24.01.2013 10398

Особенности самосознания и самооценки младших подростков

 

Младший подростковый возраст (11-12 лет) является периодом повышенной активности, значительного роста энергии и стремления к деятельности. «Перед нами возраст, который характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия» (П.М.Якобсон, 1998, с. 118)

В «Практической психологии образования» формулируются следующие основные задачи развития в этот период. Эти задачи относятся к развитию:

- нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

- широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

- интереса к другому человеку как личности;

- интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

- чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

- форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

- моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

- представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

В связи с изучением представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях особо необходимо коснуться таких задач развития, как формирование внутренних критериев самооценки, интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа и развитие чувства взрослости.

Центральным личностным новообразованием подросткового периода считается становление нового уровня самосознания, Я-концепции. Подросток стремится понять себя, оценить свои возможности, различить то в чем он похож и чем отличен от других. У него постепенно вырабатывается собственные критерии оценивания себя, формируется сложная система самооценок. Значимость оценки окружающих постепенно уступает место самооценке, формируется представление о Я-идеальном, которое, сопоставляясь с Я-реальным, становится подлинной основой Я- концепции. Представления о себе подростка обладают максимальной неустойчивостью. «Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию» (И.Ю.Кулагина, 2001, с.293).

«У подростков сохраняется еще психологическая зависимость младших подростков от близких взрослых, чье мнение и оценка во многом определяют представления о себе и оценку себя. Зависимость от взрослых проявляется не только в когнитивной сфере, но, в еще большей степени в эмоциональной. Таким образом, ощущение ценности своего «Я» для других воспринимается подростками через призму, с одной стороны, ожидаемых положительных отношений других, их оценок возможностей, способностей и поведения подростков, с другой, общего положительного отношения к себе» (Беляева О.В., 2001, с. 12-13).

Серьезно различается самооценка и самоотношение у младших подростков десяти, одиннадцати и двенадцати лет.

Так, у десятилетних младших подростков в самооценке превалирует свойственный этому периоду положительный эмоциональный настрой и жизнерадостное настроение. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, если не опирается на оценку своей реальной успешности, в ситуации неуспеха теряется. Утрачивается и положительное отношение к ситуации и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

У одиннадцатилетнего подростка с возникновением желания себя понять, появляется потребность в самооценке. Но у подростка еще нет ни умений, ни возможности, ни критериев себя оценить, поэтому для него становится важной объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей школьника: на нее начинает действовать новый фактор - ориентация на реальные достижения.

В этом возрасте еще отсутствуют средства ясного выражения мыслей, переживаний, оценок, чувств, связанных с Я. Это ещё обусловлено слабым развитием рефлексивного анализа (особенно это заметно у мальчиков). Следует упомянуть и о том, что становится заметным рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок.

В двенадцать лет, с усилением интереса к собственному внутреннему миру, формируется умение думать и говорить о себе. Подростки находят необходимые для этого слова, развивается личностная рефлексия. Снимается аффективный барьер, и подростки достаточно охотно, открыто говорят о себе, о своих интересах, увлечениях, с интересом участвуют в разговорах со взрослыми и сверстниками, касающихся «проблем Я».

В этом возрасте основу самооценки составляют представления о собственных возможностях, интересах. Подростки пытаются оценить собственный рост, развитие, демонстрируют желание разобраться в происходящих в себе переменах.

В подростковом возрасте наиболее актуальными и эмоционально значимыми являются Я-прошлое и Я-будущее, к которым школьник «примеривает» свое Я-настоящее, испытывая при этом амбивалентное отношение к первым двум.

Поливанова К.Н. замечает: «Возникающая тенденция к дифференциации самооценки прослеживается и у младших подростков. В исследованиях по самооценке (self-esteem) у детей 11-12 лет обнаружено падение самооценок реального Я» (К.Н.Поливанова, 2000, с. 151-152).

Характер самооценки связан с особенностями, соотношением и реализацией Я-идеального и Я-реального. Особенностью самооценки является то, что частные самооценки, вне зависимости от знака «+» или «-», моментально становятся всеобъемлющими. Зачастую самооценка обладает крайними значениями: либо очень хорошо, либо очень плохо. Подросток стремится к максимальной реализации Я-идеального, в противном случае любые другие достижения нивелируются.

При неудачах, которые резко снижают самооценку, подросток не оценивает себя постоянно очень низко, он все же предполагает в будущем взять реванш, компенсируя прошлые промахи, и выйти на новый уровень достижений и воплощения Я-идеального.

Процесс формирования самооценки происходит под одновременным влиянием двух тенденций: во-первых, повышается значимость оценок окружающих и, во-вторых, усиливается ориентация на внутренние критерии, на самооценку. В разных ситуациях возможно преобладание то одной, то другой тенденции. Значимость оценок окружающих, позволяющая подростку учиться смотреть на себя со стороны, глазами других, получило свое воплощение в «феномене воображаемой аудитории».

Критерии самооценок в этот период все-таки отличаются несамостоятельностью: во многом они еще заимствованы у взрослых. Подросток продолжает еще примерять к себе критерии оценки взрослого.

У подростков формируется конфликтная установка на самооценку, в ситуациях, когда взрослые предъявляют высокие требования к ним. Она отличается от низкой самооценки не своими внешними проявлениями, сходными с ней, а тем, что таит в себе завышенные притязания.

В младшем (11-12 лет) подростковом возрасте в связи с неустойчивостью отношения к себе становится особенно значимым удовлетворение потребности в устойчивой, удовлетворяющей самооценке (возможно и низкой).

«Аффект неадекватности» неизбежен у подростка, когда в его самооценке случается конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе.

Умение правильно, по объективным критериям оценивать свой успех и неуспех служит развитию самооценки. Поэтому важно обучать подростков анализу собственных успехов и неудач для формирования у них адекватных критериев.

Также одним из центральных моментов развития в 11-12 лет становится формирующееся «чувство взрослости».

Младший подросток, остро ощущая, что он уже не ребенок, начинает стремиться к независимости, самостоятельности, утверждению своих равных, с его точки зрения, прав со взрослым, признанию своего права на личное достоинство и требует от взрослых уважать эти стремления и считаться с ними.

«Это переживание имеет существенное значение для развития личности в подростковом возрасте. Оно выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения подростков, подтверждают представление о них как о взрослых. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости (образцы которых подростки часто находят в особой юношеской субкультуре), а также моральные нормы, присущие взаимоотношениям взрослых людей» (Практическая психология образования, 2004, с. 394).

Т.В.Драгуновой (1977) были выделены такие направления развития взрослости, как подражание внешним проявлениям взрослости в одежде, украшениях, лексике, способах проведения досуга и т.п.; ориентация на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины» (внешние признаки и личностные качества). В современном представлении образ «настоящего мужчины», как правило, соответствует традиционным мужским ценностям, образ «настоящей женщины» включает как традиционно женские, так и мужские качества; социальное взросление предполагает овладение умениями, присущими видам деятельности, осуществляемых взрослыми, для овладения ими необходимо деловое сотрудничество подростка и взрослого, основывающееся на доверии и уважении взрослого к подростку; интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении быть компетентным, полноценно участвовать во взрослой жизни, знать и уметь многое по-настоящему.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, усваивающимися подростками в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. «Интересно, что подростковый «кодекс» товарищества интернационален, так же как и книга А.Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом «Один за всех и все за одного» (И.Ю.Кулагина, 2001, с. 289).

Это подтверждается и экспериментальными исследованиями современных ученых (О.В.Романова, 2002, с. 8): «идеал младшего подростка прежде всего деятельный (активный, энергичный) и эмоциональный. Большое значение подростками 10-11 лет придается волевым качествам человека и его умственным способностям. По сравнению с идеалом младшего подростка идеал подростка 12-13 лет представлен показателями таких качеств, как самостоятельность, честность».

Направления в развитии взрослости определяются психологическим механизмом присвоения (интериоризции) соответствующих образцов не только взрослых, но и сверстников, в глазах коих подростку особенно важно быть взрослым и он заимствует у товарищей «взрослые» черты.

Современные исследователи указывают, что новообразованием младшего подросткового возраста является ответственное действие (В.В.Башев, 2000, с. 17).

Д.И.Фельдштейн отмечает: «Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознании как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростков в общественном признании, что при отсутствии реальных возможностей утверждения новой социальной позиции обусловливает в итоге развертывание предметно-практической деятельности» (1994, с. 141).

«Нельзя забывать, что для подростка социально-ценные действия должны сопровождаться необычным, отличающимся от «прозы жизни», должны быть связаны с романтикой тайны, романтикой подвига» (П.М.Якобсон 1998, с. 143).

Данные исследований (Поливанова К.Н., 2000, Курышева О.В., 2000) свидетельствуют, что в период отрочества свою взрослость подросток стремится утвердить дома, в семье, отношения с родителями становятся особенно значимыми и эмоционально напряженными. Конфликтное поведение первоначально (примерно в возрасте 10 лет) проявляется в общении с бабушками, дедушками, братьями и сестрами. Оно сопровождается проявлением форм детского поведения (повышенное требование защиты, ласки, отказ от выполнения новых требований).

Позже, примерно с 11 лет конфликтность проявляется прежде всего в отношениях с матерью. В этот период существенно расширяется сфера проявления взрослости в поведении, а также становится больше тех областей, где мнение взрослых становится незначимым. Подросток демонстративно отказывается форм поведения, кажущихся ему детскими.

А с 12 лет возрастает значение общения с отцом, признание которым достижений подростка становится для того наиболее важным (Практическая психология образования, 2004, с. 397).

С развитием чувства взрослости требования взрослых к подростку постепенно начинают наполняться содержанием, состоящим из «житейских мелочей». По отношению к этим требованиям подросток и взрослый занимают зачастую диаметрально противоположные позиции, служащие источником конфликтов и трудных ситуаций.

Позднее, уже в 12-13 лет появляются первые признаки конфликта ценностей. Подросток стремится отстаивать собственные взгляды и ценности, отстаивать свое представление о чувствах, противопоставляя их нормам и требованиям взрослых.

«Объяснение этому отыскивается в ином смысле для личности подростка, приобретаемого им нравственного развития, связанного с особенностями его мышления и представлениями о себе. Ж.Пиаже показал, что в период между 12 и 13 годами для подростка становятся личностно значимыми и эмоционально окрашенными ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни» «Практическая психология образования, 2004, с. 398).

Хотелось бы обратить внимание на еще одну важную особенность младшего подросткового возраста, отмечаемую особенно часто современными исследователями, и связанную своими основными характеристиками с необходимыми условиями реализации совладающего поведения, - это субъектность.

В работах Е.Н.Волковой (1998) субъектность определяется как интегративное свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке. Существенно то, что в основе этого свойства лежит отношение к себе, как к деятелю.

Атрибутивными характеристиками субъектности являются активность, самостоятельность, сознательность, связанная со способностью к целеполаганию, возможность свободы выбора и ответственность за него, уникальность (Г.С.Батшцев, 1969; С.Л.Рубинштейн, 1976; В.Ф.Сафин, 1985; М.С.Каган, 1988; Е.НВолкова, 1997).

Вот, что пишет в связи с этим Н.В.Зотикова, изучавшая личностные предпосылки субъектности младших подростков: «В младшем подростковом возрасте субъектность как интегративное личностное образование еще не существует. На этой стадии можно говорить только о существовании личностных предпосылок развития субъектности.Основу развивающейся субъектности младших подростков составляют следующие характеристики самосознания: позитивное самоотношение, осознание своей уникальности, а также стремление реализовать свою уникальность в сфере достижений и в межличностном взаимодействии на основе субъект-субъектного общения» (Н.В.Зотикова, 2002, с. 25-26).

Анализ литературы позволяет нам говорить о том, что младший подростковый возраст всесторонне изучен психологами.

 

Автор: Москвитина О.А.