорами школ названы редакторы Лексикон и Фотон (на этих рабочих местах используется морально устаревшие персональные компьютеры), а также табличный процессор Суперкалк.

Потребности в дополнительной обработке информации для получения экономических показателей испытывают многие специалисты педагогического профиля, деятельность которых связана с самостоятельным проведением экономического анализа деятельности учреждения, фирмы и т.п.

Следует отметить, что практически все возникающие в оперативном режиме потребности могут быть удовлетворены использованием имеющихся на рабочих местах специалистов программ (MS Excel, СУБД) при достаточно высоком качестве подготовки специалистов в области информационных технологий, позволяющем самостоятельно построить и произвести необходимую обработку данных.

Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, осознавая важность подготовки специалистов педагогического профиля в области информационных технологий, Государственными стандартами увеличивается объем учебного времени на подготовку специалистов в этой области, с другой стороны не всегда обеспечивает способность самостоятельного решения профессиональных задач специалистами на базе использования ИТ.

Поиску путей решения проблемы, обозначенной этим противоречием, посвящено данное исследование.

На современном этапе, учитывая столь бурную динамику развития информационных технологий, педагогам, преподавателям информатики необходимо решать задачи разработки методики преподавания спецкурса «Экономическая информатика», обеспечивающего подготовку специалистов в этой области с опережением, то есть достаточную для такой оценки обучения: «Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием способностей обучаемого к дальнейшему самостоятельному образованию». На II Международном конгрессе ЮНЕСКО, прошедшем в Москве 1-5 июля 1996 года, в национальном докладе Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» обозначено, что отличительными особенностями современной концепции преподавания информатики в учреждениях образования России являются:

- признание высокого развивающего потенциала информатики и придания ей статуса фундаментальной дисциплины;

- соответствующее современным воззрениям представление о структуре предметной области информатики;

- модульное представление изучаемой предметной области, в отличие от ранее используемого дисциплинарного;

- использование современных информационных технологий системного модульного формирования содержания подготовки, основанных на деятельном подходе и позволяющих, исходя из государственных образовательных стандартов, сформировать программу, ориентированную на подготовку специалиста конкретной области.

Концептуальная структура спецкурса «Экономическая информатика» представляется следующей:

Теоретическая информатика:

- информация как семантическое свойство материи;

- информация и эволюция в живой и неживой природе;

- начала общей теории информации. Методы измерения информации. Макро- и микроинформация;

- математические и информационные модели;

- теория алгоритмов;

- стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования;

- информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем;

- информационные системы искусственного интеллекта;

- методы представления знаний;

- познание и творчество как информационные процессы;

- теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

Информационные технологии:

- ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных;

- подготовки текстовых и графических документов, технической документации;

- интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов;

- защиты информации;

- программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).

Социальная информатика:

- информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

- информационное общество - закономерности и проблемы становление и развития. Информационная инфрастуктура общества, проблемы информационной безопасности;

- новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности.

Несмотря на очень молодой возраст информатики как науки, она, как никакая другая область знаний, характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений. Эти изменения базируются на высоких темпах развития технических устройств, средств вычислительной техники, развитии программного обеспечения, реализации новых подходов и концепций в области организации обработки информации. Кроме того, учитывая всепроникающий характер информационных процессов, влекущих за собой интеграцию знаний, идей, удается выделить лишь ее основные направления, но не определить ее границы. Уже сегодня рождаются новые концепции обработки информации, среди которых быстро лидируют CASE - технологии, сетевые технологии, гипертекстовые технологии моделирования, технологии моделирования информационных систем и др.

Увеличение объемов информации, связанной с развитием ИТ, ведет к естественному желанию при формировании содержания обучения включать как можно больше сведений этой области знаний, создавая иллюзию полноты и качества подготовки специалиста в области информационных технологий. На наш взгляд мерой качества подготовки специалиста в области ИТ может и должна быть способность специалиста педагогического профиля применять ИТ при решении различных экономических задач.

Современный уровень образования в нашей стране напрямую связан с включением в новые информационные технологии (НИТ), а информатизация образования является одним из важнейших направлений информатизации России. Н.В. Макарова определяет эту технологию (НИТ) следующим образом: «Новая информационная технология (НИТ) - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства».

Основными принципами новой (компьютерной) информационной технологии являются:

- интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

- интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

- гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

В настоящее время понимаются именно такие принципы работы при использовании компьютеров, поэтому слово «новая» не употребляется, но понимается под термином «информационная технология».

Знания и навыки, приобретаемые будущими специалистами при обучении в ВУЗе (в том числе и по информационным технологиям), в дальнейшем во многом определяют пути развития общества. «Целью информатизации образований является радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т.е. подготовка кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества».

Под качеством профессиональной подготовки специалиста, а тем более - образования, понимаются не только профессиональные знания, но и характер и уровень образования в целом, культура, навыки профессиональной деятельности, способность самостоятельно найти решение проблемы и многое другое.

Тем не менее, для осуществления профессиональной деятельности основной составляющей является определенный объем знаний, достаточный для понимания проблем и путей их практического решения. «Профессионализм деятельности начинается с определенного объема знаний. А объем знаний в первом приближении оценивается количеством учебных часов по всем видам учебной работы».

Содержание профессиональной подготовки означает конкретное наполнение объема знаний и структурное его построение. Отбор содержания тесным образом связан с тем, какую умственную деятельность мы хотим сформировать у обучающихся: исполнительную, репродуктивную или творческую.

Общим вопросам формирования содержания профессиональной подготовки специалистов посвятили свои исследования многие ученые (Л.H. Алексеева, С.И. Архангельский, Р.Э. Горбатова, С.М. Кальнин, Н.Д. Коваленко, Н.Н. Кочкин, М.Л. Куртанидзе, B.C. Леднев, А.С. Лесневский, В.В. Логинова, Ю.О. Овакимян, Н.В. Петухова, О.И. Полешук, Л.О. Романова, А. И. Слободянюк, A.M. Сохор, Л.Г. Семушина, Л.А. Серафимов, И.И. Сигов, Е.Э. Смирнова, Н.Ф. Талызина, О.Ф. Шихова, Г.П. Шишкин и др.), рассматривающие содержание и организацию учебного процесса в органическом единстве.

Так С. И. Архангельский считает, что, определяя содержание высшего образования, необходимо опираться на изучение главных направлений развития науки и техники, моделирование профилей специалистов по государственному заказу и состоянию научно - технического прогресса, установление максимальных критериев при определении объема и содержания предметов изучения, разработку оптимальной формы выражения содержания соответствующих областей образования, и отмечает три условия, необходимые для определения содержания:

- установление объема достаточно стабильных функциональных инструментальных знаний;

- выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки;

- предъявление определенных требований к уровню общего научного развития студентов.

Л. Н. Алексеева в исследованиях по формированию гибкого содержания образования и обучения отмечает: «Содержание образования - это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной трудовой, научной деятельности и жизнедеятельности вообще к моменту завершения обучения в... ВУЗе, выраженная в системе знаний, умений и навыков, сформированности личных качеств».

Эти требования задаются обществом, зависят от уровня его развития и изменяются с развитием науки, культуры, производства и общества». Таким образом, гибкое содержание образования должно оптимально отвечать общественным интересам, составлять условие общественного преобразования.

Общество нуждается в преобразовании, обновлении и дальнейшем развитии. Но это возможно лишь в том случае, если оно будет образованным. «...Суть нового этапа образовательной реформы состоит не только в продолжение начатого - предстоит создать условия, обеспечивающие непрерывное обновление системы образования в соответствии с происходящими в стране и мире переменами».

С.И. Архангельский указывает, что научный прогресс изменяет требования к содержанию и уровню знаний студентов, их творческому развитию, к надежности подготовки специалистов, к их умению совершенствовать те или иные области приложения научных знаний. Развитие высшей школы, в свою очередь, является одним из условий научно-технического прогресса, ибо подготовленные ею специалисты осуществляют дальнейшее развитие науки и техники. Поэтому, определяя содержание, необходимо «включать не только то, что входит в науку и практику сегодня, но и то, что будет в нее входить в предвиденном завтра, на основе главных идей и направлений ее развития».

Экс-министр общего и профессионального образования Российской Федерации В. Г. Кинелев в докладе на II Международном конгрессе «Образование и информатика» отмечал, что обращаясь к важности фундаментальности профессионального образования речь не должна идти об обеспечении овладения всеми знаниями, ибо в наш век их прирост и обновление приобрели такие быстрые темпы, которые при всем желании не могут позволить человеку их освоить, а об акцентировании внимания на освоении самых существенных, фундаментальных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, представленного миром космоса, миром человека и общества.

«Специфика этой системы образования, очевидно, должна проявляться в том, что она (образовательная система) должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном, самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека».

Подходы к формированию содержания учебной дисциплины базируются на рассмотрении содержания и организации учебного процесса в органическом единстве.

A.M. Сохор определяет содержание предмета «глобальной структурой» всего учебного материала, который увязывается взаимосвязями между отдельными понятиями (локальной структурой). A.M. Сохор понятие структуры определяет как общенаучную категорию, имеющую философское значение и отмечает полезность использования этой категории в дидактике, указывая, что учить структуре знаний - значит учить взаимосвязи вещей. В качестве основных элементов учебного материала A.M. Сохор выделяет понятия, суждения. Каждое понятие находится в известном отношении со всеми остальными понятиями. Эти связи определяют логическую структуру учебного материала, «поскольку, изучая логическую структуру учебного материала, мы всякий раз встречаемся с определенным количеством элементов структуры (суждений, понятий) и связей между ними, такое исследование необходимо должно привести к осуществлению единства количественного и качественного анализа, ни к какому из которых в отдельности структурный анализ не сводится. Предсказываемое диалектикой достижение этого единства - одна из важных целей каждой науки, и дидактика не может составить здесь исключение».

Основу требований к содержанию учебных дисциплин составляют принципы обучения в высшей школе. С. И. Архангельский отмечает: «Учебный процесс высшей школы, его состояние, историческое и предвидимое развитие показывают, что в содержании исходных аксиоматических принципов обучения отражаются необходимые и важные для теории обучения содержательные свойства: обобщение практики, критерия оценки и анализа, пути предвидения и развития системы обучения. Принципы обучения являются необходимыми средствами в проведении организации, управления, в построении и функционировании системы учебного процесса и ее компонентов».

К информационным технологиям в полной мере относятся выводы С.И. Архангельского, что каждый учебный предмет в высшей школе имеет двустороннюю значимость – внутри содержательную и прикладную, распространяемую на другие виды обучения и практику и соединение двух начал: научного и учебного.

Научное начало в содержании обучения составляет основу формирования специалиста, отражает процесс развития науки и ее приложенности.

Учебное начало в определении содержания обучения обуславливает все то, что формирует систему знаний, пути и методы их усвоения.

В настоящее время сложились следующие требования к содержанию обучения:

- научность обучения, состоящая в соответствии обучения передовым достижениям современной науки;

- системность, обеспечивающая взаимосвязанное представление всех учебных сведений в педагогически обоснованную систему, соответствующую целям обучения;

- дидактическая трансформация научной информации в содержание обучения. Это требование обуславливает включение в содержание обучения специалистов основных, главных идей, методов и принципов соответствующих областей знаний. Чрезмерная детализация научных положений в содержании обучения современной теорией обучения в высшей школе считается излишней;

- ориентация содержания обучения на профиль подготавливаемого специалиста, то есть исключение избыточных сведений в содержании обучения, но не в ущерб полноте и качеству профессиональных знаний;

- соответствие содержания обучения прогностическим функциям, означающее, что программы подготовки специалистов в ВУЗе должны содержать сведения о направлениях развития науки в соответствующих областях знаний.

К этим требованиям Г. И. Щукина добавляет еще и такие требования к овладению знаний, как «полнота знаний, предназначенных для освоения учащимися, чтобы из логики науки не выпадали звенья, важные для понимания опорных идей, существенных причинно - следственных связей; осознанность знаний, стремление учителя к развитию мысли учащихся, к постоянным их самостоятельным поискам овладения знаниями; действенность знаний, умение оперировать ими, мобилизовать прежние знания для получения новых». Эти требования чрезвычайно важны при освоении информационных технологий.

Приняв за основу подходы к формированию содержания профессиональной подготовки, научно обоснованные в трудах Л.H. Алексеевой, С.И. Архангельского, Л.Г. Семушиной, Г.И. Щукиной и других исследователей, мы содержание дисциплины «Экономическая информатика» строили с учетом требований к уровню знаний и умений специалиста педагогического профиля, сформулированных в Государственном стандарте. Реализацию этих требований, на наш взгляд, может обеспечить ориентация на следующие принципы при построении содержания дисциплины:

- принцип профессиональной направленности, состоящий в том, что при формировании содержания дисциплины необходимо ориентироваться на будущую профессиональную деятельность студента и обеспечить соответствие этой деятельности содержания обучения. Профессиональная направленность формирования содержания определяет круг знаний по данной дисциплине и умений, востребуемых в будущей профессиональной деятельности;

- принцип меж предметных связей, способствующий целостному восприятию системы знаний, формированию профессионального типа мышления за счет комбинирования знаний, интеллектуальному обогащению в процессе обучения;

- принцип гуманизации, означающий обращение к внутреннему миру обучаемого в процессе обучения: заинтересованность в успехе, эмоциональная вовлеченность, удовлетворение процессом познания и т.п.;

- принцип креативности, предполагающий вариативность содержания, в результате которой студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора вариантов мыслительной деятельности и подходов к решению задач, определению собственного обоснованного способа правильного решения задачи.

Анализ исследований применения информационных технологий в образовании позволяет выделить следующие направления информатизации образования:

- компьютерное обучение, базирующееся на применении технических и программных средств, обеспечивающих информатизацию образования. Концепция информатизации образования, определяющая информатизацию образования как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества, предусматривает активное освоение и фрагментарное внедрение средств новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины и на этой основе - массовое освоение педагогами новых методов и организационных форм учебной работы;

- освоение базовых понятий и технологий обработки информации без ориентации на конкретную предметную область;

- профессионально ориентированное применение информационных технологий;

- совершенствование управления учебным процессом, включая его планирование, организацию, контроль и т.п.

Каждому из направлений посвящено значительное количество исследований. Так, первое направление в различных аспектах его реализации и приложений отражено в исследованиях Ю.С.Брановского, А.П. Ершова, В.В. Давыдова, В.А. Извозчикова, З.Ф. Мазура, Е.Н. Машбица, И.В. Роберта, В.В. Рубцова, Е.Ю. Семеновой, Ю.М. Цевенкова и многих других ученых.

Четвертому направлению посвящены исследования А.П. Верхолы, С.Н. Кальнина, Н.Н. Кочкина, M.Л. Куртанидзе, О.Ф. Шиховой и др.

Интересы нашего исследования направляют нас к анализу второго и третьего направлений информатизации образования (освоение базовых понятий ИТ и профессиональная ориентация их применения).

Методика преподавания информационных технологий и информатики, одной из целей изучения которой является овладение основами информационных технологий, тесно связаны в обозначенной части. Кроме того, курс информатики является базой, на которой строится курс «Экономическая информатика», и вопросы методики построения и преподавания этих дисциплин во многом согласуются.

Основные направления исследовательской деятельности, связанной с изучением и применением современных информационных технологий, отражают приложение исследования:

- к формированию требований содержания, подходам к отбору содержания;

- к реализации этого содержания, то есть вариантам преподавания дисциплины (организации и методики).

Анализ исследований в области методики обучения информационным технологиям показывает, что методика обучения и формирование содержания обучения во многих исследованиях неразрывно связаны и рассматриваются в единстве целей и задач.

Значительное число исследовательских работ за последнее время посвящено методам формирования содержания профессионального образования и его реализации (Л. Н. Алексеева, Л.Г. Семушина, С. М. Кальнин, Н. Д. Коваленко, Н. Н. Кочкин, М.Л. Куртанидзе, В. В. Логинова, Ю. О. Овакимян, Н. В. Петухова, О. И. Полещук, А. Слободянюк, А. М. Сохор, О. Ф. Шихова и др.).

Подавляющее большинство исследований первого и второго направлений ориентировано на проблемы подготовки школьников в области информационных технологий (Е. А. Васенина, А. Г. Гейн, В.Г. Житомирский, А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, Е. А. Кашина, Т. А. Кувалдина, С. Лесневский, Н. В. Матвеева, Е. А. Ракитина, Н. В. Ходякова, Г. И. Щукина и др.), иногда профильной (И. И. Данилина), либо учителей информатики в педагогических ВУЗах (М. М. Абдуразаков, Ю. С. Брановский, С. А. Зайцева, Л. Л. Каймина, В. А. Ковтун, Д. А. Колесов, Л. Ю. Кравченко, Г. Н. Некрасова, А. А. Патокин, К. А. Раджапов, Ю. М. Сеничева, Г. П. Шишкин и др.).

Передовые идеи и методы обучения информационным технологиям, в определенной мере, могут быть полезны и в высшей школе при подготовке специалистов, но специфика организации обучения в высшей школе и реализация задач, стоящих перед высшей школой, готовящей специалистов различных профилей, требуют поиска подходов как к формированию содержания в области информационных технологий, так и к формам и методам реализации этого содержания.

Профессиональная ориентация определения содержания дисциплин «информатика», «информационные технологии», сводится, как правило, к применению информационных технологий для решения задач, относящихся к предметной области будущего специалиста (исследования А. А. Матвеевой, Л Ю. Монаховой, Л. В. Певзнер, А. В. Смирнова, С. В. Суматохина, И. В. Шевченко и др.). В подходе к формированию общего содержания образования профессиональная ориентация нашла свое отражение в многочисленных разработках профессиональных моделей специалистов, выразившихся в идеологии действующих образовательных стандартов.

В методике обучения информационным технологиям в настоящее время реализуется множество подходов в зависимости от целей и задач обучения. Главное направление этих подходов - системность, определяющая единую суть этих подходов, имеющих часто различные названия (системный, модульный и др.).

Характерные черты модульного подхода и возможности его реализации в курсе информатики широко обсуждаются в педагогической среде. Так М. Б. Лебедева и Е. И. Соколова, рассматривая проблемы, связанные с методикой применения учебных элементов в курсе информатики, технология создания которых основана на модульном подходе, в качестве преимуществ использования учебных элементов отмечают возможность эффективной реализации следующих принципов:

- индивидуализации работы обучающихся;

- гибкой организации учебного процесса;

- постоянной обратной связи в ходе обучения;

- интенсификации учебной деятельности.

Авторы отмечают образовательную подготовку студентов как наиболее оптимальную (в сравнении с другими категориями обучаемых) для успешной работы с учебными элементами (блоками).

Модульный подход при построении курса информатики предлагает использовать Л. Л. Каймина. Основываясь на том, что содержательный и структурный аспекты в минимальном объеме определены нормативными документами, исследователь определяет требования к знаниям и умениям в области информатики, позволяющие строить таблицы компонентов образовательного минимума и обязательного минимума содержания и на их основе построить модульную интегративную методическую систему в курсе информатики, выделяя крупные блоки учебного содержания.

Вся система образования, претерпевая коренные изменения, сопровождаемые сменой подходов к обучению, выдвигает информатику как дисциплину на роль системообразующей, располагающей эффективными методами познания действительности, формирующей системно-информационный подход к анализу окружающего мира.

Не случайно, что и в подходах к содержанию, формам и методам изучения информатики, информационных технологий, преобладают системные методы, ибо сама педагогическая наука, как отмечалось, базируется на принципах системного подхода.

Обобщая подходы и взгляды на систему, приведем определения понятия системы и связанных с ней понятий: модели, структуры.

Система - это сложный объект, представляющий собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в некоторую структуру.

Структура - это способ объединения элементов, составляющих единый, сложный объект.

Вся организация системы: составляющие ее элементы, структура имеют определенную целесообразность, подчинены назначению этой системы. Существуют естественные, созданные природой системы и искусственные, созданные человеком, для которых характерны материальные и информационные связи.

Сущность системного подхода в профессиональной деятельности может быть выражена следующим: «Необходимо учитывать все существенные системные связи того объекта, с которым работаешь».

Примером искусственной системы является модель, представляющая собой некоторое упрощенное подобие реального объекта, воспроизводящая интересующие нас свойства и характеристики оригинала, обеспечивающая удобства работы с ней: наглядность, доступность и легкость оперирования, дешевизну. Задача всякой науки - найти систему в тех объектах и процессах, которые она изучает, поскольку и сама наука в целом представляет собой систему знаний людей о природе и обществе. Наши знания о реальном мире - это система информационных моделей.

«Построение знаковых систем, схематизация конкретных объектов путем выделения их свойств, атрибутов и отношений, построение моделей, дедукция, редукция и рекурсивное мышление, выделение и поддержание уровней абстракции, прогнозирование поведения, анализ законов, установлений и правил, наконец, конструирование огромного количества алгоритмов и их оценка - все это становится оружием современного интеллекта, каркасом информационной культуры».

Системный подход в формировании содержания дисциплин вообще и курсов информатики, в частности, используют Ю.С. Брановский, М.М. Буняев, Л.Л. Каймина, Н.Д. Коваленко, Т.А. Кувалдина, Л.Ю. Монахова, A.M. Сохор, И.Г. Фомичева и др.

Отражением процесса становления «информационных наук» является обращение современных исследователей к вопросам установления перечня понятий и терминов, используемых в информатике и информационных технологиях, установлению отношений между понятиями, и в этих исследованиях системный подход способствует формированию тезауруса дисциплин, появлению тезаурусных методов моделирования содержания курсов информатики.

Так, Т. А. Кувалдина, построение модели содержания информатики (на примере школьного курса) проводит на основе применения тезаурусного метода и сетевого моделирования. Эта модель отражает знания по информатике выпускника общеобразовательной школы. Отмечая, что проблема отбора содержания была и остается одной из основных проблем теории и практики обучения, автор указывает, что учебные программы должны строиться на единой научно - методической основе, отвечающей современной концепции общего образования, особенно подчеркивая актуальность этой проблемы в преподавании информатики.

Множественность вариантов преподавания информатики и информационных технологий в настоящее время способствуют процессам проектирования и реализации курсов, в которых вырабатывается язык информатики, выявляются основные понятия курса, определяются содержание и структура обучения. В связи с введением общеобразовательного стандарта обучения информатике (1995), а также большим количеством учебных и методических пособий проблема отбора содержания обучения представляет собой достаточно сложную и, несомненно, актуальную проблему для преподавателей информатики. Одним из ключевых вопросов при решении этой проблемы является систематизация основных понятий информатики, являющаяся основой моделирования содержания курса обучения.

При моделировании содержания учебных курсов системный подход отражается в применении различных методов. Используя метод сетевого моделирования на основе сетей Петри, и сочетая его с тезаурусным методом, Т. А. Кувалдина эффективно разрабатывает концептуальную модель базы знаний учебного предмета и отмечает, что применение тезаурусного метода дает возможность представить совокупность основных понятий в виде системы - взаимосвязанного описания отношений между понятиями - и является основой анализа полноты определения понятий, или «глубины» модели знаний.

Сетевое моделирование обеспечивает представление системы понятий в виде модели с реализацией принципа разделения целей, то есть концептуальной модели знаний. Методика отбора понятий для построения модели знаний дает возможность эффективного определения состава и структуры понятий, выявления связей между ними. Формально - логические схемы, или модели структуры понятий, использованные в разработанной методике, представляют собой эффективное методическое средство анализа понятийной структуры и систематизации понятий.

Тезаурусный метод (по сути являющийся системным) для отражения объема содержания применяет и Л. Ю. Монахова в исследовании возможностей информационных технологий применительно к педагогической информационной среде формировать у студентов личный тезаурус. Исследователь вводит понятие тезаумента: «Тезаумент - отражение в сознании индивидуума предназначенного ему личностного тезауруса, составляющее на данный момент запас активно используемых знаний, умений и навыков в соответствующей предметной области». Главную задачу образования Л. Ю. Монахова видит в формировании тезаумента обучающегося, адекватно соответствующего научному тезаурусу и дает следующие определения: «Научный тезаурус - синтаксически детерминированный открытый информационный базис научной предметной области, семантически структурированный в соответствии с имеющимися на данный момент специфическими для нее отношениями.

Личностный тезаурус - логически замкнутое подмножество соответствующего научного тезауруса, предназначенное для усвоения индивидуумом с целью его успешного ориентирования и функционирования в рассматриваемой предметной области.

Системный подход к структуре и содержанию процесса обучения информатике применяет Е. А. Кашина, утверждающая, что познание наиболее полно реализуется в современных модификациях традиционного метода моделей.

Метод моделей позволяет построить график задач интегрированного курса информатики, выделяя задачи:

- мировоззренческие;

- методологические;

- прикладные.

Детализируя содержание каждого вида задач, можно показать их взаимосвязь в общей структуре задач, отражающей модель содержания и реализующей следующие дидактические принципы:

- принцип системности;

- принцип активности (самостоятельности);

- принцип поэтапного преодоления трудностей (доступности);

- принцип связи теории с практикой.

Данный подход предусматривает научение таким приемам умственной деятельности, как:

- поиск закономерностей;

- мышление по аналогии;

- поиск иерархической зависимости между объектами и понятиями (классификация);

- сравнение;

- нахождение общего;

- выделение частного;

- построение логических умозаключений.

Владение этими качествами особенно важно в применении информационных технологий, поскольку «...развитой ум всегда сможет впоследствии приобрести те сведения, которые ему в жизни понадобятся, и предусмотреть которые не в состоянии никакое преподавание. Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть».

Качество подготовки специалиста стоит в прямой зависимости от оптимальности содержания обучения, организации учебного процесса, форм и методов проведения учебных занятий. Термин «содержание обучения» объединяет два понятия: «содержание» и «обучение», неразрывная связь которых прослеживается во многих научных источниках.

Закономерности обучения, как отмечается во многих педагогических трудах - это стойкие педагогические явления, которые базируются на повторяемости факторов, обучающих действий и являются теоретической основой принципов обучения. Причем под принципами обучения понимаются руководящие положения, определяющие ход преподавания и обучения в соответствии с целями воспитания и образования, а также с закономерностями процесса усвоения знаний, навыков и умений. Реализуя обучение, направленное на достижение тех или иных целей, педагогическая наука обогатилась многими научными подходами и методами, представленными фундаментальными психолого-педагогическими концепциями:

- теория систем и программированного обучения (В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина);

- теория развивающего обучения (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов);

- теория проблемного обучения (М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и др.);

- теория информационного обучения (Ю.С.Брановский, А. Я. Савельев, О. П. Околелов);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

- теория активизации обучения (А. А. Вербицкий, Г. И. Щукина, Н. М. Зверева);

- теория познавательного интереса (В. В. Давыдов);

- теория содержательного обобщения (Д. Б. Эльконин).

Проектируя учебные занятия через содержание обучения, организацию учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий, системный подход позволяет оптимально учесть все необходимые и принципиально значимые компоненты.

Так 3. Ф. Мазур, используя системный подход на примере морфологического анализа и синтеза, представляет разработку автоматизированной системы проектирования учебных занятий, суть которого сводится к следующему. Поскольку педагогическая наука обладает большим количеством методик и подходов к организации и проведению учебных занятий, а возможности конкретного педагога ограничены, исследователь предлагает построение автоматизированной системы проектирования учебных занятий.

«Оптимизация проектирования является многофакторной задачей, математическая модель которой может быть выражена следующей формулой успеха обучения: U = f (C,О,M,F,S,UО,UU,PU,MS,LU,PF) где С - цели обучения; О - содержание образования; М - методы обучения; F- организационные формы обучения; S - средства обучения; UO - условия обучения; UU - уровень усвоения; PU -профессионализм преподавателя; MS - мотивационная среда учащихся; LU - личные качества учителя; PF - психолого-физиологические особенности учащихся».

В современных исследованиях моделирование (содержания обучения, форм обучения, форм обучения и т. п.) занимает одно из центральных мест. Многие ученые отмечают, что познание наиболее полно реализуется в современных модификациях традиционного метода моделей и новых форм моделирования с применением элементов системного анализа.

Анализируя содержание спецкурса «Экономическая информатика» с точки зрения профессиональной направленности можно отметить, что базируются он на стандартном наборе применяемых программных средств (MS Windows, MS Word, MS Excel, СУБД и др.), и ориентирован на методику обучения решению некоторых задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В зависимости от видов будущей профессиональной деятельности формируются задачи и содержание спецкурса.

Исследование методических основ разработки и проведения спецкурса «Экономическая информатика» определяет цели, задачи, содержание и структуру спецкурса в системе профессиональной подготовки студентов пед. ВУЗов.

Методика спецкурса ориентирована на задачи современного пользователя компьютерными технологиями:

- знакомство с современными информационными технологиями;

- приобщение студентов к новой технологической культуре;

- повышение мастерства и интереса к будущей профессии;

- повышение уровня информационной культуры будущего педагога;

- освоение методики применения комплекса технического и программного обеспечения.

Исследование И. И. Данилиной вопросов профильной дифференциаций обучения информатике, позволили ученому утверждать, что при конструировании любого содержания любой учебной дисциплины можно выделить три аспекта:

- адекватное отражение научной области в учебном предмете;

- обеспечение усвоения материала через деятельность учащихся;

- конструктивная проверяемость уровня и качества усвоения изучаемого материала.

Раскрывая сущность аспектов, И. И. Данилина отмечает: «Первый из них задает содержание предмета «в начальном приближении» и позволяет оценить, в какой мере система знаний, представленных в учебном предмете, соотносится с научным знанием в данной области. В свою очередь два других аспекта необходимо рассматривать как теоретическую основу для создания системы ограничений, направляющих процесс отбора содержания. Модель содержания «в начальном приближении» фактически определяется ее ядром, которое задается системой базовых понятий и их развертыванием в содержательных линиях.

Основные, содержательные линии курса информатики, раскрывающие последовательность формирования и развития его основных понятий, впервые выделены в 1988г. А.А. Кузнецовым и получили дальнейшее развитие в работах А.Г. Гейна, А.И. Сенокосова и В.Ф. Шолоховича.

Конструирование обучения профильному курсу информатики должно базироваться на инвариантных, относительно профиля обучения, содержательных линиях. Моделирование содержания профильного курса исследователями проводится на базе школьного курса информатики. В качестве профилей выделяются направления: экологическое (в задачах природопользования), гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое и программистское направления. За основу курса любого профиля принимается набор базовых понятий (таких как «информация», «модель», «алгоритм», «язык», «классификация» и т. д.), присутствующих в курсе информатики любого профиля, выделяя в качестве центрального какое-либо одно (в зависимости от профиля), при этом содержание курса развертывается через взаимодействие понятий, порождающее вторичные понятия предмета информатики. Таким образом, в качестве основы конструирования профильного курса информатики принят метод использования задач профильной направленности. Такой подход, на наш взгляд, был бы более качественным при проведении анализа средств (технических и программных), обеспечивающих наиболее эффективную реализацию содержания курса.

Аналогичный подход в формировании содержания профессионально ориентированного (на подготовку учителя физической культуры) курса информатики применяет в своем исследовании В. А. Ковтун. Автор отмечает, что особенностью современного этапа развития информатики как учебной дисциплины является прикладная направленность, требующая периодических изменений содержания предмета, условий выполнения практических заданий, что развитие программного обеспечения ПЭВМ требует корректировки учебных планов, разработки дидактических заданий.

По мере развития прикладного программно-методического обеспечения, внедрения новых информационных технологий изменяется соотношение целей и содержания изучения предмета и В. А. Ковтун выделяет два уровня подготовки:

- компьютерная грамотность;

- информационная культура.

Профессионально ориентированный курс исследователь строит на основе использования СУБД, определяя следующие учебные задачи:

- овладение технологией создания БД;

- овладение технологией использования БД.

Приложением использования СУБД предлагается построение многоуровневой информационной системы, представляющей собой каталожную систему представления библиотечной информации по физической культуре (профессиональный компонент).

В настоящее время педагоги, методисты, психологи уделяют огромное внимание меж предметным связям ВУЗовских дисциплин, составляющим одну из актуальных проблем педагогики. Установлению меж предметных связей при формировании содержания обучения посвятили свои работы А.А. Богданов, В.В. Взятышев, И.Д. Зверев, Б.М. Кедров, В. В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, A.M. Сохор, А.И. Суббетто, А.Д. Урсул, В.Е. Шукшунов и др.

Весь объем учебного материала высшего образования успешно может быть освоен студентами только в системном единстве, больше с помощью логики мышления, чем с помощью памяти, сознательно, творчески, а не механически, обобщенно, а не фрагментарно. Усвоение знаний в одной области требует использования сведении из других областей, базируется на всей системе понятий, определяющих совокупность знаний, умений и навыков. Конструирование курса обучения информационным технологиям в экономике должно предусматривать требование именно такого подхода к усвоению знаний и умений, обеспечивающего необходимость построения цепочки связей теорий, понятий, усвоенных в разных учебных дисциплинах для восприятия логически связанной системы знаний и формирования глубоких и прочных знаний в профессионально ориентированном курсе.

Анализ различных литературных источников позволяет сделать вывод, что системный подход стал с середины XX века общенаучным методом решения теоретических и практических проблем, в том числе, с 70-х годов (Ф.Ф. Королев, М.А. Данилов и В.М. Малинин), и в педагогических исследованиях, особенно в приложении к проблемам формирования содержания, построения и анализа педагогических систем.

Основой, формирующей содержание учебных курсов, является представление об его целях и задачах. Так, одним будет содержание, если ставить целью обучения курса овладение обучаемыми работы с готовыми программами, другим - если целью является обучение программированию, третьим - если в качестве цели выбрать овладение обучаемыми фундаментальной теории информатики и т.д.

Наше исследование привело к формированию следующих целей формирования содержания подготовки специалистов педагогического профиля в области информационных технологий:

- главным фактором, определяющим содержание подготовки в области экономической информатики считать профессиональную его направленность;

- содержание подготовки должно обеспечить приобретение будущими специалистами знаний в области экономической информатики и навыков их применения, достаточных для самостоятельного решения профессиональных задач, требующих построения обработки информации с использованием ИТ;

- содержание должно способствовать формированию у студента целостного восприятия системы знаний, используемых в конкретной области его будущей профессиональной деятельности за счет комбинирования этими знаниями в осуществлении меж предметных связей при решении профессиональных задач.

Новые потребности экономической практики обуславливают рождение новых технологий в обучении будущих педагогов. Информационный бум, формирование рыночных отношений, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению жизненно важных вопросов, способности быстро ликвидировать пробелы в знаниях, равно как и использовать полученные знания в решении новых, диктуемых жизнью задач. Для этих целей в ВУЗах создаются новые условия: в образовательных стандартах увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов, введены элективные курсы по выбору студентов, разрабатываются и реализуются новые формы учебных занятий.

Применение компьютерных технологий при изучении дисциплин профессиональных блоков (к ним относятся: блок общепрофессиональных дисциплин, блок специальных дисциплин и блок дисциплин специализации) имеет значение, переоценить которое чрезвычайно трудно.

Естественно, компьютерные технологии изменяют существующую традиционную технологию обучения и требуют серьезной методической проработки их использования.

Технология обучения представляет собой совокупность методов и средств предъявления учебной информации, а также способов воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств. Сам термин «технология обучения» появился параллельно с бурным развитием и применением вычислительной техники в учебном процессе, объединив в единое такие понятия как формы, методы и средства обучения, обеспечивающие наиболее эффективное достижение поставленных целей, то есть способ реализации содержания обучения. Процесс обучения является процессом информационным, включающим все виды основных информационных операций: передача и получение знаний (информации), переработка (накопление, систематизация знаний), выдача «результата» (результат приложения знаний к решению конкретных профессиональных задач). В силу такого взгляда на образование на современном этапе все чаще делаются попытки проектирования образовательного процесса (технологии обучения) по законам и правилам построения информационных систем с применением современных информационных технологий.

В настоящее время появились новые технические средства и педагогические возможности, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса, если учебное заведение в состоянии нести соответствующие финансовые затраты. Активное применение современных информационных технологий в сфере образования должно занимать сегодня центральное место и быть весомым элементом в определении качества подготовки специалиста. «В конечном счете все достижения в области применения информационных технологий в сфере образования, создание сетей телекоммуникаций и поддержка информационных потоков в них, создание и сопровождение банков данных и баз знаний, экспертных систем и других видов ИТ должны служить одной цели - разработке методологической основы применения информационных технологий в процессе образования и обучения. По существу в настоящее время общество стоит перед задачей - научиться правильно, оптимально и безвредно применять компьютер во всей системе образования в целом».

При подготовке студентов педагогического профиля к будущей профессиональной деятельности помимо стандартного набора программных пакетов (MS Windows, Turbo Pascal, MS Excel, MS Word, FoxPro и т.п.), желательно знакомить студентов с профессиональными системами - лидерами на рынке программных продуктов, например, «Консультант Плюс» 1С Бухгалтерия», MS Outlook, MS FrontPage, MS Project Expert, MS PowerPoint. Но еще более важно, на наш взгляд, обеспечить применение информационных технологий в освоении профессиональных технологий.

При изучении спецкурса «Экономическая информатика» на современном этапе необходимо учить будущих специалистов пользоваться современным инструментом обработки и анализа информационных потоков, поскольку в условиях жесткой конкуренции, экономические решения должны приниматься на основе тщательного анализа имеющейся информации, быть обоснованными и доказуемыми. Например, для принятия решения о вложении денег в некоторый проект, нельзя полагаться на чье-то представление об его выгодности. Здесь потребуется тщательный расчет, связанный с прогнозами состояния рынка и рентабельности вложений, оценками возможных рисков и их последствий и т.д.

Для решения задач, связанных с анализом данных, математиками и экономистами выработан мощный и гибкий арсенал методов, называемых в совокупности прикладной статистикой или анализом данных. Эти методы позволяют выявлять закономерности на фоне случайностей, делать обоснованные выводы и прогнозы, давать оценки вероятностей их выполнения. Использование персональных компьютеров позволяет более широко применять эти методы, а соответствующие программные пакеты сделали методы анализа данных более доступными и наглядными: теперь не требуется выполнять трудоемкие расчеты по сложным формулам вручную, строить таблицы и графики - вся эта работа выполняется автоматически, и специалисту в определенной предметной области остается, главным образом, творческая работа: постановка задач, выбор методов их решения и интерпретация результатов. Безусловно, использование методов анализа данных должно из сферы только научных исследований перейти в повседневное. За последние годы количество информации, которую надо использовать для управления, возросло настолько, что любой руководитель без поддержки технических средств хранения и обработки информации не может держать в своем сознании все имеющиеся у него ресурсы, связи и ограничения, обоснованно выбрать критерий оптимальности и принять наилучшее решение. Именно в процессе учебы закладываются механизмы мышления, связанные с постановкой цели и выработкой концепции ее достижения, аналитическими навыками. И здесь без применения компьютеров, информационных технологий как инструмента применения математических методов управления, невозможно подготовить специалиста, отвечающего современному уровню требований. Научно обоснованные методы управления - это не простой расчет по точным формулам и хорошо известным методикам, как в применении математических методов к объектам, описываемым детерминированными законами. В сфере управления большинство законов проявляется статистически, то есть расчетные значения оказываются верными не в каждом отдельном случае, а только в среднем, при многократном повторении с одними и теми же исходными данными. Более того, математические выражения, которые используются для выполнения расчетов при решении задач управления, - это не точные формулы, а математические модели, отражающие исследуемые явления лишь приближенно с какой-то точностью и достоверностью (надежностью). Полученным результатам нельзя верить безоговорочно, так как математическая модель, даже очень удачная и точная для каких-то определенных условий, оказывается непригодной для других, изменившихся условий. Характерные примеры часто дают расчеты прогнозирования. Однако это говорит не о том, что математические методы управления являются плохими, а о том, что они требуют внимательного и критического подхода на каждом шагу. Требуется постоянная проверка соответствия результатов, полученных с помощью модели, уже известным сведениям о моделируемом процессе, а также соответствия «здравому смыслу», чтобы не возникало противоречий. Более достоверное решение может быть принято на основе анализа различных тактических схем, исследовании ряда конструктивных вариантов, опробовании нескольких исходных данных и математических моделей, что может быть достигнуто только с использованием компьютерных технологий.

В настоящее время в ВУЗах применение необходимых в обучении студентов педагогического профиля программ составляет проблему по следующим причинам:

- финансовые трудности, испытываемые учебными заведениями, на фоне которых ВУЗы не могут позволить себе приобрести весь комплекс необходимых программных средств для обеспечения применения информационных технологий в рамках дисциплин «Информатика» и «Экономика».

- с бурным развитием в области информационных технологий и подходов к экономическим вопросам многие профессионально

- ориентированные программы требуют замены для обеспечения соответствия современным требованиям;

- трудности в овладении преподавателями экономических дисциплин соответствующими информационными технологиями, создающее препятствие для овладения ими студентов: студенты получают традиционные теоретические знания в экономике с практикой применения математического аппарата, дающего возможность ознакомиться с соответствующим методом, но не реально анализировать экономические модели;

- сложности организации учебного процесса с эпизодическим использованием компьютерных лабораторий по причине плотной занятости аудиторного фонда.

Эти причины обусловливают нередко отсутствие применения вычислительной техники в рамках учебного процесса при изучении «Экономической информатики». Подтверждение этому мы находим у 3. Н. Асфяндяровой: «Все большее распространение в различных областях человеческой деятельности получают компьютерные системы принятия решений... при решении ряда задач возникает ситуация, когда или отсутствуют необходимые источники информации, или существующие средства измерения не обеспечивают получение требуемой информации одновременно с процессом, или в наличии имеется лишь качественная информация об объекте управления. В таких ситуациях необходимо иметь информационные технологии, которые позволяют на основе компьютерной обработки качественной и нечеткой информации об объекте и целях управления получать необходимую информацию».

На отсутствие использования компьютерных технологий при изучении профессиональных дисциплин указывают и результаты анкетирования студентов педагогических специальностей.

Анкетирование студентов педагогического профиля проведено среди студентов пятых курсов СГУ специальностей 011600 «Биология», 011000 «Химия». Цель анкетирования - изучение уровня использования компьютерных технологий в учебном процессе (самооценка студентов). В анкету включены дисциплины общепрофессиональные, специальные, дисциплины специализации и четыре уровня оценки использования ЭВМ в учебном процессе. Кроме того, включена оценка собственной инициативы использования ЭВМ.

Анализ анкетирования показывает, что изучение практически ни одной дисциплины не сопровождается использованием ЭВМ, соответствующего программного обеспечения, аппарата современных информационных технологий. Результат анализа является достоверным, поскольку анкетирование проводилось в конце последнего учебного семестра, и не оставляет надежды на то, что какая - либо дисциплина будет построена на базе использования компьютерных технологий.

Опрос преподавателей, ведущих соответствующие дисциплины, проведенный параллельно с анкетированием студентов, подтвердил, что применение компьютеров при изучении «Экономики» и «Информатики» осуществляется лишь по собственной инициативе студентов, и, как выяснилось в беседах со студентами, лишь для набора и оформления текстов курсовых и др. работ в рамках обозначенных дисциплин. С другой стороны, никто из преподавателей не оспаривает необходимость и важность компьютерного сопровождения изучения профессиональных дисциплин.

З.Н. Асфяндярова отмечает программный пакет Microsoft Excel (табличный процессор) как мощный профессиональный пакет с огромными возможностями, многообразие которых позволяет использовать Excel в принятии деловых решений, а также для выполнения экономических расчетов. «Электронные таблицы являются инструментами, используемыми по определенным правилам, требующими того, чтобы пользователи стали составителями этих правил. Все это способствует лучшему пониманию алгоритмов, используемых для описания значений, а также математических моделей, применяемых для описания областей электронной таблицы.

Перечень дисциплин:

Ботаника - 10 %, зоология -2%, микробиология -8%, анатомия человека -5%, физиология растений -1%, физиология человека и животных - 3%, цитологии -2%, гистология -2%, биохимия и молекулярная биологи -12%, генетика и селекция -3%, эволюционное учение 2%, экология и рациональное природопользование -1%, почвоведение с основами растениеводства -1%.

Обучаемые понимают смысл выполняемых расчетов (как исходных, так и проводимых в ходе выполнения логической последовательности), так как они активно вовлечены в процесс определения соотношений между входящими в расчеты компонентами. Все это позволяет пользователю развивать математическую логику, используемую в расчетах, лучше понимать соотношения и процедуры расчетов, а также выполнять абстрактные логические умозаключения.

Внедрение информационных технологий качественно меняет самообразование, а экономическое благосостояние общества зависит от способности системы образования подготовить будущих специалистов с необходимыми технологическими навыками».

Анализ литературных источников показывает, что информационные технологии в сфере образования применяются в различных вариантах, основными из которых являются:

- освоение компьютерных технологий в составе стандартного набора программных пакетов (MS Windows, MS Word, MS Excel, FoxPro, Паскаль, Бейсик, Си и др.);

- в процессе освоения рассматривается реализация отдельных расчетов, обработок данных, из области, связанной с будущей профессиональной деятельностью;

- изучение вопросов какой-либо предметной области (в том числе и компьютерных технологий) с использованием специально разработанного для этих целей программного продукта;

- изучение какого-либо специализированного, ориентированного на использование в конкретной профессиональной области пакета программ (АРМ руководителя, АРМ финансиста и т.д.);

- использование программного тестирования в системе контроля знаний студентов;

- в перспективе - использование электронных коммуникаций в системе образования (сбор и обработка информации по запросам, обеспечение дистанционного обучения и т.п.).

Преобразования, вносимые компьютерными технологиями в различные сферы человеческой деятельности, не могут не оказывать влияния на сферу образования. Компьютеры являются не только техническим средством учебного процесса, но приводят к формированию нового интеллектуального фона, новой обстановки, которую человек, начиная с первых ступеней обучения, должен органически и естественно использовать для своего развития и профессионального роста на протяжении всей сознательной жизни.

Построение учебного процесса на базе компьютерных технологий открывает перед преподавателем новые возможности, но требует от него и совершенно новых знаний, нового мышления, новых принципов и форм обучения. Каждый педагог независимо от преподаваемой им дисциплины должен пройти путь от преподавателя - пользователя до преподавателя - постановщика занятий и содержательных курсов в информационно насыщенных средах.

Сегодня становится все более очевидным, что владение методами и технологиями обработки экономической информации, навыками анализа информации является не менее важным, чем изучение и запоминание научных фактов.

Для студентов педагогических специальностей является совершенно необходимым освоение профессиональных дисциплин, базирующееся на применении информационных технологий и анализе экономической информации.

Преодолению сложившейся практики в профессиональной подготовке студентов и обеспечению профессионального использования компьютерных технологий при изучении спецкурса «Экономическая информатика» на наш взгляд может способствовать:

- организация меж кафедральных внутри ВУЗовских стажировок преподавателей информатики и профессиональных дисциплин, призванных способствовать интеграции экономических знаний и информатики;

- освоение преподавателями дисциплин, связанных с изучением информационных технологий и экономической информатики как базы для эффективного построения профессионально ориентированного спецкурса «Экономическая информатика».

 

АВТОР: Немиров О.И.